Почему официальные энергосберегающие мероприятия для многоквартирных домов не приводят к экономии теплопотребления? Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС (определение, классификации, характеристики) Почему в перечень основных мер

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

1.2.4.1. Принципы организации защиты от ЧС

Принципы защиты - это основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.

Основные принципы защиты населения:

мероприятия по обеспечению безопасности проводятся за­благовременно на всей территории России (во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах экономики), т.е. принцип заблаговременности (превентивности) проведения мероприятий защиты;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, т.е. принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам;

ликвидация ЧС должна осуществляться силами и средствами. организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, т.е. принцип самостоятельности ликвидации ЧС. Только для ликвидации крупномасштабных ЧС привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

все мероприятия по защите в ЧС должны выполняться, по возможности, параллельно (укрытие в защитных сооружениях, обеспечение СИЗ и эвакуация людей, оборудование подъездных путей, тушение пожаров, перекрытие магистральных газовых и с ОХВ трубопроводов и т.д.) с привлечением максимально возможного количества сил и средств, т.е. принцип комплексности проведения мероприятий защиты.

Реализация принципов защиты населения должна проводиться под руководством органов исполнительной власти всех уровней и руководителей объектов экономики, которые несут за это ответственность. Обязательным является неукоснительное соблюдение персоналом ОЭ и населением правил поведения и действий в ЧС.

В соответствии с принципом заблаговременности проведения мероприятий защиты отделы (управления) ГОЧС всех уровней должны выполнить следующую работу:

создать, проверить и поддерживать в постоянной готовности систему связи и оповещения персонала ОЭ и населения о ЧС;

организовать непрерывное наблюдение и контроль за обстановкой на OЭ и окружающей средой с целью раннего выявления возможного развития ЧС;

накопить фонд защитных сооружений для персонала ОЭ и населения;

спланировать и подготовиться к эвакуации персонала ОЭ и населения;

подготовить пункты временного размещения и длительного проживания эвакуируемых;

накопить необходимое количество средств индивидуальной защиты для обеспечения ими персонала ОЭ и населения;

организовать обеспечение защиты продовольствия, воды от различных видов заражения;

спланировать и отработать медико-профилактические и ле­чебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;

спланировать и выполнить все мероприятия по обеспечению устойчивой работы ОЭ в условиях ЧС и другие работы.

1.2.4.2. Основные способы защиты от ЧС

Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС являются:

инженерная защита, т.е. укрытие людей в защитных сооружениях;

эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС;

использование средств индивидуальной защиты.

В зависимости от конкретных условий используется тот или иной способ защиты или несколько способов одновременно.

Однако следует заметить, что эффективность защиты не может быть достигнута только этими способами. Для их обеспечения проводится ряд мероприятий защиты как до выполнения этих способов, так и после их выполнения.

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

предупредительные мероприятия;

защитные мероприятия;

аварийно-восстановительные мероприятия (работы).

К предупредительным относятся мероприятия, проводимые заблаговременно:

предупреждение чрезвычайных ситуаций;

планирование защиты ОЭ и населения от ЧС;

создание фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;

обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС;

подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

К защитным мероприятиям относятся:

выявление и оценка обстановки в ЧС, в том числе путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;

оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения;

использование средств индивидуальной защиты;

дозиметрический и химический контроль;

медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением;

организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

К аварийно-восстановительным работам (мероприятиям) относятся первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

Предупредительные мероприятия

1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также подготовку к чрезвычайным ситуациям.

Важное место в предотвращении ЧС занимает прогнозирование возникновения ЧС. Техногенные аварии (катастрофы) с допустимой вероятностью можно спрогнозировать и на основе анализа причин, по которым аварии могут произойти, принять меры по их предотвращению.

Есть определенные наработки в вопросе прогнозирования опасных природных явлений, но их человек (и в целом человечество) полностью предотвратить не может.

Профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации предполагает проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них.

Профилактика техногенных ЧС заключается в недопущении аварий (или предотвращении возникновения источника ЧС) путем исключения технических (проектных, строительно-монтажных и эксплуатационных) ошибок и повышения надежности и устойчивости объекта, а также устранения причин аварий за счет соблюдения технологии строительства, технологии и регламента эксплуатации, правил и мер безопасности.

Под подготовкой к чрезвычайным ситуациям понимается комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созданию на определенной территории или на потенциально опасном объекте условий для защиты населения и материальных ценностей, от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения эффективных действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из мероприятий предотвращения ЧС техногенного характера является декларирование безопасности промышленного объекта.

Декларирование безопасности промышленных объектов предполагает прогнозирование возможных рисков (отказов аварий) на проектируемом объекте и анализ ранее свершившихся отказов и аварий на функционирующем объекте и на этой основе определение мер по обеспечению безопасности производства и обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации ЧС.

Данная декларация разрабатывается на основании постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».

Рассмотренный перечень мероприятий позволяет либо предотвратить техногенную ЧС, либо уменьшить масштабы ее воздействия на людей, т.е. защитить человека.

Планирование защиты ОЭ и населения от ЧС

Для уменьшения возможных масштабов последствий ЧС забла­говременно проводится подготовка ПОО, территории и населения. Она складывается из планирования и проведения инженерно-технических и специальных мероприятий ГО, подготовки материальной базы, подготовки персонала и населения к действиям в ЧС (обучение), подготовки и обучения формирований ГОЧС.

Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях - это комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, ИТ и СМ, заблаговременно проводимых на территории субъектов Российской Федерации с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

В интересах ГО осуществляется подготовка загородной зоны (на случай эвакуации ОЭ и персонала в эту зону), усовершенствуются транспортные магистрали, резервируются водоисточники и т.д.

При проведении инженерно-технических мероприятий местность оборудуется специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными, противоселевыми, противооползневыми и др.). Кроме того, осуществляется надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов).

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях включает комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий РСЧС, осуществляемых на объекте народного хозяйства с целью:

обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайной ситуации;

создания условий для предотвращения аварий или катастроф;

противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайной ситуации;

предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения;

оперативного проведения неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

На каждом объекте экономики для организации его защиты от чрезвычайных ситуаций разрабатывается перечень различных документов . Основными из них являются:

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

план гражданской обороны объекта;

план эвакуации объекта.

Текущая работа комиссии по ЧС (КЧС) и отдела по делам ГОЧС организуется на основе приказов и распоряжений начальника ГО объекта и в соответствии с годовыми планами работ КЧС и отдела по делам ГОЧС.

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта» разрабатывается на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности с учетом их специфики. Этот план содержит два раздела.

Первый раздел - «Краткая географическая и социально-эконо­мическая характеристика объекта и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС» включает:

структурные элементы объекта, их характеристику; перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории;

краткую оценку возможной обстановки на объекте при возникновении ЧС;

перечень предупредительных мероприятий по защите объекта и их ориентировочный объем, по предотвращению и снижению последствий ЧС.

Второй раздел – «Мероприятия по защите при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий» включает:

мероприятия при угрозе возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);

мероприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим ЧС);

обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР;

проведение АСДНР;

организацию взаимодействия между органами и силами, при­влекаемыми к действиям в ЧС;

управление мероприятиями и действиями в ЧС.

«План гражданской обороны объекта» определяет организацию и порядок перевода объекта с мирного на военное время, порядок работы в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

В структурных подразделениях ОЭ планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана ГО объекта, определяющие порядок оповещения, получения средств индивидуальной защиты, проведения эвакуации, а также состав и задачи гражданских организаций ГО, формируемых данным подразделением.

Начальники служб ГО объекта разрабатывают планы служб по обеспечению мероприятий ГО.

Планы гражданской обороны ОЭ разрабатываются отделом ГОЧС во взаимодействии с руководителями структурных подразделений объекта, подписываются начальником отдела ГОЧС, согласовываются с вышестоящими управлениями ГОЧС и утверждаются начальником ГОЧС объекта.

План гражданской обороны ОЭ состоит из трех разделов и приложений.

Первый раздел «Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника» включает:

краткую характеристику объекта; особенности, влияющие на организацию и ведение ГО на объекте;

краткую оценку возможной обстановки на объекте после нанесения ударов противником (радиационной, химической и биологической обстановки; степени разрушения зданий, потерь персонала; объем АСДНР);

выводы из оценки возможной обстановки.

Второй раздел «Выполнение мероприятий ГО на объекте при планомерном приведении ее в готовность» включает: объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности ГО и организацию защиты персонала и членов их семей, управления и связи, выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта, проведе­ния АСДНР, основных видов обеспечения и взаимодействия с терри­ториальными органами по ГОЧС.

Третий раздел «Выполнение мероприятий ГО на объекте при вне­запном нападении противника» включает: организацию и проведение мероприятий по сигналам о воздушной опасности («Воздушная тревога») и об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»).

«План эвакуации объекта» должен состоять из:

текстовой части (эвакуации в ЧС природного и техногенного характера; эвакуации и рассредоточения в военное время);

приложений (перечень исходных данных для планирования эвакуационных мероприятий; данные по численности и категориям персонала и членам их семей, а также по состоянию дорожно-транспортной сети, транспорта, медицинского обес­печения эвакуации и эвакуационных органов).

План эвакуации (рассредоточения) разрабатывается эвакокомиссиями на картах с пояснительной запиской и осуществляется на основании «Приказа начальника ГО объекта о проведении эвакуации и рассредоточения».

В соответствии с «Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС» и «Планом гражданской обороны» объектов экономики предусматриваются организация радиационной и химической разведки, укрытие персонала в защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях - ПРУ), обеспечение фильтрующими средствами защиты органов дыхания (СИЗОД), антидотами, радиопротекторами, противобактериальными средствами и средствами обеззараживания, т.е. создание различных фондов.

К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что строительство защитных сооружений практически прекратилось, а 12% имеющихся убежищ и ПРУ приведено в негодность.

Фонд защитных сооружений (ЗС) на ОЭ должен обеспечивать укрытие наибольшей рабочей смены (НРС). При недостатке ЗС в ранее упомянутых «Планах...» должно быть запланировано строительство быстровозводимых убежищ (БВУ) и простейших укрытий (щелей, траншей, землянок, блиндажей). Но для этого необходимо предусмотреть силы, средства и строительные материалы.

До получения СИЗОД персонал ОЭ должен воспользоваться простейшими ватно-марлевыми повязками (ВМП) и противопыльными тканевыми масками (ПТМ), запасы которых нетрудно создать на ОЭ. ВМП и ПТМ надежно защищают органы дыхания человека от РВ, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Но если их увлажнить 2%-ным раствором питьевой соды или 5%-ным раствором лимонной кислоты, то будет обеспечена в определенной степени защита соответственно от паров хлора и аммиака. В связи с этим во всех структурных подразделениях ОЭ (ближе к персоналу) должны быть созданы запасы питьевой соды, лимонной (уксусной), борной кислоты и др., а также обеззараживающих веществ.

Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

§ оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

§ эвакуацию и рассредоточение;

§ инженерную защиту населения и территорий;

§ радиационную и химическую защиту;

§ медицинскую защиту;

§ обеспечение пожарной безопасности;

§ подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС и другие.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Составной частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий для защиты населения обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

В мире сегодня есть множество экологических проблем. Они различны, от исчезновения видов животных и растений до угрозы вырождения человечества. На данный момент существует множество теорий, большое внимание в которых уделяется нахождению рациональных путей решения всех этих проблем, предлагаются различные мероприятия по охране окружающей среды. На бумаге, к сожалению, все гораздо проще, чем в реальности.

Во многих странах на первом месте стоит проблема экологии. Однако в России, особенно раньше, ей не уделяется должного внимания. Сейчас на эту проблему стали обращать больше внимания. Начинают проводиться различные мероприятия по охране окружающей среды. Однако этого недостаточно, необходимо лучше заботиться о природе.

Что такое охрана окружающей среды?

Это совокупность региональных, государственных и международных правовых актов, стандартов и инструкций, которые доводят до конкретного загрязнителя общие юридические требования и обеспечивают заинтересованность его в их выполнении, осуществлении различных природоохранных мероприятий. Только в случае, когда эти части по темпам развития и содержанию соответствуют друг другу, то есть складываются в некую единую систему охраны природной среды, можно рассчитывать на успех.

Так как задача охраны природы от пагубного воздействия человека не была вовремя решена, сегодня все чаще ставится проблема защиты людей от воздействия изменившейся окружающей среды.

Объекты охраны

В России был принят закон "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с ним следующие объекты подлежат защите:

Охрана вод

Очень важной является проблема охран вод. Основной задачей здесь является регулирование отношений для обеспечения нужд хозяйства и населения. Существуют также и другие задачи:

Ликвидации и предупреждения вредного воздействия вод;

Охрана их от истощения, засорения и загрязнения;

Улучшение состояния различных водных объектов;

Укрепление законности в сфере водных отношений, охрана прав учреждений, организаций, предприятий и граждан.

Кроме того, регулируется строительство, проектирование, размещение, ввод в эксплуатацию сооружений, предприятий и иных объектов, которые влияют на состояние вод. Следует следить за тем, как осуществляются эти мероприятия по охране окружающей природной среды.

В эксплуатацию запрещается вводить:

Реконструированные и новые агрегаты, цеха, предприятия, коммунальные и иные объекты, которые не обеспечены устройствами, предохраняющими воды от засорения и загрязнения;

Обводнительные и оросительные системы, каналы и водохранилища до проведения мероприятий, предусмотренных проектами по предотвращению эрозии почв, засоления земель, заболачивания, подтопления, затопления и др.;

Осушительные системы, до того как будут готовы водоприемники и иные сооружения, которые утверждены проектами;

Выполненные без рыбозащитных устройств водозаборные сооружения в соответствии с проектами;

Буровые скважины без их оборудования специальными водорегулирующими устройствами, а также в случае отсутствия зон санитарной охраны в соответствующих случаях;

Гидротехнические сооружения, до того как будут готовы устройства для пропуска рыбы и паводковых вод в соответствии с предусмотренными проектами;

Нельзя также наполнять водохранилища до того, как будут осуществлены мероприятия по подготовке ложа, предусмотренные проектами.

Воды в обязательном порядке подлежат охране от истощения, засорения и загрязнения, способных причинить вред здоровью людей и повлечь за собой ухудшение условий водоснабжения, уменьшение запасов рыбы и иные неблагоприятные явления, вызванные изменениями биологических, химических и физических свойств воды: ограничение способности их к естественному очищению, а также нарушение гидрогеологического и гидрологического режима вод. Запрещается сброс в них бытовых, производственных и иных видов отбросов и отходов.

Мероприятия по охране окружающей среды при строительстве

Большое значение имеет также выбор территории, предназначенной для строительства новых городов или иных населенных пунктов и расширения уже существующих. Нужно выбирать места на землях, имеющих несельскохозяйственное назначение либо непригодных для ведения сельского хозяйства, либо использовать сельскохозяйственные земли наихудшего качества в случаях, если для освоения их нужно осуществлять специальные инженерные мероприятия.

Земли, свободные от застройки, которые находятся в пределах установленных для данного города или иного населенного пункта границ, подлежат первоочередному освоению.

Требования к застройке и планировке населенных пунктов

Нужно отметить, что следует добиваться исполнения санитарных требований, которые предъявляются к застройке и планировке населенных пунктов. Перечислим основные из них.

1) Застройка и планировка должны предусматривать создание максимально благоприятных для здоровья и жизни людей условий.

2) Промышленные предприятия, жилые массивы и иные объекты должны быть размещены так, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия вредных факторов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения.

3) При строительстве и проектировании поселков городского типа и городов должны быть предусмотрены: канализация, водоснабжение, озеленение, устройство уличных покрытий, обеспечение санитарной очистки, а также иные виды благоустройства.

4) Необходимо обязательное заключение санэпидемслужбы при предоставлении под строительство земельных участков, утверждении проектов застройки и планировки населенных пунктов, вводе промышленных предприятий, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и др.

Проблема здравоохранения

Из всех названных выше проблем вытекает главная - проблема здравоохранения. За ущерб, который мы приносим ежедневно природе, она нам платит в двойном размере. Очень трудно сейчас найти абсолютно здорового человека. Необходимо проводить мероприятия по охране труда и окружающей среды, направленные на обеспечение санитарной охраны атмосферного воздуха, почвы и водоемов, на оздоровление внешней среды и др.

Главная > Урок

Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии: * Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.* Если вы находитесь в своем доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприемник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приему информации о дальнейших действиях.* Обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы.Как действовать при химической аварии: При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и о рекомендуемых действиях.Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трехсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака). При невозможности покинуть зону поражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.Как действовать после химической аварии: При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду снимите и выбросьте в определенное место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птиц, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.Как действовать при угрозе гидродинамической аварии: При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2–3 суток. Имущество, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.Дополнительные материалы к § 10 Анализ последствий аварии на Чернобыльской АЭС За время развития ядерной энергетики (с 1957 г.) случились три крупные аварии на АЭС: в 1957 г. в Великобритании (Виндскейл), в 1979 г. в США (Три-Майл-Айлен) и в 1986 г. в СССР (Чернобыль).26 апреля 1986 г. на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв реактора с разрушением его активной зоны и интенсивным выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ в течение 10 суток. В результате радиоактивному загрязнению подверглись территории России, Белоруссии и Украины, а также территории стран Балтии и ряда других европейских государств. В результате взрыва на станции погибли 2 человека, 145 человек из работников станции, пожарных и других ликвидаторов последствий получили дозу облучения от 100 до 1600 бэр. 27 человек из них вскоре скончались. Выброшенные из реактора радионуклиды создали вблизи него и в пределах 30<километровой зоны большие уровни радиации, жители из этихрайонов были эвакуированы. Позже к этой зоне эвакуации присоединили местности, где суммарная доза получения населением облучения к первому году после аварии могла бы превысить 10 бэр. Необходимо отметить, что наибольшую угрозу здоровью неэвакуированного населения представляло загрязнение воздуха и почвы радиоактивным йодом. Попав внутрь, он активно захватывался из крови щитовиднойжелезой, приводя к местному облучению в дозах более 300 бэр. Из-за нерешительности и некомпетентности руководителей местных органов власти решение на проведение йодной профилактики было принято с большим опозданием – 6 мая 1986 г. В результате большие дозы облучения (более 300 бэр) щитовидной железы получили тысячи людей.Анализ последствий аварии на химическом предприятии в Бхопале. Самые трагические последствия принесла химическая авария, которая произошла на химическом предприятии в городе Бхопале (Индия). В ночь с 2 на 3 декабря 1984 г. в результате технологической аварии сжиженное вещество с силой вырвалось из подземных цистерн, превращаясь в летучий газ. Произошла утечка более 40 т метилизоцианида – высокотоксичного газа, служащего промежуточным продуктом при изготовлении пестицидов. Ядовитое облако накрыло 40 км2 городских кварталов. Ветер в то время был несильным, и смертоносное облако не распространилось дальше. В результате этой химической аварии погибло около 2,5 тыс. человек, свыше 500 тыс. получили серьезные отравления.Выводы: 1) Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидроузлы), является его оповещение и информирование.2) В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите. III . Закрепление материала; - Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ. - С какой целью создается система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций? IV . Итог урока V . Домашнее задание: § 10, стр. 50-55: Задания: 1. Продумайте план обеспечения личной безопасности в случае чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая могла бы произойти в вашем регионе?2. Учитывая условия проживания в вашем регионе, подготовьте сообщение на тему «Алгоритм моих действий при наводнении» ТЕМА: ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Цель урока: Сформировать у учащихся убеждение в том, что обеспечение воинской обязанности РФ в настоящее время стало важнейшим направлением деятельности государства.Занятие: 3/1 Урок 11 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс:

Ход урока:

I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий ЧС техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ. - С какой целью создается система оповещения населения при угрозе возникновения ЧС? - Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно или химически опасном объекте? - Какие укрытия простейшего типа применяются как коллективное средство защиты от оружия массового поражения? II. Основная часть : §. 11, стр. 56-59 Оборона государства - это система политических, экономи-ческих, социальных и правовых мер по подготовке к вооружен-ной защите и вооруженная защита Российской Федерации, це-лостности и неприкосновенности ее территории. Безопасность - состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и го-сударства. В начале нового столетия обозначились процессы повышения ро-ли военной силы для обеспечения политических и экономических ин-тересов государств мира. В настоящее время сильные Вооруженные Силы Российской Федерации приобретают геополитическое значение. В связи с этим особое значение имеет оборона нашего государст-ва - Российской Федерации. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз националь-ной безопасности России. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суве-ренитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В современной международной обстановке существуют три типа, угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых яв-ляется в определенной степени функцией Вооруженных Сил Россий-ской Федерации:* внешние;* внутренние;* трансграничные.К основным внешним угрозам относятся: * развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;* территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;* вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со сто-роны иностранных государств;* наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложив-шегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;* вооруженные провокации, включая нападения на военные объек-ты Российской Федерации, расположенные на территориях зарубеж-ных государств, а также на объекты и сооружения на государствен-ной границе Российской Федерации или на границах ее союзников;* действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;* дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.К основным внутренним угрозам относятся: * попытки насильственного изменения конституционного строя и на-рушение территориальной целостности России;* планирование, подготовка и осуществление действий по наруше-нию и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информа-ционной инфраструктуры;* создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;* незаконное распространение на территории Российской Федера-ции оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;* широкомасштабная деятельность организованной преступности, уг-рожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;* деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.К основным трансграничным угрозам относятся: * создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;* деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда-ние угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;* трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих националь-ной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;* деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;* угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с при-менением компонентов оружия массового поражения. Выводы 1. В настоящее время обеспечение военной безопасности Россий-ской Федерации стало важнейшим направлением деятельности госу-дарства. 2. Главной целью в данной области является обеспечение возмож-ности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учетом рациональных затрат на национальную оборону.3. Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом ро-ли и места нашей страны в современном мире.4. Вооруженные Силы Российской Федерации в настоящее вре-мя играют главную роль в обеспечении военной безопасности госу-дарства.Дополнительные материалы. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Извлечения)III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации … Угроза криминализации общественных отношений, складываю-щихся в процессе реформирования социально-политического устрой-ства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения ре-форм в экономической, военной, правоохранительной и иных облас-тях государственной деятельности, ослабление системы государствен-ного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и от-сутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются ос-новными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структу-рами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропрово-дящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по Предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. … Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.… Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.… Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. III . Закрепление материала; - Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России? - Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на-циональной безопасности России? IV . Итог урока V . Домашнее задание: § 11, стр. 56-59. Задания: 1. Продумайте и подготовьте сообщение «Возрастание роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной бе-зопасности России».2. С помощью средств массовой информации и Интернета подго-товьте сообщение на тему «Трансграничная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации».3. С помощью средств массовой информации и Интернета подго-товьте сообщение на тему «Деятельность незаконных вооруженных формирований на территории Российской Федерации в 90-е годы XX I и в начале XXI в. и борьба с ними силовых ведомств». ТЕМА: ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Цель урока: Познакомить учащихся с основными особенностями современных войн и вооруженных конфликтов соответствии с их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.Занятие: 3/2 Урок 12 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Какую роль играют криминальные группировки в дестабилиза-ции обстановки в стране? - Почему слова российского императора Александра III: «У России только два союзника - ее армия и флот» - остаются актуальными и в начале XXI в.? Обоснуйте свой ответ. - Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России? - Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на-циональной безопасности России? II. Основная часть - объявление темы и цели занятия - объяснение нового материала: § 12, стр. 60-63. В настоящее время характер современных войн определяет-ся их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий. Анализ вооруженных конфликтов, имевших место в 90-х гг. про-шлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним ка-ким-либо фактором, а сложным переплетением различных социаль-но-политических, экономических, национальных и религиозных про-тиворечий и причин. Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г) наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а так-же ее союзников в соответствии с международными договорами. В связи с этим современная война может быть: по военно-политическим целям: справедливой , не противоречащей Уставу ООН, основопо-лагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии;несправедливой , противоречащей Уставу ООН, основопо-лагающим нормам и принципам международного права, подпадаю-щей под определение агрессии и ведущейся стороной, предприняв-шей вооруженное нападение;по применяемым средствам: с применением ядерного и дру-гих видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения; по масштабам: локальной, региональной, крупномасштабной. Локальная война - война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой будут военные действия вестись, как правило, в границах противоборствующих госу-дарств и затрагиваться интересы только этих государств.При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну. Региональная война - война с участием двух и более государств региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средствпоражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и кос-мическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Крупномасштабная войн а - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации (расширения) вооруженного конф-ликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительных количеств государств различных регионов мира. В круп-номасштабной войне стороны будут преследовать радикальные (ре-шительные) военно-политические цели. Существенной особенностью вооруженной борьбы будущего будет являться то, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория, что повлечет за собой значительные жертвы среди мирного населения. Главная особенность вооруженных конфликтов нового исто-рического периода будет заключаться в том, что ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей. Существующий с давних времен принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлении будет осуществляться не методом сосредоточения войск на избранном направлении, а главным образом путем массированного применения средств огневого поражения. Новые дальнобойные средства поражения в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации войск осуществлять маневр траекториями (ракет, самолетов) для нанесения массированных огневых ударов по определенным группировкам войск. А ударные группировки войск могут выдвигаться на направление главных ударов в самый последний момент.Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть способны: В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции;В случае обострения военно-политической обстановки обеспечить стратегическое развертывание Вооруженных Сил РФ и сдерживать эскалацию (Эскалация постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны) обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности;В военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи военного времени.Выводы: 1. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями.2. При этом основные задачи в вооруженных конфликтах будут ре-шаться не в ходе столкновений передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.3. Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть гото-вы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, веде-нию активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том чис-ле оружия массового поражения всех разновидностей.4. Возникает необходимость в высокоорганизованной и эффектив-ной системе гражданской обороны страны.

В статье рассматривается перечень энергосберегающих мероприятий, утвержденный приказом Минстроя России № 98/пр от 15 февраля 2017 года.

В «Перечне мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, в том числе при капитальном ремонте общего имущества МКД», утвержденных приказом Минстроя России № 98/пр от 15 февраля 2017 года, среди шести основных мероприятий по ограждающим конструкциям и трех дополнительных к таким, которые приводят к реальной экономии энергии, относится только одно!

Вот эти основные мероприятия: «1. Уплотнение входных дверей в подъезды; 2. Заделка и герметизация межпанельных соединений (швов); 4. Повышение теплозащиты крыши, устройство теплого чердака; 5. Повышение теплозащиты пола чердака; 6. Повышение теплозащиты оконных и балконных дверных блоков ЛЛУ» и дополнительные: «15. Повышение теплозащиты пола и стен подвала; 16. Остекление балконов и лоджий; 17. Дополнительное секционирование входных тамбуров».

Отличие энергосберегающих мероприятий в эксплуатируемых зданиях от реализуемых в новом строительстве, например, при дополнительном утеплении чердачных или цокольных перекрытий, в том, что в новом строительстве они приводят к уменьшению теплопотерь смежных помещений , и проектировщики учитывают это снижением площади поверхности нагрева отопительных приборов, а соответственно при эксплуатации будет достигнуто сокращение теплопотребления на отопление этих помещений.

При капитальном ремонте, если система отопления дома вместе с отопительными приборами не заменяется и не пересчитывается, и в процессе капитального ремонта дополнительно не устанавливаются автоматические терморегуляторы на отопительных приборах (а установка этих клапанов в Перечне рассматривается как дополнительное мероприятие в отличие от утепления перекрытий), то уменьшение теплопотерь приведет только к повышению температуры воздуха в смежных помещениях. А поскольку система водяного отопления запроектирована единой на весь дом, включая и места общего пользования (вестибюли подъездов, лестнично-лифтовые узлы), локальное снижение теплопотерь в отдельных помещениях не позволяет провести сокращение подачи теплоты в эти помещения. Подобные мероприятия должны рассматриваться не как энергосберегающие, а как повышающие качество коммунальной услуги по отоплению дома, и внедрять их следует только там, где эта услуга не выполняется полностью.

Из реальных энергосберегающих мероприятий остается только одно - «3. Повышение теплозащиты наружных стен до действующих нормативов» (цитирую в кавычках, подчеркивая как обязательное решение «до действующих нормативов», поскольку в предыдущих федеральных документах, за исключением СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий, такого утверждения не было. Еще более энергоэффективным решением является повышение теплозащиты оконных и балконных дверных блоков квартир также «до действующих нормативов», но поскольку теперь они не являются общедомовым имуществом, при реализации этого мероприятия надо договариваться с жителями квартир. И напомним, утепление стен должно выполняться на всех фасадах здания, а замена оконных блоков во всех квартирах одновременно. При этом получается одинаковое снижение теплопотерь всех помещений здания, что можно учесть перенастройкой контроллера, регулирующего подачу теплоты в систему отопления.

Для получения энергетической эффективности от реализации двух последних решений необходимо сопровождать их установкой автоматизированного узла управления (АУУ) подачей теплоты на отопление на вводе в дом внутриквартальных сетей отопления (при теплоснабжении от ЦТП или квартальной котельной) и подключения к ним центральной системы отопления (СО). Устройство АУУ включает замену элеватора на циркуляционно-подмешивающий насос с установкой регулирующего клапана, автоматически изменяющего расход воды из тепловой сети в систему отопления по команде контроллера, путем поддержания заданного графика температур теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учетом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления.

Это наименее затратное известное решение не нашло отражения в рассматриваемом Перечне основных мероприятий по модернизации системы отопления, но приводится более дорогое, аналогичное по энергоэффективности: «9. установка (модернизация) ИТП с установкой теплообменника отопления и аппаратуры управления отоплением, с настройкой параметров теплоносителя в системе отопления в зависимости от температуры наружного воздуха», которое в дальнейшем можно назвать АИТП (автоматизированный индивидуальный тепловой пункт). Такое решение нами рекомендуется при модернизации системы горячего водоснабжения - переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в ИТП с установкой теплообменников ГВС (мероприятие 10 основного Перечня) и СО (мероприятие 9 основного Перечня), циркуляционных насосов в местной системе ГВС и СО и аппаратуры управления теплопотреблением системами ГВС и СО.

При этом обязательны основные мероприятия Перечня: «7. Установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии» (имеется в виду при вводе в дом тепловых сетей централизованного теплоснабжения и устройстве АИТП - учета общего расхода теплоты на ГВС и СО, и отдельно расхода холодной воды на горячее водоснабжение, по которому определяется теплопотребление на ГВС, а по разности общего расхода и на ГВС - теплопотребление на систему отопления) и «8. Установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды» . В последнем случае имеется в виду, что в дом подводятся отдельно внутриквартальные сети отопления и горячего водоснабжения от ЦТП и устройство АУУ - учет проводится отдельно теплосчетчиками расхода тепловой энергии, потребляемой системой отопления, и тепловой энергии и расхода горячей воды системой горячего водоснабжения.

В отношении обязательности «установки линейных балансировочных вентилей и балансировки системы отопления» (мероприятие 11 основного Перечня) в было показано, что правильное распределение теплоносителя по стоякам обеспечивается при проектировании благодаря рекомендациям СНиП: при гидравлическом расчете трубопроводов оставлять до 70% потерь давления в стояке и только 30% на общих участках подающего и обратного розливов. При этом установка балансировочных клапанов не требуется в секционных системах отопления жилых домов 2 и 3-го поколений индустриального домостроения, как и в одно подъездных домах башенного типа, не превышающих в плане 30х20 м, и СНиПом не рекомендуется. Максимальная длина плеча таких систем (при подводе теплоносителя в центр системы) не превышает 20 м, а количество стояков на отдельной ветке системы не более 5-7 шт., что чрезвычайно мало, чтобы испытывать трудности в распределении теплоносителя. И в конечном итоге, даже там где могут быть рекомендованы балансировочные вентили, они не сокращают расход теплоносителя, а только способствуют его правильному перераспределению с тех стояков, где расход был больше, к тем, где его было недостаточно.

Следующие 3 мероприятия в Основном перечне относятся к системе электроснабжения, и в данной статье не рассматриваются.

Предложения

1. При капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов последовательность выполнения основных мероприятий , проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, должна быть:

а) при теплоснабжении от ЦТП или квартальной котельной по отдельным внутриквартальным сетям отопления и горячего водоснабжения - установка коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии отдельно на систему отопления и горячего водоснабжения с одновременным устройством автоматизированного узла управления системой отопления (АУУ) и заменой элеваторов на малошумный циркуляционно-подмешивающий насос;

б) при переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в МКД - установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поступающей из тепловой сети в дом, водосчетчика холодной воды, поступающей в водонагреватель горячего водоснабжения, и аппаратуры управления теплопотреблением системами ГВС и СО в АИТП.

Реализация этого решения за счет перенастройки контроллера АУУ на температурный график с учетом увеличения доли внутренних теплопоступлений в тепловом балансе МКД с повышением температуры наружного воздуха позволяет сократить подачу тепловой энергии на отопление по сравнению со стандартным проектным графиком не менее чем на 13% от годового теплопотребления. При наличии запаса тепловой мощности в системе отопления, когда ожидаемая расчетная нагрузка системы отопления, определенная по стандарту НОП 2.01-2014 , меньше проектного значения, например на 20% (что наблюдается даже в большей степени во всех МКД построенных с 2000 года), экономия тепловой энергии достигает 36% и более, за счет пересмотра расчетных параметров температур и расхода теплоносителя, циркулирующего в системе отопления. Так при запасе поверхности нагрева отопительных приборов Кзап = 1,2 и расчетных температурах теплоносителя без запаса t1p = 95 °C и t2р = 70 °C требуемые значения температур при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха должны быть в подающем трубопроводе системы отопления tр1тp. = 84 °C, а в обратном - tр2тp. = 63 °C. При переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в АИТП достигается дополнительная экономия тепловой и электрической энергии, из-за исключения внутриквартальных сетей горячего водоснабжения и сокращения объемов циркуляции.

И только после установки перечисленного выше оборудования следует осуществлять утепление наружных стен всех фасадов здания и по договоренности с жителями, желательно одновременно с утеплением стен, выполнять замену окон на более энергоэффективные, герметичные, с возможностью «щелевого» проветривания или наличием воздухопропускных клапанов для обеспечения вентиляции квартир. Вместе с этим возможно при необходимости утепление цокольных перекрытий, совмещенных покрытий или устройство «теплого» чердака. Уплотнение входных дверей в подъезды должно выполняться при текущем ремонте.

2. В условиях выполнения капитального ремонта при ограниченном финансировании оставление в Перечне мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, мероприятий по выполнению локального утепления ограждающих конструкций здания и не обеспечивающих реальную экономию потребляемой энергии, предоставит возможность недостаточно честным исполнителям отчитываться о якобы соблюдении требований повышения энергоэффективности, выполняя эти недорогостоящие, но не энергоэффективные мероприятия, вместо накапливания средств для проведения утепления стен фасадов и замене окон в квартирах, действительно способствующих экономии энергии.

Оценка энергоэффективности энергосберегающих мероприятий, рекомендуемая постановлением Правительства РФ от 17 января 2017 года № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД», путем сравнении теплопотребления до и после выполнения мероприятий с пересчетом на одинаковые климатические данные, носит случайный характер и не дает возможности оценить правильность режима теплопотребления, истинные резервы экономии и установить класс энергетической эффективности МКД.

Для правильной оценки надо фактическое теплопотребление до и после реализации мероприятий пересчитать на нормируемый отопительный период и сравнивать с ожидаемым расчетным расходом тепловой энергии за отопительный период после проведения капремонта , определенным по стандарту НОП 2.01-2014 . Если фактическое потребление системой отопления превышает более чем на 5% ожидаемый расчетно-нормативный расход тепловой энергии на отопление МКД, анализируются причины такого отклонения и намечаются мероприятия по их устранению.

3. В «Изменениях к постановлению № 18 от 25 января 2011 г.», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 марта 2017 г. № 275, следует отменить исключение установки устройств автоматического регулирования потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха из первоочередных требований энергетической эффективности при реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения многоквартирных домов и удалить ограничение применения этого устройства при новом строительстве «условиями наличия технической возможности». Какое может быть отсутствие технической возможности на стадии проектирования нового здания? Это условие практически позволяет не выполнять постановление Правительства РФ в данной области.

4. В связи с невыполнением основного положения постановления Правительства РФ № 18 от 25.01.2011 г. об «уменьшении показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании с января 2011 г. (на период 2011-2015 гг.) - не менее чем на 15% по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016-2020 гг.) - не менее чем на 30% по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. - не менее чем на 40% по отношению к базовому уровню» следует не вводить изменения в это постановление, а заменить его на новое с учетом новой градации повышения энергетической эффективности зданий , в том числе общественных и административных, установления новых базовых значений удельного годового расхода потребляемых зданием энергетических ресурсов и новой таблицы классов энергетической эффективности, отвечающей новой градации повышения энергоэффективности зданий.

Литература
1. Ливчак В.И. Выбор приоритета в авторегулировании теплоотдачи систем отопления жилых зданий. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, №1-2016 г.
2. Ливчак В.И. Вместо замены изношенного оборудования в ЦТП и перекладки сетей горячего водоснабжения - устройство ИТП в зданиях. «Энергосбережение», №1-2008г.
3. Рекомендации Р НП «АВОК» 3.3.1-2009. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты в зданиях взамен центральных тепловых пунктов.
4. Ливчак В.И. Сомнения в обоснованности энергоэффективности некоторых принципов автоматизации систем водяного отопления. «Новости теплоснабжения», №6-2012 г.
5. Стандарт Национального объединения проектировщиков «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» СТО НОП 2.1-2014, М. 2014. Презентация в статье В.Ливчака Об энергетическом паспорте зданий. «ЭНЕРГОСОВЕТ» №1-2015 г.
6. Ливчак В.И. Доведение энергоэффективности многоквартирных домов нового строительства до нормируемого значения. «ЭНЕРГОСОВЕТ» №2-2015 г.