Жилищно правовой кодекс рф. Жилищный кодекс российской федерации

30 июня 2015 года начала действовать новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменение стало одним из самых масштабных за всю историю документа. Всего в кодекс внесено 120 поправок.

Вступление в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ изменило сразу целый ряд новелл Жилищного кодекса РФ. Поправки касаются как вопросов управления многоквартирными домами, так и оплаты коммунальных услуг и капитального ремонта. Кроме того, законодатели впервые предусмотрели возможность привлечения кредитных средств товариществами собственников жилья. В первую очередь нужно отметить изменения, которые законодатели внесли в , которая определяет проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, теперь общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно проводиться в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции собрания законодатели отнесли принятие решении о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией или правлением товарищества собственников жилья общего собрания, а также принятие решений о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества. Кроме того, именно общее собрание собственников имеет право принять решение о необходимости привлечения кредитных средств. Председатель совета многоквартирного дома наделяется полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ , за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Принципиальные изменения произошли с формами проведения общего собрания собственников. Этому вопросу посвящена новая . Согласно нормам статьи, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:
  • очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);
  • заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 ЖК РФ);
  • очно-заочного голосования.
В новой редакции статьи 45 ЖК РФ изменен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Так собственники должны проводить ежегодное собрание в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом. При этом созывать собрания получили собственники, обладающие не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Для этого они должны обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива. По такому обращению администрация УК, ТСЖ или кооператива должна назначить дату общего собрания и в течение 45 дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания, уведомить об этом каждого собственника помещения в данном доме в установленном законом порядке. По новым правилам из статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются в виде протокола и решения, которые являются официальными документами. Эти документы, удостоверяющие факты и влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в доме, изменения объема их прав и обязанностей или освобождения от обязанностей, в принципе, подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. В «Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме» законодатели добавили несколько новых пунктов, регламентирующих порядок голосования при заочной и очно-заочной форме проведения общего собрания жильцов. Изменились также нормы статьи 12 ЖК РФ «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений», к полномочиям добавилось «определение порядка привлечения кредитных и (или) иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме». Что касается вопросов оплаты коммунальных услуг и содержания общего имущества, то в «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги» добавился новый пункт, определяющий обязанность застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома)оплачивать содержание помещений в многоквартирном доме, которые еще не были переданы другим лицам по передаточному акту или иному документу о передаче. Такая обязанность возникает с момента выдачи застройщику разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Кроме того, изменилась и теперь в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества. В новой редакции статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Для тех категорий лиц, которые по закону должны иметь приборы индивидуального учета, но не имеют их, устанавливается повышающий коэффициент к тарифам. В статье 161 ЖК РФ «Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом» повышен порог количества квартир в доме, необходимый для установления непосредственного управления собственниками помещений. Теперь это 30 квартир вместо 16-ти. В статье 161.1 ЖК РФ изменились функции совета многоквартирного дома. Согласно новой редакции, совет осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений. По новым нормам статьи 168 ЖК РФ , в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта были приняты решения о сносе или реконструкции. Статьей 170 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников может принять решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Однако в этом случае перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения этого капитального ремонта будут определяться в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Также жильцы могут принять решение о том, что взносы на капитальный ремонт будут больше минимальных. В этом случае срок проведения капитального ремонт может быть установлен общим собранием в любой момент, когда на накопительном счету соберется достаточная сумма денег. По новым требованиям статьи 171 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, установленных статьей 155 ЖК РФ , если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статьей 173 ЖК РФ предусмотрена возможность изменения способа формирования фонда капитального ремонта по решению общего собрания. Кроме того, новая редакция статьи 176 ЖК РФ регламентирует порядок и особенности открытия и закрытия специального счета для аккумулирования средств, предназначенных на капитальный ремонт. А в статье 178 ЖК РФ уточнены требования к правовому положению регионального оператора. В частности предусмотрена возможность создания ассоциаций и союзов региональных операторов, а также возможность членства в СРО. В статье 192 ЖК РФ изменился порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

31 декабря 2017 года были внесены изменения в и некоторые другие законодательные акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами. Большинство поправок вступило в силу 11 января 2018 года, однако для некоторых положений установлены иные сроки (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ).

Отметим некоторые из нововведений.

  • Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) теперь будет выдаваться не бессрочно, а на 5 лет. Причем указанное нововведение о сроке действия лицензии применяется к ранее выданным лицензиям: в этом случае срок исчисляется со дня вступления в силу рассматриваемого закона. Порядок продления срока действия лицензии определит Правительство РФ.
  • Перечень лицензионных требований дополнен новым требованием – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее. Лицензиаты, не соответствующие данному требованию на 11 января 2018 года (день вступления в силу рассматриваемого закона), в течение 6 месяцев обязаны внести изменения в свои учредительные документы.
  • В появилось положение, позволяющее управляющим организациям сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ. Предусмотрено, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о его выполнении фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, указанная разница остается в распоряжении управляющей компании. Необходимое условие: полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ. Иное распределение полученной экономии может быть предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
  • Введено понятие "грубых нарушений лицензионных требований", совершение которых при определенных условиях может послужить основанием для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме (многоквартирных домах), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат. Перечень грубых нарушений лицензионных требований должно определить Правительство РФ.
  • Органам государственного жилищного надзора предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
  • Закреплено право лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту (или иному документу о передаче), принимать участие в общих собраниях собственников помещений в МКД и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
  • Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД теперь обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом – в орган государственного жилищного надзора, не копию решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они, в свою очередь, обязаны передавать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.
  • Установлен ряд дополнительных обязанностей, которые должна выполнить "старая" управляющая организация при прекращении договора управления многоквартирным домом.
  • В теперь прямо закреплено, что управляющие организации, ТСЖ либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральный закон Российской Федерации
«Жилищный кодекс Российской Федерации »
Номер: 188-ФЗ
Принятие: Государственной Думой 22 декабря
Одобрение: Советом Федерации 24 декабря
Подписание: Президентом РФ 29 декабря
Вступление в силу: 1 марта
Первая публикация: «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 января 2005, № 1 (часть I)
Действующая редакция: от 18 июля

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) - кодифицированный нормативный акт , регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан Российской Федерации .

История

До декабря 2004 года в России действовал Жилищный кодекс РСФСР, принятый в 1984 году. Устаревшие положения «старого» кодекса не соответствовали требованиям времени и сформировавшейся в стране правовой, экономической и политической ситуации. В стране началась реформа жилищного законодательства.

Новый Жилищный кодекс РФ был введён в действие с 1 марта 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». С введением в действие Жилищного кодекса РФ утратили силу ЖК РСФСР, законы «Об основах федеральной жилищной политики» и «О товариществах собственников жилья», признаны недействующими на территории РФ Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981 года, так как в этих актах имелись положения, противоречащие новому ЖК РФ.

Структура Жилищного кодекса

Жилищный кодекс состоит из восьми разделов, четырнадцати глав и 165 статей.

Раздел I. Общие положения

  • Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
  • Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
  • Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
  • Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

  • Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
  • Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников

Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма

  • Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
  • Глава 8. Социальный наем жилого помещения

Раздел IV. Специализированный жилищный фонд

  • Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
  • Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

  • Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
  • Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов

Раздел VI. Товарищество собственников жилья

  • Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
  • Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья

Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

как быть с солидарными платежами. норма солидарности действует только в приватизированных квартирах. как несут бремя оплаты в муниципальных квартирах? что такое солидарность? определение солидарности.

Раздел VIII. Управление многоквартирными домами

Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Совет многоквартирного дома. Договор управления многоквартирным домом Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами

Литература

Ссылки

Жилищное законодательство ставит перед собой цель обеспечить граждан правом на жилье, безопасность, на неприкосновенность и невозможность выселения из жилья без веских тому причин. Новый Жилищный закон на уровне государственной власти и органов местного самоуправления признает равенство всех участников жилищных отношений. Граждане вправе самостоятельно и в своих интересах распоряжаться теми правами, которые им полагаются по жилищному кодексу, но при этом не нарушая свободу и законные интересы соседей.

188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года. Состоит из 10 разделов, 19 глав и 202 статей.

Последние изменения в жилищный кодекс внесены Федеральным законом от 1 июля 2017 года под номером 149 ФЗ.

Закон о Жилище регламентирует:

  • Раздел 1 – введение, основные положения жилищного кодекса, обеспечение условий для реализации права на жилье, неприкосновенность на личной территории, полномочия государственных органов в области жилищных отношений.
  • Раздел 2 – право собственности на жилье и другие вещные права на помещения, пригодные для проживания.
  • Раздел 3 – правила предоставления жилья по договору социального найма, в каких случаях полагается выселить жильцов и др.
  • Раздел 4 – предназначение специализированных жилых помещений, заселение детей из интерната в общежития, предоставление приюта для беженцев, переселенцев и др.
  • Раздел 5 регламентирует работу жилищно-строительных кооперативов, описывает права членов этих кооперативов и др.
  • Раздел 6 защищает права и описывает обязанности и деятельность товарищества собственников жилья.
  • Раздел 7 кодекса о жилье, который является востребованным по причине наличия споров, невыполнения обязанностей гражданами и другое. Регламентирует порядок оплаты проживания в жилом помещении, ее размер, оплату коммунальных услуг и т.д.
  • Раздел 8 – управление многоквартирными домами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, организация советов и др.
  • Раздел 9 кодекса о жилье описывает правила проведения капитальных ремонтов общего имущества, в частности, в многоквартирных домах, регламентирует сбор средств и списание со счетов средств для проведения строительных работ для улучшения условий проживания.
  • Раздел 10 – порядок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии по управлению многоквартирными домами.

Последние изменения, внесенные в ФЗ 188

188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.

Жилищный кодекс в последней редакции стал доступен 1 июля 2017 года. Изменения коснулись части 1 статьи 174, в которой сказано, что средства фонда капитального ремонта могут пойти на покрытие расходов по ремонту, на погашение кредитов и займов для реализации капремонта. Непосредственные изменения коснулись фразы «работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации». В новой редакции фраза звучит «работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».

Статья 34 ФЗ 188

Раскрывает суть и порядок пользования жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением. Гражданин, который проживает на таких условиях, пользуется теми правами, которые описаны в статье 33 жилищного кодекса (если иные в договоре не предусмотрены).

Согласно постановлениям статьи 33 кодекса о жилье, гражданин, проживающий в помещении на особых условиях или по договору пожизненного содержания, пользуется всеми правами и благами, как и собственник помещения. Ответственность о жилье в таком случае, лежит на обеих сторонах договора.

ФЗ 188 ст 46

Эта статья жилищного кодекса описывает правила принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статья 46 федерального закона 188 (ЖК РФ) состоит из 7 частей, ниже комментарии к каждой из частей:

  • Решение общего собрания в многоквартирном доме принимается большинством голосов от общего числа участников. Принятое решение, по закону, должно быть оформлено протоколом. Как решение, так и протокол, являются официальными документами со всеми исходящими последствиями в случае несоблюдения постановлений. Лицо, которое было инициатором собрания, должно предоставить копию решения в управляющую организацию. Срок – не позднее десяти дней после проведения мероприятия. После получения документов, управляющая компания направляет копии в государственный жилищный надзор, где они хранятся 3 года.
  • Присутствующие не имеют права, согласно части 2 статьи 46 жилищного кодекса, принимать решения, которые не указаны в повестке дня. Также не обладают правом изменять вопросы, которые необходимо решить, и которые уже были указаны в повестке дня.
  • Решения, которые были приняты на общем собрании, обязательно должны быть донесены до сведения всех жильцов. Ответственный за это – инициатор собрания. По закону и положениям 46 статьи, выделяется 10 дней на это.
  • Документы, в частности, решения и протоколы, хранятся в том месте и по тому адресу, которое было принято совместно на этом собрании.
  • Принятое решение и обязанность его выполнения касается всех жильцов, даже тех, кто не принимал непосредственного участия в процессе принятия решения.
  • Если принятым решением собрания были нарушены права и законные интересы определенного гражданина по федеральному закону 188, который принимал участие, но голосовал против, или который не принимал участие, то он вправе обжаловать постановление в суде. Заявление подается в суд в течение 6 месяцев.
  • Когда в многоквартирном доме все помещения принадлежат одному собственнику, он единолично принимает решения и оформляет их письменно.