Жилищно правовой кодекс рф. Жилищный кодекс российской федерации
30 июня 2015 года начала действовать новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменение стало одним из самых масштабных за всю историю документа. Всего в кодекс внесено 120 поправок.
Вступление в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ изменило сразу целый ряд новелл Жилищного кодекса РФ. Поправки касаются как вопросов управления многоквартирными домами, так и оплаты коммунальных услуг и капитального ремонта. Кроме того, законодатели впервые предусмотрели возможность привлечения кредитных средств товариществами собственников жилья. В первую очередь нужно отметить изменения, которые законодатели внесли в , которая определяет проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, теперь общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно проводиться в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции собрания законодатели отнесли принятие решении о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией или правлением товарищества собственников жилья общего собрания, а также принятие решений о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества. Кроме того, именно общее собрание собственников имеет право принять решение о необходимости привлечения кредитных средств. Председатель совета многоквартирного дома наделяется полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ , за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Принципиальные изменения произошли с формами проведения общего собрания собственников. Этому вопросу посвящена новая . Согласно нормам статьи, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:- очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);
- заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 ЖК РФ);
- очно-заочного голосования.
31 декабря 2017 года были внесены изменения в и некоторые другие законодательные акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами. Большинство поправок вступило в силу 11 января 2018 года, однако для некоторых положений установлены иные сроки (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ).
Отметим некоторые из нововведений.
- Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) теперь будет выдаваться не бессрочно, а на 5 лет. Причем указанное нововведение о сроке действия лицензии применяется к ранее выданным лицензиям: в этом случае срок исчисляется со дня вступления в силу рассматриваемого закона. Порядок продления срока действия лицензии определит Правительство РФ.
- Перечень лицензионных требований дополнен новым требованием – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее. Лицензиаты, не соответствующие данному требованию на 11 января 2018 года (день вступления в силу рассматриваемого закона), в течение 6 месяцев обязаны внести изменения в свои учредительные документы.
- В появилось положение, позволяющее управляющим организациям сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ. Предусмотрено, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о его выполнении фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, указанная разница остается в распоряжении управляющей компании. Необходимое условие: полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ. Иное распределение полученной экономии может быть предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
- Введено понятие "грубых нарушений лицензионных требований", совершение которых при определенных условиях может послужить основанием для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме (многоквартирных домах), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат. Перечень грубых нарушений лицензионных требований должно определить Правительство РФ.
- Органам государственного жилищного надзора предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
- Закреплено право лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту (или иному документу о передаче), принимать участие в общих собраниях собственников помещений в МКД и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
- Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД теперь обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом – в орган государственного жилищного надзора, не копию решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они, в свою очередь, обязаны передавать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.
- Установлен ряд дополнительных обязанностей, которые должна выполнить "старая" управляющая организация при прекращении договора управления многоквартирным домом.
- В теперь прямо закреплено, что управляющие организации, ТСЖ либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральный закон Российской Федерации | |
«Жилищный кодекс Российской Федерации » | |
Номер: | 188-ФЗ |
Принятие: | Государственной Думой 22 декабря |
Одобрение: | Советом Федерации 24 декабря |
Подписание: | Президентом РФ 29 декабря |
Вступление в силу: | 1 марта |
Первая публикация: | «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 января 2005, № 1 (часть I) |
Действующая редакция: | от 18 июля |
Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) - кодифицированный нормативный акт , регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан Российской Федерации .
История
До декабря 2004 года в России действовал Жилищный кодекс РСФСР, принятый в 1984 году. Устаревшие положения «старого» кодекса не соответствовали требованиям времени и сформировавшейся в стране правовой, экономической и политической ситуации. В стране началась реформа жилищного законодательства.
Новый Жилищный кодекс РФ был введён в действие с 1 марта 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». С введением в действие Жилищного кодекса РФ утратили силу ЖК РСФСР, законы «Об основах федеральной жилищной политики» и «О товариществах собственников жилья», признаны недействующими на территории РФ Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981 года, так как в этих актах имелись положения, противоречащие новому ЖК РФ.
Структура Жилищного кодекса
Жилищный кодекс состоит из восьми разделов, четырнадцати глав и 165 статей.
Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
- Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
- Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
- Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения
Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
- Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
- Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников
Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
- Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
- Глава 8. Социальный наем жилого помещения
Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
- Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
- Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
- Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
- Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
Раздел VI. Товарищество собственников жилья
- Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
- Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
как быть с солидарными платежами. норма солидарности действует только в приватизированных квартирах. как несут бремя оплаты в муниципальных квартирах? что такое солидарность? определение солидарности.
Раздел VIII. Управление многоквартирными домами
Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Совет многоквартирного дома. Договор управления многоквартирным домом Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами
Литература
- Афонина А. В. § 1. 3. Источники жилищного права // Жилищное право: Учебное пособие. - М .: Дашков и Ко, 2008. - 376 с.
Ссылки
Жилищное законодательство ставит перед собой цель обеспечить граждан правом на жилье, безопасность, на неприкосновенность и невозможность выселения из жилья без веских тому причин. Новый Жилищный закон на уровне государственной власти и органов местного самоуправления признает равенство всех участников жилищных отношений. Граждане вправе самостоятельно и в своих интересах распоряжаться теми правами, которые им полагаются по жилищному кодексу, но при этом не нарушая свободу и законные интересы соседей.
188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года. Состоит из 10 разделов, 19 глав и 202 статей.
Последние изменения в жилищный кодекс внесены Федеральным законом от 1 июля 2017 года под номером 149 ФЗ.
Закон о Жилище регламентирует:
- Раздел 1 – введение, основные положения жилищного кодекса, обеспечение условий для реализации права на жилье, неприкосновенность на личной территории, полномочия государственных органов в области жилищных отношений.
- Раздел 2 – право собственности на жилье и другие вещные права на помещения, пригодные для проживания.
- Раздел 3 – правила предоставления жилья по договору социального найма, в каких случаях полагается выселить жильцов и др.
- Раздел 4 – предназначение специализированных жилых помещений, заселение детей из интерната в общежития, предоставление приюта для беженцев, переселенцев и др.
- Раздел 5 регламентирует работу жилищно-строительных кооперативов, описывает права членов этих кооперативов и др.
- Раздел 6 защищает права и описывает обязанности и деятельность товарищества собственников жилья.
- Раздел 7 кодекса о жилье, который является востребованным по причине наличия споров, невыполнения обязанностей гражданами и другое. Регламентирует порядок оплаты проживания в жилом помещении, ее размер, оплату коммунальных услуг и т.д.
- Раздел 8 – управление многоквартирными домами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, организация советов и др.
- Раздел 9 кодекса о жилье описывает правила проведения капитальных ремонтов общего имущества, в частности, в многоквартирных домах, регламентирует сбор средств и списание со счетов средств для проведения строительных работ для улучшения условий проживания.
- Раздел 10 – порядок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии по управлению многоквартирными домами.
Последние изменения, внесенные в ФЗ 188
188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.
Жилищный кодекс в последней редакции стал доступен 1 июля 2017 года. Изменения коснулись части 1 статьи 174, в которой сказано, что средства фонда капитального ремонта могут пойти на покрытие расходов по ремонту, на погашение кредитов и займов для реализации капремонта. Непосредственные изменения коснулись фразы «работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации». В новой редакции фраза звучит «работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».
Статья 34 ФЗ 188
Раскрывает суть и порядок пользования жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением. Гражданин, который проживает на таких условиях, пользуется теми правами, которые описаны в статье 33 жилищного кодекса (если иные в договоре не предусмотрены).
Согласно постановлениям статьи 33 кодекса о жилье, гражданин, проживающий в помещении на особых условиях или по договору пожизненного содержания, пользуется всеми правами и благами, как и собственник помещения. Ответственность о жилье в таком случае, лежит на обеих сторонах договора.
ФЗ 188 ст 46
Эта статья жилищного кодекса описывает правила принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статья 46 федерального закона 188 (ЖК РФ) состоит из 7 частей, ниже комментарии к каждой из частей:
- Решение общего собрания в многоквартирном доме принимается большинством голосов от общего числа участников. Принятое решение, по закону, должно быть оформлено протоколом. Как решение, так и протокол, являются официальными документами со всеми исходящими последствиями в случае несоблюдения постановлений. Лицо, которое было инициатором собрания, должно предоставить копию решения в управляющую организацию. Срок – не позднее десяти дней после проведения мероприятия. После получения документов, управляющая компания направляет копии в государственный жилищный надзор, где они хранятся 3 года.
- Присутствующие не имеют права, согласно части 2 статьи 46 жилищного кодекса, принимать решения, которые не указаны в повестке дня. Также не обладают правом изменять вопросы, которые необходимо решить, и которые уже были указаны в повестке дня.
- Решения, которые были приняты на общем собрании, обязательно должны быть донесены до сведения всех жильцов. Ответственный за это – инициатор собрания. По закону и положениям 46 статьи, выделяется 10 дней на это.
- Документы, в частности, решения и протоколы, хранятся в том месте и по тому адресу, которое было принято совместно на этом собрании.
- Принятое решение и обязанность его выполнения касается всех жильцов, даже тех, кто не принимал непосредственного участия в процессе принятия решения.
- Если принятым решением собрания были нарушены права и законные интересы определенного гражданина по федеральному закону 188, который принимал участие, но голосовал против, или который не принимал участие, то он вправе обжаловать постановление в суде. Заявление подается в суд в течение 6 месяцев.
- Когда в многоквартирном доме все помещения принадлежат одному собственнику, он единолично принимает решения и оформляет их письменно.