Закон о теплоснабжении 190 фз последняя редакция. Градостроительный кодекс российской федерации

Государственный стандарт СССР ГОСТ 12.4.009-83
"Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание"
(утв. постановлением Госстандарта СССР от 10 октября 1983 г. N 4882)

С изменениями и дополнениями от:

Occupational safety standards system. Fire-fighting equipment for protection of units. Basic types. Location and maintenance

Взамен ГОСТ 12.4.009-75

Настоящий стандарт устанавливает основные виды пожарной техники, предназначенной для защиты от пожаров предприятий, зданий и сооружений (далее - объекты), а также требования к ее размещению и обслуживанию.

Стандарт не распространяется на:

установки пожаротушения и пожарной сигнализации, предназначенные для защиты транспортных средств;

пожарные поезда, суда, вертолеты и самолеты.

1. Общие положения

1.1. Пожарную технику, предназначенную для защиты объектов, подразделяют на группы:

пожарные машины (автомобили, мотопомпы и прицепы);

установки пожаротушения;

установки пожарной сигнализации;

огнетушители;

пожарное оборудование;

пожарный ручной инструмент;

пожарный инвентарь;

пожарные спасательные устройства.

Основные виды пожарной техники для защиты объектов, входящие в состав указанных групп, приведены в обязательном приложении 1 .

Информация об изменениях:

1.2. Количество и номенклатуру основных видов пожарной техники устанавливают в соответствующих общесоюзных и (или) ведомственных нормах (правилах), утвержденных в установленном порядке. В случае отсутствия соответствующих норм (правил) номенклатуру и количество пожарной техники устанавливают по ГОСТ 12.1.004-85 с учетом обеспечения требуемого уровня противопожарной защиты в зависимости от:

особенностей развития возможного пожара на данном объекте;

норм расхода на пожаротушение огнетушащих веществ;

времени прибытия пожарных подразделений к месту возможного пожара.

Информация об изменениях:

1.3. Размещаемые на объекте изделия пожарной техники по исполнениям должны соответствовать:

электростатической искробезопасности по ГОСТ 12.1.018-86;

климатическому районированию объекта и категории размещения пожарной техники по ГОСТ 15150-69 ;

агрессивности окружающей среды;

значениям параметров внешних вибрационных воздействий.

1.5. К размещению на объектах допускается пожарная техника, на которую имеется нормативно-техническая документация.

1.7. Пожарная техника должна применяться только для борьбы с пожаром.

Использование пожарной техники для хозяйственных нужд или для выполнения производственных задач запрещается.

1.8. Введенные в эксплуатацию пожарные мотопомпы, ручные установки пожаротушения, огнетушители, пожарное оборудование водопроводных сетей, пожарный инвентарь должны иметь учетные (инвентаризационные) номера по принятой на объекте системе нумерации.

1.9. Дверцы пожарных шкафов, устройства ручного пуска огнетушителей и установок пожаротушения должны быть опломбированы.

1.10. На защищаемом объекте должны быть вывешены планы по ГОСТ 12.1.114-82 с указанием мест расположения пожарной техники.

1.11. Пожарная техника, требующая ручного обслуживания или применения, должна размещаться с учетом удобства ухода за ней, наблюдения, использования, а также достижения наилучшей видимости с различных точек защищаемого пространства.

Подходы (подъезды) к месту размещения таких видов пожарной техники должны быть всегда свободными.

Информация об изменениях:

1.12. Для определения местонахождения стационарно установленной пожарной техники (устройства ручного пуска) должны применяться соответствующие указательные знаки по ГОСТ 12.4.026-76 с расположением их на видном месте на высоте 2-2,5 м от пола как внутри, так и вне помещений. В необходимых случаях должен устанавливаться также знак со смысловым значением "Проход держать свободным" по ГОСТ 12.4.026-76 .

Местонахождение подземного пожарного гидранта определяется указателями типового образца, объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием флуоресцентных или свето-отражающих покрытий.

1.13. С целью быстрого нахождения пожарной техники, установленной внутри помещений сложной планировки и (или) насыщенных оборудованием, следует на видных местах строительных конструкций (колонн, ограждений и т.п.) над местами размещения пожарной техники наносить горизонтальную красную полосу шириной 200-400 мм.

Участки поверхности, на которой просматриваются ручные огнетушители, ручные пожарные извещатели, устройства ручного пуска установок пожаротушения и насосов, повышающих давление в сети пожарного водоснабжения, необходимо окрашивать в белый цвет с красной окантовкой шириной 20-50 мм.

2. Требования к размещению и обслуживанию

2.1. Пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы

2.1.1. Перед вводом в эксплуатацию (постановкой в боевой расчет) пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы должны подвергаться испытаниям на соответствие требованиям нормативно-технической документации.

Информация об изменениях:

2.1.2. Пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы, введенные в эксплуатацию (поставленные в боевой расчет или резерв), должны находиться в полной боевой готовности к выезду (применению) по тревоге: быть в исправном состоянии, полностью заправлены горючим, смазочными материалами, иметь полный комплект годного к применению пожарно-технического вооружения и необходимый запас огнетушащих веществ.

2.1.3. Виды, периодичность, содержание и технологическая последовательность работ по техническому обслуживанию пожарных автомобилей, мотопомп и прицепов должны соответствовать требованиям, установленным в эксплуатационной документации на изделия конкретных типов (марок), "Наставлению по эксплуатации пожарной техники", утвержденному ГУПО МВД СССР, или требованиям другой документации аналогичного содержания, утвержденной в установленном порядке.

Информация об изменениях:

2.1.4. Пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы в режиме ожидания должны размещаться в помещениях с температурой окружающей среды не ниже 10°С.

Информация об изменениях:

2.1.5. Работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных автомобилей должны проводиться с соблюдением требований ГОСТ 12.3.017-79.

2.2. Установки пожаротушения и установки пожарной сигнализации

Информация об изменениях:

2.2.1. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны соответствовать требованиям государственных стандартов, СНиП, ведомственных нормативных документов, проектной документации, а также Типовым правилам технического содержания установок пожарной автоматики, утвержденным ГУПО МВД СССР.

К введению в эксплуатацию допускаются установки, на которые имеются инструкции по эксплуатации на установку в целом по ГОСТ 2.601-68.

Информация об изменениях:

2.2.2. Сосуды и баллоны установок пожаротушения, масса огнетушащего вещества и (или) давление среды в которых менее расчетного на 10% и более при температуре , подлежат дозарядке или перезарядке.

2.2.3. Помещения, защищаемые установками объемного пожаротушения, должны быть оборудованы самозакрывающимися дверьми.

Информация об изменениях:

2.2.4. Автоматические установки (кроме спринклерных) объемного пожаротушения, имеющие электрическую часть и предназначенные для защиты помещений с пребыванием в них людей, допускаются к введению в эксплуатацию при наличии в их составе:

устройства переключения автоматического пуска на ручной с выдачей соответствующего сигнала в помещение дежурного персонала;

устройства задержки выпуска огнетушащего вещества;

звуковых и световых пожарных оповещателей.

Световой сигнал оповещения в виде надписи на световых табло "Газ - уходи!" ("Пена - уходи!") и звуковой сигнал оповещения должны выдаваться одновременно в пределах защищаемого помещения.

При этом у входа в защищаемое помещение должен появиться световой сигнал "Газ - не входить!" ("Пена - не входить!"), а в помещении дежурного персонала - соответствующий сигнал с информацией о подаче огнетушащего вещества.

2.2.5. Автоматические установки пожаротушения, конструктивное исполнение которых предусматривает наличие дублирующего ручного пуска, должны эксплуатироваться в автоматическом режиме.

2.2.6. При срабатывании автоматических установок пожаротушения и установок пожарной сигнализации в помещениях, где произошел пожар, должны автоматически отключаться системы вентиляции и кондиционирования воздуха в соответствии с требованиями Строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР.

2.2.7. Устройства ручного пуска установок объемного (кроме локального) пожаротушения должны располагаться вне защищаемого помещения у эвакуационных выходов с обеспечением свободного доступа к ним.

Устройства ручного пуска установок локального пожаротушения должны находиться вне возможной зоны горения на безопасном от нее расстоянии. При этом должна обеспечиваться возможность дистанционного включения установки вне защищаемого помещения.

2.2.8. Устройства ручного пуска установок пожаротушения и ручные извещатели установок пожарной сигнализации должны быть обеспечены защитой от случайного приведения их в действие или механического повреждения.

2.2.9. Сосуды и баллоны установок пожаротушения должны размещаться в условиях, исключающих попадание прямых солнечных лучей и непосредственное (без заградительных щитков) воздействие отопительных и нагревательных приборов.

2.2.10. При размещении сосудов или батарей баллонов с запасом огнетушащих средств в специальном помещении у входа в него должна вывешиваться табличка или световое табло с надписью "Станция пожаротушения".

Помещения станций пожаротушения должны удовлетворять требованиям Строительных норм на проектирование установок пожаротушения, утвержденных Госстроем СССР, а также должны быть:

оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с нижним забором воздуха, обеспечивающей состояние воздушной среды, содержание вредных веществ в которой не превышает предельно допустимые для них концентрации по ГОСТ 12.1.005-76;

оснащены принципиальной схемой установки с указанием направлений подачи огнетушащего средства и наименований (номеров) помещений, куда ведет каждое направление, а также с описанием принципа действия установки;

постоянно закрыты.

Ключи от помещения станции пожаротушения должны находиться в диспетчерской у персонала, ведущего круглосуточное дежурство, о чем при входе в помещение должна быть соответствующая информация.

Информация об изменениях:

2.2.11. Пожарные приемно-контрольные приборы должны устанавливаться в помещении, где находится персонал, ведущий круглосуточное дежурство.

2.2.12. Окраска составных частей установок пожаротушения, включая трубопроводные коммуникации, должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76 и отраслевых стандартов.

2.2.13. Работы по техническому обслуживанию установок должны выполняться с соблюдением требований безопасности, установленных в эксплуатационной документации.

Приспособления, используемые при монтаже и техническом обслуживании установок, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.012-75.

2.2.14. При работе с установками пожарной сигнализации, имеющими в своем составе радиоизотопные пожарные извещатели, должны соблюдаться "Санитарные правила устройства и эксплуатации радиоизотопных приборов", утвержденные Минздравом СССР.

Информация об изменениях:

2.3.4. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных и заметных местах, где исключено попадение на них прямых солнечных лучей и непосредственное (без заградительных щитков) воздействие отопительных и нагревательных приборов.

Ручные огнетушители должны размещаться:

навеской на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя и на расстоянии от двери, достаточном для ее полного открывания;

установкой в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные щиты и стенды.

Информация об изменениях:

2.3.5. Навеска огнетушителей на кронштейны, установка их в тумбы или пожарные шкафы должны выполняться так, чтобы обеспечивалась возможность прочтения маркировочных надписей на корпусе, а также удобство и оперативность пользования ими.

2.3.6. Огнетушители, размещаемые вне помещений или в неотапливаемых помещениях и не предназначенные для эксплуатации при отрицательных температурах, подлежат съему на холодный период. В таких случаях на пожарных щитах и стендах должна помещаться информация о месте расположения ближайшего отапливаемого помещения, где хранят огнетушители в течение указанного периода.

2.4. Пожарное оборудование

2.4.1. Водопроводная сеть, на которой устанавливают пожарное оборудование, должна обеспечивать требуемый напор и пропускать расчетное количество воды для целей пожаротушения.

При недостаточном напоре на объектах должны устанавливаться насосы, повышающие давление в сети.

Информация об изменениях:

2.4.2. На объектах с противопожарным водопроводом высокого или низкого давления, оборудованным насосами, повышающими давление в сети, в зонах зданий, сооружений, не обеспеченных водопроводом, должны быть созданы посты, оснащенные пожарной колонкой и напорными пожарными рукавами длиной не менее 100 м с присоединенным пожарным стволом.

Взамен постов допускается устанавливать прицепы, оснащенные так же, как посты.

Число постов или прицепов на объекте должно быть согласовано с органами Государственного пожарного надзора.

Информация об изменениях:

2.4.3. Пожарные гидранты, гидрант-колонки и пожарные краны должны перед приемкой в эксплуатацию и не реже чем каждые 6 мес подвергаться техническому осмотру и проверяться на работоспособность посредством пуска воды с регистрацией результатов в журнале по форме 21 ГОСТ 2.601-68. При обслуживании пожарного оборудования водопроводных сетей должны соблюдаться требования ГОСТ 12.3.006-75 .

2.4.4. Крышки люков колодцев подземных пожарных гидрантов должны быть очищены от грязи, льда, снега; в холодный период утеплены, а стояк освобожден от воды.

2.4.5. Монтаж пожарных клапанов на внутреннем водопроводе зданий (сооружений) должен выполняться с соблюдением требований Строительных норм и правил на внутреннее водоснабжение, утвержденных Госстроем СССР, а также следующих требований:

маховичок клапана должен располагаться так, чтобы обеспечивалось удобство его охвата рукой и вращения;

выходной патрубок клапана должен располагаться так, чтобы обеспечивалось удобство присоединения пожарного рукава и исключался резкий "излом" рукава при прокладывании его в любую от клапана сторону.

Пожарный клапан, изготовленный из чугуна, должен быть окрашен в красный цвет в соответствии с ГОСТ 14202-69 .

2.4.6. К введению в эксплуатацию допускаются пожарные краны, оборудованные:

пожарным клапаном с соединительной головкой;

напорным пожарным рукавом с присоединенным к нему пожарным стволом;

рычагом для облегчения открывания клапана.

Пожарный рукав должен быть присоединен к клапану.

Пожарный кран с перечисленным оборудованием должен размещаться в пожарном шкафу.

2.4.7. Порядок содержания и обслуживания пожарных рукавов должен соответствовать "Инструкции по эксплуатации и ремонту пожарных рукавов", утвержденной ГУПО МВД СССР.

2.5. Пожарный ручной инструмент и инвентарь

2.5.1. Немеханизированный пожарный ручной инструмент, размещаемый на объекте в составе комплектации пожарных щитов и стендов, подлежит периодическому обслуживанию, включающему следующие операции:

очистку от пыли, грязи и следов коррозии;

восстановление окраски на соответствие ГОСТ 16714-71 и ГОСТ 12.4.026-76 ;

правку ломов и цельнометаллических багров для исключения остаточных деформаций после использования;

восстановление требуемых углов заточки инструмента с соблюдением требований ГОСТ 12.3.023-80.

2.5.2. Пожарные шкафы на вновь строящихся и реконструируемых объектах, выполняемые в любом из трех вариантов (навесные, приставные и встроенные), наряду с возможностью размещения в них комплекта оборудования пожарного крана по п. 2.4.6 , должны позволять устанавливать не менее двух ручных огнетушителей вместимостью по 10 л.

Встроенные пожарные шкафы для таких объектов должны иметь размеры, позволяющие размещать в них, кроме указанного выше состава комплектации, два или четыре комплекта пожарных кранов с пожарными клапанами мм, располагаемыми на спаренных стояках., утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 21 июня 1989 г. N 1785, пункт 2.5.6 настоящего ГОСТа изложен в новой редакции. Изменения вводятся в действие с 1 января 1990 г..

Конструкция ящика (емкости) должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.

2.5.9. Бочки для хранения воды для пожаротушения должны иметь вместимость не менее 0,2 и быть укомплектованы пожарным ведром. Вместимость пожарных ведер должна быть не менее 0,008 .

2.5.10. На дверце пожарных шкафов с внешней стороны, на пожарных щитах, стендах, ящиках для песка и бочках для воды должны быть указаны порядковые номера и номер телефона ближайшей пожарной части.

Порядковые номера пожарных шкафов и щитов указывают после соответствующих буквенных индексов: "ПК" и "ПЩ".

2.5.11. Пожарный инвентарь должен размещаться на видных местах, иметь свободный и удобный доступ и не служить препятствием при эвакуации во время пожара.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральными законами от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

Предисловие

Первоначальный текст Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) был опубликован в "Российской газете" (N 290, 30.12.2004 года), "Собрании законодательства РФ" 03.01.2005, N 1 (часть 1).

Порядок применения ГрК РФ установлен Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"

ГрК РФ является одним из наиболее динамично меняющихся законов, в который, с момента его принятия, внесено десятки поправок.

Градостроительный кодекс РФ – комплексный законодательный акт, призванный регулировать отношения в сферах:

  • территориального планирования,
  • градостроительного зонирования,
  • планировки территории,
  • проектирования и строительства объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений,
  • обеспечения безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий,
  • приобретения, прекращения права СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выдачу свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,
  • создания искусственных земельных участков и строительства объектов капитального строительства на таких земельных участках.

ГрК РФ является головным законом в своей сфере общественных отношений и согласно пп. 3, 4 статьи 3 ГрК РФ , законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных органов самоуправления, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу РФ .

К иному (смежному) законодательству, применяемому в градостроительной деятельности, могут, например, относиться Гражданский кодекс РФ , КоАП РФ , Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и других законах. К смежным с градостроительными отношениям относятся прежде всего земельные отношения, регулируемые Земельным Кодексом РФ .

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Полномочия органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления в области градостроительной деятельности

Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование
в области градостроительной деятельности,
федеральный реестр сметных нормативов

Глава 3. Территориальное планирование

Глава 4. Градостроительное зонирование

Глава 5. Планировка территории

Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство,
реконструкция объектов капитального строительства

Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного проектирования,
строительства, реконструкции, капитального ремонта,
сноса объектов капитального строительства

Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства
и эксплуатации наемных домов

Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства

Глава 7. Информационное обеспечение
градостроительной деятельности

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства
о градостроительной деятельности

Глава 9. Особенности осуществления градостроительной
деятельности в субъектах Российской Федерации - городах
федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Федеральный закон 190 регулирует правоотношения, возникающие на основании производства, передачи и потребления тепловой и мощности. Правовое регулирование определяет использование систем теплоснабжения, их создание и функционирование. Положения закона также распространяются и на горячее водоснабжение.

Федеральный закон 190 «О теплоснабжении» принят 9 июля 2010 года, полностью вступил в силу с 1 января 2011. Структурно документ подразделяется на главы, определяющие следующие аспекты:

  • общие положения и понятия закона;
  • полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах теплового снабжения;
  • государственная политика по назначению цен;
  • взаимодействие потребителей, теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
  • мероприятия, направленные на обеспечение надежности и безопасности функционирующей системы;
  • определение саморегулируемых организаций;
  • ответственность сторон и отдельные особенности передачи права на государственные или муниципальные объекты теплоснабжения.

В общие положения включаются основные понятия, используемые в документе, назначение закона, а также принципы, на которых он базируется. Регулирование полномочий органов власти в теплоснабжении регламентируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Отдельно предписывается обеспечение федерального энергетического надзора.

Наиболее интересная для граждан глава закона – государственная политика в определении ценовых тарифов . В данный раздел включаются следующие положения:

  • принципы регулирования цен в сфере теплоснабжения;
  • виды цен и тарифов;
  • методы, по которым они регулируются;
  • понятие и порядок государственного регулирования цен на тепловую энергию;
  • способы, по которым тарифы устанавливаются;
  • основания, по которым государственное регулирование может быть упразднено, а также процедура данной отмены;
  • исполнение государственного контроля над регулированием цен.

Во взаимодействие и отношения организаций , обеспечивающих теплоснабжение, и потребителей Федеральным законом 190 включены следующие аспекты:

  • общие положения о взаимоотношениях;
  • подключение к системе теплоснабжения;
  • заключение договора о теплоснабжении и поставках горячей воды;
  • оказание услуг по обеспечению тепловой энергией, плата за услуги и обеспечение исполнения обязательств по ее внесению;
  • распределение тепловой нагрузки и управление системой теплоснабжения;
  • регламентируемый законом порядок коммерческого учета тепловой энергии.

Для обеспечения надежности и безопасности систем теплоснабжения закон предписывает следующие положения:

  • подготовка и проверка систем перед отопительным сезоном;
  • своевременный ремонт и введение в эксплуатацию объектов;
  • развитие систем теплового снабжения в поселениях, порядок ограничения и прекращения действия при неисправностях;
  • требования безопасности, перечень показателей надежности и эффективности.

По саморегулируемым организациям Федеральный закон 190 определяет требования для их функционирования, документы и порядок допуска к деятельности в сфере теплоснабжения. Предписывается также осуществление государственного контроля над данными учреждениями и их действиями.

В отдельном порядке закон предписывает передачу прав на использование объектов теплового снабжения . Регламентируются особенности правового регулирования данного вопроса, заключение договора аренды. Предписываются права и обязанности сторон, указываемые в договоре, а также порядок его расторжения.

В заключительных положениях приведены нормы регулирования общих положений закона дополнительными правовыми актами. Оговаривается также порядок вступления документа в силу.

С момента принятия закон претерпел ряд изменений, последние из которых приходятся на декабрь 2016. Вносимые поправки направлены на оптимизацию отдельных положений и приведение текста документа в актуальное состояние с общей законодательной базой.

Последние изменения

Последняя редакция документа была проведена 19 декабря 2016 , поправки вступили в силу спустя три месяца. Изменения затронули статьи 28.1 и 28.2 Закона «О теплоснабжении».

В ст 28.1 ФЗ 190 скорректирована формулировка части 9 . Часть 18 была дополнена пунктом 3 о расходах арендатора, не подлежащих возмещению на день окончания срока аренды. Перечень таких расходов регламентируется Правительством Российской Федерации.

Дополнения коснулись и статьи 28.2 ФЗ 190 . В часть 2 был введен пункт 6 о порядке возмещения расходов арендатора. Была добавлена часть 5 , предписывающая, что срок возмещения расходов арендатора не может превышать 2 года с момента окончания периода действия договора.

Для углубленного изучения закона следует рассмотреть редакцию отдельных, наиболее актуальных статей. Начать следует со статьи 2 , регулирующей основные понятия данного закона. Последние изменения были внесены в пункт 12 в мае 2016. Редакция была дополнена уточнением о правилах технической эксплуатации.

Отдельный интерес представляет п 29 ст 2 ФЗ «О теплоснабжении» . Он дает определение бездоговорного использования тепловой энергии. К таковому относится как нерегулируемое подключение к сети, так и использование ресурсов сверх введенных или установленных ограничений. Редакция данного пункта последний раз менялась в 2012 – было введено уточнение о технологическом присоединении.

Ст 14 ФЗ «О теплоснабжении» регулирует вопросы подключения к системе снабжения. Предписывается порядок действий, условия и требования для присоединения. Последние изменения в данную статью закона были внесены в декабре 2012 и коснулись редакции почти всех ее частей. Согласно внесенным коррективам слово «подключение » было везде дополнено формулировкой «(технологическое присоединение) ». Данные поправки коснулись и иных статей, в которых фигурировало данное понятие.

Статья 15 Федерального закона регламентирует договор теплоснабжения. Последние изменения коснулись формулировки одного из подпунктов. Интерес представляют более ранние изменения за ноябрь 2015. Они изменили редакцию п 6 ст 15 190 ФЗ , а также добавили части 9.1 — 9.4 . Введенные положения регламентируют следующие аспекты:

  • при несвоевременной оплате тарифов за теплоснабжение назначается пеня в размере одной стотридцатой части от текущей ставки рефинансирования за каждый день просрочки;
  • аналогичным образом регулируется пеня для учреждений, обеспечивающих подачу тепла от снабжающей организации к потребителю – для таковых пеня начисляется через месяц после просрочки и в течение 90 дней тариф начисляется по одной трехсотой от ставки рефинансирования, после чего также переходит на одну стотридцатую ;
  • подобное начисление сохраняется для организаций, обеспечивающих подачу горячей воды.

Также в часть 10 статьи 15 190 закона «О теплоснабжении» был введен пункт 9 о порядке определения тех потребителей, которые должны предоставлять обеспечение по оплате тепловой энергии.

Ст 21 ФЗ 190 регулирует вывод источников тепловой энергии и сетей из эксплуатации вообще или на время ремонта. Последние изменения в редакцию статьи были введены в ноябре 2015. Коснулись они формулировок – слова «местного самоуправления поселения или городского округа » были изменены на «местного самоуправления ».

Скачать закон 190 «О теплоснабжении» с изменениями

Скачать Федеральный закон «О теплоснабжении» в последней редакции можно . Документ представлен с учетом изменений, вступивших в силу в 2017 году. Текст будет актуален для участников системы теплоснабжения. Также может быть востребован для юристов, углубленно изучающих данный раздел законодательства.

Здравствуйте! Федеральный закон № 190 «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. является одним из основных документов, регламентирующих правовые отношения в сфере теплоснабжения. Как говорят в таких случаях, важность этого закона трудно переоценить. С момента своего выхода в свет закон № 190 претерпел довольно немало изменений, дополнений, правок. Самые последние изменения были внесены в рамках Федерального закона от 01.12.2014 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении».

Скачать ФЗ №190 с самыми последними правками и изменениями, которые вступают в силу с 01.01.2015 и с 03.03.2015 можно здесь:

Глава № 1 в ФЗ № 190 называется «Общие положения». Здесь рассматривается, в какой сфере устанавливает правовые основы экономических отношений в теплоснабжении данный закон. Это – теплоснабжение, включая и горячее водоснабжение. В статье №2 (входящей в главу №1) «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» рассматриваются основные термины и определения, которые используются в ФЗ № 190. Статья № 3 – «Общие принципы организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения». Здесь читаем об общих принципах организации в сфере теплоснабжения, а именно обеспечение надежности, эффективности и развития систем теплоснабжения.

Глава № 2 – «Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, поселений, городских округов в сфере теплоснабжения». В статье № 4 «Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения» речь идет о том, какие властные полномочия имеет центральные органы власти в области теплоснабжения. Полномочия власти здесь довольно обширны, это и утверждение правил организации теплоснабжения, и утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, и утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и т.д. и т.п. Вообщем, я думаю, это правильно, так как организации и компании занимающиеся теплоснабжением, обычно относятся к монополистам, и должны контролироваться государством. Также еще нужно понимать, что у нас страна с довольно прохладным климатом, и без контроля со стороны властных структур в сфере обеспечения теплом просто не обойтись.

Об этом же говорится и в статье №5 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения». Ключевыми пунктами здесь являются п.2 – «утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии», и п.4 – «утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии». Статья № 6 «Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения». Это уже полномочия властей на местах, в регионах, в сфере теплоснабжения. Здесь можно выделить п. 2 – «рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения».

Глава № 3 очень интересная – «Государственная политика при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения». В этой главе несколько статей, много пунктов, но вообщем все это можно свести к одной фразе – государственный контроль за ценообразованием в сфере теплоснабжения. Об этом я писал в этой . Интересным в главе № ФЗ № 190 представляется пункт о том, что «тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию». Срок действия тарифов на теплоснабжение – один год, тарифы могут устанавливаться как в виде чисел, так и в виде формул. Тарифы на теплоноситель утверждаются органом государственного регулирования в виде одноставочного тарифа.

Глава № 4 — это «Отношения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии». Ключевым здесь является понятие «договор теплоснабжения». Именно на основании договора регулируются отношения между поставщиком и потребителем тепловой энергии. Также в этой статье рассматриваются все правовые аспекты такого вопроса, как подключение, присоединение к тепловым сетям. Очень важная и нужная статья № 15 — «Договор теплоснабжения». Здесь можно прочитать о таких терминах, как» граница балансовой принадлежности», «бесхозные тепловые сети». Также здесь описано, что должен обязательно включать в себя договор теплоснабжения. Немаловажной представляются статья № 19 об организации коммерческого учета потребления тепловой энергии. Здесь читаем о том, что ввод в эксплуатацию новых установок теплопотребления без установки приборов учета теплоэнергии не допускается.

Глава № 5 «Обеспечение надежности теплоснабжения». В этой главе речь идет о том, как должна осуществляться подготовка к отопительному сезону, ремонт теплоисточников и тепловых сетей. Также здесь описано, как надлежит поступать поставщикам тепла в случае неплатежей по договору теплоснабжения, выявления самовольного подключения к тепловым сетям. В статье про развитие систем теплоснабжения читаем, как необходимо развивать теплоснабжение в населенных пунктах с целью обеспечения надежной и бесперебойной работы тепловых сетей. В этой главе также можно прочитать про такие определения, как показатели надежности и энергетической эффективности.

Глава № 6 – «Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения». Здесь можно прочитать про требования, необходимые для того, чтобы приобрести статус саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, и о том, как происходит прием в члены СРО в сфере теплоснабжения. В статье №27 можно прочитать, как происходит допуск к осуществлению видов деятельности в этой сфере. Ну и естественно – государственный надзор, без него никак. Об этом в статье № 28.

Глава № 6.1. «Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расторжения договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон». Вообщем эта статья была введена в ФЗ № 190 дополнительно в 2013 году и название статьи красноречиво говорит о том, о чем в ней идет речь. И последняя, седьмая глава в федеральном законе — «Заключительные положения». Здесь говорится, когда и как утверждаются правовые акты закона и о вступлении в силу ФЗ № 190.

Предисловие

С 30 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «О теплоснабжении», за исключением отдельных норм. Его принятие связано с коренными изменениями в политической, социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими решение такой важнейшей задачи, как обеспечение надежного и бесперебойного снабжения тепловой энергией потребителей на территории Российской Федерации.

Отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, обладают рядом особенностей, обусловливающих необходимость сохранения в ближайшей перспективе преимущественно государственного управления их развитием. К числу главных особенностей данного сектора экономики прежде всего относятся его особая важность для обеспечения беспрепятственного и бесперебойного снабжения отечественных потребителей тепловой энергией, а также монопольное положение субъектов этой деятельности.

За более чем вековую историю развития теплоснабжения в России возник рынок тепловой энергии как сфера проявления экономических отношений по поводу обращения особого товара – тепловой энергии. Бесспорно, его развитие невозможно без разработки юридических моделей и институтов, адекватных характеру и природе развивающихся социально-экономических отношений. Значимость проблеме придает не только особая роль, которая в отечественной экономике традиционно принадлежит такой важной отрасли, как энергетика, но и жесткая зависимость от нее ряда других отраслей хозяйства. На протяжении всего советского и постсоветского периода развития гражданского права уровень правового регулирования отношений по теплоснабжению потребителей отличался явным несоответствием функциям и роли тепловой энергии в жизни общества. Достаточно отметить, что договор теплоснабжения как договорный тип конституировался вне рамок действовавших Гражданских кодексов посредством издания специальных ведомственных актов , относящихся к сфере теплоснабжения.

Впервые в российской истории предпринята попытка создать единые правовые основы регулирования отношений в сфере теплоснабжения, причем основы универсальные, распространяющиеся на все отношения по снабжению потребителей тепловой энергией, независимо от их гражданско-правовой природы, на теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, а также определяющие полномочия регулирующих органов, как государственных, так и муниципальных.

Федеральный закон «О теплоснабжении» регулирует также вопросы использования, создания, функционирования и развития систем теплоснабжения, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений и городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. Подробно регулируются отношения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, в том числе устанавливается порядок подключения к системе теплоснабжения, а также содержание, порядок заключения и исполнения договора теплоснабжения.

В Федеральный закон «О теплоснабжении» включены новые для российского законодательства институты и нормы: саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения, в полномочия которых входит выдача организациям теплоснабжения – членам саморегулируемых организаций свидетельств о допуске к осуществлению определенных видов деятельности в сфере теплоснабжения; принципы, методы и порядок регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов власти разных уровней в области регулирования цен в сфере теплоснабжения; порядок заключения и исполнения договора теплоснабжения, договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии, а также соглашения об управление системой теплоснабжения и т.п.

Комментарий носит научно-практический характер. Его основная цель – разъяснение норм Федерального закона «О теплоснабжении» для их правильного толкования и применения на практике. Автор не претендует на бесспорность своих суждений, но надеется, что, несмотря на дискуссионность ряда разъяснений, комментарий дает читателям ориентир в сложных вопросах применения Федерального закона «О теплоснабжении».

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ»
Принят Государственной Думой 9 июля 2010 г. Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 г.

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Комментируемая статья включает положения о предмете регулирования Федерального закона «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон, Закон, Закон о теплоснабжении).

Предметом регулирования Закона о теплоснабжении признается весь комплекс отношений, возникающих при снабжении потребителей тепловой энергией. Впервые в российской истории предпринята попытка создать единые правовые основы регулирования отношений в сфере теплоснабжения, причем основы универсальные, распространяющиеся на все отношения по снабжению потребителей тепловой энергией, независимо от их гражданско-правовой природы, на теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, а также определяющие полномочия регулирующих органов, как государственных, так и муниципальных.

Комментируемой статьей определяется перечень отношений, которые непосредственно регулируются комментируемым Законом:

отношения по подключению энергопринимающих устройств потенциальных потребителей к системам теплоснабжения;

отношения между теплоснабжающими организациями и потребителями по снабжению тепловой энергией (теплоносителем);

отношения между теплоснабжающими организациями и потребителями, которым прекращена подача тепловой энергии (мощности), с условием возобновления договорных отношений в будущем;

отношения между теплоснабжающими организациями по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

отношения между теплоснабжающей, теплосетевой организациями и потребителями по оказанию услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя;

отношения, связанные с функционированием и развитием систем теплоснабжения;

отношения по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, тепловую мощность, теплоноситель;

отношения по государственному контролю в сфере теплоснабжения и т.п.

По общему правилу Закон применяется ко всем отношениям, возникающим при производстве, передаче и потреблении тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения на территории Российской Федерации. Вместе с тем необходимо учитывать, что предусмотрено ограничение действия комментируемого Закона в отношении источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) тепловая энергия – энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

2) качество теплоснабжения – совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;

3) источник тепловой энергии – устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

4) теплопотребляющая установка – устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;

5) тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

7) тепловая нагрузка – количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;

8) теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

9) потребитель тепловой энергии (далее также – потребитель) – лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

10) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, – программа финансирования мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения;

11) теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

12) передача тепловой энергии, теплоносителя – совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;

13) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также – коммерческий учет) – установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами;

14) система теплоснабжения – совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

15) режим потребления тепловой энергии – процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения;

16) теплосетевая организация – организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

17) надежность теплоснабжения – характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения;

18) регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения – вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно:

а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора;

б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора;

19) орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также – орган регулирования) – уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее – федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

20) схема теплоснабжения – документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

21) резервная тепловая мощность – тепловая мощность источников тепловой энергии и тепловых сетей, необходимая для обеспечения тепловой нагрузки теплопотребляющих установок, входящих в систему теплоснабжения, но не потребляющих тепловой энергии, теплоносителя;

22) топливно-энергетический баланс – документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов;

23) тарифы в сфере теплоснабжения – система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

24) точка учета тепловой энергии, теплоносителя (далее также – точка учета) – место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета;

25) комбинированная выработка электрической и тепловой энергии – режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;

26) базовый режим работы источника тепловой энергии – режим работы источника тепловой энергии, который характеризуется стабильностью функционирования основного оборудования (котлов, турбин) и используется для обеспечения постоянного уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями при максимальной энергетической эффективности функционирования такого источника;

27) «пиковый» режим работы источника тепловой энергии – режим работы источника тепловой энергии с переменной мощностью для обеспечения изменяющегося уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями;

28) единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее – единая теплоснабжающая организация) – теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

29) бездоговорное потребление тепловой энергии – потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем;

30) радиус эффективного теплоснабжения – максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения;

31) плата за подключение к системе теплоснабжения – плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также – плата за подключение);

32) живучесть – способность источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом сохранять свою работоспособность в аварийных ситуациях, а также после длительных (более пятидесяти четырех часов) остановок.

Комментируемая статья перечисляет и дает толкование основным терминам, которые вводит законодатель для регулирования отношений, связанных со снабжением потребителей тепловой энергией на территории нашей страны. Она содержит 32 основных понятия, посвященные теплоснабжению. Разъяснения терминов имеют большое значение для единообразного понимания их смысла в процессе правоприменения.

1. Одним из основополагающих понятий, используемых в Законе, является понятие тепловой энергии.

Тепловую энергию в зависимости от ее отнесения к тому или иному виду объектов гражданских прав определяют по-разному, но все известные подходы можно в целом свести к двум основным. Одни специалисты исходят из того, что теплоэнергия – это вещь (товар). По мнению других, тепловая энергия вовсе не является имуществом, это определенные действия (определенная деятельность), которые по своей гражданско-правовой природе относятся к числу услуг.

До вступления в силу комментируемого Федерального закона в нормативных правовых актах любого уровня и времени издания, а также в литературе термин «тепловая энергия» употреблялся без какого-либо толкования или определения. Между тем выяснение его точного содержания очень важно для правильной квалификации гражданско-правового понятия тепловой энергии как особого объекта гражданских прав.

В ГК РФ 1996 г., а также в иных нормативных правовых актах, которые регулируют хозяйственную деятельность в сфере теплоснабжения, используется только один термин – «тепловая энергия». В то же время этот термин отсутствует в нормативно-технических документах по технической термодинамике, на базе которой решаются все технические задачи в области теплоснабжения; для этих целей используются термины «теплота (количество теплоты)» и «энтальпия». Поэтому для того чтобы правильно квалифицировать отношения, возникающие между теплоснабжающими организациями и потребителями, необходимо четко определить, что же следует понимать под термином «тепловая энергия».

В России действует ГОСТ 8.417-2002 «ГСИ. Единицы величин» , который дает перечень физических величин и предписывает их обязательное использование в различных областях деятельности, включая энергетику. В нем перечислены единицы измерения, приведены их русские и международные названия и установлены правила их применения. По этим правилам в международных документах и на шкалах приборов допускается использовать только международные обозначения. Во внутренних документах и публикациях можно использовать либо международные, либо русские обозначения. Данный государственный стандарт введен в действие с 1 сентября 2003 г. постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 4 февраля 2003 г. № 38-ст. В этом государственном стандарте приведены такие физические величины, как энергия, работа, количество теплоты, термодинамические потенциалы (внутренняя энергия, энтальпия и т. д.), но отсутствует понятие тепловой энергии.

Как известно, тепловая энергия передается потребителю с помощью теплоносителя (горячей воды, водяного пара), при этом она может быть измерена:

в виде теплоты (количество теплоты), которая является характеристикой процесса теплообмена и определяется количеством энергии, получаемым (отдаваемым) телом в процессе теплообмена; в международной системе единиц (СИ) измеряется в джоулях (Дж), устаревшая единица – калория (1 кал = 4,18 Дж) ;

в виде энтальпии теплоносителя, которая является термодинамическим потенциалом (или функцией состояния) и определяется массой, температурой и давлением теплоносителя; в международной системе единиц (СИ) измеряется в калориях .

Специалисты в области термодинамики отмечают, что во многих российских системах централизованного теплоснабжения измерить количество теплоты сложно, а в некоторых случаях и невозможно. В связи с этим предлагалось такую величину, как энтальпия теплоносителя использовать в качестве меры (количественной характеристики) тепловой энергии.

Данная точка зрения нашла отражение в комментируемом Законе: под тепловой энергией понимается энергетический ресурс, при потреблении которого изменяется температура и давление теплоносителя.

2. Как отмечают специалисты, показателями качества теплоснабжения могут быть термодинамические параметры теплоносителя: температура и давление. Вместе с тем установить единый стандарт на качество теплоснабжения невозможно на территории России из-за различий условий подачи тепловой энергии разным категориям потребителей, а также из-за различий в требованиях потребителей к термодинамическим параметрам теплоносителей и к режимам их подачи.

Таким образом, на уровне закона должны определятся метрологические и экономические принципы измерения и учета качества тепловой энергии и теплоносителя, режима потребления, кроме того по согласованию между теплоснабжающей организацией и потребителями устанавливаются в договорах требования к показателям качества тепловой энергии.

3. Под источником тепловой энергии понимается устройство, предназначенное для производства теплоэнергии.

К источникам тепловой энергии относятся: промышленные теплоэлектроцентрали (ТЭЦ); теплоэлектроцентрали общего пользования (ТЭЦ); котельные;

печи и местные генераторы тепла; теплонасосные установки; биоэнергетические установки;

солнечные коллекторы, работающие самостоятельно или в составе с котельными или тепловыми насосами;

разнообразные теплоутилизационные установки; прочие установки по выработке тепловой энергии .

4. Под теплопотребляющей установкой понимается техническое устройство, предназначенное для приема и использования тепловой энергии (теплоносителя). Например, каждое здание имеет системы отопления, вентиляции и, реже, кондиционирования. Все эти системы относятся к теплопотребляющей установке, задача которой обеспечить оптимальный микроклимат в помещениях здания при любой температуре наружного воздуха.

5. Под тепловой сетью понимается система теплопроводов, насосных станций и теплообменных аппаратов, обеспечивающая непрерывную подачу тепловой энергии (теплоносителя) от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

6. Под тепловой мощностью понимается количество энергии, которое может быть произведено источником тепловой энергии и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени. Обычно она измеряется в Гкал/ч или Мвт.

7. Тепловая нагрузка теплопотребляющей установки потребителя – это количество энергии, которое может быть принято теплопотребляющей установкой потребителя за установленный период времени.

8. Под теплоснабжением понимается деятельность, связанная со снабжением горячей водой (паром) систем отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий и технологических потребителей, а также деятельность по поддержанию резервной тепловой мощности (см. комментарий к ст. 16). Распространенные источники теплоснабжения – промышленные теплоэлектроцентрали и котельные.

9. По общему правилу в качестве потребителя как стороны по договору теплоснабжения должны выступать:

юридические и физические лица, имеющие в собственности или ином законном основании теплопотребляющие энергоустановки и потребляющие тепловую энергию для производственных, бытовых или иных нужд;

юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие управление многоквартирными домами с целью оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

10. Цель инвестиционной программы теплоснабжающей (теплосетевой) организации – разработка комплекса мероприятий по строительству, капитальному ремонту реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, находящихся в ведении теплоснабжающей (теплосетевой) организации, на основе оценки инвестиционных потребностей и возможностей финансирования за счет всех источников.

К числу основных задач инвестиционной программы теплоснабжающей (теплосетевой) организации можно отнести следующие:

определить мероприятия по строительству, капитальному ремонту и реконструкции источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, находящихся в ведении теплоснабжающей (теплосетевой) организации для повышения надежности и экологической безопасности системы теплоснабжения, а также модернизации объектов для улучшения технических и экономических характеристик системы теплоснабжения;

определить финансовые потребности на реализацию инвестиционной программы на основании оценки объективных затрат на каждое из мероприятий;

провести оценку инвестиционных возможностей по развитию в рамках допустимой тарифной политики (инвестиционного потенциала тарифов, надбавок и платы за подключение с учетом возможностей привлечения бюджетных средств и внебюджетных инвестиций).

11. По общему правилу в качестве теплоснабжающей организации может выступать любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство тепловой энергии либо приобретающая ее с целью возмездной передачи потребителям у другого лица, например субъекта рынка электрической энергии, производящего электрическую и тепловую энергию в режиме комбинированной выработки.

Можно выделить признаки, позволяющие ограничить круг лиц, способных выступать в качестве теплоснабжающей организации.

Во-первых, особенности правового статуса. Теплоснабжающей организацией может быть только субъект предпринимательской деятельности (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель).

Во-вторых, особенности имущественного положения. Теплоснабжающая организация должна иметь в собственности или ином законном основании источники тепловой энергии и (или) тепловые сети в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется снабжение потребителей тепловой энергией.

В-третьих, особенности характера деятельности по снабжению потребителей тепловой энергией. Деятельность такой организации должна носить профессиональный характер (под этим следует понимать, что лицо в рамках своей предпринимательской деятельности должно специализироваться на производстве и (или) реализации тепловой энергии, осуществлять ее как основной вид деятельности).

12. Производство, передача и потребление тепловой энергии (теплоносителя) представляет собой единый цикл: фаза производства практически совпадает с фазой потребления. Именно технологическая неразрывная связь процессов производства, передачи и потребления тепловой энергии (теплоносителя) влечет формирование многосторонних правоотношений в сфере теплоснабжения. Теплоснабжение как неразрывный технологический процесс вызывает возникновение одного правоотношения с несколькими участниками. Правоотношение по снабжению потребителей тепловой энергией (теплоносителя) необходимо рассматривать как состоящее из двух обязательств, образующих единое правоотношение (обязательство), связанное со снабжением тепловой энергией. Первое обязательство имеет своим предметом действия по производству и передаче тепловой энергии, под которой понимается создание на источнике тепла необходимого давления, с помощью которого теплоноситель направляется в систему теплоснабжения; предмет второго обязательства составляет обеспечение процесса передачи тепловой энергии потребителю через тепловые сети посредством их поддержания в исправном состоянии.

13. Под коммерческим учетом следует признавать процедуру, которая обеспечивает расчет потребленной тепловой энергии (теплоносителя) на основе измеренного ее количества и качества. Цель учета – объективная информация о количестве потребленной энергии. Количество и качество фактически произведенной, переданной или потребленной тепловой энергии можно определить либо расчетным путем, либо по показателям приборов, которые установлены в так называемых точках учета теплоэнергии (теплоносителя).

14. Под системой теплоснабжения понимается комплекс, состоящий из теплогенерирующих, теплопередающих и теплопотребляющих установок.

15. Под режимом потребления тепловой энергии следует понимать процесс ее потребления с соблюдением потребителем обязательных характеристик, к числу которых прежде всего относятся максимальный и минимальный расход теплоносителя, соблюдение установленных договором теплоснабжения суточных и месячных графиков потребления энергии и др. Установление режимов потребления энергии обусловлено необходимостью обеспечить равномерность энергопотребления и надежность работы системы теплоснабжения.

. Малафеев В.А. Что продается в системах теплоснабжения и как правильно это измерить? // Энергоснабжение. – 2003. – № 5. – С. 25.

Федяев А.В., Федяева О.Н. Комплексные проблемы развития теплоснабжающих систем. – Новосибирск: Наука, 2000. – С. 7.