Вексель оформляющий денежные обязательства называется. Вексель как ценная бумага. Классификация векселей. Отличие векселя от долговой расписки

Разработка и эффективность государственной НТПолитики является одной из главных задач, стоящих перед органами власти РФ всех уровней. В наиболее общем виде государственная НТПолитику можно определить как составную часть социально-экономической политики, которое выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления о формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Основной задачей федеральной инновационной политики на региональном уровне РТ является создание благоприятного инновационного признака для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. Общегосударственная инновационная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящих к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

Основными целями государственной научно-технической политики являются: 1)развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала; 2)увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; 3)реализация важнейших социальных задач; 4)обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышения его эффективности и конкурентоспособности продукции; 5)улучшение экологической обстановки; 6)оценка информационных ресурсов государства и безопасности личности; 7)упрощение взаимосвязи науки и образования.

В Правительстве РФ был разработан концептуальный подход к формированию политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. К числу важнейших приоритетных проектов, имеющих особо важное государственное значение были отнесены информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии, новые транспортные технологии, перспективные вооружения, военная и специальная техника, технологии живых систем, экология и рациональное природопользование, энергосберегающие технологии.



Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам исполнения мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы разрабатываются с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, цели и структурной политики международных обязательств. Финансирование 69реализации осуществляется за счет бюджетных средств. В РФ за последние годы Правительством разработано и утверждено большое число федеральных целевых Программ (национально-технологическая база 2002-2006 годы, реформирование и развитие оборонного промышленного комплекса 2002-2006 годы, электронная Россия 2002-2010 годы, энергоэффективная экономика 2002-2005 годы).

67согласия, которые указаны автором их правопреемниками в заявке на выдачу патента, работодателям, если иное не предусмотрено договором соавторства, в случае создания работником объекта промышленной собственности в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, федеральному фонду изобретения РФ в случае приобретения им прав патентооблателя на договорной основе.

66любого предприятия, поскольку без правой защиты, они легко могут стать жертвами конкуренции, конкуренты получают возможность экономии времени и средств на НИОКР и получают за счет этого дополнительную прибыль, рост своей доли рынка. Если при этом конкуренту удастся еще и запатентовать чужую незащищенную работу, то это поставит под угрозу выпуск продукции на предприятие, первоначально владеющей данной технологией.

Патент – это документ, удостоверяющий изобретение, авторство и исключительное право патентообладателя на изобретение. Такого рода право имеет особую значимость, поскольку при его наличии возникает возможность в пределах действия патента производить и сбывать продукцию Срок действия патента 15-20 лет. Целесообразность патентования определяется в соответствии с методиками по определению целесообразности патентования изобретений в РФ, за границей и подсчету экономической эффективности патентования. Патентообладатель – это физическое или юридическое лицо, которому в соответствии с законодательством выдан патент на изобретение или свидетельство на полезную модель. Патент выдается: автору, любым лицам, при условии их согласия, которые указаны автором их правопреемниками в заявке на выдачу патента, работодателям, если иное не предусмотрено договором соавторства, в случае создания работником объекта промышленной собственности в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, федеральному фонду изобретения РФ в случае приобретения им прав патентооблателя на договорной основе.

Лицензия – это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и промышленного опыта, секрета производства, торговой марки, необходимой для производства коммерческой или иной информации в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. Лицензионный договор - это соглашение, по которому патентообладатель обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу, обязанному вносить патентооблагаемые платежи и осуществлять иные действия согласия данному договору. Лицензиар – это патентообладатель, предоставляющий право на использование объекта промышленной собственности другому лицу. Лицензиат – лицо, получающее право на использование объекта промышленной собственности в соответствии с лицензионным договором. Цена на лицензию – должна обеспечить покупателю, несмотря на все виды издержек, возможность получать прибыль от реализации на рынке продукции, изготовленной по аналогичным технологиям и достаточно стабильную в течение длительного периода, как в РФ, так и за рубежом имеется специальные методики расчета цены лицензии.

    Государственная научно-техническая и инновационная политика

    Формы регуляции научно-технической деятельности

    Государственная регуляция инновационных процессов

Ключевые понятия и сроки:

научно-техническая политика, научно-технический потенциал, инновационная политика, инновационная деятельность; приоритетные направления научно-технического развития, научно-технические программы; тех-нополіси, технопарки; венчурные предприятия, инкубаторы бизнеса.

После изучения темы студенты должны

знать: суть научно-технической и инновационной политики, влияние научно-технического развития на макроэкономические показатели, государственную политику в сфере научно-технической и инновационной деятельности, критерии формирования приоритетных направлений научно-технической деятельности, источника финансирования научно-технической и инновационной деятельности.

уметь: дать оценку современному состоянию научно-технической политики государства, определять средства государственного влияния на научно-техническое и инновационное развитие.

1. Государственная научно-техническая и инновационная политика

Государственная научно-техническая политика - это составляющая социально-экономической политики государства относительно формирования условий эффективного научно-технического развития страны, определения целей, направлений, форм ее осуществления.

Научно-техническая и инновационная политика государства имеют решающее влияние на социально-экономическое развитие, поскольку выступает как ведущий фактор повышения производительности общественного труда, влияет на структуру экономики, способствует конкурентоспособности национальной экономики, облегчает и оздоровляет условия труда.

Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности" (1991) научно-техническая деятельность рассматривается как интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологий. ее основными видами являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, поисковые и проектно-поисковые работы, изготовления опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы с доведения научно-технических знаний до стадии их практического использования.

Государство формирует и реализует научно-техническую политику, обеспечивает социально-экономические, правовые и организационные условия для формирования и использования научно-технического потенциала, создает инфраструктуру науки, осуществляет подготовку научных кадров, государственное финансовое обеспечение, способствует созданию рынка научно-технической продукции, оценивает уровень исследований, проводит экспертизу проектов, устанавливает связи с другими государствами в научно-техническом сотрудничестве.

Научно-техническая политика осуществляется на основе таких принципов: демократизации и децентрализации управления в сфере научно-технического развития; обеспечение экологической безопасности; збалансування развития фундаментальных и прикладных исследований; поддержки конкуренции в научно-технической сфере; содействие созданию рынка научно-технической продукции.

Функции формирования и реализации государственной научно-технической политики выполняют органы государственной власти и управления на всех иерархических уровнях управления: И уровень - Верховная Рада и Президент Украины; II уровень - Кабинет Министров Украины; III уровень -министерства, ведомства и другие центральные органы управления; IV уровень - местные органы государственной власти и управления; V уровень - организации, учреждения и предприятия, которые принимают участие в осуществлении научно-технической политики.

Верховная Рада Украины определяет основные принципы, мету, направления и правовую основу научно-технической деятельности; утверждает объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений средств в Государственный Инновационный фонд; утверждает приоритетные направления развития науки и техники и перечень национальных программ; создает систему кредитно-финансовых и таможенных регуляторов в научно-технической политике.

Президент Украины содействует научно-техническому развитию с целью обеспечения технологической независимости страны, материального достатка общества. Он определяет систему органов власти в сфере научно-технической деятельности, обеспечивает контроль за управлением этой сферой, создает консультационно-совещательный совет по вопросам научно-технической политики и тому подобное.

Кабинет Министров Украины предоставляет предложения относительно приоритетных направлений научно-технической деятельности, обеспечивает организацию разработки национальных научно-технических программ, механизм их реализации и контроль за выполнением; определяет средства бюджета, Государственного инновационного фонда и других государственных фондов; осуществляет координацию работ относительно создания современной инфраструктуры научно-технической деятельности; способствует заключением международных соглашений в сфере научно-технического сотрудничества; разрабатывает механизмы стимулирования научно-технической деятельности.

Министерства и ведомства реализуют научно-техническую политику в отдельной отрасли. Центральными органами государственного управления в сфере науки и техники является Государственный комитет развития техники, Министерство образования и науки Украины, а также службы сертификации, экспертизы, информации и тому подобное.

Они разрабатывают принципы научно-технического и инновационного развития страны; обеспечивают развитие научного и научно-технического потенциала Украины; организуют и координируют информационную, инновационную деятельность; осуществляют руководство системой научно-технической экспертизы; обеспечивают интеграцию отечественной науки в мировое научное пространство с сохранением и защитой национальных приоритетов.

Другие органы власти (министерства, комитеты) осуществляют управление в сфере научно-технической и инновационной деятельности в соответствующих отраслях; определяют направления развития научно-технологического потенциала отрасли; формируют отраслевые научно-технические программы; организуют выпуск современной конкурентоспособной продукции; формируют механизм обеспечения научно-технического развития соответствующих отраслей.

Основными целями государственной научно-технической и инновационной деятельности является:

    приумножение национального богатства на основе использования научно-технических достижений;

    создание условий для достижения высокого уровня жизни каждого члена общества, его интеллектуального развития;

    укрепление национальной безопасности на основе использования научно-технических достижений;

    создание условий для развития научно-технического творчества.

Достижения отмеченных целей и заданий осуществляется путем:

1. Создание благоприятных организационно-экономических и правовых условий для эффективного использования научно-технического потенциала.

    Развитию приоритетных направлений науки и техники, концентрации ресурсов для их реализации.

    Формирование и реализации долгосрочных научно-технических программ.

    Разработка действенных механизмов интеграции науки и производства.

    Подготовки научных кадров и их социально-экономической защиты.

    Создание современной инфраструктуры науки.

    Установление эффективного международного сотрудничества в сфере научно-технической деятельности.

Формы и методы государственной регуляции научно-технической и инновационной деятельности зависят от уровня научно-технического потенциала страны.

Научно-технический потенциал страны - это совокупность национальных ресурсов, необходимых для осуществления научно-технической деятельности, и результаты от их использования.

Составляющими научно-технического потенциала выступают:

    мматериально-техническая база науки (научные организации, лаборатории, экспериментальные производства, информационные центры, оборудование и тому подобное);

    научные кадры (ученые, исследователи, конструкторы, изобретатели, научно-технический персонал и др.);

    результаты научно-технической деятельности (изобретения, открытия, научная информация, патенты, научные проекты, авторские свидетельства и тому подобное);

    организационно-управленческая структура научной сферы (объемы финансирования, планы научно-технической деятельности, задания из подготовки кадров, система управления и тому подобное).

Украина принадлежит к государствам с высоким научным потенциалом. Это, прежде всего, признанные в мире научные школы, весомые и уникальные достижения во многих сферах - разработке новых материалов, біо-технології, радиоэлектронике, физике низких температур, ядерной физике, электросварке, информатике и тому подобное. Государство должно создать такие условия, которые смогут обеспечить приумножение этого потенциала, в первую очередь его максимальную отдачу. Государство должно стать непосредственным проводником инновационного развития, заказчиком и организатором разработок и исследований в самых современных, самых перспективных направлениях научно-технического прогресу-

Хоть позиции Украины в научно-технической деятельности достаточно высокими, в последнее десятилетие в этой сфере имеют место негативные тенденции во всех подсистемах научно-технического потенциала: но-ваційному менеджменте (научные кадры, исследовательские разработки); инновационном менеджменте (внедрение и рыночное освоение нововведений); функционально-ресурсном менеджменте (организация, управление, обеспечение финансовое, материально-техническое, информационное).

Да, если в начале 90-х гг. обеспеченность научно-инженерными кадрами в Украине составляет 6,7 лица на 1000 население (в США - 3,8, в Швеции - 3,0, у Франции - 2,2 лица), то в настоящее время она сократилась втрое. Технологические исследования выполняют не больше 100 тыс. лиц (в 1990 г. - 313 жал). Отечественная наука "стареет" - каждый четвертый научный работник - пенсионер, частица ученых в возрасте до 40 годов не превышает 15 % .

Заостряются структурные изменения в інноватиці - большая часть докторов и кандидатов наук занятые во внерыночном секторе науки - образовании. В производственной сфере задействовано лишь 0,3 % научных работников высшей квалификации. Значительная частица ученых работает на заграничный интеллектуальный рынок: ежегодно до 200 специалистов эмигрируют, до 10 тыс. ученых выезжает за пределы страны на работу за контрактами, стажировки. Преобладает подготовка научных кадров в отраслях общественных наук (экономических, политических, юридических, филологических), что не отвечает потребностям страны.

Объем научно-технических работ в Украине уменьшился в 4 разы. В лицензионной торговле сложилось негативное сальдо, которое растет. На 10 тыс. население приходится 0,5 % охранительных документов на интеллектуальную собственность (патентов) (в США - 3,5 %, Японии - 27%).

Приведены данные свидетельствуют о необходимости формирования действенных рычагов государственной регуляции научно-технической и инновационной деятельности, направленной на технологические смены, инновационную синергетику (самоорганизацию, самовоспроизведение).

7.2. Формы регуляции научно-технической деятельности

Достижения целей и заданий научно-технической политики осуществляется государством путем применения форм прямой и непрямой регуляции.

К рычагам прямой регуляции в сфере научно-технической деятельности принадлежат: - определение государственных приоритетов развития науки и техники;

    формирование государственных научно-технических программ;

    доведение государственных заказов на научно-технические разработки;

    бюджетное финансирование фундаментальных исследований и реализации научно-технических программ;

    проведение государственной научно-технической экспертизы;

    подготовка научно-технических кадров высшей квалификации;

    осуществление патентной и лицензионной деятельности.

К рычагам непрямой регуляции научно-технической деятельности принадлежат:

Создание благоприятных условий для осуществления науково-техніч-

ної деятельности всеми субъектами предпринимательства;

налогообложение субъектов ведения хозяйства в сфере научно-технической деятельности;

    введение льготного кредитования;

    установление взаимовыгодных международных связей;

    пропаганда научно-технических достижений;

    стимулирование научно-технического творчества.

Заданием регуляции научно-технической деятельности является создание оптимального механизма сочетания рыночных и государственных рычагов влияния на научно-технические процессы, их ориентация на экономический рост и интеграцию в мировую экономику.

Рыночный и государственный механизмы регуляции по-разному влияют на эффективность научно-технической деятельности, предопределяют разные действия и политику в этой сфере (рис. 17).

Рыночные механизмы развития научно-технической деятельности предопределяют потребность в политике содействия активизации частного бизнеса, создания одинаковых правовых условий защиты интеллектуальной собственности, ведения хозяйства, конкуренции.

Государственная регуляция связана с выделением приоритетных направлений научно-технической деятельности, формированием программ и госзаказов, их финансированием.

В регуляции научно-технической деятельности важно обеспечить оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного влияния на функционирование и развитие этой важной сферы экономики. Механизм регуляции научно-технической деятельности в целом предусматривает:

    правовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности;

    создание экономически благоприятных условий для эффективного осуществления научно-технической деятельности путем применения налоговых и финансово-кредитных рычагов;

обеспечение бюджетным, базовым и программно-целевым финансированием научно-технической деятельности в размере не меньше 1,7 процента ВВП. Базовое финансирование предоставляется для проведение фундаментальных исследований, развития приоритетных отраслей науки, инфраструктуры научно-технической деятельности, сохранения научных учреждений, которые являются национальным достоянием, подготовки научных кадров. Программно-целевое финансирование осуществляется на конкурсной основе и обеспечивает реализацию научно-технических программ, разработок за государственным заказом и программами международного сотрудничества;

    определения приоритетных направлений научно-технической деятельности, их поддержку и поощрение;

    формирование научно-технических прогнозов и программ;

    мобилизацию средств на научно-техническую деятельность и стимулирование их поступлений;

    стимулирование развития предпринимательства в сфере науки и техники;

    подготовку научных кадров высшей квалификации.

Рис. 17. Условия рыночной и государственной регуляции научно-технической деятельности

Государственное финансирование научно-технических процессов и программ осуществляется на основе их отбора за такими критериями:

  • направленности на решение первоочередных проблем национальной безопасности государства;

    обеспечение прорыва или сохранение передовых позиций в научно-техническом развитии;

    соответствия требованиям современного мирового уровня;

    наличию условий для реализации;

    многоцелевого назначения;

    обеспечение социального эффекта от реализации;

    экономической целесообразности, окупаемости.

Государственные научные и научно-технические программы являются важным средством реализации приоритетных направлений развития науки и техники путем концентрации научно-технического потенциала страны (рис. 18).

Государственные научные и научно-технические программы формируются Министерством образования и науки Украины, Национальной академией наук, другими центральными органами управления на основе целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных принципах с учетом приоритетных направлений развития науки и техники.

Рис. 18. Виды государственных научных и научно-технические

программ

При выборе научно-технических приоритетов учитывается:

    состояние, уровень и возможности развития науки и техники в обществе на определенный период времени;

    национальный спрос на научно-техническую продукцию, ее экспортный потенциал;

    согласованность с приоритетными и реальными возможностями социально-экономического развития;

    комплексность и взаимоувязанность элементов научно-технической деятельности, ранжованість заданий та согласованность действий на стадии "наука->виробництво";

    экономические, социальные и экологические последствия внедрения результатов научно-технической деятельности в производство.

Исходя из приоритетных направлений, разрабатываются государственные научно-технические программы, которые включают плановые задания государственным учреждениям, государственные заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям и ряд прогнозов развития научно-технических исследований.

На основе перечня важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукции, ежегодно формируется государственный заказ, который обеспечивает экономически выгодные условия

для участия научных, опытных и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований.

Для обеспечения развития науки и содействия научно-техническому творчеству государство создает систему научно-технической информации, обеспечивает стандартизацию, сертификацию и метрологию, проводит экспертизу научно-технических разработок.

С целью постоянного возобновления интеллектуального потенциала общества, развития научно-технической культуры, новаторства, содействия творчеству государство обеспечивает престиж научного труда, организует подготовку и повышение квалификации научно-технических кадров, обеспечивает отбор талантливой молодежи, внедряет систему аттестации кадров, устанавливает государственные стипендии, премии и почетные звания для лиц, которые сделали значительный вклад в развитие науки.

Государственная политика в сфере патентов и лицензий направлена на регуляцию отношений относительно приобретения и использования права на объекты интеллектуальной собственности. Авторы прав получают доходы от использования их продукта в предпринимательской деятельности. Тем самым создается эффективная система мотиваций к научно-технической деятельности, ее практической направленности, повышению качества разработок.

Важным средством государственной регуляции в сфере научно-технической деятельности является государственная поддержка международного научно-технического сотрудничества. Государство создает необходимые правовые и экономические условия для осуществления свободных и равноправных отношений с международными организациями, обществами, объединениями. Научно-техническое сотрудничество осуществляется путем проведения общих исследований, технических разработок на основе кооперации, реализации общих программ, обмена научно-технической информацией, проведение международных конференций, конгрессов, симпозиумов, обмена кадрами, общую подготовку специалистов и тому подобное.

3. Государственная регуляция инновационных процессов

Закон Украины "Об инновационной деятельности" определяет правовые и организационно-экономические принципы государственной регуляции инновационной деятельности, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов. Он дает определение инноваций - как ново-созданных или усовершенствованных конкурентоспособных технологий, продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного , административного, коммерческого или другого характера, что существенно улучшают структуру и качество производства или социальной сферы.

А инновационная деятельность - это деятельность, которая направлена на использование и коммерциализацию научных исследований и разработок , которая предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Закон Украины "Об инвестиционной деятельности" определяет инновационную деятельность как форму инвестиционной, которая осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу.

Инновационная деятельность включает:

г

    выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;

    прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;

    реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости расходов;

    финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;

    разработку и внедрение новой, ресурсозберігаючої технологии, предназначенной для улучшения социального и экологического положения.

Государственная инновационная политика - это комплекс правовых, организационно-экономических и других мероприятий государства, направленных на создание надлежащих условий для развития инновационных процессов в экономике, стимулирования внедрения результатов инновационной деятельности в производство. Государственная инновационная политика осуществляется за такими направлениями:

    содействие росту инновационной активности;

    ориентация на приоритетную поддержку инноваций, которые составляют основу современного технологического процесса;

    согласование государственной инновационной политики с эффективной конкуренцией в этой сфере;

    иззащита интеллектуальной собственности и интересов национального инновационного предпринимательства;

    содействие региональному, межрегиональному и международному сотрудничеству в инновационной деятельности.

Головною-метой государственной инновационной политики является созданием надлежащих условий для эффективного воссоздания, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечения внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсозберігаючих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.

Государственная регуляция инновационной деятельности осуществляется путем:

    определения и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней;

    формирование и реализации государственных, отраслевых и региональных инновационных программ;

    создание нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

    защите прав и интересов субъектов инновационной деятельности;

    финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;

    стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений относительно кредитования инновационных проектов;

    установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;

    поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры;

    государственной регистрации инновационных проектов.

Приоритетные направления инновационной деятельности - это законодательно и научно обґрунтовані направления инновационной деятельности, направленные на обеспечение потребностей общества в високотехнологічніи конкурентоспособной продукции, высококачественных услугах и увеличение экспортного потенциала страны (рис. 19).

Формирование стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности осуществляется центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности с привлечением Национальной и

Рис. 19. Характеристика приоритетных направлений инновационной деятельности

отраслевых академий наук Украины на основе ґрунтовних прогнозно-аналитических исследований тенденций мирового научно-технологического развития, мониторинга инновационной деятельности в стране, инновационного потенциала и инновационной культуры общества.

Кабинет Министров Украины проводит экспертизу разработанных стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности, организует их публикацию и обсуждение в общественных научно-технических организациях, средствах массовой информации и передает на утверждение Верховной Раде Украины (до 1 марта последнего года действия предыдущего аналогичного документа).

Аналогично формируются среднесрочные приоритетные направления инновационной деятельности, которые на государственном уровне утверждаются вместе со стратегическими направлениями, а изменения к ним вносятся вместе с формированием проекта закона о Государственном бюджете; на отраслевом уровне - разрабатываются отраслевыми органами власти и утверждаются коллегиями отраслей; на региональном уровне - разрабатываются исполнительными органами местного самоуправления и утверждаются областными советами.

Государство обеспечивает реализацию стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности через систему общегосударственных (национальных) программ, экономического, научно-технического, социального , национально-культурного развития, охраны окружающей среды.

Реализация среднесрочных инновационных приоритетов общегосударственного уровня осуществляется через государственные прогнозы и программы экономического и социального развития Украины, на конкурсных принципах через государственный заказ; на отраслевом и регіо горючему уровнях - через инновационные программы и проекты, инновационные проекты технопарков.

Динамичность НТП в решающей степени зависит от научно-технического потенциала и определяющей его состояние и развитие политики государства. Под научно-техническим потенциалом понимают ресурсы и возможности, которыми страна располагает для развития научно-технической сферы, и достигнутый здесь уровень.

Масштабы и уровень научного потенциала характеризуется такими параметрами, как величина затрат на науку и их доля в ВВП, численность занятых в научной сфере и оснащенность их труда основными фондами, структура затрат и научных кадров по отраслям науки, стадиям научно-исследовательского цикла и видам научных учреждений, информационное обеспечение научной деятельности, количество открытий и изобретений, их значимость и эффективность. Основными параметрами, характеризующими технический потенциал, являются объемы производства и применения прогрессивной техники, уровень механизации, автоматизации, электрификации, химизации в народном хозяйстве, сроки внедрения научно-технических достижений и др.

В структуре научно-технического потенциала выделяются несколько подсистем: кадровая, материально-техническая, информационная, организационная.

В условиях рыночной экономики регулирование научно-технической сферы осуществляется на основе принципа сочетания самоорганизации с государственным управлением. Свободные производители за собственный счет организуют исследования и внедряют их результаты, отвечая за последствия. Научная и научно-техническая деятельность осуществляется в конкурентной среде и подчиняется действию закона спроса и предложения. Однако в ключевые области вмешивается государство. Главными задачами такого вмешательства в научно-технической сфере являются концентрация ресурсов на общественно значимых направлениях, обеспечение единства действий, социальная ориентация НТП, интеграция страны в мировые процессы. Цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений определяются научно-технической политикой, которая является важнейшей составной частью социально-экономической политики. В РФ принят Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике", в соответствии с которым в разработке научно-технической политики участвуют органы государственной власти, научные организации, представители широких кругов научной и научно-технической общественности. Содержание научно – технической политики в настоящее время формируется на базе пакета документов, включающего «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на долгосрочную перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологии и техники на долгосрочный период», «Перечень критических технологий РФ». В Основах поставлена задача сформировать Национальную инновационную систему и повысить эффективность использования результатов научной и научно – технической деятельности. Главное содержание научно-технической политики составляют перечень приоритетных направлений НТП и система мероприятий по их поддержке государством. В настоящее время приоритетными направлениями в РФ являются социально ориентированные исследования и разработки, прорывные технологии, экологические и оборонные НИОКР. Важнейшими формами государственной поддержки научной, технической и экспериментальной деятельности выступают бюджетное финансирование и система экономических льгот.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Макропланирование является основным средством реализации научно-технической политики государства. Его базой являются прогнозы. В процессе их разработки дается оценка вероятности появления новых научных идей, теорий, открытий и изобретений. Прогнозируются масштабы нововведений, технологические перевороты, формирование и распространение новых научно-технических направлений и технологических принципов, перевороты в лидирующих отраслях техники, смена поколений техники и технологии в рамках одного направления, темпы и масштабы распространения новой техники в сферах ее производства и применения.

Осуществляется также сквозное прогнозирование по технологическим цепочкам. Прогнозы обсуждаются в комиссиях и комитетах, образованных на базе государственных органов управления с участием научной и инженерной общественности. С учетом итогов обсуждений подготавливается Комплексный прогноз, в котором дается социально-экономическая оценка достижений науки и техники, делаются выводы о целесообразности их использования в народном хозяйстве, определяются приоритетные направления и очередность задач, предлагаются несколько вариантов путей и средств их решения, оцениваются социально-экономические последствия НТП.

Специфика научно-технического прогресса как объекта прогнозирования (неизученность многих явлений и процессов, сложность взаимосвязей, цикличность развития и т.п.) предопределяет особенности методики разработки прогнозов. Прогнозирование носит междисциплинарный характер, широко применяются качественные методы оценки показателей: системный анализ, экспертные методы, имитационное моделирование.

На основе прогнозов разрабатываются целевые программы решения научно-технических проблем, которые в условиях рынка являются основной формой реализации научно-технической стратегии. Программы разрабатываются на всех уровнях управления - народно-хозяйственном, отраслевом, территориальном, локальном. Процесс формирования научно-технических программ включает 4 этапа:

Определение и детализация основных характеристик и целей;

Подбор исполнителей;

· планирование ресурсного обеспечения;

Оценка конечных результатов.

В условиях перехода к рынку меняется подход к финансированию НТП. Главной отличительной чертой его являются множественность источников и программно-целевая ориентация. Фундаментальные исследования некоммерческого характера в основном финансируются из бюджета. Государственные средства должны выделяться при широком участии экспертов и использоваться строго по прямому назначению в соответствии со сметой. Наряду с бюджетными средствами для финансирования фундаментальных исследований используются представляемые на конкурсной основе гранты (субсидии) научным коллективам и отдельным ученым.

В финансировании прикладных исследований применяются госзаказы и долевое государственное финансирование. Госзаказ может иметь форму целевого контракта с исключительным правом государства на использование полученных результатов или форму конкурсного контракта с распределением права собственности на результаты между ним и исполнителем. Долевое государственное финансирование может применяться при создании консорциумов или привлечении на конкурсной основе исполнителей, обязанных профинансировать не менее половины вложений в проект.

Финансирование внедренческих работ может осуществляться в форме государственных заказов и льготных кредитов.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятий "научно-технический прогресс", "научно-техническая революция".

2. Раскройте роль НТП в современном обществе.

3. Охарактеризуйте теорию циклического развития НТП.

4. Перечислите основные разновидности циклов в развитии НТП. Приведите примеры.

5. Объясните, что представляет собой научно-технический потенциал общества. Охарактеризуйте научно-технический потенциал РФ.

6. Назовите наиболее значимые параметры научного потенциала. Приведите цифровые данные по РФ.

7. Перечислите показатели, характеризующие технический потенциал. Проиллюстрируйте их фактическими данными на примере России. Сделайте выводы.

8. Изобразите в виде схемы структуру научно-технического потенциала.

9. Аргументируйте необходимость участия государства в управлении НТП.

10. Сформулируйте определение научно-технической политики государства.

11. В чем заключается главное содержание научно-технической политики

12. Какие направления НТП относятся к приоритетным в современной России? Аргументируйте ответ.

13. Объясните связь научно-технической политики государства со стратегическим планированием НТП.

14. Охарактеризуйте содержание прогнозов развития науки и техники.

15. Укажите особенности методики прогнозирования НТП. Чем они обусловлены?

16. Объясните, почему в условиях рыночной экономики основной формой осуществления научно-технической стратегии выступают целевые программы.

17. Сформулируйте определение целевой научно-технической программы.

18. Назовите основные этапы формирования научно-технической программы.

19. Из каких источников финансируется в РФ развитие науки и техники?

20. Как осуществляется финансирование фундаментальной науки в РФ?

Практические задания

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

Признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

Гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

Гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

Интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

Поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

Развитие научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

Стимулирование научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;

Развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

1.4 Основные направления научно-технического развития в России

“Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

Наноиндустрия и перспективные материалы;

Энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

Технологии живых систем;

Информационно-телекоммуникационные системы;

Экология и рациональное природопользование;

Безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок – генерация знаний

В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

Второй блок разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы – коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны еще Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

Содержание научно-технической политики проявляется прежде всего в совокупности целей и задач .

Для современных условий можно сгруппировать в три блока.

Первый блок целей и задач направлен на сбережение и умножение научно-технологического потенциала России , на сохранение и развитие традиций научных, исследовательских и инженерно-конструкторских школ. Без этого невозможно решить задачу смены технологических укладов в основных сферах жизнедеятельности людей, обеспечить технологическую безопасность России.

Второй блок целей и задач объединяет цели и задачи, гарантирующие максимальное и наиболее эффективное использование существующего научно-технологического потенциала для формирования системных преобразующих инноваций-факторов. Речь идет о новых технических и технологических комплексах, способствующих созданию в России и СНГ единого технологического пространства. Эти комплексы образуют научно-воспроизводственную базу для воспроизводства продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, а также для создания безопасной экологической ситуации в стране и реанимации природной среды.

В третий блок целей и задач входят цели и задачи по созданию целостной совокупности условий, позволяющих решать проблемы и достигать цели первых двух блоков на непрерывной воспроизводственной основе .

В их составе решение проблем обеспечения инновационной и инвестиционной активности хозяйственных систем всех уровней и прежде всего в предприятиях, объединениях, корпорациях. Они призваны также создавать необходимые предпосылки для наиболее полного и эффективного использования научно-технологического потенциала России, для решения комплекса приоритетных социальных задач.

В обобщенном виде перечисленные выше цели и задачи научно-технической политики России можно представить в виде интегрированной цели поэтапного перевода экономического развития России на инновационный тип развития .

Инновационный тип развития характеризуется производством преимущественно новой и постоянно обновляемой продукции, в том числе факторов-инноваций в виде новой техники, технологий, материалов, внедрением новой организации и мотивации труда, а также наличием в рамках хозяйственной системы всех основных институциональных исходных условий для воспроизводства инновационности на постоянной основе.

Научно-техническая политика России связывает свои стратегические цели с развитием, рациональным размещением и эффективным использованием научно-технического потенциала, увеличением вклада науки и техники в развитие экономики, с реализацией важнейших социальных задач.

Речь идет об обеспечении прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышении его эффективности и конкурентоспособности продукции, об улучшении экономической обстановки и защите информационных ресурсов.

Научно-техническая политика связана также с укреплением обороноспособности государства и безопасностью личности, общества и государства, с упрочнением взаимосвязи науки и образования, а также науки, производства и рынка.

Полезно сравнить эти задачи с проблемами, которые решают индустриально развитые страны с помощью факторов науки, техники и технологий . Например, в США закон «О национальной научной и технологической политике, организации и приоритетах», принятый Конгрессом США в 1997 г., предусматривают использовать возможности научно-технического прогресса для решения весьма широкого и детализированного круга проблем.

Цели и задачи научно-технической политики каждой страны естественно различны, ибо неодинаковы проблемы, уровень развития производительных сил, новизна технологических укладов. Главное же — ресурсы по количеству и качеству подчас не сопоставимы. Но зная научный и технологический потенциал России начала XXI столетия и практику его использования, можно безусловно согласиться, что вывод специалистов о недостаточной востребованности отечественной науки, научно-технического потенциала является обоснованным и правильным.

Для современной экономики России характерны переход к многообразию форм собственности, становление многоукладности и формирование комплексного механизма регулирования экономического развития, сочетающего рыночную самоорганизацию с ее инструментом конкуренции, состязательности, борьбой за монопольное положение, с государственным регулированием, а также самовластие предпринимателей с воздействием общественных профессиональных организаций работодателей, с влиянием самоорганизации трудящихся (профсоюзы и др.). Идут сложные процессы структурной перестройки , адаптации к законам и закономерностям экономики с развитыми рыночными распределительно-обменными отношениями.

К сожалению, имеют место нарушения основных экономических пропорций и научно-воспроизводственных процессов , что вызывает негативные структурные деформации в народном хозяйстве.

Расстроены пропорции между предпроизводственной и производственной фазами общественного воспроизводства, между накоплением и потреблением, между производством и распределительно-обменной фазами, между различными инфраструктурами, которые к тому же и недостаточно развиты для нормального функционирования экономики.

На внутренних товарных рынках имеет место засилье зарубежных производителей и торговцев, опирающихся в своей деятельности на куда более мощное современное научно-технологическое обеспечение, государственную поддержку, а также, как правило, на стабильную национальную валюту.

Для России характерна экономическая и финансовая неустойчивость многих первичных производственных звеньев. Не учитываются многочисленные критерии экономической и технологической безопасности страны. Народное хозяйство сталкивается с серьезными ресурсными ограничениями.

Учитывая эти особенности, можно говорить о ряде стратегических целей и задач научно-технической политики России на современном этапе .

1. Обеспечение конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках, в том числе новой техники и технологий.

2. Поэтапное формирование нового технологического ядра экономики, обновление ее производственного аппарата, обеспечение технологической безопасности национального производства в мировом хозяйстве.

3. Достаточное обеспечение страны продовольствием, энергией, сырьем и материалами.

4. Создание здоровой экологической среды жизнедеятельности человека. Сохранение и реанимация природной среды, рациональное природопользование.

5. Пропорциональное производству качественное развитие инфраструктур (транспорт, связь, информатика, социальные услуги и пр.).

6. Содействие сохранению и эффективному использованию человеческих ресурсов страны, возрождение национальной системы жизнеобеспечения.

7. Создание институциональных условий для эффективного использования научно-технологического потенциала.

8. Формирование научно-технологической основы национальной безопасности и военно-технической базы обороноспособности страны.

Итак, цели и задачи научно-технической политики России напрямую связаны с целями и задачами социально-экономического развития страны, с определением и подготовкой для этого важнейших инновационных факторов-ресурсов, с логикой и закономерностями современного научно-технического прогресса.