Учебное пособие для подготовки стропальщиков. Конспект лекций по программе "стропальщик". Классификация грузов и способы строповки грузов

2 -е изд., пересмотр. - М.: 2009 . - 784 с.

В учебнике рассматриваются все отрасли, составляющие систему действующего российского права. Авторы применяют принципиально новую схему изложения, позволяющую читателю уяснить, какие правовые возможности (т. е. права, свободы, обязанности) у него имеются (материальное право), а также каким способом их можно защитить (процессуальное право).

Во втором издании учтены новейшие изменения в законодательстве России.

Для студентов и преподавателей вузов, депутатов, работников органов исполнительной власти, руководителей предприятий и организаций и всех, кто стремится получить солидные правовые знания.

Формат: pdf (Российское право. Кашанина Т.В, Кашанин А.В. , 2009, 2-е изд., пересмотр., 784с.)

Размер: 31 Мб

yandex.disk

Формат: pdf / zip (Основы российского права. Кашанина Т.В, Кашанин А.В.

Размер: 3,2 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip (Основы российского права. Кашанина Т.В, Кашанин А.В. , 2003, 3-е изд., перераб. и доп., 784с.)

Размер: 1,2 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к третьему изданию XI
Часть первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава 1. Теория государства
§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства 1
§ 2. Социальное назначение государства 6
§ 3. Функции государства 9
§ 4. Форма правления 15
§ 5. Формы внутригосударственного устройства 19
§ 6. Формы межгосударственного устройства 22
§ 7. Политический режим 24
§ 8. Государственный аппарат 31
§ 9. Правовое и социальное государство 39
§ 10. Государство и гражданское общество 44
Глава 2. Теория права
§ 1. Социальные нормы и место права в их системе 47
§ 2. Понятие и определение права 53
§ 3. Нормы права 57
§ 4. Структура права 63
§ 5. Система права: 68
§ 6. Формы (источники) права 74
§ 7. Нормативные акты и их виды 78
§ 8. Правоотношения 87
§ 9. Правонарушения и их виды 96
§ 10. Причины правонарушений 103
§ 11. Юридическая ответственность 106
Часть вторая МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО
Глава 3. Конституционное право
§ 1. Конституция Российской Федерации: общая характеристика 113
§ 2. Конституционный строй России.118
§ 3. Конституционный статус личности 131
§ 4. Классификация конституционных прав и свобод 135
§ 5. Конституционные обязанности 147
§ 6. Избирательная система 148
§ 7. Избирательный процесс 152
§ 8. Президент Российской Федерации. . . . 155
§ 9. Федеральное Собрание Российской Федерации. 1 6 0
§ 10. Совет Федерации 162
§ 11. Государственная Дума 164
§ 12. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания 167
§ 13. Статуе депутата 168
§ 14. Правительство Российской Федерации 170
§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации. 173
§ 16. Местное самоуправление 1 8 2
Глава 4. Административное право
§ 1. Понятие административного права 1 8 7
§ 2. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти 188
§ 3. Сферы государственного управления 195
§ 4. Государственная служба 195
§ 5. Правовые акты в сфере управления 206
§ 6. Административные правонарушения. . 210
§ 7. Административные взыскания 219
Глава 5. Финансовое право
§ 1. Понятие финансового права 225
§ 2. Государственный и местный бюджеты и их структура 228
§ 3. Налоги: их роль и понятие 241
§ 4. Виды налогов 244
§ 5. Характеристика закона о налоге 247
§ 6. Налоговая система Российской Федерации 258
§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства... 266
§ 8. Правовые основы банковской системы Российской Федерации 271
Глава 6. Трудовое право
§ 1. Трудовое право как отрасль 283
§ 2. Граждане как субъекты трудового права.: 287
§ 3. Работодатели: права и обязанности 290
§ 4. Трудовые коллективы и их полномочия 292
§ 5. Профсоюзы: понятие и основные права 294
§ 6. Социальное партнерство. Коллективные договоры 298
§ 7. Правила приема на работу 308
§ 8. Трудовые договоры (контракты) 311
§ 9. Переводы на другую работу 318
§ 10. Увольнение работников 322
§ 11. Рабочее время и время отдыха 336
§ 12. Заработная плата 343
§ 13. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность 349
§ 14. Материальная ответственность 353
Глава 7. Гражданское право
§ 1. Понятие гражданского права 356
§ 2. Граждане как субъекты гражданского права. . 360
§ 3. Юридические лица: понятие и виды 365
§ 4. Характеристика юридических лиц 370
§ 5. Объекты гражданских прав 378
§ 6. Защита гражданских прав 386
§ 7. Гражданско-правовая ответственность 390
§ 8. Исковая давность 397
§ 9. Право собственности: понятие и его содержание 400
§ 10. Приобретение и прекращение права собственности 403
§ 11. Виды права собственности. 409
§ 12. Защита права собственности 414
§ 13. Понятие, виды и исполнение обязательств 416
§ 14. Исполнение и обеспечение обязательств 420
§ 15. Гражданско-правовой договор (общие положения) 426
§ 16. Классификация гражданско-правовых договоров 432
§ 17. Характеристика видов гражданско-правовых договоров 434
17.1. Договор купли-продажи 436
17.2. Договор мены. 444
17.3. Договор дарения 444
17.4. Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением 446
17.5. Договор аренды (имущественного найма) 446
17.6. Договор подряда 449
17.7. Договор перевозки 452
17.8. Договор хранения. 455
17.9. Договор займа 458
17.10. Кредитный договор 460
17.11. Договор банковского вклада 460
17.12. Договор банковского счета 462
17.13. Договор страхования 464
17.14. Договор поручения 468
§ 18. Внедоговорные обязательства 470
Глава 8. Жилищное право
§ 1. Жилищный фонд Российской Федерации 475
§ 2. Право собственности на жилое помещение. 477 .
§ 3. Понятие договора найма жилого помещения 478
§ 4. Договор коммерческого найма жилого помещения 479
§ 5. Договор социального найма жилого помещения 480
Глава 9. Наследственное право
§ 1. Понятие наследования 485
§ 2. Наследование по завещанию 487
§ 3. Наследование по закону 492
§ 4. Принятие и отказ от наследства 496
Глава 10. Авторское право
§ 1. Право на результаты творческой деятельности 499
§ 2. Объекты авторского права 500
§ 3. Субъекты авторского права 502
§ 4. Права авторов 503
Глава 11. Изобретательское право
§ 1. Понятие изобретения 506
§ 2. Субъекты изобретательского права 508
§ 3. Получение патента 510
Глава 12. Семейное право
§ 1. Семейное право как отрасль 512
§ 2. Понятие брака и семьи 514
§ 3. Заключение брака. Недействительность брака 518
§ 4. Расторжение брака 525
§ 5. Личные неимущественные права и обязанности супругов. . . 528
§ 6. Права и обязанности по поводу супружеской собственности 529
§ 7. Алиментные права и обязанности супругов и бывших супругов 538
§ 8. Установление происхождения ребенка 540
§ 9. Личные права и обязанности родителей и детей 544
§ 10. Права и обязанности родителей и детей по поводу имущества 554
§ 11. Алиментные обязательства родителей и детей 555
Глава 13. Уголовное право
§ 1. Уголовный закон и его действие 565
§ 2. Понятие преступления 569
§ 3. Состав преступления 573
§ 4. Соучастие в преступлении 586
§ 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 589
§ 6. Понятие и цели наказания 598
§ 7. Система наказаний. 601
§ 8. Смертная казнь 603
§ 9. Лишение свободы 605
§ 10. Иные виды наказания 610
§ 11. Назначение наказания 615
§ 12. Обстоятельства, смягчающие наказание 617
§ 13. Обстоятельства, отягчающие ответственность 622
§ 14. Условное осуждение
§ 15. Судимость
§ 16. Виды преступлений
Часть третья ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Глава 14. Административно-процессуальное право
§ 1. Понятие и содержание административного процесса 638
§ 2. Производство по делам об административных правонарушениях и его стадии. 639
§ 3. Возбуждение дела об административном правонарушении 640
§ 4. Рассмотрение дела об административном правонарушении 647
§ 5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий 651
§ 6. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении 653
Глава 15. Бюджетный процесс
§ 1. Понятие бюджетного процесса 654
§ 2. Общие положения бюджетного процесса в Российской Федерации 655
§ 3. Процесс по формированию и исполнению федерального бюджета.658
Глава 16. Налогово-процессуальное право
§ 1. Задачи, полномочия и система налоговых органов 664
§ 2. Порядок наложения санкций за нарушение налогового законодательства 667
§ 3. Обжалование актов о применении налоговых санкций 674
§ 4. Исполнение налоговых санкций 677
Глава 17. Дисциплинарный процесс
§ 1. Порядок наложения дисциплинарных санкций 680
§ 2. Индивидуальные трудовые споры 683
§ 3. Коллективные трудовые сйоры и порядок их разрешения 690
Глава 18. Гражданский процесс
§ 1. Участники гражданского процесса. 694
§ 2. Судебные расходы. Судебные штрафы. Сроки рассмотрения гражданских дел 700
§ 3. Судебные доказательства 701
§ 4. Производство в суде первой инстанции 707
§ 5. Производство в суде второй инстанции 711
§ 6. Надзорное производство.. 713
Глава 19. Арбитражный процесс
§ 1. Состав арбитражного суда. Подведомственность и подсудность дел 715
§ 2. Судебные расходы. Сроки в арбитражном процессе 716
§ 3. Участники арбитражного процесса 718
§ 4. Доказательства. . . 720
§ 5. Рассмотрение дела в суде первой инстанции 724
§ 6. Производство в суде апелляционной инстанции 728
§ 7. Кассационное обжалование решений 729
§ 8. Пересмотр дела в порядке надзора 731
Глава 20. Исполнительное производство
§ 1. Понятие и правовая природа исполнительного производства 732
§ 2. Участники исполнительного производства 734
§ 3. Стадии исполнительного производства 738
§ 4. Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя 742
§ 5. Обжалование незаконных действий судебного пристава-исполнителя 744
Глава 21. Уголовный процесс
§ 1. Субъекты уголовного процесса 745
§ 2. Доказательства и их виды 749
§ 3. Меры уголовно-процессуального принуждения 754
§ 4. Возбуждение уголовного дела 756
§ 5. Предварительное расследование 757
§ 6. Судебное разбирательство 760
§ 7. Суд присяжных 765
§ 8. Кассационное производство 766
§ 9. Надзорное производство 768

Татьяна Васильевна Кашанина - доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Кашанина Т. В.

К31 Юридическая техника: учебник / Т. В. Кашанина. - 2-е изд., пересмотр. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2011. - 496 с.

ISBN 978-5-91768-194-8 (Норма) ISBN 978-5-16-004965-6 (ИНФРА-М)

В учебнике подробно рассматриваются юридическая техника - новая учебная дисциплина, изучаемая в юридических вузах, а также основные виды юридической работы и правила создания юридических документов (нормативных правовых актов, интерпретационных актов, договоров, актов судебного правоприменения и др.). Изложение материала сопровождается схемами, в каждой главе дается список литературы.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для практикующих юристов.

Предисловие

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Юридическая техника как учебная дисциплина

Глава 2. История развития юридической техники

Глава 3. Понятие и виды юридической техники

Глава 4. Общие правила юридической техники

ОСОБЕННАЯЧАСТЬ

Раздел I. Правотворческаятехника

Глава 5. Правотворчество

Глава 6. Правила формирования содержания нормативных актов

Глава 7. Требования к внутренней форме нормативных актов

Глава 8. Техника создания корпоративных нормативных правовых актов 271

Глава 9. Правотворческая процедура

Раздел III.Техникасистематизацииюридическихдокументов

Глава 11. Систематизация правовых актов как вид юридической работы 334

Глава 12. Правила систематизации юридических документов

Глава 13. Толкование как вид юридической работы

Глава 14. Техника толкования нормативных актов

Глава 15. Правила создания правореализационных

юридических документов

Глава 16. Техника ведения договорной работы

Глава 17. Правоприменение как тип осуществления права

Глава 18. Судебные акты и техника их составления

Развернутое содержание

§ 1. Юридическая техника в структуре теории государства и права...21

§ 2. Эволюция научных взглядов о юридической технике

§ 3. Предмет юридической техники

§ 4. Методология юридической техники

Общенаучные методы

Логические методы

Лингвистические методы

Технические методы

§ 5. Структура курса «Юридическая техника»

§ 6. Значение юридической техники для юриста

Литература

Глава 2. История развития юридической техники

§ 1. Практика применения юридических технологий

и наука юридической техники

§ 2. Стадии развития права

§ 3. Юридическая техника в древнем обществе (архаичное право) ...49

Законодательная техника

Правоприменительная техника

§ 4. Юридическая техника в традиционном обществе

(сословное право)

Законодательная техника

Правоприменительная техника

§ 5. Юридическая техника в индустриальном обществе

(развитое, зрелое, общегосударственное право)

Законодательная техника

Правоприменительная техника

Литература

Глава 3. Понятие и виды юридической техники

§ 1. Понятие и формы юридической деятельности

Правоохранительная сфера

Развернутое содержание

Политическая сфера (сфера управления государством)

Экономическая сфера

Социальная сфера

§ 2. Юридические документы: понятие и виды

Понятие правовых документов

Значение юридических документов

Признаки юридических документов

Виды правовых документов

Юридическая ответственность

за нарушение правил документооборота

§ 3. Понятие и структура юридической техники

Определение юридической техники

Признаки юридической техники

Юридический инструментарий

Структура юридической техники

Подходы к организации юридической работы

§4. Виды юридической техники

Научная разработанность проблемы

Критерий классификации видов юридической техники

§ 5. Особенности юридической техники

в различных правовых семьях

Понятие правовой семьи

Виды правовых семей

Романо-германская (континентальная) семья права

(или профессорское право)

Англосаксонское право

(семья общего права, прецедентное право, судейское право) ...100

Мусульманская семья права

Семья обычного права (африканское право)

Российская правовая система в контексте мировых семей права 107

Литература

Глава 4. Общие правила юридической техники

§ 1. Понятие содержания юридической техники

Правила логики

Структурные правила

Языковые правила

Формальные (реквизитные) требования

Процедурные правила

1"азвернутое содержание

§ 2. Правила достижения социальной адекватности права

Нахождение общественного отношения

в сфере правового регулирования

Однородность правового регулирования

Полнота правового регулирования

Правильный выбор отрасли права

Выбор правовой формы

Обеспечение соответствия правовых документов

принципам и нормам международного права

§ 3. Правила обеспечения логики права

Эволюция применения логических правил

Единообразное понимание терминов

Согласованность различных правовых документов

(частей правового документа)

Отсутствие противоречий между правовыми документами

(частями правового документа)

Последовательность мыслительных операций,

используемых при построении правовых актов

Убедительность правовых документов

§ 4. Структурные правила (внутренняя форма правового документа)

Вступительная часть

Основная часть

Заключительная часть

Приложение

Примечания

§ 5. Языковые правила

Точность правового документа

Доступность правовых актов

Краткость правовых документов

Отсутствие пафосности, декларативности правового документа

Официальность стиля правовых документов

§ 6. Формальные (реквизитные) правила

Вид правового акта

Орган, принявший нормативный акт

Наименование (заголовок) нормативного акта

Дата принятия правового акта

Регистрационный номер

§ 7. Процедурные правила

Законность процедуры

Рациональность (оптимальность, целесообразность) процедуры 142

Развернутое содержание

Обоснованность изменения процедуры

Плановость процедуры

Учет и согласование интересов адресатов правового акта

Логическая последовательность выполнения действий,

составляющих процедуру

Соблюдение процедурных сроков

Проверка правильности выполнения процедуры

Применение санкций за нарушение процедуры

Литература

ОСОБЕННАЯЧАСТЬ

РазделI. Правотворческаятехника

Глава 5. Правотворчество

§ 1. Понятие и виды правотворчества

Правотворчество народа

Правотворчество государственных органов

Корпоративное правотворчество

§ 2. Законодательство: три подхода к его пониманию

§ 3. Требования к законодательству

(критерии качества законодательства)

Отражение воли государства

Стремление к минимальному количеству нормативных актов 155

Стабильность

Своевременное обновление

Конкретность

Демократичность

§ 4. Ошибки в законотворчестве

§ 5. Экспертиза проектов нормативных актов

§ 6. Понятие законодательной техники и ее содержание

Литература

Глава 6. Правила формирования содержания нормативных актов

§ 1. Требования к содержанию нормативных актов

Требование законности

Требование соответствия нормам морали

Требование целесообразности

Требование обоснованности

Требование эффективности

Требование своевременности

Требование стабильности

Развернутое содержание

Требование экономичности

Требование реальности

Требование оптимальности

§ 2. Основные способы и приемы формирования

Запреты, предписания, дозволения

Принципы права

Правовые дефиниции

Правила составления дефиниций

Значение дефиниций

Декларации

Юридические конструкции

Значение юридических конструкций

Правовые презумпции

Правовые фикции

Правовые аксиомы

Исключения

Иные способы формирования содержания нормативных актов 208

§ 3. Логика нормативного правового акта

Понятие логики права

Особенности юридической логики

Факторы, влияющие на правотворческую логику

Значение логических правил

Система логических требований (правил) в правотворчестве

Обоснование мотивов принятия нормативного акта

(правило мотивации)

Соответствие нормативного акта общим принципам

системы законодательства

Однородность правовых обобщений,

помещаемых в нормативный акт

(правило отраслевой типизации)

Классификация нормативных предписаний

Регламентирование всех элементов логической нормы права...219

Обеспеченность нормативных предписаний санкциями

Отсутствие дублирования нормативных предписаний

Литература

Глава 7. Требования к внутренней форме нормативных актов

§ 1. Две стороны формы нормативного правового акта

§ 2. Структура нормативного акта

Система структурных единиц нормативных актов

Заголовок

Преамбула

Развернутое содержание

Структурные единицы текста

Примечание

Заключительные положения

Приложение

Некоторые общие правила расположения

структурных единиц текста

§ 3. Языковые правила

Общая характеристика юридического языка

Принципы, на которых основывается язык закона

Система языковых (лингвистических) средств

нормативных актов

Лексические правила

Синтаксические правила

Стиль нормативных актов

Правовые аббревиатуры

§ 4. Символические приемы

Литература

Глава 8. Техника создания корпоративных нормативных правовых актов 271

§ 1. Понятие и признаки корпоративного права

§ 2. Принципы создания корпоративных нормативных актов

Философская основа разработки корпоративных актов

Общие принципы создания корпоративных актов

Специальные принципы принятия корпоративных актов

§ 3. Особенности корпоративных актов

Регулятивный характер актов

Наличие множества поощрительных норм

Конкретизированность регулирования

Доминирование процедурных норм

Дозволительный характер норм

Закрепление свободы усмотрения директоров и менеджеров...285

§ 4. Ошибки при принятии корпоративных актов

Смешанный характер содержания актов

Ретранслирование законодательных норм

Излишняя детализированность

Излишняя заурегулированность

Отсутствие декларативных положений

Отсутствие дефиниций

Пренебрежение инфраструктурными правилами

Наличие противоречий

Отсутствие собственных санкций

Литература

Развернутое содержание

Глава 9. Правотворческая процедура

§ 1. Процедуры в праве

Значение процедуры в праве

Особенности правовой процедуры

§ 2. Требования к правотворческой процедуре

Опережающее установление правотворческих процедур

Согласованность правотворческой процедуры

и принимаемых нормативных актов

Многовариантность правотворческой процедуры

Гласность принятия нормативных актов

Надежность и простота процедуры

Гарантированность выполнения процедуры

§ 3. Планирование правотворческой деятельности:

его значение и виды планов

Значение планирования

Перспективное планирование

Среднесрочное планирование

Краткосрочное планирование

§ 4. Концепция нормативного акта как модель

отражения социальной действительности

Концепция нормативного акта как универсальное правило

правотворческой техники

Понятие и признаки концепции нормативного акта

Элементы (структура) концепции

Значение концепции

§ 5. Виды правотворческих процедур

§ 6. Процедура ведомственного правотворчества

Определение оснований издания ведомственного акта

Разработка концепции ведомственного акта

Составление плана-проспекта и плана-графика

подготовки ведомственного акта

Определение срока подготовки ведомственного акта

Определение разработчиков ведомственного акта

Сбор необходимой информации

Написание текста проекта нормативного акта

Проведение правовой экспертизы

Согласование проекта

Подписание ведомственного акта

Государственная регистрация ведомственного акта

§ 7. Процедура принятия правительственных постановлений

Правотворческая инициатива

Развернутое содержани е

Приложение к проекту постановления

всей необходимой информации

Предварительное согласование проекта

со всеми заинтересованными государственными органами

Учет возражений и замечаний по проекту

Заключение Министерства юстиции Российской Федерации...307

Проведение экспертизы

Внесение проекта постановления на заседание

Правительства Российской Федерации

Рассмотрение проекта постановления

Подписание постановления

§ 8. Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс 308

Назначение парламента в обществе

Общая структура парламента

Англосаксонский тип парламента

Континентальный (европейский) тип парламента

§ 9. Стадии законодательного процесса

Принятие решения о подготовке законопроекта

Сбор необходимой информации

Разработка концепции законопроекта

Составление проекта закона

Проведение экспертизы

Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы) 316

Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях парламента

Обсуждение концепции законопроекта

Рассмотрение поправок к законопроекту

Принятие закона

Утверждение закона Советом Федерации

Подписание закона Президентом Российской Федерации

Литература

Ограничительные грифы

§ 2. Вступление нормативных актов в силу

Значимость вступления нормативных актов в силу

Способы вступления нормативных актов в силу

Литература

Глава 11. Систематизация правовых актов как вид юридической работы 334

§ 1. Понятие и причины систематизации

Определение систематизации

Объекты систематизации

Предметы систематизации

Субъекты систематизации

Общие этапы проведения систематизации

§ 2. Причины и значение систематизации

Причины систематизации

Значение систематизации

§ 3. Принципы систематизации

Литература

Глава 12. Правила систематизации юридических документов

§ 1. Кодификация и правила ее проведения

Научные подходы к характеристике кодификации

Понятие кодификации

Особенности кодификации

Технико-юридические правила кодификации

Модель избирательного кодекса как образец кодификации

§ 2. Консолидация и правила ее проведения

Понятие консолидации и ее признаки

Технико-юридические правила консолидации

§ 3. Инкорпорация и правила ее проведения

Понятие инкорпорации

Цели инкорпорации

Субъекты инкорпорации

Технико-юридические правила инкорпорации

§ 4. Учет правовых актов

Понятие и значение учета правовых документов

Технико-юридические правила проведения учета

§ 5. Компьютеризация работы по систематизации

Литература

Раздел IV. Интерпретационная техника

Глава 13. Толкование как вид юридической работы

§ 1. Понятие толкования

Терминологическое введение в проблему

Научные подходы к пониманию толкования

Развернутое содержание

§ 2. Структура толкования

Толкование-уяснение

Толкование-разъяснение

§ 3. Причины толкования

Литература

Глава 14. Техника толкования нормативных актов

§ 1. Структура интерпретационной техники

§ 2. Интерпретационная технология

Структура интерпретационной технологии

Языковое толкование

Логическое толкование

Систематическое толкование

Специальное юридическое толкование

Историческое толкование

Телеологическое (целевое) толкование

Функциональное толкование

Методы (пути) постижения смысла нормативных актов

§ 3. Неофициальное толкование

Признаки неофициального толкования

Виды неофициального толкования

§ 4. Аутентичное толкование

Субъекты аутентичного толкования

Особенности аутентичного толкования

§ 5. Судебное толкование

Научные подходы к характеристике судебного толкования

Особенности судебного толкования

§ 6. Акты толкования и их особенности

Литература

Раздел V. Правореализационная техника

Глава 15. Правила создания

правореализационных юридических документов

§ 1. Осуществление норм права

Осуществление права: понятие и типы

Реализация права и ее формы

§ 2. Правореализационные документы

и техника их создания

Значение документов при различных формах

реализации права

Виды правореализационных документов

Литература

Развернутое содержание

Глава 16. Техника ведения договорной работы

§ 1. Технико-юридические особенности договоров

Договор как основной вид правореализационных документов 405

Роль договора в рыночной экономике

Юридическая значимость договора

Типовая структура договора

§ 2. Ведение договорной работы

Понятие договорной работы

Субъекты договорной работы

Виды договорной работы

Нормативная регламентация договорной работы

§ 3. Стадии договорной работы

Подготовка к заключению договоров

Оценка оснований заключения договоров

Оформление договорных отношений

Контроль над исполнением договоров

Оценка результатов исполнения договоров

Литература

Раздел VI. Правоприменительная техника

Глава 17. Правоприменение как тип осуществления права

§ 1. Характеристика правоприменения

Понятие правоприменения

Причины правоприменения

Формы правоприменения

Виды правоприменения

Правоприменительные акты

§ 2. Судебная деятельность как разновидность правоприменения...438

Эволюция правосудия

Задачи судебного правоприменения

Факторы, влияющие на правосудие

Судебный процесс и его этапы

Литература

Глава 18. Судебные акты и техника их составления

§ 1. Виды судебных актов

§ 2. Судебное решение и приговор как основные акты правосудия:

общая характеристика

Понятие судебного решения

Понятие судебного приговора

Значение основных судебных актов

фактической основы дела

Логические приемы, используемые при установлении

юридической основы дела

§ 5. Структура основных судебных актов

Общая характеристика

Структура судебного решения

Структура судебного приговора

§ 6. Языковые правила составления судебных актов

Специфика языка судебных актов

Лексические правила

Синтаксические правила

Стилистические правила

Литература

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Программа учебного курса «Юридическая техника»

Темы и методика проведения практических занятий

Темы курсовых и дипломных работ

Контрольные вопросы для самопроверки

Предисловие

Юридическая техника представляет собой отрасль знаний о правилах ведения юридической работы и создания в ее процессе различного рода юридических документов. Данная область знаний раньше являлась частью теории государства и права. В настоящее время она выделяется в самостоятельную отрасль юридической науки, ориентированной на решение практических задач.

Сам термин «юридическая техника» (от лат.juris - право и греч. techne - ремесло, мастерство, искусство) указывает на прикладной характер данной отрасли знаний. Выполняя служебную роль по отношению к правовой деятельности, технико-юридическое знание не теряет научного характера. Оно вырабатывается ученымитеоретиками и практиками на основе изучения правовой действительности, обобщения опыта юристов. В юридической технике в полной мере находит отражение взаимодействие теории и практики, фундаментального и прикладного знания.

Юрист - профессия особая. Им может быть только высокоморальный человек, обладающий обостренным чувством справедливости и готовностью до конца бороться за права и свободы граждан. Но грош цена юристу, если он не освоил юридического инструментария и на деле оказывается не способным помочь гражданам и организациям защитить свои права. В таком случае он мало чем отличается от обычных граждан, также ратующих за справедливость.

Целью преподавания юридической техники является подготовка будущих юристов к практической деятельности. Юрист в основном имеет дело с бумагами правового характера (по роду своей службы анализирует их либо сам составляет). Задачи учебного курса - обучить студентов правилам анализа, составления, толкования и систематизации правовых документов, помочь им приобрести практические навыки в этой области.

Приблизить науку к жизни, сделать высшее образование ориентированным на потребности общественной практики, а не на приобретение знаний безотносительно к его практической пользе - такова задача сегодняшнего дня.

Осознание важности этой задачи нашло отражение и в учебных планах юридических вузов. Около 10 лет назад учебный курс по юридической технике в экспериментальном порядке был введен в

Московской государственной юридической академии. Это начинание подхватили другие вузы, в частности Российская академия правосудия. Поскольку эксперимент себя оправдал, учебный курс «Юридическая техника» уже прочно занял место в новом учебном плане для бакалавров: в Академии для них он стал обязательным.

Некоторые вузы пошли дальше: они разработали спецкурсы по юридической технике для магистров, ориентированные на выбранную специализацию (в конституционно-правовой сфере - «Правотворческая техника», в области юридического обслуживания бизнеса - «Юридическая техника в сфере частного права», в правоохранительной области - «Юридическая техника судебных актов» и т. п.).

Стало ясно, что изучение юридической техники позволяет преодолеть перекос, имеющийся в нашем юридическом образовании, в сторону изучения теоретических положений юридических наук и законодательства в ущерб приобретению студентами практических навыков выполнения будущей работы. Разве можно считать юридическое образование качественным, если выпускник не умеет составить договор, исковое заявление, жалобу, в глаза не видел судебного решения и приговора? Часто работодатели при приеме на работу юриста проверяют его профессиональную пригодность, поручая ему составить какой-нибудь юридический документ, например приказ о приеме на работу или простенький корпоративный акт. И если становится ясно, что претендент на работу не может выполнить данную задачу и что ему придется еще учиться и учиться (уже за счет работодателя), то (справедливо) получает отказ. Курс юридической техники широко распространяется благодаря его практической направленности. Он является своего рода страховкой для будущего юриста.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ЮРИДИЧЕСКАЯТЕХНИКА КАК УЧЕБНАЯДИСЦИПЛИНА

В этой главе вы узнаете:

из каких частей состоит структура теории государства и права и можно ли в ней найти место юридической технике;

когда возникли и как развивались научные взгляды о юридической технике;

что составляет предмет юридической техники;

какие методы используются при изучении юридической техники;

какова структура учебного курса «Юридическая техника»;

для чего юристам нужно изучать юридическую технику, каково ее значение.

§ 1. Юридическая техника

в структуре теории государства и права

На сегодняшний день теория государства и права пока представляет собой единую науку, дающую обобщенное представление о государственно-правовой жизни общества. Однако уже много лет ведутся оживленные дискуссии по поводу того, должна ли она оставаться в таком виде и как провести ее реформирование1 . Обсуждение этого вопроса отнюдь не беспочвенно. Ведь государ- ственно-правовая действительность все усложняется, поэтому она должна изучаться более специализированно. Жизнь все настоятельнее диктует «развод» теории государства и теории права. И этот процесс уже начался: в политологическую науку постепенно «перетягиваются» многие вопросы, которые ранее были монополизированы теорией государства и права (например, вопросы о политических режимах, территориальном устройстве государства, правовом и социальном государствах, соотношении государства и гражданского общества).

1 См., например:Страшун Б. А. Существует ли наука «теория государства и права»? // Труды МГЮА. 2001. № 7. С. 99-101; Чиркин В. Е. О подходах к изучению политико-юридическихдисциплин//Тамже. С. 102-104.

Схема 1.1. Структура теории государства и права

В западноевропейской науке этот процесс уже давно завершился. Юридические науки (куда включается и теория права) и науки политологические (где представлена и теория государства) - две самостоятельные группы социальных наук, каждая из которых имеет собственный предмет изучения.

Будущему юристу независимо от статуса теории права нужно знать ответы на множество вопросов. Мы будем исходить из существующего положения дел и рассматривать теорию государства и права как единую науку.

Итак, будучи в российской классификации юридических наук единой наукой, теория государства и права в то же время имеет относительно автономные части (схема 1.1):

1) антропология государства и антропология права (учение об их происхождении и эволюции);

2) аксиология государства и аксиология права (учение о ценности государства и права);

3) собственно теория государства и теория права;

4) философия государства и философия права (дает наиболее общее (абстрактное) осмысление сущности государства и права);

5) социология государства и социология права (изучает взаимосвязь государства и права с другими социальными явлениями);

6) сравнительное государствоведение (политическая география) и сравнительное правоведение (юридическая география);

7) футурология государства и футурология права (учение об их будущности).

Среди указанных частей теории государства и права наиболее развита теория права. Вот почему теория права занимает в ней центральное место.

Однако сама по себе теория права - очень обширная область знаний. И немудрено: ее развитие начали западноевропейские ученые еще в XIII в. Эстафету подхватили созданные в Западной Европе университеты, а затем и университеты всего мира. Знания, накопленные теорией права за столетия, теперь вполне поддаются классификации, и сделать это можно по-разному. В теории права можно выделить по крайней мере три относительно автономных раздела:

- догма права (устоявшиеся положения, начала, основы действующего права). Сюда относятся знания о том, чтб есть нормы права, субъективные права и юридические обязанности, нормативные акты, индивидуальные предписания, т. е. то, что составляет нормальное развертывание юридической реальности, или материю права 1 ;

- юридическая техника (способы установления, опубликования, систематизации, толкования и реализации правовых норм,

т. е. правила осуществления юридической деятельности);

- правовая конфликтология (учение о правовой патологии) 2 . Вопрос, надо ли относить юридическую технику к юриспруден-

ции, не сразу стал очевидным.

С законодательной техникой все обстояло проще. Никто не сомневался, что создание законов - сложный процесс, и здесь применяются практические навыки, выработанные человечеством, которые надо изучать и совершенствовать. Выдающийся немецкий ученый Р. Иеринг 100 лет назад посвятил этой проблематике

1 См.: Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 13, 14;Он же. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 276-281.

2 Г. И. Муромцев отождествляет догму права с теорией права. Не отделяет он от теории права и юридическую технику и конфликтологию. См.: Муромцев Г. И. Юридическая техника: некоторые аспекты содержания понятия // Проблемы юридической техники: сб. ст. / под ред.В. М. Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 27.

Рекомендовано УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 021100 (030501) «Юриспруденция», 032700 (050402) «Юриспруденция»(учитель права), 030505 (023100) «Правоохранительная деятельность», 030500 (521400) «Юриспруденция (бакалавр)»

Предисловие

Происхождение государства и права – это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

После того как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказываться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осовременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях «уши» Маркса и Энгельса все равно торчали.

Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и по данному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.

Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.

На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленное при исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла. Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний. Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т.д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия.

Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного, более пристального исследования в дальнейшем.

Период становления первобытного строя (эпоха праобщины). В тот далекий период люди жили малыми родственными группами в 20 – 30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.

Итак, собирательство и охота были источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные, спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

Но надежнее всего была охота облавная. Открыли люди этот вид охоты 300 – 400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, которое позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота, а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

(03.04.2015)

Упорство в характере проявлялось с детства: в детском саду вела с воспитателями затяжные бои – не любила есть борщ и бутерброды с красной икрой, а также спать днем.

Школу окончила с двумя четверками: по русскому языку и вечно не любимой ею физике.

В 1971 году с отличием окончила юридический факультет Дальневосточного государственного университета. Училась в университете с удовольствием и целеустремленно. Будучи «звездой» факультета проявляла активность во многих делах: была членом редколлегии факультетской газеты, членом студенческого совета, членом студенческого научного общества, занималась гимнастикой, ходила в туристические походы по Уралу, Камчатке, Уссурийской тайге др. В период учебы особое пристрастие вызывало занятие научной работой. Неподдельный интерес со 2-го курса вызывала проблема вины. Определение ее в уголовном праве как психическое отношение преступника к совершенному им деянию казалось недостаточным. Пришлось последовательно изучать на каждом курсе проблему вины применительно к гражданскому, административному, трудовому праву. В итоге получилась дипломная работа с теоретическим уклоном: «Особенности вины в различных отраслях права ».

После окончания университета получила распределение в аспирантуру. Всегда восхищалась ученым - профессором Свердловского юридического института Сергеем Сергеевичем Алексеевым, имя которого в 1971 году было звонким по той причине, что каждая его публикация носила новаторский характер. Познакомиться с ним удалось еще задолго до окончания вуза: он приезжал во Владивосток читать лекции по проблемам теории государства и права. Не заметить любознательную студентку он не мог и высказал мысль, что Татьяна Кашанина вполне могла бы подготовить диссертацию под его руководством.

Очная аспирантура Свердловского юридического института (СЮИ) по кафедре теории государства и права (1974 г.) оказала решающую роль в творческой жизни. Там собрался коллектив преподавателей, которые искренне были озабочены наукой. Увлеченность наукой, дружеская атмосфера, взаимопомощь, радостное отношение к жизни, положительная энергетика - это то, что было присуще научной школе С.С. Алексеева. Под его руководством очень плодотворно работал научный кружок молодых преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов, где обсуждались актуальные проблемы теории государства и права. Заранее было оговорено правило: заседание кружка проводится по типу мозгового штурма той или иной проблемы, то есть высказываются те, кто предлагает новое, оригинальное решение проблемы, банальности не допустимы. Профессор С.С. Алексеев не скупился на похвалы тех, кто проявил при этом новаторский подход. Заслужить похвалу стремился каждый - это была дорогая награда. Именно так проходила прививка творчеством в школе С.С. Алексеева. Не случайно большинство участников научного кружка затем стали профессорами (профессора В.Д.Перевалов - Ректор, а сейчас Президент Уральской государственной юридической академии - бывшего СЮИ, В.Б. Исаков, С. Запольский, В.И. Леушин, А.С. Шабуров, В.К. Самигуллин, В. Тарасов, Н. Шайкенов, В. Слесарев и многие другие).

В 1974 году досрочно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Оценочные понятия в праве». Это было вызвано большой заинтересованностью и напряженной работой по этой творческой и практически не получившей в то время разработки теме. Научным руководителем являлся выдающийся ученый теоретик права Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАН РФ, Лауреат Государственной премии проф. С.С. Алексеев. В процессе обучения в аспирантуре он целенаправленно прививал всем своим аспирантам творческое начало, прежде всего, своим примером, но не только. Дело в том, что главными его принципами подготовки молодых научных кадров были творческая свобода и новаторство. Он ставил перед своими аспирантами задачу: не довольствоваться только систематизацией имеющихся научных взглядов по проблеме, обязательно осуществлять их критическую проверку и непременно выдвигать свои новые идеи, обеспечивая их достаточной аргументацией. Он заранее всем своим диссертантам объявлял: если в диссертации не будет новелл, ее не выпущу.

После получения ученой степени кандидата юридических наук была принята на работу в Институт законодательства (ВНИИСЗ). По роду деятельности была сразу же включена в группу по подготовке одного из законопроектов. После рассмотрения его в партийных органах (как это было принято в то время), законопроект приобрел совершенно иной вид: его основные идеи были выхолощены. Будучи шокирована тем, что профессионализм, получается, никому и не нужен, а усилия целого коллектива могут оказаться пустыми, стала искать работу, где можно было бы реализовать себя иначе.

С 1978 года началась преподавательская деятельность (сначала в Московском автомобильно-дорожном институте, а затем в Московской государственной юридической академии, где и работает по настоящее время.).

После защиты кандидатской диссертации во весь рост встала другая проблема: рождение детей и их воспитание. Этому пришлось посвятить более десятка лет. В настоящее время дети уже взрослые (сын Андрей, 1976 г.р., закончил Юридический факультет МГУ, к.ю.н., специалист в области гражданского права, готовит докторскую диссертацию по интеллектуальной собственности; дочь Наташа, 1983 г.р., окончила Московскую государственную юридическую академию, к.ю.н., специалист в области избирательного права).

Однако привитый в аспирантуре «вирус творчества» не позволил долго засидеться. В 1992 году защитила в МГЮА докторскую диссертацию по теме: «Децентрализованное правовое регулирование» (в современном понимании - «Частное право»). В 1994 году присвоено ученое звание профессора.

Учебная работа всегда доставляла удовольствие. Общение с молодыми людьми подпитывает энергетикой, а само преподавание в большой мере позволяет проявить творческое начало. Педагогический стаж исчисляется с 1978 года, то есть составляет почти 40 лет. Читает лекции по теории государства и права, проблемам теории государства и права, юридической технике, корпоративному праву. Разработала полностью иллюстрированный курс лекций по теории государства и права. Для этой цели систематически применяет такие технические средства обучения как сканер, компьютер, видеокамеру, радиомикрофон и др. Освоила диалоговую (интерактивную) методику чтения лекции и активно ее пользуется. Ежегодно проводит анонимное анкетирование студентов о своих лекциях для их совершенствования.

Кроме этого занимается подготовкой аспирантов и соискателей. За время работы в МГЮА под руководством Т.В. Кашаниной подготовлены и успешно защищены около десятка кандидатских диссертаций.

Однако научная работа вызывает особую любовь. Здесь используется давно усвоенное еще со времен аспирантуры правило: не публиковать ни одной работы без творческого начала. Количество опубликованных работ более 100, в том числе около 30 книг (монографии, учебники, учебные пособия). Среди них наиболее значимые:

а) для студентов, преподавателей вузов, практикующих юристов:

Российское право. Учебник для вузов. (1-е издание - 1996 г., 2-е издание - 2000 г., 3-е издание - 2003 г., 4-е здание - 2005 г.; 5-издание - 2009 г. 6-е издание — 2011);

Происхождение государства и права. Учебное пособие. (1-е издание - 1999 г., 2-е издание -2004 г., 3-е издание - 2008 г., 4-е издание – 2015 г.);

Корпоративное право. Учебник для вузов. (1-е издание - 1995 г., 2-е издание - 1999 г., 3-е издание - 2003 г., 4-е издание - 2006 г., 5-издание - 2008 г., 6-е идание – 2010 г., 2014 г. помещено в СПС «Консультат+);

Юридическая техника. Учебник для вузов (1издание - 2007 г., 2-е издание – 2012 г.);

Частное право. Учебник для вузов (1 -издание - 2009 г., в 2014 помещено в СПС «Гарант).

Юридическая техника с сфере частного права. Учебное пособие. (1-е издание — 2009 г., 2-е издание — 2014 г).

Структура права. Монография. 2011 г.

б) для школьников (студентов колледжей) и учителей (преподавателей колледжей):

Основы права (учебно-методический комплекс для колледжей и техникумов - Учебник, Хрестоматия, Методическое пособие для преподавателей). Издательство «Высшая школа». М., 2005.

Право (учебно-методический комплекс для 10 - 11 классов общеобразовательных школ - Учебник, Хрестоматия, Методическое пособие для учителя). Выдержало за 10 лет 5 изданий.

Право. В 2-х книгах (учебно-методический комплекс для профильных школ - Учебник. Книга 1 - «Право и политика» и Книга 2 -«Право и экономика», Методическое пособие для учителя). Издательство ВИТА-пресс». 2012 г.

Министерство образования отнесло данные учебники по праву к учебникам нового поколения, присвоило гриф Минобразования и включила в федеральный комплект учебников.

Научные разработки:

1) Исследовала проблему происхождения государства и права и выдвинула собственную теорию возникновения государства и права (теорию специализации).

2) Исследовала вопросы внутрифирменных отношений и разработала концепцию корпоративного права, ставшую основой преподавания соответствующей учебной дисциплины в юридических и экономических вузах России.

3) Разработала принципиально новый учебный курс для студентов-юристов «Юридическая техника», написала учебник и сделала его методическое обеспечение. Курс успешно внедряется во всех юридических вузах России. Адаптировала правила юридической техники применительно к сфере бизнеса (к корпоративному и договорному регулированию).

4) Разработала принципиально новый учебный курс для студентов-юристов «Частное право», написала учебник, сделала его методическое обеспечение. Теперь происходит его внедрение в учебный процесс.

5) Представила новое видение структуры права, которая теперь далеко не сводится к системе норм, установленных государством.

6) Сделала совместно с к.ю.н., доцентом А.В. Кашаниным полное учебно-методическое обеспечение преподавания права в школе и средних специальных учебных заведениях, написав серию учебников и методических пособий для учителей.

1

p. 2

2

p. 3

Содержание Пояснительная записка………………………………………………………….. 1. Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными кранами………………………………………… 2. 3. 4. 5. 6. 7. Элементы стропов………………………………………………………….. Виды стропов……………………………………………………………….. Маркировка и типы стропов………………………………………………. Нормы браковки строп…………………………………………………….. Виды концевых креплений каната………………………………………… Грузоподъемное оборудование и тара……………………………………. 4 5 15 20 23 26 32 35 38 45 46 48 50 51 52 54 56 58 61 63 65 68 69 70 73 76 77 78 7.1. Тара и вспомогательные приспособления………………………………… 7.2. Эксцентриковые захваты…………………………………………………… 7.3. Клещевые захваты………………………………………………………….. 8. Строповка грузов…………………………………………………………… 8.1. Общие правила строповки…………………………………………………. 8.2. Выбор грузозахватного приспособления…………………………………. 8.3. Схемы строповки…………………………………………………………… 8.4. Строповка балок……………………………………………………………. 8.5. Строповка труб……………………………………………………………… 8.6. Строповка металлопроката………………………………………………… 8.7. Строповка фермы…………………………………………………………… 8.8. Строповка оборудования…………………………………………………… 9. Складирование груза……………………………………………………….. 9.1. Требования к складированию……………………………………………… 9.2. Складирование железобетонных конструкций…………………………… 9.3. Складирование металлопроката…………………………………………… 9.4 Складирование труб………………………………………………………… 10. Подъем груза………………………………………………………………... 11. Знаковая сигнализация……………………………………………………... Список литературы……………………………………………………………….. Пояснительная записка 3

p. 4

Учебное пособие по стропальному делу разработано для изучения МДК02.02 Слесарное дело и стропальное дело в рамках ПМ 02. Ремонтно - профилактическое обслуживание кранов металлургического производства. Содержание пособия составленного путем обобщения и систематизации из различных современных источников. Пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования в качестве дополнительного материала. Пособие можно использовать, как отдельными блоками, так и все сразу, при изучении нового материала и при его повторении. Пособие не заменяет учебника, а служит путеводителем при изучении междисциплинарного курса стропального дела. Сложно работать с учебником студенту, пропустившему несколько уроков или решившему самостоятельно изучить тот или иной материал. Пособие состоит из тем-блоков. Охватывает основные темы стропального дела по ПМ 02. Ремонтно-профилактическое обслуживание кранов металлургического производства. Дидактические материалы содержат рисунки, схемы, определения и таблицы по сторопальному делу и предназначены для демонстрации преподавателем на лекциях. Рассматриваются грузозахватными виды строповки грузов, браковки грузозахватных техника безопасности пособие при работе с студентам, Настоящее адресовано приспособлений и тары, а также устройствами. обучающимся по профессии Машинист крана металлургического производства и преподавателям специальных дисциплин. Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству 4

p. 5

работ грузоподъемными машинами 1. Общие требования 1.1. Руководство предприятия (производитель работ грузоподъемными машинами) для обвязки, зацепки, закрепления груза и подвешивания его на крюк крана при помощи стропов или специальных грузозахватных приспособлений или тары должно назначить (приказом или распоряжением) обученных и аттестованных стропальщиков. 1.2. К строповке грузов могут допускаться рабочие смежных профессий (такелажники, монтажники, слесари и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке грузов. В удостоверениях таких рабочих должна быть запись о присвоении им квалификации стропальщика. Если груз подвешивается на крюк крана без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или захватывается полуавтоматическими захватами, к выполнению обязанностей стропальщиков могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе, согласованной с органами Ростехнадзора. Обучение стропальщиков должно проводиться в профессиональнотехнических учебных заведениях или на курсах, создаваемых на предприятиях, имеющих на это разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора. 1.3. Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается соответствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной комиссии. Во время работы стропальщик должен иметь это удостоверение при себе и предъявлять его по требованию инспектора Ростехнадзора, инженернотехнического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, а также по требованию крановщика. 1.4. На основании настоящей Типовой инструкции руководство предприятия (производитель работ грузоподъемными машинами) должно разработать производственную инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами с учетом конструктивных особенностей машин и 5

p. 6

грузозахватных приспособлений, а также местных условий их безопасной эксплуатации. Производственная инструкция вводится в действие приказом по предприятию и выдается стропальщику; при этом он должен расписаться в журнале проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины. 1.5. Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией предприятия: - периодически (не реже одного раза в 12 мес.); - при переходе с одного предприятия на другое; - по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Ростехнадзора. Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении. 1.6. Рабочие основных профессий (станочник, технологический рабочий, монтажник и т.п.) допускаются к зацепке грузов на крюк грузоподъемной машины, управляемой с пола или со стационарного пульта, после соответствующего инструктажа и проверки навыков по строповке грузов в установленном Правилами порядке. Число стропальщиков, обслуживающих один кран, определяется лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами. При работе двух и более стропальщиков один из них назначается старшим с отметкой в журнале инструктажа. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном, из кабины крановщика (машиниста) не видна полностью, для передачи сигналов стропальщика крановщику лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно выделить сигнальщика из числа опытных стропальщиков. Стропальщик в своей работе подчиняется лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами. 1.7. Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен иметь общее представление об устройстве обслуживаемой им машины. 1.8. Обученный и имеющий на руках удостоверение стропальщик должен знать: 1) установленный на предприятии порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком; 6

p. 7

2) производственную инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами; 3) назначение и конструктивные особенности грузозахватных приспособлений и тары; 4) схемы строповки или кантовки грузов; 5) способы визуального определения массы груза; 6) порядок осмотра и нормы браковки грузозахватных приспособлений, канатов и тары; 7) нормы заполнения тары; 8) грузоподъемность стропов; 9) предельную длину и диаметр стропов; 11) порядок и габариты складирования грузов; 12) назначение и порядок применения стропов, цепей, канатов и других грузозахватных приспособлений; 13) меры безопасности и условия производства работ кранами на участке или в цехе; 14) технические характеристики обслуживаемых стропальщиком кранов; 15) основные требования безопасности при работе стреловых кранов вблизи линии электропередачи; 16) меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов; 17) способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве; 18) средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения; 19) расположение рубильника, подающего напряжение на кран с электроприводом. 1.9. Стропальщик должен уметь: 1) определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета и положения выносных опор; 2) выполнять обвязку и зацепку различных грузов для их подъема и перемещения; 7

p. 8

3) выполнять укладку (установку) груза в проектное положение и снятие грузозахватных приспособлений (расстроповку); 4) выбирать стропы в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза; 5) определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары и правильно их применять; 6) правильно подавать сигналы крановщику; 7) пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте; 8) оказывать первую помощь пострадавшим на производстве; 9) отключать краны от электрической сети в аварийных случаях. 2. Обязанности стропальщика перед началом работы 2.1. Перед началом работ по подъему и перемещению грузов стропальщик обязан: 1) получить задание на определенный вид работы от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами; 2) при выполнении строительно-монтажных работ ознакомиться с проектом производства работ краном и поставить в проекте свою подпись; 3) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ ознакомиться (под роспись) с технологическими картами; 4) при выполнении работ стреловыми кранами вблизи воздушной линии электропередачи ознакомиться (под роспись) с мерами безопасности, указанными в наряде-допуске; 5) проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности; 6) проверить исправность тары и наличие на ней маркировки о ее назначении, номере, собственной массе и предельной массе груза; 7) проверить наличие и исправность вспомогательных инвентарных приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц, площадок, подкладок и прокладок), необходимых для выполнения работ, в соответствии с проектом производства работ или технологической картой; 8

p. 9

8) подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. Следует подбирать стропы (с учетом числа ветвей) такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90°; 9) проверить освещенность рабочего места. При недостаточной освещенности стропальщик, не приступая к работе, обязан доложить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами. 2.2. Стропальщику не разрешается устанавливать самостоятельно стреловые краны на выносные (дополнительные) опоры, а также снимать (укладывать) грузозахватные приспособления с неповоротной части (ходовой рамы) крана при нахождении крановщика в кабине крана. 3. Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза 3.1. Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и зацепке груза для подъема его грузоподъемными машинами только после ознакомления со схемами строповки, технологическими картами или проектом производства работ. 3.2. Работы по строповке грузов для погрузки их (разгрузки) в полувагоны, трюмы, для подъема груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, для перемещения груза, на который не разработаны схемы строповки, а также для перемещения груза над перекрытиями помещений, в которых могут находиться люди, должны выполняться стропальщиком под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. 3.3. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен: 1) производить обвязку и зацепку грузов в соответствии со схемами строповки или кантовки грузов; 2) проверить массу груза по списку масс грузов или маркировке на грузе (если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами); 3) канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений; 4) обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей (доски, бревна, прутки, трубы и т.п.) и 9

p. 10

обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах; 5) зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы; 6) при подвешивании груза на двурогие крюки накладывать стропы таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно; 7) не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа крепить так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность их задевания за встречающиеся на пути предметы; 8) убедиться в том, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле. 3.4. При обвязке и зацепке грузов стропальщику запрещается: 1) производить строповку грузов, масса которых неизвестна или превышает грузоподъемность крана; 2) пользоваться поврежденными или немаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соединять звенья разорванных цепей болтами или проволокой, связывать канаты; 3) производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на схемах строповки; 4) применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки приспособления (ломы, штыри, проволоку и др.); 5) производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения (за исключением разгрузки на землю с автомашин); 6) производить зацепку бетонных и железобетонных изделий за поврежденные петли; 7) подвешивать груз на один рог двурогого крюка; 8) забивать крюки стропов в монтажные петли железобетонных изделий или других грузов; 9) поправлять грузозахватные приспособления на поднимаемом грузе ударами молотка, кувалды, лома и т.п.; 10

p. 11

10) использовать при обвязке крупных стеновых блоков и других высоких грузов приставные лестницы; в этих случаях следует применять переносные площадки; 11) использовать грейфер для подъема грузов, подвешенных при помощи стропов за челюсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не предназначен; 12) производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении. 4. Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза 4.1. Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза стропальщик должен подавать соответствующий сигнал крановщику или сигнальщику. При обслуживании одного крана несколькими стропальщиками сигнал должен подавать старший стропальщик. 4.2. Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен: 1) проверить, нет ли на грузе незакрепленных деталей и инструментов; перед подъемом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было земли, льда или предметов, которые могут выпасть при подъеме; 2) убедиться в том, что во время подъема груз не может ни за что зацепиться; 3) убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из опасной зоны. 4.3. При подъеме и перемещении груза стропальщик должен: 1) подать сигнал для подъема груза на высоту 200-300 мм, затем проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана, действие тормозов и только после этого подать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту; при необходимости перестроповки груз должен быть опущен; 2) при снятии груза с фундаментных болтов следить, чтобы подъем производился с минимальной скоростью, без перекосов, заеданий, с обеспечением горизонтального перемещения груза до полного снятия его с болтов; 11

p. 12

3) перед подъемом груза стреловыми кранами убедиться (по указателю грузоподъемности) в том, что установленный крановщиком вылет соответствует массе поднимаемого груза; 4) перед горизонтальным перемещением груза или грузозахватных приспособлений убедиться в том, что они подняты не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути предметов; 5) сопровождать при перемещении груз и следить за тем, чтобы он не перемещался над людьми и не мог ни за что зацепиться. Если сопровождать груз не представляется возможным, то за его перемещением должен следить крановщик, второй стропальщик или сигнальщик; 6) для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки или багры; 7) укладку груза производить равномерно, не нарушая установленные для складирования габариты и не загромождая проходы и проезды (расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового крана до строений, штабелей груза и других сооружений должно быть не менее 1000 мм, от выступающих элементов башенного, портального и козлового кранов - не менее 700 мм при высоте до 2 м и 400 мм при высоте более 2 м); 8) укладку груза в вагонетки, полувагоны и на платформы, а также снятие его производить, не нарушая равновесия транспортных средств. Сами транспортные средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного перемещения; 9) подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специальной таре; при этом не допускается заполнять тару свыше установленной нормы; 10) кантовку грузов кранами производить на специально отведенных местах (площадках) по технологии, предусматривающей порядок и последовательность выполнения операций, способы строповки груза и указания по безопасному выполнению такой работы. 5.4. При подъеме и перемещении грузов стропальщику запрещается: 1) находиться под поднятым грузом или допускать нахождение под ним людей (стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, 12

p. 13

если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, на которой он находится); 2) допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди; 3) освобождать при помощи крана зажатые грузом стропы; 4) подавать (поправлять) груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или приспособлений; 5) находиться и допускать нахождение людей в полувагоне, на платформе или в автомашине при подъеме или опускании груза. 4.5. При работе стреловых кранов вблизи линии электропередачи во избежание поражения электрическим током стропальщик перед каждой операцией, связанной с необходимостью соприкосновения с грузом, стропами, крюком или элементами крана, должен убедиться в том, что стрела крана или канаты находятся на безопасном расстоянии (в соответствии с нарядом-допуском) от проводов линии электропередачи. При производстве работ кранами необходимо соблюдать меры безопасности. 4.6. При работе стреловых и башенных кранов во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана стропальщик не должен находиться в зонах вращающихся частей крана (противовеса, поворотной платформы). 4.7. Если во время подъема или перемещения груза стропальщик заметит неисправность крана или кранового пути, он обязан немедленно подать сигнал о прекращении перемещения груза и сообщить о неисправности крановщику. 5. Обязанности стропальщика при опускании груза 5.1. Перед опусканием груза стропальщик обязан: 1) предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности его падения, опрокидывания или сползания; 2) на место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные подкладки для удобства извлечения стропов из-под груза; 3) снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен. 5.2. Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не предназначенные для укладки груза. 13

p. 14

5.3. Стропальщик не должен устанавливать грузы наклонно к стенам зданий, заборам и т.п. 6. Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях 6.1. При возникновении на участке работ аварийной ситуации (проседание опор стрелового крана, разрушение (проседание) кранового пути, появление стука в механизмах машины, разрушение канатов, поломка грузозахватных органов и тары и т.п.) стропальщик должен немедленно подать сигнал крановщику на остановку грузоподъемной машины и предупредить всех работающих. 6.2. Если грузоподъемная машина оказалась под напряжением, стропальщик должен принять меры личной безопасности, предусмотренные производственной инструкцией. 6.3. При возникновении стихийных природных явлений (сильный ветер, гроза, туман, ураган, землетрясение и т.п.) стропальщик должен прекратить работу, предупредить крановщика и других работающих об опасности. 6.4. При возникновении на грузоподъемной машине пожара стропальщик должен отключить источник электропитания, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаротушения. 6.5. Если во время работы грузоподъемной машины произошли авария или несчастный случай, стропальщик должен немедленно поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, оказать первую помощь пострадавшему и вместе с крановщиком обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки. 7. Ответственность Стропальщики, ими нарушения обслуживающие грузоподъемные машины, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные производственных инструкций, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических регламентах, нарядахдопусках и других документах по безопасному производству работ кранами. Элементы стропов 14

p. 15

Звено – используется при изготовлении строп для соединения ветвей. Звено непосредственно навешивается на грузонесущий орган подъемных машин (крановый крюк и прочее). Такелажные скобы – приспособления, предназначенные для связки стальных канатов, тросов и прочих такелажных устройств. Для задач краткосрочных или постоянного значения используются: такелажная скоба с винтовыми штифтами или такелажная скоба с предохранительным контрящим болтом. Проверка такелажных скоб, проведенная перед их использованием, направлена на выявление: - на наличие маркировки; - на отсутствие на зажимах заусенцев, борозд, трещин; - на соответствие размера зажима. Канатные зажимы используются на соединениях типа проушина-петля или полная петля, на межконцевых соединениях, где сращивание (заделка) муфтой или сплеснивание невозможно, или требуется временное стыкование. Особенности использования канатных зажимов: Запрещается использовать канатные зажимы: - в качестве подъемных тросов в шахтах; - в качестве канатных передач кранов на прокатных станах; - для постоянного крепления для других канатных приводов. Рис.1-Канатные зажимы Необходимо, чтобы зажим канатный винтовой проходил регулярную проверку на соответствие нормам безопасности, возникающим в результате износа, неправильного обращения, перегрузок и др. Проверки необходимо проводить раз в полгода, если они используются в тяжелых рабочих условиях - чаще. (рис.1) Крюк является элементом съемных грузозахватных приспособлений и применяется для захвата груза. Крюки производят ковкой или штамповкой из малоуглеродистой стали 20, что гарантирует от внезапного разрушения изделия. Крюк укрепляют к подвеске с помощью резьбового соединения. Если он, подвешивается к одному канату, то он имеет стержень с петлей. 15