Статьи по которым предварительное следствие обязательно. Предварительное следствие

В соответствии со ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК, возбуждает уголовное дело и проводит по нему неотложные следственные действия. Исходя из содержания этой нормы, следует сделать вывод, что, получив заявление или иное сообщение о преступлении, уполномоченное начальником органа дознания должностное лицо при обнаружении им признаков преступления составляет рапорт. Затем согласно ст. 144, 146 УПК РФ должна быть проведена проверка. Допускается при этой проверке производство осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения экспертизы. Если принимается решение о возбуждении уголовного дела, должно быть вынесено соответствующее постановление и получено согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Давая согласие на возбуждение уголовного дела, прокурор может им поручить расследование этого дела следователю или передать органу дознания для производства неотложных следственных действий. Как уже отмечалось, по нашему мнению, согласие на возбуждение уголовного дела и поручение о производстве неотложных следственных действий в данном случае могут быть устными и переданными по телефону или могут быть переданы по телетайпу. После получения согласия прокурора уголовное дело считается возбужденным, и с этого момента исчисляется срок расследования и, соответственно, 10-суточный срок, в течение которого должны быть выполнены неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 157 УПК). Этот срок является предельным и не может быть продлен ни прокурором, ни начальником органа дознания. После выполнения неотложных следственных действий уголовное дело передается прокурору для определения дальнейшей подследственности. Как уже отмечалось ранее, если уголовное дело возбуждают капитаны морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, они незамедлительно уведомляют прокурора о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно, как только появляется для этого реальная возможность. Таким образом, при возбуждении уголовного дела этими должностными лицами срок дознания может быть и более 10 суток, в том числе и по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативнорозыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ). Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Таким образом, в конкретной ситуации можно признать неотложным любое следственное действие из числа указанных в УПЮтатья 157 разграничивает также полномочия между различными органами дознания по производству неотложных следственных действий. В соответствии с ч. 2 этой статьи: - органы федеральной службы безопасности проводят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 части вторая - четвертая, 189, 205, 208, 211, 275-281, 283, 284, 322 часть вторая, 323 часть вторая, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации (т. е. по делам, отнесенным к подследственности следователей ФСБ); - таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 части вторая - четвертая, 189, 190, 193 УК РФ; - командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; - начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами; - иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, начальники зимовок и геологоразведочных партий, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ) - в соответствии со ст. 40 УПК РФ. По всем другим делам, по которым предварительное следствие является обязательным, по смыслу ч. 2 ст. 157 и п. 2 ч. 3 ст. 151 первоначальные следственные действия вправе производить дознаватели органов внутренних дел.

Еще по теме 14.1. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно:

  1. 20.1. Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно
  2. 14.1. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не является обязательным
  3. 20.2. Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно
  4. 33.2. Особенности предварительного следствия по делам лиц, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера
  5. §1. Концепция реформирования дознания и предварительного следствия
  6. Глава 2 Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
  7. §2. Участие адвоката-защитника в предварительном следствии и дознании. Участие адвоката в доказывании. Определение им круга необходимых доказательств. Способы собирания доказательств адвокатом. Стратегия и тактика предъявления их на предварительном следствии и в суде. Выбор адвокатом линии защиты и согласование ее с клиентом. Особенность участия адвоката в следственных действиях. Полномочия адвоката на предварительном расследовании. Методика ознакомления адвоката с материалами уголовно
  8. Глава 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Предварительное расследование – вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда - и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319 УПК).

Целями предварительного расследования являются:

* раскрытие преступления;

* изобличение виновного в совершении определенного преступления либо реабилитация невиновного;

* формирование достаточной доказательственной базы для проведения судебного разбирательства;

* обеспечение личного участия обвиняемого в суде;

* гарантирование исполнения возможного решения суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:

* поиск, собирание и исследование доказательств по делу;

* обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;

* применение при необходимости мер процессуального принуждения;

* передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

Итоговыми решениями предварительного расследования являются либо прекращение уголовного дела или преследования, либо передача дела в суд через прокурора с:

Обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие – 215-222 УПК),

Обвинительным актом (если по делу производилось дознание – 225-226 УПК),

Обвинительным постановлением (если по делу производилось дознание в сокращенной форме –226.7)

Постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (если под следствием находился невменяемый – ст. 439 УПК).

Стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела (уголовного преследования).

Система предварительного расследования складывается из трех его классических этапов:

1) Общего расследования, которое ведется в отношении общего – неопределенного круга лиц). В российском процессе этот этап осуществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

2) Суммарное расследование, которое включает в себя суммирование добытых доказательств, предъявление обвинения и выяснение доводов обвиняемого.

3) Специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском предварительном следствии этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.

Согласно УПК существует и четвертый этап досудебной подготовки - деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением.

2. Формы предварительного расследования

Форма предварительного расследования – это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает две основных формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.

Предварительное следствие – это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание и дел возбуждаемых в порядке частного обвинения. Предварительное следствие осуществляется следователями следственного комитета РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.

Дознание – это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Закон предусматривает также сокращенную форму дознания (глава 32.1 УПК). О дознании см. тему 14 пособия.

Третьей формой предварительного расследования, подчиненной предварительному следствию, является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК) – это факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157 УПК). Не позднее 10 суток с момента возбуждения дела орган дознания обязан направить его руководителю следственного органа для передачи следователю.

Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение таких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессуальных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможности закрепления доказательств, б) сокрытие лиц, совершивших преступление, в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Содержание данного начального этапа расследования составляют: возбуждение уголовного дела; неотложные следственные действия (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначение судебной экспертизы и др.); неотложные меры процессуального принуждения (задержание, избрание меры пресечения, арест имущества), административные и оперативно-розыскные действия (доставление, проверочная закупка).

3. Понятие и виды общих условий предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования – это такие уголовно-процессуальные нормы, которые действуют на протяжении всей стадии предварительного расследования, определяя ее содержание. Общие условия подчинены принципам уголовного процесса и являются их проявлениями в конкретной стадии.

Виды общих условий предварительного расследования в учебной литературе иногда подразделяют согласно порядку, в котором они изложены в статьях УПК (глава 21 УПК называется «Общие условия предварительного расследования» и содержит 14 статей – 14 видов общих условий).

С учетом сложившихся традиций условно можно выделить три крупные группы общих условий предварительного расследования, связанные:

1) с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением (подследственность, принятие дела к производству, взаимодействие органов расследования);

2) с обеспечением всесторонности, полноты, объективности и быстроты расследования (соединение и выделение дел, начало, срок и окончание расследования, тайна расследования, общие правила производства следственных действий, установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, восстановление утраченных уголовных дел);

3) с обеспечением прав и законных интересов участников расследования (обязательность рассмотрения ходатайства, меры по защите участников процесса, меры попечения о детях и иждивенцах обвиняемого, меры обеспечения гражданского иска, судебный порядок получения разрешения на следственное действие, участие переводчика).

4. Подследственность уголовных дел

Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) – ст. 151 УПК и территориальную (местную) – ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ.

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК).

Универсальная подследственность – это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Данная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ вне зависимости от квалификации преступления (п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК).

Орган расследования, установив, что уголовное дело не относиться к его компетенции, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело по подследственности. Уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания – через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).

5. Взаимодействие органов расследования

Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования.

Взаимодействие органов расследования происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия.

1) На уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следующих формах:

* передача уголовных дел;

* представление результатов оперативно-розыскной деятельности;

* направление требований, представлений, поручений, запросов и т.п.

Поручение следователя (или отдельное поручение), - это письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.

Виды поручений следователя: а) органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38) и б) органу дознания или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152).

2) Совместное планирование как следующий уровень взаимодействия органов расследования имеет самостоятельное значение при проведении координационных совещаний, составлении согласованных планов расследования уголовных дел и оперативно-розыскных мероприятий, планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.

3) Совместные действия составляют высший уровень взаимодействия органов расследования, которые облечен в три основные процессуальные формы:

* получение содействия органа дознания при осуществлении следственных действий (оцепление, конвоирование);

* привлечение к участию в следственном действии должностного лица органа дознания (с обязательным указанием его в протоколе следственного действия);

* следственная группа или следственно-оперативная группа, которая создается по решению руководителя следственного органа.

6. Общие условия предварительного расследования, связанные с его всесторонностью, объективностью, полнотой и быстротой

К предварительному расследованию предъявляются требования: всесторонности (исследования дела со всех сторон, с позиций версий как обвинения, так и защиты), объективности (непредвзятости действий и решений, точного отражения в них действительности), полноты (достаточности собранных доказательств и установленных фактов) и быстроты.

Эти требования обеспечиваются следующими общими условиями предварительного расследования:

* соединение и выделение уголовных дел,

* незамедлительное начало, установление сроков предварительного расследования,

* недопустимость разглашения данных предварительного расследования (тайна предварительного расследования),

* общие правила производства следственных действий,

* установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления,

* восстановление утраченных уголовных дел.

Соединение дел предстает в виде права органа расследования объединить в одном производстве несколько отдельных уголовных дел на основании прикосновенности различных лиц к общим деяниям или связи различных деяний с общими лицами (ст. 153 УПК). Срок объединенного дела приравнивается к сроку того из соединяемых дел, у которого он наибольший.

Выделение уголовного дела означает изъятие из основного производства части его материалов в качестве самостоятельного уголовного дела (ст. 154). Дела выделяются в отношении обвиняемых (подозреваемых) или преступлений (фактов). Условием для выделения уголовного дела является обеспечение всесторонности и объективности расследования и разрешения дела (ч. 2 ст. 154). Если уголовное дело выделяется для расследования нового преступления или в отношении нового лица, то при выделении дела в том же постановлении решается вопрос и о его возбуждении.

Срок предварительного расследования регламентируется отдельно для дознания (ст. 223, и 226.6.) и для предварительного следствия (ст. 162).

Срок предварительного следствия составляет 2 месяца со дня возбуждения дела и до дня направления его прокурору либо прекращения дела. Этот срок может быть продлен в три этапа: а) до 3 месяцев руководителем следственного органа районного уровня; б) до 12 месяцев руководителем следственного органа уровня субъекта федерации; в) до истечения сроков давности Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). При возвращении уголовного дела на дополнительное следствие прокурором (п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК). При возвращении уголовного дела следователю в связи с отменой постановления о приостановлении следствия, прекращении дела, возвращением дела на дополнительное расследование или для устранения препятствий его рассмотрения судом дополнительный срок устанавливается непосредственным руководителем следственного органа в пределах одного месяца (ч. 6 и 6.1. ст. 162).

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования обеспечивается следующими процессуальными мерами:

* отобрание органом предварительного расследования подписки в этом у лиц, участвующих в процессе (ст. 161);

* засекречивание данных о личности свидетеля, потерпевшего (ч. 9 ст. 166);

* мерами неразглашения частных данных, предпринимаемыми при обыске (ч. 7 ст. 182);

* мерами по неразглашению данных государственной тайны, содержащихся в материалах дела (ч. 2 ст. 217).

Для неразглашения данных расследования используются и непроцессуальные меры (режим хранения уголовных дел; оформление допуска для лиц, ведущих расследование; оперативно-розыскные мероприятия). Тайна предварительного расследования не абсолютна – пределы гласности определяет орган расследования.

Участие понятых (в количестве не менее 2) обеспечивает удостоверение факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов. Участие понятых обязательно при обыске, выемке электронных носителей информации, предъявлении для опознания. В труднодоступной местности при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни или здоровья людей, следственные действия можно производить без участия понятых (ст. 170).

Обязательность ведения протоколов обеспечивает объективность расследования. Протокол – это письменный процессуальный документ, фиксирующий ход и результаты следственного действия (ст. 166). Протокол составляется следователем или дознавателем в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания так, чтобы охватить все юридически значимые моменты следственного действия. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии, подписывается ими и следователем или дознавателем.

Наряду с протоколом, при производстве следственного действия самим органом предварительного расследования либо привлеченным им специалистом могут применяться также технические средства и способы обнаружения, изъятия и фиксации следов преступления и вещественных доказательств, а также хода и результатов следственного действия: фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись копирование электронной информации.

Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, направлено на предупреждение преступлений и является обязанностью следователя и дознавателя (ч. 2 ст. 73). Эти обстоятельства делятся на три группы: 1) антиобщественная направленность самой личности обвиняемого, 2) условия ее формирования, 3) обстановка совершения преступления. Для устранения причин и условий преступления следователь или дознаватель выносят мотивированное представление (ч. 2 ст. 158), которое должно быть рассмотрено соответствующими должностными лицами не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Восстановление утраченных уголовных дел производится по постановлению руководителя следственного органа или начальника органа дознания по сохранившимся копиям или путем производства процессуальных действий. Восстановление дела не влияет на исчисление процессуальных сроков.

7. Общие условия предварительного расследования, связанные с обеспечением прав и законных интересов его участников

Для непосредственного обеспечения прав и законных интересов участников расследования УПК РФ содержит такие общие условия:

* обязательность рассмотрения ходатайств;

* меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников и близких лиц;

* меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

* меры по обеспечению гражданского иска;

* судебный порядок получения разрешения на производство ряда следственных действий;

* участие переводчика.

Обязательность рассмотрения ходатайства состоит в обязанности следователя (дознавателя) рассмотреть каждое заявленное ходатайство и вынести об этом постановление. Ходатайство о собирании доказательств подлежит удовлетворению, если эти доказательства имеют значение для дела.

Меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля и их близких могут иметь как «оборонительный», так и «наступательный» характер. Во-первых, по мотивированному постановлению следователя с согласия руководителя следственного органа личность свидетеля или потерпевшего можно «засекретить», а в материалах дела указывать их псевдоним (ч. 9 ст. 166). В суде эти лица могут давать показания в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК). Во-вторых, активные средства обеспечения безопасности состоят в выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в посягательствах на участников процесса; а также в избрании более строгих мер пресечения к обвиняемым.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества применяются при задержании подозреваемого, применении заключения под стражу, помещении в психиатрический стационар подозреваемого или обвиняемого. Их несовершеннолетние дети, иные иждивенцы, престарелые родители передаются на попечение родственникам, иным лицам или помещаются в соответствующие детские или социальные учреждения. Мерами по сохранности остающегося без присмотра имущества являются передача его на хранение заслуживающим доверие лицам, жилищной организации.

Меры по обеспечению гражданского иска состоят в установлении и наложении ареста на имущество, за счет которого может быть возмещен причиненный преступлением ущерб (ст. 160.1).

Судебный порядок получения разрешения на производство некоторых следственных действий является предварительной формой судебного контроля над действиями органов расследования, ограничивающими конституционные права граждан. Предварительный судебный контроль реализуется в двух процедурах:

а) с правом участия в судебном заседании заинтересованных лиц (подозреваемого, обвиняемого, защитника, прокурора) при избрании и применении мер принуждения: заключения под стражу, домашнего ареста, залога, отстранения от должности, денежного взыскания, обращения залога в доход государства, помещение в медицинский стационар (ст. 108, 118), а также при рассмотрении ходатайства о производстве следственных действий, касающихся реализации или уничтожения вещественных доказательств (ч.3.1. ст. 165);

б) без участия в судебном заседании заинтересованных лиц, кроме прокурора, следователя или дознавателя (ст. 165) при принятии решений: об осмотре жилища против воли проживающих в нем лиц, обыске и выемки в жилище; личном обыске; выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в кредитных организациях; выемке корреспонденции, контроле и записи переговоров; получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, наложении ареста на имущество (ч. 2 ст. 29), эксгумации трупа против воли родственников покойного (ч. 3 ст. 178). Следователь с согласия руководителя следственного органа (дознаватель с согласия прокурора) возбуждает перед судом соответствующее ходатайство, а судья рассматривает его не позднее 24 часов с момента поступления.

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр, обыск и выемка в жилище, личный обыск, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество могут быть проведены по постановлению следователя без судебного решения и без предварительного согласия руководителя следственного органа или прокурора (ч. 5 ст. 165). В течение 24 часов с момента начала производства следственного действия следователь уведомляет об этом судью и прокурора. Судья в течение 24 часов в судебном заседании проверяет законность действий следователя и выносит об этом постановление.

Участие переводчика как общее условие расследования обеспечивает конституционное право каждого пользование родным языком и на свободный выбор языка общения (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК). Орган расследования обязан за счет государства привлечь к участию в деле переводчика путем вынесения мотивированного постановления. Переводчик предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК за заведомо неправильный перевод и участвует в расследовании в двух формах: а) присутствие при производстве процессуального действия (как правило, для устного перевода); б) письменный перевод процессуальных документов.

Это дознание состоит в полном расследовании дела.

К расследуемым в форме дознания относятся дела о преступ­лениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым пере­численным в этой статье преступлениям возможны в соответствии со ст. 414 протокольная форма досудебной подготовки материа­лов* или производство в порядке частного обвинения.**

__________________

*См. гл 22 настоящего учебника.

**См гл 19 настоящего учебника

В форме дознания расследуются, например, дела о преступле­ниях, предусмотренных ч. 1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.

В соответствии с законом (ст. 120 У ПК) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания воз­буждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК).

При производстве дознания по делам, по которым предвари­тельное следствие не обязательно, орган дознания руководствует­ся правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

1. Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направле­нии дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются.

2. На органы дознания не распространяются правила, установ­ленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участ­ников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам на­правления расследования противоречит принципу оценки доказа­тельств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым долж­но руководствоваться и лицо, проводящее дознание.

В соответствии со ст. 47 УПК защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совер­шении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановле­ния о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержанияили избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составле­ние обвинительного заключения либо постановления о прекраще­нии или приостановлении дела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляю­щим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознанияподелу может быть продлен по правилам ст. 133 УПК, установлен­ным для предварительного следствия.

Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме. Это может иметь место в случаях: возбуждения уголовного дела началь­ником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступле­ния; возвращения судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть уста­новлены в судебном заседании; возвращения прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела (ст. 416 УПК). В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или воз­вращения уголовного дела.

Дознание может проводиться и по делам, возбуждаемым по жалобам потерпевших, если прокурор найдет необходимым возбу­дить дело по основаниям, указанным в законе.

Таким образом, под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать вид предварительного расследования, произво­димого уполномоченными на то законом должностными лицами и органами и состоящий:

1) в совершении неотложных следственных действий по уста­новлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных Действий по делам, по которым проводится предварительное след­ствие;

2) в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.


Предварительное следствие не обязательно, а значит, расследование может производиться в форме дознания при наличии одновременно двух условий: 1) дело возбуждено в отношении конкретного лица; 2) относится к числу тех, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Часть 3 ст. 150 УПК содержит исчерпывающий перечень пре- ступлений, по которым орган дознания вправе самостоятельно производить расследование (при условии их очевидности). Все эти преступления относятся к категории небольшой и средней тяжести. По всем без исключения тяжким и особо тяжким преступлениям расследование может производиться только в форме предварительного следствия. Как и по УПК РСФСР, УПК РФ предоставляет прокурору право заменить дознание по любому из указанных выше дел на предварительное следствие. Вместе с тем, в отличие от УПК РСФСР, УПК РФ устанавливает возможность замены предварительного следствия на дознание. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ расследование в форме дознания возможно по любому (в том числе и неочевидному) преступлению небольшой и средней тяжести. Замена дознания на предварительное следствие, равно как и предварительного следствия на дознание, возможна лишь по письменному указанию прокурора. В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК, дознание по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, производится в порядке, установленном главами 22 и 24-29 УПК с изъятиями, предусмотренными настоящей главой. Из этой нормы следует, что на дознание, как и на предварительное следствие, распространяются общие условия предварительного расследования: правила о территориальной подследственности, отводах, соединения и выделения уголовного дела или материалов уголовного дела, сроках, участия специалистов, переводчика, понятых, общие условия производства следственных действий и порядок производства каждого из них и т. д. Следует также отметить, что, хотя об этом в ч. 1 ст. 223 УПК прямо не сказано, при производстве дознания следует руководствоваться и нормами общей части уголовно-процессуального кодекса (главы 1-18 УПК), а также нормами, устанавливающими порядок возбуждения уголовных дел (глава 19 УПК). Особенностями дознания как одной из форм предварительного расследования, отличающего эту форму от предварительного следствия, являются: 1. Сроки. В соответствии с ч. 2 ст. 223 УПК дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Таким образом, максимальный срок дознания - 25 дней, и никто этот срок продлить не вправе. Это означает, что если в указанный срок расследование в форме дознания не завершено, прокурор должен письменным указанием передать дело для дальнейшего расследования следователю, и расследование будет завершено уже в форме предварительного следствия. 2. Статья 224 УПК РФ устанавливает следующее правило. В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дозна ватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатаи ство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу п порядке, установленном ст. 108 УПК. В этом случае обвинительным акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозре ваемого под стражу. При невозможности составить обвинительный акт в этот срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК, либо данная мера пресечения отменяется. Однако следует заметить: 1) что в ст. 97, 100-108 наряду с другими лицами, которые вправе избрать в отношении подозреваемого меру пресечения, указан и дознаватель. Значит, в качестве меры пресечения дознаватель может избрать не только заключение под стражу, но и любую иную из числа мер пресечения, указанных в ст. 98 УПК; 2) что ст. 100 УПК устанавливает общие правила избрания любой меры пресечения (а не только заключение под стражу). При избрании любой меры пресечения в отношении подозреваемого обвинение должно быть ему предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не пред ь является, то мера пресечения немедленно отменяется; 3) часть 2 ст. 224 УПК (в этой норме 10-суточный срок предлагается исчислять с момента заключения под стражу) противоречит ст. 100 УПК, в соответствии с которой, если обвиняемый был задержан, а затем заключен под стражу, 10-суточный срок исчисляется с момента задержания. Поскольку ст. 100 расположена в Общей части УПК, следует руководствоваться именно этой статьей. Таким образом, если дознаватель решил избрать в отношении подозреваемого меру пресечения (и не только заключение под стражу, но и любую другую), срок дознания фактически сокращается до 10 суток, исчисляемых с момента задержания или избрания меры пресечения. И этот срок не может быть продлен прокурором в порядке ч. 2 ст. 223 УПК еще на 10 суток. Поскольку же на дознание не распространяются правила главы 23 УПК и дознаватель не вправе предъявлять обвинение, то в ситуациях, когда дознаватель меру пресечения избрал, но дознание в 10-суточный срок завершить не смог и меру пресечения отменять нельзя, по письменному указанию прокурора дознание должно быть заменено предварительным следствием. 3. При производстве дознания подозреваемому обвинение не предъявляется, постановление о привлечении в качестве обвиняемого не выносится. Обвиняемый появляется после окончания дознания и составления обвинительного акта. 4. В отличие от предварительного следствия дознание завершается вынесением не обвинительного заключения, а обвинительного акта. В обвинительном акте должны быть указаны: 1) дата и место его составления; 2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; 4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; 5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации; 6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты; 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; 9) список лиц, подлежащих вызову в суд (ч. 1 ст. 225 УПК РФ). Главное отличие обвинительного акта от обвинительного заключения состоит в том, что он содержит не только решение о достаточности доказательств для направления дела в суд, но и о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого. 5. Обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель (по их ходатайству) знакомятся с материалами дело не до, а после составления обвинительного акта. 6. Гражданский ответчик, гражданский истец, их представители с материалами оконченного дознания не знакомятся. 7. Обвинительный акт должен быть утвержден начальником органа дознания. 8. При производстве дознания на дознавателя не распространяются правила, установленные ч. 4 ст.41 УПК: обжалование любого письменного указания прокурора или начальника органа дознания соответственно вышестоящему или надзирающему прокурору не приостанавливает их исполнение. После утверждения обвинительного акта начальником органа дознания уголовное дело с обвинительным актом направляется прокурору. По поступившему от органа дознания уголовному делу прокурор в течение двух суток обязан принять одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта, в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК, со своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток; 3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24-28 УПК РФ; 4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного заключения прокурор не обязан выносить отдельное постановление, достаточно резолюции на самом обвинительном акте. При принятии любого другого решения прокурор обязан вынести отдельное постановление. Следует отметить, что УПК не предусматривает возможности возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования в форме дознания. Как уже отмечалось выше, если орган дознания в установленные сроки не справился с расследованием, оно заменяется предварительным следствием. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. Копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику. В УПК не определено, кто именно должен вручать копию обвинительного акта. Представляется, что может это сделать как сам прокурор, так и, по поручению прокурора, дознаватель. При изменении прокурором обвинения обвиняемому и его защитнику вместе с копией обвинительного заключения должна быть вручена также и копия постановления прокурора об изменении обвинения. Компетенция по расследованию преступлений разных категорий между дознавателями разграничивается в ч. 3 ст. 151 УПК. Дознание производится: 1) дознавателями органов налоговой полиции - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ64; 2) дознавателями органов пограничной службы РФ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы РФ), ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК РФ, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы РФ в отсутствие таможенных органов РФ); 3) дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК, - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ; 4) дознавателями таможенных органов РФ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ; 5) дознавателями органов Государственной противопожарной службы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 УК РФ (в ред. ФЗ от 29 мая 2002 г. № 58-ФЗ); 6) дознавателями органов МВД - во все другие дела, по которым предварительное следствие не является обязательным (ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи 150 УПК РФ.

Предварительное расследование производится следователями и дознавателями. Подследственность устанавливается статьей 151 ГПК РФ. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления, если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

2) одного лица, совершившего несколько преступлений;

3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Из уголовного дела могут быть выделены отдельные эпизоды в отдельное производство.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

Производство предварительного расследования оканчивается:

1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, установленном главами 29 - 31 УПК РФ;

2) по остальным уголовным делам - в порядке, установленном главой 32 УПК РФ.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Начало предварительного следствия - день возбуждения уголовного дела, окончание - день направления обвинительного заключения прокурору. Срок может быть продлен на 3 месяца.

Следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 УПК РФ (осмотр трупа, освидетельствование, обыск, выемка), производятся на основании постановления следователя.

Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

5) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

6) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

7) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

8) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ;

9) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

10) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

11) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

12) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 УПК РФ;

13) о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте "в" пункта 1, подпунктах "б", "в" пункта 2 и пунктах 3 и 6 части второй статьи 82 УПК РФ;

14) о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

15) о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Основанием для принятия судом решения является ходатайство следователя или руководителя следственной группы, расследующей преступление.

Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе указываются:

1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 УПК РФ, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 УПК РФ, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Понятыми не могут быть:

1) несовершеннолетние;

2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники;

3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

При наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого в соответствии с положениями главы 23 УПК РФ. Обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле. Следователь извещает обвиняемого о дне предъявления обвинения и одновременно разъясняет ему право самостоятельно пригласить защитника либо ходатайствовать об обеспечении участия защитника следователем. Следователь допрашивает обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения.

Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:

1) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;

2) прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 6 части первой статьи 24 УПК РФ;

3) вследствие акта об амнистии;

4) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;

5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела.