Статьи 2 35 гпк рф. Медиатор не является лицом, участвующим в деле. Представление в суд документов в электронном виде

  • Главное меню
    • Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
  • Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
  • Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов
  • Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства
  • Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
  • Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов
  • Статья 55.33. Особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий
  • Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
    • Статья 57. Создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений, документов и материалов государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
  • Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
    • Статья 60.1. Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора
  • Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
  • Статья 8 Градостроительного кодекса. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

    1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

    1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

    2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

    3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

    5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

    5.1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений;

    6) принятие решений о развитии застроенных территорий;

    7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

    8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений;

    9) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

    10) принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

    11) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами (далее - приведение в соответствие с установленными требованиями), в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

    6) ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных районов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

    7) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

    1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

    2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

    3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

    4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

    5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

    5.1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов;

    6) ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

    7) принятие решений о развитии застроенных территорий;

    8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

    9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов;

    10) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

    11) принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

    12) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)

    От 27.07.2010 № 190-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона. В числе названных тарифов указаны тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду. В соответствии с частью 3 статьи 8 ФЗ от 27.07....

    Постановление от 14 сентября 2018 г. по делу № А60-5193/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ). В силу статьи 8 Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов, действие...

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Представленные в дело акты о бездоговорном потреблении тепловой энергии составлены в присутствии представителя Комитета. Акты соответствуют требованиям пункта 8 статьи 8 Закона № 190-ФЗ. Содержание актов свидетельствует о выявлении факта бездоговорного пользования тепловой энергией. Комитет содержание актов не опроверг, договор теплоснабжения, который бы действовал в спорный...

    Постановление от 6 сентября 2018 г. по делу № А26-9055/2016

    Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)

    Предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, место нахождения: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова (р-н Голиковка), д. 8

    Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)

    Услуги в интересах Вооруженных сил Российской Федерации и не вправе отказать в предоставлении таких услуг. В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ (О теплоснабжении) тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию. Согласно части 3 названной статьи Закона подлежащие...

  • Постановление от 30 августа 2018 г. по делу № А40-52482/2018

    Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

    Утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в ч.ч.2.1 - 2.3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении». В соответствии с п.21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22....

  • 1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

    2. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

    2.1. Сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

    4. Сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

    5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

    6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

    7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

    10. Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов. Формирование и ведение классификатора строительных ресурсов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

    11. Укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и применяются в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства. Укрупненные нормативы цены строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

    02.01.2019

    (официальная действующая редакция, полный текст статьи 35 ГПК РФ)

    1. Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; получать копии судебных постановлений, в том числе получать с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» копии судебных постановлений, выполненных в форме электронных документов, а также извещения, вызовы и иные документы (их копии) в электронном виде; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

    1.1. Лица, участвующие в деле, вправе представлять в суд документы как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заполнять форму, размещенную на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    1.2. Лица, участвующие в деле, вправе представлять в суд иные документы в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, выполненных указанными лицами либо иными лицами, органами, организациями. Такие документы выполняются в форме, установленной для этих документов законодательством Российской Федерации, или в свободной форме, если законодательством Российской Федерации форма для таких документов не установлена.

    2. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

    Комментарий к статье 35 ГПК РФ. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

    В статье 35 ГПК РФ закреплены общие , которые в дальнейшем детализированы в других положениях процессуального закона.

    Гражданское дело формируется в виде отдельной папки, куда в хронологическом порядке подшиваются все относящиеся к нему документы. В материалы дела обязательно подшивается исковое заявление с приложенными документами, определения суда о принятии искового заявления () и проведении подготовки по делу (). В дело подшиваются копии судебных извещений, все письменные заявления и ходатайства сторон, протоколы судебных заседаний и судебные постановления.

    Изучив материалы дела можно составить полное представление о ходе рассмотрения дела, о представленных суду и исследованных доказательствах. Полезно знакомиться с делом перед судебным заседанием, а в случае затруднений с пониманием решения суда — и перед написанием апелляционной жалобы. Для этого необходимо написать .

    Для снятия копий с материалов гражданского дела удобно использовать фотоаппарат, можно делать это при помощи сканера или копира. Если технических средств под рукой не имеется, снятие копий придется делать вручную, переписывая содержание изучаемого документа.

    Право лиц, участвующих в деле, заявлять отводы рассмотрено в комментариях к . Представлению и истребованию доказательств посвящена . Объяснения лиц, участвующих в деле, согласно , является одним из доказательств в гражданском процессе. Поэтому важно правильно построить свои пояснения, ответить на вопросы суда и другой стороны, задать необходимые вопросы участникам гражданского процесса. К суду с вопросами обращаться не следует, но можно попросить судью разъяснить процессуальное значение его действий.

    Статья 35 ГПК РФ призывает лиц, участвующих в деле, добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами, однако по сути процессуальный закон не установил какой-либо ответственности для недобросовестных участников. Если не относить к таковым положения статьи ГПК РФ, устанавливающей ответственность за потерю времени, или , предусматривающую меры воздействия к нарушителям порядка в судебном заседании.

    Дополнительные комментарии к статье 35 ГПК РФ

    Процессуальное положение любого лица, участвующего в деле, определяется законом, а его права зависят от той цели, ради которой он участвует в деле. Каждое из лиц, участвующих в деле, обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Они могут совершать любые предусмотренные законом процессуальные действия.

    В статье 35 ГПК РФ определены общие права и обязанности для всех лиц, участвующих в деле, без выделения какой-либо специфики в содержании прав и обязанностей, принадлежащих конкретному лицу, участвующему в деле.

    Лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться своими правами. Задача суда состоит в том, чтобы не только оказывать помощь лицам, участвующим в деле, в защите их прав и охраняемых законом интересов, но и контролировать добросовестное осуществление сторонами и другими лицами, участвующими в деле, их прав.

    Закон предусматривает, что со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств дела (см. комментарии к ст. ГПК).

    Закон возлагает на лиц, участвующих в деле, обязанность известить суд о причинах неявки их в судебное заседание и представить доказательства уважительности этих причин (см. комментарий к ст. ГПК).

    На лицах, участвующих в деле, лежит обязанность быть правдивыми в процессе и сообщать суду сведения, соответствующие действительности. При неисполнении процессуальных обязанностей, как сказано в статье 35 ГПК РФ, наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

    Статья 35. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

    Комментарий к статье 35

    1. Перечень прав лиц, участвующих в деле, представленный в комментируемой статье, является неполным. Так, например, ст. 214 ГПК РФ предусматривает право на получение копии решения суда лицами, участвующими в деле, но не присутствовавшими в судебном заседании.
    2. Порядок реализации права знакомиться с материалами дела, снимать копии и других прав конкретизирован в Инструкции N 36 по судебному делопроизводству в районном суде (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36) и Инструкции N 161 по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. N 161). В соответствии с п. 12.1 Инструкции N 36 судебные дела выдаются для ознакомления в помещении суда при предъявлении:
    а) сторонами по делу, третьими лицами и их законными представителями по гражданским делам — документа, удостоверяющего личность;
    б) адвокатами — ордера юридической консультации и удостоверения личности;
    в) другими лицами, выступающими по гражданским делам, делам об административных правонарушениях, — доверенности на ведение дела и документа, удостоверяющего личность.
    Ознакомление с делами должно проходить в специально оборудованном для этой цели помещении в присутствии и под контролем уполномоченного на то работника суда в условиях, которые исключают возможность изъятия, повреждения или уничтожения материалов дел.
    Об ознакомлении с делом делается отметка в справочном листе.
    Отдельные документы из судебных дел, а также заверенные копии этих документов и письменные справки по делам выдаются уполномоченным работником отдела делопроизводства суда и архивариусом сторонам по гражданскому делу и их представителям по письменному заявлению с разрешения председателя суда или его заместителя, а по нерассмотренным делам — с разрешения председательствующего по делу судьи с оплатой в надлежащих случаях государственной пошлины. Эти заявления приобщаются к делу.
    Подлинные документы, представленные сторонами по гражданскому делу, возвращаются сторонам с обязательным оставлением в деле копий, заверенных судьей. Лицо, получившее подлинный документ из дела, должно расписаться в получении этого документа на копии, оставленной в деле.
    В случае направления документа почтой копия сопроводительного письма подшивается в дело.
    Выдаваемые судом копии решений и определений по гражданским делам, в том числе определений, вынесенных вышестоящим судом, должны быть прошиты, пронумерованы, заверены и скреплены печатью. В тех случаях, когда решение, определение были изменены вышестоящим судом, это следует указать в выдаваемой копии.
    На копии также указывается, в каком деле подшит подлинный документ и в производстве какого суда находится дело.
    Лицо, получившее копию, должно расписаться в справочном листе. В случае направления копии документа по почте в справочном листе делается об этом отметка.
    3. В комментируемой статье не перечисляются те обязанности, которые несут лица, участвующие в деле, указывается лишь на обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
    В ГПК РФ не предусматривается понятие злоупотребления гражданскими правами. В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения этих требований суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Комментируемый Кодекс не предусматривает таких последствий злоупотребления правами, однако в нем имеются специальные нормы, направленные на недопустимость злоупотребления лицами, участвующими в деле, своими правами, в частности, нормы ст. ст. 99, 159. Последствия злоупотребления процессуальными правами предусматриваются и в уголовном законодательстве, в частности ч. 1 ст. 298 УК РФ.
    4. При неисполнении процессуальных обязанностей последствия могут наступать в виде не только штрафов, но и других неблагоприятных последствий. Так, согласно ч. 1 ст. 68 ГПК РФ если сторона, обязанная доказывать свои требования и возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны, а следовательно, и принять решение в пользу последней.
    5. В некоторых случаях реализация прав, предусмотренных в комментируемой статье, является затруднительной. Так, например, на практике возникают вопросы относительно права лица, отбывающего по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, лично участвовать в разбирательстве судом его гражданского дела, а также о том, обязан ли суд, рассматривающий гражданское дело с участием такого лица, обеспечивать его личное присутствие в судебных заседаниях путем этапирования к месту разбирательства гражданского дела. Комментируемый Кодекс и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса).
    Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.
    Вместе с тем судья в стадии подготовки дела к судебному разбирательству и суд в стадии разбирательства гражданского дела, по которому лицо, участвующее в деле, находится в исправительном учреждении, должны, обеспечивая этому лицу возможность реализации его прав, учитывать специфику сложившейся по делу ситуации. Лицу, находящемуся в исправительном учреждении, должно быть направлено письмо с разъяснением его прав, в том числе права на ведение дела через представителя, и обязанностей; ему должно быть заблаговременно обеспечено вручение копии искового заявления (если оно является ответчиком или третьим лицом) и других документов, включая копии судебных постановлений, предоставлено время, достаточное — с учетом его положения — для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд обоснования своей позиции по делу, представления доказательств в подтверждение своих требований или возражений, а также для реализации других процессуальных прав.
    При необходимости судья (суд) может в соответствии со ст. 62 ГПК РФ поручить суду по месту отбывания указанным лицом наказания опросить его по обстоятельствам дела, вручить документы или совершить иные процессуальные действия, необходимые для рассмотрения и разрешения дела (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г.).