Пункт 3 статьи 432 гк рф. Существенные условия договора: комментарий к новой редакции ст.432 ГК РФ. Для различных договоров

  • Беневоленский Владимир Борисович
  • Шмулевич Екатерина Олеговна

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НКО

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Беневоленский Владимир Борисович, Шмулевич Екатерина Олеговна

В статье проводится анализ комплекса мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), принятых в 2009–2013 гг. в России. Цель исследования – оценить российские меры государственной поддержки СО НКО в свете зарубежного опыта использования инструментов государственной поддержки некоммерческих организаций для содействия межсекторному партнерству в социальной сфере. Концептуальный контекст анализа взаимодействия государства и СО НКО – теоретические подходы, фокусирующиеся на экономике предоставления социальных услуг, в особенности концепция «провалов» рынка и государства. Использованный эмпирический материал включает принятые в указанный период на федеральном уровне нормативные правовые акты, направленные на поддержку СО НКО в России, аналогичные документы зарубежных стран, а также данные социологических исследований СО НКО, выполненных в НИУ ВШЭ. Исследуются принципы выделения на законодательном уровне субсектора СО НКО. Закрепленные в нормативно-правовой базе инструменты государственной поддержки рассматриваются в разрезе основных форм поддержки: финансовой, имущественной, предоставления налоговых льгот и пр. Приводятся данные о масштабах государственной поддержки СО НКО на федеральном и отчасти на региональном уровне. Проводится сопоставление анализируемых мер с зарубежными аналогами. В свете зарубежной практики выделяются возможные на правления развития государственной поддержки СО НКО в России. Изученный блок мер по поддержке СО НКО складывается в комплексный подход, представляющий серьезную позитивную инновацию в практике государственного управления в России, и в основных своих компонентах вполне соответствует известному зарубежному опыту.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Беневоленский Владимир Борисович, Шмулевич Екатерина Олеговна,

  • Зарубежный опыт инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций

    2014 / Кулькова В.Ю.
  • Социально ориентированные некоммерческие организации как субъекты социально-экономической Системы: роль в социальной политике

    2016 / Федорова М.Н.
  • Международный опыт государственной поддержки и регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

    2014 / Омельченко Николай Алексеевич, Гимазова Юлия Владимировна
  • НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон

    2017 /
  • Взаимодействие власти и гражданского общества (на примере Костромской области)

    2013 / Зайцев Александр Владимирович

Government support for socially oriented NPOs: Foreign experience

The article analyses a set of measures of government support to socially oriented nonprofit organizations (SO NPOs) which were enacted in 2009–2013 in Russia. The analysis is aimed at assessing this Russian regulatory framework designed to channel government support to SO NPOs by comparing it with the tools of government, employed to facilitate cross-sector partnership in the delivery of social services in the selected foreign countries. For a theoretical framework of the investigation of interaction between government and SO NPOs we rely on the demand / supply model and in particular on the theory of market and government “failure”. The employed empirical material includes full-text versions of the relevant Russian Federal norms and regulations, selected matching documents of foreign countries as well as data of sociological surveys of Russian NPOs conducted by NRU HSE. Firstly, principles used by Russian law-makers to define legally the subsector of SO NPOs are investigated. Analysis of the tools of the government support, introduced by the enacted norms and regulations, is then arranged by the major form of support: financial, transfer of property rights, tax incentives etc. The data are featured on the scope of the government support to SO NOPs at the federal level of government and in part at the level of regions. International comparisons follow. Overall the set of measures discussed constitutes a serious positive innovation in the Russian government practices vis-à-vis SO NPOs. It shows the substantial similarity with the government tool kits, employed to support NPOs elsewhere in the world. This relates to the criteria of legal eligibility for support and to the composition of the tool kit, which includes government subsidies / grants, tax incentives etc. There remains room for expansion of the Russian tool kit. In implementing new legal norms attention must be paid to keeping administrative barriers to access to the government support reasonably low, in particular to small NPOs constituting a majority in the Russian nonprofit sector.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах , в том числе:

Предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

Предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

Размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов;

Предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:

1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;

2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;

4) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Некоммерческим организациям различного типа с неодинаковыми целями деятельности необходимо предоставлять дифференцированные льготы. Наряду с льготами, обусловленными природой некоммерческой деятельности, решаемыми ими социальными задачами, следует выделять приоритеты благотворительной направленности. Совершенствование федерального законодательства о льготном налогообложении пожертвований на благотворительные цели должно идти по двум основным направлениям. Во-первых, целесообразно увеличивать размер прибыли, выводимой из-под налогообложения, в случаях перечисления средств благотворительным организациям. Во-вторых, в законодательстве субъектов Федерации целесообразно предусмотреть уточнение порядка исчисления сумм налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц с тем, чтобы уменьшить фактически полученные налогоплательщиком доходы (прибыль) на суммы,

перечисленные на цели, указанные в ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Одновременно возможно установление предельной величины благотворительного пожертвования, исключаемой из налогооблагаемой прибыли.

Одна из эффективных неналоговых форм поддержки некоммерческих организаций – предоставление субсидий . Они обычно выделяются на осуществление уставных целей для обеспечения доступности социально значимых благ малообеспеченным слоям населения. Неналоговая поддержка некоммерческих организаций, в том числе благотворительных, может принимать и иные формы : безвозмездная передача зданий, сооружений, имущества для осуществления уставных целей; предоставление льготных кредитов; информационная и консультационная поддержка и др. Деятельность благотворительных организаций совместно с государственными и муниципальными органами позволяет найти наиболее действенные пути решения многих насущных локальных проблем малообеспеченных граждан, пенсионеров, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п. Законодательная поддержка на государственном и муниципальном уровне различается степенью интенсивности, соотношением регулирования и контроля. Для функционирования негосударственных некоммерческих организаций необходима адекватная нормативно-правовая основа их деятельности. Экономическая поддержка имеет многообразие форм и может быть как прямой, так и косвенной. Прямое финансирование подразумевает, например, оплату некоммерческой организации выполняемого ею социального заказа. Косвенное финансирование - это предоставление льгот, т.е. освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам. Предоставление негосударственных некоммерческих, государственных и муниципальных средств может иметь прямой и косвенный характер (прямое и косвенное финансирование).

НКО могут оформить государственную субсидию и потратить ее на определенные цели. Если они потратят бюджетные деньги на другую цель, данную сумму придется вернуть государству.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Некоммерческие организации согласно законодательству имеют право на оформление субсидий. Субсидии из бюджетов НКО вправе тратить только на те цели, на которые их выдали.

Целевое использование субсидии проконтролируют на федеральном, региональном или местном уровне. Все зависит от того, из какого бюджета получили субсидию.

Основная информация

Одной из разновидностей государственной поддержки для некоммерческих организаций, ориентированных на социальную помощь населению, является субсидия.

Субсидия выделяется из средств бюджетного фонда страны:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный.

Законодательство не ограничивает в предоставлении средств НКО региональные власти, а также в присвоении им дополнительного направления деятельности, помимо основного, прописанного в программе и наименовании.

Главные понятия

Согласно терминологии, НКО или некоммерческая организация представляется таковой, если она не имеет в своих намерениях извлечь какую-либо прибыль или распределить ее между участниками.

Такого рода организации занимаются:

  • оказывают разного рода господдержку нуждающимся;
  • защита прав граждан и консультация на правовой основе;
  • волонтерство;
  • помощь после пережитого при катаклизмах природного происхождения;
  • помощь экологического характера;
  • проведение семинаров и встреч, касающихся опасного для окружающих поведения;
  • проведение образовательного и просветительного характера встреч;
  • воспитание патриотизма и т. д.

Кто может обратиться за господдержкой

НКО носит исключительно благотворительный, социальный, культурный характер деятельности. НКО может формироваться в виде автономной некоммерческой организации, фондом, учреждением, ассоциацией или союзом, общественной организацией, религиозным объединением, даже представляться национально-культурной автономией и т. д.

В наименовании НКО обязательно должна отображаться ее направленная деятельность (занятость, специфика и т. д.). Организовать НКО вправе любое совершеннолетнее лицо РФ, т. е. гражданин.

Даже не исключение формирование такой организации иностранными гражданами, включая заграничное финансирование, а также лица без гражданства, юридические лица.

Соответственно, данные представители могут обратиться с заявлением на субсидирование своей деятельности.

Законодательная база

Для получения финансовой поддержки со стороны государства по положениям ФЗ № 7 от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» НКО нужно быть признана социально ориентированной.

Сейчас произошли изменения в порядке предоставления субсидий для НКО. В отличие от 2016 г., когда в документах при оформлении субсидии придерживались общего порядка действий, то потом было принято решение отделить документацию для некоммерческих организаций.

Правила для НКО стали более подробными и детальными. В основном, были внесены дополнения относительно БК РФ к постановлению правительства РФ и утвердились дополнительные требования по госсубсидиям.

Окончательно было выпущено из редакции постановление № 541 от 07.05.2017 года, которое регламентирует порядок действий для НКО.

Порядок предоставления субсидии некоммерческим организациям

Действующее законодательство РФ предусматривает различного рода поддержку на государственной основе и бюджетного фонда страны.

Изначально данная организация должна быть признана некоммерческой, иметь социально ориентировочное направление своей деятельности.

В Уставе НКО должно быть прописано ее назначение и социальную значимость. Прежде, чем начинать работать, стоит провести мониторинг рынке спроса.

В противном случае, организация не будет иметь спроса, потеряет финансирование, а главное доверие. В России практика некоммерческих организаций в последние годы набирает обороты и люди более спокойно ст али к этому относиться.

Достаточно приветливо встречают работников НКО в отношении предоставлении помощи нуждающимся: инвалидам, бездомным, помощи экологии и животным, обеспечение медицинскими и транспортными средствами (инвалидные коляски и т. д.).

Порядок предоставления субсидии автономной некоммерческой организации такой — как правило, субсидирование проводится на конкурсной основе.

Предварительно организацией должны быть разработаны и подготовлены проекты, на основе которых она будет реализовывать себя.

Не допускаются к конкурсу НКО, которые не соответствуют требованиям законодательства РФ — не собранный пакет документов или оформленные не должным образом, представленные документы с нарушениями сроков.

Программы, которые будут представлены на конкурс должны носить существенный характер. Иными словами, поставленная задача и ее дальнейшая разработка организацией должна быть актуальной на сегодняшний день, быть востребованной социумом.

Не стоит забывать про ее эффективность в деле, а также организация должна обладать соответствующими на то ресурсами.

Оценивается программа по системе балов от одного до пяти. Решение принимает состав комиссии, который обычно складывается из 15 человек.

В завершении, победителю выдается постановление об утверждении субсидирования программы. Протокол выдается высшим органом исполнительной власти федерации, либо местной администрацией.

С некоммерческой организацией заключается договор, после подписания которого становится действительным сотрудничество. На основании договора предоставляется субсидия.

Существует определенная форма договора, которая заключается с НКО. В каждом регионе, где проходит данная программа имеется соглашение о предоставлении субсидии некоммерческим организациям.

На какие цели можно использовать

Государственная субсидия предоставляется НКО в целях осуществления и проведения мероприятий и встреч, на основе своей деятельности, направления.

Деятельность организаций может быть как в информационном формате, так и проведение консультаций, поддержка разработанными методиками иных некоммерческих представительств.

Также НКО могут заниматься собственным привлечением добровольцев в свои круги (волонтерство), самостоятельно реализовывать собственные проекты, ориентированные на социум.

Общие требования к заявителю

Ведущим и основным требованием при получении субсидии для НКО является ее официальная регистрация в реестр социально-ориентированных.

Более детально по требованиям можно ознакомится в ст. 31,2 законодательства РФ, в котором прописывается перечень требований, которые нужно указать при регистрации НКО.

После реестра организация и после субсидирования, НКО должна будет предоставлять отчетность о своей работе в соответствующие органы государства, а также размещать на информационных сайтах РФ.

Строго запрещается использовать средства бюджета для проведения митингов, подобных мероприятий, забастовок и т. д. Настрого контролируется вероятность извлечения прибыли от деятельности НКО, такое недопустимо.

Средства субсидии могут использоваться для выплаты зарплаты работникам организации, осуществляющие исполнение деятельности, также разрешается использовать средства для оплаты товаров и услуг, представляемых организацией, оплата аренды помещений, налоговых сборов и т.д.

Условия получения помощи для социально-ориентированных учреждений

Поскольку субсидирование может проводиться из средств бюджета местного самоуправления или государственными властями, согласно Федеральным законом «О некоммерческих организациях», включая дополнительные законы, основаниями для предоставления такой помощи являются соответствие вышеописанным условиям работы организации, а именно, вид ее деятельности.

Финансирование НКО может происходит с любой стороны. Различают два источника - внутренние и внешние. К внешним относится субсидирование из госбюджета или местных властей.

К внутренним относятся взносы учредителей организации (как отечественных, так и заграничных), выручка от реализации товаров и услуг, дивиденды акций или ценных бумаг и т. д.

Законодательство не ограничивает количество источников дохода, поскольку это то, чем живет организация. Главное условие, чтобы источник являлся законным и разрешенным.

Особенности оформления компенсации из местного бюджета

Каждый регион имеет свой отведенный бюджет средств, который выделяет ему государство. Этот резерв должен рассчитываться на весь год с учетом всех возможных проектов и поставленных целей.

В вопросах субсидирования социально-ориентировочных некоммерческих организаций стоит обратиться к методическим рекомендациям того региона, откуда будут выделяться средства.

Методические рекомендации разработаны согласно закону №7-ФЗ от 12.01.1996 г., а также № 40-ФЗ «О внесении изменений…» от 05.04.2010 года, включая постановление правительства РФ №713 «О предоставлении поддержки…» от 23.08.2011 года.

Использовать государственную субсидию для НКО допустимо, но с определенными условиями.

Изначально, организация должна отвечать установленным требованиям перед предоставлением финансирования, а также пройти конкурсный отбор.

Предоставление государственной поддержки СО НКО является одной из основных форм взаимодействия государства и некоммерческого сектора. Важно отметить, что существует много экспертных работ на эту тему. В данном исследовании на основании изученного материала мы резюмируем комплексную типологию, каждый элемент которой будет пояснен мнениями разных экспертов.

Прежде всего, выделим основной блок государственной поддержки - финансирование деятельности СО НКО. То есть будем рассматривать отдельно финансовую поддержку и другие виды поддержки СО НКО. При этом, опираясь на презентацию The Boston Consulting Group Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО. The Boston Consulting Group. М., 2011, разделим финансирование на прямое и непрямое :

Рис. 1.

Прямое финансирование заключает в себе предоставление субсидий (грантов) и государственных контрактов.

Субсидии (гранты). Субсидии представляют собой «средства, которые безвозмездно выделяются государством бюджетам другого уровня, юридическим лицам (НКО входят в их число), а также физическим лицам -- на условиях долевого финансирования целевых расходов». С 2011 года основополагающим инструментов государственной поддержки НКО стала программа поддержки СО НКО, которая реализуется Министерством экономического развития (МЭР).

В рамках данной Федеральной программы мероприятия осуществляются по двум основным направлениям. Во-первых, это предоставляемые Программой МЭР СО НКО субсидии из федерального бюджета на конкурсной основе на реализацию программ по оказанию методической, информационной и консультационной поддержки деятельности других СО НКО, по помощи в привлечении этими организациями труда добровольцев и по эффективной реализации проектов СО НКО. (Беневоленский, 2013) Так, к примеру, «в 2012 году получателями таких субсидий на общую сумму 162 млн. руб. стали 48 социально ориентированных НКО из 702 организаций, подавших заявки на участие в конкурсном отборе».

Во-вторых, МЭР предоставляет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на конкурсной основе на софинансирование региональных программ поддержки СО НКО. Данные средства расходуются только на предоставление субсидий НКО в регионах. «В 2013 г. сумма федеральных субсидий была увеличена до 630 млн. руб., а на конкурс были поданы заявки от 69 субъектов Российской Федерации, 49 из которых получили субсидии». Хотелось бы отметить и существование такой программы как «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», на которую утверждено финансирование в объеме 13 482 996,80 тыс. руб. на 2013-2020 гг.

Таким образом, субсидия предоставляется и на возмещение затрат СО НКО (оплата помещения, выполнение различных работ и услуг), и на реализацию определенных проектов и программ в конкретной сфере. Средства субсидий - строго целевые, требующие обязательных отчетов и подтверждающих документов об их использовании.

Если говорить о грантах для НКО, то данные инструменты финансирования представляют собой средства, предоставляемые НКО на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию конкретных программ. При этом грантодатель выдвигает свои условия, требуя обязательный отчет о целевом использовании гранта.

Необходимо отметить, что в связи с принятием Бюджетного Кодекса, органы власти и местного самоуправления потеряли право предоставлять гранты - они предоставляют только субсидии. Обычно гранты предоставляют благотворительные фонды на конкурсной основе на реализацию конкретных проектов.

Что же касается такого известного и активно применяющегося в настоящее время инструмента финансирования как «президентский грант», то он представляет собой не что иное, как субсидию из федерального бюджета. Президентские гранты предоставляются НКО, которые участвуют в развитии институтов гражданского общества и определяются Президентом РФ. Объем президентских грантов на текущий год составляет 2 миллиарда 698 миллионов рублей, что больше объема прошлого года на 360 миллионов рублей.

Победителей прошлых лет можно найти в открытом доступе на сайте конкурса государственной поддержки ННО. К примеру, рассматривая проблему борьбы с наркоманией, в 2013 году было выделено 3500000 руб. некоммерческому партнерству "Программа развития дворовых видов спорта" на профилактику курения, алкоголизма и наркомании; или 900000 руб. региональной общественной организация содействия развитию культуры и искусства «Праздник» на проект «На кузбасской земле - без наркотиков».

Хочется отметить, что для НКО нет принципиальной разницы участия в конкурсе грантов или на предоставление субсидий. Данное различие имеет значение больше для самих распорядителей бюджетных средств из-за существования определенных норм и требований по составлению и утверждению всех документов, положений и т.п.

Исходя из полученных представлений о процедуре участия в грантовых конкурсах, мы выявили нашу гипотезу об отказе некоторых АННКО в их участии. Трудоемкость и временные затраты, а также последующие отчетности могут повлиять на положительное решение данных организаций.

Государственные контракты. Данный финансовый инструмент представляет собой бюджетные средства для НКО, которые получены через процедуры №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по государственному контракту. Отличительной чертой контрактных отношений является отсутствие налогообложения на прибыль при условии целевого использования средств организациями.

Необходимо сообщить, что ранее органы власти и органы местного самоуправления размещали заказы на выполнения социально-значимых работ и услуг через процедуры № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», обеспечивающие равенство участников, независимо от организационно-правовой формы или формы собственности. Однако с 1 января 2014 года вступил в силу рассмотренный выше № 44-ФЗ, согласно которому, СО НКО будут иметь преимущества при осуществлении закупок работ, товаров и услуг наравне с субъектами малого предпринимательства. «В частности, заказчики обязаны будут осуществлять закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта по данным закупкам не должна превышать 20 миллионов рублей».

Тем не менее, при выстраивании контрактных отношений с государством НКО претерпевают ряд сложностей. Во-первых, это все также оставшиеся открытые конкурсы, в которых может принять участие любое юридическое лицо, удовлетворяющее условиям конкурса. Во-вторых, это трудности НКО, связанные с подтверждением целевого расходования средств. Хотелось бы добавить в этот список и интересную точку зрения Раймонда Дж. Струк, который исследовал контрактные отношения между государством и НКО в России (2003). По его мнению, НКО могут отказаться от данного типа отношений в связи с их (НКО) малым размером и неопытностью для заключения контрактов. Это, прежде всего, связано с низкими навыками составления обязательных отчетов и с низкой квалификацией персонала для предоставления определенной услуги. К тому же нельзя забывать про такую альтернативу, как конкурсы на гранты. (Struyk, 2003)

В антинаркотическом секторе контрактные отношения распространены в АННКО, занимающихся профилактикой наркомании. Такие организации осуществляют множество просветительских и творческих мероприятий, и заключение контрактов является удобным способом реализовывать эти проекты.

Перейдем теперь к непрямому финансированию НКО, куда входят имущественная поддержка и налоговые льготы.

Имущественная поддержка. Данный вид поддержки осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 30.12.2012 № 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций». Имущественная поддержка заключается в предоставлении определенного перечня находящихся в федеральной собственности нежилых помещений в пользование СО НКО на долгосрочной основе. В постановлении указаны порядок предоставления помещений, критерии отбора организаций и ограничения для обеспечения целевого использования помещений.

Важным моментом осуществления данной поддержки является то, что передаваемое НКО государственное имущество не имеет права быть отчужденным как в частную собственность, так и в собственность арендующих это имущество НКО. Запрещены также продажа, переуступка прав пользования, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования имуществом в уставный капитал других субъектов хозяйственной деятельности.

Данная поддержка может предоставляться НКО на безвозмездных или льготных условиях (ставка на уровне 50% рыночной стоимости арендной платы). Так, к примеру, администрация Серпуховского района Московской области передала в безвозмездное пользование территорию бывшей психиатрической больницы московскому адаптационно-реабилитационному центру «Лествица».

Налоговые льготы. Такой вид государственной поддержки можно условно разделить на два направления:

  • 1. изменения налогового режима, которые стимулируют действия НКО по сбору пожертвований от граждан и бизнес-структур, оказанию платных услуг (определенных уставом организации) и формированию целевых капиталов;
  • 2. изменения налогового режима, которые снижают прямые финансовые и административные издержки НКО, связанные с благотворительной деятельностью, включая привлечение добровольцев.

Рассмотрим первое направление. Во-первых, это социальный налоговый вычет во всех пожертвованиях, которые перечислены гражданином СО НКО и религиозным организациям для осуществления ими уставной деятельности и увеличения целевого капитала, «но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению по ставке 13%».

Во-вторых, это расширение перечня целевых поступлений на ведение уставной деятельности НКО, которые не учитываются при выявлении налоговой базы по налогу на прибыль и налогу, который платится из-за упрощенной системы налогообложения.

В-третьих, появление возможности увеличения целевого капитала НКО через ценные бумаги и недвижимое имущество.

В-четвертых, освобождение НКО от уплаты НДС на услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми при наличии специального заключения организации здравоохранения, органов социальной защиты и др.; на услуги по социальному обслуживанию и поддержке несовершеннолетних детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; по осуществлению физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В-пятых, освобождение от НДС безвозмездной передачи имущественных прав при благотворительной деятельности, а также безвозмездного оказания услуг по социальной рекламе (последнее включено в состав прочих расходов, что уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль).

Перейдем ко второму направлению изменения налогового режима. Здесь, во-первых, это освобождение благотворительной помощи от налога на доходы физических лиц.

Во-вторых, освобождение от налога на доходы физических лиц доходов, которые передаются от НКО детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и детям из семьи с доходами на одного человека не больше прожиточного минимума.

В-третьих, освобождение от налога на доходы физических лиц возмещения расходов добровольцев на питание, проезд, наем жилого помещения, уплату страховых взносов и др.

И наконец, освобождение движимого имущества (состоящего на учете в качестве основных средств) от уплаты налога на имущество организаций: мебель, оргтехника, приборы и др.

Важно добавить, что финансовую поддержку отдельно выделяют также Мерсиянова И.В. и Якобсон Л.И., объединяя рассмотренные нами прямые и непрямые виды финансирования в ресурсную поддержку.

Что же касается других видов государственной поддержки НКО, то разделим их на информационную и консультационную поддержку , развитие благоприятного законодательства и организационную поддержку и проведение совместных мероприятий .

Информационно-консультационная поддержка. Согласно презентации The Boston Consulting Group, данный вид поддержки включает в себя пропаганду социальной ответственности; повышение удобства инвестирования; повышение квалификации НКО и государства; требования к прозрачности и отчетности НКО, а также партнерство с бизнесом в информационной среде.

В России информационно-консультационная поддержка направлена в большей степени на активизацию благотворительной и добровольческой деятельности, на согласование приоритетов деятельностей государства и СО НКО в социальной сфере. Так, в качестве основного примера может быть взят портал Минэкономразвития, а именно раздел «Социально ориентированные НКО». Раздел содержит информацию о поддержке Министерством СО НКО, о развитии институтов гражданского общества, социального партнерства, благотворительной и добровольческой деятельности. Также в открытом доступе размещены нормативные правовые акты, аналитические данные, материалы о конкурсах на получение субсидий и методические материалы и документы, позволяющие быстрее внедрить программы финансовой поддержки НКО на региональном и местном уровнях. А если говорить о повышении квалификации НКО и государства, то в 2012 году Министерством экономического развития была запущена программа обучения работников СО НКО и государственных и муниципальных служащих по поддержке деятельности СО НКО. (Беневоленский, 2013)

Благоприятное законодательство. При государственном взаимодействии очевидным является вопрос о законодательстве. Для НКО важными моментами выступают простота регистрации и отчетности, правовое стимулирование участия бизнеса и законодательство о добровольчестве и благотворительности.

Так, мы можем выделить следующие документы:

  • · Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1054-рп от 30.07.2009;
  • · Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • · Федеральный закон от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;
  • · Федеральный закон от 30.12.2012 № 325-ФЗ «О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
  • · Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • · Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»;
  • · Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Организационная поддержка и совместные мероприятия. Данный вид поддержки включает в себя совместное с органами власти участие НКО в общественных советах; участие НКО в реализации социальных целевых программ при отсутствии государственного или муниципального заказа; совместное с органами власти участие НКО в рабочих группах, различных комиссиях; получение информации НКО от органов власти и предоставление органам власти информации от НКО; предоставление НКО образовательных программ для муниципальных служащих; участие НКО в предоставляемых органами власти образовательных программах; получение НКО от органов власти методической помощи и предоставление НКО методической помощи органам власти; участие НКО в законотворческой деятельности.

В качестве примера можно рассмотреть Круглый стол при Уполномоченном по правам человека в Пермском крае Круглый стол при Уполномоченном по правам человека в Пермском крае «Проблемы становления и развития антинаркотической деятельности в общественном секторе». 16 сентября 2010 г. (2010 г.), где выступали представители АННКО, органов власти, работники в медицинской сфере. В ходе мероприятия были сделаны выводы о существующей ситуации в антинаркотическом секторе, выявлены проблемы осуществления антинаркотической деятельности и предложены возможные их решения. Все предложения были записаны государственными служащими и были взяты для дальнейшего рассмотрения и, как следствие, улучшения ситуации в данном секторе.

Для сравнения с иностранным опытом, НКО, органы ООН и правительство ежегодно организуют ряд мероприятий (в 2013 г. организовано 34 мероприятия). А во время сессий Комиссии по наркотическим средствам The Commission on Narcotic Drugs (CND) НКО имеют права присутствовать при переговорах и выступать со своими идеями.

Сопоставляя опыт зарубежных стран и России по данному виду государственной поддержки, очевидно, что Россия еще далека от подобного уровня. Однако в контексте только нашей страны организационная поддержка и проведение совместных мероприятий должны быть наиболее распространены в качестве поддержки государства для АННКО, на чем и будет стоиться одна из гипотез.

Все формы государственной поддержки СО НКО указаны в статье 31.1. Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

В результате, мы начинаем наблюдать достаточную активность политики государства в области оказания материальной и нематериальной поддержки деятельности СО НКО. В мировой практике государственная поддержка является одним из основных источников доходов НКО (практически наравне с доходами от деятельности организаций). (The Boston Consulting Group, 2011) Что касается России, то согласно социальному исследованию, сейчас наиболее распространенной формой государственной поддержки НКО является обмен информацией и участие в общественных советах:

  • · 33% опрошенных руководителей НКО участвуют в общественных советах совместно с органами местного самоуправления;
  • · 25% - предоставляют информацию и аналитику органам власти;
  • · 21% - участвуют в рабочих группах, переговорных площадках, комиссиях;
  • · 13% - получают муниципальные гранты (субсидии);
  • · 12% - выполняют работы по муниципальному заказу.

Тем не менее, интересно заметить, что при ответе на вопрос о формах поддержки НКО, в наибольшей степени отвечающих интересам организаций, почти половина опрошенных руководителей выделяют гранты на социально значимые проекты. Большой процент ответов получают также субсидирование НКО для покрытия текущих расходов, предоставление НКО на безвозмездной основе помещений, налоговые льготы, рассмотрение рекомендаций и учет предложений НКО. (Мерсиянова, 2011)

Таким образом, наблюдается недостаток финансирования СО НКО, связанный, прежде всего, с увеличивающимся притоком людей в данные организации. К тому же существуют и такие проблемы как недостаточная профессионализация НКО, низкий уровень доверия к таким организациям и недостаточное информирование населения о деятельности НКО.

НКО антинаркотического сектора также характеризуются недостаточным получением государственного финансирования. Причем такое положение дел присуще не только российским АННКО: к примеру, в Польше при исследовании развития деятельности АННКО недостаточное государственное финансирование и трудности получения средств отмечались большинством представителей АННКО в качестве основной проблемы.

Государство поддерживает общественные некоммерческие организации для стабильной и качественной деятельности, которая помогает активному формированию и развитию гражданского общества. Подробнее о перечне грантов, основаниях и суммах их получения в данной статье.

Скачать для просмотра и печати:

Государственная поддержка НКО

На сегодняшний день одним из крупных субъектов, выдающих гранты, остается государство. Как правило, поддержка выдается по двум направлениям: президентские и гранты Минэкономразвития. Вся информация содержится на официальном портале Общественной палаты РФ : возможность подписаться на открытые конкурсы, сведения о требованиях к участникам и сроках подачи заявок.

На региональном уровне также поддерживаются некоммерческие организации. За это отвечает исполнительная власть муниципального образования. Сегодня гранты предоставляются в 75 субъектах РФ.

Внимание! Подробнее об условиях участия в проекте для конкретного региона можно узнать на сайте Минэкономразвития.

Частные грантодатели


Не исключено, что государственные гранты - это не единственный способ поддержки некоммерческих организаций в нашей стране. На сегодняшний день имеется множество частных и общественных фондов, предлагающих гранты.

Различается также несколько направлений, из которых можно выделить социальную и научную область.

На заметку! Самая свежая и полная информация содержится на портале «Все конкурсы ».

Сфер предоставления грантов большое множество: начиная от творчества, заканчивая точными науками. Данный портал пользуется популярностью среди пользователей социальных сетей (Вконтакте, Facebook).

С 2017 года практикуется оповещение о проводимых конкурсах и грантах для российских и зарубежных НКО на сайте konkursgrant.ru .

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Президентские гранты для НКО

Особое место среди государственной поддержки некоммерческих предприятий занимает Президентский грант. Он актуален в сферах деятельности, которые направлены на разрешение социально значимых проектов, помогающие развитию гражданского общества.

Следует понимать, что Президент РФ не лично определяет, какой организации предоставить грант. Ежегодно он выделяет определенную сумму средств, а также избирает оператора, который является ответственным организатором за проведение конкурса среди предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью.

Президентские гранты для НКО в 2019 году


Размер гранта не имеет законодательных ограничений, находится в зависимости от целей, величины и актуальности, востребованности
рассматриваемого комиссией проекта НКО.

Каждый тип проекта предполагает различные суммы поддержки:

  • которые функционируют в небольших регионах или непродолжительное время - максимум 500 тыс. рублей.
  • занимающиеся воплощением региональных проектов - от 0,5 до 3 млн. рублей.
  • проект которых затрагивает несколько регионов или федеральных округов - от 3 млн. рублей.
  • с проектами федерального масштаба - от 10 млн. рублей.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Как НКО получить президентский грант


Для того чтобы стать претендентом на получение гранта, руководство НКО должно подать заявку на участие в открытом конкурсе, а также доказать, что цели некоммерческой организации действительно направлены на преображение . Если комиссия подтверждает, что деятельность предприятия соответствует требованиям конкурса, то конкретная НКО становится непосредственным претендентом на грант.

Подача заявки реализуется в ограниченные сроки. Так, на второй конкурс в 2018 году прием заявлений был закончен в 23:30 10 сентября 2018 года.

Внимание! Если предприятие одержало победу в первом конкурсе, оно может подать заявку и на участие во втором. Рассматриваться она будет в общем порядке, без каких-либо привилегий или предпочтений.

Для участия некоммерческой организации в конкурсе на Президентский грант необходимо соответствие предприятия следующим требованиям:

  1. НКО должна быть зарегистрирована максимум за один год до окончания подачи заявок на конкурс. Пониженные сроки для тех предприятий, которые претендуют на гранты до 500 тыс. рублей - максимум регистрация должна пройти за 6 месяцев. В случаях, если организация занимается предоставлением консультаций и помощи населению, то зарегистрирована она должна быть максимум за год до начала принятия заявок на конкурс, вне зависимости от желаемой суммы;
  2. Устав некоммерческой организации должен соответствовать требованиям, указанным в конкурсном положении;
  3. Деятельность организации не должна быть приостановлена в ходе судопроизводства, в отношении данного предприятия не должно воспроизводиться дел о банкротстве или ликвидации;
  4. НКО не является должником ФНС России по налоговым сборам или иным платежам в государственный и муниципальный бюджет.

Среди обязательных документов для участия в конкурсе выделяются:

  1. Заявка на участие;
  2. Ксерокопия всех страниц устава НКО вместе с изменениями;
  3. Доверенность, заверенная нотариально, на право сотрудника организации представлять интересы организации при подаче заявки на конкурс.

Так, общественные некоммерческие организации вправе рассчитывать на Президентский грант различной суммы. Для этого достаточно подать заявку и ряд документов. Конкурс проводится два раза в год.

Посмотрите видео о получении Президентского гранта

31 августа 2018, 13:56 Мар 3, 2019 13:35