Права муниципальных образований на земельные участки. Как заключается аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Вам понадобится

  • - заявление;
  • - квитанция об оплате;
  • - постановление;
  • - кадастровые документы;
  • - паспорт;
  • - документы о вводе дома в эксплуатацию (если выкупаете участок, полученный в ходе аукционных торгов).

Инструкция

Если правом бесплатной приватизации вы уже однажды воспользовались, то при передаче земельного участка в собственность вам придется за него заплатить.

Чтобы выкупить муниципальный земельный участок, обратитесь с заявлением в местные органы исполнительной власти. Предъявите свой паспорт. При покупке участка, находящегося в аренде вы должны предъявить договор аренды, кадастровые выписки на земельный участок и ксерокопии всех документов.

В течение 1 месяца администрация вынесет постановление о передаче земельного участка из аренды в собственность. В документе будет указана сумма, за которую вам предоставили участок.

Заплатите указанную сумму в ближайшем отделении банка, принимающего платежи от населения, предъявите ксерокопию и оригинал квитанции уполномоченному представителю органов местного самоуправления.

Обратитесь в ФУГРЦ. Заполните заявление, предъявите все полученные документы и их ксерокопии. Через 30 дней вы станете собственником выкупленной муниципальной собственности.

Если вы ни разу не воспользовались правом бесплатной приватизации муниципальной земли, то предъявите справку в органы местного самоуправления, паспорт и заявление, а также кадастровые выписки на участок. На основании предъявленных документов вам выдадут постановление о передаче земельного участка в собственность бесплатно.

Если вы выкупаете земельный участок, полученный в ходе аукционных торгов, то вам его передадут за 2,5% от кадастровой стоимости. Для этого вы должны предъявить все документы о вводе построенного дома в эксплуатацию, паспорт, договор аренды, который вы оформили после участия в аукционных торгах.

На основании данных документов вы получите постановление с указанной стоимостью земельного участка, которую вам необходимо оплатить и предъявить квитанцию и ксерокопию об оплате.

Источники:

  • приватизация муниципальной земли
  • Как дешево получить землю

Землю , находящуюся в государственной или муниципальной собственности, можно купить у исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления (муниципальных). Обычно землю, находящуюся в муниципальной собственности, предоставляет администрация города или поселка, за определенными исключениями (например, в Москве землю предоставляет Департамент земельных ресурсов - ДЗР).

Инструкция

Земельные участки из , находящихся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам за плату. Администрация не вправе отказать в за исключением определенных случаев - изъятия участков из оборота, запрета на приватизацию и резервирования для муниципальных нужд. Землю у администрации можно для строительства и в иных целях.

Предоставление земли для строительства может осуществляться с предварительным согласованием места размещения объекта строительства или без такового. В последнем случае предоставление земли возможно только через торги. Осуществляется оно следующим образом: проводятся работы по формированию участка, определяется его вид разрешенного использования, то, как он будет подключен к сетям инженерно-технического обеспечения, проводятся торги, оформляется протокол и договор купли-продажи , регистрируется право собственности.

Купить , предварительно согласовав место размещения объекта строительства, можно следующим образом:1. Проводится выбор участка - подается соответствующее заявление в администрацию.2. Администрация информирует население и заинтересованных лиц о том, что собирается выбранный участок для указанных целей.3. Оформляется акт о выборе земельного участка для строительства.4. Принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.5. Проводятся кадастровые работы, осуществляется постановка на кадастровый учет.6. Принимается решение о предоставлении земельного участка.7. Заключается договор купли-продажи земельного участка с администрацией.8. Право собственности на земельный участок регистрируется в органах Федеральной Регистрационной Службы - ФРС.

Физические и юридические лица вправе купить земельный участок и не для строительства. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в администрацию. В нем нужно указать цель предоставления земельного участка, его размеры и . Администрация утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка. Заявитель проводит кадастровые работы и ставит участок на кадастровый учет. Администрация в течение двух недель обязана принять решение о продаже данного земельного участка заявителю. После этого заключается договор купли-продажи и регистрируется право собственности.

Обратите внимание

Как оформить купленную землю в собственность. Покупка земли составляет помимо огромных денежных затрат и бумажную волокиту, которая очень утомляет и процесс которой может растянуться на долгие месяцы, а то и годы. Чтобы понять, как купить землю, для начала следует выяснить, к какой категории земель относится подходящий участок, проверить, возможно ли в принципе изменение его категории...

Полезный совет

Так как купля-продажа земельных участков занимает львиную долю всех сделок с землей, остановимся на ней подробнее. Нужно просто купить у нормального девелопера, который сделал уже не один проект, инвестиционный контракт (или участок без подряда в централизованно застраиваемом поселке) с понятными сроками начала и окончания строительства - так же, как покупают квартиру в новостройке, на ранней стадии, - подождать...

Источники:

  • как купить земельный участок

При покупке земли она переходит в собственность ее покупателя. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность физических и юридических лиц - с некоторыми исключениями. Землю можно приобрести путем приватизации земельного участка с расположенным на нем собственным зданием или строением, купить землю у государства для строительства или в иных целях.

Инструкция

Физические и юридические лица вправе за плату , за исключением земельных , изъятых или ограниченных в обороте, зарезервированных для государственных нужд или имеющих запрет на приватизацию. Продавцами выступают государственные и муниципальные органы, обладающие правом предоставления земельных участков в собственность.

Физические и юридические лица, имеющие в собственности здание или строение, вправе приватизировать для его эксплуатации. Для этого необходимо собрать документы на это здание и строение и земельный , написать заявление на приватизацию и подать все это в уполномоченный государственный или муниципальный орган. К необходимым документам на приватизацию относятся документы, удостоверяющие личность гражданина или учредительные документы юридического лица, документы о правах , документы о правах на здание, кадастровый паспорт (если участок поставлен на кадастровый учет). В некоторых случаях могут понадобиться иные документы. Приватизация - процедура достаточно короткая: решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается в течение 14 дней. Потом остается только зарегистрировать переход права в Росреестре. С приватизацией стоит поторопиться до наступления 2012 года, поскольку в дальнейшем цены на приобретение участков таким образом могут возрасти. Пока же ни довольно гуманны: 20% от участка, расположенного в городе с населением свыше 3 млн. человек 2,5% от кадастровой стоимости участка в любой иной местности.

Земля для строительства предоставляется без предварительного согласования места размещения объекта строительства, на торгах, аукционе или конкурсе. Перед организацией торгов проводятся работы по формированию земельного участка, осуществляется его кадастровый учет и устанавливается разрешенное использование. После этого определяются технические условия подключения будущих объектов строительства к инженерным коммуникациям. Принимается решение о проведении торгов, конкурса или аукциона. После их проведения составляется протокол проведения торгов, конкурса или аукциона, который является основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка и государственной регистрации права собственности покупателя на него.

Купить можно и в целях, не связанных со строительством. Для этого необходимо подать заявление в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка в собственность. В заявлении указываются также цель использования участка, его предполагаемые размеры и месторасположение. Уполномоченный орган выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане. После этого заявитель проводит кадастровые работы и ставит участок на государственный кадастровый учет. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, после чего заключается договор купли-продажи и регистрируется переход права собственности.

Видео по теме

Землю, не оформленную в частную собственность, может выкупить любой человек. Если вы не хотите столкнуться с неприятной необходимостью платить арендную плату за право проживания тому, кто выкупит участок под вашим домом, стоит приватизировать землю самому.

Вам понадобится

Инструкция

Собственник жилого дома, построенного на участке земли, относящемся к муниципальной или государственной собственности, имеет приоритетное право приватизировать данный земельный участок. Процедура в целом проста, однако требует детального и грамотного оформления всей необходимой документации и крайне внимательного подхода во избежание дальнейших сложностей.

Обратитесь в органы местного самоуправления. Именно там принимается решение о выделении участка в собственность. Для обращения в администрацию необходимо подготовить пакет документов. К их числу относятся: документы, подтверждающие право пользования спорным участком земли, например, договор аренды, либо решение местных властей о выделении земли в пользование, кадастровый план участка, справка о его нормативной стоимости, которую можно получить в местном земельном комитете, технический паспорт на жилой дом, который построен на спорном участке.

Документы должны быть оформлены предельно точно и аккуратно, в противном случае, есть вероятность вместо получения участка в собственность потерять и право пользования им. В течение 2 недель администрацией будет принято решение о передаче участка. Если же в безвозмездной передаче будет отказано, администрация предложит вам приобрести землю. Для этого создается проект договора купли/продажи, который будет вам направлен вместе с отказом в безвозмездном выделении земли.

При надлежащем оформлении документов и соблюдении процедуры приватизации, решение чаще всего является положительным. Однако обратите внимание, что земля не подлежит передаче в частную собственность, если участок принадлежит к категории изъятых из оборота земель или земель, ограниченных в обороте, например, заповедников, существует запрет на приватизацию или участок зарезервирован под государственные нужды.

Покупка земельного участка в Москве и Подмосковье – выгодное вложение капитала, потому что при любых изменениях рынка земля все равно будет в цене. Как оформить право собственности на земельный участок?

Инструкция

Чтобы оформить в окончательную , необходимо подтвердить, что вы являетесь владельцем объекта , на ней построенного. То есть вы берете участок в , получаете разрешение на или покупаете здание, а потом начинаете оформлять в собственность землю . Первый шаг – подайте заявление в органы местного самоуправления города Москвы или выбранного подмосковного поселка.

Соберите пакет документов, подтверждающих, что вы являетесь собственником недвижимого объекта на выбранном участке : свидетельство о государственной регистрации, технический паспорт здания, справку из БТИ. После подтверждения вашего права на

Муниципальная собственность на землю также является самостоятельной формой собственности. Субъектами муниципальной собственности на землю являются: города, районы, поселки, сельские населенные пункты и т.д.

В отличие от государственной и частной форм собственности на землю, муниципальная земля не делится на виды, т.е. она едина. В состав муниципальных земель могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др. Основное назначение муниципальных земель – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель поселений, за исключением земель, расположенных за их чертой. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда и размещения объектов общего пользования. Другие категории земель муниципальной собственности могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

В соотв. с п.2 ст. 11 ЗК управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется ОМС самостоятельно и в соотв. с их уставами.

В основном в муниципальной собственности находятся земли в границах соотв. муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой. Например, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития безвозмездно могут (но не должны) передаваться земли, находящиеся в гос. собственности. Передача земель в муниципальную собственность не влечет автоматического изменения границ муниципальных образований, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено законами субъектов РФ.

Согласно ст. 19 ЗК в муниципальной собственности находятся земельные участки:

    которые признаны таковыми ФЗ и принятыми в соотв. с ними законами субъектов РФ;

    право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю;

    которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Допускается приватизация муниципальных земель. Условия приватизации определяются ОМС. Средства от продажи муниципальных земель поступают в полном объеме в местный бюджет. При этом не может допускаться приватизация земель общего пользования.

Основания прекращения права собственности на землю:

    Распоряжение земельным участком добровольно путем заключения договора , прекращающего право собственника на него прежнего собственника.

    Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника . Это могут быть не только гражданско-правовые, но и налоговые обязательства. Согласно ст. 278 ГК обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда. Однако обращать взыскание на земельные участки фактически запрещено и по обязательствам РФ, ее субъектов и муниципальных образований, поскольку в соответствии со ст.126 ГК обращение взыскания на землю и др. природные ресурсы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности допускается в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время такого ФЗ нет. Кроме того, в соотв. со ст.446 ГПК взыскание не может быть обращено на земельные участки, на которых расположено жилое помещение (его части), если для гражданина должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем им помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания, а также на земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности.

    Прекращение права собственности лица на земельный участок, который не может ему принадлежать. Такая возможность следует из содержания ст.238 ГК. В соответствии с ней, если в собственности лица оказался земельный участок, который в силу закона не может ему принадлежать, это он должен быть отчужден им в течение года с момента возникновения права собственности на данный земельный участок.

    Конфискация земельного участка. Согласно ст. 50 ЗК земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления. Однако это не значит, что он может быть изъят за совершение административного правонарушения. Фактически именно о конфискации земельного участка за совершение административных правонарушений говорится в ряде статей ЗК и ГК, которые будут рассмотрены позже. При этом следует иметь ввиду, что Перечнем имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, (Приложение к Уголовно-исполнительному кодексу РФ), к такому имуществу отнесены земельные участки, на которых расположены не подлежащие конфискации дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения сельского и подсобного хозяйства.

    Национализация земельного участка. Данное основание прекращения права собственности на землю ЗК не содержит. Данное основание обосновано положениями ГК.Ст.235 и 306 ГК предусматривают возможность обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Она должна производиться на основании специального ФЗ с возмещением стоимости этого земельного участка и др. убытков, который также пока не принят. Национализация фактически представляет собой деприватизацию земельного участка. В соответствии с п.3 ст.25 ЗК не подлежат возврату земельные участки и возмещение их стоимости, которые были национализированы до 1.01. 1991г.

    Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Предусматривается ст. 284 и 285 ГК, которые сводят нарушение законодательства лишь к использованию земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли и не по целевому назначению.

Аренда – наиболее популярная сделка с земельными участками.

В результате заключения договора аренды между сторонами возникают долгосрочные отношения.

Необходимо учитывать специфику сделки, чтобы минимизировать риск возникновения угроз различного характера, в целях исключения признания сделки недействительной или незаключенной.

Чтобы разобраться в правилах аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, следует всесторонне рассмотреть вопрос.

Согласно ФЗ от 23.06.2015 г. № 171-ФЗ , порядок предоставления в аренду земли, находящейся собственности государства, изменен.

С момента вступления в силу данного закона участки публичной собственности получить в аренду сможет только лицо, победившее в торгах.

Торги могут быть электронными и проводиться в любой, разрешенной законом, форме: аукцион, конкурс и др.

Важно понимать, что аукцион предусматривает состязание только в части разницы в цене, тогда как участники конкурса соревнуются по комплексу условий, в том числе и по размеру аренды. Таким образом, аукцион выигрывает предложивший максимальную сумму, а победителем конкурса – является тот, кто предоставит наиболее выгодные для арендодателя условия.

Торги состоят из определенных этапов:

  • Уведомление о проведении;
  • Разработка документации;
  • Подача, прием и рассмотрение заявок;
  • Ведение торгов;
  • Заключение договоров с победителями.

Уведомление о проведении торгов необходимо опубликовать не менее, чем за один месяц до его начала. Объединять несколько участков в один лот запрещено.

В извещении о торгах должны быть изложены условия договора, определенные организатором мероприятия.

Помимо этого, в уведомлении должны быть указаны:

  • Место, время и форма торгов;
  • Объект имущества;
  • Существующие обременения земельного участка;
  • Порядок проведения мероприятия (оформление участия, критерии отбора, определение победителя);
  • Начальная цена.

Эти требования изложены в п.2 ст. 448 ГК РФ .

Аренда земельных участков публичной собственности без проведения аукционов допустима для следующих лиц:

  • Товариществам собственников жилых помещений;
  • Образовательным учреждениям любых форм собственности, в т.ч. муниципальным и государственным;
  • Лицу, признанному единственным участником торгов или единственному подавшему заявку;
  • Частным медицинским учреждениям.

Аренда земельного участка в муниципальной собственности

Земельный участок в аренду имеют возможность получить не только юридические, но и физические лица. Обе категории арендаторов имеет некоторые особенности, о которых следует знать.

Важно указывать в заявлении необходимый вид права на землю публичной собственности – аренда.

Физлица

Чтобы получить землю для личного использования, физическим лицам необходимо уточнить в администрации района, свободен ли участок и доступен ли он для найма.

Если целью аренды не является строительство, администрация предложит различные доступные варианты.

После выбора, участок необходимо зарегистрировать и заключить договор аренды.

Аренда участка под застройку имеет свои нюансы. Такая земля дается в аренду только через торги.

Для инициации конкурса или аукциона необходимо выяснить характеристику участка и озаботиться тем, чтобы ему был присвоен кадастровый номер. Только после этого земля может быть предложена для найма. Если желающих больше не появится, договор будет заключен с единственным участником торгов. В случае появления конкурентов необходимо подготовиться к торгу.

Для возможности участвовать в аукционе, физлицо должно подготовить документы:

  • паспорт;
  • заявление на участие, оформленное по образцу. В нем указываются банковские реквизиты, на которые вернут задаток в случае проигрыша;
  • квитанция, подтверждающая внесение задатка.

Юрлица

Представителям предприятий, пожелавших участвовать в аукционе, необходимо написать заявление с указанием реквизитов и представить квитанцию.

К этому они должны приложить сведения о государственной регистрации фирмы.

Лицо, не имеющее регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, не может быть допущено к торгам.

Получить муниципальную землю в аренду могут только те юридические лица, которые согласовали размещение объектов со всеми инстанциями. Государство оставляет за собой право дать разрешение на аренду без торгов предприятиям, собирающимся развивать арендуемые площади.

Налог на добавленную стоимость

Собираясь взять в аренду участок муниципальной собственности, необходимо узнать об НДС.

Если участок сдает муниципалитет или государственный орган, плата за его наем не облагается налогом на добавленную стоимость.

Если говорить о субаренде, то следует знать, что в этом случае НДС будет начислен, поскольку земля арендуется у частника, а не государства.

Сложности могут возникнуть в том случае, если арендатором является ИП или юрлица. Получая в аренду землю публичной собственности, они освобождаются от оплаты НДС, однако должны выступать в качестве налогового агента, взимающего налог с арендодателя. При расчете налога должна учитываться сумма не только непосредственно аренды, но и НДС на нее.

При таких условиях у арендатора возникает необходимость в совершении следующих действий:

  • Оформление счет – фактуры. Физлицо выписывает счет, на котором должна быть поставлена пометка «без налога». Документ необходимо зарегистрировать в книгах покупок и продаж.
  • Своевременно сдавать декларации о НДС. В документе должен быть заполнен 7 раздел (операции, не облагающиеся налогом). Подавать декларацию в налоговый орган необходимо ежемесячно, не позднее 20 числа.

ИП, не выполняющие данные условия, облагаются штрафами.

Договор аренды

Если торги выиграны, необходимо, в первую очередь, направиться в кадастровый орган. Требования, расценки и заявления тут свои, это необходимо принять и быть готовым все оплатить. Получив план кадастра, следует вновь вернуться в администрацию за постановлением уполномоченного органа о передачи земли в аренду – именно этот документ называется договором аренды.

Не стоит ставить под договором торопливую подпись – следует взять его на тщательное изучение. Вероятно, в какие-то пункты потребуется внести изменения.

В том случае, если условия договора устраивают обе стороны, необходимо зарегистрировать договор в Росреестре.

Каким условиям должен соответствовать договор аренды:

  • Земля – имущество недвижимое, поэтому договор на срок более года подлежит регистрации в юстиции.
  • Характеристики объекта аренды необходимо согласовать: указать площадь, границы и другие. Необходимые данные можно найти в кадастровом паспорте.
  • Обязательно указание цены аренды.
  • Должен быть прописан срок отношений арендатора с арендодателем.

Правоустанавливающие документы на землю:

  • свидетельство о собственности;
  • кадастровый паспорт;
  • акт о предоставлении права распоряжения участком.

Оформление договора аренды допустимо только после постановки объекта недвижимости на кадастровый учет.

  1. Право аренды разрешено включать в состав уставного капитала организации или делать предметом залога. В обоих случаях необходимо известить арендодателя.
  2. Перед передачей участка в субаренду первоочередная задача – уведомление арендодателя.
  3. Заключая договор, можно предусмотреть право выкупа земли. В этой ситуации должна быть прописана цена выкупа. Первоочередными покупателями являются собственники зданий, имеющихся на арендованной собственности. Если имеются нарушения аренды – в выкупе будет отказано.
  4. Для внесения изменений в договор необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое ожидает судьба основного документа: если договор нуждается в госрегистрации, доп. соглашение – аналогично.
  5. Арендаторам рекомендуется постараться исключить пункты, предусматривающие изменение любых условий, в том числе размера арендной платы, по инициативе арендодателя в одностороннем порядке.

1. Имущество, в том числе земельные участки, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ст.

125 ГК от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 2 закреплены определения ряда понятий, связанных с определением земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Так, сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение представляет собой город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальным районом является несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных названным Законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Так же как в п. 1 ст. 17 ЗК и в п. 1 ст. 18 ЗК, комментируемая статья предусматривает основания для признания права муниципальной собственности на землю, аналогичные тем, что применяются к федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

2. Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" эти территории могут иметь местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В муниципальной собственности могут также находиться земли водного фонда.

3. ЗК предусматривает следующую особенность регулирования отношений муниципальной собственности на землю. В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться государственные земли, которые могут находиться как в пределах границ муниципального образования, так и вне их. Цель такой передачи - обеспечение развития муниципальных образований.

Так, например, согласно ст. 3 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность земельных участков Фонда, на которых расположены объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков Фонда, расположенных в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования.

4. Предусмотрен ряд ограничений, касающихся распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Так, ст. 63 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" закрепляет правило о том, что ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не допускается, за исключением земельных участков, указанных в п. 1 ст. 62.1 названного Закона. В соответствии со ст. 62.1 Закона предметом залога по договору об ипотеке могут быть земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если такие земельные участки предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Решения об ипотеке таких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принимаются органами местного самоуправления. Решения об ипотеке земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимаются органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, наделенными полномочиями на распоряжение такими земельными участками в соответствии с законодательством РФ.

Еще по теме Статья 19. Муниципальная собственность на землю:

  1. Государственная и муниципальная собственность на землю.
  2. § 1. Право государственной и муниципальной собственности на землю в черте поселений
  3. Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства
  4. Виды права собственности: право собственности граждан, юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Право муниципальной собственности на землю - правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Территорию муниципального образования составляют:

земли городских и сельских населенных пунктов (ранее - поселений);

прилегающие к ним земли общего пользования;

рекреационные зоны;

земли, необходимые для развития поселений;

другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований (ч. 3 ст. 19 ЗК РФ)

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель - обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

17.Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (закреплено п. 1 ст.31 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

право частной собственности граждан (физических лиц);

право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общpего пользования в поселениях и некоторые другие (ст. 27 ЗК РФ).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию земельного участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК РФ).

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок - купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);

предоставление земельных участков для строительства;

предоставление земельных участков для целей, не связанных с жилищным строительством (например, ведение личного подсобного хозяйства);

переход прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения или сооружения;

приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);

прекращении деятельности юридического лица;

смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);

добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);

неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);

использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);

реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);

выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);

отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;

национализации земель;

конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.