Все о железных дорогах швейцарии.  Железные дороги Швейцарии: бронирование и покупка билетов, советы, полезная информация

, SBB-CFF-FFS (нем. Schweizerische Bundesbahnen SBB , фр. Chemins de fer fédéraux suisses CFF , итал. Ferrovie federali svizzere FFS , ретороманск. Viafiers federalas svizras VFS ) - государственная железнодорожная компания (акционерное общество) Швейцарской конфедерации с правлением в её столице Берне .

Швейцарские федеральные железные дороги
нем. Schweizerische Bundesbahnen
фр. Chemins de fer fédéraux suisses
итал. Ferrovie federali svizzere
романш. Viafiers federalas svizras
Тип Государственная компания
Основание 1 января
Расположение Швейцария : Берн
Ключевые фигуры Андреас Мейер (директор)
Отрасль железнодорожный транспорт
Число сотрудников 33, 119 (2016)
Дочерние компании SBB Cargo [d] и SBB GmbH [d]
Сайт sbb.ch ​ (нем.)
cff.ch ​ (фр.)
ffs.ch ​ (итал.)
Швейцарские федеральные железные дороги на Викискладе

Сетевой план SBB-CFF-FFS

Новейший железнодорожный состав RABe 511 в регионе Цюрих

Поезд на Готтардской линии

Юридическое положение

С 1 января 1999 года Швейцарские федеральные железные дороги были выведены из-под управления швейцарского правительства и преобразованы в особое акционерное общество открытого типа , акции которого находятся во владении швейцарского государства . Управление и развитие этого акционерного общества производится по законам рыночной экономики , однако также каждые 4 года вносятся коррективы Федеральным собранием Швейцарии , утверждающим план приоритетов для SBB-CFF-FFS . Государство также оказывает помощь при развитии ж.-д. инфраструктуры, а также следит за тем, чтобы доходы от пассажирских и грузовых перевозок перекрывали расходы на их поддержание.

Структура

С 1 января 2009 года SBB-CFF-FFS подразделяется на 4 службы:

  • грузовые перевозки
  • управление и ремонт железнодорожных линий
  • управление принадлежащего обществу недвижимого имущества.

Центральное правление общества отвечает за финансовую политику и контроль, информатику и логистику, вопросы координации и экономическое планирование, персонал и службу безопасности. Отдельно в этой системе стоит ревизионная комиссия концерна, напрямую подчинённая президиуму Совета правления. С конца 2006 года руководит SBB-CFF-FFS председатель Совета директоров Андреас Мейер. Наряду с А.Мейером, в него входят Жаннина Пилло (пассажирские перевозки), Юрг Штёкли (недвижимость), Никола Перрен (грузовые перевозки), Георг Радон (финансы) и Маркус Йорди (персонал).

Вдоль границы Швейцарии с Германией, на немецкой территории в южном Бадене, на линиях Вейль-на Рейне - Лёррах и по маршруту линии Seehas движение и перевозки пассажиров обеспечиваются немецкой дочерней фирмой SBB-CFF-FFS , SBB GmbH. Кроме этого, общество контролирует целый ряд дочерних фирм в Швейцарии: SBB Cargo AG (100 %), Thurbo (90 %), RegionAlps (100 %), AlpTransit Gotthard AG (100 %), а также компании Zentralbahn (на 66 %), TILO (50 %), Lyria (26 % акций).

В 2002 году, в целях сохранения исторического наследия, SBB-CFF-FFS создаёт «Фонд исторического наследия Швейцарских федеральных железных дорог». Этот фонд оберегает имеющий историческую ценность подвижной состав прошлых лет, содержит в Берне инфотеку - большую библиотеку по истории развития транспорта в Швейцарии, с архивом, фотоархивом и собранием плакатов.

Все линии SBB-CFF-FFS полностью электрифицированы.

Общие сведения

  • Количество пассажиров (на 2010 год, в млн. чел.): 347
  • Количество пассажиро-километров (на 2010 год, в млн.): 17.513
  • Количество тонно-километров грузовых перевозок (на 2010 год, в млн.): 13.111
  • Количество сотрудников (на 2010 год, чел.): 28.143
  • Общая протяжённость железнодорожной сети (на 2010 год, км): 3.212
  • Количество вокзалов и железнодорожных станций: 804
  • Количество вокзалов, приспособленных для пассажирского сообщения (на 2010 год): 763
  • Количество вокзалов, приспособленных для приёма грузовых перевозок (на 2010 год): 247
  • Вокзал, принимающий наибольшее количество пассажиров: Цюрихский (более 350 тысяч пассажиров ежедневно)
  • Количество парковочных мест для автомобилей при вокзалах: 25.630
  • Пунктуальность при перевозках: 87 %
  • Суммарные вложения в SBB-CFF-FFS в 2007-2010 годах (в млрд. швейц. фр.): 5,88
  • Полученная прибыль (в 2008 году, в млрд. швейц. фр.): 8

С 2001 года SBB-CFF-FFS занимается также и автобусными перевозками. Так как все железнодорожные линии Швейцарии электифицированы, компания занимается также и производством электроэнергии. Ей принадлежит 6 электростанций:

  • Амштег (кантон Ури)
  • Шателар-Барберин (кантон Во)
  • Этцельверк (кантон Швиц)
  • Массабоден (кантон Валлис)
  • Ритом (кантон Тичино)
  • Вернаяз (кантон Валлис)

В распоряжении компании находится 17.703 транспортных средства, в том числе (на 2003 год):

  • 1 141 поездной локомотив;
  • 507 маневровых локомотива;
  • 3 883 пассажирских вагона;
  • 12 171 грузовых вагона.

История

В XIX столетии все железные дороги Швейцарии находились во владении частных обществ. Конкуренция и региональные противоречия часто приводили к строительству параллельно проходящих линий. В то же время вводимая региональная монополия на перевозки отдельных крупных компаний, гарантировавшая им крупную прибыль, встречала серьёзную критику со стороны общественности. В результате проведённого 20 февраля 1898 года референдума в Швейцарии были национализированы 5 крупнейших частных железнодорожных обществ. Первый Управленческий совет новой государственной компании состоял из 54 членов, 24 октября 1900 прошло его первое заседание, принявшее устав общества. С 1 января 1902 года SBB-CFF-FFS существует как самостоятельная организация. В этот день также в путь отправились первые поезда, руководимые дирекцией SBB-CFF-FFS . Поэтому 1 января 1902 года является официальной датой «рождения» Швейцарских федеральных железных дорог . В период с 1901 по 1909 год были национализированы ещё 5 крупных железнодорожных компаний Швейцарии и присоединены к SBB-CFF-FFS .

Первые попытки электрифицировать железнодорожные линии SBB-CFF-FFS предпринимались ещё в 1903 году (в сотрудничестве с цюрихской машиностроительной фирмой Эрликон), однако решительно эти технологии начинают внедряться лишь с 1919 года, вследствие резкого удорожания угля.

С 3 июня 1956 года Швейцарские железные дороги , как это принято и в других европейских государствах, переходят на категории пассажирских перевозок 1-го и 2-го класса, отказавшись от прежней системы 1-го, 2-го и 3-го класса вагонов.

Крупная реформа на линиях SBB-CFF-FFS была проведена в рамках программы «Bahn 2000» 12 декабря 2004 года, когда были изменены маршруты 90 % поездов. Одновременно на 12 % было увеличено количество задействованных поездов. Кроме этого, время передвижения поездов в наиболее загруженном транспортном треугольнике Берн-Цюрих-Базель было сокращено на 1 час.

Швейцария. Железнодорожная страсть

Автор: Алина Трофимова. Фото: Алина Трофимова, Switzerland Tourism

Сомнений нет. Швейцарцы в детстве не наигрались в паровозики. Причем, практическо поголовно. На вопрос о названии самого популярного в стране Интернет-сайта мой знакомый швейцарец, не раздумывая, отвечает sbb.ch – и, действительно, что может быть важнее расписание движения поездов, выгодных предложений и удобных стыковок?!

Каждый раз, оказываясь в Швейцарии, мой муж теряет голову (к железными дорогами, точнее, их моделям, у него – особая привязанность). Он "зависает", увидев рядом со станцией очередной раритетный (но работающий) паровоз, он может забыть, куда мы едем, рассматривая восстановленные "пульмановские" вагоны поезда Golden Pass. И бросается фотографировать очередной невероятный тепловоз, вагон или состав – и искренне не понимает мое недоумение. Лишь нечеловеческими усилиями, при помощи уговоров ("Пойдем, пойдем, там еще два зала со старинными автомобилями и самолетами,") его удается увести с железнодорожной выставки в Музее транспорта в Люцерне - там представлена огромная коллекция раритетных паровозов в натуральную величину (по старинным составам и вагонам можно полазить и всё можно трогать руками). Расположенная там же действующая модель железнодорожной системы на перевале Сен-Готард с двигающими поездами (разумеется, точно воспроизведенными), автомобилями и домами, заставляет задержаться у макета даже равнодушних к транспортным шедеврам девушек разного возраста.

Швейцарская система путешествий (Swiss Travel System) – предмет национальной гордости и почитания в этой стране. Им действительно есть, чем гордится. Швейцарские поезда практически бесшумны, удобны и чисты, в них кормят, и, разумеется, они ходят строго по расписанию с удобными стыковками. Единственное, чего нельзя делать в швейцарских поездах – так это курить. Поезд можно взять в аренду и выбрать любой маршрут поездки, на несколько часов или на целый день.

Моя дочь, проехавшая на местных поездах не одну сотню километров, больше всего ценит в швейцарских вагонах наличие розеток и Wi-Fi (правда, он бывает не во всех поездах). И в каждой поездке с нетерпением ждет появления колоритного персонажа с тележкой - этакий швейцарский Дед Мороз, который провозит по вагонам тележку с газировкой, сэндвичами, сладостями, батончиками, чипсами и прочей, запрещенной в обычной детской жизни, и оттого еще более желанной едой.

Разумеется, швейцарцы не могли остановиться только на том, чтобы просто продавать билеты из одного города в другой, в вагоны 1 и 2 класса. И придумали разннобразные проездные. К примеру, билет Swiss Pass помимо обычных поездов действует на панорамных маршрутах и на всех видах общественного транспорта во всех крупных (и не очень) городах страны. Для владельцев Swiss Pass / Swiss Flexi Pass также действует 50% скидка на многие горные поезда и фуникулеры. В конце весны и осенью второй проездной Swiss Pass / Swiss Flexi Pass на 4 дня предлагается путешественникам бесплатно (при покупке одного билета второй выдается без дополнительной оплаты, в 2012 году это предложение действует до 30 ноября). Проездные Швейцарской системы путешествий – своеобразный "вездеход": достаточно показать его, и платить за вход в музей не придется (в акции участвуют более 470 музеев Швейцарии). Этот же билет дает скидки до 15% при бронировании некоторых сетевых отелей ).

Поездка на поезде по Швейцарии – не просто перемещение из пункта “А” в пункт “Б”. Многочисленные панорамные маршруты – Golden Pass, Glacier Express, Wilhelm Tell Express и другие "экспрессы" неизменно входят в число самых популярных в Швейцарии экскурсий. «Самый медленный экспресс в мире» - именно так, с плохо скрываемой гордостью, говорят о панорамном поезде Glacier Express (он же "Ледниковый экспресс") швейцарцы.

В классическом варианте этот поезд идет из Санкт-Морица (или Давоса) в Церматт (и обратно), вдоль Рейна и Роны, преодолевая на своем пути 291 мост и 91 тоннель: дорога занимает порядка 7,5 часов. Впрочем, наиблее нетерпеливые могут проехать часть маршрута, например, из Церматта до Брига или Кура или из Санкт-Морица до Виспа, в этом случае путешествие займет ощутимо меньше времени. Проездные Швейцарской системы путешествий действуют на всех панорамных маршрутах, но нужно заранее забронировать места. А чистые (и большие) окна в панорамных поездах позволяют получать красивые фотографии даже через стекло.


По дороге вам будут рассказывать (к каждому месту в поезде прилагаются наушники и брошюра) про достопримечательности и интересные факты. И, конечно, не обойдется без любимого развлечения всех путешествующих - еды и напитков. Сначала накормят швейцарскими блюдами и предложат швейцарское вино (мы про него почти не знаем, а напрасно), затем продемонстрируют довольно-таки эффектный способ подачи местных настоек (кирша, абрикотина, вильямина и пр.).

Почему-то особенно радуются этому аттракциону туристы из Азии, а их в вагонах будет предостаточно: традиционно поездка на Glacier Express и других панорамных поездах считается одной из самых престижных, это настоящий must при путешествии по Швейцарии.

И из всех красивых и очень красивых дорог Швейцарии особняком стоит Ретийская железная дорога. В 1904 году было построен участок пути с тоннелем Альбула, а чуть позже появился маршрут, соединивший Санкт-Мориц и Тирано. В 2008 году железные дороги Альбула и Бернина были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть Ретийской железной дороги входит в маршрут "Ледникового экспресса".


В начале XX века идея пустить поезд через перевалы, в узкие ущелья, где и обычной дороги-то не было, казалась чем-то из разряда фантастики. Но не для швейцарцев. Железная дорога, позже признанная гением инженерной мысли, включает множество невероятных по красоте виадуков, тоннелей и мостов. Она действительно уникальна, и не только потому, что проходит по невероятно красивым местам, заставляя туристов с фотоаппаратами и видеокамерами метаться от одного панорамного окна поезда к другому.


В свое время эта дорога стала самой высокогорной в Европе (до тех пор, пока не построили железную дорогу на Юнгфрауйох) и сегодня по-прежнему является одной из самых крутых в мире. Поезд петляет по горам и долинам, то поднимаясь вверх, ближе к заснеженным вершинам, то спускаясь чуть ниже, к уютным деревням. Проезжая крохотные станции и разглядывая ярко-красные поезда и вагоны, никак не отделаться от ощущения «дежа-вю». И, покопавшись в памяти, начинаешь понимать, с чего были скопированы популярные железнодорожные модели. Вот здание станции и вокзал, вот разные типы вагончиков и электровозов, виадуки, мосты, развязки – такое ощущение, что, будто по волшебству, железнодорожный макет, со всеми его деталями, игрушечными разрисованными домиками и деревьями, взяли и увеличили в десятки раз.

Зачем тащиться на курорт на поезде, если есть автомобили, спросит скептик. В некоторых случаях путешествия на машине по Швейцарии, действительно оправдано - например, если планируются ежедневные поездки в новую зону катания, удобнее иметь под рукой автомобиль. Но арендовать машину имеет смысл не всегда: дело в том, что на большинстве горнолыжных курортов автомобиль просто не нужен. Более того, в некоторых деревнях пользоваться машинами нельзя - их придется оставлять на парковке на въезде на курорт или рядом с ним. В частности, к таким курортам относится Церматт и Саас-Фе, а также Венген (в него вообще можно добраться только на поезде), Бетмеральп и Ридеральп. Если же совершенно не хочется тащить за собой чехол с лыжами и чемодан впридачу, можно поручить сделать это за вас швейцарским железным дорогам - услуга Fly Rail позволяет сделать так, чтобы ваш багаж приехал к месту назначения без вас, прямо из аэропорта, вам даже не придется ждать свой багаж. Это особенно удобно, если по дороге на курорт (или обратно) вы собираетесь провести день-другой в швейцарских городах. Детали и правила доставки можно уточнить на сайте sbb.ch .


Полезное:
Swiss Pass (действует на всех видах транспорта по всей стране без ограничений): € 222 на 4 дня (2 класс). Дети до 16 лет путешествуют с одним из родителей бесплатно (при наличии у родителя проездного билета). Также есть билеты со скидками для молодежи, на фиксированное количество дней (Swiss Flexi Pass). Для поездки только от аэропорта до курорта и обратно имеет смысл приобрести Swiss Transfer Ticket (продается только за пределами Швейцарии, у туроператоров и турагентств, либо его можно заранее заказать с доставкой на сайте sbb.ch): от €108 (2 класс, билет в обе стороны).

Панорамные маршруты:

Glacier Express ("Ледниковый Экспресс")
Маршрут: Церматт - Бриг - Андерматт - Кур - Давос/Санкт-Мориц
Время в пути: 7,5 ч. Выполняется в течение всего года. Зимнее расписание действует с 9 декабря по 8 мая. Путешествие проходит по 291 мосту, через 91 тоннель и перевал Оберальп на высоте 2033 м.

Предварительное бронирование мест в вагоне " Glacier Express" обязательно и подразумевает доплату в 13 CHF зимой, 33 CHF - летом. Расписание и цены:

Golden Pass ("Золотой перевал")
Маршрут: Люцерн - перевал Брюниг - Интерлакен - Цвайзимен - Монтре (/Женева)
Время в пути: 5,5 ч. Выполняется круглый год.

Два языка, три мира, шесть озер, один маршрут - всё это "Золотой перевал". Маршрут соединяет между собой Центральную Швейцарию и Женевское озеро. Поезд отправляется в путь из исторического Люцерна через перевал Брюниг вдоль озера Бриенц в Интерлакен, затем через к виноградникам Лаво.

Между Монтре и Цвайзимменом курсирует поезд "Золотой Перевал Классик" (Golden Pass Classic) с вагонами, стилизованными под знаменитый "Восточный Экспресс".
Рекомендуется бронирование мест.

Bernina Express ("Экспресс Бернина")
Маршрут : Кур - Санкт-Мориц - перевал Бернина - Поскьяво - Тирано (- Лугано)
Время в пути: 4 часа. Выполняется круглый год.

Этот маршрут соединяет Кур (кантон Граубюнден) с Тирано. Общая протяженность маршрута - 145 км. Поезд поднимается на перевал Бернина, на высоту 2253 метра, пересекает 196 мостов и проходит через 55 туннелей. Из Тирано (Италия) можно продожить маршрут на современном автобусе через Велтлин до Лугано (только летом).
Бронирование мест в поезде и автобусе обязательно.

Swiss Chocolate Train ("Швейцарский шоколадный поезд")
Маршрут: Монтре - Грюйер - Брок и обратно
Время в пути: 8 часов. Выполняется с мая по октябрь.

Швейцарский шоколадный поезд - это совместный проект компаний GoldenPass Services и Cailler-Nestle. Отправляясь в путь в вагоне "Belle Epoque" или современном панорамном вагоне, можно увидеть живописные террасы виноградников над Монтрё и средневековый городок Грюйер, родину знаменитого сыра. После экскурсии поезд идет в Брок, где расположена знаменитая фабрика швейцарского молочного шоколада. В стоимость включены следующие услуги:
. бронирование места
кофе и круассаны в поезде
автобус от вокзала в Грюйере в деревушку и обратно
посещение замка Грюйер
посещение сырной фабрики в Грюйере
видео-презентация, посещение производства и дегустация на кондитерской фабрике Nestle

Расписание: май, июнь, сентябрь и октябрь: по понедельника, средам и четвергам, июль-август: ежедневно. Отправление из Монтрё в 9.12, возвращение в Монтрё - 17:40. Цена: CHF 99.- для взрослых, CHF 69.- для детей и обладателей дисконтной карты.

Wilhelm Tell Express Экспресс "Вильгельм Телль"
Маршрут: Люцерн - Люцернское озеро - Флюелен - Сен-Готтард - Беллинзона - Локарно/Лугано
Время в пути: 5 часов. Выполняется круглый год.

Скорость - это не то, чего следует ожидать от Экспресса "Вильгельм Телль". Маршрут начинается в Люцерне, на борту исторического двухпалубного колесного парохода, такого же, как и сто с лишним лет назад. После этого можно пересесть на панорамный поезд для продолжения путешествия в Локарно, Тичино - итальянскую часть страны. Дорога в этот кантон идет через знаменитый перевал Сен-Готтард.
Бронирование мест обязательно.

Где купить билеты на швейцарские поезда?
Проездные билеты Швейцарской системы путешествий можно купить у аккредитованных туроператоров в России. Их полный список: , цены на билеты не отличаются от швейцарских. Некоторые виды билетов, в частности, Swiss Tranfer Ticket, можно купить только за пределами Швейцарии.

Билеты на разовые поездки и некоторые виды проездных можно заказать заранее через Интернет: sbb.ch .

Выбрать подходящий вид проездного билета можно при помощи сервиса

Активный любитель путешествовать Лёвик , родившийся в Москве, но переехавший жить в Нью-Йорк, рассказывает о своей романтичной любви к железным дорогам:

Сегодня поговорим о поездах в Швейцарии. Я большой фанат железных дорог, для меня вокзалы, перроны и локомотивы с детства складываются в романтику путешествия, которую не способен воспроизвести никакой авиатранспорт. Иногда из-за этой романтики я пускаюсь на странные авантюры - например, было дело я потрясся всю ночь в старом азиатском вагоне вместо получасового перелета. Но кататься на швейцарских поездах - одно удовольствие, это быстро, красиво и удобно.

А главное - это почти всегда по расписанию, в отличие от соседней Германии, чьи железные дороги меня разочаровали .

За мной можно заметить постоянное нездоровое восхищение японской железнодорожной системой. Я до сих пор считаю, что в вопросе рельсового транспорта японцы впереди планеты всей, однако швейцарцы от них не так сильно отстали.

(Всего 48 фото)

Вся страна тщательно покрыта паутиной железнодорожных путей:


На этой карте желтые линии обозначают автобусные маршруты. А красным отмечены железные дороги. Большинство поездов в стране принадлежат государственной ж/д компании с красивым именем SBB CFF FFS.


SBB CFF FFS - девять согласных букв, которые можно встретить по всей стране. Это сокращение названия, означающего «Швейцарские федеральные железные дороги», на трех главных государственных языках: немецком, французском и итальянском. Каждые три буквы представляют собой аббревиатуру одних и тех же слов на отдельном языке. (Четвертый официальный язык страны, романшский, в официальном названии не используется, иначе к надписям пришлось бы добавить еще VFS.)


Все надписи по системе тоже дублируются на трех главных языках, а еще на английском. Так что можно не бояться что-то не понять и проворонить. Популярные города тоже объявляются в том числе и на английском.


Если у швейцарских поездов и есть хоть какой-то недостаток, то это их дороговизна. Билет между не столь далекими городами может стоить около 50 долларов. Надо проехать через всю страну? Это уже будет 100 долларов или дороже.


К счастью для нас, туристов, в стране есть железнодорожный (и не только) абонемент, называется Swiss Travel Pass. Он продается на 3, 4, 8 и 15 дней и покрывает поездки на большинстве транспорта по всей Швейцарии. Его можно купить в первый или во второй класс. Взрослый абонемент второго класса стоит от 216 франков (за три дня) до 458 (15 дней). Как видите, он становится более выгодным, если брать его на более долгий срок. Абонемент можно купить в железнодорожных кассах (включая аэропорты Цюриха и Женевы), он дает право бесплатного проезда на поездах, городских системах общественного транспорта.


Короче, если вы планируете поездку, в которой надо будет немало передвигаться по стране, советую вам приобрести этот абонемент. Он не то чтоб дешевый, но в итоге выходит дешевле, чем отдельно взятые билеты. Плюс вы еще и кучу времени сэкономите, так как не надо будет каждый раз стоять в очередях в кассы, а можно спокойно прыгнуть в следующий поезд в нужном направлении.

Все маршруты поездов есть в гугл-картах, так что найти поезд до нужной станции не составит труда. Еще компания SBB CFF FFS выпустила отдельные приложения для телефонов, которые тоже позволяют планировать маршрут (есть версии для Android и для iOS).

Исключением из этого абонемента являются различного рода подъемники на вершины гор. На них нужно покупать билеты, однако держатели Swiss Travel Pass получают скидку в 50%. Высокогорный трамвайчик в Церматте и гондолы в чудесной долине Лаутербруннен входят в эту категорию транспорта.

Главное, если вы купили Travel Pass второго класса, не перепутать, и не сесть по ошибке в первый. Классы различать несложно: на каждом вагоне у входа написана белая цифра «1» или «2».


Как и у соседей-немцев, в Швейцарии большинство междугородних поездов двухэтажные. Красно-белая гамма - фирменный стиль для составов, принадлежащих SBB CFF FFS.


Я в первом классе не ездил и вам не советую - без соответствующего билета. И вообще без билета здесь лучше не кататься - почти в каждой поездке за неделю мне попадался контролер, который внимательно проверял все билеты. Здесь активно борются с зайцами.


Столик раскладывается, чтобы было удобно садиться и вставать, но при желании можно увеличить его площадь, чтобы поставить ноутбук.


Даже в вагонах второго класса есть возможность подзарядиться, правда, тут розетки не расположены на остроумный швейцарский лад.


Вообще, что очень радует в этих поездах, это разнообразие конфигураций сидений. Швейцарцы понимают, что у разных пассажиров есть разные потребности. Кто-то хочет тихо работать, кто-то - смотреть в окно в одиночестве, а кто-то - общаться дружной компанией. В швейцарских поездах для всех этих людей найдется свое место. Вот, например, на фото - часть вагона, подходящая для больших тусовок (это тоже 2-й класс).


Я не раз наблюдал, как такую занимали веселые группы подростков, которые, кстати, спокойно разъезжают из одного города в другой без присмотра взрослых. Этим ребятам на вид было лет 13.


Для пассажиров помоложе в поездах есть специальные игровые зоны. Родители могут отвести туда своих детей, чтобы тем не было скучно во время долгих поездок. Это хорошо для всех: ребенку весело, родителям не надо выдумывать, чем бы его занять, а пассажирам в остальных вагонах спокойно.


Давайте немного посмотрим на вокзалы и станции, ведь они тоже сильно влияют на общее ощущение от железнодорожной системы. На фото главный вокзал Цюриха - огромное здание с высокими сводами, под которыми вывешивают работы скульпторов. Здесь еще несколько подземных уровней.


Вокзал настолько огромен, что в его здании иногда располагается рынок. Фермеры со всей Европы устанавливают прямо на вокзале шатры и привозят свой товар на продажу.


Вот фрукты-овощи продает не какая-нибудь бабулька с газеты, а представитель фермерской группы BioLand. Все это выглядело так аппетитно, что я не сдержался и купил у него свежих ягод.


А это уже вокзал в Берне (да-да, в том самом, где пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку). Изящно закругляющиеся навесы над эскалаторами к платформам сделаны из дерева. Выглядит очень здорово.


На платформах висят мониторы, показывающие, когда и куда прибудет следующий поезд, где он остановится на платформе и где будут расположены вагоны первого и второго класса, а где - ресторан.


Даже на самых небольших полустанках есть башенка с часами. Правильное время тут очень важная вещь, так как вся железнодорожная система страны отлажена, словно точный часовой механизм. Расписание поездов рассчитано так, чтобы большинство пересадок длилось не более десяти минут (часто бывает и пять!). При этом учитывается то, на какую платформу приходят оба поезда, чтобы дать пассажирам шанс успеть дойти нормальным (но не расслабленным!) шагом от одного состава до другого. В редких случаях, когда случаются незначительные задержки, поезд, на который вы хотите пересесть, тоже подождет пару минут.


А вот для железнодорожных платформ компания заказала специальную модель часов. Этот механизм и дизайн разработал швейцарский инженер Ганс Хильфикер в 1944 году. Да, вы не ослышались. Во всем мире война шла, а нейтральные швейцарцы совершенствовали железнодорожные часы. (С другой стороны, почему бы и нет, если в СССР могли в 1942-м думать о новой букве алфавита.) Короче, швейцарские ж/д часы стали с тех пор национальным символом и примером хорошего лаконичного дизайна. Их даже выставляют у нас в Нью-Йорке в MoMA.


Оказывается, эти часы настолько известны, что их решила позаимствовать компания Apple, когда модернизировала стиль своей прошивки айфонов. В шестой версии iOS, вышедшей в 2012 году, иконка часов была подозрительно похожей на швейцарский дизайн, вплоть до кружка на конце красной секундной стрелки. Швейцарцы подали иск на мирового производителя гаджетов, правда, до суда дело не дошло. Apple заключила соглашение, позволяющее ей использовать этот дизайн. Точная сумма сделки неизвестна, но аналитики считают, что швейцарцы получили порядка 20 миллионов франков.

Кстати, фишка этих часов не только во внешнем виде. Механизм тоже имеет интересную и неочевидную особенность: в конце каждой минуты секундная стрелка немного задерживается, чтобы синхронизироваться со всеми остальными часами на станции. Таким образом, все часы на вокзале всегда показывают в точности одинаковое время.


Да, швейцарские поезда удобны и ходят по расписанию, однако это то, что мы ожидаем от всех нормальных поездов (к сожалению, это не всегда так работает). Но вот в чем они превосходят ожидания, так это в красоте пейзажей за окном. Сидя в вагоне у окошка, вы можете наблюдать, как мимо вас проносятся зеленые холмы, высокие горы, голубые озера и маленькие городки с остроконечными церквушками.

Швейцария - страна железнодорожная. Практически в любой населенный пункт можно добраться на поезде, городской электричке, по зубчатой железной дороге или рельсовыми фуникулерами. Я не буду рассказывать про федеральные железные дороги, так как в поездке пользоваться ими мне не пришлось, а вот самые интересные локальные железнодорожные маршруты мы использовали.

1. Знакомство с железнодорожной инфраструктурой началось с узкоколейной железной дороги Matterhorn Gotthard Bahn, а точнее с ее участком на тоннеле Фурка на высоте 1,564 м над уровнем моря, длинной 15.34 км. Особенность этого участка состоит в том, что специальные платформы перевозят автомобили, причем с пассажирами.

2. Покупаете билет, заезжаете на платформу и через 25 минут вы с другой стороны перевала. Быстро, удобно, безопасно. Выходить из машины во время движения запрещено!

3. А теперь самая крутая железная дорога в мире Pilatusbahn с максимальным градиентом 48% и средним градиентом 35%. Линия проходит от озера Люцерн, до конечной остановки вблизи вершины Pilatus на высоте 2 073 м. Первый паровоз поднял пассажиров 4 июня 1889, а 15 мая 1937 года на маршруте появились поезда на электрической тяге.

4. Подъем и спуск по маршруту Alpnachstad - Pilatus Kulm и обратно стоит 72 швейцарских франка, причем спуститься можно и в город Kriens используя фуникулер. Поездка с собачкой дополнительно обойдется вам в 14 франков.

5. В наших планах ночевка на высоте 2132 метра, поэтому наши "чумоданы" загружают в неиспользуемую заднюю кабину машиниста.

6. Поехали! Виды из окна покажу в другом репортаже, а сейчас только транспортные фото.

7. Дорога одноколейная, посредине маршрута место для разъезда со встречными поездами.

8. Вагон Pilatusbahn на подъезде к вершине.

9. Вокзал, он же Hotel Bellevue, он же ресторан для туристов. Само собой, все эти заведения находятся на разных этажах:).

10. Наш следующий маршрут начинается в коммуне Лаутербруннен, кантоне Берн. Поезд зубчатой железной дороги Wengernalpbahn открытой в 1893 году доставит нас в деревню Венген, чтобы оттуда мы совершим поездку по высочайшей железной дороге в Европе Jungfraubahn.

11. На фотографиях не видно, но уже темно, льет мелкий дождь, из окна поезда вообще ничего не было видно. Поэтому я еще вернусь к этой дороге позже, после поездки по Jungfraubahn.

12. "Ретро-поезда" тоже еще работают, но мы поедем вот на этом, который справа.

13. Чистые и современные поезда Wengernalpbahn.

14. Поезд на промежуточной станции Eismeer железной дороги Jungfraubahn. Стоянка поезда 5 минут, поэтому можно выйти и полюбоваться вечными льдами и величием скал. Интересно, что Гайер получил разрешение на строительство при условии предоставления доказательства, что разрежённый воздух высокогорья не нанесёт вреда здоровью рабочих, а позднее и пассажирам железной дороги. Поэтому 15 сентября 1894 года в три часа утра из Церматта на Брайтхорн в Пеннинских Альпах (кантон Вале) отправилась группа испытуемых. Семь человек в возрасте от 10 до 70 лет отнесли на носилках на высокогорное плато на высоту 3750 м, результат повторного обследования не обнаружил отрицательного воздействия прогулки на их здоровье, после чего разрешение было выдано.

15. Перепад высот 1400 метров, протяженность 9 км. Для любителей поблевать есть пакетики.

16. И снова Wengernalpbahn.

17. Билетик недорой, в пределах 5 франков, поездами пользуются не только туристы, но и местные жители.

18. Виды завораживают.

20. Встречаем ретро-поезд, который ходит 2 раза в день.

21. Красиво?

22. И вот, мы снова на вокзале Lauterbrunnen.

23. Поезд зубчатой железной дороги Berner Oberland Bahn.

24. Ну, и на последок железная дорога Montreux Vevey Riviera (MVR).

25. Особенность дороги в том, что поезд нужно останавливать с помощью кнопки на специальной колонке. Если этого не сделать, то он проходит мимо. Такая же кнопка есть и в вагоне.

26. Не могу сказать стоимость билетика на этот поезд, так как все отели в большинстве городов Швейцарии выдают гостям транспортные карты, в которые входит и проезд на городских электричках и фуникулерах. А в кантоне Женева даже и экспресс в аэропорт.

27. Часть вагона выделена под пассажиров первого класса.

28. Поднявшись на фуникулере Territet - Glion видим поезда железной дороги Montreux-Glion-Rochers de Naye (MGN). Прикольно, сзади поезда еще тележка для грузов.

29. И вот такой необычный девайс.

30. Поезд Швейцарских федеральных железных дорог SBB-CFF-FFS на вокзале в Vevey.

31. Кстати, на участках железных дорог мне попадались ну ооочень старые рельсы. Вот такой железнодорожный репортаж. Будет еще много интересного из Швейцарии, следите!

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Швейцария обладает самой густой железнодорожной сетью в Европе. Транспортное сообщение в этой стране функционирует идеально. Поезда бесперебойно следуют в разные населенные пункты, без сбоев и опозданий. Железные дороги Швейцарии вместе с водным и автомобильным транспортом образуют единую систему. Сеть имеет протяженность примерно 2300 км. Около 112 км железнодорожных путей приходится на 1000 кв. км.

Как функционирует ж/д транспорт

Расписание движения и маршруты скоординированы таким образом, что пассажиры, прибыв на вокзал, могут без промедления продолжить путешествие на автобусе. Между крупными населенными пунктами курсируют, в основном, поезда и автобусы.

Швейцарцы активно эксплуатируют железные дороги страны. Вместе с государственным транспортным предприятием SBB здесь имеются частные железные дороги. Железнодорожный транспорт является образцом функциональности и пунктуальности, несмотря на наличие ущелий и гор. В высокогорный районах расположены железнодорожные виадуки, которые выглядят очень живописно и привлекают внимание. В стране организовано множество панорамных маршрутов. Например, Ледниковый Экспресс, Золотой Перевал и др. Информацию о Ледниковом экспрессе можно получить на сайте www.glacierexpress.ch. Особенность железных дорог Швейцарии - обилие туннелей из-за горного рельефа. На официальном сайте SBB - www.sbb.ch можно посмотреть расписание движения поездов.

Железнодорожные билеты

Швейцарская система путешествий STS отлажена очень четко. Пользуясь услугами Swiss Travel System, турист может объездить всю страну по единственному проездному билету. Один проездной дает право пользоваться разными маршрутами, а это более 26 тысяч км. Проездные – это предпочтительные билеты для тех, кто намерен посмотреть Швейцарию с помощью общественного транспорта. Путешественник может пользоваться поездами, водным транспортом, автобусами, общественным городским транспортом, панорамными поездами. Подробные сведения об этом билете есть на сайте www.swisstravelsystem.ch.

Проездной билет Swiss Pass – это также и абонемент в музеи, которых в стране насчитывается более 450. Он дает право пользоваться со скидками услугами кабельных подъемников и горных железнодорожных путей. В швейцарских поездах используется градация на первый и второй классы. Пассажиры первого класса имеют более просторные места, что гарантирует больший комфорт во время поездки. Вагоны этой категории менее шумные. Они оборудованы особыми бизнес-зонами. Если пассажир планирует поездки в пределах города или кантона, то ему рекомендуется покупать проездной билет этого населенного пункта (кантона).