Не является принципом экологического права. Основные принципы экологического права

Принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые , принципы Общей и Особенной частей.
Общеправовые ( иначе их называют конституционными ) принципы
предусмотрены в Основном законе - Конституции РФ. Эти норма­тивные предписания обладают наивысшей юридической силой.
Исходя из принципа народовластия российский народ осущест­вляет свою власть в экологических правоотношениях непосред­ственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая ст. 3 Конституции РФ).
Согласно части первой ст. 3 Конституции РФ многонациональный
российский народ - единственный источник власти в России и
носитель суверенитета.
Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъя­тии земель под строительство каких-либо объектов обязаны ин­формировать граждан о предстоящем предоставлении земель, при этом учитывать их мнение посредством проведения местных рефе­рендумов, собраний, сходов, а также применения иных методов изучения общественного мнения.
Принцип гуманизма состоит в том, что отношения в области охраны окружающей среды, экологического благополучия стро­ятся с учетом интересов не только настоящих, но и будущих поколений людей. Приоритетными составляющими принципа являются следующие требования ".
недопустимость такого порядка использования объектов природы, который бы способствовал причинению вреда здоровью людей;
каждый субъект экологических правоотношений обязан осуще­ствлять свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать требований экологической безопасности.

Принцип законности предполагает точное и безусловное вы­полнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений.
Составляющие этого принципа :
всеобщность , то есть распространение нормативных предписа­ний на всех без исключения граждан и организации, которые выступают в качестве субъектов экологических правоотношений;
безусловность , то есть недопустимость отступления от требова­ний нормативных предписаний под предлогом каких-либо об­стоятельств, за исключением предусмотренных законом;
единство , что означает единообразное применение норматив­ных предписаний всеми субъектами экологических правоот­ношений в любом регионе России.

Соблюдению этого принципа способствует наличие специально уполномоченных для надзора за законностью органов (прокурату­ра), органов, осуществляющих правосудие (суды, арбитражные су­ды), принятие особых нормативно-правовых актов (материальных и процессуальных).
Принцип интернационализма объединяет в себе две составляю­щие: международную и национальную.
Международная составляющая принципа интернационализмав экологических правоотношениях предусматривает сотрудничество разных стран в области охраны окружающей среды (в частности, обеспечение свободного и беспрепятственного обмена научно­технической информацией по проблемам окружающей природ­ной среды и передовых природосберегающих технологий, по­мощь одного государства другому в чрезвычайных экологических ситуациях и т. д.).
Национальная составляющая как элемент принципа интернациона­лизма в экологических правоотношениях отражает внутригосудар­ственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в во­просах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в природо­пользовании и обеспечении экологической безопасности. Эти по­ложения закреплены в Основном законе (ст. 72 Конституции РФ).
О важности принципа интернационализма свидетельствует также значение международных договоров в деле охраны природной сре­ды. Согласно ст. 82 Закона "Об охране окружающей среды", если международным договором в области охраны окружающей при­родной среды, заключенным РФ, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены российским законодательством, то приме­нению подлежат правила международного договора. Таким обра­зом, международно-правовые нормы имеют приоритет перед на­циональными нормами.
Успех в деле охраны окружающей- природной среды невозможен без соблюдения на практике принципа единства прав и обя ­ занностей субъектов экологических правоотношений . Исходя из требований статей 42 и 58 Конституции РФ осуществление прав и свобод в области экологических правоотношений не­разрывно связано с выполнением гражданами своих обязанно­стей. Так, каждый имеет право на благоприятную окружаю­щую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуще­ству экологическим правонарушением (ст. 42). При этом каж­дый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Тесная связь между правами и обязанностями субъектов-при­родопользователей - характерный признак рассматриваемого при­нципа.
Ключевой составляющей принципа гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Консти­туции РФ). Должностные лица, виновные в предоставлении не­правдивых сведений, искажении соответствующей информации, несут административную и иную ответственность. Наряду с этим принцип гласности предполагает публичное освещение фактов применения ответственности за экологические правонарушения. Это требование имеет важнейшее профилактическое значение.

Экологическое право не только отрасль права, но и один из самых актуальных аспектов международно-правовых отношений, и даже государственно-политических. Это вполне оправдано, так как экологическая цивилизационная составляющая перспектив развития планеты, становится все более невыясненной.

Экологическо право - представляет собой самостоятельную и обособленную в которой содержатся нормы, правила и процедуры регулирования отношений в системе «человек - природа - человек». Структурно эта отрасль разделена на подотрасли, через которые происходит регулирование природопользования непосредственно в указанных сферах.

Основные права, как правило, возникают не на пустом месте и не в один момент. Для трансформации идей о необходимости в конкретные необходимы определенные условия, которые обеспечат такой переход. Среди них следует упомянуть необходимость возникновения интереса к этим проблемам на уровне государства, понимание специфики самого предмета правового регулирования, наличие источников и применение специфических мер санкционирования экологической деятельности.

Принципы экологического права всегда опосредованы его предметом. В экологическом праве под таковым понимается совокупность отношений в области использования объектов природы, имеющих исторический характер (исторически опосредованы) и имеют производственные свойства. Кроме того, при выделении предмета экологического права, надо понимать, что во всех экологических отношениях принципы экологического права выступают как государственные.

Исходя из сущности и структуры экологического права, в нем присутствуют как общеправовые принципы экологического права, так и отраслевые и специальные принципы экологического права.

К общеправовым принципам относятся те, которые детерминируют общую направленность и главные свойства всей отрасли в целом, а сами, являются опосредованными общеправовыми принципами государства. Вот некоторые из них: народовластие, демократизм, интернационализм, гуманизм, законность, равноправие и т.д.

Отраслевые принципы экологического права имеют специфику, определяемую характером тех отношений, которые они регулируют. В правовой науке их принято делить на две категории: те, которые относятся к общей части правовой отрасли и относящиеся к ее особенной части.

К общей части относятся принципы:

Собственности, утверждающий, что природные ресурсы являются исключительным неотчуждаемым достоянием всех народов.

Государственного управления отношениями в сфере природопользования, который предполагает главенство государственных интересов над ведомственными.

Целевого использования заключающийся в строгой предопределенности государством значимости объекта и условий его использования.

Рационального и эффективного использования объектов природопользования, заключающийся в получении большего экономического результата от природы за счет минимального нанесения ей урона.

Приоритета природоохранительных мероприятий, утверждающий, что все объекты, которые подвергались хозяйственной эксплуатации, подлежат восстановлению

Комплексного подхода, который подчеркивает обязательность учета взаимосвязи всех объектов природопользования и цельности природной среды.

устойчивости, утверждающий уверенность природопользователя в устойчивости экологического объекта, который он эксплуатирует.

Принцип платности утверждает платный характер землевладения и землепользования, реализуемого через налоги.

Принцип плановости утверждает плановый характер природопользования.

Принципы, относимые к особенной части (специальные), утверждают приоритеты природопользования в различных средах, например, недр, благоприятных условий существования животных и другие.

Все принципы, представляют собой систему экологического права, они развиваются в соответствии с изменением условий существования а также политическими, экономическими и социальными трансформациями.

Основные принципы экологического права.

Источники экологического законодательства.

Глава 3. Правовые методы регулирования природопользованием

В корне системы экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Социалистической республики, принятая 12 июня 1990 года, Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природноресурсного и природоохранительного законодательств. Основу природоохранительного законодательства составляет Закон ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ(2002 год), заменивший Закон Российской Федерации ʼʼОб охране окружающей природной средыʼʼ(1991 год), сменивший Закон ʼʼОб охране природы в РСФСРʼʼ(1960 год).

Основу природноресурсного законодательства составляют: Земельный кодекс, закон РФ ʼʼО недрахʼʼ, Водный кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

Конституция Российской Федерации;

Законы и кодексы в области охраны природы;

Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования;

Правительственные природоохранные акты министерств и ведомств;

Нормативные решения органов местного самоуправления

Сегодня экологическое законодательство Российской Федерации включает более 550 действующих документов, в т.ч. 45 законов, 5 Кодексов, 140 Постановлений правительства, Указы Президента и комплекс ведомственных нормативных актов. Большое количество нормативных документов принимается законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Все вместе они образуют сложную правовую систему экологического законодательства.

Принципы права (правовые принципы) - ϶ᴛᴏ выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закреплённые в нём закономерности общественной жизни. Правовые принципы выявляют содержание и идеи экологического права. Οʜᴎ делятся на общеправовые, характерные для права того или иного государства в целом, межотраслевые, к примеру уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и отраслевые.

Основные принципы экологического права заключаются в следующем:

Природные ресурсы – основа жизни и деятельности народа;

Рациональное использование природных ресурсов;

Учёт природных ресурсов;

Экоцентрическое развитие общества;

Контроль за использованием природных ресурсов;

Приоритетность экологических принципов во взаимоотношениях ʼʼобщество – природаʼʼ;

Экономическое стимулирование рационального природопользования;

Экологическое воспитание населœения;

Международное экологическое сотрудничество.

Некоторые перечисленные принципы одновременно являются экологическими функциями государства (экологическое воспитание, международное экологическое сотрудничество), функциями управления экологией (учёт, контроль), а также принципами права природопользования (рациональное и комплексное использование природных ресурсов).

Природные ресурсы – основа жизни и деятельности народа. Это означает, что водные, лесные, минœеральные и другие ресурсы, в чьём бы пользовании они не находились или чьей бы собственностью они не были, являются основой материального благополучия и условием жизни народа, проживающего на данной территории. Принцип рационального использования природных ресурсов – главный принцип экологического права. Он аккумулирует всœе другие принципы. В частности из него вытекают принципы учёта природных ресурсов, их состояния, использования и охраны, а также комплексности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Контроль за состоянием природных ресурсов позволяет осуществлять эффективную управленческую деятельность при их использовании на предприятиях. При этом возможно экономическое стимулирование регионального природопользования путём предоставления льготных кредитов, снижения налогов, выделœения средств из экологических фондов, поощрения предприятий.

Основные принципы экологического права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные принципы экологического права." 2017, 2018.

Всем принципам экологического права присущи следую-щие черты:

1. Объективная обусловленность. Правовой принцип только тогда можно признать верным, если он соответствует природе, истории и обще-ству. 2. Историческая обусловленность. С изменением государственной по-литики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования. Так, если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности госу-дарства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т. е. принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен. 3. Системность. Все принципы экологического права можно класси-фицировать на общеправовые, на принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы. Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России. 1. Принцип народовластия , предоставляющий возможность российско-му народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непос-редственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). 2. Принцип гуманизма , выражающийся в том, что отношения эколого-пользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей. 3. Принцип социальной справедливости , заключающийся в равноправии всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции); в праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции); в гарантии су-дебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции) и т. п. 4. Принцип законности , выражающийся в точном и безусловном вы-полнении всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений. 5. Принцип интернационализма , имеющий международную и нацио-нальную стороны. (международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 92 Закона об охране окружающей природной среды) и внутригосударственное сотрудниче-ство Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (пп. “в”, “д” ст. 72 Конституции РФ). 6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических пра-воотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ), выражающийся в том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. 11. Принцип гласности, предполагающий право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружаю-щей среды (ст. 42 Конституции РФ) 7. Принцип строго целевого использования природных объектов , обязыва-ющий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. В частности, не допуска-ется использование земель сельскохозяйственного назначения для несель-скохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом. 8. Принцип рационального и эффективного использования природных объ-ектов отражает экономическую сторону экологополь-зования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Принципы экологического права как отрасли права должны соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы. В силу этого им присущи следующие черты:

1. объективная обусловленность. Правовой принцип является верным, если он соответствует природе, истории и обществу;

2. историческая обусловленность. Принципы правового регулирования меняются с изменением государственной политики и государственного строя;

3. системность. Все принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части. Рассмотрим каждую группу принципов подробнее.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции РФ, поэтому они представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся следующие принципы. Принцип народовластия. Российский народ имеет возможность осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. З Конституции РФ). Многонациональный российский народ является единственным источником власти в России и носителем суверенитета (ч. 1 ст. З Конституции РФ). Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъятии земель под строительство каких-либо объектов обязаны информировать население о предстоящем предоставлении земель и выявлять мнение общественности на местных референдумах собраниях, сходах граждан и т.д.

Общественный экологический контроль является формой экологического контроля, действует наряду с государственным и производственным экоконтролем.

Принцип гуманизма. Отношения экологопользования строятся с учетом интересов не только современных людей, но и будущих поколений. Принцип социальной справедливости. Все граждане равны перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), государство гарантирует судебную защиту прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ), и т.п. Данный принцип обеспечивает каждому субъекту экологических правоотношений равноправное положение в экологопользовании.

Принцип законности. Субъекты экологических правоотношений должны точно и безусловно выполнять все нормативные предписания.

Принцип интернационализма. Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными. Так, если международным договором России в области охраны окружающей природной среды, заключенным с иным государством (государствами), установлены иные правила, чем это предусмотрено национальным законодательством, то применяются правила международного договора (ст. 82 Закона об охране окружающей среды). Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Он обеспечивается:



а) пресечением монопольных тенденций, возникающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов. Органы государственного антимонопольного комитета вправе осуществлять установленное законом вмешательство в деятельность предприятий природопользователей вплоть до их принудительного разделения и ликвидации;

б) защитой от незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий - экологопользователей. Предприятия могут взыскивать с органов управления и должностных лиц, виновных в принятии незаконных решений, ущемляющих права этих предприятий, полную сумму материального вреда, а также добиваться судебной отмены незаконных решений.

Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологопользователями своих прав и обязанностей. Законом об охране окружающей среды предусмотрен экологический механизм охраны окружающей среды, установлена платность за использование природных ресурсов, введены налоговые и иные льготы при внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий и т.д.

Принцип субъективного вменения. Эколого-правовая ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды).

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Осуществление прав и свобод неотделимо от Исполнения гражданами своих обязанностей. Каждь4й гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и т.д.
Принцип сочётания убеждения и принуждения. Меры дисциплинарной ответственности примёняются к отдельным лицам и в необходимых случаях (ст. 190 ГК РФ). При малозначительности административного проступка, совершенного в сфере экологопользования, нарушитель может быть освобожден от ответственности с устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ); при совершении преступления в сфере экологических отношений, не представляющего общественной опасности, в определенных в законе случаях виновный может быть освобожден от уголовной ответственности с передачей на поруки коллективу. Вместе с тем ни один виновный в совершении тяжелого экологического преступления (преступного посягательства и др.) не может уйти от ответственности.

Принцип гласности. Каждый проживающий на территории России имеет право на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ.

Принципы Общей части экологического права обусловлены спецификой регулируемого объекта - экологической системы страны, состоящей и совокупности природных объектов. В силу этого выделяются следующие принципы.

Принцип приоритета интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защиты прав отдельного человека: Тесно примыкает к первому принципу и является его обеспечительным правилом принцип примата общегосударственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды, устраняющей возобладание ведомственных интересов над общегосударственными. Принцип строгого целевого использования природных объектов обязывает использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов состоит в получении наибольшего эффекта от хозяйственной эксплуатации природных объектов с минимальными затратами и без нанесения экономического и экологического вреда. Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов направлен на защиту природных объектов от отрицательных последствий хозяйственной эксплуатации. Принцип комплексного подхода в экологопользовании выражается в необходимости учитывать все экосвязи используемого природного объекта с другими природными объектами и окружающей средой в целом. Принцип устойчивости экологопользования обусловлен потребностью в том, чтобы каждый экологопользователь был уверен в стабильности своего положения и мог производить все необходимые работы при эксплуатации природного объекта.

Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов. Принцип плановости экологопользования основан на том, что экологические отношения представляют собой одну из разновидностёй исторически обусловленных производственных отношений, осуществляемых в сфере народного хозяйства РФ.

Принципы Особенной части экологического права составляет определенные приоритеты в использовании тех или иных природных объектов. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Приоритет вод питьевого и бытового назначения. Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. Приоритет лесов защитного назначения. Приоритет существования животных в состоянии естественной свободы. Перечисленные принципы предоставляют собой микросхему экологического права. Они не являются чем-то раз и навсегда установленным: с изменением исторических условий и политических задач совокупность принципов может изменяться, дополняться новыми принципами.