Конституция рсфср 1925 года впервые отменила ограничения. История Российской Конституции

30 декабря 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании СССР. Решение о разработке первой союзной Конституции принял созданный этим съездом в январе 1923 г. ЦИК СССР. Окончательный вариант проекта Конституции был рассмотрен и утвержден на II сессии ЦИК СССР 6 июля 1924 г. Затем текст Конституции был представлен на утверждение Второго съезда Советов СССР, что и было сделано 31 января 1924 г.

Вхождение РСФСР в состав СССР и связанные с этим изменения в ее правовом статусе обусловили необходимость внесения изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. Однако впоследствии был разработан проект новой Конституции РСФСР, который был принят 11 мая 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г. прежде всего закрепила факт вхождения РСФСР в состав СССР и передачи ему полномочий, отнесенных к ведению органов СССР. В остальном вторая советская Конституция мало отличалась от первой Конституции РСФСР 1918 г. Российская республика была определена как социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

Конституция РСФСР 1925 г. провозглашала своей целью гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

В числе прав граждан РСФСР в Конституции были закреплены: свобода совести: передача средств печати в руки рабочего класса и крестьянства; право на собрания, митинги и шествия; свобода объединения; полное, всестороннее и бесплатное образование; защита социалистического Отечества; всеобщая воинская повинность; почетное право защищать революцию с оружием в руках гарантировалось только трудящимся; право свободного пользования родным языком в органах государственной власти.

Перечисленные права носили классовый характер. Конституция допускала возможность лишения отдельных лиц и даже групп населения прав, если они пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепляла возможность предоставления права убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за политическую деятельность или религиозные убеждения.

Высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов, который состоял из представителей Советов городов и городских поселений по расчету один делегат на 25 тыс. избирателей и представителей губернских и окружных съездов Советов по расчету один делегат на 125 тыс. населения. Всероссийский съезд Советов созывался ВЦИК РСФСР один раз в год. ВЦИК – верховный законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР. В период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти был избираемый ВЦИК Президиум. Президиум созывал ВЦИК на сессии.

Функции Правительства РСФСР выполнял Совет народных комиссаров.

Местными органами государственной власти были Советы депутатов в городах и селах, а также районные съезды Советов и их исполнительные комитеты.

Новеллой Конституции РСФСР 1925 г. в отличие от Конституции РСФСР 1918 г. было наличие главы об автономных советских социалистических республиках и областях, в которой определялся их правовой статус и характер отношений с федеральной властью.

Высшим органом государственной власти в пределах территории каждой автономной советской социалистической республики были съезды Советов республики, а в период между съездами – избираемый ими Центральный исполнительный комитет (ЦИК), права которого определялись конституцией каждой автономной советской социалистической республики. ЦИК автономных советских социалистических республик и областные исполнительные комитеты избирали из своей среды президиумы, которые в период между сессиями центральных или областных исполнительных комитетов являлись на территории данной республики или области высшим органом власти.

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции".

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван "измененным текстом Конституции".

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: "Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов". При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к, нормам Конституции 1918 года имеется и в ст. 51 Конституции 1925 года.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем.

1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась).

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена гл. 4 "Об автономных советских социалистических республиках и областях", в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

Конституции 1925 года предшествовала Конституция СССР 1924 года, которую составили краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Но преамбула весьма кратка и лишь провозглашает, что Декларация и Договор составляют Основной Закон (Конституцию) СССР.

Конституция 1925 создавалась в условиях той же эпохи - перехода от капитализма к социализму. Однако Конституция 1918 года создавалась в условиях, когда Советская власть ещё только укреплялась, когда развертывалась гражданская война, а Конституция 1925 года - в период, когда Советская Россия уже окрепла, восстановила разрушенное войной хозяйство. За прошедшие годы некоторые положения прежнего Основного закона устарели и требовали кодификации. Вот поэтому частными изменениями Конституции 1918 г. Нельзя было ограничиться.

К работе над проектом новой Конституции были привлечены авторитетные государственные органы, видные деятели Советского государства и специалисты. Проект выработался в ходе творческих споров, которые носили конструктивный характер и были направлены на поиск лучших путей выражения правовой мысли. Всё это обеспечило высокое качество окончательного проекта и принятой на его основе Конституции.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов*(77). В значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании. Например, вместо прежних раздела первого, которым была "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", и раздела второго - Общие положения Конституции РСФСР - текст 1925 г. имеет один раздел I ("Общие положения"), представленный главой первой. В нем объявляется, что эта Конституция исходит из названной Декларации и из основных начал Конституции 1918 г. и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма (ст. 1).

Конституция объявляет (ст. 3), что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению органов Союза, согласно ст. 1 Конституции СССР.

Важно указать ту особенность Конституции РСФСР 1925 г., что она не копировала Основного закона СССР, а исходила как бы из "разделения труда" между законодательством Союза и республиканским законодательством.

Новая Конституция, как и прежняя, была Конституцией диктатуры пролетариата. Однако к 1925 г. Произошли заметные изменения в общественном устройстве республики, в государственном механизме, в форме её государственного единства.

Ко времени принятия Конституции в стране уходили в прошлое революционные эйфория и фразеология, упиравшие на передачу собственности и власти народу, и более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений. И это, конечно, отразилось на ряде конституционных положений. К примеру, во включенной в Конституцию 1918 года "Декларации" говорилось, что частная собственность на землю отменяется, весь земельный фонд объявляется "общенародным достоянием" и передается "трудящимся"; также объявлялись "национальным достоянием" леса, недра и воды общегосударственного значения и др. Конституция 1925 г. четко говорит о том, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют "собственность рабоче-крестьянского государства" на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).

Конституция РСФСР 1918 г. не определяла конкретных полномочий Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, ограничиваясь общими положениями. Поскольку РСФСР стала союзной республикой в составе СССР, понадобилось сказать подробнее о компетенции указанных органов. Поэтому в Конституции 1925 г. появился раздел II "О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета".

К исключительному ведению съезда она отнесла установление, дополнение и изменение Конституции РФ, окончательное утверждение конституций автономных республик.

Остальные правомочия были отнесены к ведению и съезда, и ВЦИКа, в том числе: общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР, установление плана народного хозяйства на территории РСФСР и бюджета РСФСР, налогов, сборов и неналоговых доходов, заключение внешних и внутренних займов РСФСР, утверждение кодексов РСФСР и др. Причем фактор вхождения в СССР становится весьма ощутимым: почти в каждом случае указано, что полномочие осуществляется этими российскими органами в соответствии с Конституцией и законодательством Союза ССР. Кроме того, в Конституцию была включена специальная ст. 19, гласившая о том, что по предметам компетенции Союза имеют обязательную силу на территории РСФСР постановления верховных органов СССР.

В разделе III "Об устройстве Советской власти" Конституция 1925 г. отразила уже известную нам систему органов РСФСР: съезд - ВЦИК - Президиум ВЦИК - СНК - народные комиссариаты. Новым здесь было включение уполномоченных общесоюзных наркоматов в Правительство республики. В свою очередь для народных комиссаров РСФСР Конституция определяла, что, подчиняясь высшим органам РСФСР, они осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (ст. 38). Тенденция к централизации выражалась и в том, что союзные объединенные наркоматы могли отменять акты соответствующих наркоматов РСФСР, правда, если те не основывались на точных предписаниях ВЦИК, его Президиума, СНК РСФСР (ст. 43).

По-новому решал Основной закон проблему классовых отношений. Если Конституция 1918 г. Ставила задачей установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, то в Конституции 1925 г. была выдвинута уже задача гарантировать диктатуру пролетариата. Союз с крестьянством получил конституционное закрепление. Можно отметить и другие формулировки в Конституции 1925 г., отражающие расширение базы пролетарской демократии. В некоторых случаях закон заменил формулировку "рабочий класс" словом "трудящиеся". Это касается, например, права на полное, всестороннее и бесплатное образование, которое предоставлялось всем трудящимся, а не только рабочим и беднейшим крестьянам равенство прав граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности; право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, в управлении общественной жизнью, а также обучения на родном языке в школе; свобода слова, собраний, союзов, свобода совести.

Труд и защита Отечества, как и в предыдущей Конституции, признавались обязанностью всех граждан. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных воинских обязанностей (ст. 10).

Новшеством Конституции 1925 г. стала глава 4 "Об автономных советских социалистических республиках и областях". Впрочем, это и понятно - они появлялись в РСФСР, начиная с 1919 г. Предусмотрено, что АССР имеют свои основные законы (конституции); они принимаются их съездами Советов, представляются на утверждение ВЦИК и вносятся на окончательное утверждение Всероссийского съезда Советов. Положения об автономных областях принимаются их съездами Советов и утверждаются ВЦИКом. В остальном Конституция закрепляет систему органов власти автономий. Для автономных республик она определяет возможность принятия законодательных актов их центральными исполнительными комитетами.

В Основном законе 1925 г. давалось четкое определение Российской республики как государства: "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Новая формулировка закрепляла тип Российского государства, классовую структуру социалистического общества, политическую основу РСФСР, федеративную форму государственного единства Российской республики.

Конституция 1925 г. сделала большой шаг в регламентации формы государственного единства РСФСР. Если в первой Советской Конституции вопросы федерации были только намечены, то теперь закон содержал специальную главу "Об автономных советских социалистических республиках и областях". Конституция 1925 г. четко определяла две такие формы - автономную республику и автономную область. В статье 2 фиксировалось, что Российская республика строится "на основе федерации национальных советских республик".

Правовое положение автономных образований было определено в основном в главе 4 Конституции РСФСР. Для автономных республик предусматривались их собственные Конституции, которые должны были утверждаться ВЦИК и окончательно Всероссийским съездом Советов. Требование представлять Конституции автономных республик на утверждение верховному органу РСФСР устраняло возможность ох несоответствия основному закону и предупреждало нарушения социалистической законности в области конституционного строительства.

Конституция РСФСР фиксировала правовое положение и другой формы советской автономии - автономные области. Статус автономных областей регулировался Положениями о них, которые должны были приниматься их съездами Советов и утверждаться ВЦИК. Несмотря на различия в правовом положении двух форм советской автономии, они обе обеспечивали свободное развитие национальностей и служило решению национального вопроса.

Таким образом, Конституция РСФСР 1925 г. закрепила основные институты советского общественного и государственного строя, сохранившиеся на весь переходный период от капитализма к социализму период. Как и ее предшественница, конституция РСФСР 1925 г. фиксировала советскую форму и федеративную организацию государственного единства Российской республики. Получила дальнейшее развитие идея советской федерации и особенно одной из ее форм - государство с автономными образованиями. В ней также отражена система органов власти и управления, свойственная эпохе диктатуры пролетариата.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Любой конституции (независимо от социальной системы) свойственны следующие пять функций: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая и юридическая.4 В отношении Конституции РСФСР 1925 г. можно говорить о наличии лишь трех из пяти проявлений ее назначения - учредительной, организаторской и юридической. Суть учредительной функции применительно ко второй Российской Конституции состояла в том, что конституция, появившаяся в результате коренных изменений в жизни российского общества, особенностей национально-государственного строительства в РСФСР, становилась политико-правовой основой развития социума, создавая предпосылки для новых общественных отношений. Эти отношения, созревшие в обществе, не могут развиваться без необходимой правовой базы, которая возникает только с принятием новой конституции. В то же время особенность учредительной функции состоит в том, что она становится политико-правовой основой развития общества с позиций тех, кто в данный исторический отрезок времени находится у власти, в отношении социальной структуры общества, форм автономных образований, конкретных государственно-правовых институтов и т. д.

18. Конституция РСФСР 1937 г. Причины принятия, особенности структуры и содержания. Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Она сохранила свою классовую сущность, о чём упоминалось в ст.2. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия: в ст.127 говорилось о равноправии граждан «независимо от их национальности и расы».

Впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, было закреплено право на труд. Гарантировались и политические права «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

За коммунистической партией (ВКП(б)) закреплялась руководящая роль. Норма о партии была введена в Конституцию впервые. В ст.126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующей статье Конституции РСФСР 1937 г. устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоёв трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Это была Конституция победившего социализма. В ней закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

По своей юридической форме Конституция приобрела более совершенный вид. В ней чётко были выделены основные государственно-правовые институты, систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

В Конституции были более развёрнуто закреплены принципы вхождения РСФСР в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР.

Значительно полнее, чем в прежних конституциях, было отражено собственное федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

19. Конституция 1978 г. Причины принятия, особенности структуры и содержания. Изменения, внесенные в Конституцию РСФСР 1978 г. Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

В Конституции сохранялась классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки её были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование. Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г., Конституция 1978 г. стала значительно более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм. Всё это свидетельствовало о более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов. Конституция 1978 г. впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

20. Конституционные реформы в России 1988 – 1992 гг. Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания. В российских условиях реформа имеет задачей становление и развитие основ, норм и практики конституционализма, новой системы Конституции и отрасли конституционного права.

К особенностям конституционной реформы можно отнести:

2. Закрепляемые и осуществляемые нововведения направлены на обеспечение развития общества. Конституционная реформа выступает как проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу.

3. Конституционная реформа призвана иметь характер поэтапного процесса, противостоящего революционному и радикальному слому институтов и норм преобразуемого строя. Она не уничтожает положительных ценностей существующей социальной системы, но серьезно преобразует и совершенствует как структуру в целом, так и отдельные институты.

4. По масштабу действия различают полные и частичные реформы. В первом случае речь идет не о простом усовершенствовании законодательства, а о качественном развитии правовых органов.

21. Разработка и принятие Конституции России 1993 года. Концептуальные особенности К - это юр. и полит. сущностные отличия К. 93г. от прежних К. с одной стороны и сходство ее осн. положений с К. современных развитых дем. гос-в.

Конс-ция 1978 г. стала входить в острое противоречие с процессами перестройки.Был учрежден новый высший орган гос.власти - Съезд народных депутатов. К искл. ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конс-ции РСФСР, внесение в нее изм-ний и доп-ний. Гос-во стало называться РФ, был введен пост Президента.В текст Конс-ции была инкорпорирована Деклара­ция П и С чел-ка и гр-на РФ. Открылись возможности для создания пол. партий и общ. объединений.Над Верховным Советом стоял Съезд. Согласно Конс-ции Президент был наделен немалыми правами. Назна­чения главы Прав-ва и ряда министров осущ-­лись Президентом с согласия Верховного Совета. Не до­пускались роспуск или приостановление Президентом дея­т-сти Съезда и Верховного Совета. Юр. несовершенство механизма гос.власти сказывалось тем, что в стране усилилась острая поляризация политических сил. В самом парла­менте борьба двух тенденций - реформаторской и оппози­ционной - постоянно порождала осложнения и кризисы. Когда началась радикальная экон.реформа (начало 1992 г.), Верх. Совет и особенно Съезд систематически противостояли деят-ности Президента. Антипрезидентские силы готовились к использова­нию ст. 121, к-рая предусм. отрешение Прези­дента от должности. Началось резкое обострение отношений Президента с Верховным Советом. Такое развитие событий ясно указывало на то, что несовершенство Конс-ции постоянно приводит к кризи­сам, но не содержит способов их преодоления, более того, подталкивает полит. силы не к конст-ным, а к силовым методам разрешения противоречий, что таило опасность гражданской войны.

Порядок принятия Конституции Российской Федерации определялся Указом Президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1992 г.

Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, т. е. его исходные начала, на основе которых осуществлялось голосование. Принципы устанавливали, как и каким путем должно было проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не мог быть субъектом голосования. В частности, в соответствии со ст. 2 Положения всенародное голосование объявлялось всеобщим и равным, проводилось путем тайного голосования. Правом участия в нем наделены все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору. Вторая группа охватывает нормы права, которые наполняют указанные принципы конкретным содержанием, устанавливают порядок проведения всенародного голосования.

Систему избирательных комиссий, на которых были возложены функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.

Участковые избирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием, определяли его результаты по участку и сообщали сведения в окружную избирательную комиссию.

По итогам всенародного голосования участковые избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывалось общее число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов и т. д.

Окружные избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывались те же сведения, что и в протоколе участковых избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия производила подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования на всей территории Российской Федерации и официально его опубликовала.

22. Структура и основные особенности содержания Конституции РФ 1993 года. Структура К-и – принятый в ней порядок, посредством кот.устанавливаются определ.система группировки однородных конст.норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Последовательность расположения в к-и соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов:учет взаимосвязи этих норм др.с др.,первичность и производность их др.от др.,определ.концепции,заложенные в к-и. К 1993г. состоит из преамбулы и 2 разделов. Раздел 1-ый содержит собственно к-цию и состоит из 9 глав. 2-ой раздел именуется «заключительные и переходные полож-я». Структура действ.К-и РФ существенно отличается от структуры предшествовавш.к-и.В структуре к-и отражаются те концептуальные идеи,на кот.она основана: 1) 1-ый раздел назыв. «основы конст.строя Росии»;2) зафиксирован переход на парламентскую систему; 3) окрывает перечень глав об органах гос.вл.глава о Президенте РФ.В этом проявл.статус През-та как главы гос-ва;4) послед-но и четко проведен пр-п разделения властей. Логично располагаются главы о Фед.Собрании,Прав-ве,суд.власти;5) закреплены нов.начала федерат. устр-ва,определяющие статус суб-тов РФ,пр-пы разграничения полномочий;6)отсутствует раздел о гос.плане эк.и соц.развития России; 7) название главы «П и С чел-ка и гр-на» показывает самоценность личности как таковой,без увязки ее статуса непосредственно с гос-вом. В разделе 2-ом К РФ закрепляются полож-я о введении нов.К-и в действие, фиксируются прекращение действия прежней к-и,соотношение К-и и Федерат.дог-ра,порядок применения з-нов и иных НПА, действовав.до встепления в силу наст.К-и,основания на кот.продолжают действовать ранее образованные органы.

Особенности:

Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, ~ закреплены за ним в конституции.

Текст К. 93 г. деидеологизирован, а в опред. смасле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К.

Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемость осн. прав и свобод чел.)

К. по новому формулирует форму гос. устройсва России - это федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-териториального, и териториального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава.

Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий).

Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д, исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом.

К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере.

К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел.

Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития.

23. Функции конституций в современном мире. В науке КП принято выделять юр.,пол., идеологическую, правовую, гумманистическую, учредительную, организационную ф-ции к-ции. 1).Юр-я ф-ция заключ.в том, что к-ция явл.основным источником права, содержащим исходные начала для всей прав.системы. 2)Пол.ф-ия состоит в том, что К устанавл.основы организации гос.власти, основы взаимоотношений гос-ва «личности, определяет принципы функционирования пол.системы в целом. Она заключ.в признании и закрепл-и полит. многообразия,многопарт-ти,идеологич.плюрализма.К не допускает вмешвт-ва обществ.объединений в деят-ть органов гос-ва и тем более создание полит.организаций в их структурных подразделениях.В свою очередь и гос.органы не д.вмеш-ся в деят-ть общ.формиров-ний. 3)Идеолог.ф-ция проявляется в способности К оказывать влияние на дух.жизнь общ-ва путем распространения и утверждения опред.пол.и пр.идей, представлений и ценностей. 4)Прав.ф-ция заключ.в том,что К выступает ядром прав.ситстемы общ-ва,учрежд.основополаг.прав.полож-я,авляющиеся исходными и определяющими для разл.отраслей права.К-ция как бы стягивает действие законод-ва в единую целостную систему,придавая ему согласованный хар-р. 5)Гуманистическая ф-ция состоит в том,что в К-и воплощены общечелов. ценности,закреплены П и С,характерные для цивилизован.общ-ва,объявл-ся составной частью прав.системы гос-ва общепризнан.пр-пы и нормы межд.права и межд.дог-ры РФ.6)Учридительная ф-ция. 7) Организационная ф-ция: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К.

24. Юридические свойства конституции.

Юр.св-ва К-ции - это признаки, позволяющ.отличить ее от актов текущего закон-ва. К юр.св-вам К-ции относятся: учредит.хар-р. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего закон-ва, реальность, программность. 1. Учред.хар-р К проявл.в том, что ее нормы закрепляют основы гос.и обществ.устр-ва, учреждают важнейшие гос.институты, через кот.реализуется гос.власть, пр-пы их создания и деят-ти. Кроме того, конст.нормы устанавливают порядок создания всех действующих в гос-ве пр.норм их иерархию в пр.системе. 2. Легитимность К.(она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом гос-ва – парл-м или же органом, спец.созданным для принятия к-ции, - учред.собранием), кот. принадлежит вся полнота гос.вл. 3. Верхов-во КРФ означает ее приоритетное полож-е в системе НПА, действующих на тер-и РФ. Верхов-во КРФ проявл-ся не только по отнош-ю к закон-ву, кот.будет принято в будущем, но и к закон-ву, принятому до вступления КРФ в силу. Верх-во КРФ обеспеч-ся особым порядком ее принятия и изменения; приданием конст.нормам высшей юр.силы; повышенной пр.защитой конст.предписаний. 4. Стабильность К-и - важнейшее условие режима зак-ти, устойчивости всей пр.системы и организации гос.вл., определенности отнош-й м/у личностью и гос-вом. Стабильность К зависит от многих факторов (от расклада соц.-пол.сил, действующих на пол.арене страны, от уровня пол.и пр.культуры гр-н, от совершенства полож-й самой К-и и др.). Гарантией стабильности КРФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конст.поправок. 5. КРФ имеет прямое действие: нормы КРФ явл.непосредственно действующими, т.е. для их осуществления не требуется в кач-ве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующ.отраслевых пр.норм. Многие нормы КРФ, в силу высокого уровня обобщенности пр.регулирования, нуждаются в дополнит. регламентации путем принятия актов текущего закон-ва. 6. Реал-ть К: соответствие конст. предписаний складывающимся в действ-ти обществ.отнош-м.Т.е.к-я д.отражать достигнутую ступень развития общ.отнош-й в пол., эк., соц.сферах, в противном случае она будет фиктивной. 7. К явл.юр.базой текущего закон-ва. Данное св-во К проявл.в том, что конст.нормы служат отправной точкой для всех отраслей рос.права. 8. Программность К:сформулированные в ней нормы-пр-пы, нормы-цели определяют осн.направления, цели и задачи дальнейшего развития общ-ва и гос-ва.

25. Прямое и опосредованное действие конституции.

Конст-ция - это фундамент КП, а след., только часть его. Каждая норма Конст-ции обрастает др. нормами из различных источников, чтобы конст-ные положения не растворились в море КП и не потеряли свой приоритет опред. нормам конст-ции или всей конст-ции законодатель придает статуе прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному S требовать защиты своих прав в суд.порядке, ссылаясь только на конституц-ную формулировку. Такое прямое действие конст-ции наибо­лее важно для защиты П и С гр-н. В России о непосредственном действии П и С чел-­ка и гр-на говорится в ст.18 К РФ, а о прямом действии К РФ - в ч. 1 ст. 15. Прямое и непосредственное действие фактически пре­дусм. и в др. нормах К РФ (н-р, не требует никакого доп. разъяснения или доп-нения норма К РФ о том, что Президент РФ вносит законопроекты в ГосДуму. В др.случаях, однако, для применения конст-­ной нормы требуется принятие ФЗ или ФКЗ. ВС РФ постановлением от 1995 г. разъяснил судам, что при рассм.дел следует оцени­вать содержание з-на или иного НПА и во всех необходимых случаях применять К РФ в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, при­меняет непосредственно К РФ: 1) когда закрепленные нормой К РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют доп.регла­ментации и не содержат указания на возможность ее при­менения при условии принятия ФЗ, регу­лирующего П и С, обязанности чел-ка и гр-на и др. положения; 2) когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу К РФ, противоречит ей; 3) когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу К РФ, находится в противоречии с соотв. положения­ми К РФ; 4) когда з-н либо иной НПА, при­нятый S РФ по предметам совместного ведения РФ и S-тов РФ, противоречит К РФ, а ФЗ, к-рый должен регулиро­вать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. Прямое действие конст-ции означ: Конст-ция опр.смысл и содержание з-нов, деят-сти законод.власти; непосредственно обязывает суд ссылаться в решениях на статьи Конс-ции; возможность для гр-н и их объед-ний обращаться в суд за защитой своих прав, устан. в Конст-ции; Конс-ция опр.применение з-нов в работе исполн. власти.

26. Порядок изменений и пересмотра действующей Конституции России.

К-ция - акт долговременного действия. Ее важнейшим св-вом явл.стабильность. Юр.гарантией стаб-ти рос.К-и служит особый порядок ее пересмотра и принятия конст.поправок, предусмотренный гл. 9 КРФ. Предложения о поправках и пересмотре полож-й К.РФ, согласно КРФ, м.вносить През-т РФ, Совет Фед-и, Гос.Дума, Прав-во РФ, законодательные (представительные) органы суб-тов Фед-и, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Фед-и или депутатов Гос.Думы. Т.о., круг суб-тов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую К. или принятия нов.К-и не совпадает (ограничен) с кругом суб-тов права законод. инициативы. В КРФ установлен разл.порядок пересмотра. Полож-я гл. 1 «Основы конст.строя», гл. 2 «П и С чел-ка и гр-на», гл. 9 «Конст.поправки и пересмотр К.» не м.б.пересмотрены Фед.Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Фед-и и депутатов Гос.Думы, то в соотв-и с ФКЗ созывается Конст.Собрание. Конст.Собрание либо подтверждает неизменность К.РФ, либо разрабатывает проект нов.КРФ, кот.принимается Конст.Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума КРФ считается принятой, если за нее проголосовало > половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие > половины избирателей. Поправки к гл. 3-8 КРФ принимаются в порядке, предусмотр.для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законод.власти не менее чем 2/3 с-тов РФ. Поправка к КРФ в ФЗ - любое изменение текста гл. 3-8 КРФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из полож-й указанных глав КРФ. Изменения вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нов.с-та РФ, об изменении конст-пр.статуса суб-та РФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города фед.значения, автономной области, автономного округа нов.наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 КРФ.

27. Действие конституции во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие конст-ции - фактическое влияние, возможность реализации конст-ции. Действие конс-ции во времени (с 26.12.1993): К РФ вступает в силу со дня ее офиц. опубликования по рез-там всенародного голосования (одновременно прекращается действие других конст-ций). Действие конс-ции в пространстве: конституция действует на всей территории РФ (суда в территориальных водах, дипломатические посольства). Действие по кругу лиц: гр-не РФ (на территории страны и за ее пределами), иностр. гр-не (без дипломатической неприкосновенности), ЛБГ. Факторы действия: 1)фактор действия экон. плана - свобода передвижения товаров, услуг и финансовых средств; 2) материальный фактор - частная собственность. 3) действие конс-ции обеспечивается ее реализацией.

28. Реализация Конституции: формы реализации, механизм осуществления основного закона.

Реализация конст-ции - целенаправленное действие компетентных S-товв по осуществлению основ гос-го и общ-го строя, П и С личности. Главным S-том реализации выступает полит. система (гос-во, полит. партии, депутаты и т.д.). Сферой реализации конст-ции явл. все стороны жизни общ-ва, и в этом процессе должны участвовать все S-ты права. Особенностью процесса реализации явл. то, что главным и активным его участником д.б. народ, а затем гос-во и его S-ты. Этапы применения констит-ных норм можно разделить на 4 формы: соблюдение, исполнение, использование, применение. Соблюдение - S-ты КП сообразуют свое поведение с запретами, налагаемыми конст-цией (пассивное поведение). Исполнение - активное действие S-та КП на выполнение поставленных конс-цией задач одним из перечисленных способов: 1)гр-не обязаны исполнять свои конст-ные обязанности; 2)гос-во обязано исполнять свои конст-ные обязанности перед гр-нами. 3)Использование - процесс осуществления конст-ных П и С. Применение - властное вмешательство S-та КП, направленное на устранение нарушений предписаний конст-ции (н-р., Президента РФ). Механизм реализации конст-ции - совокупность средств и методов, с помощью к-рых происходит осуществление конст-ции.

29. Толкование конституции: понятие, цели, виды толкования.

К РФ 1993 г. в отличие от предшествующих ввела институт толкования Конст-ции. Здесь речь идет об офи­ц-ном толк-нии, имеющем юр. силу и обяз-­ном для всех правоприменяющих субъектов. Цель толк-ния закл. в том, чтобы юр. точно опр., как понимать норму Конст-ции. Причины необходимости института офиц-го толк-ния.Конст-ция краткий НПА и вместе с тем предназначена для регулирования самой широкой сферы общ-ных отн-ний, Конст-ция не всегда может учесть неординарность возникаю­щих в жизни ситуаций, требующих решения на основе конст-ных норм. Конст-ция не свободна и от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное восприятие правоприменяющими S-тами, могущих иметь различный смысл. Это в опр. мере объясняется свойственной русскому языку многозначностью терминов, несовершенством законод. техники. Действующая К РФ закрепила ф-цию толк-ния Конст-ции за Кон.Судом. Это обусловлено тем, что Конст-ция была принята на референдуме и потому ее толкование должно осу­ществляться особым образом - путем квалиф-ной юр. экспертизы текста норм тем органом, к-рый осущест­вляет суд.власть путем конст-ного судопроиз-тва. Конст-ция четко опр., по чьей инициативе Кон. Суд может давать толк-ние Конст-ции. К органам, полномочным обращаться с запросами в Кон. Суд по этим вопросам, относятся Президент РФ, СФ, ГосДума, Прав-во РФ, орг. законод.власти S-тов РФ. Вопросы толк-ния Кон­ст-ции рассм. только на пленарных заседаниях Кон. Суда.Давая толк-ние констит-ных норм, Суд применяет самые различные методы толк-ния: логический, грамматичес­кий, системный, исторический и др. Запросов о толк-нии кон­стит-ных норм было множество. В отдельных случаях Кон. Суд отказывал в рассмотрении запроса. Кон.Суд дал толк-ние многих статей К РФ. Давая толк-ние Конс-ции, Кон.Суд не со­здает новых конст-ных норм. Он не явл.органом, при­нимающим новые правовые нормы. Суд путем сложного процесса глубокого проникновения в суть констит-ных норм, путем их системного анализа и др. приемов толк-ния выявляет смысл нормы, адекватный изна­чально заложенному в ее содержание.

30. Конституционный надзор и контроль: понятие, предмет, субъекты и формы осуществления в России и в мире. Конституционные и уставные суды в России. Юр.верховенство к-и предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют специализированные и неспециализиров. органы, кот. обязаны не допускать применение з-нов и др. актов, противоречащих к-и. Специализ. констит. надзор-важнейший способ защиты к-и юр. св-вами. Наряду с ним действуют и др. виды контроля: прокурорский надзор за законностью,роль през-та как гаранта к-и. Констит. контроль-это проверка уполномоченным гос. органом действий и реш-й суб-тов КП на предмет соответствия их К. Констит.котроль очень часто отождествляется с понятием констит. надзора. Цель: обеспечение верховенства и прямого дейсвия К. Задачи: 1.защита констит.гарантированных прав и свобод личности,2.обеспечение баланса м/у ветвями власти,кот.определен К. В РФ ф-ции констит. контроля и надзора возложены на КС РФ. КС – суд. орган констит. контроля, самостоятельно и независимо осуществл. суд. власть посредством констит. судопроизводства. В констит. контроле в пределах своей компетенции участвуют и др. органы –През-т,прав-во,законод.и исполнит.органы суб-тов фед-и,обычные суды,прокуратура. Виды констит.контроля: 1.По вр.существ-я: а)предварительный (до вступления в силу реш-я,касается межд.дог-ров,невступивш.в силу,проектов реш-й,кот. выносятся на референдум), б)последующий(после вступления в силу реш-я).2.по правовым последствиям: а)постановляющий(при нем выносится общеобяз.реш-е), б)консультативный (предполаг. вынесение рекоменд. реш-я, не имеющ. общеобяз. силы).3. по суб-там осуществления: а) контроль главы гос-ва - Пр-та (он вправе преостановить реш-я суб-тов РФ), б) органы суд.власти(общие и арбитр.суды РФ),КС, прокуратура.4.По объектам:а)контроль пр.норм, б)контроль инбивид.-пр.норм,в)контроль конституц-ти действий.5.по связан-ти с применением норм: а)абстрактный (не предполаг. никакой связи с применением нормы в жизнь), б) конкретный (предполаг., что проверка проходит с применением норм). 6.От оснований проверки: а) формальный (проверяется действие или реш-е с внешн.стороны, т.е.наличие у органа полномочий на совершение данного действия), б) материальный (сопоставление смысла проверяемого акта или действия, кот.совершено,с полож-м к-и.

31. Понятие института основ конституционного строя Российской Федерации, его структура и место в системе конституционного права.

Основы КС- это главные устои гос-ва, раскрывающие его сущность, содержание деят-сти и важнейшие ценности, признаваемые общ-вом и гос-вом. В качестве основ в К РФ закреплены: 1)провозглашение РФ демократ.федерат.правовым гос-вом с республиканской формой правления. 2)объявление человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод чле-ка и гр-на-обязанностю гос-ва. 3)пр-цип народовластия, предполагающий, что единств.источником гос.власти явл.народ. 4)пр-цип гос.суверенитета, хар-зующий верховенство и полноту власти в нашей стране и независимость ее во во вне 5)пр-цип федерализма, такая террит.орган-ция гос-ва, при к-рой РФ явл.сложным образованием, состоящим из субъектов Ф, пользующихся опр.полит.самост., равных по своему полож-ю, имеющих своей целью сохранение терр.целостности, единства деят-сти гос-ва в инетерсах общ-ва, в составе РФ 89 субъектов. 6)пр-цип соц. гос-ва, выполняя свое соц-назначение гос-во призвано обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие чел-ка. 7) пр-цип раздел.властей на закон., испол. и судебную; направленный на обеспечение подлинного народовластия, против узурпации власти в одних руках. 8) признание частной собствен-ти, в качестве авной с гос., муницип.и иными видами, гос-во гарантирует равную охрану и защиту и равные условия развития всех форм собствен. 9) полит. и идеологич.плюрализм, к-рый не допускает существование какой-либо идиолгии в качестве офиц-ной. 10) РФ-светское гос-во, не существует офиц-ной религии, церковь отделена от гос-ва 11) пр-цип верховенства К РФ, означает её высшую юр.силу, обязанность её соблюдения всеми орг.гос.власти, МСУ, должност.лицами, гр-нами, соответ.НПА К РФ. Провозглашается незыблемость, устойчивость основ КС РФ, что обеспечивается невозможностью пересмотра гл. 1 К РФ ФС РФ.

32. Приоритет прав человека как принцип конституционного строя России.

К РФ рассм. чел-ка, его П и С в качестве высшей ценности, тем самым она декларирует свое понимание взаимоотн-ний гос-ва и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и её защита явл.обязанностью гос-ва. Признание чел-ка, его П и С выс.ценн. явл. фундаментальной нормой КС РФ, образующей основу не только констит-нно организ-го общ-ва, но и правовой защиты этого общ-ва от возраждения попыток подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивид.интересов и потребностей людей. Этот пр-цип служит опр.ориенитром для совершенствования всей сис-мы основных прав и свобод чел-ка и гр-на в условиях развития демократ.общ-ва, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов. Защита чел-ка, его П и С требует от гос-ва активных действий и предоставления ему соотв.П. на случай возможных нарушений П и С чел-ка в повседневной жизни. П и С д. защищаться гос-вом с помощью разнообразных норм матер.-го и процесс-го.права. Необходимо повысить эффективность суд.защиты. Но так же необходимо повысить материл.и дух.уровень жизни чел-ка (н-р, обеспечение гр-н прожиточным минимумом, развитие соц.обеспечения, образования, здравоохранения, культуры).

33. Конституционные характеристики России как государства с республиканской формой правления.

Конституция Российской Федерации 1993 года ст.1 установила в России республиканскую форму правления. Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская - данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведенными выше, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская республика французского типа, естественно, с определенными особенностями.

Взаимоотношения между РСФСР и независимыми советскими республиками до образования СССР.

Этапы: 1. Создание военного союза (период гражданской Войны), 1 июля 1919г. – декрет об объединении усилий СР в борьбе с имперализмом. 2. Экономическое сотрудничество (после гражданской войны)3. Дипломатический союз (1921 г. проходила международная конференция).Взаимоотношения С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по двум направлениям: 1.вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР; 2.двусторонние договоры, заключавшиеся между независимыми республиками и РСФСР. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации. За период с лета 1918 г. и по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей).

Феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление "Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР", которое должно было урегулировать правовые отношения между федерацией и составляющими ее республиками.

Вновь образовавшиеся национальные республики группировались вокруг РСФСР как федеративного центра. При этом они использовали ее государственные и правовые модели. Шел поиск экономических, политических и государственно-правовых форм сотрудничества с РСФСР.

В самом начале июня 1919г. ВЦИК издает декрет "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". В нем провозглашалось необходимым провести тесное объединение военной организации и военного командования, советов народного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов, комиссариатов труда этих республик. Целью такого объединения являлось сосредоточение руководства указанными отраслями народной жизни в руках единых коллегий.

ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефедерального органа. В его состав были включены представители других республик. Наркоматы РСФСР руководили объединенными отраслями народного хозяйства, в состав СНК республик (Украины, Белоруссии) входили уполномоченные объединенных наркоматов. Национальные республики посылали своих представителей на Всероссийские съезды советов, представители ЦИК национальных республик делегировались в состав ВЦИК РСФСР.

Наряду с этим с 1920 г. начала развиваться система двусторонних межреспубликанских договоров. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. - РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.- РСФСР и Армения, в мае 1921 г. - РСФСР и Грузия.



В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство.

Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.

Итак, в период с 1918 г. по 1921 г. на территории бывшей Российской Империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Отсутствие единых для всех республик органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. Основой конфедерации стал военно-политический (а позже - хозяйственно-политический) союз республик. Часть территорий бывшей Империи не вошла в этот союз, и там образовались независимые национальные государства (буржуазные, демократические) - Латвия, Литва, Эстония.

24. Основные подходы к определению государственного устройства СССР и закрепление принципов Советской федерации в Конституции СССР 1924г. Конституция Союза Советских Социалистических Республик состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс. избирателей).

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов).

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза.

После образования СССР Туркестан оставался автономной республикой в составе РСФСР. Бухара и Хорезм оставались вне Союза ССР, не являясь социалистическими и получив статус народных. В сентябре 1920 г. между РСФСР и Хорезмской республикой был заключен союзный договор, на основании которого РСФСР оказывала экономическую помощь Хорезмской республике, ей передавались хозяйственные объекты, находившиеся в пределах ее территории. Аналогичный договор был подписан в марте 1921 г. с Бухарской народной советской республикой. По этим договорам общих органов управления не создавалось.

В ходе социальных преобразований 1922-1923 гг. в Хорезме и Бухаре была осуществлена национализация земли и водных источников (объектов, которые по конституциям Хорезма 1920 г. и Бухары 1921 г. находились в частной собственности).

В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юридическое оформление новых союзных республик в составе СССР. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР. В том же 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы Белорусской ССР.

В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР - Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделился ряд автономных областей. Все эти территориальные преобразования подготовили почву для национально-этнической ситуации, возникшей во второй половине 80-х гг.

В 1925 г. была принята Конституция РСФСР, все основные положения которой строились в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. В ней закреплялась система органов власти и управления, фиксировались права и обязанности автономных формирований (автономных республик, автономных областей и округов), закреплялись избирательная система, права и обязанности граждан, государственная символика.

По сравнению с 1 конституцией сделали шаг вперед. Более четко определяется субъектный состав (ст.13) – республики и области. Появляется отдельная глава 4, посвященная автономным республикам и областям.

Вторая Российская Конституция четко определяла правовые основы для развития субъектов. Конституция не закрепляла конкретного субъектного состава (названий).