Функции права: понятие и классификация. Функции права
— руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.
Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.
Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.
В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.
Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.
Социальное назначение и функции права
Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.
Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.
Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.
В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.
В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.
Сущность и социальное назначение права проявляются в его . Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.
Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.
Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.
Регулятивно-cтатическая функция , или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.
Выполняя регулятивно-динамическую функцию , право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.
Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.
Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).
Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.
Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).
В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Регулятивная функция выражается в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения.
В.Н. Синюков видит суть регулятивной функции права в фиксации субъектного состава правоотношений, в определении круга юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий, в формировании прав и обязанностей Синюков В.Н. Функции права. С. 157.. Н.Н. Вопленко акцентирует внимание на такой специфике осуществления регулятивной функции права, как формулирование составов правомерного поведения Вопленко Н.Н. Сущность, функции и принципы права. Волгоград, 2010. С. 48..
Под структурными частями регулятивной функции понимаются наиболее характерные формы регулятивного воздействия права на общественные отношения: определение посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права.
Регулятивная функция права образуются из регулятивно-статической и регулятивной динамической функций Алексеев С. Указ. соч. С. 96-97; Байтин М. И. Сущность права… С. 138-139., а точнее будет сказать подфункций, которые и образуют регулятивную функцию.
Регулятивно-статическая функция права направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития Байтин М.И. Сущность права… С. 140.. Содержанием регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.
Регулятивно-статическая функция закрепляет в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность, как разрешенный, так и запрещенный вариант поведения и юридически значимые последствия, которые могут наступить как в случае совершения правомерных поступков, так и в случае совершения противоправных поступков.
Примером таких норм может являться статья 29 Конституции РФ, которая декларирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности.
Регулятивно-динамическая функция права направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата Там же.. Здесь воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.
В этой связи некоторыми авторами предприняты конструктивные попытки рассмотрения данных ипостасей регулятивной функции права применительно к договорной проблематике, поскольку договор в условиях возрастающей роли начал саморегуляции приобретает важное значение. Так, М.Е. Некрасова динамические и статические свойства регулятивной функции договора именует подфункциями Некрасова М.Е. Договор как теоретико-правовая категория. М., 2009. С. 14.. Такой прием вполне оправдан и заслуживает поддержки. Применительно к правоотношениям, возникающим из договора, выделение данных подфункций представляется также оправданным, поскольку договор имеет в своей основе как статику (закрепляя статус, положение сторон), так и динамику (выражается в закреплении субъективных прав и обязанностей его участников). Договор выступает формой установления правовых связей между участниками экономического оборота, а также основанием возникновения их взаимных прав и обязанностей (регулятивная статическая функция договора) Кравченко О.А. Регулятивные и охранительные правоотношения как относительно самостоятельные типы // Вест. Владимирского юрид. ин-та. 2010. № 4. С. 151..
Реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права Константинова А.В. Реализация функций права // Юристъ - Правоведъ. 2012. № 1. С. 123..
Например, регулятивная функция конституционного права закрепляет порядок и основания выборов, незыблемость основ конституционного строя; регулятивная функция уголовной ответственности - запреты насильственного захвата власти (ст. 278 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), помогая, таким образом, участвует в регулировании поведения субъектов общественных отношений. Запрет действовать определенным образом означает одновременно и обязанность действовать соответствующим образом, а поведение субъекта, проходя через систему запретов, упорядочивается.
Проявлением регулятивной функции права выступает установление системы льгот для различных субъектов права. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 2012. № 3. С. 130. Льготы служат средством правовой поддержки для различных слоев населения. И. С. Морозова указывает, что «льготы выполняют стимулирующую функцию, побуждая субъекта к совершению действий, в которых заинтересовано государство» Морозова И.С. Место и роль льгот в правовой политике // Правоведение. 2011. № 4. С. 151..
Таким образом, регулятивная функция -- это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.
|
Введение |
|||
Функция права: понятие и назначение |
||||
|
Классификация функций права |
|||
|
Взаимосвязь функций права с «ролью» и «задачами» права |
|||
Юридические функции права |
||||
|
Регулятивная функция права |
|||
|
|
Регулятивно-статическая функция |
||
|
|
Регулятивно-динамическая функция |
||
|
|
Понятие и значение регулятивно-охранительной функции |
||
|
Характеристика охранительной функции |
|||
Социальные функции права |
||||
|
Экономическая функция |
|||
|
Политическая функция |
|||
|
Воспитательная функция |
|||
|
Компенсационная функция права |
|||
|
Ограничительная функция права |
|||
|
Восстановительная функция права |
|||
|
Информационная функция права |
|||
|
Экологическая функция права |
|||
|
Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав |
|||
|
Заключение |
|||
|
Список использованной литературы |
Введение
В науке понятие «функция» употребляется в самых различных значениях.
В математике под функцией понимается зависимая переменная величина, т.е. величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом. В биологии - это специфическая деятельность органа и организма (функция руки, щитовидной железы и т.п.). В других науках функция понимается как направление действия какой-либо системы (кибернетика).
В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права.
Почти вековой опыт активного исследования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.
Как уже было сказано, в литературе нет единого мнения насчет понятия «функция права». Поэтом целью данной работы будет являться рассмотрение каждой из этих точек зрения, с тем, чтобы определиться, какая же из них наиболее жизнеспособна.
Но, как и любое исследование, наше должно подчиняться определенной структуре, обозначиться определенными задачами . Так, в данном случае, задачи звучат следующим образом:
1. Дать определение функций права
2. Понять назначение функций права
3. Рассмотреть общую классификацию функций права
4. Разобрать юридические функции права
5. Разобрать социальные функции права
Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе содержится 2 параграфа, во второй главе содержится 2 параграфа с подпунктами, третья же глава разделена на 9 параграфов. Данное деление обусловлено тем, что в первой главе мы даем характеристику понятия функции государства, во второй и третьей главах нами были рассмотрены две большие группы функций права (юридические и социальные), в которых уже были непосредственно разделены на виды.
I. Функция права: понятие и назначение
Как было сказано выше, смешение социальной и направления правового воздействия в едином целом связано с тем, что как социальное назначение, так и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понимании функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.
В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот.
Понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот - предопределенность последних назначением права. Собственно функция права - это реализация его социального назначения.
Итак, функция права – это есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.
Раскрывая понятие «функция права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».
Правовое воздействие - это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.
Правовое регулирование - это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.
Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.
Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функция права» охватывает оба названные виды воздействия.
Итак, функция права - это проявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена.
1. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.
2. Функция права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, т.е. такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
3. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.
4. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.
5.
Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность,
непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права
можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не
означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления. Они изменяются
и развиваются в соответствии с потребностями практики.
1. Классификация функций права
Что же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием?
Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли - закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.
Направление воздействия - наиболее существенный компонент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.
В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.
Функции права есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.
Многообразие
путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у
него множества функций.
2. Взаимосвязь функций права с «ролью» и «задачами» права
Термин «роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.
Термин «задача права» - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить.
Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.
Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и соответственно права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т.п.
Зависимость функции права от его задач проявляется в том:
во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций;
во-вторых, определяют их содержание и,
в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.
Таким образом, обнаруживается тесная взаимосвязь между понятиями функции права и роль, задачи права. Т.к. каждая из них позволяет реализовать последующую.
II. Юридические функции права
1. Регулятивная функция права
В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное назначение - регулировать общественные отношения.
Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В
рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и
регулятивную динамическую.
Регулятивно-статическая функция
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
Регулятивно-статическая
функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых
институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический,
политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их
последующего развития. Содержанием этой функции охватывается, в частности,
закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и
их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного
устройства, политического режима, разделения власти, порядка формирования и
полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ
различных отраслей права.
Регулятивно-динамическая функция
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Регулятивно-динамическая
функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач,
определенного запрограммированного результата. Здесь правовое воздействие
оказывает влияние на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике.
Оно нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также
возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция
получает выражение в нормах и институтах административного, финансового,
гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.
Понятие и значение регулятивно-охранительной функции
Наряду с двумя рассмотренными основными функциями права, осуществляющими позитивное регулирование, существует еще и третья основная функция права - регулятивно-охранительная, которая отличается от первых двух тем, что является функцией негативного регулирования.
Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций права, на охрану от нарушений права в целом. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права.
Тем самым данная функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом отношений.
Поэтому трудно согласиться с высказанным в литературе мнением, согласно которому «охранительная функция является своеобразным дополнением к рассмотренным выше двум основным функциям. Она проявляется лишь постольку, поскольку нарушается право... выступает в качестве функции, подкрепляющей и дополняющей действие основных».
Охранительная функция подразумевает, что право, охраняв общепризнанные, фундаментальные общественные отношения нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.
Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.
Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается прежде всего в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение. Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них -это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.
Специфика охранительной функции состоит в следующем. Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.
Характерные
черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если
рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.
2. Характеристика охранительной функции
Таким образом, характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.
Определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;
Закрепление и изменение правового статуса граждан;
Определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
Установление правового статуса юридических лиц;
Определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
Установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
III.
Социальные функции права
Приступая к рассмотрению социальных функций права, следует отметить, что проблема функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.
Известный французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осуществляет определенные социальные функции».
В 1907 г. в России вышла книга одного из создателей психологической школы права, профессора Л. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», в которой обосновывалось наличие у права двух социальных (общественных) функций: распорядительной и организационной.
Другой известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным образом разделяющую функцию, поскольку в обществе живут и действуют лица с различными потребностями и желаниями, урегулировать которые удается посредством разграничения их правом.
Классификация
социальных функций в определенной степени условна, поскольку в
действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового
воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических
(воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической,
могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя
причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций
права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы
общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно
взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в
целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не
изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой,
взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
1. Экономическая функция
Экономическая функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступали важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На основе правовых норм в экономических отношениях возникали урегулированные правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (результата).
Из договора чаще всего вытекают и определенные санкции для стороны, не выполняющей свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавливаются за совершение в сфере экономики умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство, хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.).
Таким образом, экономическая функция права
осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий
участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления
санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.
2. Политическая функция
Политическая функция права заключается прежде всего в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика - это участие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Роль права в регулировании указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается до настоящего времени.
Права
и свободы человека - также важный объект политической функции права, не
теряющей своей актуальности и сегодня.
3. Воспитательная функция
Воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.
В
праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности
предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента
издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний
и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их
сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей
цели.
4. Компенсационная функция права
Это очень важное направление действия права. В нем заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости.
Компенсационная функция права поэтому очень тесно связана с восстановительной. В юридической литературе по этой причине их часто отождествляют.
Вместе с тем это не тождественные функции. Различия между ними состоят прежде всего в формах, методах и правовых последствиях реализации.
Важную роль в различии играют и правовые основания этих направлений воздействия, хотя они в отдельных случаях имеют одну и ту же причину. Например, в случаях незаконного увольнения (причина) наблюдается одновременная реализация восстановительной и компенсационной функций: восстановление на службе и компенсация за вынужденный прогул.
Различие между компенсационной и восстановительной функцией очень часто просматривается в гражданском законодательстве. В нем восстановление положения, существовавшего до нарушения права, нередко не связывается с возмещением убытков (ст. 12 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ, охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152), обязывает виновную сторону именно возместить (компенсировать) моральный вред, причиненный потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другими способами невозможно (например, за переживания лица в случаях распространения порочащих его сведений).
Конституция Российской Федерации также предусматривает компенсацию за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 35), за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), за причиненный ущерб пострадавшим от преступлений (ст. 52).
Приведенные
примеры свидетельствуют о том, что компенсационная функция свойственна
различным отраслям права, она выполняет важную роль в регулировании отношений
между гражданами, юридическими лицами и является необходимым инструментом
гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.
5. Ограничительная функция права
Наличие у права ограничительной функции связано с его назначением быть регулятором общественных отношений. А регулировать - значит предписывать варианты поведения, которые должны соответствовать интересам определенных социальных групп, классов, индивидов, наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Ограничение прав - это своего рода уравновешивание противоположных интересов. Так, Конституция РФ, разрешая идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13), одновременно ограничивает возможности создания любых партий, организаций и движений. Конституция прямо говорит (ч. 5 ст. 13.), что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.
Конституция России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан. В развитие этого положения Конституция РФ в ч. 3 ст. 55 прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РФ. Например, ст. 29 (не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения).
Ограничительная
функция, несмотря на, казалось бы, изначальный негативный характер, в конечном
итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству
право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим
инструментом правопорядка и реализации прав граждан.
6. Восстановительная функция права
Эта функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и т.д. Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.).
Нормы,
направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся
как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных
документах. Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает:
«Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 ГК
РФ предусматривает «восстановление положения, существовавшего до нарушения
права». Соответствующие нормы трудового права являются важным гарантом
восстановления лица на прежнем месте работы и т.д. Следует согласиться, с
определением восстановительной функции как относительно обособленного
воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей,
направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было
нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в
первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных
решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица,
восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.
7. Информационная функция права
Читая законодательные документы, получаешь не меньше сведений о государстве, чем из отдельных солидных трактатов. Например, трудно переоценить информацию, содержащуюся в Конституции РФ: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1); столицей Российской Федерации является город Москва (ст. 70); Денежной единицей в Российской Федерации является рубль (ст. 75); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 4) и т.д. Достоверность такой информации, содержащейся в Конституции, не может заменить ни одна книга. Действительно, право вбирает в себя, а затем выдает огромную информацию о самых разнообразных явлениях общественной жизни. В нем содержится большое число научных дефиниций, юридических формул, исторических и жизненных сведений, политических и правовых оценок, правовых рекомендаций, запретов, дозволений и т.п.
Благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка. Нормы уголовного права, например, информируют граждан об охраняемых уголовным законом материальных и духовных ценностях, последствиях нарушения установленных запретов. Нормы трудового права - о правах и обязанностях руководителя и работника и т.д.
Право - это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести, определенные сведения до всех субъектов права.
Правовая
информация - это властная информация, посредством ее выражается (и
соответственно формулируется) определенное мировоззрение. Информационная
функция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической
(воспитательной) функции. Информационная способность права является одним из
существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной культуры
общества. Разумеется, право в первую очередь возникает не как информатор, а
как регулятор общественных отношений. У государства и общества достаточно
много каналов, посредством которых осуществляется информирование субъектов
права. Но, возникнув как регулятор общественных отношений, право одновременно
начинает выполнять роль информатора их субъектов. Законодатель, концентрируя определенную
жизненную Информацию, через правовые предписания доводит ее до участников
регулируемых общественных отношений. Таким образом, не имея изначальной
предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду
со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества.
8. Экологическая функция права
Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д. В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.
Важная роль принадлежит правоохранительным органам: прокуратуре, суду, милиции, осуществляющим применение мер воздействия к правонарушителям в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и т.д.).
Следует отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.
У права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи - юридическое, рамочное воздействие на экологическую сферу. Причем в условиях роста опасности экологической катастрофы значение правовой защиты населения будет неизменно возрастать.
Следует
отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 42) закрепила в качестве
основного конституционного права граждан России их право на благоприятную
окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим
правонарушением.
9. Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав
В юридической литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ее правового регулирования.
В этой связи предлагается выделять наряду с экономической, политической и идеологической (воспитательной) сферами общественной жизни социальную, ее даже ставят в один ряд с вышеназванными.
|При таком подходе может возникнуть вопрос, вызванный тем, Что слово «социальный» по своей этимологии и есть общественный и выступает его синонимом. Однако вполне возможно обозначить Понятием «социальная» самостоятельную сферу, употребляя его в узком смысле, когда имеются в виду пенсионные и семейные отношения, бытовое, медицинское обслуживание, система социальных льгот, досуг и т.д.
Важнейшими объектами социальной функции права являются, таким образом, трудовые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры, закрепления льгот для различных слоев населения.
Так, ст. 41 Конституции РФ предоставляет право каждому гражданину на медицинскую помощь, развитие физической культуры и спорта; ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Конституция РФ (ст. 44) обязывает граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из приведенных (и других) положений усматривается, что Конституция РФ весьма широко охватывает социальную сферу, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и культурной деятельности людей.
В развитие конституционных положений отраслевое законодательство конкретизирует и расширяет возможности граждан пользоваться социальными благами, избирать вид трудовой деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию, выбирая наиболее удовлетворяющий их вариант, вид и форму.
Таким образом, социальные функции права возможны, по нашему мнению, только в демократическом государстве, где права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Т.к. они направлены на восстановление, охрану и защиту вышеозначенных прав.
Заключение
Итак, назначение права в обществе состоит в регулировании, упорядочении общественных отношений. В этом проявляется и его ценность. Регулирующее свойство права выражается в его функциях. Функции права вытекают из его юридической природы и социальной сущности. Это основные направления регулирующего воздействия права.
С точки зрения социальной направленности, социального содержания функции права совпадают с функциями государства, коль скоро право выступает основным средством осуществления функций государства (экономическая, социальная, экологическая, охранительная).
С точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции права.
Регулятивная статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан и т. д.
Регулятивная динамическая функция направлена на оформление движения общественных отношений в форме правоотношений. При этом определяется порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Эта функция проявляется в системе норм обязательственного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального и др.
Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, институты демократии и т. д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно-охранительные меры иного характера.
Также в рамках данной курсовой работы мы рассмотрели и социальные функции права. Они направлены, прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, все отраслевое законодательство в той или иной мере базируется на функциях права. Например, гражданское право широко оперирует такой функцией как «восстановительная».
Список использованной литературы
1. Законодательство:
2) ГК РФ
2. Специальная литература:
3) Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М.: Рязанская типография, 1995. – 312 с.
4) Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 448 с.
5) Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 1999. – 272 с.
6) Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
7) Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.
8) Основы теории государства и права/Под ред. С.А. Колярова. – М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1995. – 421 с.
9) Спиридонов Л.И. Теория государства и права./М.: Проспект, 1999. – 304с.
10)Теория государства и права/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - Екатеринбург, Уральское издательство, 1996. – 630 с.
11)Теория государства и права/Под ред. А.И. Косарева. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000. – 207 с.
12)Теория государства и права/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
13)Теория государства и права/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп., М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
14)Теория государства и права. Ч.1. Теория государства/Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юрайт, 1995. – 420 с.
15)Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998. – 475 с.
16)Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
17)Хропанюк В.Н. Теория государства и
права/Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. – 384 с.
Теория государства и права/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. -
Екатеринбург, Уральское издательство, 1996. – с.230
Теория государства и права. Ч.1. Теория государства/Под ред. А.Б. Венгерова. –
М.: Юрайт, 1995. –с.161
Теория государства и права Морозова Людмила Александровна
10.3 Функции права
Функции права
В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.
По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права - урегулирование, упорядочение общественных отношений, придание им определенной направленности, стабильности, создание необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.
Другие ученые полагают, что функции права - это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т. е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.
Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта - и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.
Таким образом, под функциями права следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.
В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права - это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:
1) определяются сущностью права и его социальным назначением;
2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;
3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;
5) характеризуются непрерывностью, длительностью действия.
Система функций права непосредственно связана с системой права.
Проф. Т. Н. Радько выделяет пять групп функций права:
общеправовые, т. е. присущие всем отраслям права;
отраслевые, т. е. свойственные одной какой-то отрасли права;
межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);
правовых институтов;
нормы права или отдельных норм.
В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.
Внутренние функции права - это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.
Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:
1) культурно-историческую , посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;
2) воспитательную - способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;
3) социального контроля - стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т. е. удерживает от совершения неправомерных действий;
4) информационно-регулирующую - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.
Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции - регулятивную и охранительную .
При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общества - упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий.
Проф. С. С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции - статическую и динамическую.
Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т. д.
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т. е. право направлено на обслуживание правовыми средствами различных социальных процессов - экономических, политических, торговых и др. Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право способствует не только развитию и совершенствованию существующих, но и возникновение новых общественных отношений.
Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений.
Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение - предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.
Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.
В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную , которые производны от основных.
Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда.
Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции РФ).
Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.
Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах : информационной; ориентационного (воспитательное) воздействия; правового регулирования.
Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством.
Ориентационное (воспитательное) воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.
Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.
Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич4. Функции и цели корпоративного права Каждая отрасль права выполняет в обществе и государстве определенные функции. Функции отрасли права очень важны, поскольку позволяют выявить и изучить направления правового регулирования конкретной отрасли. Функции отрасли тесно
Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич4. Функции уголовного права Социальные ценности, созданные многовековой деятельностью людей, уголовное право (в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами) охраняет от потенциальных (возможных) преступников и преступных посягательств. Такова охранительная
Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей СергеевичГлава 12. АКТИВНАЯ РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА 1. Активная роль права в жизни общества.2. Активная роль права по отношению к экономике.3. Пределы активной роли права в жизни общества.4. Функции права.5. Эффективность права.1. Активная роль права в жизни общества.Здесь, в активной
Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки - от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие
Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить
Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей ВитальевичИсточники и функции административного права Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если содержит административно-правовые нормы
Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий ВасильевичФункции административного права Под функциями административного права понимают основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Они обусловливают значение и роль административного права в уставновлении административных
Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового
Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.§ 4. Функции инвестиционного права
Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна§ 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура,
Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в
Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович§ 6. Социальная ценность и функции права Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его
Из книги автораФункции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –
Из книги автора7. Понятие права, его значение, признаки, функции На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.Понятие права многозначно.Необходимо выделить следующие
Из книги автора Из книги автора§ 1.3. Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Другие полагают,
Выражается в воздействии гражданского права на регулируемые им общественные отношения, в процессе чего возникающие между субъектами социальные связи, экономические по своей сути, возводятся в ранг правовых, будучи опосредованными нормами гражданского права. Это позволяет органам государственного управления регулировать экономические процессы, направлять и координировать экономическую деятельность, контролировать её осуществление.
Регулятивная динамическая функция
Проявляется в том развивающем воздействии, которое нормы гражданского права оказывают на регулируемые ими общественные отношения. Суть регулятивной динамической функции заключается в предоставлении субъектам гражданско-правовых отношений законодательной возможности их дальнейшего развития.
Охранительная функция
Выражается в направленности норм гражданского права на охрану регулируемых ими экономических отношений, защиту имущественных и личных прав участников гражданского оборота. Охранительная функция выражена посредством закрепления в ГК норм, предусматривающих признание действий субъектов гражданского права не соответствующими требованиям правовых норм и, следовательно, юридически недействительными, применение к нарушителям гражданско-правовых предписаний адекватных мер юридического воздействия, а также норм, предоставляющих потерпевшей стороне право самостоятельного применения к нарушителям предусмотренных способов и форм защиты гражданских прав (включая самозащиту).
Неосновные юридические функции права
Компенсационная функция
отражает направленность норм гражданского права на восстановление социальной справедливости в случае нарушения имущественных и личных прав участников гражданского оборота, служит гарантом соблюдения их прав.
Восстановительная функция
Свидетельствует о направленности действия норм гражданского права на восстановление положения субъекта, существовавшего до нарушения его прав, и в связи с этим занимает важное место в механизме правового воздействия на участников гражданских правоотношений. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также возмещение причинённого вреда, включая убытки и упущенную выгоду, т. е. проявление в совокупности компенсационной и восстановительной функций гражданского права, является основным видом юридической ответственности, применяемой к нарушителям гражданско-правовых предписаний
Ограничительная функция
Указывает на способность гражданского права регулировать общественные отношения в интересах общества, государства, быть барьером на пути нарушения гражданских прав участников гражданского оборота, уравновешивать их разнонаправленные интересы.
Основные социальные функции права
Экономическая функция
Имеет огромное значение в развитии имущественно-стоимостных товарно-денежных отношений. При этом её содержание на разных этапах эволюции общества различно и зависит от политических устремлений государственной власти. Непосредственно с помощью норм гражданского права тысячелетиями складывающиеся между людьми отношения в области производства, обмена и потребления материальных благ приобрели цивилизованный характер, стали служить социальному развитию общества и государства. Экономическая функция гражданского права проявляется в его направленности на создание наиболее благоприятных условий участия в гражданском обороте на территории Беларуси, эффективного развития предпринимательской деятельности и экономики в целом
Воспитательная функция
Отражает способность гражданско-правовых норм проводить в жизнь государственную идеологию в сфере экономического развития, что указывает на зависимость содержания воспитательной функции от содержания экономической функции и направления политического развития государства. Роль воспитательной функции гражданского права на современном этапе экономического развития Республики Беларусь заключается в выработке у участников гражданского оборота частной предпринимательской инициативы, а также во взаимодействии с охранительной функцией в воспитании добросовестности и разумности субъектов при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.
Принципы гражданского права
Под принципом права следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений.
Гражданское право основывается как на общеотраслевых (конституционных) принципах права, которые закреплены в Конституции и используются как основа построения всей системы права Республики Беларусь, так и на специальных (отраслевых) принципах, являющихся основой построения непосредственно отраслевого массива гражданско-правовых норм.
1. Принцип верховенства права , в соответствии с которым все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах норм, закреплённых в Конституции Республики Беларусь и в принятых в соответствии с ней нормативных правовых актах; закреплён в ст. 7 Конституции. В соответствии с названным принципом устанавливается иерархическое соотношение нормативных правовых актов, составляющих систему гражданского законодательства, а также определяется порядок применения гражданско-правовых норм.
2. Принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности , в соответствии с которым направление и координация государственной и частной экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных (общественных) целях; закреплён в ст. 13 Конституции. Императивы, составляющие содержание анализируемого принципа, предписывают осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.
3. Принцип приоритета общественных интересов , в соответствии с которым осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые правом интересы других лиц; закреплён в ст. 23 Конституции. Согласно императивам названного принципа государство регулирует гражданский оборот таким образом, чтобы интересы отдельных субъектов не противостояли интересам государства и общества.