Формы права граждан на обращение. Право граждан на обращения и механизм его реализации. Понятие и виды обращений граждан. Производство по рассмотрению обращений граждан. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех видов.

Предложение - обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление - обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба - устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

12.Общее право жалобы , которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

Нарушены права и свободы гражданина;

Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

Действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

В судебном порядке;

В порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

13.Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами - КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Особенности и отличия от общей жалобы: 1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП. 2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена. 3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире. 4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. 5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Ст. 270 КоАП. 6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности. ч2 ст. 267. 7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей - иные сроки. Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.

Арендный блок

Обращение гражданина – это комплексное понятие. Им может быть предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, составленное в письменной форме или в виде электронного документа. Существуют три основных вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

Государственное управление и государственная власть. Система административного права. Административное право РФ, источники, административно-правовые нормы, регулирование и отношения. Органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти.

К данному материалу относятся разделы:

Общая характеристика государственного управления

Понятие и содержание исполнительной власти, её отличия от законодательной и судебной ветвей государственной власти

Предмет и система административного права

Место административного права в системе российского права

Понятие и виды административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм

Понятие, признаки и структура административно-правовых отношений

Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Систематизация административно-правовых норм

Граждане как субъекты административного права

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления

Понятие и виды органов исполнительной власти

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти, их классификация

Виды органов исполнительной власти (классификация)

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Правительство Российской Федерации

Федеральное министерство: понятие, функции, структура

Федеральное агентство: понятие, функции, структура

Федеральная служба: понятие, функции, структура

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Административно-правовое регулирование общественных объединений

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений

Государственная регистрация юридических лиц

Лицензирование отдельных видов деятельности

Формы государственного управления

Методы государственного управления

Правовые акты управления

Понятие, признаки и принципы государственной службы

Система и виды государственной службы

Должности государственной службы

Изучение переходных процессов при замыкании и размыкании цепи. Лабораторная работа

Лабораторная работа Изучение экстратоков замыкания и размыкания цепи. Определение индуктивности соленоида без сердечника и с сердечником.

Современные подходы к организации семейного и детского досуга

Технологии организации семейного досуга. Анимационные технологии в организации детского и семейного досуга.

Социальная депривация детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения

Выпускная квалификационная работа. ЦМК методического обеспечения коррекционной педагогики. Специальность – Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Обычное право в русской деревне в конце XIX - начале XX вв.

Курсовая работа. Изучение обычного права во второй половине XIX - начале XX вв. позволяет наиболее полно показать явления, происходящие в пореформенной деревне.

Устройство и эксплуатация железнодорожного пути

Расчетно-графическая работа. Кафедра: «Путь и путевое хозяйство». Расчет одиночных обыкновенных стрелочных переводов. Организация снегоборьбы на станции. Пути сообщения

Законодательство еще советского периода уделяло зна­чительное внимание механизму реализации обращений граждан. Так, например, 12 апреля 18 г. был издан Указ Президиума Верховного СоветаСССР «О порядке рас­смотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», ко­торому была придана сила закона.

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивиду­альные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Различают три вида обращений граждан:

1)предложение - это привлечение внимания к несовер­шенству организации, деятельности или регулирова­нию в той или иной области и указание на пути их уст­ранения;

2)заявление - обращение гражданина по поводу реали­зации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

3)жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по по­воду нарушенного права или законного интереса гражданина.

Законодательство позволяет также различать:

а) общее право жалобы, которым обладают все гражда­не как таковые;

б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, ад­министративного и дисциплинарного производства, тру­довых споров и т. п.

Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан в дополнение к общей, еще и специ­альной правосубъектностью. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об администра­тивном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношений которого оно выне­сено, а также потерпевшим. Так, в частности, постановле­ние может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспортного средства, и т. д.

Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с за­конодательством Российской Федерации, может быть под­разделено на два вида: право на административное обжа­лование и право на судебное обжалование.



В соответствии с положениями Закона Российской Фе­дерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в суде могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Также не ограничен круг лиц, которые имеют право подать жалобу. При этом запреща­ется пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба. По смыслу указанного нами закона жалоба подлежит раз­решению в срок до одного месяца. Жалоба подается в те органы или тем должностным ли­цам, которым непосредственно подчинены орган, пред­приятие, учреждение, организация или должностное лицо, действие которых обжалуется.

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного са­моуправления, предприятий, учреждений и их объедине­ний и должностных лиц, в результате которых:

а) нарушены права и свободы граждан;

б) созданы препятствия для осуществления граждани­ном его прав и свобод;

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обя­занность или он незаконно привлечен к какой-либо ответ­ственности.

Однако необходимо помнить, что в порядке, который предусмотрен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжа­ловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», не могут быть обжалованы действия или решения, проверка которых отнесена законодатель­ством к исключительной компетенции Конституционно­го Суда Российской Федерации, а также действия или ре­шения, в отношении которых законодательством предус­мотрен иной порядок судебного обжалования.

При этом необходимо учитывать, что в данном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а только лишь о пределах действия указанного закона и о различных правовых режимах обжалования в суд.

Закон также устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к выше­стоящему в порядке подчиненности органу или должност­ному лицу.

В свою очередь, орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил отве­та в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратить­ся с жалобой в суд.

Также жалоба может быть подана не самим граждани­ном, права которого нарушены, а уполномоченным в над­лежащем порядке его представителем.

Жалоба может быть подана либо по месту жительства гражданина, чьи права нарушены, либо в суд по месту на­хождения органа или должностного лица, которые нару­шили права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обращаться в уста­новленные законом сроки:

а) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало изве­стно о нарушении его прав;

б) в течение одного месяца со дня отказа в удовлетво­рении жалобы вышестоящим органом (должностным ли­цом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее пись­менный ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам граждан­ского судопроизводства. Суд, признав обжалуемое дей­ствие или решение незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем вос­станавливает его нарушенные права и свободы. Признав обжалуемое действие или решение законным, суд отказы­вает в удовлетворении жалобы.

Эффективность права жалобы как средства защиты прав и свобод граждан предполагает устранение из законо­дательства всех тех позиций, которые затрудняют ее реа­лизацию. При этом закон должен предусматривать ответ­ственность за подачу жалобы в клеветнических целях и специально установленную ответственность должностных лиц, которые виновны в нарушении законодательства о разрешении жалоб и заявлений граждан.

Право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лица, в различные организации предусмотрено, прежде всего Конституцией РФ (статья 33 - Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления).

Специальный закон об обращениях граждан еще не принят, поэтому по-прежнему действует Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". В субъектах РФ приняты собственные законы об обращениях граждан, например, в Москве это Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. N 25 "Об обращениях граждан". Обращение в суд помимо Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) регулируется, в частности, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Под обращениями понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан.

Обращения могут быть индивидуальными и коллективными.

Виды обращений:

  • Предложение - обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти города и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
  • Заявление - обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, другими нормативными актами.
  • Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти города, органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.
  • Ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.
  • Коллективные обращения - обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.
  • Петиции - коллективные обращения граждан в органы власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства.

Обращения могут быть устными и письменными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены.

На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

Письменные обращения граждан должны содержать:

  • наименование и адрес органа власти города или должностного лица, которым они адресованы,
  • изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства,
  • фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны,
  • дату и личную подпись.

Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.

Обращение может подаваться следующим образом:

  • в ходе личного приема;
  • направляться по почте;
  • передаваться через канцелярию, секретариат, экспедицию.

Обращение следует подавать таким образом, чтобы у заявителя оставались доказательства, подтверждающие сам факт подачи обращения, и его дату. Такими доказательствами может быть роспись принявшего лица на втором экземпляре обращения, уведомление о вручении при направлении по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, квитанция о приеме документов, выдаваемая канцелярией или экспедицией.

К обращению необходимо прилагать копии документов, относящихся к нему или подтверждающих изложенные в нем обстоятельства. Если обязательно предоставление оригиналов, необходимо сделать для себя копии. О том, что к обращению прилагаются документы, необходимо указывать в тексте обращения.

Обращения должны подаваться в орган, должностному лицу, к ведению которого относится решения данного вопроса. Вместе с тем, если обращение подано в орган (должностному лицу), к ведению которого не относится решение данного вопроса, должны принять письменное обращение и в 5-дневный срок направить его по принадлежности, уведомив об этом заявителя, а если обращение подается в ходе личного приема - разъяснить, куда следует обратиться.

Обращения должны разрешаться по существу в срок не более 1 месяца с момента подачи. Если вопрос сложен, требует дополнительного изучения и проверки, указанный срок может быть продлен в виде исключения, но не более чем на 1 месяц. О продлении срока рассмотрения обязательно должен быть уведомлен заявитель.

В случае, если обращение не требует дополнительного изучения и проверки, оно должно разрешаться безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за соблюдением законов государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами при работе с обращениями граждан.

В случае, если гражданин не удовлетворен результатами рассмотрения его обращения, он вправе обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности с жалобой на вынесенное решение. Вышестоящий орган не вправе передать жалобу для разрешения по существу в тот орган, решение которого обжалуется.

Гражданин имеет право не обжаловать вынесенное решение в вышестоящий орган, а обратиться с жалобой сразу в суд. Суд не вправе отказать в рассмотрении жалобы на том основании, что заявитель не обращался в вышестоящий орган.

Рассмотрение жалобы в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством РФ.

Одним из действенных вариантов осуществления и защиты прав является обращение к депутатам законодательных органов (Государственная Дума РФ или законодательный орган субъекта РФ). Согласно действующему законодательству, депутаты обязаны вести прием избирателей, рассматривать их обращения. Сроки работы с обращениями для депутатов те же. Обращения можно подавать как лично, на приеме, так и по почте или через канцелярию (секретариат, экспедицию) законодательного образа. Можно обращаться как к депутату, избранному по избирательному округу, в котором проживает заявитель, так и депутату, возглавляющему или входящему в комитет, занимающийся вопросами, относящимися к обращению.

Обращения граждан в органы государства по вопросам обеспечения законности является их конституционным правом. Оно закрепляется в ст. 40 Конституции Украины, которая отмечает, что все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок .

В развитие конституционных положений действует целый ряд нормативных актов, регламентирующих эти вопросы. Во-первых, это Закон Украины "Об обращении граждан" от 2 октября 1996 p. Кроме него, важнейшими актами, регулирующими правоотношения этой сферы, является Указ Президента Украины "О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на обращение" от 19 марта 1997 p. и Инструкция по делопроизводству по обращениям граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от сферы собственности, в средствах массовой информации. Следует отметить, что почти все законодательные акты последнего времени содержат нормы, предусматривающие вопросы обжалования действий должностных лиц.

Все они регулируют вопросы практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их статусом предложения об улучшении их деятельности, вскрывать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

Они также обеспечивают гражданам возможности для участия в управлении государственными и общественными делами, для влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности, предприятий для отстаивания своих прав и законных интересов и восстановления их в случае нарушения.

Под механизмом реализации обращения граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой в органы, имеет право : лично изложить аргументы лицу, проверяла заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления; знакомиться с материалами проверки.

Согласно прав граждан на жалобу установлены обязанности органов, которые рассматривают.

Они в пределах своих полномочий обязаны : объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы; безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения.