Досудебная и судебная процедура банкротства. Какие этапы у банкротства. Возможные мероприятия на этой стадии

Поиск инструментов результативности, эффективности бизнеса является ключевой задачей менеджмента организации. Ряд задач, связанных с этой проблемой лежит внутри организации. Здесь мы затронем именно их и не будем рассматривать вопросы, связанные с тем, что произволить и кто являнется клиентом бизнеса. Безусловно, это важные задачи, но чаше возникает другой вопрос, что делать с имеющимся состоянием бизнеса, когда вопросы касаются, преимущественно дествующего производства и сбыта.

Любая система содержит элемент, ограничивающий ее деятельность по достижению ее цели (ограничение производительности системы). Это ограничение может быть только одно. Организация является открытой системой, поэтому ограничение может находиться или внутри, или вне организации, но, как правило, внутри организации. Мы видим свою задачу, в том, чтобы помочь компании найти это ограничение, синхронизировать деятельность организации с этим ограничением. Снять (расширить) ограничение, на первом этапе, без привлечения дополнительных средств.

Естественным снижением производительности, ограничениями являются:

1. Вариабельность входящего потока. Выход потока за допустимые пределы и работ ограничения с такими отклонениями дает, как правило, результат хуже запланированного (по времени, качеству, затратам);

2. Вариабельность работы ограничения – выходного потока;

3. Вариабельность элементов по обработке выходного потока ограничения ниже по течению.

цена вариабельности

Источниками вариабельности являются:

1. Вариабельность «сырья» как в прямом, так и переносных смыслах (информация, детали, распоряжения и т.п., объем, качество);

2. Операционная вариабельность – т.е. варьирования способов выполнения работ по обработке входящего потока. Безнадежно ждать одинакового результата, каждый раз меняя способ достижения результата.

3. Вариабельность характеристик инструментов и оборудования (в узком и широком смыслах) – колебания характеристик работы «оборудования» или «инструмента» прямым образом влияет на результат.


Поиск, создание и настройка инструментов по снижению вариабельности (в т.ч. стандартизация) является ключевым направлением по расширению ограничения;

Инструменты по работе с отклонениями (организационные, управленческие, технические) – возможность совершенствования, самообучения организации – условие непрерывного развития.

Более подробно узнать об этих подходах, в том числе получить формы или разработать корпоративную методику экспресс-оценки рисков вы можете приняв участие в общих семинарах или заказав корпоративный.

Книга господина Андерсена содержит рекомендации (в том числе графические) по выделению, описанию и улучшению бизнес-процессов. Однако, она оставила весьма противоречивое впечатление: с одной стороны много интересной информации, а с другой - немало "пережевывания" очевидных вещей.

01. Функциональный подход «разрезает» организацию сверху донизу, процессный - поперек, пересекая границы функциональных подразделений.

02. Организация это не только совокупность специализированных отделов, но и деятельность по реализации процессов.

03. Каждый бизнес-процесс имеет своего поставщика или потребителя. Он преобразует входящее в результаты или выход.

04. Первичный процесс-основной и создающий ценности процесс. Процесс пронизывает всю компанию от клиента до поставщика.

05. Поддерживающий (вспомогательный) не создает добавленную ценность, но обеспечивает основные процессы (например, управление финансами и персоналом)

06. Развивающие процессы создают цепочку ценностей в двух других на уровне показателей (например, разработка продукции, развитие поставщика).

07. Для организации улучшений в состав команды, направленной на это, должны быть включены люди, имеющие отношение к процессу, как его участники, так и потребители. В команде не должно быть более 6-7 человек. Работа в группе для них должна быть первостепенной по отношению к с другим обязанностям. Такая деятельность не подходит для замкнутого, молчаливого человека и должна быть добровольной.

08. Работа по улучшению: документирование-измерение показателей-самооценка с оцениванием показателей-планирование совершенствования - совершенствование.

09. Процессы можно документировать по одному или сразу всей массой, зависит от необходимости и ситуации.

10. Чтобы описывать процессы надо знать стратегию предприятия, заинтересованные стороны и их ожидания относительно товаров и услуг, которые производятся благодаря бизнес-процессам.

11. После определения ключевых бизнес-процессов нужно переходить к их описанию. Есть двухшаговая процедура.
А. Нужно дать определениеанализу и описать его качественно. Сиспользованием картирования описать вход, выход, какие требования на этих частях и какой внутренний поток.
Б. Составить блок-схему процесса

12. На карте взаимосвязей следует нанести всех возможных участников процесса и обозначить разными стрелками возможные варианты их взаимодействия.

13. При составлении блок-схемы (графического описания потока действий в бизнес-процессе) надо обозначить единые символы для различных действий.

14. Многофункциональная блок-схема дает возможность увидеть, кто выполняет действие и к какому отделу он относится. Следует обозначить функциональные «колодцы», через которые проходит процесс. Можно отмечать время или затраты на каждую часть процесса.

15. Если процесс сложный и долгий, то его можно разбить на уровни. Так на нулевом уровне показаны только основные действия. Они пронумерованы 1.0, 2.0 и тп. Потом идут процессы первого уровня 1.1, 1.2, 1.3.

16. После описания процесса вполне может быть выделен менеджер для руководства им, наделенный исключительными полномочиями.

17. Нельзя управлять тем, чего нельзя измерить.

18. В системе показателей есть твердые и мягкие факторы: можно измерить непосредственно или косвенно?

19. Меры результата дают численную оценку достижений, диагностические меры - индикаторы будущих результатов (например, точность поставок, удовлетворенность потребителя и тп). Меры компетенции - будет ли компания производить перемены в будущем (инвестиции в разработку продукции, обученность персонала).

20. Сравнение трендов показателей дает возможность увидеть, какие процессы нуждаются в улучшении прежде всего.

21. Диаграмма «паутина» поможет при сравнении показателей своей организации с чужой.

22. Матрица показателей дополняет два других показателя, давая возможность отследить важность процесса и качество его выполнения.

23. Факторы успеха: ограниченное число факторов, в значительной степени влияющих на конкурентоспособность организации и её положении на рынке.

24. Модель совершенствования: определение приоритетов усилий-уяснение сути процесса и проблем-анализ проблемы-генерация идеи-генерация задач совершенствования-внедрение.

25. При мозговом штурме не высказывают критики, идеи объединяются, все мысли записываются. Можно написать идеи на карточках и пустить по кругу, где каждый письменно дополняет идею другого.

26. В ходе производства есть 3 категории действий: добавляющие ценность продукта, добавляющие ценность организации (планирование, ремонт оборудования), не добавляющие ценности (простои, складирование, переделка).

27. Для борьбы с длинными циклами производства надо выполнять возможные действия не последовательно, а параллельно.

28. Реинжиниринг бизнес-процессов отличает строгая нацеленность на прорыв или радикальные улучшения.

29. 4 фазы РБП: Планирование-Реинжиниринг-Преобразование (как внедрить?) -Внедрение.

30. 4 основных действия для систематизации существующих процессов: уничтожить, упростить, объединить, автоматизировать.

31. Первый шаг: исключение всех процессов не связанных с добавлением ценности.

32. Основные вопросы при РБП: какие потребности удовлетворяем и для кого? Почему и где? Когда и каким образом?

33. На этапе преобразования надо дать оценку требуемым перемена, запланировать требуемые инвестиции, обучение, закупки, создать благоприятный климат для перемен и планировать внедрение.

34. Бенчмаркинг: быть достаточно умным, чтобы признать наличие кого-то лучше вас и быть достаточно мудрым, чтобы у него всему научиться, а затем догнать и перегнать учителя. Рекомендуется работать с несколькими партнерами тремя-пятью.

35. Системные нарушения редко столь одномерны, чтобы их мог решить один человек или отдел.

36. При составлении плана изменений необходимо прописать возможные проблемы и пути их преодоления.

Маргарита Михайлова К.эк.н., профессор кафедры менеджмента Иркутского государственного университета путей сообщения
Журнал «Стандарты и качество », № 7 за 2009 год

Давно назрела необходимость перехода предприятий, организаций нашей страны на систему менеджмента качества (СМК). Решается данная задача путем выбора не только той или иной модели системы как ориентира для совершенствования деятельности, но и инструментов для достижения этой цели.

Угроза наказания — это не тот инструмент

Сегодня существует множество инструментов , которые все активнее вытесняют из практики репрессивные методы менеджмента. Однако надо признать: этот процесс на многих отечественных предприятиях идет с большим трудом, что в какой-то степени может быть объяснено многовековыми традициями.

  • В своде законов Вавилона свыше 4 тыс. лет назад говорилось, что если возведенный дом обрушился, архитектор расплачивается своим серебром. Если при этом погибал владелец дома, архитектору грозила смертная казнь, а в случае гибели членов семьи владельца, та же участь ждала и членов семьи архитектора. В те времена архитектор был наиболее грамотным специалистом в области строительства и отвечал за качество возводимых объектов с начала до конца.
  • Мост, построенный в XIX в. через реку Влтава, использовался не только по прямому назначению, но и для публичного наказания ремесленников, производивших недоброкачественные изделия. Их сажали в плетеные корзины и с помощью длинного шеста «макали» в воду.
  • Петр I в своем указе от 11 января 1723 г. четко прописал по иерархическим уровням меры наказания за допущенный брак при изготовлении оружия.
  • В 30-50-х гг. прошлого столетия в СССР выпуск бракованной продукции приравнивался к вредительству. Что следовало за таким обвинением — хорошо известно.

Приведенные примеры вреза наглядно демонстрируют, что такой инструмент управления качеством, как угроза наказания за производство недоброкачественной продукции, появившийся в глубокой древности, действует до сих пор. Традиции настолько сильны, что и в наше время строители моста в момент пуска его в эксплуатацию обязательно стоят под ним. Так они ручаются своей жизнью за качество сооружения.

Преобладание репрессивных мер породило устойчивый страх исполнителей и организаторов производства перед обнаружением дефектов в их работе. В результате при разборах случаев брака на предприятиях чаще всего ищут не глубинные причины его появления, а виновных. Анализ документов и отдельных фактов подтверждает, что нередко дело заканчивается наказанием «рублем» и административными мерами по отношению к изготовителям дефектной продукции.

Страх наказания, в свою очередь, приводит к немалому числу повторных и скрытых браков. Такого рода проблемы свойственны, в частности, железнодорожным предприятиям, что нередко обсуждается на страницах периодической печати . В условиях, когда преобладают меры устрашения, в случае возникновения ошибки у исполнителей (работников или предприятий) возникает естественное желание скрыть ее или «перевести стрелки».

К сожалению, менеджеры высшего уровня не всегда вспоминают правило десятикратных затрат , гласящее, что для любого производства экономически выгоднее выявить ошибку непосредственно в момент ее возникновения, чем на последующих стадиях. Для реализации данного правила необходимы не только обеспечение технических возможностей своевременного обнаружения отклонений, но и моральная готовность работников к этому. Такая готовность не приходит в одночасье: требуется немало усилий со стороны руководителей, чтобы подчиненные могли поверить в искренность намерений своих начальников.

На Иркутском авиастроительном предприятии используют СТО, один из пунктов которого гласит: при своевременном обнаружении дефектов самим исполнителем он не подлежит наказанию. Руководители таких предприятий, как «Инструм-Рэнд» , решительно отказываются от воздействия на своих сотрудников путем нагнетания страха. Однако повсеместного распространения подобная практика в России пока еще не получила.

Справедливости ради отметим, что аналогичное отношение к ошибкам сотрудников тяжело преодолевалось и преодолевается не только на отечественных предприятиях. Иначе Э. Деминг не включил бы в число 14 принципов менеджмента качества 8-й — «Изгоняйте страх» . Весьма убедительно также описывает неэффективность стратегии руководства ряда предприятий США, направленной на поиск виновных, Ф. Кросби .

Поддержание в работниках чувства страха не дает возможности реализовать на предприятии важнейший принцип, обеспечивающий высокую результативность СМК, — «вовлечение персонала». Большинство современных инструментов менеджмента как раз направлено на то, чтобы сотрудники максимально полно были вовлечены в процесс обеспечения и повышения качества труда, процессов и конечных результатов. Как известно, к числу этих инструментов относят системы «5S», «пять нулей», «точно вовремя», «защита от ошибок» (poka-yoke), система самоконтроля, простейшие статистические методы управления качеством и множество других.

Инструменты государственного уровня

Знания и их грамотное использование работниками зависят исключительно от позиции высшего руководства. Но при этом нельзя полагаться только на инициативность и понимание руководителей отдельных предприятий, поскольку обеспечение и повышение качества — задача государственной важности. В связи с этим не меньшая роль должна отводиться инструментам государственного уровня.

Специалисты справедливо считают , что долгое отсутствие внимания со стороны российского правительства к решению проблем качества уже слишком затянуло кризисную ситуацию в промышленности страны, а сегодня, в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом, может привести к весьма негативным последствиям. Между тем известно, что именно государственная политика Японии в области качества промышленной продукции, объединенная с инициативой предпринимателей, позволила стране достаточно быстро преодолеть послевоенный кризис и успешно выйти на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией. В Великобритании с приходом к власти М. Тэтчер правительство стало проводить политику, ориентированную на качество, что нашло отражение в успешно осуществленной программе преодоления страной экономических трудностей.

Опыт этих и других стран свидетельствует, что эффективное решение проблемы качества не может быть обеспечено без грамотной и целенаправленной поддержки предпринимателей государственными структурами . Э. Деминг утверждал, что одна из задач менеджмента — направление требуемых перемен и вовлечение в них всех сотрудников . Как мы полагаем, в первую очередь это относится к государственному уровню менеджмента.

Содействие и побуждение

По мнению специалистов, государственная поддержка развития менеджмента качества имеет два основных направления — содействие и побуждение . Рассмотрим подробнее их составляющие.

Содействие государства совершенствованию деятельности в области качества может выражаться разными способами. Это, например, обеспечение непосредственного участия российских специалистов в соответствующих разработках международных организаций, что открывает доступ к ценной информации, с одной стороны, а с другой — дает возможность защищать национальные интересы при установлении норм и правил, касающихся качества продукции.

Очень важна экономическая поддержка предприятий и организаций, реализующих программы совершенствования своей деятельности. Например, в Республике Корея действуют налоговые скидки с сумм, затраченных предприятием на оплату консультационных услуг, сертификацию СМК. В Индии предоставляются гранты малым предприятиям, внедряющим СМК согласно стандартам ИСО серии 9000. Есть и другие варианты экономического содействия государственных структур .

Полезно также проведение в масштабах государства специальных исследований, доказывающих невыгодность для нации производства продукции низкого качества . Подсчеты специалистов США в 80-х гг. прошлого столетия показали, что обеспечение качества обернулось бы ростом валового национального продукта страны на 5-10%. Отдельные прогнозы потерь из-за пренебрежения к качеству делали и российские специалисты , однако эта работа не имела продолжения.

Побуждение к совершенствованию деятельности предприятий осуществляется прежде всего через официальное заявление правительства страны о государственной политике в области качества, разработке и реализации государственной программы «Качество», принятие соответствующих законодательных актов, контроль их исполнения, организацию и проведение конкурсов.

Во Франции (провинция Бретань) как только превышен установленный срок хранения или меняются условия хранения свежей рыбы, Знак качества немедленно снимается, что сопровождается снижением цены на продукт. Никому не приходит в голову ввести Знак качества более низкой ступени на замороженную рыбу. Вспомним знаменитую фразу М. Булгакова про осетрину, которая не может иметь второй свежести.

Что касается законодательных актов и их исполнения, остановимся лишь на законе «О защите прав потребителей». Версия 1992 г. и все последующие редакции закона содержат ст. 3, декларирующую право потребителей на просвещение, в частности «посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы» .

Допускаем, что в некоторых регионах России названная статья закона реализуется. Однако ежегодный опрос студентов первых курсов ряда вузов, например Иркутска, позволяет нам утверждать, что менее 1% бывших школьников обучалось правилам поведения потребителей. В вузовские программы, за исключением специальности «Управление качеством», соответствующие дисциплины также не включены. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что большинство потребителей, по крайней мере названного региона, познают свои права путем «проб и ошибок».

Безграмотный производитель — обманутый потребитель

Безграмотностью потребителей нередко пользуются производители, сами явно не блещущие знаниями в данной области. Например, до недавнего времени, видимо для большей убедительности, на упаковке офисной бумаги «Снегурочка» было написано буквально следующее: «Снегурочка» по своим техническим характеристикам соответствует требованиям стандарта ISO 9001»

Только специалисты знают, что данный стандарт не может отражать технические характеристики какой бы то ни было продукции. Потребители же, не обладающие необходимыми знаниями, считают эту надпись гарантией соответствия какому-то техническому стандарту. К счастью, современный вариант упаковки освобожден от такого нелепого утверждения.

Другой пример. Перекидной календарь на 2004 г. от издательского дома МВМ «Праздники, именины, знаменательные даты и другая полезная информация» информировал население нашей страны, что 9 ноября следует праздновать Всемирный день качества (ВДК). В данном случае составителями календаря, очевидно, была проведена аналогия с предыдущим, 2003 г., когда на 9 ноября действительно приходился ВДК. Не знали они, что у этого праздника «плавающая» дата и приходится она всегда на второй четверг ноября. Издатели же «закрепили» определенное число за этим праздником, чем дезинформировали потребителей. Да и в 2008 г., по одним официальным источникам, ВДК следовало праздновать 6 ноября, по другим — 13-го.

Чего ждать от медалей и дипломов?

В совершенствовании менеджмента качества немаловажны также такие инструменты побуждения к совершенствованию деятельности предприятий, как конкурс «Знак качества XXI века» и премии Правительства РФ в области качества.

Граждане нашей страны хорошо помнят государственный Знак качества советского периода, утвержденный в 1967 г До сих пор у многих из нас исправно работают часы, холодильники и другая техника, помеченная этим знаком. Но были и слабые места в технологии его присуждения, что иногда приводило к поставкам недоброкачественной продукции.

Очевидно, в период перестройки предприятиям и правительству стало не до подобных церемоний, и Знак качества перестал использоваться. Однако в 1998 г к практике присуждения Знака качества вернулись, но уже в виде другого символа (рисунок).

По нашему мнению, Знак качества должен принципиально отличать продукцию от всей прочей, пусть даже и высшего сорта.

Опыт перехода российских предприятий на СМК свидетельствует не только о необходимости использования специальных инструментов, но и о грамотной интерпретации и построении ее, активном вовлечении в этот процесс как производителей, так и потребителей. Безусловно, особую важность имеют инструменты государственного уровня.

Необходима государственная поддержка проведения научно-практических исследований негативных последствий отторжения или формального отношения к совершенствованию процессов управления качеством, что, несомненно, могло бы принести пользу и отдельным предприятиям, и обществу в целом. Формализм представляет даже большую угрозу, чем бездействие. Именно формальное отношение может погубить идею СМК. Однако эта тема требует отдельного разговора.

Список использованной литературы

1. Михайлова М.Р. Управление качеством: Учеб. пособие в 2 ч. — Иркутск: ИрГУПС, 2005. — Ч. 2.

2. Ривел Дж.-Б. Главное о качестве. Справочник от А до Я / Пер. с англ. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2006.

3. Сорин Я.М., Лебедев А.В. Беседы о надежности. — М.: Знание, 1968.

5. Тин В. Причина схода — в череде бесконтрольности // Восточно-Сибирский путь. — 2008. — 3 окт.

6. Глудкин О.П. и др. Всеобщее управление качеством: Учеб. — М.: Радио и связь, 1999.

7. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М.: Новости, 2000.

8. Деминг Э. Выход из кризиса. — Тверь: Альба, 1994.

9. Кросби Ф. Качество и Я / Пер. с англ. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.

10. Белобрагин В.Я. Стандарты ИСО серий 9000 и 14000 в зеркале статистики // Стандарты и качество. — 2004. — № 11. - С. 86-91.

11. Нив Г.Р. Пространство доктора Де- минга. В 2 кн. / Пер. с англ. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — Кн. 2

12. Спицнадель В.Н. Системы качества: Учеб. пособие. — СПб.: Бизнес-пресса, 2000.

13. Дейч Г. Стоимость пренебрежения к качеству в национальном масштабе // Стандарты и качество. — 1998. — № 8. — С. 62-65.

14. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». — М.: Гросс-Медиа, 2008.


Банкротство или мошенничество?

Признание должника несостоятельным (банкротом) является на настоящий момент единственным законным способом прекращения (погашения) всех долгов организации, которая не может удовлетворить требования кредиторов. Процедура банкротства предприятия является абсолютно легальной, т.е. законной процедурой , которая направлена на цивилизованное решение вопросов выхода из бизнеса структуры, оказавшейся неспособной эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе отвечать по своим долгам.

Признаки банкротства определяет Закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если обязательства по уплате не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть реализованы, и если сумма обязательств превышает стоимость его имущества. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если указанные обязательства не исполнены в течение 3 месяцев.

Плюсы процедуры банкротства

1) четкое определение размеров задолженности, обязательств, очередности и способов погашения долгов, что дает кредиторам возможность рассчитывать на возвращение своих денежных средств;

2) должник, рассчитавшись по обязательствам имеющимся имуществом, освобождается, таким образом, от долгов и может начать новое дело;

3) вывод неэффективных предприятий из экономики.
Однако признание должника банкротом затрагивает также права и интересы работников предприятия, кредиторов, собственников бизнеса.

Возможные проблемы у должника в процессе банкротства

1) вероятность привлечения учредителей должника к солидарной ответственности по его обязательствам в пределах неоплаченной части вклада - в случае невнесения и неполного внесения вклада в уставный капитал учредителями должника;

2) невозможность организации в дальнейшем заниматься предпринимательской деятельностью, что влечет определенные потери (убытки) для участников, акционеров должника.

Несостоятельность предприятия обязательно должна быть признана арбитражным судом . Однако перед началом банкротства организация должна пройти все необходимые досудебные процедуры. Законом «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 6 и ст. 7 закона № 127-ФЗ) предусмотрено, что

конкурсные кредиторы могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника лишь при определенном условии :

они должны обладать судебным решением о взыскании долга и обратиться в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного взыскания. В связи с этим арбитражный суд должен проверить, что досудебная процедура соблюдена полностью.

Инициатором процедуры банкротства могут быть: конкурсные кредиторы, уполномоченный орган и непосредственно сама организация.

Конкурсными кредиторами являются заимодавцы по денежным обязательствам гражданско-правового характера.

В лице уполномоченного органа выступает Федеральная налоговая служба. Причем она может стать инициатором дела о банкротстве лишь по сумме недоимки: санкции, штрафы и пени во внимание не принимаются. Это связано с тем, что при взыскании недоимок применяется иная процедура: они списываются со счета организации в бесспорном порядке. Поэтому уполномоченный орган должен вынести предписание о взыскании недоимки и выставить на инкассо соответствующее платежное поручение. Если взыскать недоимку не удается, то выносится специальное постановление о невозможности операции в связи с отсутствием денежных средств. И только через 30 дней после этого уполномоченный орган может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Организация-должник может самостоятельно подать заявление о возбуждении дела о банкротстве. В этом случае руководитель предприятия подает заявление, составленное на основании условий, предусмотренных в статье 9 закона о банкротстве. Если управляющий орган должника так и не обратился в арбитражный суд, а по истечении месяца появились новые требования, то при возбуждении дела о банкротстве и включении таких требований в реестр кредиторов непогашенная часть этих требований устраняется за счет личного имущества руководителя.

В ситуации, когда имеется решение арбитражного суда о взыскании долга, и должник знает, что это взыскание приведет к банкротству его предприятия, он может обратиться в арбитражный суд заранее. Но решение суда вступит в силу только через месяц.

Банкротство предприятия не является желаемым явлением ни для кредиторов, ни для должника. Для первых оно чревато полным или частичным невозвратом долга (из-за очерёдности требований и недостаточности имущества должника), а также сложностью процедур, необходимых для исполнения обязательств. Для второго означает окончание деятельности и частичную или полную потерю активов. О том, как можно предупредить банкротство на разных стадиях финансовых затруднений, пойдёт речь ниже.

Общая информация

Предупреждение банкротства - это способы восстановления платёжеспособности и улучшения финансового положения организаций-должников.

Частично оно регулируется главой II Федерального закона от 22.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ней указано, что при возникновении признаков банкротства руководитель организации-должника в срок до 10 дней с даты получения подобной информации обязан направить сведения о наличии данных признаков собственнику имущества организации (если должник - унитарное предприятие), а также лицам, имеющим право созывать внеочередное собрание акционеров (участников) организации.

Согласно пункту 3 ст. 30 указанного закона учредители (или участники) и собственник имущества, до направления в суд заявления о признании организации банкротом, принимают меры по предупреждению банкротства (возвращению его платёжеспособности). В реализации этих мер также могут участвовать кредиторы и иные лица, заключившие соглашение с должником.

В ряде случаев, установленных федеральным законодательством, своевременно принять меры по предупреждению банкротства организаций должны и органы государственной (исполнительной) власти и местные администрации.

Избежать несостоятельности можно как на досудебной стадии, так и после подачи документов для признания должника банкротом. Руководство организации и иные заинтересованные лица самостоятельно определяют оптимальный набор методов восстановления её эффективной работы.

Для кредитных организаций и предприятий стратегических отраслей существуют дополнительные меры по предупреждению банкротства.

Досудебные (внесудебные) меры

Они осуществляются по решению руководства организации-должника и связанных с ней лиц до направления заявления о признании её банкротом без вмешательства и контроля судебных органов.

Меры, применяемые при лёгких затруднениях работы предприятия

Меры при серьёзном ухудшении работы организации

При глубоких кризисных состояниях может быть проведена реорганизация предприятия-должника. В соответствии со статьёй 57 Гражданского Кодекса РФ она может проводиться в следующих видах:

Судебные меры

К ним относят процедуры, направленные на предупреждение банкротства и восстановление работы организации, реализующиеся после подачи в суд документов для признания её банкротом - введение финансового оздоровления либо внешнего управления. При их осуществлении, в отличие от внесудебных мер, возвращение платёжеспособности организации происходит при участии (под контролем) кредиторов и арбитражных судей.

Финансовое оздоровление

Данная процедура регулируется главой V Федерального закона о несостоятельности. Решение о начале оздоровления принимается собранием кредиторов и утверждается судом. При этом представители организации-должника имеют право ходатайствовать о его введении.

Обязательным условием начала финансового оздоровления по закону является наличие плана его осуществления и графика выплаты задолженности. Эти документы обсуждаются и одобряются собранием кредиторов.

Максимальная продолжительность финансового оздоровления - два года.

Отличие финансового оздоровления от досудебного восстановления платёжеспособности

Главное отличие - это ограничение свободы действий руководства предприятия-должника:

  1. Арбитражный суд назначает арбитражного управляющего (его кандидатуру определяет собрание кредиторов).
  2. Если руководство должника не выполняет план финансового оздоровления, то на основе ходатайства собрания кредиторов или назначенного арбитражного управляющего по решению суда оно может быть отстранено от выполнения своих обязанностей.
  3. Руководители организации-должника без получения согласия кредиторов не могут:
    • проводить сделки, в реализации которых они заинтересованы, или сделки, связанные с получением (отчуждением) более 5 процентов стоимости активов задолжавшей организации либо выдачей гарантий, займов, поручительств, кредитов, либо передачей имущества должника в доверительное управление;
    • выполнять операции, приводящие к появлению новых обязательств, если долги, возникшие после начала процедуры оздоровления, составили 20 процентов от суммы, указанной в реестре требований к должнику.

Кроме того, без одобрения кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение по задолженности, руководители лишены права проводить реорганизацию юридического лица. А без согласия назначенного управляющего — проводить сделки, связанные:

  • с получением в долг денежных средств;
  • с переводом долга или уступкой прав требований;
  • с превышением кредиторской задолженности пятипроцентной доли от суммы, указанной в реестре требований к должнику на дату введения процедуры оздоровления;
  • с получением либо отчуждением имущества (кроме реализации продукции).

Что нужно знать предпринимателям об ? Ответ читайте на страницах нашего ресурса.
Условия для введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка . Эта мера направлена на защиту должников.

Внешнее управление

Регламентируется главой VI закона о несостоятельности.

Это процедура возвращения платёжеспособности, предусматривающая отстранение руководства организации-должника от выполнения своих обязанностей и возложение их полномочий на назначенного судом внешнего управляющего.

Внешнее управление также вводится судом по предложению собрания кредиторов на полтора года. При необходимости этот срок может быть продлён ещё на полгода. На этот период управляющий составляет план внешнего управления, утверждаемый затем собранием кредиторов. Его цель, как и в программе финансового оздоровления, состоит в возвращении платёжеспособности организации.

Помимо реализации антикризисного плана возврату к нормальной работе должника способствует и введение моратория на выполнение должником обязательств перед кредиторами (за исключением текущих).

Особенности предупреждения банкротства отдельных видов организаций

Стратегические организации

Это организации, входящие в особый, утверждённый на федеральном уровне, перечень и работающие в стратегически важных для обеспечения интересов государства отраслях, например, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предупреждения их несостоятельности в соответствии со ст. 191 Федерального закона о банкротстве Правительство РФ организует осуществление ряда мероприятий:

  • анализ платёжеспособности и финансового состояния;
  • проведение реорганизации;
  • погашение задолженности федеральных органов власти перед предприятиями и организациями, работающими в рамках гособоронзаказа, если вероятность банкротства возникла по этой причине;
  • реструктуризация задолженности по перечислению налогов и сборов в федеральный бюджет и платежей во внебюджетные фонды;
  • досудебная санация;
  • достижение (в т. ч. путём оформления государственных гарантий) договорённости между организациями стратегических отраслей и их кредиторами о реструктуризации имеющейся задолженности;
  • другие.

Внешнее управление вводится по решению арбитражного суда.

Кредитные организации

Предупреждение банкротства этих организаций регулируется параграфом 4.1 главы IX закона о несостоятельности. К числу соответствующих мер согласно статье 189.9. данного закона относятся следующие:

  • финансовое оздоровление во внесудебном порядке, осуществляемое согласно статье 189.14 закона о несостоятельности;
  • назначение временной администрации, кроме случаев, связанных с отзывом лицензии на выполнение банковских операций;
  • проведение реорганизации;
  • меры, принимаемые с участием государственного Агентства по страхованию вкладов, которое исполняет полномочия конкурсного управляющего в случае банкротства кредитных организаций.

Все указанные меры реализуются до даты отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Таким образом, ухудшение платёжеспособности организации не является поводом для серьёзного беспокойства и негативных выводов. Существует достаточно много способов выхода из затруднительного положения, в том числе и после обращения в суд о введении процедур банкротства. Значительную помощь при этом могут оказать юристы и финансовые консультанты.