Деление права на правовые отрасли. Понятие системы права. Основания деления права на отрасли

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определённые виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

  • 1 субъекты - индивидуальные и коллективные;
  • 2 их поведение, поступки, действия;
  • 3 объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
  • 4 социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Под методом понимаются определённые приёмы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределён самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета.

Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений ещё не создаёт само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей. Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя.

Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей.

Например, отношения собственности во всех её формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для неё способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они - части единой системы. Если бы основанием для деления права служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебник/И.В. Григорьева.-Тамбов.: ТГПУ,2009.-155 с.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

  • 1 установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
  • 2 издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
  • 3 наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
  • 4 определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений.

Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государства; в то же время она даёт субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

Такое же сквозное значение имеют дозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придаёт поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчинённость одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих - характерные черты указанного метода.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почётных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.

В сельскохозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы - негосударственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них своё влияние лишь путём разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебник/И.В. Григорьева.-Тамбов.: ТГПУ,2009.-155 с.

48 49 ..

3.

Основания деления права на отрасли

Выяснение критериев выделения группы норм в самостоятельную отрасль имеет важное научное и практическое значение. В период принципиальных перемен в общественной жизни появляются принципиально новые общественные отношения, требующие правового регулирования. Формируется ли при этом новые отрасли, или регуляция осуществляется в рамках существующих отраслей? Как определить «новую» отрасль? В науке отсутствует единство даже по поводу количества отраслей в системе российского права. В качестве самостоятельных отраслей называют, например, образовательное, налоговое, водное право и др.

Каковы же критерии деления права на отрасли?

Прежде всего, это специфические отношения, составляющие предмет правового регулирования. Наличие особых отношений, имеющих специфические родовые особенности, дает основание для выделения регулирующих их норм в самостоятельную отрасль. Так, трудовые отношения регулируются нормами трудового права, семейные – семейного, имущественные – гражданского права и т.д.

Однако одного предмета оказывается недостаточно для характеристики и формирования самостоятельной отрасли. Сходные отношения могут регулироваться нормами различных отраслей. Например, мелкое хищение влечет за собой административную ответственность. Хищение же крупное – предусмотрено нормами уголовного права. Отношения собственности регулируются нормами и конституционного, и гражданского права и т.д. Кроме того, довольно сложно определить специфику отдельных видов отношений достаточную для признания предмета отдельной отрасли. При характеристике только одного предмета регулирования, как основания деления можно выявить достаточно большое количество отраслей права.

Для выделения самостоятельной отрасли юридическая наука выдвинула еще один критерий –метод правового регулирования . Нормы каждой отрасли регулируют отношения отличными от других отраслей методами. Поэтому для каждой отрасли характерен свой отраслевой метод регулирования.

Если предмет правового регулирования показывает, что регулирует данная отрасль, то метод определяет как, каким образом это делается. Поскольку нормы права закреплены письменно, характер метода, его особенности так же находят текстуальное выражение. Каковы же эти формальные критерии, показатели метода?

1. Субъекты отношений . В каждой отрасли права характерны свои, свойственные только этой отрасли, субъекты. Для трудового права – это работодатель и работник, для гражданского права – покупатель, продавец, арендатор, для семейного права – супруги, родители, дети. Определение терминологически однообразно субъектам разных отраслей усложняет процесс правовой регламентации, порождает споры, снижает эффективность правового регулирования. Так, например, субъект «семья» характерен для семейного права. Однако наличие в гражданском праве такого субъекта «членсемьи нанимателя» порождало ненужные споры. В нескольких отраслях нормативно закреплен такой субъект как «должностное лицо». Это требует дополнительных пояснений в законодательстве, усложняет его толкование и реализацию.

2. Положение субъектов. В каждой отрасли права положение субъектов правоотношений различно. Так, для гражданского права характерно равноправие субъектов. В административных правоотношениях преобладают отношения господства и подчинения. В отдельных отраслях этот признак не столь заметен, однако при внимательном научном анализе можно определить особенности. Так, отношения равенства характерны не только для гражданского, но и для трудового права. Однако равенство здесь возможно лишь на стадии заключения трудового договора. В процессе выполнения трудовых обязанностей, в трудовых правоотношениях такого равенства уже нет. Работодатель проявляет по отношению к работнику хозяйскую власть.

3. Юридические факты. Для каждой отрасли права характерны свои юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.

4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.

5. Наконец отличаются отраслевые нормы ипо характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.

В основе деления права на отрасли находятся предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия.

Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять – как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

– дозволение – предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

– обязывание – возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий;

– запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) – это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) – это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Принято также данные методы именовать в юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.

Еще по теме 2. Основания деления права на отрасли.:

  1. 32. Предмет и метод правового регулирования как основания деления на отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права
  2. 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли
  3. 24. Проблема деления права на частное и публичное. (Исторические и теоретические основания. Его практическое значение).
  4. Вопрос 65. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.

1. Управление обществом в целях обеспечения его существования и развития является…
сущностью государства
социальным назначением государства
признаком государства

2. В президентской республике президент …
является главой исполнительной власти
не является главой исполнительной власти
как правило, не является главой исполнительной власти

3. Структурную организацию верховной государственной власти характеризует …
форма государственного устройства
государственный режим
форма государственного правления

4. Способы толкования используются…
на этапе толкования-уяснения
на этапе толкования-применения
в ходе официального толкования

5. Правило наиболее целесообразного обращения людей с предметами и явлениями природы, орудиями труда, техническими средствами – это …
нормы культуры
правовые нормы
технические нормы

6. Деление права на отрасли характерно для …


семьи религиозного права

7. Правовая культура, в отличие от правосознания, выражается в …
деятельности людей
следовании какой-то определенной правовой теории
наличии специальных юридических знаний

8. Психологическая теория права включает в право…
психические переживания людей
психологические переживания должностных лиц
психические переживания жертв правонарушений

9. При осуществлении консолидации нормативных правовых актов в содержание правового регулирования …
вносится существенная новизна
не вносится никаких изменений
вносятся незначительные изменения

10. Правосознание – это …
отношение людей к праву и правовым явлениям
стремление познать содержание и сущность права
сознание необходимости поддержания правопорядка

11. Обычай становится правовым в результате его…
экспансии
рецепирования
санкционирования

12. Представителем позитивистской теории права является …
Густав Гуго
Цицерон
Джон Остин

13. К признакам права не относится…
нормативность
формальная определенность
дуализм

14. Теория государства и права относится к числу…
теоретико-исторических юридических наук
отраслевых юридических наук
прикладных наук

15. К основаниям освобождения от юридической ответственности относится …
истечение срока давности
невменяемость
отсутствие умысла

16. Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по …
поддержанию законности и правопорядка в обществе
созданию правовых норм, имеющих воспитательное воздействие на общество
формированию правосознания и правовой культуры личности и общества

17. Одним из оснований объединения правовых систем разных стран в правовые семьи является:
общность юридической терминологии
одинаковый уровень правовой культуры
одинаковая структура общественного правосознания

18. По связи с волей участников правоотношения все юридические факты подразделяются на два вида:
юридические акты и юридические поступки
правомерные и неправомерные действия
события и действия

19. Норма права и статья нормативного правового акта …
всегда совпадают
могут совпадать, а могут и не совпадать
всегда не совпадают

20. Причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями относится к …
объективной стороне правонарушения
субъективной стороне правонарушения
признакам юридической ответственности

21. Применение права осуществляется:
только физическими лицами
как физическими, так и юридическими лицами
только уполномоченными органами и должностными лицами

22. К числу юридических предпосылок правоотношения не относится…
норма права
юридический факт
толкование нормы права

23. Представителем договорной теории происхождения государства является…
Л. Гумплович
Г. Гроций
Л.И. Петражицкий.

24. Структуру акта применения права образуют …
преамбула, общая часть, особенная часть
общая часть, особенная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть
вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть

25. Функция юридической ответственности, проявляющаяся в возмещении имущественного вреда потерпевшей стороне
штрафная
воспитательная
компенсационная

26. Диспозиция нормы права содержит указание на …
модель поведения субъектов
условие реализации нормы права
неблагоприятные последствия для правонарушителя

27. Фактическое осуществление предписаний правовых норм в поведении субъектов – это …
применение права
юридическая обязанность
реализация права

28. Какой из элементов механизма правового регулирования выражается в фактическом правомерном поведении участников правоотношения, направленном на осуществление принадлежащих им прав и обязанностей:
нормы права
акты реализации прав и обязанностей
акты применения права

29. Понятия «правотворчество» и «правообразование» соотносятся следующим образом:
правотворчество шире, чем правообразование
правообразование шире, чем правотворчество
они тождественны

30. Для организации и осуществления власти в родовой общине не было характерно…
наличие старейшин и вождей
принадлежность власти общине
наличие специального аппарата управления

31. Основное направление деятельности государства по управлению обществом – это …
механизм государства
функции государства
политика государства

32. Швеция является…
парламентской республикой
парламентарной монархией
полупрезидентской республикой

33. Критерием деления норм права на регулятивные и охранительные является …
метод правового регулирования
принципы права
функции права

34. В каком соотношении между собой находятся законность и правопорядок:
законность выступает в качестве предпосылки формирования правопорядка
правопорядок выступает в качестве предпосылки формирования законности
законность и правопорядок существуют независимо друг от друга

35. Законодатель (а не суд, правовая наука и т.д.) играет ведущую роль в формировании права в странах…
романо-германской правовой семьи
англосаксонской правовой семьи
семьи религиозного права

36. Вид правомерного поведения, основанный на страхе перед применением мер государственного принуждения — это …
законопослушное
конформистское
маргинальное

37. Государственные организации
не входят в государственный аппарат
входят в государственный аппарат
в большинстве случаев входят в государственный аппарат

38. Критерий, положенный в основу классификации федераций на договорные и конституционные:
правовой статус субъектов федерации
принцип образования субъектов федерации
правовое основание образования федерации

39. Соотношение между законностью и целесообразностью
если соблюдение закона нецелесообразно, его предписания не являются обязательными для субъектов права
закон надо соблюдать даже тогда, когда это нецелесообразно
субъекты права должны выполнять предписания подзаконных актов, в которых определяется целесообразность следования тому или иному закону

40. Дееспособность гражданина …
может быть ограничена судом
может быть ограничена медико-социальной экспертной комиссией
никем не может быть ограничена

41. Источником права в России не является …
правовой обычай
нормативный договор
правовая доктрина

42. Существует ли правовая семья, которая не допускает использования нормативно-правовых актов в качестве источника права:
да, это семья традиционного (обычного) права
да, это семья религиозного права
такой правовой семьи не существует

43. Противоречие между правовыми нормами, регулирующими одно и то же общественное отношение – это …
коллизия в праве
юридический казус
казуальное изложение

44. Районный суд Ленинского района г. Нижнего Новгорода является …
государственным органом субъекта РФ
федеральным государственным органом
органом местного самоуправления

45. Субъект Российской Федерации
вправе принимать законы
не вправе принимать законы
республики в составе РФ – вправе, а остальные субъекты РФ не вправе принимать законы

46. Государства по форме государственного правления делятся на …
абсолютные и ограниченные
монархии и республики
унитарные и федеративные

47. В результате инкорпорации содержание нормативных правовых актов…
не изменяется
отчасти изменяется
существенно изменяется

48. Обычай становится правовым в результате его …
инкорпорации
легитимизации
санкционирования

49. Императивные нормы устанавливают …
вариант поведения, но при этом представляют субъектам возможность урегулировать свои отношения по собственному усмотрению
обязательное правило поведения, отступать от которого недопустимо
возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов

50. Элементом нормы права не является …
преюдиция
гипотеза
диспозиция

51. Носителями научного правосознания являются …
ученые-юристы
все юристы
профессора права

52. Согласно теории естественного права …
право и закон тождественны
право и закон не тождественны
есть только право, а закона нет

53. По характеру и степени общественной вредности правонарушения разделяются на …
экономические и уголовные
противоправные действие и бездействие
преступления и проступки

54. Признаком абсолютной монархии не является …
дуализм власти
наличие централизованного государственного аппарата
сакрализация власти

55. К признакам права не относится:
нормативность
казуистичность
системность

56. Что первично: механизм государства или функции государства?
механизм государства
в зависимости от ситуации
функции государства

Отрасль права - основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений

Отрасль права обычно имеет двухуровневое строение. В ней выделяются общая и особенная части. В общей части формулируются нормативные предписания, являющиеся основополагающими для конкретных норм, институтов отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части. Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли.

Крупные по объему и сложные по структуре отрасли права подразделяются на подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное право

Основания деления права на отрасли.

В основе деления права на отрасли лежат два системообразующих критерия: предмет и метод правового регулирования

Предмет правового регулирования - это общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Выделяют два основных метода: императивный (основывается на соподчинении) и диспозитивный (автономия и равноправие сторон) + поощрительный, рекомендательный, установительный.

Отсюда закономерен вывод, что каждая отрасль права имеет свою особую сферу правового регулирования, которая регламентируется специфическим методом.

Именно предмет обусловливает в первую очередь необходимость выделения той или иной отрасли права, а когда отрасль начинает формироваться, появляется и соответствующий ей метод регулирования, который во многом зависит от воли законодателя.



Мощнейшим фактором перехода подотрасли или института в самостоятельную отрасль права выступает соответствующая кодификация. Следует признать, что наряду с предметом и методом правового регулирования - традиционными критериями отраслевого деления, кодификация становится третьим формальным условием обособления групп норм права в самостоятельную отрасль

Тенденции в развитии системы законодательства.

· рост межотраслевого законодательства, сфер комплексного правового регулирования;

· интернационализация: правовое заимствование (сравнительное изучение правовых систем зарубежных стран и внедрение их достижений в российскую правовую реальность) и международно-правовая унификация (связана с влиянием международного права на национально-правовые системы);

· формализация права: усиление внимания к процедурным, процессуальным аспектам правового регулирования и правореализации. Эта тенденция сближает российское правом с системами англо-саксонского правового типа

· повышение роли и значения частного права: смена приоритетов от публичного права к частному;

· децентрализация нормативного материала: повышение статуса правовых подинститутов, подотраслей и выделение их в самостоятельные отрасли законодательства через кодификацию.

Система современного российского права складывается из следующих отраслей:

o конституционного (государственного);

o административного;

o финансового;

o гражданского;

o семейного;

o трудового;

o права социального обеспечения;

o экологического;

o уголовного;

o уголовно-процессуального;

o гражданское процессуального;

o уголовно-исполнительного.

Особое место занимают:

o международное публичное право;

o международное частное право.

Следует различать систему права (деление юридических норм на отрасли и институты) и систему законодательства , т.е. деление нормативных правовых актов на определенные части. Это результат целенаправленной деятельности законодателя, формирование им всего массива актов, регулирующих общественные отношения. Система права служит основой для деления законодательства на отрасли и институты, побуждает законодателя издавать нормативные акты, придерживаясь, в первую очередь, устоявшегося деления права на отрасли и институты. Отраслями законодательства, например, являются конституционное, гражданское, трудовое право и др.

Вместе с тем в современной правовой системе существуют также комплексные отрасли законодательства , которые складываются из норм различных отраслей права (законодательство о здравоохранении, образовании, транспорте, связи, лесное право и др.). За последние годы в Российской Федерации активно формируются новые комплексные отрасли законодательства (налоговое, таможенное право, законодательство о приватизации и др.).