Октября 1998 г 164 фз. Исключены положения, противоречащие действующему законодательству. Последние изменения в законе «О финансовой аренде»

Игроки рынка лизинга ожидают, что в результате реформы произойдет повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли, стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится. При введении регулирования отрасли Центробанком, будет выстроена эффективная система управления рисками, исключены мошеннические сделки, кроме того, с рынка уйдут небольшие игроки, усилится специализация остальных лизинговых компаний. В итоге реформа позволит предложить клиентам более гибкие условия лизинга коммерческого транспорта, снизить стоимость сделок и повысить уровень сервиса.

Подготовка реформы лизинга началась весной 2016 года после проведения исследования, в ходе которого Центробанк проверил ситуацию на лизинговом рынке с точки зрения влияния на банковский сектор и в целом на экономику. Предпосылкой явилась череда дефолтов лизинговых компаний, которые не смогли отвечать по обязательствам перед банками, в особенно важных для государства отраслях, в частности, в авиации.

Как отмечает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев, повысившееся внимание государства к лизингу - в общем тренде возрастания роли регулятивной функции госорганов на финансовых рынках. «Годовой объем нового лизингового бизнеса в России исчисляется сотнями миллиардов рублей, а на лизинговые инструменты в 2014–2017 гг. делается большая ставка в рамках программ поддержки целых отраслей промышленности. Именно поэтому инициатива реформирования рынка со стороны государства - вполне ожидаемое событие», - считает он.

К весне 2017 года ЦБ согласовал разработанный совместно с Минфином план реформы рынка финансового лизинга. Этот план предусматривает подготовку законопроекта по его регулированию, переход лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), работу над поправками в Гражданский и Налоговый кодекс.

Минфин и ЦБ подготовили первый законопроект, который скоро будет внесен в Госдуму. Его основные положения включают создание реестра лизинговых компаний, размер минимального капитала, обязательное содержание в названии предприятия слова «лизинг» или его производных, введение саморегулирования, перечень полномочий ЦБ, включая установление формы, порядка и сроков представления отчетности, а также положения переходного периода.

Многие лизинговые компании уверены, что реформа в целом позитивно отразится на отрасли. В числе ее основополагающих принципов, предложенных Минфином и ЦБ, - введение саморегулирования, предполагающего разработку и внедрение общих стандартов деятельности в части управления рисками и внутреннего контроля.

Отдельные пункты законопроекта закрепляют появление на рынке лизинга саморегулируемой организации (СРО), которая сможет взять на себя часть функций, возложенных до этого на ЦБ, и будет аккумулировать необходимую информацию о деятельности лизинговых компаний в соответствии с указаниями регулятора.

Для вступления в СРО необходимо обладать достаточным капиталом. Предполагается, что минимальный размер собственных средств у лизинговой компании с активами до 500 млн руб. должен будет составлять 20 млн руб., а для компаний с активами от 500 млн руб. - 70 млн руб. Сложности возникнут у тех игроков, чей собственный капитал сегодня значительно меньше установленного предела - на рынке существуют весьма крупные компании, собственный капитал которых не соответствует заявленным в законопроекте размерам, обращают внимание критики реформы.

Повысить открытость лизинговой деятельности предполагается за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности (МСФО).

«На сегодняшний день лизинговые компании являются обычными юридическими лицами, ведущими стандартную бухгалтерскую отчетность по РСБУ, такую же, как ведут, например, производственные фирмы, - объясняет директор ГК «Интерлизинг» Александр Рябцев. - Но их деятельность очень специфична, формирование основных показателей значительно отличается по смыслу от тех же производств, где есть себестоимость производимой продукции и выручка от ее реализации».

В связи с этим, продолжает он, по обычной отчетности понять реальное финансовое положение лизинговой компании не представляется возможным, что влияет на недоверие банков, следовательно, затрудняет получение от них фондирования и повышает его стоимость.

Перевод лизинговых компаний на отчетность по МСФО будет способствовать укреплению доверия к ним со стороны кредиторов и инвесторов, повышению прозрачности отрасли, росту ее инвестиционной привлекательности. В результате должна снизиться стоимость привлечения лизинговыми компаниями финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость лизинга коммерческого транспорта для конечных клиентов и увеличить сроки финансирования.

Как рассказал Александр Рябцев, ряд лизинговых компаний работают в сегменте крупных корпоративных сделок, что приводит к высокой концентрации их портфеля, а это вызвало ряд дефолтов на лизинговом рынке в 2008 – 2016 гг. Требуется внедрение стандартов рискменеджмента, что позволит сократить потери кредиторов и инвесторов лизинговых компаний. Это сделает лизинговые компании желанными клиентами для банков и других инвесторов и, в конечном итоге, позволит снизить цену фондирования.

Редко встречается практика секьюритизации лизингового портфеля - на рынке представлены единичные примеры выпуска облигаций, а это очень действенный инструмент для диверсификации источников фондирования и снижения его стоимости, добавляет эксперт.

Переход на новый план счетов и учет, как и саморегулирование, устанавливающее требования к системе управления рисками и внутреннему контролю, однозначно приведет лизингодателей к дополнительным затратам, парируют противники нововведения. Крупные игроки, по их мнению, перенесут это легче, а небольшие компании столкнутся с проблемами и будут вынуждены либо перенести издержки на клиентов, либо сократить свою прибыль, либо вообще уйти с рынка.

Одновременно в рамках формирования прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности законодателям предстоит разрешить фундаментальный вопрос о том, как правильно трактовать лизинг в судопроизводстве.

«Проблематика состоит в двойственности лизинга, как по сущности, так и с точки зрения законодательства, - говорит Александр Рябцев. - В судопроизводстве, с одной стороны, лизинг трактуется как арендная деятельность, с другой стороны, есть практика принятия решений при трактовке лизинга как финансового инструмента. В связи с этим мы регулярно сталкиваемся с разногласием в принятии решения в судах, нет возможности выработать четкую позицию относительно действий компании».

Еще один не проработанный до конца вопрос касается защиты имущественных интересов лизингодателей и минимизации их рисков.

В настоящий момент действующая редакция ФЗ «О лизинге» предполагает списание просроченных лизинговых платежей путем выставления инкассовых поручений на счет лизингополучателя, если последний допускает более двух просрочек. Однако, указывают игроки рынка, ни федеральный закон, ни какие-либо другие нормативные документы не дают исчерпывающей информации о комплекте необходимых для исполнения этой процедуры документов. В связи с этим процесс работы по инкассо крайне затруднен.

«Также, несмотря на то, что предмет лизинга является собственностью лизингодателя, изъятие его у недобросовестного клиента (если последний отказывается добровольно вернуть имущество) возможно только по решению суда. Существенно упростить этот процесс могло бы внесение в законодательные акты положения об изъятии имущества по исполнительной надписи нотариуса», - считает директор ГК «Интерлизинг».

Он указывает, что для лизингополучателей также есть ряд недоработок: отсутствие системного механизма работы с жалобами, навязывание дополнительных услуг по нерыночным ценам, долговые ловушки при сделках лизинга с физическими лицами. «Радует только то, что это скорее исключения для лизингового рынка, и грешат этим небольшие компании, - отмечает Александр Рябцев. - Тем не менее отдельные эпизоды периодически встречаются».

Вместе с тем на обеспечение защиты прав клиентов направлен запланированный в рамках реформы переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами. Лизинговую деятельность планируется перевести на электронную платформу, что позволит защитить участников рынка и федеральные органы власти от мошенничества, основанного на фиктивных договорах.

Компании, которые не могут или не желают соответствовать принятым правилам, должны будут уйти с рынка или перепрофилироваться. Остальные - повысят эффективность бизнеса, перенастроив его под новые стандарты, и будут готовы предложить клиентам лучшие условия и сервис.

«Вероятно, повышение уровня конкурентоспособности именно в таком ключе выходит за рамки одного только нормативного регулирования и связано с общим изменением подходов государства к роли частного бизнеса на рынке лизинга», - заключает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев.

ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ / ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИИ CARCADE

Заявленная ЦБ и Минфином РФ цель изменений закона о лизинге - стандартизация рынка, снижение рисков лизингодателей и лизингополучателей, развитие лизинга и повышение его значения для национальной экономики. Принятие закона - это старт для структурной реформы всего рынка.

Мы считаем, что, помимо заявленных, одной из главных целей реформирования должно стать «разгосударствление» и повышение уровня конкуренции на рынке лизинга. В настоящее время ведущие позиции (в том числе и в розничных сегментах) занимают компании со значительным госучастием, и эти позиции обусловлены не эффективной бизнес-моделью, а поддержкой материнских банков и госкорпораций, возможностью привлекать их «длинные и дешевые деньги». Это - нерыночная ситуация. На наш взгляд, в розничных сегментах рынка конкурировать за клиентов должны между собой частные лизинговые компании, объективно обладающие большей гибкостью и способные обеспечить клиентам лучший сервис.

Чтобы соответствовать новым стандартам, лизингодатели должны настраивать отчетность под новые требования, инсталлировать новые бизнес-процессы, финансировать деятельность саморегулируемой организации лизинговой отрасли, обучать персонал. Все это связано со значительными расходами, которые могут оказаться чрезмерными для небольших региональных игроков. Именно поэтому количество компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта, вероятно, изменится. Часть некрупных операторов может просто уйти с рынка, а некоторые из тех, для кого автолизинг не является основным бизнесом, сосредоточатся на более приоритетных для себя сегментах.

Основной позитивный момент для участников рынка состоит в том, что банковское сообщество и инвесторы должны будут оценить повысившийся уровень прозрачности отрасли, а стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится. Перенастройка бизнеса, прозрачная универсальная для всех отчетность и «диджитализация» процессов должны дать новый импульс для развития лизингового бизнеса.

В идеале, по плану авторов реформы, услуга лизинга должна стать в максимальной степени прозрачной, понятной, а главное - недорогой. Вероятно, в первой половине 2020-х гг., когда реформа должна перейти в завершающую стадию, услуга действительно станет более привлекательной в ценовом плане. В ходе самого реформирования ситуация для лизингополучателей не всегда может складываться со знаком «плюс».

Так, при банкротстве лизинговой компании право собственности на транспорт, которым уже пользуется клиент, переходит к другой организации (вероятнее всего, к банку, предоставившему лизингодателю кредиты под залог имущества). Какое решение может принять новый собственник в отношении транспорта? Наихудшие сценарии нельзя исключить полностью…

Другой риск для лизингополучателей - повышение стоимости услуг. Некоторые компании могут «переложить» часть своих расходов в ходе реформы на лизингополучателей.

Однако все эти риски актуальны в основном для клиентов небольших региональных компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта. Крупные участники рынка из ТОП-30 смогут защитить интересы своих клиентов и сделать так, чтобы реформирование отрасли прошло для них без негативных последствий.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ / ГЛАВНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПАО «ЕВРОПЛАН»

Предпосылкой к регулированию отрасли изначально стали крупные проблемные сделки конкретных лизингодателей. Автолизинг же в контексте регулирования и, в конечном счете, с точки зрения стабильности российской финансовой системы - сегмент не критичный, долгое время он развивался за счет успешной деятельности частных лизинговых компаний.

При этом регулирование рынка государством затронет все лизинговые компании и все сегменты. Главное, чтобы оно не ограничило эффективную работу частного капитала. В целом, мы считаем, что переход на новые стандарты и план счетов бухгалтерского учета могут позитивно отразиться на прозрачности рынка, что улучшит условия привлечения средств для отрасли.

Реформа лизинга сможет обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей, которые несут основные риски, порой исчисляющиеся миллиардами рублей. Мы рассчитываем на доработку и повышение эффективности этих механизмов, например, в части исполнения банком инкассового поручения (распоряжения), предъявленного лизинговой компанией. Снижение ставок для конечных лизингополучателей будет возможно за счет снижения премии за риск в фондировании лизинговых компаний как рыночных заемщиков, если произойдет реальное повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли в результате реформы.

По нашему мнению, будущее рынка принадлежит специализированным, сфокусированным на тех или иных сегментах лизинговым компаниям. К примеру, частные предприятия могут заниматься автолизингом, а государственные - авиализингом и другими сложными областями, важными для осуществления стратегических госпроектов. При таком условии лизинговые компании, отлично знающие профиль своих клиентов и их потребности, имеют возможность сконцентрировать силы на том, что действительно важно.

АЛЕКСАНДР РЯБЦЕВ / ДИРЕКТОР ГК «ИНТЕРЛИЗИНГ»

В лизинговой отрасли уже давно назрела необходимость изменений. Согласно концепции реформы лизингового рынка (версия от 07.06.2016), основные изменения должны идти по следующим направлениям: формирование прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности; повышение транспарентности лизинговой деятельности за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности; защита имущественных интересов лизингодателей и минимизация их рисков; обеспечение защиты прав лизингополучателей; снижение стоимости финансирования лизингодателей в целях уменьшения стоимости лизинга для конечных клиентов из нефинансового сектора экономики; переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами; поддержание справедливой конкуренции.

Однако, к сожалению, последняя редакция поправок к ФЗ не помогает расшить ключевые проблемные зоны, имеющиеся в отрасли. Основное направление изменений - реализация проекта по созданию СРО (саморегулируемой организации), которая будет регулировать лизинговый рынок.

Для вступления в СРО лизинговая компания должна обладать достаточным капиталом: 70 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов 500 млн руб. и более; 20 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов менее 500 млн руб. При этом ФЗ не предусматривает правил расчета показателя «капитал». В случае невступления в СРО лизинговая компания должна завершить свою деятельность (при этом она может спокойно работать в рамках действующих договоров лизинга до момента их полного исполнения).

Таким образом, если лизинговая компания не имеет достаточного капитала или акционер не может ее докапитализировать, она будет вынуждена покинуть рынок. Это приведет к снижению конкуренции, в первую очередь в регионах: останутся крупные региональные игроки и филиалы федеральных компаний. Данные изменения глобальны и коснутся всех сегментов рынка, в т. ч. лизинга коммерческого транспорта.

Для лизингополучателей наиболее ощутимым фактором принятия поправок в закон может стать снижение стоимости финансирования по сделкам лизинга. Это будет связано с тем, что повысится транспарентность лизинговых компаний, в результате чего банки смогут финансировать их по меньшей ставке и в большем объеме. Кроме того, при введении регулирования отрасли ЦБ будут исключены мошеннические сделки.

Уже сейчас Правительство РФ поддерживает сегмент лизинга коммерческих автомобилей за счет программы финансирования лизинга колесного транспорта (программа МинПромТорг) - до 1 декабря 2017 г. действует скидка на уплату аванса в размере 10 % от его стоимости.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ (ЛИЗИНГЕ)


(в ред. Федеральных законов от 29.01.2002 N 10-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 130-ФЗ,
от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ,
от 31.12.2014 N 512-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ,
от 16.10.2017 N 295-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
от 23.12.2003 N 186-ФЗ)


Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Сферой применения настоящего Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 512-ФЗ.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Статья 3. Предмет лизинга

1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, и технологического оборудования иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 130-ФЗ)

Статья 4. Субъекты лизинга

1. Субъектами лизинга являются:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

Статья 5. Лизинговые компании (фирмы)

1. Лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

3. Лизинговая компания - нерезидент Российской Федерации - иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

5. Руководителем (лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа), членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, а также главным бухгалтером лизинговой компании (фирмы) не может являться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти.
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

Статья 6. Исключена. .

Статья 7. Формы лизинга
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Абзацы четвертый - пятый исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

2 - 3. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.

Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.

Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

Статья 8. Сублизинг

1. Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.

2 - 3. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

2. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.

5. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 9. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 9.1. Особенности договора лизинга, заключаемого государственным или муниципальным учреждением

(введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 512-ФЗ)

1. В договоре лизинга, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение, должно предусматриваться обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга.

2. В случае, если лизингополучателем по договору лизинга является государственное или муниципальное учреждение, не допускается осуществлять расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга.

3. К существенным условиям договора лизинга, лизингополучателем по которому является государственное или муниципальное учреждение, наряду с условиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, относятся:

запрет на обеспечение залогом выполнения обязательств по договору лизинга (за исключением залога имущества, подлежащего передаче в лизинг);

право сторон договора лизинга изменять размер лизинговых платежей по соглашению сторон договора лизинга в соответствии с бюджетной сметой казенного учреждения либо планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения.

4. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа обращение взыскания на средства государственного или муниципального учреждения, являющегося лизингополучателем по договору лизинга, осуществляется на основании исполнительного документа в порядке, установленном федеральными законами, определяющими особенности правового положения учреждений.

5. Казенные и бюджетные учреждения, являющиеся лизингополучателями по договору лизинга, для выполнения своих обязательств по договору лизинга не вправе заключать такие сопутствующие договоры, как договоры о получении кредитов, займов.


Глава II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


Статья 10. Права и обязанности участников договора лизинга

1. Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2 - 3. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

3. Сведения о заключении договора финансовой аренды (лизинга) подлежат внесению лизингодателем в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием номера и даты договора, даты начала и даты окончания финансовой аренды (лизинга) в соответствии с договором, наименования лизингодателя и наименования лизингополучателя с указанием их идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), имущества, являющегося предметом финансовой аренды (лизинга), в том числе цифрового, буквенного обозначений имущества или объекта прав либо комбинации таких обозначений.
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

5 - 7. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 11. Право собственности на предмет лизинга
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.

3. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

Статья 12. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 13. Обеспечение прав лизингодателя

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется, за исключением случая, установленного пунктом 4 статьи 9.1 настоящего Федерального закона, в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 512-ФЗ)

2. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.

В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.

Статья 14. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 15. Содержание договора лизинга

1. Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме.

2. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

2. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

К обязательным договорам относится договор купли-продажи.

К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

3. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.

4. На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:

приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю;
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

5. По договору лизинга лизингополучатель обязуется:

принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;

выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;

выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

6. В договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

7. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.

Статья 16. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 17. Предоставление во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживание и возврат
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. Лизингодатель обязан предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества.

2. Предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга.

3 - 4. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

3. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

4. При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга.

5. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.

6. В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга.

7. Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором лизинга.

8. В случае, если лизингополучатель с согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, лизингополучатель имеет право после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости таких улучшений, если иное не предусмотрено договором лизинга.

9. В случае, если лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, и если иное не предусмотрено федеральным законом, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

Статья 18. Уступка прав по договору лизинга третьим лицам и залог предмета лизинга
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

2. Лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга, который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

3. Лизингодатель обязан предупредить лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга.
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

4 - 5. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 19. Переход права собственности на предмет лизинга

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

2. Федеральным законом могут быть установлены случаи запрещения перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Статья 20. Порядок регистрации имущества (предмета договора лизинга) и прав на него
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации.

Специальные требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к собственнику регистрируемого имущества (авиационной техники, морских и других судов, другого имущества), распространяются на лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

3. По соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. В случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе).

Статья 21. Страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.

3. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

3. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.

4. Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

Статья 22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга.

2. Риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

3. Риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

Статья 23. Обращение взыскания третьих лиц на предмет лизинга
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

1. На предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя.

2. Взыскания третьих лиц, обращенные на имущество лизингодателя, могут быть отнесены только к данному объекту права собственности лизингодателя в отношении предмета лизинга. К приобретателю прав лизингодателя в отношении предмета лизинга в результате удовлетворения взыскания в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга.

Статья 24. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 25. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 26. Обязанности лизингополучателя при утрате предмета лизинга

Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от обязательств по договору лизинга, если договором лизинга не установлено иное.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)


Глава III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА


Статья 27. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 28. Лизинговые платежи
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

1. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом настоящего Федерального закона.

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга.

Если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца.
(абзац введен Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

3. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

3. Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

4. В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

5. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 29. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 30. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 31. Утратила силу. - Федеральный закон от 04.11.2014 N 344-ФЗ.

Статья 32. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 33. Исключена. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .

Статья 34. Утратила силу. - Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ .

Статья 35. Утратила силу. - Федеральный закон от 26.07.2017 N 205-ФЗ.


Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 36. Меры государственной поддержки лизинговой деятельности
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть:

разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;

создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

абзац пятый исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ ;

меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;

предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

абзац двенадцатый исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ ;

предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

отнесение к предмету лизинга племенных животных, а также крупного рогатого скота специализированных мясных пород, выращенного в Российской Федерации в целях разведения;
(в ред. Федерального закона от 16.10.2017 N 295-ФЗ)

создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.


Глава V. ПРАВО ИНСПЕКТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ


Статья 37. Право на инспекцию по лизинговой сделке

1. Лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров.

2. Цели и порядок инспектирования оговариваются в договоре лизинга и других сопутствующих договорах между их участниками.

3. Лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга.

Статья 38. Право лизингодателя на финансовый контроль

1. Лизингодатель имеет право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.

2. Цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга.

3. Лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.

4. Исключен. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ .


Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Сферой применения настоящего Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам.
Статья 3. Предмет лизинга

1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.
Статья 4. Субъекты лизинга

1. Субъектами лизинга являются:
лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2. Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации.
Статья 10. Права и обязанности участников договора лизинга

1. Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
2 - 3. Исключены. - Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.
2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.
(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
3. Сведения о заключении договора финансовой аренды (лизинга) подлежат внесению лизингодателем в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием номера и даты договора, даты начала и даты окончания финансовой аренды (лизинга) в соответствии с договором, наименования лизингодателя и наименования лизингополучателя с указанием их идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), имущества, являющегося предметом финансовой аренды (лизинга), в том числе цифрового, буквенного обозначений имущества или объекта прав либо комбинации таких обозначений.

Словарь юридических терминов определяет лизинг как финансовую услугу, благодаря которой физические лица могут приобретать дорогостоящие материальные единицы товара (автомобиль, строительное оборудование, специальную технику) под кредитование. Также понятие включает в себя аналогичный процесс приобретения основных средств труда (фондов) хозяйствующими субъектами юридического лица, то есть предприятиями. Иными словами – это аренда на долгий срок с возможностью выкупа товара по остаточной стоимости в будущем. Для регламентации ключевых процессов данной услуги был разработан закон , касающийся финансовой аренды.

Общие сведения

Датой принятия ФЗ 164 о лизинге Госдумой РФ приходится 11 сентября 1998 года, одобрение закона Советом Федерации датируется 14.10.1998. Новейшая версия закона была опубликована 16.10.2017 г. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» включает в себя шесть глав. Каждая из них обстоятельно раскрывает и описывает основополагающие положения лизинга как услуги, позволяющей эффективно развивать инвестиции и финансовую аренду на производстве, обеспечивая защищенность для прав собственников на каждом этапе процесса.

Основное содержание глав закона

  • В первой главе 164 ФЗ можно ознакомиться с общими положениями и сферами применения лизинга в современной юридической практике. Федеральный закон определяет предметом аренды любое непотребляемое имущество (как движимое, так и недвижимое), которое отдается в собственность на время (сроки и условия определяются договором). При этом участки земли и/или другие природные объекты под это определение не подпадают. Особый статус установлен для военно-технического вооружения, лизинг которого регламентирует другой закон. 164 ФЗ о финансовой аренде прописывает права и обязанности субъектов лизинга и лизинговых фирм. Акцент в главе делается на виды лизинга, среди которых выделяют внутреннюю и международную форму, а также так называемый сублизинг, позволяющий передавать права на эксплуатацию арендуемого имущества третьим лицам;
  • Вторая глава детально раскрывает суть правовых основ процесса. Важно отметить, что данная глава на протяжении функционирования закона подвергалась значительным изменениям (были исключены 5 статей) для максимального соответствия актуальному юридическому процессу. Основной упор в главе делается на правовой аспект для всех участников лизингового процесса. Для этого подробно оговариваются моменты уступки или перехода прав на имущество и возможные риски, включая утрату арендуемого объекта или предмета;
  • Третью главу закона можно определить как экономическую. В ней оформлены важнейшие положения о лизинговых платежах как о финальных (общих) суммах выплаты за предоставляемую услугу. При этом учитывается, что основным документом для определения размера, способа и периодичности выплат по аренде остается актуальный договор, заключенный между участниками процесса. Как сфера, облагаемая налогом, лизинговый платеж соотносится с затратами, которые связывают с производством и сбытом;
  • В четвертой главе закона рассматриваются методы поддержки финансовой аренды имущества государством. Описываются способы защиты и гарантии для лизингового процесса на государственном уровне. Учтены моменты кредитования, направленного на реализацию проектов, связанных с лизингом;
  • Глава пятая 164 ФЗ исследует инспектирование и контроль сделок лизинга. В шестой главе указаны заключительные моменты закона.

Также вам будет интересно узнать о последних изменениях, внесенных в Федеральный закон №294. Подробности

Последние изменения, внесенные в 164 ФЗ

Как уже было сказано выше, последняя редакция закона датируется 16.10.2017 г. на этапе принятия ФЗ номер 295. Основные изменения коснулись статьи 36 (абзац 14) о мерах поддержки данной услуги государством. Была дополнена фраза об отнесении к предмету финансовой аренды животных племенной породы. В новой версии под ними подразумевается крупный рогатый скот, выращиваемый под разведение.

В статье 36 ФЗ 164 дается детальное описание способов протекционизма для лизинговых процессов со стороны государства.

Раскрыты следующие подпункты:

  • Федеральная программа развития финансовой аренды в масштабах для отдельно взятых регионов и по стране в целом;
  • Залоговые фонды – формирование и привлечение инвестиций от банков;
  • Применение в лизинговом процессе госкапитала в качестве доли;
  • Защита и гос.поддержка для разработок оборудования последнего поколения;
  • Лизинг и дотации из бюджета РФ, привлечение фирм-нерезидентов;
  • Осуществление проектов лизинга с применением кредитов;
  • Налоги – порядок оказания условий по освобождению от выплат;
  • Развитие максимально эффективной среды для деятельности фирм, занимающихся лизингом;
  • Улучшение и регламентация базы норм и прав для протекции субъектов, вовлеченных в лизинговую процедуру;
  • Регулирование правил лизинга при использовании сельскохозяйственной продукции;
  • Финансовая аренда машинной техники и оборудования, произведенного в РФ.

Скачать текст закона о лизинге в последней редакции

Лизинг прочно вошел в современную жизнь весомой части общества. Знать главные правовые положения и нюансы данного закона – значит, быть хорошо подготовленным к основным моментам, с которыми можно встретиться при вовлечении в процесс финансовой аренды в качестве любой стороны. 164 ФЗ о финансовой аренде (лизинге) в последней редакции доступен в полной версии для изучения любому желающему.

Лизинг является процедурой покупки имущества в собственность и дальнейшей его сдачей в аренду на конкретный временной отрезок времени и за фиксированную плату. ФЗ-164 о лизинге содержит положения, регламентирующие приобретение дорогостоящего имущества в долгосрочный кредит — например, автомобиль, оборудование, недвижимость и т. д. Рассмотрим общие сведения о законе и внесенные изменения.

29 октября 1998 года ознаменовалось появлением и обретением легитимной силой закона «О финансовой аренде (лизинге)». Законопроект регламентирует вопросы, связанные с предметом лизинговой деятельности, регулирует права, круг обязанностей и ответственность ее участников.

Закон состоит из 6 глав и 39 статей:

  • общие положения, где упоминаются участники лизинговых отношений, ключевые понятия ФЗ, формы финансовой аренды и т. д. (ст. 1-9.1);
  • законные основания лизинговых отношений (ст. 10-26);
  • экономические основания лизинга (ст. 27-35);
  • господдержка лизинговой деятельности (ст. 36);
  • осуществление проверки и контроля (ст. 37-38);
  • заключительные положения (ст. 39).

Многие статьи были либо исключены из действующего закона, либо утратили законную силу — 6, 9, 12, 14, 16, 24, 25, 27, 29-34.

Рассмотрим основные сведения закона о лизинге. Участниками лизинговых отношений выступают 3 лица:

  • лизингодатель — выступает в качестве арендодателя;
  • лизингополучатель — человек, выступающий в качестве арендатора;
  • и лицо, продающее объект, который позже будет сдаваться в аренду на конкретный период.

Как оговаривалось выше, объектом лизинга могут выступать различные предметы:

  • автотранспорт;
  • техническое оснащение;
  • здания;
  • предприятия и т. д.

Объектом лизинговых отношений не могут выступать следующие предметы:

  • аграрные участки земли и природные объекты;
  • драгоценные камни и металлы;
  • техника для шифрования;
  • РКК (ракетно-космические комплексы) и т. д.

Стоимость выплачивается арендатором в размере денежных средств, которые потратил арендодатель на покупку товара, а также вознаграждение. Оплата может производиться и в натуральной форме.

Скачать ФЗ о лизинге

Вносимые изменения на всем протяжении существования закона «О финансовой аренде» упростили процедуру изъятия объекта лизинга, узаконили факт вторичной финансовой аренды, разрешили пользоваться финансовой арендой физлицам и некоммерческим организациям. Утверждение законопроекта даст возможность усовершенствовать показатели динамики рынка и уменьшит вероятность возникновения рисков.

Скачать Федеральный закон №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в последней действующей редакции можно по .

Под номер 164 так же существует ФЗ .

Последние изменения в законе «О финансовой аренде»

3-го июля 2016 года вносились последние изменения в действующий закон о лизинге. Корректировка коснулась статьи 10. Рассмотрим ее подробнее:

Статья 10

Статья рассказывает о правах и обязанностях участвующих сторон соглашения финансовой аренды. Они регламентируются настоящим действующим законом, Гражданским Кодексом (частью 2, главой 34) и соглашением лизинга.

Лизингополучатель имеет право потребовать у продавца, который предоставляет долгосрочное кредитование, доказательства качества и наличие в предоставляемой в аренду продукции всех деталей. В договоре указывается и срок передачи товара в пользование, условие, которое лизингодатель должен неукоснительно выполнить.

В пункт 3 как раз и занеслись последние корректировки. Теперь пункт гласит, что информация о заключении соглашений о финансовой аренде должна быть отображена в Едином федеральном реестре. Закон определяет указание следующей информации:

  • номер и дату заключения соглашения;
  • дату начала и завершения лизинга;
  • наименование участвующих в лизинговых отношениях сторон — лизингодателя и лизингополучателя. В неукоснительном порядке указывается ИНН и ОГРН;
  • выданное в финансовую аренду имущество.

Информация вносится в течение 3-х рабочих дней с момента подписания соглашения.

Закон определяет несение ответственности за указание информации в Едином федеральном реестре, которая не была предоставлена в положенный срок, оказалось недостоверной или не была предоставлена вовсе. Наказание предусмотрено согласно КоАП РФ по статье 14.25 части 6 и 7:

  • за не предоставление информации в срок об юрлице или ИП : предупреждение или штраф на общую сумму в 5.000 рублей;
  • за не указание данных или указание недостоверной информации: штраф на общую сумму от 5.000 — 10.000 рублей.

Важно знать: обязательному указанию продавцом информации о заключении договоров лизинга подвергаются соглашения, подписанные с 1 октября 2016 г.