Научная работа: Выборы как фактор развития гражданского общества. Цель курсовой - показать влияние выборов на жизнь современного граждан6ского общества, а именно, попытаться рассмотреть этот процесс в качестве одного из факторов его развития. Выборы как ф

Урок по теме «Выборы. Голосование. Референдум»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования.

2. сформировать аналитические умения и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение);

3. Способствовать правовому воспитанию; воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

готовить к осознанному выполнению роли избирателя.

Оборудование: презентация по теме урока, фрагменты документов, текст задачи, анкета.

Основные понятия: выборы, рефе-рендум, активное избирательное право, пас-сивное избирательное право, избирательные комиссии.

План урока:

1. История выборов.

2. Избирательное право в РФ.

3. Стадии избирательного процесса. Процедура голосования.

4. Референдум.

1. Во вступительном слове учитель рас-крывает цели, знакомит с планом урока. Учитель:

С выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно предста-вить политическую жизнь демократического общества.

А всегда ли выборы проходили так как проходят сегодня? И с кого времени люди начали выбирать?

Учащиеся заслушивают сообщение уча-щегося «Выборы в истории человечества» (опережающее задание):

Человеку и человечеству свойственно выби-рать. Элементы первичного родового народовла-стия принято называть «первобытной демократи-ей». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и фран-ков. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в пери-од ахейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла свое-го апогея. Народному собранию были приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которо-го состоялось в 1265 г. Это был сословно-представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече — орган прямой демокра-тии, выросший из родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были харак-терны принципы, выраженные в поговорках: «Мир — великий человек», «Куда мир — туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и др.

В период Московского царства для решения важных вопросов при государе возникли Зем-ские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворя-не, дьяки, выборные от городов и т.д.

Следует упомянуть о предшественнице нынеш-ней Нижней палаты Федерального Собрания — Государственной думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Пер-воначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законода-тельные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как тако-вые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядо-вых граждан не возникало мысли выдвинуть кан-дидата по собственной воле.

С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались суще-ственные перемены, направленные на воплоще-ние принципов народоправства.

Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы - арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Итак, избирательное право - это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека 1948г

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»

ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

ФЗ «О выборах президента РФ»

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ответим на следующие вопросы:

Кто имеет право избирать?

кто не имеет права избирать и быть избранным?

Учащиеся обращаются к статье 32 Кон-ституции РФ и работают со слайдом.

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосред-ственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избран-ными граждане, признанные судом недееспо-собными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Избирательное право граждан

Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.

Избирательное право:

Активное

Пассивное

Чтобы выяснить, что такое активное и пассивное избирательное право и чем они отличаются, давайте обратимся к выдержкам из ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

(Учащиеся работают с документом)

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

26) избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

27) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

28) избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

Ответы учеников:

Согласно Федеральному закону № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Статья 27 Федерального закона гласит (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

В президенты - с 35 лет

В Гос Думу - с 21года

Учитель:

Ребята, а можете ли вы назвать депутатов Государственной Думы РФ?

(ответы учеников)

Знаете ли вы местных депутатов?

(ответы учащихся)

Сегодня на уроке у нас в гостях депутат нашего посёлка Шуюпова Галина Фёдоровна. Она расскажет нам о своей депутатской деятельности.

(Выступление Шуюповой Г.Ф. о работе депутата).

Вопросы Шуюповой Г.Ф.

1. Трудно ли быть депутатом? Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?

2. На заседаниях Государственной Думы РФ практически всегда отсутствует большое количество депутатов, а как с этим обстоят дела у Вас?

3. Перед кем ответственен депутат?

Учитель:

Одной из форм участия граждан в политической жизни страны являются выборы. Путём голосования мы выбираем определённую кандидатуру, т.е. осуществляем активное избирательное право.

Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Давайте проследим за порядком проведения выборов за процедурой голосования на избирательных участках.

Итак, избирательный процесс состоит из нескольких стадий:

назначение выборов;

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ - Федеральное Собрание, Государственной Думы - Президент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта, высшего должностного лица - представительный орган этого субъекта РФ.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

составление списков избирателей;

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

3) образование избирательных округов и избирательных участков; Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

4) создание избирательных комиссий;

Для организации выборов формируются избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия

Избирательные комиссии субъектов РФ

Окружные избирательные комиссии

Территориальные(районные, городские и т.п.)

Участковые избирательные комиссии

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

В нашем посёлке во время проведения выборов работает своя Участковая избирательная комиссия. Сегодня на урок мы пригласили председателя УИК Назарову Татьяну Ивановну. Татьяна Ивановна расскажет нам о работе и полномочиях УИК нашего посёлка.

(Выступление Председателя УИК Приреченского сельского поселения Назаровой Т,И.)

Вопросы Назаровой Т.И.

5) выдвижение кандидатов и их регистрация;

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

6) предвыборная агитация;

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0ч.00мин. по местному времени за сутки до дня голосования

Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Как вы думаете, что влияет на активность избирателей? (ответы учащихся и комментарии учителя)

Учитель: Мы убедились, что выборы - это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и материальных затрат. Почему же государство идёт на это? С целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т.д. Т.е. с целью сохранения основных прав граждан страны.

Кроме выборов ещё одним проявлением активного избирательного права является участие граждан в референдуме. В чём заключается суть референдума, и в чём отличия референдума от выборов. В этом нам поможет разобраться Логинова Ю.

Сообщение учащегося о референдуме.

Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Пройдёт несколько лет и вы будете иметь право участвовать в выборах. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того ли иного уровня. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации -низкая правовая культура. Что бы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. Сегодня я предлагаю вам совершить интересное путешествие в мир избирательного права.

И так, выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования. В следующих выборах и вы сможете принять участие. Поэтому-домашнее задание будет-написать сочинение -размышление: «Я-будущий избиратель»

Выборы – это самая демократичная процедура замещения лиц, занимающих руководящие посты в современном обществе.

Понятие и виды выборов

Выборы представляют собой процесс формирования органов государственной власти и предоставление им полномочий посредством прямого волеизъявления граждан. Существуют такие виды выборов:

Очередные выборы – выборы. Которые проводятся по истечению установленного законом срока полномочий должностного лица, либо органа государственного управления

Выборы депутатов в порядке ротаций. Выборы, которые проводятся для избрания части депутатов определенного представительного органа.

Досрочные выборы. Досрочные выборы проводятся в случае, если должностное лицо, или орган государственной власти прекратил свои полномочия в срок ранее объявленного.

Повторные выборы. Повторные выборы – это выборы. Которые проводятся в том случае, сели очередные выборы по объективным причинам были признаны несостоявшимися. Повторные выборы могут проводиться только по решению избирательной комиссии или Верховного Суда.

Референдумы

Референдум представляет собой форму прямого волеизъявления граждан, которое выражается в форме прозрачного голосования, на котором решаются вопросы регионального, местного или общегосударственного масштаба.

Референдум является самым важным институтом прямой демократии, а также основной формой непосредственного законотворчества гражданами государства.

Процедура, а также особенности и аспекты проведения референдума закреплены в Конституции и в специализированных нормативно-правовых актах.

Понятие публичного права

Публичное право представляет собой совокупность нескольких отраслей права, которые призваны регулировать отношения, связанные с защитой общественных либо общегосударственных интересов.

Главными отраслями публичного права являются: экологическое право, уголовное и уголовно-процессуальное право, конституционное, административное и финансовое право.

Субъекты публичного права не обладают равноправием, так государственная власть, как стороны публичного права, имеет наибольшие прерогативы, которые выражаются в контроле и регламентации общественных отношений.

Политическая и правовая культура гражданина

Правовая культура – это показатель того, настолько в государстве развит институт права, и как он воспринимается гражданским обществом. Высокий уровень правосознания в обществе говорит о высоком уровне правовой культуры.

Правовая культура тесно связана с политической культурой, которая является показателем главных идеалов и ценностей, которые связывают взаимоотношения граждан и власти.

Граждане, достигшие соответствующего возраста, в определенное время приглашаются к избирательным урнам. От них требуется высказать собственное мнение по тому или иному вопросу. Но голосование бывает разным. Давайте разберемся, чем отличается референдум от выборов, чтобы никогда больше не путаться, с какой целью проводится опрос граждан. Это имеет значение для всех членов общества, имеющих активную гражданскую позицию. Ведь каждому приходится столкнуться с дилеммой: пойти к урне или заниматься своими делами. Чем рискует отказавшийся в той и иной ситуации? А это зависит от ответа на вопрос, чем отличается референдум от выборов. Сейчас сами все поймете.

Определения

Чтобы понять, чем отличается референдум от выборов, необходимо охарактеризовать оба мероприятия. В процессе их изучения выясним и сравним основные черты.

Начнем с референдума. Это, по сути, опрос граждан демократического государства. Людям предлагается ответить «да» или «нет» на конкретный вопрос. Иногда необходимо выбрать вариант из более развернутых предложений. Но все равно суть сводится к тому, что граждане изъявляют свою волю.

То же самое происходит и на выборах. Мероприятие выглядит очень похоже, но смысл у него иной. У иная цель. Граждане отдают свой голос за кого-то из кандидатов на место их представителя в определенном органе. К примеру, законодательство РФ разрабатывается Государственной думой. Каждый субъект федерации выдвигает в этот орган своих представителей с тем, чтобы эти люди лоббировали их интересы.

Получается, что важные для граждан вопросы решаются по-разному. В случае референдума - напрямую, при выборах - опосредованно. Это и есть ответ на наш вопрос. Референдум отличается от прямых выборов тем, что в ходе проведения первого осуществляется второго - представительная. Имеет ли это значение для обычного гражданина? Давайте разбираться.

Чем отличается референдум от выборов: главные отличия

У каждого из рассматриваемых мероприятий есть собственные характерные черты. Они и объясняют, чем референдум отличается от выборов. Кратко описать их можно по следующей схеме. Мы рассмотрим:

  1. Периодичность.
  2. Круг вопросов.
  3. Целеполагание.
  4. Результат.
  5. Срок действия.

Рассмотрев первый пункт, увидим, что референдум проводится только в случае возникновения важного вопроса, имеющего значение для всего общества. Выборы - это регулярное мероприятие, обусловленное действующим законодательством. По второму пункту тоже есть различия. На выборах граждане отдают свое предпочтение партиям или личностям, высказывают доверие. В ходе референдума людьми реализуется право на участие в жизни страны. К примеру, плебисцит может принимать решение по таким вопросам, как изменение конституции, отказ от использования ядерной энергетики и тому подобное.

Целеполагание, результат и сроки действия

Голосование относится к методам непосредственной демократии. Оно дает возможность гражданам высказать свое мнение. Но в ходе голосования идет формирование представительских органов власти. Референдум же решает более важные вопросы, которые невозможно доверить депутатам. Получается, что последний, с точки зрения власти, главнее. Его результаты имеют высшую силу. Референдум дает легитимность решению по контурному вопросу. В отличие от него, выборы только подтверждают мандат. Кстати, лица, которым народ доверил власть, имеют к ней доступ на определенное время. Обычно это описано в конституции или иных законах страны. По его истечении легитимность мандата исчезает, заканчивается. А вот решение общенародного волеизъявления (референдума) действует бессрочно. Отменить его возможно только организацией такого же плебисцита.

Общие черты мероприятий

Мы с вами коротко рассмотрели, чем отличается референдум от выборов. Однако у процессов есть и общие характеристики. Следует сказать, что каждое из мероприятий может быть организовано в пределах всего государства или определенного округа. Оба процесса строго описаны в законодательстве, нарушать которое в ходе проведения недопустимо. Кроме того, от граждан требуется прийти к урне и определиться со своим мнением. То есть оба мероприятия являются формами проявления демократии. К тому же они осуществляются сходными по Граждане получают информацию, чтобы сформировать свое мнение. Затем им предоставляется возможность его выразить путем голосования. Последний этап мероприятий - определение решения граждан.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

пассивное (быть избранным) активное (избирать) Избирательные права граждан Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны.

4 слайд

Описание слайда:

Избирательные системы Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями. Периодическая выборность основных органов государства Признак демократического режима

5 слайд

Описание слайда:

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Конституция РФ, статья 32, п. 2. Активное избирательное право Пассивное избирательное право Право гражданина лично участвовать в выборах в качестве избирателя Право гражданина быть избранным в органы государственной власти Все граждане РФ, достигшие 18 лет (за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда). Условия: Гражданство РФ; Возраст; Срок проживания; Срок занятия должности. (Президент РФ – с 35 лет)

6 слайд

Описание слайда:

Типы избирательных систем Избирательные системы Мажоритарная избирательная система Пропорциональная избирательная система Смешанная избирательная система

7 слайд

Описание слайда:

Мажоритарная (от фр. majoritaire -большинство) система – система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов Относительного большинства Абсолютного большинства Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50% Применяется в Индии, США Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Франции Для мажоритарной избирательной системы характерны выборы по одномандатным округам (территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты)

8 слайд

Описание слайда:

Мажоритарная избирательная система Достоинства Недостатки Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа 2. Обеспечивает партии- победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое Правительство 3. Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте. 1. Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах 2. Частая не результативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо к альтернативному голосованию 3. Практически исключает возможность победы на выборах маленькой партии 4. Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей

9 слайд

Описание слайда:

Пропорциональная система - система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Для пропорциональной избирательной системы характерны выборы по партийным спискам (списки кандидатов, выдвигаемые партиями политическими и избирательными объединениями (блоками) на выборах) Применяется при выборах депутатов Государственной Думы РФ, а также при выборах в Израиле, Италии и др. Избирательный порог (барьер) – наименьшее количество голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата при пропорциональной системе голосования Выборы в Государственную Думу РФ избирательный барьер – 7%

10 слайд

Описание слайда:

Пропорциональная избирательная система Достоинства Недостатки 1. Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства; 2. Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий. 1. Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией; 2. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны; 3. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

11 слайд

Описание слайда:

Смешанная система – система, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой Формируется действительно представительный парламент В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов

12 слайд

Описание слайда:

3. Принципы демократического избирательного права Принцип равенства - кандидаты имеют в процессе выборов равные права, голоса избирателей равны (1 человек – 1 голос). 2. Принцип всеобщности - любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В РФ действуют два основных ценза - возрастной ценз и ценз гражданства. 3. Принцип тайного голосования - все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. 4. Принцип непосредственности - избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.

Р Е Ф Е Р А Т

ВЫБОРЫ. РЕФЕРЕНДУМЫ

по дисциплине "Политология"

Выполнила:

________ "__"_______2010г.

Научный руководитель

_____________________

_________ "__"______2010г.

Введение……………………………………………………………………………………………3

1 Роль выборов в демократической политической системе…………………………………….4

1.1 Понятие выборов и их место в демократическом государстве……………………..4

1.2 Функции выборов в условиях демократии…………………………………………...4

2 Основные принципы свободных демократических выборов…………………………………8

2.1 Принципы избирательного права……………………………………………………..8

2.2 Общие принципы демократической организации выборов………………………...10

3 Организация и порядок избирательного процесса…………………………………………….13

3.1 Нормативные основы выборов. типы избирательных систем……………………...13

3.1.1 Мажоритарная система……………………………………………………...13

3.1.2 Пропорциональная система…………………………………………………14

3.1.3 Смешанные избирательные системы……………………………………….16

3.2 Основные стадии избирательного процесса…………………………………………17

3.2.1 Подготовка выборов…………………………………………………………17

3.2.2 Выдвижение кандидатов…………………………………………………….19

3.2.3 Агитационная кампания……………………………………………………..20

4 Референдумы …………………………………………………………………………………….22

Заключение ………………………………………………………………………………………...24

Список использованных источников……………………………………………………………..26

ВВЕДЕНИЕ

Выборы являются основополагающей формой политического участия в демократии. Без выборов демократия немыслима, ибо благодаря выборам определяется политическое руководство страны на федеральном, земельном и коммунальном уровне. Выборы представляют собой самый эффективный инструмент политического контроля: если избиратели недовольны политикой правящих сил, они могут проголосовать за их отстранение и вызвать тем самым смену власти.

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Украины.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

1 РОЛЬ ВЫБОРОВ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

1.1 Понятие выборов и их место в демократическом государстве

Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, политического режима. Порядок выборов регулируется институтом выборов - системой норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности. Эти нормы устанавливают: основные принципы избирательного права, требования, относящиеся к избирателям и кандидатам, порядок организации и деятельности органов, осуществляющих проведение выборов и т.д. Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяет их подлинно демократический или манипулятивный (недемократический) характер.

Эта среда включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс. К ним относятся:

1) наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большинства граждан признать результаты выборов; 2) уважение в государстве прав человека;

3) электоральная (гражданская) просвещенность избирателей;

4) демократический характер регистрации избирателей, кандидатов и взаимоотношений между ними;

5) формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом;

6) наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного права.

1.2 Функции выборов в условиях демократии

В политическом процессе выборы выполняют целый ряд функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие:

1) Выборы представляют собой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех кандидатов, позиции и взгляды которых соответствуют запросам большей части избирателей.

2) Выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах продолжается, как правило, ненасильственная конкуренция различных, а порой и противоположных интересов, а общество в виде избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим данный конфликт.

3) Выборы являются надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественные объединения, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов.

4) Выборы - одна из форм политической социализации граждан, поскольку реализация их избирательных прав, создание предвыборных объединений, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс.

5) Артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для реализации форму.

6) Контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством - парламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс.

7) Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность.

8) Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных платформы. Выборы - важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы.

9) Канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений.

10) Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия.

11) Рекрутирование политической элиты. Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей.

12) Генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ. Выборы - это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, институциализированных влияний на государство и общество. Они дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических платформ.