За что предусмотрена смертная казнь. В каких странах есть смертная казнь? Месть государства или торжество справедливости? За какие преступления вменяется смертная казнь

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?
Раба Божия Наталия.

Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.
Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.
Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.
Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.
В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.
Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.
Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.
Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».
Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.
Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе.

Одним из наиболее загадочных и непонятных событий для человечества является смерть. О том, что происходит с человеком за её чертой, мы можем только предполагать. Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени, но придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон. Традиции, которые соблюдаются во время проведения этого ритуала, одни из наиболее чтимых в мире. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. В нашу редакцию часто поступают просьбы разъяснить некоторые вопросы. Мы постараемся ответить на самые популярные из них с этической и религиозной точек зрения.

Для начала приводим наиболее распространенные суеверия, связанные с похоронами :

Закрывать в доме окна и двери;

Класть в гроб продукты, деньги и вещи(в последнее время мобильные телефоны);

Класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

Верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрет;

На поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;

Сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;

Лить водку на могильный холм;

Прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;

Приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;

Целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;

Произносить: "Да будет тебе земля пухом";

Рассыпать по могиле хлебные крошки;

Разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;

Верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

Верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

Верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

Верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

Верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

Поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;

На помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;

На поминках есть только ложками (есть вилками «грех»).

Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, видимо один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки. А уже потом из отсутствия родилась и "теория": чтобы не уколоть покойного. Есть мнение, что эта "традиция" появилась в середине 19 века в купеческой среде. Люди, разгоряченные "поминальным" алкоголем, переходили за столом к вопросу дележки наследства, а режеще-колющие предметы, т.е. вилки-ножи, приводили к серьезным травмам, поэтому был убраны из обихода поминок.

Верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику.

Верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…».

На поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник.

Раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного).

Разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика.

Верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех.

Хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды».

После похорон 40 дней не убирать в доме.

После похорон 40 дней не выключать свет в доме;

После похорон 40 дней не спать на кровати покойного;

Завешивать зеркала в доме, где есть покойник;

Можно ли смотреть телевизор после похорон?

Многие люди придерживаются такого правила: до тех пор, пока усопший находится в доме, нужно обязательно укрывать поверхности, которые способны что-либо отражать, например, зеркала, телевизор. Данное суеверие не имеет ничего общего с православными убеждениями, а относится к язычеству. Считается, что после смерти душа человека может быть затянута в зеркало и не в состоянии выйти оттуда, будет вечно скитаться, так и не найдя себе упокоения. После того, как покойного выносят из помещения, полотна можно снимать, но некоторые выдерживают их закрытыми в течение 9 и даже 40 дней.

Другие же источники утверждают, что завешивание зеркал - вообще достаточно объяснимый обычай. Когда в доме кто-либо умирал, то гроб с его телом ставился в самой большой комнате. У гроба усопшего постоянно читалась псалтирь, а молящиеся могли войти в любое время и молиться возле гроба. Соответственно в комнате все устраивалось так, чтобы все окружающее способствовало молитве. Зеркала, корешки книг, статуэтки или посуда в серванте, вазы и прочая мелочевка взгляд отвлекают, а следовательно, не способствуют настроению. Вот и стали в комнате, где читается псалтирь, все постороннее скрывать от глаз драпировками. Псалтирь давно не читают, зато вот зеркала завешивают во всех комнатах даже до 40 дней. Нормальный обычай, перешедший в суеверие.

К слову, просмотр телевизора после похорон усопшего – это отдельный вопрос. Важен не просто тот факт, что Вы смотрите телевизор, а то, что именно Вы смотрите. Просмотр увеселительных передач и развлекательных фильмов находится под запретом. Чаще всего выдерживается интервал в 9 дней. К тому же, из уважения к умершему, не стоит включать его на большой громкости. Смотреть, к примеру, новости, не запрещено.

Можно ли праздновать День Рождения после похорон?

Данный вопрос решается только тем, насколько важна для празднующих память и упокоение умершего человека. Церковь не устанавливает точные временные рамки траурных дней, но большее внимание в первые дни после случившегося рекомендует всё же обратить на молитвы и помин покойного.

Нормы этики также не дают противоположных рекомендаций по данному вопросу. Не стоит устраивать шумного торжества. Если всё же желание как-то отметить праздник есть (особенно, если именинник ребёнок), можно устроить его тихо и по-семейному, без громкой музыки и шумной вечеринки. Чтить память ушедшего близкого человека – одна из отличительных черт цивилизованного общества.

Можно ли заниматься сексом после похорон?

Православная церковь отвечает на данный вопрос следующий образом: траур по усопшему родственнику – это время, когда всё внимание родственников должно быть направлено на молитвы.

Этические соображения также рекомендуют проявить уважение к памяти и отказаться от этой затеи. Вполне возможно, человеку, скорбящему по потере, будет просто не до подобных утех. Наряду с этим, опять же, чётких временных границ запрета на секс не существует, посему, как только сердце смирится с потерей, и чувство скорби притупится, можно отвлечь себя подобным образом. Границы дозволенного каждый человек устанавливает для себя самостоятельно.

Можно ли пить после похорон?

Как утверждают церковные служители, распитие спиртных и алкогольных напитков, пусть даже с целью того, чтобы произошло поминовение усопшего – дело недопустимое и даже вредное для души поминаемого.

В досоветские времена на похоронах не было принято выпивать. Основной и самый благотворный помин – это молитва. В алкогольном поминовении нет никакого смысла. Единственное, что необходимо употреблять после похорон во время поминок – это кутья. Во всём остальном нет необходимости.

Как известно – алкоголь – это враг не только духовного здоровья и здоровья телесного, но и здравому смыслу. Нередко, во время поминальной церемонии по вине лишних градусов начинаются споры, а порой и потасовки между гостями, что по этическим соображениям совершенно не уместно на подобном мероприятии.

Можно ли слушать музыку после похорон?

Данный вопрос нередко задают люди, которые переживают утрату близкого человека. Здесь, как и с просмотром телевизора - всё зависит не от факта прослушивания музыки, а от характера прослушивания и смыслового содержания.

Всё, что можно назвать увеселительной музыкой во время траура лучше исключить. Допускается прослушивание мирной спокойной (лучше всего классической) музыки. Громко включать её также не стоит.

Также нередко практикуется прослушивание любимых композиций умершего человека. По этическим соображениям – это также является своеобразной данью памяти. Часто на похоронах звучит траурный оркестр. Это скорее отголоски советского времени. Правильнее всего с точки зрения религии всё же петь и слушать молитвенные песнопения.

Можно ли делать свадьбу сразу после похорон?

Бывают и такие случаи, когда близкий человек навсегда покидает свою семью в момент, когда она готовится выдать замуж или женить одного из своих представителей. Чаще всего предсвадебные хлопоты влекут за собой трату больших денег и по сугубо рациональным соображениям свадьбу не отменяют, а на самом торжестве упоминают о гибели близкого и отдают дань его памяти. Ничего предосудительного в этом нет, всё зависит от эмоционального состояния брачующихся.

Православная традиция разрешает венчания и до наступления 40 дней. Если же затрагивать тему светской свадьбы – это событие мирское, и как все другие, может приравниваться к увеселительным мероприятиям. Отметить свадьбу можно, но без особых излишеств. Или перенести её хотя бы за временные рамки 9 дней.

Можно ли ехать в отпуск после похорон?

Запрета на поездки после похорон не существует. Напротив, если человек, потерявший близкого, сильно страдает по этому поводу, поездка вполне сможет его отвлечь от траурных мыслей и направить его в правильное русло. К тому же, отпуск у каждого проходит по-разному.

Всё, что имеет отношение к увеселительным мероприятиям (поход на дискотеки, в бары, на увеселительные концерты), лучше отменить.

С точки зрения православия, отпуск также не является формой неуважительного поведения по отношению к усопшему. Важно не забывать вести себя соответствующим образом и поминать ушедшего человека молитвой и добрым словом.

Можно ли делать ремонт после похорон?

Приметы, которые не относятся к православию, гласят то, что ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней.

Также есть суеверия, в которых говорится о том, что на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам.

С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли мыться сразу или на следующий день после похорон?

Есть такая примета, в которой говорится о том, что до тех пор, пока покойник находится в доме, пока он не похоронен, нельзя мыться, так вы поливаете его грязью. Некоторые соблюдают правило и дольше. Ничего общего с православным учением это суеверие не имеет. А вот ходить грязным в течение 9 или даже 40 дней очень сложно и совершенно негигиенично и неэстетично, поэтому стоит задуматься прежде, чем слепо выполнять все подслушанные где-то правила и приметы. Поверья поверьями, но здравым смыслом пренебрегать всё же не стоит.

Можно ли стричься после похорон?

Православная церковь не знает в своей истории данного суеверия, но люди считают и активно верят ту примету, что нельзя стричь волосы после похорон.

С эстетической точки зрения поводов для запрета этой процедуры не найти. Так что в случае необходимости или желания можно смело идти в парикмахерскую и стричься.

Вообще, что касается примет и всевозможных суеверий относительно смерти, зачастую они даже противоречат канонам православия. Церковь считает суеверия греховными отголосками языческого прошлого.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием. Со стороны этической в уборке после похорон нет ничего предосудительного.

Стоит ли детям умершего участвовать в несения гроба?

Некоторые считают, что дети умершего, как самые близкие, после супруга или супруги, его родственники, не участвуют в несении гроба, чтобы не потерять молитвенного настроения и сосредоточенности в столь важную минуту их жизни. Это – заблуждение. Всё зависит от конкретной ситуации. Уходя, родственники берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.

Можно ли беременным женщинам посещать кладбища?

Есть еще поверье, что беременным нельзя ходить на кладбище. На самом деле некоторые женщины весьма эмоциональны, и визит на кладбище, а зачастую и сопутствующая истерика, вредно сказываются на ребенке.

Раздача одежды и вещей покойного после похорон: можно ли?

Многие считают, что одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней. Но это суеверие. Раздавать одежду покойного(как милостыню за него), или на память близким личные вещи лучше сразу же после его смерти или сразу по кончине. Более того, именно в первые сорок дней – необходимо усиленно творить милостыню и раздавать вещи усопшего, чтобы умилостивить Бога – Праведного Судию, который совершит предварительный суд над душой в сороковой день. Друзьям же, на память о друге, могут остаться книги или некоторые сувениры, напоминающие об усопшем. Тем более если было на то завещание или воля новопреставленного, делать это нужно как можно скорее. Новопреставленным умерший считается до сорокового дня. Когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного. Когда кто-либо умирает, то ему собирается «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдаётся нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на том свете.

Что нужно класть в гроб покойного? Устоявшиеся суеверия и церковные рекомендации.

Одно из самых распространенных суеверий - в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Бог ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься». Во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять». Некоторые, когда читают Псалтирь по покойнику, ставят хлеб и воду. Этот обычай народный, восходящий к язычеству, и никаких оснований в канонах и преданиях Церкви не имеет. Поэтому ставить воду и хлеб при чтении Псалтири по покойному не следует. Некоторые кладут в гроб покойного палку или хворостину. Этот обычай, как и большинство околоцерковных поверий, идет от незнания. В прошлые времена, чтобы сделать гроб по росту человека, покойного измеряли «смерком», то есть длина «смерка» соответствовала росту умершего. Этот «смерок» и клали в гроб с покойником. Никаких религиозных символов «смерок» не имеет, поэтому класть в гроб никаких палок не надо.

Чем следует заканчивать поминальную трапезу?

Существует обычай, заканчивать поминальную трапезу вкушением киселя с молоком. Некоторые батюшки рекомендуют в настоящее время в постные дни коровье молоко заменять соевым молоком. (Однако, это входит в противоречие, что нельзя использовать соевые продукты, потому, что они все геномодифицированные).

Еще одно суеверие: Суеверы следят, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо. Пока покойник лежит а доме, бросают в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки. В течение времени пока в доме находится покойник, не дают взаймы чего-либо из продуктов, а равно не дают никому из дома огня.

Если умирает хозяин или хозяйка дома: Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином.

Суеверия о гробе и табуретках: Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. - "чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб". Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, - спешат сесть на этот стул, чтобы "все беды умерли".

Забота о близком человеке даже после его смерти: В некоторых местах, после похорон по три ночи к ряду зажигают в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней.

Как не спугнуть ангела-хранителя?

В некоторых местах считается, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней, и поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом. (сорт пива выяснить не удалось).

Суеверия о том, нужно ли оставлять покойного человека в помещении одним хотя бы на миг: Покойника никогда одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут душу: этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного. Слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню. Некоторые плакальщицы настоящие артистки профессионалы.

Ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда "с выси небесной на грудь земную" – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своем пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесет просьбу до Господа. Милое суеверие, если бы только заменить загадывание желания звезде-ангелу на молитву.

Старые поверья о смерти колдунов: Колдуны, как полагают, умирают, всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.

Об отпевании самоубийц: Случается, священник отказывается совершать Церковное поминовение и погребение по обрядам Православной Церкви из-за того, что покойный был самоубийца. Здесь нужно помнить, что лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы, убитые разбойники или убитые на поединке. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (непреднамеренное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение правил техники безопасности на производстве и тому подобное). Сюда же относится самоубийство, совершенное в результате психического расстройства, под воздействием больших доз алкоголя и так далее. Но долг любви позволяет близким родственникам просить Бога о прощении такого человека в домашней молитве.

Священники комментируют отпевание самоубийц таким образом: «Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14). Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: "Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Он отказался от возможности остаться живым. От полноты веры он хотел уйти из этой жизни и соединиться с Христом. Во время гонений в очень трудном положении были целомудренные девицы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время был сильно развращен). Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора. До нас дошли и другие примеры. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности ради нравственной чистоты, а не отчаяния и неверия. Не все из них канонизированы. Прославляя некоторых из них, Церковь учитывала святость их предшествующей жизни».

Отслужение панихиды об умершем младенце: Некоторые просят отслужить панихиду об умершем младенце. По младенцу панихиды служить не следует, достаточно поминать его на литургии. Панихида служится о прощении грехов усопших, а младенец еще не имеет грехов. За Божественной литургией, на проскомидии приносится жертва о всех, в том числе и о святых, поэтому за литургией и надо поминать умерших младенцев.

Множество суеверий языческо-советского толка существует на кладбищах: нельзя говорить "спасибо", можно "благодарю". Нельзя говорить "до свидания", иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено.

С похоронами человека связано еще немало суеверий, но многие из них были порождены либо из древних традиций и искажены, либо созданы исходя из норм этических соображений, либо взяты из религиозных убеждений.

Придерживаться данных норм или нет – зависит только от вас и ваших близких.

"О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".

Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно была закреплена в 1398 году в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение двинской земли в состав Московского государства. В ст. 5 этой грамоты говорилось: "Смертная казнь назначается в одном единственном случае - за кражу, совершенную в третий раз".

Покровская судная грамота 1467 года значительно расширила случаи применения смертной казни. Это воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, совершенная в третий раз кража, убийство.

Судебник Ивана III (1497 год) раздвинул границы дальше: разбой, повторная кража, клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

Судебник Ивана IV (1550 год) предусматривал смертную казнь за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки признался в содеянном; за вторую кражу и мошенничество, если преступник сознается; за разбой, душегубство, ябедничество, за убийство господина и др.

Казни носили массовый характер. Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной, или простой, относились отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной казни - сожжение, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи и др.

При Иване Грозном стали применять кипячение в масле, вине или воде за государственную измену, четвертование - за оскорбление государя.

В России ХVI-ХVII столетий высшая мера наказания угрожала за такие преступления, как ловля селедки, торговля целебным корнем ревеня, покупка беспошлинно мехов, неверное показание веса соли при взимании пошлин и др.

При Петре I смертная казнь применялась за 123 состава преступления. Ее процедура была унифицирована. Применялось три вида: аркебузирование (обезглавливание), расстрел, повешение. Аркебузирование для военнослужащих осуществлялось по немецкому образцу - мечом на плахе или на бревне, а не топором, как было до Петра I.

Во времена Анны Иоанновны система наказаний включала утопление, отрубание головы, повешение, колесование, сожжение. Она могла применяться к лицу с 12-летнего возраста.

25 ноября 1741 года Елизавета Петровна отменила смертную казнь. Но тюрьмы были переполнены, и в 1754 году смертная казнь стала применяться вновь.

За время 34-хлетнего правления Екатерины II известно всего три случая приведения в исполнение казни, самый известный - публичная казнь Емельяна Пугачева.

При Александре I смертная казнь применялась нечасто. За 25 лет его правления казнено 24 человека.

Николай I начал свое правление с казни пяти декабристов.

На протяжении 26 лет правления Александра II не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора - они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением. В 1883 и 1885 годах казнено было по одному человеку. В 1889 году - 3, в 1890 году - 2 человека. Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу).

Все изменили революции: в 1905-1906 годах было расстреляно около 4 тысяч человек. Но Четвертая Дума вновь упразднила смертную казнь в 1917 году. О том же заявили и большевики, придя к власти. Но начался "красный террор": заложников расстреливали просто по классовому признаку.

26 мая 1947 года Сталин отменил смертную казнь, но оставались ГУЛАГ и НКВД. В начале 1950-х годов смертная казнь была Сталиным же восстановлена.

В СССР высшая мера наказания (а именно расстрел) применялась за государственные преступления (измена Родине, шпионаж), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах и некоторые особо тяжкие преступления - постоянно; и за дезертирство, уклонение от воинской службы, отказ от исполнения приказа начальника, насилие - в военное время.

С 1962 года смертная казнь стала применяться и за экономические преступления, например, "валютные махинации". С 1962 по 1990 годы было расстреляно 24 тысячи человек.

В новой России применение смертной казни было резко сокращено : с 1991 по 1996 годы исполнены 163 приговора.

В мае 1996 года президент Ельцин издал указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Одним из условий, необходимых для того, чтобы страна могла быть членом Совета, является согласие с "протоколом № 6" Совета от 1983 года об отмене смертной казни.

2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца и каннибал Головкин.

После этого казнь отменили де-факто: ее по закону нельзя применять, пока президент не рассмотрит прошение о помиловании, а Борис Ельцин просто перестал их рассматривать.

В феврале 1999 году КС отменил казнь в России и де-юре: объявил казни неконституционными в отсутствие судов присяжных на всей территории страны. Согласно УК РФ (ст. 44, 59) исключительная мера наказания может применяться (только к мужчинам от 18 до 65 лет) за убийства при отягчающих обстоятельствах при праве обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных.

Последним регионом РФ, где был введен институт присяжных, стала Чеченская Республика. Суд присяжных в республике был введен в действие с 1 января 2010 года и формальные препятствия для назначения смертной казни в Российской Федерации отпали. В соответствии с частью 2 статьи 20 Конституции России, смертная казнь применяется впредь до ее отмены, то есть указывается на ее временный характер. Это породило у юристов неоднозначное мнение о возможности назначения после 1 января 2010 года смертной казни.

На устранение этой неопределенности 29 октября 2009 года в Конституционный суд РФ было направлено ходатайство Верховного Суда об официальном разъяснении постановления КС от 1999 года.

19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ запретил применять смертную казнь в России и после 1 января 2010 года, когда истек введенный в стране мораторий на применение высшей меры наказания. Основанием для рассмотрения вопроса стало ходатайство Верховного суда РФ.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Смертная казнь в России в соответствии с Конституцией предусматривается Уголовным кодексом страны. Она выступает в качестве исключительного наказания за преступления особой тяжести против жизни. Обвиняемому предоставляется при этом право на разбирательство дела судом при участии присяжных. Последняя смертная казнь в России была осуществлена в 1996 году.

Уголовный кодекс

Смертная казнь в России назначается мужчинам, возраст которых 18-65 лет. В Уголовном кодексе присутствуют пять статей, положения которых предусматривают это наказание. Смертная казнь в России назначается по:

  1. Ст. 277 "Посягательство на жизнь общественных или государственных деятелей".
  2. Ст. 295 "Покушение на лицо, осуществляющее предварительное расследование или правосудие".
  3. Ст. 317 "Посягательство на сотрудников правоохранительных органов".
  4. "Ст. 357 "Геноцид".
  5. Ст. 105 "Убийство" (ч. 2).

Исключения

С принятием в 1997 году нового УК РФ существенно сокращено количество преступлений, наказанием за которые может выступать смертная казнь. В России она применяется только за неправомерные действия особой тяжести, посягающие на жизнь. В порядке помилования это наказание может быть заменено лишением свободы на 25 лет. Существуют разные виды смертной казни. В России единственным наказанием, лишающим жизни виновного, выступает расстрел. Эта мера не может применяться к женщинам любого возраста, а также мужчинам до 18 и после 65 лет. Не назначается смертная казнь в России лицам, выданным иностранным государством для совершения уголовного преследования, если данное наказание не предусмотрено по законам зарубежной страны или иным основаниям, если ее неприменение является условием выдачи.

Порядок исполнения

По ст. 186 УПК смертная казнь в России выполняется путем расстрела. Наказание приводится в исполнение непублично, к каждому осужденному в отдельности в отсутствии остальных виновных. В процессе выполнения присутствуют прокурор, врач, представитель учреждения, в котором осуществляется казнь. Наступление смерти фиксирует медик. После завершения казни составляется соответствующий протокол. Он подписывается участниками исполнения. По окончании процедуры в известность ставятся суд и один из родственников казненного (как минимум). Тело расстрелянного не выдается. О месте захоронения также не сообщается. Наказание должно исполняться учреждениями системы уголовного исполнения. По сложившейся практике все назначенные высшие меры, в том числе и последняя смертная казнь в России, были осуществлены в тюрьмах и следственных изоляторах.

Отсрочка или замена меры

В случае сомнений в нормальности психического состояния виновного его обследуют комиссией. Она состоит из трех медиков-специалистов. По результатам обследования оформляется протокол. В случае выявления психического расстройства, которое лишает возможности осужденного осознавать общественную опасность и характер бездействия или действия, руководить своим поведением, выполнение приговора приостанавливается. Протокол при этом направляется в судебную инстанцию. В соответствии с заключением медкомиссии осужденный освобождается от наказания по ст. 81, ч. 1, УК. Взамен ему назначается принудительная мера – лечение в психиатрической клинике. Учитывая тяжесть преступления и опасность, которую представляет осужденный для общества, пребывание в специализированном стационаре осуществляется под интенсивным наблюдением.

Освидетельствование

Оно проводится раз в полгода. Осужденный также обследуется комиссией медиков (психиатров). В случае отсутствия оснований для прекращения принудительного лечения в суд предоставляется заключение о его продлении. В первый раз решение о продолжении пребывания в стационаре принимается по окончании полугода с момента начала, в последующие разы – ежегодно. Если при применении принудительного лечения будут выявлены существенные изменения в состоянии здоровья виновного, которые дают основания для отмены или корректировки этой меры, освидетельствование осуществляется вне зависимости от истечения какого-либо срока.

Выздоровление виновного

По ст. 81, ч. 4, в случае излечения осужденного суд вправе постановить о применении назначенной смертной казни, если срок давности приговора не истек. По ст. 83, ч. 1, п. "г", он составляет для особо тяжких преступлений 15 лет. По окончании данного периода вопрос о применении давности решается судом. Инстанция вправе освободить осужденного от смертной казни либо заменить ее лишением свободы на конкретный срок.

Важный момент

Срок пребывания осужденного в психиатрическом стационаре засчитывается в период наказания. Суд не может назначать лишение свободы (взамен казни) более чем на 20 лет, при совокупности неправомерных проступков - более 25 лет, приговоров – более 30 лет. В случае если выздоровление произойдет по окончании указанных сроков, осужденный признается отбывшим наказание и подлежит освобождению по решению суда.

Мнение общественности

По данным ВЦИОМ на июль 2001 года отмена смертной казни в России поддерживалась 9% населения. При этом 72% выступали за ее применение. Согласно опросам порядка 84% граждан страны в 2004 году выступали за ужесточение положений законодательства и введение смертной казни в России в качестве меры борьбы против терроризма. В 2005 году применение этой меры к террористам поддерживалось 96% при 3%, выступающих против. При этом порядка 84% опрошенных выступали за отмену моратория и возвращение смертной казни в России. Жители ЮФО выразили поддержку применения наказания почти единодушно. В соответствии со сведениями социологического факультета в МГУ им. Ломоносова, которые были получены на май 2002 года, за то, чтобы вернуть смертную казнь в России, выступали 89% опрошенных. На июль 2005 года сторонников этого наказания было 65% при 25% противниках.

Сокращение случаев применения

16 мая 1996 года Президент Ельцин издал указ, в соответствии с которым предусматривалось постепенное сокращение применения высшей меры в стране. Это обусловлено было вхождением России в СЕ. Указом было предписано разработать для внесения в Госдуму проект закона о присоединении РФ к протоколу №6 Конвенции об обеспечении защиты свобод и прав человека. Этот протокол был подписан Президентом, но до настоящего времени не ратифицирован. В соответствии с законодательством РФ он не имеет юридической силы. При ратификации протокола наказание будет отменено. В соответствии с актом никто не может быть казнен или приговорен к казни. В качестве исключения в законодательстве может быть предусмотрено положение о том, что государство вправе применить наказание за действия, которые совершены во время войны или при ее неизбежной угрозе.

Смертная казнь в современной России

Сегодня в качестве альтернативы судами применяется пожизненное заключение или лишение свободы на 25 лет. Однако ряд экспертов отмечает, что указ Президента и постановление КС, обосновывающие эту замену, игнорируют федеральные законы, используя нормативные акты, обладающие меньшей силой и опирающиеся на нератифицированные мировые договоры. В начале 21 века статус казни принимал все более неопределенные очертания. Ссылаясь на требование большей части граждан применять высшую меру к опасным преступникам, Госдума опубликовала обращение к главе государства, в котором выразила сомнение по целесообразности ратификации протокола №6. Несмотря на спорность вопроса 19 ноября 2009 года конституционным судом было принято решение, в соответствии с которым в России отменена смертная казнь, и никакие судебные инстанции не могут выносить такой приговор. Однако многие эксперты считают, что резкое и абсолютно исключение высшей меры из УК не может принести положительных результатов.

История смертной казни в России (кратко)

Как мера наказания она упоминается в Правде (11 век). В некоторых летописях также сохранились свидетельства о применении казни к разбойникам. В Двинской грамоте по указу Владимира Мономаха в 1937 году высшая мера предусматривалась только за кражу в 3-й раз. Это дает повод предполагать, что такое преступление уже в то время считалось общественно опасным с вероятностью рецидива, и совершение злодеяния в третий раз вселяло опасение о повторении содеянного и в будущем. С середины 18 столетия отмечалось существенное сокращение применения казни в России. Императрица Елизавета заявляла, что в период ее правления это наказание не будет назначаться и исполняться. Однако отменить казнь полностью она не решилась, а лишь приостановила ее повсеместную реализацию.

Новый этап в реформировании исполнения наказаний отмечается после революции 1917 года. Временное правительство, пришедшее к власти, основываясь на прежней практике, стало разрабатывать новую концепцию. Возглавлявший в то время тюремное ведомство Жижиленко в своем приказе подчеркивал, что основной задачей наказания должно выступать перевоспитание лица, которое совершило злодеяние. Для достижения этой цели необходимо проявлять к заключенным гуманность, выражать уважение к их гражданскому достоинству. В 1917 году, 26 октября, был принят декрет, который отменял смертную казнь. Тем не менее уже 21 февраля следующего года актом СНК допускалось применение расстрела без суда, непосредственно на месте и за весьма широкий спектр деяний – за совершенные преступления неприятельскими агентами, погромщиками, спекулянтами, контрреволюционными агитаторами, хулиганами, немецкими шпионами. Эти почти безграничные полномочия были предоставлены ВЧК. Официально последняя казнь состоялась 2 августа 1996 года. Тогда был расстрелян серийный маньяк Головкин. Однако история смертной казни в России завершилась по данным ряда источников 2 сентября 1996 года.

Мораторий

2 февраля 1999 года КС РФ вынес постановление, в котором признавал неконституционность возможности вынесения смертного приговора без участия в разбирательстве дела присяжных. Этот запрет носил временный и только технический характер. Вопрос о непосредственном вынесении наказания и его применении нельзя было считать решенным, так как казнь осталась закрепленной в УК, в ст. 44 и 59. Порядок ее реализации установлен в гл. 23 Раздела VII УИК. При этом вопрос об отклонении ФЗ по ратификации протокола №6 или его принятии не рассматривался законодательными органами больше 10 лет.

Перспективы применения наказания

Относительно вопроса о дальнейшем назначении и исполнении либо замене казни лишением свободы пожизненно единого мнения у служащих исполнительной системы и отечественных законодателей нет. В экономическом плане более выгодным представляется заключение осужденного на продолжительный срок или до конца жизни. Это обусловлено тем, что виновный может получить профессию и исполнять трудовые обязанности на протяжении всего периода, установленного в приговоре, и приносить государству прибыль. Этим будет компенсироваться материальный и частично моральный вред от совершенного деяния. В пользу данного варианта выступает и возможность исправить или не допустить судебную ошибку посредством проявления гуманности и соответствия религиозно-нравственным и духовным принципам. Смертная казнь при этом становится экономически невыгодной и не позволяет ни в какой мере компенсировать тяжесть содеянного. Хотя некоторые эксперты предлагают использовать органы приговоренного после исполнения наказания для трансплантации.

В заключение

Проблема отмены казни достаточно сложна и многогранна. Она должна рассматриваться в широком контексте. При этом необходимо учитывать взаимосвязь духовно-нравственных, политических, правовых, социально-экономических факторов. Что касается вопроса об отмене высшей меры, то решение об этом должно приниматься постепенно, посредством повышения в обществе уровня цивилизованности. Важно, чтобы течение этого процесса было естественным и не предполагало принуждения. В этом случае в обществе не будет возникать желания в ряде практических ситуаций сразу же обращаться к этой исключительной мере.

Это тот случай, когда закон позволяет в качестве наказания лишить жизни виновного в преступлениях человека. Многие историки задаются вопросом о том, правильным ли было введение смертной казни и дальнейший отказ от нее. С одной стороны, согласно общеизвестным фактам, более 60 % преступников, вновь оказавшись на свободе, повторяют свои действия и возвращаются к истокам. Однако когда в России отменили смертную казнь?

Зачастую в развитых странах перед началом смертного приговора проходит специальное в ходе которого участие и вина подсудимого либо будут доказаны, либо его адвокат полностью опровергнет приписываемые его клиенту действия. Казнь имеет право проводить только представитель закона, наделенный подобными обязанностями. В противном случае, процесс исполнения смертного приговора может по праву считаться убийством, и так называемого палача будут судить согласно действующему закону.

Смертное наказание в России было привычным явлением на протяжении многих лет. Некоторые историки считают, что первоначальными истоками смертной казни являются обычаи восточных славян. В свою очередь, подобная месть является одной из наиболее древних форм проявления наказаний и пыток над людьми.

Возникновение подобного наказания принято относить к началу 5 века. Самым первым упоминанием о введении смертной казни на территории Древнерусского государства считается мера наказания, которая была придумана князем Владимиром за разбой в 996 году.

Первым на Руси, кто все-таки решился на шаг отмены смертного приговора, был князь Владимир Святославович. Однако это не было личной инициативой князя. Согласно историческим данным, решиться на подобный поступок ему настоятельно рекомендовали церковные иерархи. Впоследствии дети князя Ярослава отменили многолетнюю кровную месть, заменив ее денежной выплатой в соответствующем размере. Но некоторые историки утверждают, что за государственные преступления наказывали именно смертной казнью.

На протяжении последующих годов право на лишение жизни то исчезало, то снова возвращалось. Многие могут считать это наказание ошибкой, в то время как другие полностью поддерживают подобную политику. Отменена ли Безусловно, да.

Смертная казнь - последствие тяжких преступлений

Последний случай применения смертного приговора был зафиксирован на территории Российской Федерация в 1996 году. Само по себе наказание, в соответствии с Уголовным кодексом России, было установлено и рекомендуемо к применению только в случае совершения тяжких преступлений. Также обвиняемому предоставлялось право на дополнительное рассмотрение его дела в суде с участием специально отобранных

Такая мера наказания назначалась особям мужского пола в возрасте от 18 до 65 лет. Уголовный кодекс РФ на тот момент предусматривал только 5 статей, наказанием которых являлась именно смертная казнь. К ним относились такие преступления, как геноцид, убийство, покушение на жизнь работника милиции, общественного деятеля или представителя закона. Единственным видом казни в РФ был расстрел. Как и когда отменили смертную казнь в России? В конце 2009 года Конституционный суд Российской федерации принял решение, исходя из чего возник запрет на право лишения жизни преступников.

Смертная казнь по отношению к женщинам

Согласно Конституции и Уголовному кодексу категорически запрещалось применять подобное наказание по отношению к женщинам, а также к преступникам, которые не достигли совершеннолетия. В качестве исключения вместо смертного могло быть назначено заключение на 25 лет или же

Процесс применения смертного приговора

До того момента, когда отменили смертную казнь в России, действовал закон о возможности вынесения смертного приговора лицам, достигшим возраста 18 лет. Также смертная казнь не назначалась лицам, которые были выданы другой страной для уголовного преследования и наказания. Согласно установленным правилам, наказание назначалось только в присутствии судьи, прокурора, подсудимого и его адвоката. Само исполнение проводилось при судье, назначившем данный приговор, также обязательно должен был присутствовать врач, чтобы зафиксировать время смерти, и работник учреждения, где проводилась казнь.

Почему в России отменили смертную казнь

Россия подписала Протокол №6 Европейской Конвенции по правам человека, которая гласит, что в мирное время никто не может быть подвергнут смертному приговору. На данный момент есть несколько нюансов и вопросов по отмене наказания и изменениях в составе Конституции.

Поэтому, если отвечать на вопрос о том, в каком году в России отменили смертную казнь, можно смело называть 2009 год.