Барин имел право первой брачной ночи. Право первой ночи: почему это всех устраивало. Новгородская судная грамота

Каждый народ имеет свои интересные традиции проведения брачной ночи. И хотя нам они кажутся порой странными, но все-таки имеют право быть в связи с особенностями развития культуры, историей той или иной страны.

Ответственная роль

В то время в Европе был обычай, который назывался «право первой ночи». Его суть - феодал имел право лишить невинности любую девушку из своих владений, которая выходила замуж. Именно поэтому после заключения брака невеста проводила брачную ночь не с новоиспеченным мужем, а феодалом. Если невеста ему не нравилась, он имел право отказаться от первой ночи, или продать это право жениху. В некоторых странах эта традиция сохранялась до конца XIX века.

Как появилась эта традиция? Согласно одной из гипотез, таким образом, феодал подтверждал свое право собственности.

Согласно другой версии, господин брал на себя эту «нелегкую» роль, чтобы жена досталась мужу «проверенной». Некоторые историки видят в этой традиции элементы жертвенности (девственность приносилась в жертву божеству, при этом роль божества в некоторых странах исполнял жрец).

У некоторых народов считалось, что кровь, появляющаяся при лишении девственности, приносит зло и болезни. Поэтому провести обряд поручали старейшине племени или колдуну - то есть человеку сильному, способному противостоять козням злых чар. И лишь после этого обряда «очищения» новобрачную отдавали жениху.

В скандинавских языческих культах существовал такой обычай. С наступлением темноты перед первой брачной ночью жрец бога плодородия Фрейра уводил невесту (разумеется, чужую) в лес, разжигал костер и приносил в жертву свинью. После этого он совершал ритуал, а потом приводил невесту жениху. Считалось, что после этой мистерии, женщина сможет родить много здоровых сыновей.

У некоторых племен в Африке и Южной Америке акт лишения невинности и вовсе совершали женщины (знахарки или супруги вождя племени).

Праздник первой брачной ночи

Очень интересная традиция существовала в Шотландии - там друзья и родственники всеми, доступными способами мешали провести молодоженам их первую брачную ночь. Сразу они не позволяли молодым уединиться, а если им это удавалось - шумели и кричали, мешая наслаждаться друг другом. Все прелести первой брачной ночи они могли почувствовать только тогда, когда гости уставали от веселья и засыпали.

В Греции по брачному ложу обязательно должен побегать ребенок, для того чтобы в семье в будущем родились здоровые дети.

В Германии и Франции друзья и родственники поступали таким же образом, как и в Шотландии - шумели под окнами, раскладывали в комнате заведенные будильники. На Филиппинах, молодожен и вовсе было запрещено заниматься сексом в первую брачную ночь, и это связано с тем, что ребенок, зачатый в день свадьбы, через употребление алкоголя будущими родителями мог родиться больным.

Китайская традиция проведения первой ночи отличаются от европейской, так как здесь большое значение придавали красоте помещения, где должно было пройти такое важное событие. Комнату украшали цветами, красными и желтыми свечами в виде драконов, основное предназначение которых - изгнание злых духов от молодоженов. Перед тем как зайти в эту комнату, молодые должны были выпить вина из бокалов, которые связаны между собой красной лентой.

Самые экзотические традиции существовали в Африке. Там, в некоторых племенах после свадьбы муж в первую брачную ночь выбивал жене два передних зуба. Таким образом, муж сообщал соплеменникам, что эта девушка - замужняя.

В традициях некоторых стран, в том числе и России новоиспеченный муж не всегда имел, казалось бы, законное право первым разделить ложе со своей суженой. И чаще всего интимная связь с чужим мужчиной для невесты была делом далеко не добровольным.

Удобный обычай

Право первой ночи – явление по понятным причинам не закрепленное никакими законодательными актами, существовавшее в родоплеменных культурах или странах с высоким уровнем социального неравенства. Еще Фридрих Энгельс отмечал, что в традициях некоторых народов жених был последним человеком, кто мог претендовать на свою невесту в первую брачную ночь. Перед ним его суженой могли воспользоваться братья, дальние родственники и даже друзья. В племенах Африки и Южной Америки первоочередное право на невесту имели шаманы или вожди, что объяснялось необходимостью обезопасить молодую пару от злых духов.

В средневековой Франции «Ius primae noctis» было своеобразной привилегией феодала, который спокойно мог позволить себе интимную связь с женой своего вассала. По мнению историков, такая привилегия могла возникнуть из германского обычая Beilager, согласно которому крупные землевладельцы имели первоочередное право на сексуальный контакт с невестой любого из своих подданных. В некоторых случаях вассал мог выплатить своему феодалу отступные и тогда тот отказывался от права пользования его женой.

Ученые справедливо ссылаются на отсутствие документов, подтверждающих право первой ночи в Средневековой Европе, однако косвенные свидетельства все же имеются. К примеру, сохранившееся решение арбитражного суда в испанской Гудалупе от 1486 года, которое гласит, что король Фердинанд II отныне запрещает господам пользоваться привилегией провести ночь с невестой вассала, доказывает, что такое право все же было где-то прописано.

Любопытно, что право первой ночи, демонстрирующее произвол феодалов, в некоторых случаях могло быть выгодно невесте. Далеко не все девушки до замужества хранили девственность, которая считалась едва ли не обязательным условием замужества. Ночь, проведенная с господином, избавляла невесту от переживаний относительно преждевременно потерянной невинности.

Возрожденная традиция

По мнению этнографов, право первой ночи – обычай, весьма распространенный в языческой славянской культуре. Половой контакт с невестой мог иметь более искусный в любовных делах член племенной группы. Цель обычая – избавить молодую от травмирующего опыта. Нередко правом первой ночи мог воспользоваться отец будущего мужа. Практиковалось также похищение невесты друзьями жениха. Согласно Василию Татищеву, обычай давать невесту в пользование старейшему общины или селения был запрещен княгиней Ольгой и заменен выкупом.

В трансформированном виде право первой ночи сохранилось и в христианской Руси. К примеру, в некоторых деревнях на свадьбе каждый приглашенный мужчина должен был несколько раз прижаться к молодой, имитируя половой акт: это якобы позволяло невесте морально подготовиться к первой брачной ночи.

В удаленных украинских селах до недавнего времени был распространен обычай, согласно которому жених должен был предоставить доказательства лишения невинности своей суженой. В случае неудачи ему давали еще два шанса. Если и они не имели успеха, то его место должен был занять старший родственник или самый опытный из свадебных гостей мужчина.

В середине XVIII столетия по мере укрепления крепостничества в России право первой ночи получило новый толчок. Это тяжелейшее для крестьянства время, породившее «салтычих», практически не давало надежды крепостным противостоять произволу помещиков. Хотя российские законы и позволяли защищать крестьян от злоупотреблений душевладельцев, на деле всесильная знать редко привлекалась к судебной ответственности, пуская в ход деньги и связи.

Русский писатель и общественный деятель князь Александр Васильчиков, владелец образцового имения Трубетчино, в своей книге «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах» приводит немало фактов насилия, в том числе и сексуального, помещиков над крепостными, когда невинные крестьянские девушки в течение многих лет безнаказанно растлевались для удовлетворения похоти своего господина.

Произвол по-русски

К сожалению, в России не все помещики, подобно Александру Васильчикову, заботились о своих подданных. Обычно чем дальше о столицы, тем чаще фиксировались случаи злоупотребления положением и властью. Борис Тарасов в книге «Россия крепостная. История народного рабства» сообщает, что если насилию со стороны более влиятельного соседа подвергались мелкие дворяне, то крестьянские девушки и вовсе оказывались перед ним беззащитны. Принуждение к разврату, по словам Тарасова, было сродни отдельной повинности - своеобразной «барщине для женщин».

Историк Василий Семевский пишет, что некоторые помещики, проводившие бὀльшую часть времени за границей, на Родину приезжали с одной лишь целью – удовлетворить свою похоть. К приезду барина управляющий имением должен был подготовить список всех подросших крестьянских девушек, каждая из которых попадала в распоряжение хозяина на пару ночей. Когда список заканчивался, помещик ехал в другую деревню.

Русский публицист, выходец из богатого дворянского рода Александр Кошелев описывал это постыдное явление на примере своего соседа, молодого помещика С. Этот барин, страстный охотник до «свеженьких девушек», не позволял состояться крестьянской свадьбе, пока не испытает достоинство невесты. Однажды родители одной из девушек на выданье не подчинились своеволию хозяина, пишет Кошелев. И тогда помещик приказал доставить всю семью в дом, приковал мать и отца к стене и заставил их лицезреть, как он насилует дочь.

Этот случай обсуждал весь уезд, однако обладавшему влиянием молодому развратнику все сошло с рук. Впрочем, бывало, что власти все же наказывали распоясавшегося господина. Так, в 1855 году суд определил тайному советнику Кшадовскому выплатить штраф пострадавшей за пользование правом первой ночи. Только после отмены крепостного права традиция растления крестьянских невест в России пошла на убыль.

Я уныло рассматривала свое отражение в зеркале. На моем лице не было ни малейших следов радости, что пристало испытывать девице, которая вот-вот должна выйти замуж.
Рыжая грива, несмотря на все попытки тетки Марты уложить ее в некое подобие прически, топорщилась во все стороны и ниспадала тугими локонами до середины спины. Не по-эрлайски бледную кожу лица украшала россыпь мелких веснушек. Само лицо худое, костлявое. Вздернутый нос, упрямый подбородок. Темные брови, изумрудно-зеленые глаза… По меркам благословленной Эрлии, меня никак нельзя было назвать красавицей.
На худосочном теле расшитое свадебное платье, доставшееся от Фарлины, — сестры моего будущего мужа, висело мешком. И в росте и в комплекции я первой красавице деревни значительно уступала. Подол укоротили, а вот перешивать платье для меня никто не стал. Покроем свадебный наряд напоминал тунику, так что проблему решили просто — на моей талии потуже затянули кушак. Правда, перед этим бабка жениха не упустила возможности в очередной раз уколоть меня и громко посоветовала:
— Девка, напихай себе чей-нибудь за пазуху! А то плоская, аки доска!..
На высказывание будущей родственницы я не обратила внимания. Как и на смешки, переглядывания и перешептывания женщин, которые собрались в доме старосты.
Жители деревни считали, что такой замухрышке, как я, необычайно повезло. Ведь меня решил взять в жены молодой кузнец — богатырь, красавец и, самое главное, единственный сын старосты. А по мне так просто белобрысый детина с завышенным самомнением. Фирдан будто являлся живым воплощением древней пословицы: «Сила есть — ума не надо».
Разумеется, выбор красавца Фирдана не одобрили ни его отец с матерью, ни многочисленные родственники и прочие деревенские жители. Где это видано, чтобы сын старосты женился на травнице, которая живет в полуразвалившейся хибаре на окраине деревни? Когда один из самых завидных женихов округи берет в жены сироту, девчонку без роду и племени и, что немаловажно, без гроша в кармане?
Совета родичей Фирдан слушать не стал, от деревенских просто отмахнулся. А я… моего мнения никто и не спрашивал.
Мне бы, дуре рыжей, заподозрить неладное, когда молодой кузнец слишком зачастил к моей избушке. То занозу вытащить попросит, то отвар для простуженного горла, то растирание для бабки, у которой опять спину прихватило. Жива была бы моя наставница Отха, она бы поняла, что у этого детины на уме. Я же радовалась копченому окороку и новому ножу, тому, что Фирдан мне косу наточил и дров нарубил. Невдомек дуре конопатой было, что так за мной сын старосты ухаживал.
А когда сваты пожаловали, что-либо делать поздно стало. Я сирота, постоять за меня некому.
На следующую ночь я попыталась сбежать. Далеко не ушла. Поймали. На вторую ночь снова попыталась, но даже за околицу выбраться не смогла. После этого староста меня собственноручно выпорол. Вообще-то, по правилам, такая честь должна была достаться моему отцу, но за неимением оного сошел и будущий свекор. Перепало мне от Пафтия сильно. До сих пор, спустя десять дней, больно сидеть.
Больше сбежать я не пыталась. Не потому, что боялась Пафтия. Стерегли меня как зеницу ока. Ни на секунду не оставляли одну, все время рядом со мной крутилась пара-другая родственниц Фирдана.
Как бы не были люди поначалу против моего с Фирданом союза, сейчас дело было в чести самого старосты и всей деревни. А потому сегодня на закате меня ждала свадьба и первая брачная ночь…
Тетка Марта водрузила на мою голову венок из ромашек и отступила на пару шагов, дабы полюбоваться результатом своих трудов.
— Вот! Так-то лучше! — удовлетворенно изрекла она. — Хотя нет. Подожди!
Дородная женщина метнулась ко мне и принялась нещадно щипать за щеки, пока не добилась здорового, по ее мнению, румянца.
— Теперь точно лучше! — распылалась в улыбке Марта. — Ты, Алька, даже на человека стала похожа. Эх, не спешил бы так Фирдан со свадьбой… Откормить бы тебя пару-тройку месяцев…
Алька — это так меня зовут. Вообще-то я предпочитаю, чтобы меня называли — Алана. Но в вопросе имени, как и во всех остальных, мое мнение не учитывалось. Так что с тех пор, как умерла Отха, меня иначе как Алькой не называли.
— Почему все-таки он так спешит? — подала голос Ларида, у которой имелись свои виды на моего жениха. — Неужто правду говорят, и Фирдан этой, — кивок в мою сторону — успел ребеночка заделать.
— Да враки все это! — вступилась за брата Фарлина. — Не было у них ничего. Даже до поцелуев, и до тех дело не дошло. Точнее, братец пытался нашу травницу поцеловать, когда свататься пришел, а та его в ответ коромыслом огрела. Не изукрасила бы Алька ему пол-лица, Фирдан бы еще на той неделе женился, а так решил внять уговорам отца и подождать, пока сойдет синяк.
— Так к чему спешка-то? — включилась в разговор другая девица-красавица, безмерно обиженная на меня и весь мир за то, что Фирдан выбрал какую-то пришлую травницу, а не ее.
— А я почем ведаю? — Фарлина всплеснула руками. — Вы что, моего братца не знаете?.. Если он втемяшит что-то в голову, то прет напролом, ничем его с пути не своротишь. Сейчас цель у Фирдана одна — забраться к этой рыжей под юбку.
Услышав последнюю фразу, я поморщилась. Вот уж во всех отношениях заманчивая перспектива!
— Что кривишься? — накинулась на меня бабка Фирдана. — Счастья своего не понимаешь, дура конопатая!
Точно дура, мысленно согласилась я. Была бы умнее — вовремя сбежала бы из деревни.
Вот только куда бы я подалась?.. Куда вообще может податься девица девятнадцати лет от роду без гроша в кармане? Ладно, вру. Шесть медных монет у меня припасено было, но вряд ли на них в городе удастся прожить хотя бы пару дней. А до города еще добраться надо — в эрлайских лесах хватает лихих людей, охочих до легкой поживы… Да и что мне делать в городе. Где жить? Чем заниматься? Кому я там вообще нужна?
В соседних деревнях я известна как хорошая травница, но там и моего жениха знают. Укрывать меня, идти на конфликт со старостой нашей деревни никто бы не стал… А там, где меня никто не знает, я и вовсе никому не нужна. Меня бы или прогнали взашей или заставили днем работать в поле, а ночью в постели в какого-нибудь рачительного хозяина. Пока я бы еще доказала, что хорошая травница, и доказала бы вообще…
Эх, если бы я свой первый побег лучше спланировала и подготовила, а не действовала на чистых эмоциях! Не пришлось бы сейчас готовиться к свадьбе, с ужасом ожидая грядущей брачной ночи…
Надо было действовать нагло, с размахом.
После того как меня сосватали, деревня полночи гуляла. Что мне стоило подмешать в вино сонного зелья? Потом прихватить из дома старосты шкатулку с монетами и позаимствовать коня? Тогда можно было бы и в городе попытаться устроиться…
Но я сглупила и подсыпала снотворного только взявшейся меня сторожить тетке Марте. Этот случай людей кое-чему научил, так что теперь меня к кухне и близко не подпускали, а также следили, чтобы у меня не было доступа к каким-либо травам, порошкам, зельям и кореньям.
Утешала я себя лишь тем, что так не могло продолжаться вечно. Если стану тихой примерной женой, то скоро людская бдительность ослабнет — не могут же меня сторожить вечно. Да и деревня большая… Ко мне и так за дни вынужденного заточения несколько раз с вопросами подходили: у одних ребенок заболел, у других скотина захворала… Но скоро кто-то заболеет серьезно, и тогда одними советами не отделаешься.
— Да и залез бы Фирдан под юбку к Альке! — фыркнула Ларида. — Никто за это бы не осудил. Натешился бы и…
— А ты молчи! — бабка отвесила девушке звонкий подзатыльник. — Годов всего ничего, только в возраст вошла, а все туда же!.. Увижу еще раз, как ты с сыном мельника милуешься, выпорю так, что еще долго парней стороной обходить будешь!
Ларида густо покраснела и на всякий случай пересела на соседнюю лавку подальше от бабки.
— И все равно не понимаю, — уже гораздо тише сказала Ларида, — Алька ведь не только тощая и страшная, так еще и старая!
— Мне бы самой понять… — вздохнула я.
Женщины, собравшиеся в доме, удивленно воззрились на меня. За последнюю пару часов я не произнесла ни слова, а вот тут не сдержалась.
Мало того, что я не отвечала эрлайским канонам красоты, так и почти вышла из брачного возраста. В деревнях женятся рано, большинство девиц годков в пятнадцать-шестнадцать замуж выскакивают. Так что я по праву считалась старой девой, на которую мог позариться разве что какой-нибудь вдовец… Еще большую пикантность ситуации придавало то, что Фирдан был меня на пару месяцев младше.
— Может, Алька нашего кузнеца все же приворожила? Опоила любовным зельем? — Марта никак не могла простить того, что я ее усыпила.
— Сколько раз говорить, я не знаю рецепта приворотного зелья, — вздохнула я. — Да и святой отец перед всей деревней подтвердил, что помыслы Фирдана чисты, что он не околдован.
— Все мы там были… Слыхали. Видали, — сварливо изрекла бабка. — Но все ж зелье многое бы объяснило…
Женщины согласно загалдели, а я опять замолчала.
После того, как Фирдан заявил о намерении на мне жениться, деревенские сразу подумали, что дело тут нечисто, и сына старосты приворожила рыжая травница. Случай взялся расследовать отец Оргус… Вот тогда я страха-то и натерпелась. Больше всего боялась, что священник признает, что приворот имел место и гореть мне тогда на костре.
Ведовство в провинции Эрлия находилось под строжайшим запретом. На знахарок и травниц священнослужители смотрели косо, но пока мы не вредили людям, не варили запрещенных зелий и не пытались колдовать, на наше существование закрывали глаза.
Я сама никак не могла взять в толк, почему Фирдан ко мне воспылал страстью, и вполне допускала мысль, что чувства кузнеца ко мне были неискренними, а колдовским образом наведенными, что меня кто-то решил подставить. Но после того, как отец Оргус в моей избушке не нашел ни запрещенных книг, ни зелий, ни даже ингредиентов (а ведь они точно были! кому знать, как не мне), я совсем запуталась…


Глава 2

Мне доводилось слышать, что титулованные особы и всякие там богатеи предпочитали жениться на заре или, во всяком случае, утром. В этом случае торжество выходило более пышным, красивым и… богоугодным. Известно же, хочешь, чтобы твои мольбы были услышаны, — обращайся к небесным покровителям утром, чем раньше, тем лучше. По мне, так чушь все это. Нет, какой-то Бог, Творец, Создатель, вероятно, существует. Вот только дела ему до людей и их просьб особого нет.
Наша деревня была весьма зажиточна, но все же такую роскошь, как свадьбу на заре дня, позволить не могла. Ведь кому-то надо было обиходить скотину, наколоть дров, приготовить яства для грядущего праздника…
Когда дневная жара спала, и солнце начало клониться к горизонту, меня, наконец, вывели из дома.
На большой площади, расположенной у подножия замкового холма, собрались, наверное, все жители деревни. Я завороженно рассматривала людей, с которыми прожила чуть ли ни половину жизни. Одни радовались предстоящему ночному гулянью, другие, в основном незамужние девицы, были угрюмы, третьи поглядывали на меня с любопытством и каким-то предвкушением… В сторону жениха я всеми силами старалась не смотреть. Насмотрюсь еще. Успею.
По центру площади на возвышении в три ступеньки стояла часовня. Со стороны сооружение больше всего напоминало причудливую беседку, так как ни стен, ни каких-либо ограждений у часовни не было — лишь шесть украшенных причудливой резьбой столбов, которые удерживали шатровую крышу. Внутри часовни была расположена каменная купель, в которую нам с Фирданом предстояло опустить руки, чтобы стать супругами перед Богом и людьми.
Тетка Марта, ведущая меня за руку к часовне, вдруг тихо ойкнула и прошептала:
— Смотри, Алька, сам барон здесь! Честь-то какая! Да смотри-смотри, его милость не один, а с гостем. Говорят, он намедни из самой столицы провинции приехал!
И действительно, в нескольких шагах от часовни в окружении десятка стражников стояли двое мужчин. Первого я видела не раз. Высокий, грузный. Время ссутулило спину когда-то могучего воина и выбелило его волосы. Гладко выбритое лицо избороздили глубокие морщины. Барон Ольгрейд тяжело опирался на витой посох. Плечи хозяина замка покрывал красный плащ, а грудь легкая кольчуга.
Второй мужчина был еще довольно молод, около тридцати, черноволос, смугл и худощав. Черты лица резкие, будто выточенные из камня. Выражение лица скучающее. Когда гость барона скользнул по мне равнодушным взглядом, на меня будто вылили ушат ледяной воды.
В росте и телосложении незнакомец несколько проигрывал гиганту Ольгрейду. Одет гость был во все черное с редкими вкраплениями серебра. При том одежда не чета баронской. Ни тебе плаща, ни кольчуги. Лишь камзол, брюки, высокие сапоги да пояс с мечом. Не человек, а черный ворон — вестник несчастья.
В другое время я, несомненно, заинтересовалась бы странным гостем барона. Но сейчас мне было не до того.
Чем ближе я подходила к часовне, тем сильнее меня начинало трясти.
Я пыталась скрыть дрожь. Пыталась мило улыбаться. Ведь чем дольше буду убеждать людей, что я смирилась, приняла навязанный мне брак и теперь счастлива, тем дольше не смогу осуществить побег.
Мысленно уговаривала себя расслабиться, твердила, что все будет хорошо. Всего-то надо потерпеть недельку-другую, ну, максимум месяц. Не больше!
И все же последние несколько шагов тетке Марте пришлось меня практически тащить. У самого возвышения мы остановились. Женщина легко подтолкнула меня и прошептала:
— Ну же, иди. Алька, на тебя все смотрят!
— Мы ждем тебя, дочь моя, — торжественно объявил святой отец Оргус и благостно мне улыбнулся.
Я вздохнула. Зажмурилась, как перед прыжком в воду. И вошла в часовню.

Шейран Ферт откровенно скучал. Он мог потратить время с гораздо большей пользой, если бы занялся изучением бухгалтерских книг и счетов Ольгрейда, чем на празднике жизни под названием «деревенская свадьба». И пусть в счетах барона на первый взгляд все сходилось… Но три года назад Ольгрейд был уличен в том, что поставил в армию несколько меньше провизии, чем проходило по бумагам. Конечно же, барон уверял, что произошла ошибка, но доказать ничего не смог. С тех пор владения Ольгрейда были поставлены на особый контроль, а у Шейрана Ферта появился повод регулярно наведываться в баронство с проверкой.
Если бы Ферт находился с визитом в другой провинции, то с чистой совестью мог отказаться от посещения деревенской свадьбы. Но не в Эрлии… Здесь что дворяне, что простые люди так консервативны, столь закостенели в своих традициях и обычаях, будто на дворе не Просвещенный век, а Дикие времена. Если бы Шейран отказался от посещения праздника, то обидел бы хозяина замка, а этого императорский порученец допустить не мог.
Мужчина вполуха слушал рассказ Ольгрейда о недавней охоте и с тоской рассматривал сборище крестьян. Судя по тому, как перешептывался народ, выход невесты задерживался. Наконец толпа расступилась, и на площадь робко ступила худенькая рыжеволосая девушка.
Увидев невесту, Шейран еле удержался от удивленного восклицания и с трудом вернул лицу скучающее выражение. Эмоции — непозволительная роскошь для человека его работы.

В эпоху Просвещения возникла целая серия мифов, касающихся периода Средневековья и пытающихся представить его как самую аморальную и неприглядную эпоху всей нашей истории. Пояса целомудрия, которых никогда не было; сжигание ведьм, относящееся скорее к XVI веку; да и целая серия других бесчинств, таких, например, как право первой ночи. Все эти мерзости были сильно преувеличены и искажены с целью подорвать авторитет знати и церкви. Так существовало ли на самом деле «ius primae noctis»? Да, хотя это и не было задокументировано. Подобные случаи были достаточно распространены и не только в теории.

Контекст

Брак для всех?

Slate.fr 26.09.2012

Брак полезен для здоровья

Time 17.03.2013

Брак по расчету

Свободные новости плюс 13.08.2013

Это ислам дал нам однополый брак?

The American Conservative 25.02.2014

Право первой ночи, «ius primae noctis», было феодальной привилегией, в соответствии с которой господин имел право провести первую брачную ночь с женой своего вассала, то есть, лишить ее девственности.

Это расценивалось как один из многих актов произвола в отношении вассалов, практически принадлежавших региональному феодалу так же, как земля, на которой они жили, или урожай с нее.

Германское происхождение

Происхождение этой традиции точно не установлено, хотя еще Геродот упоминал об обычае одного из ливийских народов, заключавшемся в том, что «вождю племени предлагали на выбор всех готовящихся к замужеству девушек, и если одна из них ему нравилась, он мог первым познать ее».

В Средние века «право первой ночи» могло возникнуть из германского обычая, называемого «Байлагер» (Beilager), согласно которому главам княжеств предоставлялось право первого совокупления с невестой. Эта традиция исходила из представления о магической силе крови девственницы. Точнее, германский Байлагер заключался в праве господина разделить ложе с новобрачной, однако он терял это право в случае выплаты ему отступных наличными. Концепция о привилегии на право первой ночи укрепилась в феодальную эпоху, причем само понятие всегда ассоциировалось с уплатой дани или налогов, получивших такие местные наименования, как «меркет», «cullagium» (введенный папой Урбаном II ежегодный сбор) или «vadimonium» (обязательство явиться в суд под угрозой штрафа).

Большинство историографов сводят случаи пользования правом первой ночи к конкретным районам и напоминают также, что эта феодальная привилегия нередко осуществлялась и не в прямом смысле, а посредством уплаты господину определенной пошлины за разрешение на вступление в брак между его вассалами. Более того, во многих местах становилось традицией симулирование господином сексуального акта — например, он перепрыгивал через невесту на свадебных праздниках — как напоминание о власти феодала над своими вассалами и о возможности использования им своего права первой ночи.
Те, кто утверждает, что этого обычая никогда не было, цепляются за почти полное отсутствие документации, в том числе юридических текстов, указывающих на совершение подобных актов произвола, хотя они и признают, что в эпоху Средневековья письменные традиции были еще слаборазвиты и не выдерживали испытание временем. Однако, в Решении арбитражного суда Гуадалупе (Sentencia arbitral de Guadalupe) 1486 года, которым король Фердинанд Католик (Fernando El Católico) положил конец многим бесчинствам феодалов по отношению к своим каталонским вассалам, говорится, что «они [господа] не имеют права воспользоваться первой ночью и переспать с новобрачной, утверждая таким образом свое господство». Эта фраза доказывает, что право первой ночи существовало ранее, хотя бы теоретически.

Но одно дело теория, и совсем другое — практика. Право «ius primae noctis» вызывало сильнейшее негодование унижаемых им вассалов и нередко приводило к крестьянским восстаниям. То есть это оказывалось чересчур громким, но абсолютно не практичным доказательством господства феодалов. Тем не менее, сексуальное насилие над женами вассалов было достаточно распространенным явлением, хотя и не обязательно господин требовал его удовлетворения, и во многих случаях дело ограничивалось угрозами сделать это. Холопы были беззащитны.

Церковь защищает институт брака

Даже монархи пытались бороться с этим видом произвола, существовавшим в течение веков именно благодаря чрезвычайной слабости центральной власти. Многие правители распоряжались лишь небольшой частью территорий, у них почти не было собственной армии, поэтому их власть в существенной мере зависела от верности наиболее крупных сеньоров. Альфонс X Мудрый, Фердинанд Католик и другие монархи, обладавшие настоящей и сильной властью, принимали законы, направленные против злоупотреблений феодалов и недвусмысленно запрещали право первой ночи.

Кроме того, возрастающие с каждым веком авторитет и сила Церкви, способствовали становлению брака как церковного института. По мере укрепления церковного брака становилось ясно, что каноническое право стало превыше любых вековых традиций или обычаев, и что, если Бог и Церковь благословляют брачный союз, то отпадает необходимость вмешательства знати в этот процесс.

Начиная с того времени, когда Церковь монополизировала оформление браков, сексуальные злоупотребления перешли из разряда псевдо-правовых в капризы никем не контролируемых господ, неспособных уважать достоинство зависящих от них людей. Брак становится чем-то священным, и даже господа феодалы не могут его осквернить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В то время в Европе был обычай, который назывался «право первой ночи». Его суть – феодал имел право лишить невинности любую девушку из своих владений, которая выходила замуж. Именно поэтому после заключения брака невеста проводила брачную ночь не с новоиспеченным мужем, а феодалом. Если невеста ему не нравилась, он имел право отказаться от первой ночи, или продать это право жениху. В некоторых странах эта традиция сохранялась до конца XIX века.

Как появилась эта традиция? Согласно одной из гипотез, таким образом, феодал подтверждал свое право собственности.

Согласно другой версии, господин брал на себя эту «нелегкую» роль, чтобы жена досталась мужу «проверенной». Некоторые историки видят в этой традиции элементы жертвенности (девственность приносилась в жертву божеству, при этом роль божества в некоторых странах исполнял жрец).


У некоторых народов считалось, что кровь, появляющаяся при лишении девственности, приносит зло и болезни. Поэтому провести обряд поручали старейшине племени или колдуну - то есть человеку сильному, способному противостоять козням злых чар. И лишь после этого обряда «очищения» новобрачную отдавали жениху.

В скандинавских языческих культах существовал такой обычай. С наступлением темноты перед первой брачной ночью жрец бога плодородия Фрейра уводил невесту (разумеется, чужую) в лес, разжигал костер и приносил в жертву свинью. После этого он совершал ритуал, а потом приводил невесту жениху. Считалось, что после этой мистерии, женщина сможет родить много здоровых сыновей.

У некоторых племен в Африке и Южной Америке акт лишения невинности и вовсе совершали женщины (знахарки или супруги вождя племени).


Праздник первой брачной ночи

Очень интересная традиция существовала в Шотландии - там друзья и родственники всеми, доступными способами мешали провести молодоженам их первую брачную ночь. Сразу они не позволяли молодым уединиться, а если им это удавалось – шумели и кричали, мешая наслаждаться друг другом. Все прелести первой брачной ночи они могли почувствовать только тогда, когда гости уставали от веселья и засыпали.

В Греции по брачному ложу обязательно должен побегать ребенок, для того чтобы в семье в будущем родились здоровые дети.

В Германии и Франции друзья и родственники поступали таким же образом, как и в Шотландии – шумели под окнами, раскладывали в комнате заведенные будильники.
На Филиппинах, молодожен и вовсе было запрещено заниматься сексом в первую брачную ночь, и это связано с тем, что ребенок, зачатый в день свадьбы, через употребление алкоголя будущими родителями мог родиться больным.


Китайская традиция проведения первой ночи отличаются от европейской, так как здесь большое значение придавали красоте помещения, где должно было пройти такое важное событие. Комнату украшали цветами, красными и желтыми свечами в виде драконов, основное предназначение которых – изгнание злых духов от молодоженов. Перед тем как зайти в эту комнату, молодые должны были выпить вина из бокалов, которые связаны между собой красной лентой.

Самые экзотические традиции существовали в Африке. Там, в некоторых племенах после свадьбы муж в первую брачную ночь выбивал жене два передних зуба. Таким образом, муж сообщал соплеменникам, что эта девушка – замужняя.