Выдача граждан рф иностранному государству

Выдача преступников – комплексный правовой институт, обеспечивающий неотвратимость уголовного преследования вне зависимости от места совершения преступления и гражданства лица, его совершившего. Целью экстрадиции является оказание государствами друг другу помощи по розыску, привлечению к уголовной ответственности, преданию суду и наказанию лиц, совершивших преступления.

В самом общем виде под выдачей преступников (экстрадицией ) понимается передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, государству места совершения преступления или иному заинтересованному государству для уголовного преследования или исполнения назначенного наказания.

Институт выдачи регулируется нормами международного и национального права. На международном уровне регламентация экстрадиции осуществляется на основании многосторонних и двухсторонних соглашений РФ. Этими договорами устанавливается обязанность государствучастников выдавать друг другу по требованию лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Содержательно они могут быть посвящены вопросам выдачи и оказанию правовой помощи в целом (Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.) или вопросам борьбы с отдельными видами преступлений (Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и т.д.).

При отсутствии международного договора выдача может осуществляться также на основании принципа взаимности. Принцип взаимности означает, что государство, направившее запрос о выдаче, берет на себя обязательство в аналогичной ситуации по запросу запрашиваемого государства произвести выдачу.

Частью 1 ст. 13 УК РФ установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Эта норма уголовного закона воспроизводит положение ст. 61 Конституции РФ, в которой говорится: "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству".

В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Среди международных соглашений России, регламентирующих правила экстрадиции, первостепенное значение имеет Европейская конвенция о выдаче 1957 г., которую Российская Федерация подписала и ратифицировала с незначительными оговорками. В данной Конвенции определены общие основания и условия выдачи и основания отказа в ней.

Основанием выдачи является просьба иностранного государства. Основанием для направления запроса – осуществление в государстве уголовного преследования в отношении данного лица или наличие вступившего в силу обвинительного приговора.

Если выдача запрашивается одновременно более чем одним государством за одно и то же преступление или за различные преступления, запрашиваемое государство принимает свое решение с учетом всех обстоятельств, и особенно с учетом относительной тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат просьб, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству. Решение вопроса при наличии коллидирующих запросов остается за запрашиваемым государством.

Условиями выдачи являются двойная криминальность, конкретность (специализация) выдачи и экстрадиционный характер преступления.

Принцип двойной криминальности (тождественности) нашел свое отражение в ст. 2 названной Конвенции: выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны. В национальном законодательстве этот принцип закреплен в ст. 460 и 462 УПК РФ. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что для осуществления выдачи не требуется текстуальной тождественности нормы, достаточно лишь их содержательного совпадения.

Содержание правила конкретности определено в ст. 14 данной Конвенции: лицо, которое было выдано, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано. Следственные и судебные органы запрашивающего государства ограничены содержанием и объемом обвинения, которое послужило основанием выдачи лица. Этот принцип конкретизирован и в нормах российского законодательства. В ст. 461 УПК РФ указано, что лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

В соответствии со ст. 2 Европейской конвенции о выдаче она осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой стороны лишением свободы сроком, по крайней мере, на один год или более серьезным наказанием. В тех случаях, когда осуждение и тюремное заключение или постановление об аресте имеют место на территории запрашивающей стороны, установленный срок наказания должен составлять не менее четырех месяцев. В соответствии со ст. 462 УПК РФ выдача осуществляется лишь в отношении достаточно серьезных преступлений, наказание за которые составляет не менее одного года лишения свободы или предусмотрено более серьезное наказание, хотя на основе принципа взаимности выдача возможна и в отношении преступлений, наказуемых лишением свободы сроком менее чем на один год. Если выдача осуществляется для исполнения ранее назначенного наказания, до его окончания должно оставаться не менее шести месяцев.

Процедура осуществления выдачи в Российской Федерации регулируется нормами гл. 54 УПК РФ. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории РФ, обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, или направление запроса о выдаче иностранному государству принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Решение о выдаче может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, в судебном порядке.

В международно-правовых актах традиционно применяется лаконичный термин «выдача» (extradition ) либо термин «выдача лиц». Практически во всех конвенциях, ориентированных на предотвращение и пресечение международной преступности, содержатся правила относительно выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений. Как правило, речь идет о двух аспектах:

  • включение соответствующих конвенционных преступлений в договоры, регламентирующие выдачу;
  • установление обязательства «либо выдай, либо накажи», согласно которому государство, отказывающееся выдать предполагаемого преступника заинтересованному государству, обязуется передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования. Таковы, в частности, нормы Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., Конвенции против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г.

В некоторых новейших конвенциях (Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция ООН против коррупции 2003 г.) вопросы выдачи регламентируются с большей детализацией с учетом норм традиционных договоров о правовой помощи по уголовным делам.

Выдача квалифицируется как обязанность договаривающихся государств и производится по требованию для привлечения лица к уголовной ответственности и для приведения приговора в исполнение. Следовательно, только во втором случае речь идет о лице, признанном по приговору виновным, т.е. о выдаче преступника. В первом же случае фигурирует подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления (согласно международно-правовой терминологии - «предполагаемый преступник»).

В договорах применяется термин «преступления, влекущие выдачу». К ним отнесены такие деяния, которые по законам обеих сторон - запрашивающего государства и запрашиваемого государства - являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое (более строгое) наказание. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. Выдача не производится, если:

  • лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;
  • на момент получения требования, согласно законодательству запрашиваемого государства, преследование не допускается вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
  • в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено;
  • преступление по законодательству одного или обоих государств преследуется в порядке частного обвинения.

В Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. предусмотрен более широкий перечень оснований отказа в выдаче (ст. 89). Наряду с названными установлены следующие основания:

  • выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности запрашиваемого государства;
  • имеются веские основания полагать, что запрос о выдаче связан с преследованием лица по признакам расы, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или политических убеждений;
  • деяние по законодательству запрашиваемого государства относится к воинским преступлениям;
  • лицо было ранее выдано запрашиваемому государству третьим государством;
  • лицу предоставлено убежище на территории запрашиваемого государства;
  • имеются иные основания в договоре с участием запрашивающего и запрашиваемого государств.

Получила распространение норма о возможности отказа в выдаче, если деяние совершено на территории запрашиваемого государства.

Представляет интерес норма Конвенции, воплощенная в ст. 81 «Неприменение смертной казни», согласно которой без ущерба для законодательства запрашиваемого и запрашивающего государства смертная казнь не применяется запрашивающей стороной в отношении лица, выданного в соответствии с данной Конвенцией, если такое наказание не применяется запрашиваемой стороной.

Европейская конвенция о выдаче 1957 г. совмещает ряд традиционных положений и немало специфических норм. Обязательство выдачи касается всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании. Выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых законодательством обеих сторон - запрашивающей и запрашиваемой - лишением свободы сроком на один год или более серьезным наказанием.

Российская Федерация при подписании и ратификации данной Конвенции оговорила право отказать в выдаче, если имеется в виду привлечение лица к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства, не обеспечивающего минимальные гарантии. В выдаче может быть отказано исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

При подписании и ратификации Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. от имени Российской Федерации были сделаны заявления, касающиеся конвенционных формулировок относительно так называемых политических преступлений, в частности предписания, что «выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается Стороной в качестве политического преступления...». Российская Федерация, сказано в Федеральном законе о ратификации данной Конвенции, исходит из того понимания, что законодательство РФ не содержит понятия «политические преступления». Примечательно, что в рамках самого Совета Европы определенные правонарушения (убийство или попытка убийства главы государства, преступление геноцида, правонарушения по Женевским конвенциям 1949 г. и подобные им деяния) не считаются политическими преступлениями. Применительно к такого рода ситуациям Российская Федерация предусматривает значительно более широкий перечень деяний, являющихся международными преступлениями и преступлениями международного характера.

Формулировка Европейской конвенции «Договаривающаяся Сторона имеет право отказать в выдаче своих граждан» не является столь категоричной по сравнению с формулировками Конвенции СНГ 2002 г., большинства других подобных договоров, которые безоговорочно отвергают выдачу граждан запрашиваемого государства.

Конституция РФ содержит несколько положений относительно выдачи. Гражданин РФ не может быть выдан другому государству (ч. 1 ст. 61). Согласно ч. 2 ст. 63 в России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. В УПК РФ этим вопросам посвящена глава 54 «Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора».

В связи с установлением правила невыдачи граждан запрашиваемого государства в договоры включены нормы относительно обязанности осуществления уголовного преследования запрашиваемым государством против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государство производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государство о результатах уголовного преследования.

Вопросы выдачи лиц, совершивших преступления вне пределов РФ, другому (запрашивающему) государству не имеют непосредственного отношения к уголовному праву. Вместе с тем в современных условиях проблема выдачи (экстрадиции) преступников является весьма актуальной, что и обусловило ее нормативное урегулирование в уголовном (ст. 13 УК) и уголовно-процессуальном (гл. 54 УПК) законодательстве.

В соответствии с нормами международного права выдача лиц, совершивших преступление, одним государством другому осуществляется в целях: а) привлечения к уголовной ответственности, б) отбывания наказания. Именно с учетом этого в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ установлено, что «выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора». Это положение нашло отражение в ч. 2 ст. 13 УК, согласно которой «иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».

Международные договоры четко устанавливают, при совершении каких именно преступлений возможна выдача. Общепринято, что таковыми являются деяния, которые рассматриваются как преступление по закону обоих (запрашивающего и запрашиваемого) государств, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или иное, более тяжкое наказание. Если преступление носит так называемый политический характер, было совершено на территории запрашиваемого государства или по закону запрашиваемого государства истекли сроки давности для него, то в выдаче лица, совершившего преступление, запрашиваемое государство вправе отказать. Имеется также ряд иных (процессуальных) оснований для отказа в выдаче лиц, совершивших преступление, иностранному государству (ст. 464 УПК).

Отказ в выдаче лица, совершившего преступление за пределами России, не освобождает ее от обязанности обеспечить уголовное преследование в соответствии с национальным законодательством с учетом принципов гражданства и универсального. Выдача лица для исполнения наказания имеет те же международно-правовые основания, что и для обеспечения уголовного преследования. При этом юридическим основанием служит обвинительный приговор, вынесенный судом иностранного (запрашиваемого) государства в отношении лица, яачяющегося гражданином запрашивающего государства. Выдача для исполнения приговора возможна только при условии, что в обоих государствах совершенное лицом деяние признается преступлением, а виновное лицо осуждено за него к наказанию в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ «гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству». Поэтому в ч. 1 ст. 13 УК установлено, что российские граждане, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству для привлечения их к уголовной ответственности или отбывания наказания. Однако это правило не распространяется на случаи передачи Международному уголовному суду для уголовного преследования в соответствии с Римским статутом (ст. 89) лиц, виновных в совершении преступлений против мира и человечества (геноцид, агрессия, преступления против человечности, военные преступления), поскольку в этом случае подозреваемое лицо передается не иностранному государству, а международному судебному органу.