Встать на очередь ветерану боевых действий. Льготы ветеранам боевых действий. Законодательная база, необходимая для получения жилья ветеранами боевых действий

06.03.2014

Об обеспечении ветеранов боевых действий жильем (Определение КС РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О)


Ветеранам боевых действий предоставляется соцподдержка. Ее объем различается в зависимости от того, к какой из перечисленных в законе группе ветеранов боевых действий относится человек.
До 1 января 2005 г. некоторые ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Сейчас закон предусматривает обеспечение жильем за счет федерального бюджета только для тех из них, кто встал на учет до 1 января 2005 г. Полномочия по обеспечению жильем данных граждан переданы региональным органам госвласти. На эти цели выделяются субвенции. А вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.
Заявитель (ветеран боевых действий) посчитал такое правовое регулирование неконституционным.
Но Конституционный Суд РФ не принял его жалобу к рассмотрению, указав, в частности, следующее.
В рамках реформирования системы соцзащиты ветеранов была исключена льгота в виде первоочередного бесплатного предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. При этом для граждан, которые по состоянию на 1 января 2005 г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет, т. е. имели право на данную льготу, предусмотрена гарантия в виде обеспечения жильем за счет федерального бюджета. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании прежнего законодательства, и выполнение государством ранее взятых им на себя обязательств.
Граждане, которые на 1 января 2005 г. имели статус ветеранов боевых действий, но не были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не приобрели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. В отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке. Поэтому у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. В то же время им предоставлено право получить жилье по договору соцнайма на общих основаниях.
Конституцией РФ не предопределено введение особого (льготного) порядка обеспечения жильем для тех или иных категорий граждан. Учитывая это, оспариваемое правовое регулирование осуществлено в пределах полномочий законодателя по определению механизма реализации соцподдержки ветеранов.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В.Н. Балуты, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Н. Балута, имеющий статус ветерана боевых действий, оспаривает конституционность подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями его статьи 23.2, а ветераны боевых действий из числа тех же лиц, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, Первомайский районный суд города Ижевска решением от 6 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 июня 2013 года, отказал в удовлетворении заявления В.Н. Балуты о признании незаконным отказа администрации Первомайского района города Ижевска в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании поставить его на такой учет в качестве ветерана боевых действий. При этом суд указал, что после 1 января 2005 года постановка ветеранов боевых действий на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только при условии признания их малоимущими, а документы, необходимые для признания В.Н. Балуты таковым, им представлены не были.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, отменяя право ветеранов боевых действий на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов и предусматривая право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только для нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий, принятых на учет до 1 января 2005 года, ставит граждан, которые приобрели статус ветерана боевых действий до указанной даты, но не обратились в названный срок в уполномоченный орган с заявлением о постановке их на учет, в неравное положение с относящимися к той же категории гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

2. Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления располагает достаточно широкой свободой усмотрения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П). Однако, внося изменения в содержание таких мер, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, произвольно отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О).

2.1. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.

Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объем этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились. В частности, наибольшими по объему правами и льготами обладали ветераны боевых действий из числа: военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ - также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции).

При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт «г» подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).

Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.

Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.

2.2. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (пункт 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 990-О-О).

Что же касается ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, то в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» они обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

2.3. Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.

Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Внося изменения в систему социальной защиты ветеранов боевых действий и предусмотрев для них взамен ранее предоставлявшихся льгот определенный набор мер социальной поддержки, федеральный законодатель исходил из недопустимости произвольного уменьшения гарантированного государством объема социальной защиты, обусловленного наличием у лица статуса ветерана боевых действий. Однако, учитывая, что установление для тех или иных категорий граждан особого (льготного) порядка обеспечения жильем не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, предоставление права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года, - притом что ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях - осуществлено в пределах полномочий федерального законодателя по определению механизма реализации социальной поддержки ветеранов.

2.4. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, затрагиваются его конституционные права и свободы.

Оспариваемое В.Н. Балутой законоположение, предусматривая различный порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», в зависимости от даты их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до или после 1 января 2005 года, затрагивает права только тех ветеранов боевых действий, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на указанном учете.

Из представленных же материалов следует, что заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом правомерность такого отказа была подтверждена судом общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах жалоба В.Н. Балуты не может быть признана отвечающей критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Процедура субсидирования в России стоит на важном месте в распределении социальной помощи между гражданами. В этой области можно оформить разные виды пособий для отдельных сфер жизнедеятельности.

Важно учитывать и то, как получить субсидию ветеранам боевых действий в России в 2018 году. Поскольку у такой категории граждан свои нюансы и особенности в плане приобщения к социальным гарантиям от государства.

Первоначальные аспекты

Субсидирование разных сфер жизни населения проводится в России ежегодно. Каждый член общества может претендовать на те или иные варианты скидок. Но есть и обязательные условия, которым необходимо соответствовать.

Для ветеранов боевых действий предусмотрены льготы, которые касаются обеспечением их жилой площадью. А не только специальная пенсия по старости лет или выслуге. В этой области применяется понятие субсидирования. На него и стоит опираться при подаче документов на помощь.

В рамках данного проекта гражданин единожды может оформить в собственность жилье. Права на использование будут распространяться как на самого ветерана, так и на членов его семьи.

Внимание!

Обычно такая помощь имеет вид сертификата. ее особенность состоит в невозможности нецелевого использования средств. Гражданину нужно будет в любом случае приобрести жилье - финансы перечисляются на счет продавца недвижимости.

Но в дальнейшем человек имеет полное право владения и распоряжения своим имуществом. Он может дарить жилье или продавать его.

Главные понятия

При рассмотрении такой темы стоит опираться на ряд основополагающих понятий, которые формируют четкую структуру в области субсидирования:

Термин Значение
Субсидия Выплата, которая позволяет снизить нагрузку на финансовую сторону жизнедеятельности человека, который принадлежит к льготной категории граждан
Компенсация Вид возмещения средств, которые были потрачены на определенные сферы. В данном плане существуют как прямые выплаты, так и перечисления в виде замены части оплаты
Ветеран Звание, которое получают благодаря определенным заслугам перед государством. В перечень в основном входят участники военных образований. В качестве исключения применяется такое звание к тяжело работающим людям - им выдают звание Ветерана труда
Инвалид Человек с определенным ограничениями в здоровье физического или психического характера. Обязательно должна наблюдаться стойкость отклонений и проводиться медико-социальная экспертиза

Кто вправе рассчитывать на помощь

Получение такой помощи предоставляется на основании оформления статуса Ветерана боевых действий. Образец заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий можно скачать здесь.

Военных запаса России и СССР Которые участвовали в военных действиях
Военные, проводившие работы по разминированию последствий ВОВ с 1945 года по 1951 -
Служащие на автомобильных должностях в Афганистане А также летчики и работники (учитываются те, кто пребывали на территории страны с 1979 по 1989 года)
Обслуживающий состав войск, которые проводили свою работу как во времена СССР, так и современного российского государства Для получения статуса нужно иметь увечья, ранения, которые привели к вреду для здоровья, принимаются во внимание и награды за такой труд
Военнослужащие, проводившие свои задания на территории Чечни во время ведения военных действий в данной области страны -

Для получения статуса определяется и наличие гражданства у претендента на льготу. Иностранцам получение такого набора помощи не полагается.

Правовая база

В правовой области регулирование выделения льгот для разных категорий ветеранов проводится на основании федеральных нормативно-правовых актов. В данном случае нужно просмотреть несколько статей из Федерального закона №5-ФЗ “О ветеранах”.

О ветеранах боевых действий говорится в статье 3. Она определяет тех граждан, которые могут претендовать на такого рода звание. В статье 13 определяется общий набор социальных гарантий от правительства, которые применяются на территории всего государства.

Непосредственно о вариантах поддержки граждан со статусом ветеранов боевых действий говорится в статье 16. Здесь же применяется разделение общего набора льгот для отдельных подгрупп.

При этом в отдельную статью вынесены положения относительно граждан, которые пострадали от боевых действий и получили статус инвалидов. К ним могут относиться как обычные граждане, так и военнослужащие. Об этом информация размещена в статье 4.

Условия предоставления компенсации ВБД на покупку жилья (строительство)

Для получения компенсационных выплат необходимо соблюдать правила предоставления средств по данной программе. В первую очередь, кандидат должен проверить соответствие сфере распределения - программа действует только в отношении ветеранов боевых действий. Оформление проводится на основании предоставления удостоверения официального образца.

Предусматривается, что гражданин имеет право на то, чтобы получить:

  • определенную сумму для компенсации;
  • социальный наем жилья до полного перечисления средств или постройки жилья.

Условиями выступают и специфические варианты правил. Их нужно учитывать, чтобы верно провести оформление покупки недвижимости и не потерять финансирование.

В любом случае, при отсутствии средств в бюджете страны, нужно будет ждать их поступления. Такой вариант предполагает постановку гражданина в очередь. На этот период ветеран может заключить договор социального найма помещения. Этот вопрос стоит решить заранее, чтобы и сэкономить средства и получить оптимальную возможность поселения.

Размер дотации

Оформление такого рода субсидии предполагает определение размера пособия. Оно не имеет фиксированного показателя. Так как для разных категорий и заслуг перед родиной выдают разные варианты помощи.

В расчет берется не только сам ветеран, но и члены его семьи. Поэтому в случае наличия у него прямых родственников, размер выплаты может быть увеличен. На одного гражданина приходится 18 квадратных метров.

Далее берется показатель средней стоимости метра жилья в регионе проживания ветерана боевых действий. Санкт-Петербург имеет показатель в 43 тысячи рублей за квадратный метр. Таковы прогнозы на 2018 год. Этот подход обеспечивает возможность приобретения жилья - как полноценной квартиры или дома, так и комнаты.

Оба показателя влияют на выплату, которую в конечном счете получит ветеран. Необходимо понимать, что количество метров жилья и его стоимость прямо пропорционально влияют на размер компенсации от государства. По этой формуле и определяется сумма субсидии, которая будет начислена на сертификат для гражданина.

Правила оформления компенсации

Оформление помощи по этой программе предполагает соблюдение ряда правил. В первую очередь, необходимо запомнить верный порядок льготирования:

Оформление удостоверения ветерана боевых действий На этом этапе нужно собрать пакет документов и пройти рассмотрение перед комиссией в органе социальной защиты. На основании их решения будет выдано удостоверение. Оно дает право не только на жилищную субсидию, но и на ряд других немаловажных льгот
Сбор документов Предполагается, что гражданин подтвердит наличие оснований для льготы и целевую направленность использования средств. В исполнительном органе проводится также написание заявления для постановки на учет и проверки данных
Очередь После того, как все документы будут проверены, гражданина поставят в очередь ожидания финансирования. По его появлению проводятся распределения средств. В зависимости от скорости покрытия сертификатов и можно понимать, насколько быстро будет двигаться очередь
Перечисление средств Этот заключительный этап включает в себя процедуру заключения договора о купле-продаже недвижимости и переводе денег продавцу. Только при наличии всех документов возможно проведение такой сделки. Плюс, возможно не только приобретение готового жилья, но и вложения денег в долевое строительство квартиры в многоквартирном доме

Особенности пакета документа при получении помощи

Получение помощи проводится после предоставления необходимого и полного пакета документов:

Предоставляется ли данная субсидия ветеранам боевых действий в Чечне

Получение льготы в плане субсидирования жилья проводится для всех участников боевых действий. И военные, которые выполняли свои обязанности во время чеченской военной кампании, также входят в данную льготную категорию.

Изначально они оформляют статус ветерана боевых действий, а потом получают все привилегии, связанные с данным званием. Размер выплат для них не отличается в данном случае. И алгоритм получения субсидии остается таким же.

Жилищные программы от государства позволяют получить недвижимость в собственное пользование разным слоям населения.

Ветераны боевых действий оформляют для себя субсидии, которые предполагают, как финансирование исключительно за счет государства, так и дополнение собственными средствами, допускается применять материнский капитал.

В расчет размера помощи включают не только ветерана, но и его семью - жену и детей. Для инвалидов по такой программе предполагаются те же условия с единоразовой возможностью помощи.

: право на первоочередное бесплатное жилье ветеранам боевых действий

Жилье ветеранам боевых действий

Жилищное законодательство предусматривает право отдельных групп граждан страны на получение помощи в случае приобретения или постройки жилища.

Ветераны боевых действий входят в перечень лиц, имеющих право на вышеуказанную помощь.

Чтобы реализовать предоставленную возможность, ветеран должен отвечать требованиями и условиям, указанным в действующем законодательстве. Регламентируют данный вопрос следующие законодательные акты:

  1. ФЗ № 5 от 12.01.1995 года . В ст. 16 указано, что финансирование осуществляется из госбюджета и основным условием предоставления жилищной субсидии является признание обратившегося лица, испытывающего потребность в улучшении жилищных условий.
  2. Согласно п. 3 ст. 23.2, вышеуказанного закона, объем выделяемых средств зависит от количества граждан, располагающих правом на данный вид помощи, стоимости жилища в регионе проживания ветерана. Площадь рассчитывается, исходя из 18 кв. метров на человека .
  3. Проведение процедуры обеспечения жилищем ветеранов БД в каждом регионе страны регламентируется индивидуально, путем принятие соответствующих законов. Финансирование осуществляется по очереди, которая формируется из всех поданных заявлений.

Порядок постановки в очередь на получение жилья ветеранами боевых действий

Чтобы стать владельцем жилья ветеран БД обязан сначала подать заявку о постановке в очередь. Для этого, гражданин, испытывающий потребность в улучшении условий жизни, обязан действовать следующим образом:

  1. Гражданин, располагающий удостоверяющими бумагами, оформляет удостоверение ветерана БД.
  2. Подготавливает пакет необходимой документации, включая заполнение заявки о постановке в очередь.
  3. Пакет документом и заявление передаются на рассмотрение в жилищный отдел местной администрации.
  4. Решение принимается специальной комиссией в 30-тидневный срок .
  5. После вынесения решения, заявитель получает уведомление о постановке на учет.

По поступлению средств, или при появлении возможности предоставляя жилплощади, муниципалитет обязан уведомить обратившегося гражданина о данном факте.

Встать в льготную очередь гражданин данной категории могли лишь до 01.01.

2005 года, потому что после обозначенной даты такой порядок выделения площади для проживания был отменен и теперь данная группа лиц сможет оформить помощь только путем постановки в общую очередь.

Список документов

Льготы на жилье для ветеранов боевых действий в 2017 году предоставляются лишь после предоставления пакета обязательной документации и постановки в очередь. В перечень бумаг включаются оригиналы и копии следующих документов:

  • копия личных документов обратившегося, а также его семьи (паспорт, акт о рождении);
  • акт о браке или прекращении брачных отношений (копия);
  • справки из БТИ об отсутствии собственности у членов семьи, до 01.01.1998 года рождения, включая информацию на старые фамилии, при смене личных данных;
  • копии документов, удостоверяющих право собственности членов семьи ветерана на недвижимость, если оно не проходило регистрацию в ЕГРП;
  • справка о лицах, прописанных на территории жилища и снятых с учета граждан, но сохранивших право им пользоваться (выдается в ЖЭКе);
  • копии СНИЛСов всех членов семьи;
  • удостоверение, подтверждающее статус гражданина.

Дополнительную документацию муниципалитет сможет запросить в различных ведомствах, но с личного разрешения заявителя.

В том случае, если ветеран БД и его семья меняли место проживания в течение 5-ти лет перед заполнением заявки, администрация вправе запросить необходимую документацию с каждого места проживания за указанный срок.

Действия после получения жилья

Во время постановки ветерана боевых действий в очередь, Жилищный комитет подготавливает свидетельство (сертификат) и заключает необходимое соглашение о выделении безвозмездной субсидии . После поступления средств, администрация уведомляет заявителя, и гражданин получает ранее оформленную документацию.

В свидетельстве прописывается размер платежа. Как уже было отмечено, сумма сертификата зависит от количества членов семьи заявителя и цены квадратного метра в крае или области.

В течение полугода после оформления сертификата на единовременную выплату, ветеран БД обязан реализовать свое право на бесплатное жилье.

После получения документов, гражданин обязан подобрать подходящее жилье. Если площадь квартиры будет большего размера, то разрешается сделать доплату. При покупке квартиры, меньшей стоимостью, оставшиеся средства не возвращаются ветерану.

После подписания акта купли-продажи, покупатель обращается в Росреестр для оформления жилплощади в собственность.

Единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилья

В п.3.2 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» прописаны условия, при которых осуществляется выделение субсидии ветеранам боевых действий на покупку жилья. Рассчитывать на финансирование для покупки жилья могут такие группы лиц:

  • участники боевых операций, включая лиц, входящих в офицерский и рядовой состав, а также сотрудники МВД, противопожарной службы, УФСНа, получившие ранения или травмы, приведшие к инвалидности при выполнении своих обязанностей;
  • ветераны БД;
  • члены семей, лиц, умерших при выполнении поставленной задачи, а также скончавшихся по причине полученного ранения или травмы, инвалиды БД;
  • семьи военных, официально отнесенных к группе пропавших без вести в регионе прохождения проведения боевых операций.

Граждане, входящие в обозначенные группы могут рассчитывать на выделение ЕДВ для покупки жилища общей площадью от 18 кв. метров . Объем денежного обеспечения зависит от цены квадратного метра жилища в конкретном субъекте.

Порядок получения субсидии на жилье ветеранам боевых действий

Субсидия ветеранам выделяется в стандартном порядке. Для ее оформления заявителю необходимо придерживаться следующих этапов:

  1. Гражданин подготавливает пакет необходимой документации, включая заявку, установленной формы.
  2. Ветеран подает заявку в муниципалитет по месту своей прописки о выделении субсидии.
  3. Не позже 30-ти дней со дня обращения, комиссия выносит решение о внесении в очередь на выделении средств для покупки жилища в форме субсидии.
  4. По мере поступления средств и подхода очередности, гражданин получает соответствующее уведомление.
  5. Средства перечисляются по указанным ветераном банковским реквизитам, и получить их заявитель может только по предоставлению сертификата.

Выделенное финансирование гражданин может использовать исключительно целевым образом.

Список документов

Для получения выплаты, гражданин обязан представить такие документы:

  • заявление о выделении средств на покупку жилья. Посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление на субсидию];
  • копия паспорта заявителя;
  • справки из БТИ об отсутствии собственности у заявителя;
  • удостоверение ветерана БД;
  • банковские реквизиты для зачисления средств;
  • дополнительная документация, подтверждающая право гражданина на предоставление денежных средств.

Администрация имеет право запросить дополнительные документы в уполномоченных ведомствах, если для этого есть основания.

В завершение изложенного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Ветераны БД, вправе подать заявление на выделение жилплощади в администрацию. Данная возможность закреплена в жилищном кодексе и в ряде федеральных актов.
  2. Жилплощадь предоставляется из расчета 18 кв. метров на ветерана его семью и цены квадратного метра жилья в регионе.
  3. Для выделения жилища или средств на его покупку, гражданин обязан встать на очередь, как испытывающего потребность в улучшении жилищных условий. Решение о регистрации в очереди выносится комиссионно, через 30 дней с момента обращения.
  4. Ветераны, подавшие заявку до 01.01.2005 года , попали в льготную очередь, а лица, обратившиеся с заявкой позже обозначенной даты, смогут оформить жилье в общем порядке, в очереди со всем остальными категориями заявителей.
  5. Чтобы использовать право на обеспечение жилплощадью бесплатно, гражданину, после предоставления средств дается полгода. За это время, необходимо приобрести, оплатить и оформить квартиру в собственность. Разрешается приобрести квартиру больше или меньше разрешенной площади, с условием доплаты или возврата средств.
  6. Для внесения заявителя в очередь и выделения субсидии, необходимо подготовить пакет обязательной документации, подтверждающей право на выделение обеспечения.
  7. Отдельные группы лиц могут получить денежные средства на приобретение или строительство жилища, вместо выделения квартиры от муниципалитета. Деньги выплачиваются из расчета 18 кв. метров и цены жилья в крае или области.
  8. В перечень лиц, имеющих право на выплату, включаются участники БД, а также их семей, при наличии условий, обозначенных в ряде законодательных актов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по жилью для ветеранов боевых действий

Вопрос: Меня зовут Андрей Петрович, и я вхожу в группу ветеранов БД.

Жилье я снимаю, есть жена и несовершеннолетняя дочь. Собрал бумаги, и подал заявку на выделение жилья, в марте 2005 года , однако меня поместили не в льготную, а в обычную очередь. Кроме того, мне, почему-то, посчитали сумму, которая будет выделена из расчета на меня и супругу, пояснив, что дочь является несовершеннолетней, а значит, на нее средства не предоставляются.

Подскажите, законны ли такие действия и могу ли я опротестовать размер выделяемой жилищной субсидии? Что делать, если сотрудники муниципалитета откажутся выполнить перерасчет?

Ответ : Добрый день, Андрей Петрович. О том, как получить жилье ветерану боевых действий, указано в ФЗ № 5 от 12.01.1995 года . В ст. 23.2 обозначено, что на семью должно быть выделено 18 кв. метров на человека, включая детей, независимо от достижения ими совершеннолетнего возраста.

Что касается льготной очереди, то согласно внесенным поправкам, в действующее законодательство, жилье для ветеранов боевых действий, вставших в очередь после 01.01.2005 года , выделяется на общих основаниях.

Вы вправе обратиться в муниципалитет вашего населенного пункта и попросить произвести перерасчет объема выделяемой субсидии, в связи с допущенной ошибкой. Если сотрудники жилищного отдела не пойдут вам навстречу, вы сможете подать жалобу в вышестоящий орган и судебную инстанцию.

Список законов

ФЗ №5 от 12.01.1995 года «О ветеранах»

Образцы заявлений и бланков

Заявление на субсидии для покупки жилья

Как получить льготы на жилье участнику боевых действий

Военная служба не зря считается одной из самых опасных профессий, ведь офицерам и солдатам приходится не только охранять мирное существование россиян, но и участвовать в подавлении военных конфликтов в разных точках мира в рамках миротворческих миссий.

Именно поэтому в благодарность за исполнение долга военнослужащим, задействованным в особо опасных операциях, им присваивается почетное звание и выдаются определенные компенсации. Одними из таких привилегий являются льготы на жилье участникам боевых действий.

Законодательная база о льготном обеспечении ветеранов боевых действий

Ведущим нормативным актом, регламентирующим порядок присвоения почетного звания «ветеран боевых действий» (далее, ВБД), является ФЗ №5, который содержит в себе не только условия признания боевых заслуг перед Россией, но и перечень льгот, которые полагаются военнослужащим ввиду их заслуг. В частности, ст.23.2 предусмотрены льготы на жильё участникам боевых действий, которые предоставляются в строгих рамках закона.

Также порядок реализации право на льготное жильё для упомянутой категории освещается и сопутствующими актами, а именно:

  • ст.15 ФЗ №76;
  • разделом 3 жилищного кодекса РФ;
  • пост-ем Правительства РФ №614;
  • законами субъектов РФ.

Почетное звание ветерана, участвующего в боевых операциях

Участвовать в военных операциях можно по-разному, как в качестве офицера либо же солдата, так и служащим вспомогательного и даже вольнонаемного состава. При этом и заслуги в ходе военных операций могут разниться, ввиду чего статус ветерана подразделяется на несколько условных групп. В частности, почетное звание участника в боевых действиях полагается:

  • военнослужащим, как действующим, так и переведенным в запас;
  • военнообязанным гражданам, которые призваны на сборы;
  • работникам ОВД и ОГБ;
  • служащим военных батальонов;
  • летному составу;
  • обслуживающему и авиационному гражданскому персоналу, который в рамках выполнения обязанностей доставлял грузы в зону боев;
  • гражданским лицам, направленным в военный регион в режиме командировки.

При этом сам факт пребывания в пределах другой страны в опасный период еще не дает право на получение определенного звания, учитывая, что просто так льготы не присваиваются. Так в рамках ст.3 ФЗ №5, почетный статус предоставляется за:

  • участие в боевых действиях в ходе исполнения служебных заданий в рамках Указа Президента №1495;
  • разминирование опасных территорий, как за рубежом, так и в пределах РФ в послевоенные годы;
  • доставку грузов в Афганистан в опасный период;
  • боевые вылеты в Сирию и Афган;
  • получение ранения либо же контузии в период пребывания на территории иной страны, в рамках обслуживающего персонала при военных частях, участвующих в боевых конфликтах;
  • осуществление спецзадач в Сирии.

Порядок реализации социальной программы по приобретению жилья участниками боевых действий

Обеспечение жильём ветеранов боевых действий является основным направлением программы в рамках поддержки указанных лиц. В частности, в силу ст.23.2 ФЗ №5 упомянутые ветераны могут рассчитывать на получение либо же покупку жилья исходя из специальной нормы квартирного метража на человека, либо же на субсидию для возведения, либо выкуп квартиры самостоятельно.

При этом не последнюю роль играет в реализации программы для ВБД статус «нуждающегося в улучшении жилищных условий». Ведь претендовать на государственную помощь могут только те ветераны, которые не владеют личной жилплощадью, а также не имеют средств на ее приобретение. Кстати, данное правило распространяется и на членов семьи участника боев.

Также при реализации упомянутой программы важную роль играет и дата оформления на жилищный учет в связи с тем, что в силу указанной статьи до 1 января 2005 года ВБД могут быть обеспечены собственным домом. А вот после оговоренной даты, ввиду изменений в законодательной базе их льготы простираются только на оформление квартиры в режиме социального найма.

Естественно, со временем жильё можно будет приватизировать, но для начала нужно его еще получить, причем в порядке очереди, которая продвигается крайне медленно, да и то за счет умерших одиноких лиц либо государственного жилищного фонда, пополняемого весьма скудно за счет нескольких квартир из новостроек в год.

Основные условия для получения жилья ветеранами боевых действий. Как стать участником программы?

Даже после оформления почетного звания и права на улучшение условий проживания многие не знают, как получить жильё ветерану боевых действий в наступающем 2018 году.

А между тем законом порядок реализации программы регламентирован. Так в силу п.3 ч.1 ст.

16 ФЗ №5 основным условием предоставления льготного жилья является вступление на учет в качестве граждан, которые нуждается в улучшении жилищных условий в рамках действующих норм. права, а именно ст.51 ЖК РФ.

То есть для того, чтобы стать полноправным участником социальной программы, необходимо отвечать следующим требованиям:

  • не иметь собственной квартиры во владении;
  • не являться нанимателем социального жилья;
  • не быть членом семьи, которая располагает недвижимостью либо же пользуется жилым помещением в рамках соц. найма;
  • занимать социальную квартиру, но с нарушением учетного норматива квадратуры из расчета уже зарегистрированных лиц;
  • проживать в квартире, которая является аварийной.

Однако, если претендент-льготник встал на очередь еще до 2005 года, жильё ветерану боевых действий предоставят из жилого фонда определенного населенного пункта с правом дальнейшей приватизации.

Либо же при наличии средств, перечисленных из фед.

бюджета на основании региональной программы, ВБД будет участвовать в субсидировании, рассчитанном исходя из среднерыночной стоимости метража жилой площади.

Порядок включения в список очередников для получения льготного жилья ветеранами боевых действий. Требуемые документы

Ветераны боевых действий оформляют удостоверение в Министерстве обороны, где на учете и находятся, но вот жилищными вопросами указанное ведомство не занимается.

В связи с этим, многие из участников не знают, куда же можно обращаться по поводу предоставления жилья.

Внимание!

А между тем сей вопрос находится в компетенции местных администраций, которые собственно государственным жилищным фондом и распоряжаются.

То есть после оформления ветеранского удостоверения в рамках ст.3 ФЗ №5 претендент на получение либо приобретение льготного жилья должен обратиться в местный муниципалитет с определенным пакетом документов, который в силу норм ст.52 Жилищного кодекса включает в себя:

  • заявление о взятии на учет;
  • копии паспортов ветерана, его жены (мужа), а также свидетельств о появлении на свет детей;
  • брачное свидетельство;
  • выписку из ЕГРН об отсутствии жилья в личном владении;
  • удостоверение ВБД;
  • справку о прописке;
  • справку о составе семьи;
  • разрешение на обработку персональных данных.

Если ветеран уже располагает квартирой, но в непригодном для проживания состоянии, потребуется приложить еще и технический паспорт, а также акт обследования помещения. Также стоит отметить, что на федеральном уровне пакет документов для взятия на учет не утвержден.

Сей вопрос передан в компетенцию местных муниципалитетов, которые как раз и разрабатывают, как стандартный порядок улучшения условий проживания граждан в рамках предоставленных льгот, так и те же бланки заявлений, а также журнал регистрации при постановке в жилищную очередь.

После передачи вышеуказанных данных ветерану выдается расписка о получении всего пакета документов. На протяжении следующих 30 дней в рамках ч.5 ст.52 ЖК РФ, специально созданная комиссии рассматривает заявление и уже принимает решение, которое дает право на пребывание в очереди на получение квартиры в порядке определенном законом.

Единовременная денежная субвенция на возведение либо же покупку жилья

В рамках п.3 ст.23.2 ФЗ №5 претенденты на льготное жильё, зарегистрированные в жилищной очереди до 2005 года, вправе рассчитывать и на субсидию, оформляемую ветеранам боевых действий на покупку жилья, которая выражается в предоставлении единовременной компенсации стоимости домовладения, но с учетом определенных условий.

Так в силу п.3.1 указанной статьи субсидия ветеранам боевых действий, которые в ходе военной операции приобрели инвалидность, для улучшения жилищных условий рассчитывается исходя из льготной нормы в 36 кв. метров на ветерана и рыночной стоимости квартирного метра. Если же гражданин обладает статусом участника, сумма выплаты будет меньше, учитывая, что речь уже идет о 18 метрах.

При этом, если претендент имеет семью, то есть жену (мужа) и детей размер выплаты формируется из расчета нормы метража на каждого близкого лица ветерану. То есть на основании справки о количественном составе семьи ветерана базовый метраж в 18 метров умножается на количество членов семьи, а затем уже на стоимость одного квартирного метра.

Кстати, стоимость квартирного метража определяется исходя из общих данных по каждому региону отдельно, но с учетом среднерыночной стоимости по России, которая в 4 квартале 2017 года составляла 38320 рублей. Также стоит отметить, что вышеописанные денежные расчеты применяются и в отношении жилья, которое ветеран планирует строить, а не покупать.

Поэтапный порядок получения жилищной субсидии ветеранами боевых действий

Обеспечение субсидией на покупку жилья для ветеранов боевых действий в 2018 году предполагает соблюдение некоторой процедуры, которая закреплена в нормативных актах регионов и областей. В частности, после постановки на учет, для того чтобы улучшить имеющиеся условия проживания уже за счет государства, местные администрации выписывают сертификат на имя ветерана БД на получение средств.

Затем на местном уровне формируют списки льготников и запрашивают средства из федерального бюджета из расчета нескольких или более лиц в год. При поступлении субвенции на счет муниципалитета, заявитель получает уведомление о наличии денег, которые теперь он может положить на собственный счет и использовать по целевому назначению.

Стоит отметить, что передаваемая ветерану сумма, не всегда покрывает стоимость квартиры, которая понравилась его семье, именно поэтому участник боевых действий разницу в стоимости жилья покрывает уже за собственный счет, то есть путем доплаты без права возврата излишне потраченных средств.

Основной пакет документов для оформления льготной выплаты

Льготы на жильё ветеранам боевых действий в виде оплаты расходов на приобретение домовладения предполагают не только соблюдение определенной процедуры, но и предоставление стандартных документов. В частности:

  • заявление по образцу, утвержденному местными органами;
  • копии удостоверений личности семьи ветерана;
  • ветеранское удостоверение;
  • выписку из банка об оформлении счета;
  • справку из ЕГРН об отсутствии жилья в личном владении по состоянию на сегодня.

Действия ветерана после получения льготной квартиры

Безусловно, бесплатное предоставление льготной жилплощади ввиду боевых заслуг является благодарностью на государственном уровне, которая налагает и некие обязательства.

В частности, после получения квартиры в рамках социального найма ветеран обязан заключить договор с местным муниципалитетом и конечно его исполнять, а затем оформить прописку уже по новому месту проживания как в отношении себя лично, так и членов своей семьи.

Если же вместо квартиры ветеран предпочел определенную сертификатом сумму, в течение полугода он должен определиться с выбором жилья, а также заключить договор купли-продажи с дальнейшей регистрацией перехода прав собственности уже в порядке определенном законом.

Скачать заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

Скачать образец заполнения Заявления о постановке на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий

Вопрос поступает
дежурному юристу

Вопрос обрабатывается: определяется его тематика,

анализ вопроса, поиск ответа

Решение проблем пользователя – это ответ на

его вопрос

Юрист связывается с пользователем и предоставляет ему