Споров стоит ли. Можно ли спорить? Варианты признания дарственной недействительной

Философия /6. Философия науки .

Старший преподаватель Сарсенбеков Н.Ж.,

Студент группы ОЗ-2002 Алпысбаев Д.Н.,

Студент группы ОЗ - 200 2 Аким А.А.

Карагандинский государственный медицинский университет,

Казахстан

Врач-философ Богу подобен

« Медицина столь же мало может обходиться без общих и стин философии , сколько последняя без доставляемых ей медицинских фактов...»

(Гиппократ )

Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры. Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов , медиков, естествоиспытателей на всем протяжении истории культуры.

Идеи объединения философскогои медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков и естествоиспытателей.

Медицина нуждается в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии». Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле, и продолжается в наши дни.

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:

Медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации - общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

Теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.

Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы - человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.).

Философия и медицина связаны между собой издавна: первая представляет собой наиболее отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, целью которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями о природе, социуме и человеке высказаннымифилософами. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины.

Изучение философии является одобренным многовековым опытом человечества, формирование основы системного мышления. Философия дает врачам понимание процесса познания, его сущности, принципов организации и его методов. Тем самым врач получает возможность обоснования изучения и решениявопросов медицинской теории и практики.

Кроме того, она открывает наиболее целесообразные пути медицинского исследования, анализа и оценки происходящих событий, посколькупомогает учесть влияние различных факторов на ход болезни в организме человека. Она учит врача рассматривать все явления, процессы в их развитии, непрерывном изменении и неразрывными связями с конкретными условиями.

Всё это способствует формированию и развитию культуры мышления врача. Философия и медицина: современное взаимодействие.

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественнонаучных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам - правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Ведущими тенденциями развития современной медицины высту­пают социологизация, гуманизация, экологизация и технологизация. Данные тенденции объективно приводят к качественно новому харак­теру теоретико-методологических и практических связей медицины с гуманитарным знанием, важнейшим компонентом которого является философия. В настоящее время идет процесс формирования новой философии и идеологии медицины. Новая методология клиническо­го мышления врача должна помочь ему глубоко осознать системно-комплексный характер взаимосвязи человека с окружающим миром, понять и учитывать особенности детерминации процессов здоровья и болезни в системно-социальном и системно-экологическом аспектах. Центральной фигурой меди­цинской сферы является практикующий врач. Современный врач наряду с медицинскими знаниями должен обладать высокой интел­лектуальностью, немыслимой без широкого кругозора, осознания сво­его предназначения, развитого творческого мышления, ясного пони­мания смысла своей гуманной деятельности.

Современное медицинское образование с необходимостью должно включать философско-методологическую подготовку врача, ибо лю­бая сфера медицинской деятельности требует постоянного решения логических, этических, философ­ских проблем, связанных с процессом диагностики, гуманистическим подходом к человеку, решением его не только витальных, но и смысл жизненных проблем, проблем человеческой свободы.

Перед российским здравоохранением в начале XXI века стоят от­ветственные задачи. Современное отечественное здравоохранение, медицинская наука и образование развиваются в сложных условиях. Острый демографический кризис в России, напряженная социально-экономическая ситуация в стране, сопровождающаяся низкой соци­альной защитой населения, объективно стимулируют особое внимание к состоянию здоровья россиян. Интересы национальной безопасностиРоссии требуют сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, инвалидности, смертности. Пробле­ма здоровья народа должна быть признана высшим приоритетом рос­сийского государства, а здравоохранение из традиционно сложивше­гося представления о нем, как о части социальной сферы, должно получить качественно новый статус - системы жизнеобеспечения и важнейшего фактора национальной безопасности.

Естественно, что центром приложения сил, направленных на ук­репление здоровья, является врач, вооруженный современными ме­дицинскими технологиями, профессионал, владеющий всеми метода­ми современной профилактики, диагностики и лечения болезней. Реализация Концепции развития здравоохранения России, совершен­ствование системы обязательного медицинского страхования, обнов­ление правовой основы профессиональной деятельности врачей, увеличение социальных прав и гарантий медицинских работников тре­буют соответствующего развития духовного мира врачей.

Богиней - покровительницей здоровья и предупреждения болез­ней является Гигиея, олицетворяющая прекрасный символ милосердия, красоты и мудрости, гармонии разума и чувства, души и тела. В таком единстве выступают философия человека и философия медицины.

О значении философского знания высказывались многие лучшие мыслители человечества. Так, выдающийся представитель античной философии Аристотель говорил: «Я знаю много прекрасных наук, но лучше философии нет ничего». В свою очередь, отечественный мыслитель Н.А. Бердяев утверждал: «Философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть, прежде всего, наука о человеческом суще­ствовании». Английский философ Бертран Рассел считал, что «пер­вое, что философия делает или должна делать, касается расшире­ния границ интеллектуального воображения». В своем главном про­изведении «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр дал классификацию наук, в которую не включил философию, так как она «самое общее и потому самое важное знание, сулящее такие от­кровения, для которых другие науки служат лишь подготовительной ступенью».

Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал идею о том, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая - душу. Знаменитый мыслитель эпохи Нового времени Френсис Бэкон писал, что «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».

Конструктивное участие философии в процессе теоретизации ме­дицины проявляется в методологическом обеспечении дифференциации и интеграции медицинской науки и деятельности, в осуществле­нии теоретического синтеза динамично развивающегося медицинского знания. Основные усилия врачей-философов сосредоточиваются на уяснении метода построения теории медицины, предмете медицин­ской науки, анализе познавательных технологий и логического инст­рументария. Особую ценность в современных условиях приобретают усилия по мировоззренческому измерению целого блока проблем био­этики. Перечисленные и ряд других направлений исследований, хотя и основываются на медико-биологическом материале, по сути своей являются философско-методологическими. Для подобного рода дея­тельности необходимо специальное философское образование, вклю­чающее навыки профессионального общения с логическим аппаратом науки, владение глубокими знаниями методологии науки и необхо­димыми медико-биологическими знаниями, умениями и навыками.

Существующий вакуум идей в мировоззренческой сфере неизбеж­но заполняется в сознании поверхностными представлениями, лож­ными, а порой и порочными жизненными ориентирами. В настоящий период времени требуется целостная концепция философского на­учно-ценностного знания, которая могла бы выполнить функцию правильного ориентира. В этом нуждаются не только будущие врачи или отдельные молодежные социальные общности, но и люди стар­шего поколения, имеющие непосредственное отношение не только к подготовке врачей, но и к духовному развитию всего российского народа. Порождаются потребности в новых типах мировоззренчес­ких ориентации, которые обеспечивали бы передачу опыта последу­ющим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия.

Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть хотя бы основами философии, т.к. для медицины и ее служителей (именно слу­жителей, а не медработников) овладение основами философии - это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое об­разование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нрав­ственность, правдивость, честность и милосердие. Без этих категорий нет медицины, нет врача. А без них нет настоящей божественной фи­лософии. Цель данного реферата привести информацию о наиболее выдающихся врачах-философах, которые внесли наибольший вклад в развитие философии, которых можно поставить на равнее с Иисусом Христом.

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра философии

Реферат по философии:

Врач-философ, подобен богу”

(Гиппократ)

Выполнил: студент 105 группы факультета ФМО,
по специальности стоматология Волынкин С.Е.

Проверил: Бакулин А.С.

Красноярск 2007

Введение 3

Врачи-философы рабовладельческого строя 6

Врачи-философы феодального строя 10

Врачи-философы эпохи капитализма 13

Врачи-философы XX века 19

Заключение 25

Литература 26

Введение

Ведущими тенденциями развития современной медицины высту­пают социологизация, гуманизация, экологизация и технологизация. Данные тенденции объективно приводят к качественно новому харак­теру теоретико-методологических и практических связей медицины с гуманитарным знанием, важнейшим компонентом которого является философия. В настоящее время идет процесс формирования новой философии и идеологии медицины. Новая методология клиническо­го мышления врача должна помочь ему глубоко осознать системно-комплексный характер взаимосвязи человека с окружающим миром, понять и учитывать особенности детерминации процессов здоровья и болезни в системно-социальном и системно-экологическом аспектах. Центральной фигурой меди­цинской сферы является практикующий врач. Современный врач наряду с медицинскими знаниями должен обладать высокой интел­лектуальностью, немыслимой без широкого кругозора, осознания сво­его предназначения, развитого творческого мышления, ясного пони­мания смысла своей гуманной деятельности.

Современное медицинское образование с необходимостью должно включать философско-методологическую подготовку врача, ибо лю­бая сфера медицинской деятельности требует постоянного решения логических, этических, философ­ских проблем, связанных с процессом диагностики, гуманистическим подходом к человеку, решением его не только витальных, но и смысл жизненных проблем, проблем человеческой свободы.

Перед российским здравоохранением в начале XXI века стоят от­ветственные задачи. Современное отечественное здравоохранение, медицинская наука и образование развиваются в сложных условиях. Острый демографический кризис в России, напряженная социально-экономическая ситуация в стране, сопровождающаяся низкой соци­альной защитой населения, объективно стимулируют особое внимание к состоянию здоровья россиян. Интересы национальной безопасности России требуют сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, инвалидности, смертности. Пробле­ма здоровья народа должна быть признана высшим приоритетом рос­сийского государства, а здравоохранение из традиционно сложивше­гося представления о нем, как о части социальной сферы, должно получить качественно новый статус - системы жизнеобеспечения и важнейшего фактора национальной безопасности.

Естественно, что центром приложения сил, направленных на ук­репление здоровья, является врач, вооруженный современными ме­дицинскими технологиями, профессионал, владеющий всеми метода­ми современной профилактики, диагностики и лечения болезней. Реализация Концепции развития здравоохранения России, совершен­ствование системы обязательного медицинского страхования, обнов­ление правовой основы профессиональной деятельности врачей, увеличение социальных прав и гарантий медицинских работников тре­буют соответствующего развития духовного мира врачей.

Богиней - покровительницей здоровья и предупреждения болез­ней является Гигиея, олицетворяющая прекрасный символ милосердия, красоты и мудрости, гармонии разума и чувства, души и тела. В таком единстве выступают философия человека и философия медицины.

О значении философского знания высказывались многие лучшие мыслители человечества. Так, выдающийся представитель античной философии Аристотель говорил: «Я знаю много прекрасных наук, но лучше философии нет ничего». В свою очередь, отечественный мыслитель Н.А. Бердяев утверждал: «Философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть, прежде всего, наука о человеческом суще­ствовании». Английский философ Бертран Рассел считал, что «пер­вое, что философия делает или должна делать, касается расшире­ния границ интеллектуального воображения». В своем главном про­изведении «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр дал классификацию наук, в которую не включил философию, так как она «самое общее и потому самое важное знание, сулящее такие от­кровения, для которых другие науки служат лишь подготовительной ступенью».

Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал идею о том, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая - душу. Знаменитый мыслитель эпохи Нового времени Френсис Бэкон писал, что «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».

Конструктивное участие философии в процессе теоретизации ме­дицины проявляется в методологическом обеспечении дифференциации и интеграции медицинской науки и деятельности, в осуществле­нии теоретического синтеза динамично развивающегося медицинского знания. Основные усилия врачей-философов сосредоточиваются на уяснении метода построения теории медицины, предмете медицин­ской науки, анализе познавательных технологий и логического инст­рументария. Особую ценность в современных условиях приобретают усилия по мировоззренческому измерению целого блока проблем био­этики. Перечисленные и ряд других направлений исследований, хотя и основываются на медико-биологическом материале, по сути своей являются философско-методологическими. Для подобного рода дея­тельности необходимо специальное философское образование , вклю­чающее навыки профессионального общения с логическим аппаратом науки, владение глубокими знаниями методологии науки и необхо­димыми медико-биологическими знаниями, умениями и навыками.

Существующий вакуум идей в мировоззренческой сфере неизбеж­но заполняется в сознании поверхностными представлениями, лож­ными, а порой и порочными жизненными ориентирами. В настоящий период времени требуется целостная концепция философского на­учно-ценностного знания, которая могла бы выполнить функцию правильного ориентира. В этом нуждаются не только будущие врачи или отдельные молодежные социальные общности, но и люди стар­шего поколения, имеющие непосредственное отношение не только к подготовке врачей, но и к духовному развитию всего российского народа. Порождаются потребности в новых типах мировоззренчес­ких ориентации, которые обеспечивали бы передачу опыта последу­ющим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия.

Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть хотя бы основами философии, т.к. для медицины и ее служителей (именно слу­жителей, а не медработников) овладение основами философии - это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое об­разование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нрав­ственность, правдивость, честность и милосердие. Без этих категорий нет медицины, нет врача. А без них нет настоящей божественной фи­лософии. Цель данного реферата привести информацию о наиболее выдающихся врачах-философах, которые внесли наибольший вклад в развитие философии, которых можно поставить на равнее с Иисусом Христом.

Врачи-философы рабовладельческого строя

Гиппократ (около 460-377 гг. до н. э.) жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречен отцом медицины. Он был одним из тех, кто положил начало научному подходу к изучению многих заболеваний. Гиппократ привел в систему медицинские знания той эпохи и поднял искусство врачевания на большую высоту, которая до того была неведома древним грекам. Труды Гиппократа были основополагающими при решении многих вопросов медицины. Первым учителем в области медицины для Гиппократа был отец. Но он не ограничился знаниями, приобретенными у своего главного наставника. Став после смерти родителей странствующим врачом (периодевтом), он побывал во многих греческих городах, а также в Малой Азии. С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии. Свой огромный опыт он обобщал в научных трудах, часть из которых сохранилась до наших дней.

В «Гиппократовом сборнике», дошедшем до нас, часть трудов принадлежит его ученикам. Есть в нем труды и других школ и направлений, в том числе противостоящей Косской школе Гиппократа Книдской школы под руководством Эврифона и Хризита. При внимательном чтении сборника нетрудно заметить взаимопротивоположные концепции ряда вошедших в него материалов. Однако независимо от этого сборник дает представление о взглядах Гиппократа, об уровне теоретической и практической медицины его времени и его школы, созданной на острове Кос, где он родился и трудился значительную часть своей жизни. Можно предполагать, что он хорошо знал не только труды своих предшественников из древней Эллады, но идревнеиндийских врачей.

Косская медицинская школа стояла на позициях материализма, опираясь на философские взгляды Демокрита.

Гиппократ и его ученики (гиппократики) поверхностному подходу к больному на основе умозрительных заключений, противопоставляли внимательное наблюдение за больными, тщательное обследование и изучение их с учетом ранее накопленного практического опыта. Гиппократ и его ученики понимали, что одна и та же болезнь у разных людей может протекать неодинаково, так как каждый организм имеет свои особенности. Исходя из этого, они руководствовались принципом, что нужно лечить не болезнь, а больного. А это означало - в процессе лечения необходим индивидуальный подход. Диета, лекарства, их дозы, режим, продолжительность лечения - все должно быть в каждом отдельном случае особым, специфичным, целесообразным для данного положения.

Большое значение в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал гимнастике. Он писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»... «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».

Он придавал также большую значимость труду, считая, что «лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди сильные и молодые, без привычки».

Гиппократ критически относился к праздности и ничегонеделанию, что, по его мнению, влечет нездоровье. И наоборот - устремление ума к чему-то связано с бодростью, направленной к укреплению жизни. Он осуждал такие пороки, как пьянство, считая, что оно является причиной слабости и болезненности. Этот принцип не утратил своей значимости и до наших дней. Гиппократ вместе со своими учениками сделали описание лечения многих заболеваний. Особое внимание он уделял описанию хирургических болезней. Его школе были известны основные принципы лечения переломов, вывихов. Изучение трудов Гиппократа свидетельствует о том, что Гиппократ был хорошо знаком с натурфилософией своих современников и предшественников. Ему удалось преодолеть мистику, религиозность, антинаучное идеалистическое восприятие окружающего мира , тем самым, открывая перед последующими поколениями широкие возможности для подлинно научного подхода к изучению человека.

Стагират Аристотель . Древняя Эллада была щедра на великие умы. Однако, несмотря на это, человечество особо отмечает Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), ученого-энциклопедиста, внесшего весомый вклад в развитие всех областей знаний. Аристотель имел медицинское образование. Философия была для него источником света, освещавшего дорогу всем наукам, хотя он постоянно колебался между материализмом и идеализмом.

Умственную деятельность Аристотель отождествлял с самой жизнью. Он стоял у колыбели логики, этики и психологии. Очень важно, что еще до 3 века до новой эры Аристотель рассматривал психологию как влияние соматических (телесных) процессов и явлений, происходящих в человеке, на его психическую деятельность. И даже наивность его рассуждений из-за уровня развития науки того времени не может умалить значимости открытия с точки зрения методологического подхода к изучению проблемы, широты взглядов, глубины изучения и огромного внимания к отдельным фактам.

К. Маркс высоко ценил его философские труды, отмечая, что «новейшая философия только продолжала ту работу, которая была начата уже Гераклитом и Аристотелем».

Ф. Энгельс считал, что Аристотель - «самая универсальная голова» среди древнегреческих мыслителей.

Умом Аристотеля восхищался Ч. Дарвин. «Аристотель, - писал он, - совершенно уникальное исключение в истории человеческого ума, и если что-либо должно удивлять нас здесь, это не уникальность этого исключения, но самая его возможность».

Аристотель внес огромный вклад в развитие многих наук, и потому его учение владело умами многих поколений вплоть до средневековья. Однако идеологи феодализма пропагандировали те взгляды его, которые носили реакционный и идеалистический характер. Нередко использовалось лишь его имя, а пропагандируемые идеи ничего общего не имели с его взглядами. Об этом хорошо сказал А. И. Герцен: «Не надобно забывать, что Аристотель средних веков не был настоящий Аристотель, а переложенный на католические нравы».

Аристотель был великим древнегреческим философом, выразителем идеологии рабовладельцев античного общества. Сын врача, он с детства был причастен к медицине, да и сам он в северной Греции окончил медицинскую школу. Это был философ, учение которого властвовало над умами человечества в течение 13-15 веков, пока научные открытия реального мира начали исправлять неточности в его учении. Концепция Аристотеля о стихиях просуществовала до Г. Галилея. После обоснования им механики стало ясным, что учение Аристотеля является несостоятельным. Когда же возникла химия, произошло окончательное развенчивание учения о четырех стихиях, или элементах. Его жизнь проходила, когда устои рабовладельческого строя начали расшатываться под влиянием классовых сражений рабов со своими угнетателями.

Около 20 лет Аристотель пробыл в школе Платона и лишь после его смерти покинул школу, став воспитателем Александра Македонского. В 335 г. до н. э., когда ему было около 50 лет, Аристотель вернулся в Афины и основал свою философскую школу, которой суждено было многовековое существование. В историю она вошла как школа перипатетиков (по преданию, Аристотель преподавал ученикам философию во время прогулок).

Величие Аристотеля заключается в том, что его труды коснулись всех областей знаний того времени. Он изучал логику, психологию, историю, политику, этику, эстетику, естествознание, которое поглощало и медицину, а также всеобъемлющую философию, включавшую в себя все теоретические науки того времени

Врачи-философы феодального строя

Клавдий Гален - римский врач и естествоиспытатель (около 129 - около 199 гг.) Родившись в семье богатого греческого архитектора и имея большую склонность к научным исследованиям, он с ранних лет начал изучать труды греческих философов. Гален хорошо знал труды Аристотеля, Платона, а также философов из школы стоиков и эпикурейцев. Однако кумирами Галена были Гиппократ, Платон и Аристотель, о чем свидетельствуют его многочисленные комментарии к их трудам: трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», комментарий к платоновскому «Тимею». Большое место в его трудах занимал и Аристотель.

В 15 лет К. Гален начал изучать философию, а в 17 лет он активно взялся за изучение медицины и других естественных наук. В юношеском возрасте он уже хорошо был знаком с различными философскими школами. Идеалом Галена была философия Аристотеля и перипатетиков. Он знал несколько языков, что облегчало изучение философии, особенно греческой.

Чтобы стать врачом, Гален усердно учился у лучших врачей в своем родном городе Пергаме - у Сатира, Фициана Эсхриона и других прославленных специалистов. Но полученные знания не принесли удовлетворения, и прежде чем серьезно заняться врачебной практикой, Гален побывал в Смирне, Коринфе, Александрии и других культурных центрах Греции. К. Гален с жадностью изучал все, что видел. На эти странствия он истратил 4 года. Возвратившись на родину, он начал самостоятельно врачебную практику, постоянно совершенствуя свои знания. Медицинскую помощь он оказывал в основном гладиаторам, на что потратил 6 лет. В 164 г. уже как опытный врач Гален переехал в Рим, где вскоре стал придворным врачом.

К. Гален внес определенный вклад в изучение психологии. Тщательно изучая анатомию , он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Алкмеоном и Гиппократом, и вместе с тем разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца. Данные его работы носили материалистический характер. Они говорят о том, что еще в древности хотя и на наивно материалистическом уровне учений о психике, но шла борьба против идеализма. И порой основанием для этой борьбы были достижения медицины и естествознания.

Огромный вклад Галена в науку, его активная преподавательская деятельность во многом определили пути развития еврейской медицины на многие столетия вперед. Учение Галена господствовало вплоть до эпохи Возрождения. За весь многовековой период господства учения Галена устойчиво царствовала ведущая мысль, высказанная им, о тождестве медицины и философии. Его кредо звучало так: «лучший врач в то же время - философ».

Философия Галена в целом носит эклектичный характер, ней есть элементы материализма, диалектики и идеализма, логика, физика и метафизика Галена сближают его с Аристотелем. Изучая метафизику Аристотеля, Гален решил к четырем сформулированным Аристотелем причинам субстанции добавить пятую. Аристотель считал, что у субстанции четыре «причины»: 1) форма; 2) материя; 3) источник движения, или «творящее» начало; 4) цель. Гален добавил «инструментальную» причину.

Абу Али ал Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али Ибн Сина (около 980-1037 гг.). В историю он вошел под латинизированным именем Авиценна. Таджик по национальности, он родился под Бухарой. В 985 г. его родители переехали в Бухару- столицу саманидского государства, где отец работал чиновником финансового ведомства. Здесь прошла его юность, здесь он овладел знаниями по медицине и стал работать врачом и одновременно заниматься научной деятельностью. В 999 г. государство Саманидов было завоевано тюркскими племенами. Ибн Сине пришлось покинуть родные края из-за преследования его султаном Махмудом и фанатичного мусульманского духовенства. В 1002 г. он переехал в столицу Хорезма Гурганд (Ургенч). Здесь он получил место врача при дворе хорезмшаха. Спустя 10 лет, в 1012 г., Ибн Сина покинул Хорезм и переехал в Иран. Здесь за его высокое врачебное искусство и образованность в Исфахане и Хамадане удостоили быть придворным врачом и визирем (министром) у правителей.

Ибн Сина был ученым-энциклопедистом. Его интересовали многие области знаний. Он был не только врачом, но и выдающимся естествоиспытателем, математиком, философом, поэтом, мыслителем, представителем восточного аристотелизма. Оставаясь приверженцем ислама, он много сделал по распространению философии и естественнонаучных знаний среди арабов, которые в свою очередь широко распространили их во многие страны Европы. В них было отражено богатое научное наследство античных ученых, прежде всего Аристотеля. Свои работы Ибн Сина писал преимущественно на арабском языке и частично на фарси. Его научное наследство в разных областях знаний составляет более 420 работ.

Главными научными трудами Ибн Сины являются энциклопедическая работа «Книга исцеления», посвященная философским проблемам и состоящая из 18 частей, и «Канон врачебной науки», состоящий из 5 книг.

Философские взгляды Ибн Сины не были последовательными. В них было много противоречий. Материалистические идеи переплетались с теолого-идеалистическими вымыслами. Его философия была продолжением традиций восточного аристотелизма с примесью онтологических концепций неоплатонизма.

Ибн Сина отрицал сотворение мира во времени, вместе с тем он полагал, что мир возник путем эманации (истечения) из божества. Он давал свою интерпретацию этому. По его мнению, мир сотворен не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Здесь он как бы старался объединить идеализм, метафизический и диалектический методы мышления в единую концепцию. Такого рода противоречия можно встретить на каждом шагу. С одной стороны, бог абстрактен, не имеет конкретного выражения. С другой стороны, мир имеет материальную основу, он вечен, но опять-таки, как сам бог. Эта раздвоенность не позволяла ему твердо стать на материалистические позиции.

Врачи-философы эпохи капитализма

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм вошел в историю медицины и философии как Парацельс (1493-1541). Псевдоним был придуман им самим. Он был не только медиком, но и алхимиком, философом, активным борцом против схоластики. Родившись в Швейцарии, Парацельс, став врачом, побывал во многих странах Европы, глубоко изучая в каждой из них лекарственные средства, прежде всего травы. Его огромная заслуга перед наукой заключается в соединении медицины с химией. Занимаясь врачеванием и алхимией, он вводит ряд химических веществ в медицинскую практику, заложив основы иатрохимии.

Парацельс придавал большое значение философии. В ней он видел источник более совершенного познания природы, множества разнообразных, порожденных ею вещей. По его мировоззрению, первоматерия есть результат творения бога. Окружающий мир, природа во всех своих проявлениях представлялась ему макрокосмосом, а человек в ней рассматривался как микрокосмос. Понимая полную зависимость человека от природы, он рассматривал его в единстве с нею, считая, что между ними существует тесное единство, полное соответствие, и в своей совокупности они представляют единое целое. Процесс познания для Парацельса начинался с природы. Основное внимание он уделял опыту. Этим Парацельс отличался от многих авторитетных своих предшественников и современников. Им велась бескомпромиссная борьба с «вульгарными» заклинателями духов и теми, кто их «вызывает».

За антирелигиозные взгляды католическое духовенство окрестило его «Лютером в медицине». Из-за гонения на него он вынужден был покинуть г. Базель. В период своих путешествий Парацельс закончил книгу «Большая хирургия», принесшую ему еще большую известность.

Николай Коперник (1473-1543)-один из выдающихся деятелей эпохи Возрождения - был не только великим польским астрономом, основоположником гелиоцентрической системы планет, входящих в солнечную систему , но и врачом. Это был широко образованный ученый. «Он много работал в области тригонометрии, занимался гидравликой и межеванием, строил водопроводы и был врачом. Известны работы Коперника по исторической хронологии. Он работал над географическими картами Польши и был выдающимся экономистом».

Своим научным обоснованием мира планет солнечной системы он внес существенные поправки в философское миропонимание.

Родился он в семье богатого купца, который в последние годы своей жизни обосновался в Торуни. Долгие годы, начиная с XIII в., этот город находился под пятой Тевтонского ордена. Лишь в 60-х годах XV в. Польша освободила свои исконные земли. Оставшись в 10 лет без отца, Н. Коперник воспитывался У своего дяди. Будучи каноником и епископом, дядя сумел увлечь своего племянника духовной службой, и в 24 года Н. Коперник стал уже каноником. Это давало ему не только заметное положение в обществе, но и обеспеченное материальное положение, которое позволяло ему в полную силу заниматься научными изысканиями. Вначале он учился в Краковском университете (1491-1494), где прошел хорошую школу гуманизма и с увлечением изучал астрономию. Завершил свое образование уже в Италии, в Болонском университете. Италия была тогда средоточием научной мысли. Ф. Энгельс так оценивал значимость Италии в тот период: «В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть». Н. Коперник был направлен в Италию для совершенствования знаний в области канонического права, но его привлекала астрономия. Здесь же Н. Коперник выучил греческий язык, который ему стал необходим для изучения научного наследия греческих ученых. Однако на этом его образование не закончилось. В университетах Падуи и Феррары он получил юридическое образование, кроме того, в Падуанском университете им пройден курс медицины.

На родину Н. Коперник вернулся в возрасте более 30 лет в 1504 г. и стал секретарем и врачом своего дяди, который к этому времени был епископом с резиденцией в Лидзбарке. Здесь Н. Коперник проработал около 8 лет и только после смерти дяди переехал в другой город - Фромборк того же воеводства Вармии. Поселился он в одной из башен крепостной стены, которая в течение 30 лет служила ему обсерваторией. Несмотря на угрозы Тевтонского ордена вновь занять территорию, на которой находилась его обсерватория, он продолжал работать с присущим ему упорством, укреплять свою крепость, в которой находился собор, одновременно занимаясь административными делами собора.

Н. Коперник был искусным врачом, математиком, переводчиком литературных произведений, государственным деятелем. Ф. Энгельс, говоря об эпохе Возрождения, породившей многие таланты, про Н. Коперника писал, что он бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы.

Свои мысли о гелиоцентрической системе мира он высказал задолго до их официального опубликования в 1543 г. Основные идеи этой системы были понятны ему уже в 1512 г., когда он критически начал оценивать теорию древнегреческого астронома Клавдия Птолемея (около 90-160 гг.), который считал центром Вселенной планету Земля. По его математическим расчетам, в гелиоцентрической системе мира Земля являлась неподвижным центром. Его расчеты движения планет и геосистема изложены в основном труде «Альмагест». Н. Коперник, проверив расчеты движения небесных тел этой системы, пришел к выводу, что теория Птолемея научно необоснованна. После долгих исследований и проверок его труда «Альмагест» в 1543 г. была опубликована его работа «Об обращениях небесных сфер», которая ниспровергла геоцентрическую систему мира, просуществовавшую почти полтора тысячелетия. Земля стала на центром Вселенной, а одной из планет солнечной системы. Это открытие врача Н. Коперника имело поистине историческое значение. Оно имело и большое философское значение. Нужно было преодолеть утвердившееся мнение о том, что Земля является центром Вселенной. Над ним тяготело учение Аристотеля, на позициях которого формально он стоял всю жизнь. Но благодаря своим диалектико-материалистическим представлениям о системе мира Н. Коперник отверг учение Аристотеля - Птолемея о гелиоцентрической системе мира. Несмотря на то что выдвинутая им геоцентрическая система мира базировалась на новых принципах движения планет, он не мог отойти от представлений Аристотеля, что Земля движется по кругу. И лишь спустя почти столетие немецкому ученому Кеплеру удалось доказать, что Земля движется вокруг Солнца по эллипсу, а не по кругу.

Прогрессивными учеными его труды были восприняты без колебаний. Так, Галилео Галилей одним из первых смело встал на позиции Н. Коперника.

Учение Коперника нанесло сильнейший удар религиозно-теологическим представлениям о Вселенной. Оно заставило философов еще раз с новых позиций оценить место человека во Вселенной. Гелиоцентрическая теория мира Н. Коперника дала непредвиденный толчок для дальнейшего развития науки. Его труды стали предвестником целой плеяды выдающихся ученых-итальянцев Д. Бруно (1548-1600) и Г. Галилея (1564-1642), немца И. Кеплера (1571 - 1630), француза Р. Декарта (1596- 1650), англичанина И. Ньютона (1643-1727) и др. Все они внесли весомый вклад в развитие астрономии. И недаром Ф. Энгельс научные труды Н. Коперника называл «...революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии». Так врач стал первым возмутителем спокойствия. Прогресс прежде всего определялся тем, что мир человеческому разуму представлялся как одно органическое целое, и все основные закономерности смены времен года, суток и другие природные явления стали легко объяснимы и понимаемы. Его открытие произвело подлинную революцию в естествознании и открыло новый горизонт человечеству, расширив его умственный кругозор.

Галилео Галилей (1564-1642) внес значительный вклад в развитие научных знаний и материалистического мировоззрения. Он родился в г. Пизе в семье обедневшего дворянина. Его отец мечтал, чтобы сын стал врачом, и настойчиво готовил к этой выгодной в то время карьере. Г. Галилей поступил на медицинский факультет Пизанского университета, но огромная тяга к математике привела к тому, что он не окончил медицинский факультет и перешел в университет Флоренции, где с упоением изучал математику. Окончив университет, Г. Галилей вернулся в Пизу, где начал обучаться медицине , а в Пизанском университете стал преподавать математику в качестве профессора; через непродолжительное время был приглашен в Падуанский университет, где проработал 18 лет профессором математики (1592-1610). В этот период он активно занимался изучением механики и астрономии. Его вклад в развитие механики был одновременно вкладом в развитие естествознания и философии. Г. Галилей первым построил телескоп и с его помощью открыл для человечества ранее неизвестный, невидимый звездный мир со своими сложными закономерностями. Он открыл на Луне кратеры и хребты, выделил из Млечного Пути ряд звезд, на который до этого человек смотрел как на белую звездную полосу, обнаружил спутники Юпитера. Его сообщение об этом в «Звездном вестнике» принесло ему славу крупнейшего ученого во всех странах Европы. Неофициально ему даже присвоили имя «Колумба Вселенной».

Галилей вместе с врачами-физиологами и прежде всего с Сантарио участвовал в изобретении и использовании микроскопа, пульсометра и других приборов, что имело важное значение и для медицины.

После Падуи Галилей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжал делать одно открытие за другим. Им были открыты пятна на Солнце, обнаружены фазы Венеры. Все его открытия были убедительным доказательством гелиоцентрической теории Коперника. Они наносили сильнейший удар по выдумкам схоластов, которые, например, считали, что Млечный Путь является ничем иным, как спайкой двух небесных полушарий. Из его же теории вытекали выводы, что мир бесконечен и во Вселенной имеется бесчисленное число миров. Эти взгляды привели Галилея к неразрешимым противоречиям со схоластами.

Своей механикой Галилей опроверг взгляды схоластов, опиравшихся на Аристотеля, в том, что движение тел происходит под действием постоянных сил с постоянной скоростью. Он доказал, что оно происходит равномерно-ускоренно. Скорость все-время возрастает, в равный промежуток времени возрастает на одну и ту же величину. Им было также доказано что если предмет получил от другого предмета, тела силу, сообщившую ему движение, то приобретенное движение само по себе никогда не угаснет, пока какая-либо внешняя сила не отнимет ее.

Врачи-философы XX века

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач-невропатолог и психиатр, а также психолог. В историю философии вошел как создатель теории психоанализа, которая стала целой системой взглядов многих психологов и философов, именуемой фрейдизмом.

В начале своей врачебной деятельности 3. Фрейд скрупулезно изучал физиологию и анатомию мозга. Он находится под сильным влиянием французской школы невропатологов, особенно Шарко и Бернхайма. В этот период 3. Фрейд занимался проблемами неврозов. Далее все началось с того, что в 1895 г.

3. Фрейд совместно с врачом Брейером опубликовал работу «Об истерии». В ней сообщалось об излечении одного нервнобольного с помощью катарсиса. Речь шла о том, что во время гипноза у больного были выявлены скрытые аффективные травмы. Эта статья, по словам 3. Фрейда, стала отправным пунктом его теории. После нее им бщл опубликован еще ряд работ. Во всех них он излагал свое трактование патопсихологических и психологических явлений. В 1900 г. им была опубликована работа «Истолкование снов», которая спустя 13 лет была переведена на русский язык. В 1901 г. из-под его пера вышла новая работа «О сне», которая спустя 3 года была опубликована в России на русском языке. Эти работы свидетельствовали о том, что он усиленно-занимался проблемами психотерапевтических методов лечения неврозов, используя сновидения как способ проникновения в бессознательное. В 1902 г. он стал профессором Венского университета, где работал до 1938 г., до присоединения Австрии к фашистской Германии, после чего он эмигрировал в Англию.

Работая в университете в 1905 г., он опубликовал «Три очерка к введению в теорию сексуальности». В 1911 г. эта работа была переведена на русский язык. 3. Фрейд одним из первых начал изучать вопросы сексуальности с психологических позиций. Согласно его теории, развитие сексуальности имеет несколько стадий. Еще работая врачом до университета, у него постепенно начала складываться общепсихологическая теория строения психического аппарата как энергетической системы. В основе динамики ее, по его мнению, лежал конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. 3. Фрейд подвергался острой критике за отход от материалистического понимания патологических процессов в психике, отрыв психики от материальных: условий и причин, порождающих ее. Психика в его трудах приобретала самостоятельное существование параллельно с материальными процессами. В работе «О психоанализе» (1910), переведенной на русский язык в 1911 г., и ряде других 3. Фрейд пытается доказать, что психика человека управляется особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, которые находятся за пределами сознания. Человеческая душа находится во власти психических конфликтов, бессознательно стремящихся к наслаждению, в первую очередь к половому.

В работах более позднего периода «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого я» (1921), «Я и оно» (1923), «Страх» (1926) и других (все они в начале 20-х годов были переведены на русский язык). 3. Фрейд постепенно начинает отходить от психоневрологической проблематики. Он все больше и больше увлечен психоанализом стремится оценить все психические состояния и распространить свой психоанализ на все психические события и общественные явления.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Сам И. М. Сеченов считал, что конец 40-х годов XIX в. был периодом его уже сознательного участия в общественной жизни, зарождения первых идейных политических взглядов и убеждений. Именно в этот период еще юношей он узнает имена таких выдающихся прогрессивных людей России, как Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. А вскоре, став студентом медицинского факультета Московского университета (1850-1856), он уже воочию узнал талантливого оратора и лектора профессора Т. Н. Грановского, который выступал против деспотизма и крепостничества. И. М. Сеченов, являясь выдающимся врачом, великим русским естествоиспытателем, мыслителем-материалистом, основоположником русской физиологической школы, оказал заметное влияние на развитие философии. Его научная деятельность началась в 60-х годах XIX столетия, когда умами прогрессивных людей владели идеи А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Уже в одной из своих первых работ «Две заключительные лекции о значении так называемых растительных актов в животной жизни», опубликованной в 1861 г., им высказана смелая для того времени мысль о единстве организмов и условий их жизни. Он сделал далеко идущий диалектический вывод, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование , невозможен, потому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее - среда или самое тело, не имеют ни малейшего смысла».

Если учесть, что это было сказано тогда, когда философы-идеалисты пытались внушить всем мыслящим людям России, что организмы развиваются благодаря заключенной в них идее, то можно понять, как велика была его сила воли в борьбе с рутиной, с твердо, устоявшимся идеализмом. Это свидетельствовало о большой убежденности ученого в своих выводах, смело выступившего против отживших теорий. Материалистический подход к явлениям стал единственным его мировоззрением. И. М. Сеченов смело выступал против идеалистической философии Н. Н. Страхова, учившего студентов и просвещавшего народ о том, что организмы развиваются благодаря заложенной в них духовной идее. В отличие от стихийных материалистов-естествоиспытателей И. М. Сеченов был сознательным борцом за материалистическую философию. Он считал материализм единственным учением, которое совместимо с естествознанием. Экспериментальные опыты позволили Сеченову сделать вывод о том, что психическая деятельность животных обусловлена, прежде всего, влиянием на них внешнего мира, окружающей среды. Не пресловутая идея, заложенная в нем, толкает его на различные поступки, а среда обитания со своими многочисленными раздражителями. Это была подлинно материалистическая позиция. Впервые за всю историю науки И. М. Сеченов начал делать опыты на головном мозге. Он как бы преодолел тот барьер, который существовал до него, о невозможности экспериментально вторгаться в головной мозг и изучать такие тонкие проблемы, как сознание, чувство, воля. Но он именно взялся за эти «покрытые мраком» проблемы, потому что ни один физиолог до него не рисковал это сделать. Проведенные опыты дали возможность понять ученому-экспериментатору, как с помощью физиологических механизмов регулируется воля человека, при каких условиях она может вызывать, подавлять, удерживать (угнетать) невольные порывы к движениям. Речь идет, например, о позывах к кашлю, о движениях, связанных с болью в организме. Ученому удалось установить, что мозг человека имеет особые нервные механизмы, оказывающие тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы им были названы «задерживающими центрами». Физиологи же стали этот центр называть по имени его открывателя «сеченовским центром». Это открытие И. М. Сеченова имело большое значение, так как оно показало, что психические процессы обусловлены естественными материальными причинами, а не являются проявлением независимой от тела и от окружающих условий души, как утверждали представители анимизма. Вот почему И. М. Сеченов называл их «обособителями психического». Этим открытием И. М. Сеченов раз и навсегда нанес сокрушительный удар по религиозно-идеалистическому мировоззрению. Оно открыло широкую дорогу к материалистическому пониманию душевной, или психической, жизни человека.

Эрнесто Че Гевара (1928-1967) был выдающимся врачом-революционером, крупным общественным и государственным деятелем, оставившим после себя труды, имеющие философское звучание.

Родился он в Аргентине, г. Росарио. Тяга к медицинским знаниям привела его на медицинский факультет Национального университета в Буэнос-Айресе. Это был 1946 г., когда уже умолкли залпы второй мировой войны. В 1953 г. ему был вручен диплом доктора-хирурга, специалиста по дерматологии. Но до окончания университета, горя желанием познакомиться с жизнью народов стран, находящихся в колониальной зависимости, он предпринял ряд путешествий. Э. Ч. Гевара посетил Тринидад и Британскую Гвинею, был в Чили, Перу, Колумбии и Венесуэле.

После непродолжительного времени работы врачом в 1953 г. он вновь собрался в вояж, посетив Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Панаму, Коста-Рику, Сальвадор, Гватемалу. Э. Че Гевара зорко присматривался к жизни угнетенных народов, а в Гватемале даже принял участие в политическом акте - защите правительства президента X. Арбенса, после поражения которого переселился в Мексику. Наряду с практической врачебной деятельностью Э. Че Гевара занимался научно-исследовательской работой в институте кардиологии.

В 1955 г. в его жизни произошло знаменательное событие - он познакомился с Фиделем Кастро и принял решение о вступлении в его революционный отряд. Так он стал на стезю революционера, несознательно готовя себя к этому еще во время своих путешествий, когда видел изможденных, полуголодных и голодных людей, лишенных элементарных человеческих прав, доведенных до этого жестокой эксплуатацией колониальных держав и своими эксплуататорами из класса имущих.

Э. Че Гевара был подлинным интернационалистом, как это и подобает настоящему революционеру, отдающему всю свою жизнь делу революции. Его , его знала угнетенная и начавшая освобождаться из-под колониального ига Африка, его знали сотни миллионов людей в Азии, его знали как выдающегося борца за социализм народы стран социалистического лагеря.

В 1960 г. в Гаване вышла книга Э. Че Гевары «Партизанская война», в которой излагаются не только боевые действия повстанцев, но и те большие социологические и революционные проблемы, ради которых шла эта война.

Большая заслуга принадлежит Э. Че Геваре в разработке этики партийных руководителей с учетом национальных особенностей характера народов Латинской Америки. Ложному пафосу, многоречивости, сентиментальности буржуазных деятелей он противопоставил истинную скромность, презрение к наживе и получению каких-либо особых льгот для коммунистов-революционеров. Он был сам скромен в быту и этого требовал от коммунистов.

Э. Че Гевара также активно участвовал в разработке проблем мира и войны. Он считал, что в результате победы кубинского народа чаша весов склонилась в сторону социализма. Сравнивая экономические, политические и военные силы двух лагерей - лагеря мира и лагеря войны, - он пришел к выводу: как Куба, так и другие социалистические страны успешно противостоят военной агрессии, что означает превосходство сил мира над силами войны. Важным условием этого является участие СССР в защите интересов всех социалистических стран, подчеркивал он.

В одной из своих речей, сказанных во время этого визита, он развил важную теоретическую мысль об определяющей роли СССР в оказании экономической помощи другим странам, в защите их интересов на мировой арене перед агрессивными силами, в борьбе за сохранение мира, назвав все это интернациональным долгом первой страны социализма. В его речи было сказано, что кубинский народ хорошо знает, что «...в настоящее время большое количество советских специалистов учат нас мирному созиданию. Он знает, что советские специалисты во всем мире находятся для того, чтобы помогать слаборазвитым народам осваивать наиболее передовую технику, при помощи которой можно строить лучшее будущее».

Эрнесто Че Гевара был участником Армии национального освобождения Боливии. Военные действия возглавляемого им партизанского отряда начались 23 марта 1967 г. За короткий срок отряд добился значительных успехов в своих боевых действиях. Но 8 октября Э. Че Гевара получил ранение и попал в плен. 9 октября был зверски убит. Так погиб выдающийся врач-революционер, врач-мыслитель, внесший значительный вклад в победу социалистической революции на Кубе.

Заключение

Современная философия медицины должна руководствоваться кри­терием духовной ценности человеческой жизни, она должна быть ориентирована на Истину, Добро, Красоту. Роль такой философии со­стоит в том, что она определяет предельные основания медицины, ее общие идеи, являющиеся стержневыми не только в области медико-философской проблематики, но и в жизни человека вообще.

Мы ознакомились с наиболее выдающимися врачами-философами истории человечества и можно подвести вывод, что философия и медицина - неразрывны, а врачи-философы подобны богу. Мысли великого Гиппократа о необходимости тесного взаимодействия философии и медицины: «Философия должна быть внедрена в медицину и медици­на в философию, ибо все свойства философии сохраняют свое значе­ние в медицине» - сохраняют свою актуальность. Современные условия подтверждают гениальное предвидение Гиппократом целесообразности принципа дополнения в развитии современного медицинского знания: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя - без доставляемых ей медицинских фактов». Следование заветам великого врача-философа - основателя научной медицины - нравственный долг будущих и практикующих врачей.

Литература

Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 – стр. 7-10

Врачи-философы / С.Я. Чикин – М.: Медицина, 1990 – стр. 16 -50

Фонд научной библиотеки Красноярской Государственной Медицинской Академии

Философия / А.Г. Спиркин – М.: Гардарики, 2005 – стр. 22-66

Философия / В.Д. Губин и др.– М.: Русское слово, 1997 - стр. 6-104

Фонд библиотеки Сибирского Юридического Института МВД РФ г.Красноярска

Есть арабская легенда: "После смерти на божий суд приходит доктор, господь сходу говорит — в ад. Взмолился доктор, господи, за что, я всю жизнь лечил людей, и бог ответил — я шлю людям болезни, чтобы они становились лучше, а ты их лечишь, твоё место в аду" .

И ведь в большинстве своём нынешние врачи понимают — что-то не так. Врачи воспитаны на фразе — "Врач-философ подобен богу". Что же наши врачи не торопятся стать богами?

С одной стороны, не велят, мы родом из безбожного Союза, и нынешнему государству тоже боги ни к чему, зачем боги, если есть нефтянка, с другой стороны, богом стать не просто, куда же девать личное благополучие, да ещё распять могут, вот и кантуемся, сегодня аппендицит вырежем, завтра таблетки от давления дадим. Если эта жизнь последний оплот, тогда всё просто, пожалуйте в очередь за таблетками и никаких претензий. Но ведь не всегда было так, как же мы до этого дошли?

Из учений великих врачей была вырвана священная идея в угоду материалистам, и сделано блюдо, вот вам и есть наша медицина, пожалуйте, кушайте на здоровье.

Конечно, и не вся правда в той легенде, да болезни — это урок, но не только больным, но и всем нам, чтобы мы чувствовали чужую боль и помогали нуждающемся. Не всем пациентам это будет понятно, но медицина не услуга, врач должен подтаскивать своих пациентов до своего уровня понимания. Медицина не может строиться в угоду большинства, она должна строиться в угоду истины, в угоду развития человека.

А пока смотришь на наши больницы, не то орден, не то секта поклоняющемуся придуманному средневековому идолу. И нет дела до простых исполнителей-врачей, которые с подачи ещё советских идеологов от медицины, которых уже самих нет в живых, убивают людей.

Если есть бог и наша жизнь череда воплощений, то аборты — это убийства, и у врачей руки по локоть в крови. Я сам не безгрешен, не мне судить людей, есть божий суд, и истина у всех своя. Господь рассудит и расставит.

Но моё понимание происходящего, как череды жизней, хоть как-то делает эту жизнь понятной и завершённой. Оcознав себя бессмертной душой, мы станем выше и с позиции души лучше будем понимать это бренное тело, мы сможем понимать причины болезней, количество болезней, которые мы станем лечить, станет больше, мы сможем заниматься профилактикой болезней. Да, пока у нас по горло проблем, кажется наркомания и алкоголизм захлестнули страну. И можно сколько угодно кивать на наше государство, государство, у которое нет самого элементарного — идеологии, такое государство не может иметь внятной медицины и образования. Всё так.

Только я в верю в наш народ. Я верю в эту страну. Мы создали сказки про жадных попов и имеем высочайших святых. Мы не ходим в церковь и отмечаем языческие праздники. Мы не ждём миссию, но уверены, что есть высшие силы. У нас есть чудесные, беззаветно преданные людям доктора, их много, а будет ещё больше. Самое главное, чтобы мы поняли, что любая жизнь священна, что падшему следует подать руку, что стариков следует уважать, что детей нельзя бросать. Вопросы и ответы для каждого свои, но принятие бессмертной души должно быть общим, и помните, если вам нестерпимо больно и трудно, держитесь, если не в этой жизни, так в следующей вы обязательно будете счастливы.

Что побудило меня написать эту статью, которая может и вовсе не является статьей и вряд ли когда-нибудь будет опубликована? В первую очередь – желание высказаться, или говоря простым языком излить душу, если она у меня есть. Я мог бы представить себя в ином свете, написав, что мне не дает покоя мое маниакальное стремление пробовать себя во всем, что бросает мне вызов, но боюсь, доля пафоса в этом случае, была бы невыносима для вас, поэтому буду более скромен. Есть еще вариант, в котором мне тупо хочется привлечь внимание к своей персоне, но это уже как вам будет угодно думать. Правда, возможно, присутствует во всем вышеперечисленном, ну да ладно, сейчас не об этом. В конце концов, все мы нередко делаем то, чего на самом деле делать не умеем. Из рук вон плохо я умею водить машину, мастерить электроприборы, признаваться в любви, а так же сотни других занятий, однако, так как лучшее из всего худшего, что я умею, связано с высказыванием своих мыслей, не посчитаю лишним адресовать в некуда несколько слов. Что? Вы сказали - сошел с ума? Не берусь утверждать обратное, но в таком случае, каждый, кто заводит дневник, пишет книгу без гарантий на ее издание, а так же те, кому есть что сказать своей совести, в равной степени безумны.
Разные головы – разные мысли. Как же прекрасно, что мы не умеем читать их телепатическим методом, иначе бывать самому страшному. Да, во всех отношениях страшной силой является именно мысль. Мы обмениваемся мыслями глупыми и умными, осторожно и уверенно, целенаправленно и не очень, запоминаем, как нам кажется, важное и стараемся забыть не нужное. Если мысль - продукт работы нашего мозга, высшая нематериальная субстанция, не содержит в себе частичку нас самих, какими бы мы небыли, то грош цена такой мысли. Заимствуйте умные высказывания, учите сложные в произношении и чрезвычайно пестрые словечки, знайте все анекдоты в мире, читайте стихи гениальных поэтов в высшем обществе, но всего этого может быть недостаточно, чтобы считать себя личностью. До тех пор, пока вы не научитесь самостоятельно обдумывать все происходящее в вашей жизни и в жизни окружающей вас среды и делать выводы, вы не вправе считать себя состоявшейся личностью. Все это, конечно, вам не интересно, все это вы прошли очень давно, но почему-то продолжаете быть частичкой одного целого (часто непостоянного и продажного) и только изредка становитесь индивидуумами, когда пытаетесь отстоять свою точку зрения перед десятками, если повезет сотнями, а то и невообразимыми тысячами неистово просящими хлеба и зрелищ.
Разные головы – разные мысли? Сколько раз за день вы соглашаетесь с чужими мыслями, не всегда точно сформулированными, или же напротив, красиво преподнесёнными, но лживыми, иногда безобидными и не на что не претендующими, а порой просто бредовыми? Неважно как вы ответите, потому что я об этом все равно не узнаю. Нереально соглашаться со всеми, но поверьте мне – реально оспорить любое мнение, надо только научиться мыслить в правильном русле, затем вам понадобиться весь ваш словарный запас, которого должно быть более чем предостаточно, а в заключении выпьете пилюлю для смелости и вперед. Я не призываю спорить со всеми и по любому поводу. Нет. Немало важно знать - с кем, когда и ради чего дискутировать!
Горячие головы – жаркие споры. Одни прячут под эмоциональными всплесками незнание материала хотя бы на твердый трояк, другие от ее переизбытка либо брызжут пеной, либо отлынивают от разговора, аргументируя это тем, что их оппонент бездарный собеседник. В какой-то степени, можно одобрить действие последнего, он поступает разумно, но на это можно взглянуть и с другой точки зрения. Дело в том, что каждый бездарный оппонент, в первую очередь бездарный мыслитель, а это значит, что он тупо пытается переспорить вас, чтобы ощутить собственную значимость в обществе и мнимое превосходство над вами. Бывают, конечно же, исключения, которым надо дать шанс повысить самооценку, поверить в свои силы, чтобы научиться многому из лучшего, но желающих оспорить любое мнение, не имея толком своего, гораздо больше, чем нам кажется. Этим людям необходимо чувствовать себя победителями в любом обществе. Ни в коем случае не избегайте споров с подобными субъектами, этим вы только повысите их популяцию. А так же не пытайтесь дискутировать по правилам, которые они навязывают вам и что самое главное - не позволяйте им без боя получать желанное. Это не значит, что можно переходить грани дозволенного и ввязываться в драку, совсем нет, это значит, что в речи и характере каждого человека имеются слабые места, нащупав которые вы будете контролировать ход событий. Главное не переборщить и знать, где наступать, а где давать слабину. Разбейте в пух и прах любые их слабые доводы, но никоим образом не унижайте человека, ибо именно так можно бороться с глупостью.
Светлые головы – трезвые разногласия. Это категория попроще для тех, у кого в спорах рождается истина. Бесспорно, Сократ был прав, говоря о зарождении истины в спорах. По мне, так в споре рождается знание. Вероятно, в какой-то степени прав и я. С человеком понимающим тебя, но по причинам личного опыта не разделяющим твое мнение, гораздо приятнее и продуктивнее иметь дело, чем, как вы понимаете, с противоположенным типом «мыслителей». С теми порой бывает невыносимо. Да, когда затрагиваются личные интересы, мы все временами пренебрегаем некоторыми нормами, что, впрочем, только перчит наше блюдо под названием спор, однако не надо забывать об истинном предназначении спора.
Нужно ли спорить, или ненужно этого делать вообще? Ведь спор подразумевает некое соперничество, в котором нет нет, да преобладают эмоции. На эту тему спорили большие умы до меня и продолжат спорить после, поэтому сколько бы я не разглагольствовал тут, думаю, есть вещи, о которых не стоит много писать, и которые надо принять такими, какими их заложили в нас. Возможно на некоторые аспекты вопроса способны ответить психологи, но и их наука порой так же непостоянна, как и весь этот мир. Неважно, приверженец ли вы религиозного направления, или философских учений, придерживаетесь ли курса политических предубеждений, или плывете самотеком по жизни, рано или поздно вам обязательно придется отстаивать свои взгляды. Иначе и быть не может, наша жизнь слишком пресна без противостояний.
К заключению написанного прибегну к словам Владимира Шахиджаняна: "Помните: если человек может понять других, то он сможет понять и себя, в то же время если каждый из нас сможет до конца понять себя, свою психологию, дать объяснения своим поступкам, то ему будет легче общаться с другими." Трудно не согласиться с умным человеком....