Составить административное правонарушение. Должностное лицо как субъект административного правонарушения. Что такое административное нарушение

Взыскание долгов с физического либо юридического лица осложняется тем, что даже судебное постановление о взыскании — это ещё не всё, что нужно получить, чтобы вернуть себе свои деньги. Трудности могут возникнуть и в таком случае, если у должника нет ни денег, ни имущества для описания. Как взыскать задолженность в таких обстоятельствах, и какие могут возникать трудности при этом — узнаем далее.

Основные способы взыскания задолженности

Законы РФ предполагают несколько способов урегулирования споров относительно взимания долгов. Практически каждый способ подходит как для физических, так и для юридических лиц:

  1. Внесудебный метод . Действует в том случае, когда должник и кредитор могут договориться между собой, не прибегая к помощи третьего лица. Чаще всего реализуется для урегулирования споров между физическими лицами. Так или иначе, такой метод все равно предполагает использование ряда документов.
  2. Судебный метод . Действует как для физических, так и для юридических лиц. Помогает удовлетворить потребности кредитора в возвращении выданной суммы, как правило, с процентами. Этот вариант достаточно труден, поскольку требует сбора пакета документов, времени, а также финансовых вложений. Как правило, вложения впоследствии суммируются с долгом.

Существует ещё один вариант, к которому лица также могут прийти без привлечения третьих лиц. Он называется уступкой долга и предполагает, что кредитор «прощает» долг для должника.

Как взыскать долг без суда?

Взыскание долга без судебного вмешательства — достаточно трудный, но при этом законный процесс. Чаще всего к его использованию приходят физические лица, состоящие в родственных или дружеских отношениях.

Для того чтобы была какая-то гарантия возврата долга, делается расписка со стороны должника, согласно которой он обязуется вернуть ту или иную сумму. Но иногда к моменту возвраты необходимой суммы возникает дилемма — должник не спешит возвращать деньги, а устные требования никак не действуют. В таком случае составляется письменная претензия, которая действует согласно определённым правилам:

  • В претензии указываются требования для должника, а также дата выдачи ему средств, если таковая была указана в расписке.
  • Должнику даётся 30 календарных дней после получения претензии для возврата средств.
  • Если должник всё равно не вернёт долг, то кредитор может подать на него в суд. При этом потребуется предъявить и расписку, и претензию.

Важным аспектом является то, что если по истечении 30-дневного срока должник не вернёт деньги, то на сумму долга будут начисляться проценты согласно ставке рефинансирования. Такая возможность обеспечивается требованиями Гражданского Кодекса.

Чтобы эффективно повлиять на должника, можно указать в претензии ряд негативных последствий, которые будут его ожидать в случае отказа от выплаты. Часто этого бывает достаточно, чтоб получить собственные деньги назад, не прибегая к судебной помощи.

Как получить долг с помощью юриста?

Такой вариант решения проблемы тоже не предполагает обращения в суд — хотя кредитору необходимо прибегнуть к помощи третьих лиц. Юрист поможет качественно и быстро вернуть необходимую сумму (иногда с процентами), но, как правило, для этого требуются денежные вложения. Их можно вписать в сумму долга и потребовать от должника.

Со стороны юриста проблема будет решаться комплексно и включит в себя ряд действий:

  • Сбор всех требующихся данных о должнике . Здесь может быть информация обо всех видах дохода должника, его активном имуществе, а также уровне платёжеспособности. Данный этап поможет выбрать подходящий вариант получения долга — например, возможна рассрочка по долгу или единовременная выплата, а также опись имущества.
  • Личное обсуждение . В офисе юриста может быть организовано личное общение, как между сторонами, так и между самим юристом и должником. Такой вариант поможет безобидно разобраться с проблемой и найти наиболее подходящее решение для неё.
  • Информирование в надлежащей форме должника с уточнением всех деталей ситуации, включая последствия просрочки по выплате. Информирование может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Кроме того, при необходимости оно может быть как однократным, также и многократным.

Результатом процедуры является заключение обоюдного соглашения, в котором будет подробно расписано решение проблемы. Соглашение подтверждается подписями сторон, а также печатью, и является обязательным к исполнению.

Чтобы помочь делу, на любой стадии взыскания долга могут быть приглашены коллекторские фирмы или отдельные коллекторы.

Все действия со стороны юриста предварительно обсуждаются с кредитором.

Взыскание через суд

Если внесудебные методы не подействовали или вы не уверены в честности должника, то рекомендуется попробовать получить деньги через суд посредством организации исполнительного производства. Данная процедура организуется в следующих этапах:

  1. Истец (кредитор) подаёт в суд иск. Вместе с ним он должен предоставить максимальную информацию о задолженности, о сроках просрочки и т.д. Чаще всего рассмотрение таких исков и решение суда выносится заочно, хотя в отдельных ситуациях может потребоваться, чтобы были приглашены истец и ответчик.
  2. В ходе разбирательства суд может провести анализ имущества должника, чтобы выяснить, каким методом взыскать долг. Иногда возникает ситуация, когда суд взыскивает сумму в денежной форме, но при дальнейшем отказе выплат описывается имущество должника.
  3. Наконец, выносится решение суда — исполнительный документ. Должник должен быть лично оповещён о решении суда, а также обязан действовать согласно нему.

В случаях, если было принято решение обратить взыскание на имущество должника, кредитору понадобится обратиться в службу судебных приставов, чтобы получить их помощь. В этой ситуации процедура затягивается надолго: закон предоставляет приставу 2 законных месяца на то, чтобы взыскать имущества, но этого времени не всегда бывает достаточно. Поэтому при таком способе кредитору понадобится потратить достаточно сил и времени, прежде чем он сможет возвратить назад свои деньги.

На взыскание имущества судебному исполнителю даётся 2 месяца.

Исполнительное производство в отношении должника

Добавим, что в результате судебных разбирательств часто принимается решение о взыскании имущества должного лица. В качестве такого имущества могут выступать:

  • Денежные средства.
  • Ценные бумаги.
  • Любые формы недвижимости.
  • Движимое имущество (например, автомобиль).
  • Имущественные права (например, право на интеллектуальную собственность и т.д.)

Перед тем, как получить что-либо из вышеперечисленного, проводится анализ имущества должника с предварительным обращением в соответствующие государственные органы. При этом впоследствии полученное имущество может быть продано через аукцион либо, при желании, передано в руки кредитора.

Экономические методы

Эта группа методов актуальна только при самых серьёзных проблемах — например, когда долг не был возвращён и после внесудебного, и после судебного разбирательства. Чаще всего такие методы действуют для разбирательств между крупными юридическими лицами при возникновении следующих проблем:

  • Имущество, на которое была наложена опись в ходе решения судебного разбирательства, куда-то пропало, соответственно, взыскать его невозможно.
  • Сроки действия исполнительного документа истекли, а долг всё также не погашен.
  • Невозможность найти должника — например, когда он сбежал из страны, сменил паспорт или внешность и т.д.

Экономические методы также чаще всего реализуются через суд. К ним можно отнести:

  • Продажа долгов.
  • Переуступка прав требований.
  • Введение должника в банкротство (реализуется в отношении компаний).
  • Поглощения и слияния недружественного характера.

Экономические методы взыскания реализуются через суд.

Все указанные выше методы взыскания долга сугубо индивидуальны и могут подействовать на должника только в отдельных ситуациях.

В заключении предлагаем ознакомиться с советами юриста о порядке взыскания долга по расписке:

Перед взысканием нужно тщательно проанализировать свою личную ситуацию, чтобы выявить комплекс эффективных мер по взысканию долга.

Понятие субъекта административного правонарушения

Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.

Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические, так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:

  • граждан России;
  • иностранных граждан;
  • граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
  • лиц без гражданства;
  • должностных лиц и многих других.

Виды субъектов административного правонарушения

Субъекты административного правонарушения можно разделить на:

  • Общие субъекты административного правонарушения;
  • Специальные субъекты административного правонарушения.

Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.

Определение 2

К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.

Определение 3

К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.

Должностные лица как субъекты административных правонарушений

Определение 4

Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.

От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.

Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Военнослужащие как субъекты административных правонарушений

Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:

  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудники МЧС;
  • сотрудники таможни;
  • сотрудники органов полиции.

В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.

Замечание 1

Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.

Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Физические лица как субъекты административного правонарушения

Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:

Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.

Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.

Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.

В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.

Фактическим основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения со всеми элементами его состава.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Данное определение включает все основные признаки административного правонарушения.

1. Общественная опасность означает, что правонарушение причиняет вред интересам граждан, общества и государства. В юридической науке нет единства мнений относительно данного признака правонарушения. Одни авторы утверждают, что общественной опасностью обладают только преступления (как наиболее тяжкий вид правонарушений), а административные правонарушения являются общественно вредными. Другие отмечают, что по существу административный проступок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Законодатель, давая в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ определение административного правонарушения, вообще не называет среди прочих признаков (противоправность, виновность, наказуемость) ни общественную вредность, ни общественную опасность деяния.

2. Противоправность деяния означает, что оно нарушает нормы административного и иных отраслей права (финансового, земельного, экологического и др.), охраняемых мерами административной ответственности. Действующее законодательство не допускает применения аналогии закона, противоправность является обязательным признаком административного правонарушения. «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - провозглашено в ст. 1.6 КоАП РФ, - не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по деду об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом». Административная ответственность может наступить, если лицо совершило нарушение, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

3. Виновность деяния. КоАП РФ закрепил данный признак на уровне принципа административной ответственности. Так, согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо (физическое или юридическое) подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

4. Наказуемость деяния означает возможность применения к лицу, совершившему противоправное деяние, мер административной ответственности (административных наказаний), которые могут быть установлены КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, административному правонарушению должны быть присущи вышеперечисленные признаки.

Одним из элементов состава административного правонарушения является субъект правонарушения. Субъект административного правонарушения – это физическое лицо, которое непосредственно совершило правонарушение или участвовало в его совершении. Частью 1 статьи 4.3 КоАП Республики Беларусь “Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом”.

К признакам субъекта относят достижение определенного возраста . В КоАП установлен возраст лица, которое может подлежать административной ответственности – 16 лет, в соответствии с частью 1статьи 4.3 настоящего Кодекса, за исключением части 2 данной статьи. Однако частью 2 этой статьи установлен перечень правонарушений, за которые лицо подлежит административной ответственности от четырнадцати до шестнадцати лет. Вторым немаловажным признаком являетсявменяемость , то есть состояние, когда человек способен осознавать и руководствоваться своими действиями. В статье 4.4 КоАП Республики Беларусь четко установлено, что “Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания”.

Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическими критериями.

Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного психического заболевания.

Хроническое психическое расстройство представляет собой заболевание психики, носящее длительный характер и способное к прогрессированию, при этом, не излечимо (шизофрения, эпилепсия и другое).



Временное психическое расстройство – это психическое заболевание, которое протекает остро, в виде приступов, носит временный характер, излечимо (белая горячка, патологическое опьянение и другое).

Слабоумие – это врожденное умственное недоразвитие. Наиболее часто встречается олигофрения.

Иное психическое заболевание – это, например, психопатия, наркотическая абсистенция и другое.

Юридический критерий невменяемости – это неспособность лица отдавать себе отчет в своих поступках или руководить ими.

Эти два признака являются обязательными признаками для каждого субъекта правонарушения. Если будет отсутствовать хотя бы один из них, то физическое лицо не может являться субъектом правонарушения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.8 КоАП Республики Беларусь субъектами могут быть помимо физических лиц также юридические лица и индивидуальные предприниматели, но только когда они оговорен в диспозиции правовой нормы соответствующей статьи Особенной части КоАП.

Физическое лицо – это гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Однако к физическим лицам относят и иных лиц предусмотренных настоящим Кодексом (должностные лица, родители и т.д.).

Все субъекты делят на три категории:

1.Общие . К данной категории относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Они обладают общими признаками, присущими любому физическому лицу, однако могут совершать ряд правонарушений присущих только им, например причинение телесного повреждения. Являются основными субъектами правонарушений.

2.Специальные субъекты – такие лица, которые, помимо общих признаков обладают, еще и дополнительными, предусмотренными статьями Особенной части КоАП. К ним относятся должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств, военнослужащие. Они могут совершать как отдельные правонарушения, присущие только им, так и правонарушения присущие общим признакам. Например, часть 4 статьи 18.12 КоАП Республики Беларусь “Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотреныремни безопасности, а равно управление мотоциклом, либо перевозка на нем пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами”.


13. Субъективная сторона административного правонарушения и ее признаки.

Субъективная сторона является одним из важных элементов состава правонарушения. Это - психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 2.1 КоАП Республики Беларусь. Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Вина, следовательно, может проявляться в форме умысла и неосторожности .

Действуяс умыслом, правонарушитель сознаетпротивоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) илине желает, но предвидит исознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел. Например, статья 18.1 КоАП Республики Беларусь “ Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом”. В качестве примера косвенного умысла можно привести статью 12.12 КоАП Республики Беларусь “Создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды”.

Административный проступок может быть совершен ипо неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжаяна большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать, и выехал на перекресток, на красный свет.

Небрежность состоит в не предвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и моглоих предвидеть.Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты.

Примером неосторожности послужит часть 1 статьи 18.13 КоАП Республики Беларусь “Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час”.

При неосторожной вине в форме легкомыслия нарушитель не допускает наступления вредных последствийсвоих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями.

При небрежности нарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя, проявив внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса, или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель , ибо они в одних составах указаны, а в других нет.

Мотив – это побуждения, которыми руководствуется лицо при совершении правонарушения. Например, пункт 6 части 1 статьи 7.3 КоАП Республики Беларусь “совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни”.

Примером номы, где цель указана, является статья 23.3 КоАП Республики Беларусь “ Воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо, ведущее административный процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться вынесения незаконного решения”.

Если мотив и цель указаны в статье, то они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Административное правонарушение: понятие, юридический состав

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения .

1. Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

2. Противоправность . Указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

3. Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

4. Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

Состав административного правонарушения - совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

Объект административного правонарушения;

Объективная сторона административного правонарушения;

Субъект административного правонарушения;

Субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции , связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

Объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

Предмет является факультативным элементом объекта;

Объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.