Рф избирательное право принятие участия. Избирательное право и избирательное законодательство. Что такое избирательное право

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право - это право избирать, а пассивное - право быть избранным.

Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер. В РФ они включают в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающие порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

  • 1)порядок избрания Президента РФ,
  • 2)порядок избрания кандидатов Государственной Думы,
  • 3)порядок избрания глав администраций субъектов РФ,
  • 4) порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,
  • 5)порядок избрания органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.

Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат Конгресса США) только в самых общих вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).

Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права - всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

Выборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции.

И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

Выборы - важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы Российской Федерации.
  2. Формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать.
  3. Воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов.

Форма урока: традиционный с элементами практической работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

  • Словесные (вступительное слово учителя, сообщение учащихся).
  • Наглядный (опорный конспект, таблица сравнительной характеристики).

2. По характеру познавательной деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Научно-исследовательский.
  • Проблемного изложения.

Элементы педтехнологий, используемых в ходе урока.

  • Технология дифференцированного подхода.
  • Технология проблемного обучения.
  • Игровые технологии.

Основные понятия: избирательное право, активное, пассивное право граждан, дееспособность, ценз, мажоритарная и пропорциональная системы.

Оборудование: ТСО: интерактивная доска, программное обеспечение Power point (приложения к уроку).

Диаграммы с результатами социологического опроса.

Источники: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ” (извлечения).

Методическая литература:

Книга для учителя “Основы обществознания 8-9 классы”, автор А.Ф. Никитин.

Учебная литература: Обществознание, автор А.И.Кравченко, учебник для 9-го класса, Избирательное право, автор А.Ф. Никитин, приложение к учебнику Политика и право, ММУ и анимационный материал к учебнику “Обществознание”, Рабочая тетрадь к учебнику А.Ф. Никитина, сборник материалов к ЕГЭ.

План урока

1. Мотивация.
2. Изучение нового материала “Основы Российского избирательного права”.
3. Закрепление.
4. Итог урока.

Ход урока

I. Мотивация.

Учитель. Готовясь к сегодняшнему уроку, мы провели в школе социологический опрос “Моё участие в выборах”, в ходе которого школьники, их родители и учителя ответили на 4 вопроса об участии в выборах (выступление ученика с опережающим заданием).

Опережающее задание

Анкета “Мое участие в выборах.

Задание 1. (опережающее задания исследовательского характера)

Провести социологический опрос

Цель: выявить уровень:

общественного мнения;

– гражданской активности;

– знаний по изучаемому вопросу.

А вот данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району об участии граждан в парламентских выборах в декабре 2007 года. (выступление ученика с опережающим заданием)

(Презентация к уроку слайд 1 диаграммы с результатами социологического опроса, данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району)

Результаты социологического опроса

Число респондентов – 175 человек

Вопрос 1. Какую роль играют выборы в жизни общества?

1) важную – 70; 2) незначительную – 43; 3) не знаю – 62.

Вопрос 2. Как вы относитесь к участию в выборах органов власти?

1) хочу участвовать -99; 2) не хочу участвовать – 43; 3) не знаю – 29.

Вопрос 3. Зависит ли общественно-политическая и экономическая ситуация в России от активности в процессе выборов каждого её гражданина?

1) Зависит – 59; 2)не зависит – 59; 3) не знаю – 61.

Данные территориальной избирательной комиссии по Кореновскому району об участии граждан в парламентских выборах в декабре 2007 года.

(Презентация к уроку, слайд 2).

– Сравните полученные результаты.

– Какую вы видите проблему?

Ответы учащихся:

(избирательная активность наших граждан очень низкая, люди не хотят принимать участия в выборах и т.д.)

Учитель. Люди не осознают значимость выборов, плохо представляют себе процедуру их проведения, поэтому не осознают последствия своего неучастия в них. И тема нашего урока: “Основы Российского избирательного права”.

– Как вы думаете, какую цель мы сегодня преследуем?

(После обсуждения целей составляется алгоритм работы на уроке) (презентация к уроку, слайд 4)

Алгоритм работы

План изучения нового материала

  • Принципы избирательного права.
  • Избирательный процесс.

II. Изучение нового материала “Основы Российского избирательного права”

1. Избирательное право как отрасль права.

Учитель. Ещё в античные времена все жители Греции делились на граждан и не граждан.

– Вспомните, какие права были у граждан?

Ответы учащихся:

(граждане принимали участие в управлении государством, они могли избирать стратегов, судей; присутствовали на народном собрании и обсуждали важные вопросы и т.д.)

Учитель. Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть.

Мы граждане демократического государства, а это значит, что мы и есть власть, и наши права и свободы защищены законом. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ?

Ответы учащихся:

(Основные права и свободы граждан РФ закреплены в Основном законе государства в Конституции)

– Давайте обратимся к статье 32 Конституции РФ.

(Учащиеся зачитывают основные положения статьи 32)

Статья 32
Конституция РФ

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

– О каком праве граждан РФ идет речь в статье 32 Конституции РФ?

– Что означает избирать и быть избранным?

Ответы учащихся (граждане РФ имеют право участвовать в управлении страной, как сами так и через своих представителей; они имеют право избирать органы власти, участвовать в референдумах и быть избранными т.е. занимать важные посты в государстве)

Учитель. Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через три года. От того, как вы воспользуетесь этим правом, какой выбор вы сделаете, будет зависеть ваша жизнь и жизнь ваших детей. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, которые закреплены правом. Известно, что понятие “право” имеет несколько значений.

Первое значение этого понятия рассматривается как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают регулятором общественных отношений.

Второе значение “право” возможность сделать, получить что-то, обеспечиваемая законом (права и свободы человека – право на отдых, на образование и т.д.)

Есть и третье значение – моральное право.

Остановимся на первых двух.

Право – это система, состоящая из отраслей, каждая из которых регулирует определенную сферу деятельности человека.

Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной и включает в себя:

1) избирательные права граждан;

2) нормы права, обеспечивающие технологию политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.

Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя, т.е. право (граждан) избирать и быть избранным. (презентация к уроку, слайд 5)

Субъективное избирательное право (право граждан)

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранными в органы власти и выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право бывает: активное и пассивное.

(Презентация к уроку, слайд 6)

Активное – право избирать органы государственной власти; пассивное – право быть избранным в органы государственной власти.

Активное имеют право граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, места жительства.

Лишены этого права:

а) лица, не достигшие 18 лет
б) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
в) признанные недееспособными.

Дееспособность– способность лица нести ответственность за свои поступки.

Пассивное избирательное право обставлено более строгим возрастным цензом.

Ценз – условия допущения или ограничения участия в осуществлении прав.

Самостоятельная работа с текстом Конституции ст. 81, 91

(Презентация к уроку, слайд 7)

1) заполнить таблицу, вставив пропущенное.

1. Определите, какие цензы отсутствуют в современном российском избирательном праве (вспомнить историю России начала 20 в.)

Ответы учащихся: (половой, религиозный, этнический и имущественный)

Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.

Избиратель, гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Пассивное избирательное право – право граждан РФ быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Принципы участия гражданина РФ в выборах (презентация к уроку, слайд 8)

1. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ (извлечения) ст.3, ст.4

Совместная работа с классом.

Пользуясь источником ст.3,4 определить основные принципы избирательного права. (составление опорной схемы)

Учитель.

От результатов выборов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны, региона, населенного пункта. Однако встречаются факты, препятствующие добровольному волеизъявлению народа.

Пользуясь текстом Федерального закон (ст 3…), назовите препятствия свободному осуществлению прав избирать и быть избранным.

Ответы: насилие, обман, угрозы, подлоги, иные способы, распространения заведомо ложных сведений о кандидатах, порочащих их честь и достоинство)

Закрепление изученного

– Определите, какие принципы избирательного права иллюстрируют данные рисунки.

(Презентация к уроку, слайд 9)

2. Избирательный процесс.

Выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в демократическом направлении. Поэтому очень важен сам избирательный процесс.

Разговор об избирательном процессе начнем с избирательных систем.

В мировой практике существует три типа систем: пропорциональная, мажоритарная и смешанная. Рассмотрим две основных.

Работа с текстом учебника

(А.Ф. Никитин “Избирательное право” стр. 41)

Работа по вариантам

1 – Пропорциональная

2– мажоритарная.

(Презентация к уроку, слайд 10)

Читая учебник, подготовьте ответы на вопросы:

  1. В чём суть системы?
  2. Что положительного в ней?
  3. В чём её недостатки?

Дискуссия: Как вы считаете, какая система более справедливая, какая – более практичная и почему?

Работа с терминами (словарь оформляется в тетради)

Мажоритарная система (от фр. – большинство; от лат. – большой)

Мандат (от лат. – поручение) – полномочия, наказ, поручение)

Решить задачу.

В списке партии 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 300 тыс. избирателей. “Избирательный метр” – 60 тыс. голосов. Сколько членов этой партии получат “путевку” в парламент по пропорциональной системе выборов”

Обеспечивает более справедливое соотношение между полученными голосами и местами в парламенте; могут быть широко представлены меньшинства.

– избиратель выбирает абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, несколько активистов, но остальные ему неизвестны. Избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа.

Мажоритарная система – определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов.

Возникают и упрочиваются связи между кандидатом и избирателями; кандидаты хорошо знают положение дел в своих округах.

Выборы ММУ “Обществознание” раздел уроки 9 класс

(Просмотр видеоролика)

Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов. Сейчас вы просмотрите видеоролик, и должны будете определить основные этапы выборов.

Опираясь на видеоматериал, восстановите цепочку “Этапы выборов”

1) назначение дня выборов 2) ____________ 3) _____________

Выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Государство идет на это, с целью сохранения прав и свобод и граждан.

III. Закрепление

– Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?

– Каковы принципы избирательного права в РФ?

– Почему нужно участвовать в выборах?

Вернёмся к эпиграфу “Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия”

– Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте своё мнение.

Ответы учащихся

IV. Итог урока

2 марта 2008 г. Страна выбрала своего Президента на следующие четыре года. Эти важнейшие для нас выборы проходили на ваших глазах. Общим желанием являлось достижение стабильности в экономике, социальной жизни и последующий постепенный рост благосостояния всех слоев населения. Поэтому избиратели проголосовали на выборах за человека, способного быть лидером своего народа, обладающего опытом руководства страной, известного в мире и способного отстаивать интересы России на международной арене.

1.В следующих выборах и вы сможете принять участие. Хочется верить, что ваш выбор будет правильным.

Домашнее задание:

Разработать творческий проект “Молодёжь выбирает будущее”.

Положение:

  1. Проект должен популяризировать идею участия в выборах.
  2. Проект должен быть ориентирован на молодёжь, иметь позитивную направленность и не должен нарушать основы морали и нравственности Проект может включать в себя лозунги, слоганы, слайды, анимацию.

Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.

Основные принципы избирательного права:
  • всеобщность;
  • равность;
  • прямота;
  • тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т.е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно — избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Юридическое закрепление принципов избирательного права находит отражение в , федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов . Критерием их разграничения является целевое предназначение в регулировании избирательных отношений, вследствие чего первую группу образуют принципы участия российских граждан в выборах, а вторую — принципы организации и проведения выборов.

Принципы участия граждан в выборах

Принципы участия российских граждан в выборах напрямую связаны с содержанием и условиями реализации субъективных избирательных прав. К этой группе относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. К сожалению, действующая Конституция РФ прямо не закрепляет основные принципы участия граждан в выборах, оговаривая лишь, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). В связи с этим особое значение приобретает ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающая применительно ко всем видам выборов в Российской Федерации свободное и добровольное участие в них граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права

Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.

Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.

Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)" требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.

Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного . Не могут быть избранными:

  • граждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;
  • осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;
  • гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, — на соответствующих досрочных выборах;
  • гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, — на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

С неизбираемостью граждан тесно связана несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием той или иной деятельностью. В отличие от неизбираемости институт несовместимости не препятствует участию граждан в выборах в качестве кандидатов и их избранию на соответствующие должности. Однако, если в случае избрания гражданин не прекратит в установленный срок занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия обязана отменить решение о его избрании и назначить новые выборы. В настоящее время несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью закрепляется исключительно в федеральных законах.

Принцип равного избирательного права

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. Благодаря этому при выборах но многомандатным округам исключается возможность обладания избирателями различным числом голосов.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей. За счет этого достигается соотносимая примерно равная значимость голосов всех избирателей на выборах, исключающая ситуации, при которых их «вес» будет заметно различаться.

Принцип прямого избирательного права

Принцип прямого избирательного права подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов, списков кандидатов непосредственно. Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах. Не случайно Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 64) предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. На это обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку российской практике выборов известны случаи отступления от данного правила. Так, 11 марта 2007 г. на выборах депутатов Московской областной Думы территориальная избирательная комиссия г. Королева сочла возможным разрешить проголосовать космонавту М. Тюрину, находящемуся на орбите. Технически это было организовано таким способом, что М. Тюрин сообщил о своем волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полетами доверенному лицу, которое заполнило бюллетень и, соблюдая тайну голосования, доставило его в избирательную комиссию. Однако, несмотря на очевидные исключительность и уважительность такого голосования, все равно нельзя обойти вопрос о соблюдении в данном случае принципа личного участия граждан в выборах. Справедливости ради отметим, что зарубежному законодательству известно голосование за других лиц. В частности, в КНР разрешается голосование по доверенности с тем, однако, ограничением, чтобы число избирателей, доверивших одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование, не превышало трех человек.

Принцип добровольного участия в выборах

Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.

Принцип тайного голосования

Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

Принципы организации и проведения выборов

Принципы организации и проведения выборов представляют собой исходные начала, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений в период избирательной кампании. К ним относятся обязательность выборов, периодичность выборов, альтернативность выборов, независимость избирательных комиссий, гласность выборов, территориальная основа организации выборов.

Принцип обязательности выборов

Обязательность выборов означает, что выборы являются необходимым и единственным законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующие государственные и муниципальные органы, должностные лица обязаны назначить в установленные законом сроки выборы, не вправе уклоняться от принятия решения об их назначении, отменять назначенные выборы или переносить их. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствует, решение о назначении выборов должно быть принято соответствующей избирательной комиссией. Если выборы не будут назначены избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Обязательность выборов предполагает и обязательность их результатов. Официально установленные избирательными комиссиями итоги голосования и принятые на основании их решения о результатах выборов обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 77) после определения результатов выборов соответствующее решение избирательной комиссии может быть отменено только судом и только по основаниям, прямо названным в законе. При этом заявление об отмене результатов выборов по мотивам нарушения избирательных прав граждан может быть подано в суд не позднее одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Принцип периодичности выборов

Периодичность выборов непосредственно связана с временными рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. При этом промежутки между выборами в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой — гарантировать возможность их сменяемости и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями по результатам одних и тех же выборов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, не может составлять более пяти лет. Периодичность проведения выборов достигается также за счет того, что днем голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, как правило, является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такая синхронизация дней проведения различных выборов создает дополнительные предпосылки для реализации принципа периодического проведения выборов.

Принцип альтернативности выборов

Альтернативность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком округе должно быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов. Благодаря этому достигается реальная состязательность кандидатов и избирательных объединений на выборах.

Вместе с тем законодательство допускает включение в избирательный бюллетень только одного кандидата. Это возможно при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта Федерации) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в одномандатных избирательных округах. Дополнительной гарантией свободы выбора избирателей в указанных случаях служит то, что единственный кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. До недавнего времени помимо соперничества кандидатов и избирательных объединений альтернативность выборов обеспечивалась также предоставлением избирателю возможности проголосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Однако действующее законодательство отказалось от размещения в тексте избирательного бюллетеня строки «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов») на всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации.

Принцип независимости избирательных комиссий

Независимость избирательных комиссий означает, что эти органы специально образуются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система избирательных комиссий охватывает Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Независимость избирательных комиссий обеспечивается:

  • во-первых, особым порядком их формирования;
  • во-вторых, ограничениями, установленными для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • в-третьих, набором полномочий, наделяющих их исключительными правами по составлению списков избирателей, регистрации кандидатов (списков кандидатов), организации голосования и определению результатов выборов;
  • в-четвертых, обязательностью принятых избирательными комиссиями решений дня федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей;
  • в-пятых, невозможностью расформирования избирательных комиссий иначе чем на основании судебного решения, принятого в установленном законом порядке.

Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

Принцип гласности

Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Специально на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий нацелены и предписания закона о возможности участия в заседаниях комиссий зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, представителей средств массовой информации, а также присутствия при проведении голосования, в том числе досрочного, наблюдателей, включая иностранных (международных).

Территориальная основа организации и проведения выборов в стране обусловлена тем, что согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 4) наделение гражданина активным избирательным нравом увязывается с расположением его места жительства на территории того или иного избирательного округа. Как следствие, по территориальному принципу образуются избирательные участки и избирательные округа, формируются избирательные комиссии, осуществляется регистрация (учет) избирателей и составление их списков, подводятся итоги голосования.

Анализ вопросов избирательного права, предлагаемый в настоящем учебном пособии, основывается на законодательстве Российской Федерации о выборах и референдуме и теоретических положениях конституционного права. В пособии дана теоретическая характеристика избирательного права, определены его принципы и система его источников. С практической точки зрения рассмотрены правовой статус субъектов избирательного права, стадии избирательного процесса, юридическая ответственность за нарушение соответствующих норм. Пособие рассчитано на студентов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов, членов и работников избирательных комиссий, других государственных и муниципальных органов и общественных организаций при осуществлении ими деятельности в рамках избирательных кампаний и кампаний референдума.

ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В развитие данного положения, относящегося к основам конституционного строя, Конституция Российской Федерации (статья 32) закрепляет за гражданами Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (исключение из этого права установлено только для граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы).

Закрепив ряд базовых положений в сфере непосредственного народовластия, Конституция предусматривает необходимость их детализации нормами федеральных законов. Данные законы наряду с соответствующими нормами Конституции создали основу для относительной автономизации в системе права и законодательства норм объективного избирательного права, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией прав граждан избирать и быть избранными и на участие в референдуме.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Общие вопросы избирательного права

Глава 1. Понятие, система и источники избирательного права
Глава 2. Принципы избирательного права
Глава 3. Избирательная система
§ 1. Понятие и основные типы избирательной системы
§ 2. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы
Раздел 2. Субъекты избирательного права
Глава 1. Носители избирательного права
§ 1. Избиратели, участники референдума. Гарантии их прав
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума Составление списков избирателей, участников референдума Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума
Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах
§ 2. Политическая партия (основы правового статуса)
§ 3. Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Гарантии деятельности кандидатов
§ 4. Кандидат на пост Президента Российской Федерации
§ 5. Статус кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления
Глава 2. Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права
§ 1. Избирательные комиссии, комиссии референдума
1.1. Основы правового статуса избирательных комиссий
1.2. Организация деятельности комиссий
1.3. Статус членов комиссий
1.4. Расформирование комиссии
§ 2. Система избирательных комиссий
2.1. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
2.2. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
2.3. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований
2.4. Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий
2.5. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий
2.6. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий
2.7. Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы "Выборы"
§ 3. Наблюдатели
§ 4. Уполномоченные представители и доверенные лица
Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений
Доверенные лица политических партий Доверенные лица кандидатов в президенты
§ 5. Средства массовой информации как субъекты избирательного права
Раздел 3. Стадии избирательного процесса
Глава 1. Назначение выборов
Глава 2. Инициатива проведения и назначение референдума
Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации
Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации Назначение референдума
Глава 3. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
Глава 4. Выдвижение кандидатов
§ 1. Общие положения о выдвижении кандидатов
§ 2. Выдвижение федерального списка кандидатов
§ 3. Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Российской Федерации
Глава 5. Агитация Глава 6. Голосование
Глава 7. Подсчет голосов и установление результатов голосования
Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права
Глава 1. Виды юридической ответственности за нарушение норм избирательного права. Конституционно-правовая ответственность
Глава 2. Административная ответственность
Глава 3. Уголовная ответственность.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы избирательного права РФ, Ершов В.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.