Правовая система примеры. Что такое правовая система? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Правовая система включает в себя все правовые явления: собственно право данного государства, правосознание, правовую культуру, правовую идеологию, правовые обычаи, правовой менталитет, правоохранительные и иные связанные с правом государственные органы и негосударственные организации, урегулированный правом порядок их деятельности и другие социально-правовые явления.

Правовая система - это совокупрость взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов характеризующих уровень правового развития

той или иной страны

Правовые системы каждого государства имеют свои особенности, которые отражают ее историческое развитие, национальные, религиозные и иные характеристики.

Одновременно, наряду с особенностями, правовые системы разных стран имеют и общие черты, которые позволяют объединить их в определенные группы или правовые системы международного масштаба.

В настоящее время выделяются следующие правовые системы: романо-германскую; англосаксонскую или англо-американскую; социалистическую; семью религиозных и традиционных правовых систем; систему обычного права.

30. Что такое романо-германская правовая система?

Романо-германская правовая система или система семьи европейского континентального права в настоящее время существует в Германии, Франции, Италии, Испании и других странах европейского континента.

В этой системе основным источником права является закон, то

есть письменное правило поведения. Главными законами признаются письменные конституции, нормы которых имеют наибольшую юридическую силу. Это означает, что все другие законы должны соответствовать конституции.

В романо-германской правовой системе существуют три вида законов: кодексы, сводные тексты нормативных правовых актов (сборники) и текущее законодательство - отдельные законы. Кодифицированными обычно бывают уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и другие законодательные акты.

Сводные тексты (сборники), как правило, имеет налоговое законодательство.

Текущие законы принимаются по различным вопросам и отраслям права. Большое значение имеют и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые различными государственными органами.

В этой системе учитывается и международное право. Так, в Германии закреплен принцип превалирования международного права по отношению к национальному.

К числу вспомогательных источников права относятся обычай и судебная практика. Обычай может применяться самостоятельно, даже если он не санкционирован государством.

Правовая система - понятие сложное и многоплановое, она содержит в себе целый комплекс компонентов, оказывает нормативно-организационное воздействие на общественные отношения. Элементы правовой системы объединены общей целью, задачами, они исполняют некоторые общие функции, что, между прочим, не свидетельствует об однородности и идентичности последних. Правовая система приоритетно и чаще всего рассматривается в контексте связи с государством как основным носителем публичной власти. И сравнительное правоведение, являясь составной частью общетеоретической юридической науки, обращенной к государственно-правовым явлениям современного мира, на основе проводимого сопоставления выделяет по различным основаниям сложившиеся виды правовых систем государств или их правовые семьи. Соответственно в тени либо недостаточно исследованными остаются иные аспекты, непосредственно вытекающие из сути правовой системы как объективно сложившейся и исторически обусловленной совокупности взаимосвязанных правовых явлений и институтов не только конкретного государства, но и иных образований, имеющих место в современном мире. И потому принципиально важно оговорить следующее: правовые системы выделяют не только на уровне государства. Вполне обоснованно рассматривать как государственные правовые системы, так и внутригосударственные

Такое выделение типов правовых систем представляется обоснованным, хотя и неполным. Государственно-организованные образования самого различного типа являются элементами публичного устройства обществ или сообществ на протяжении практически всего их развития в последние пять с половиной тысячелетий. Не менее половины из современных государств были колониями под управлением европейских стран, а XX столетие дает нам многочисленные примеры государств, не признаваемых международным сообществом (в том числе РСФСР и СССР в первые 10 - 15 лет их существования). Все они обладают нормативно-организованной системой, основанной на собственном праве и правореализующей деятельности специальных учреждений. Если попытаться обобщить имеющиеся в теории государства разновидности современных государственно-организованных образований, то, на наш взгляд, практически ими являются:

Государства, представляющие собой особые организации суверенной публичной власти, распространяющие ее посредством права на всю территорию и население страны;

Внутригосударственные образования как пользующиеся определенной самостоятельностью части единого союзного государства;

Зависимые территории, находящиеся под властью метрополии, но обладающие собственными властными структурами, которые организуют непосредственное управление населением посредством нормативных предписаний;

Государственноподобные образования, которые являются так называемыми непризнанными государствами.

Правовые системы государств:

Государства с одноуровневыми правовыми системами, под которыми понимается совокупность права, правовой культуры и юридической практики отдельно взятого так называемого простого унитарного государства, в котором вся территория делится на административные единицы, чей государственно-правовой статус полностью определяется и регулируется правовой системой данного государства (таковыми являются, например, правовые системы Эстонии, Польши или Беларуси);

Государства с двухуровневыми правовыми системами, которые возникают и оформляются в странах со сложным государственно-правовым устройством, учитывающим, в частности, юридические особенности автономных образований в иных унитарных государствах (Дания, Украина или Молдова) или специфику субъектов федераций (Канада, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия);

Государства с трехуровневыми правовыми системами, уникальным и единственным примером которых служит Российская Федерация, где помимо федеральной и региональных правовых систем функционируют двойственные системы ряда краев и областей (Красноярский край или Тюменская область), в которые входят автономные округа (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский и др.);

Государства с параллельными (дуалистическими) правовыми системами, представленные странами, в которых помимо официальных правовых систем существуют и оказывают значительное воздействие на национальное право системы, построенные на религиозных воззрениях, обычаях, традициях или образе жизни народа (примером может быть Индия, где действуют индийское право как нормативная система государства, отраженная в официальных источниках, и индуистское право как неофициальная нормативная система, веками оказывающая заметное влияние на большую часть коренного населения страны).

Внутригосударственные образования или регионы - реальность административно-территориального устройства современных стран. В мире насчитывается свыше 300 региональных структур, входящих на правах самоуправляющихся единиц в состав унитарных или федеративных государств.

Все эти образования объединяет проведение ими в определенной степени самостоятельной и в то же время согласованной с центральной властью правовой политики в пределах региона, наличие собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, принимающих и/или реализующих правовые акты на территории образования. Они включают в себя определенные конструктивные элементы региональной правовой системы, такие как: совокупность правовых ценностей, отражающих культурно-исторические, религиозные, национальные, бытовые и иные особенности того или иного региона; правотворчество как нормативно урегулированный процесс создания, изменения или отмены правовых актов данного образования; иерархически организованный правовой массив территориально действующих актов общерегионального значения; реальный процесс правоприменения на территории данного региона.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые правовые семьи. Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.

К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т.д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем.

В научной литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В основу классификации правовых систем современности могут быть положены разные критерии. Так, известный французский ученый по сравнительному правоведению Р. Давид выделяет два критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности». Исходя из этого, Р. Давид выделяет три главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью социалистического права Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1996. С. 20 - 21.. Эта классификация наиболее популярна в современной юридической науке.

Известный германский юрист К.Цвайгерт в качестве критерия классификации правовых систем берет понятие «правовой стиль», учитывающий пять факторов: происхождение и эволюцию правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы.

С учетом этих факторов К. Цвайгерт различает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. - М., 1995. С. 11. .

В рамках правовой семьи возможна классификация правовых систем и на более мелкие группы. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права - группу английского права и группу американского права и т.п. Более расширенную внутрисемейную классификацию дает В. Кнапп, различая, например, в романо-германской правовой семье следующие сферы (группы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право. Самый подробный перечень правовых систем современности представлен в Международной энциклопедии сравнительного права.

При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов:

Исторический генезис правовых систем;

Система источников права;

Структура правовой системы - ведущие правовые институты и отрасли права.

Классификация правовых семей во многом определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических. В качестве основного различия между романо-германской системой права и семьей общего права выступают характер и форма источников права. Если романо-германская правовая система является писанным, кодифицированным правом и правоприменитель решает дело, лишь сравнивая конкретную ситуацию с общей нормой, то англосаксонская система общего права характеризуется тем, что в ее основе лежит судебный прецедент, то есть она представляет собой систему некодифицированного права.

На характер формирования источников права, на форму их выражения во многом влияют сложившиеся правовые традиции и культура, образ юридического мышления. Например, для романо-германской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, а для английского права - однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

Англосаксонскую;

Романо-германскую;

Мусульманскую;

Социалистическую;

Индусскую.

В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт.

В любой современной стране существуют санкционированные государственные рамки поведения. В пределах их осуществляется весь процесс жизнедеятельности государства. Этот универсальный регулятор отношений внутри общества называется известным всем словом – право. Данный термин был известен еще в далёкие времена. В процессе эволюции общества право приобрело несколько значений: субъективное и объективное. Субъективная трактовка термина права означает определённую норму поведения, меру дозволенного. Если говорить о праве с объективной точки зрения, то нужно представить себе огромный механизм, благодаря которому осуществляется регулирование деятельности людей и государства в целом.

Интересной особенностью права является тот факт, что оно перенимает моральные устои того общества, в котором развивается. Проще говоря, национальные особенности прямо влияют на этот сложный регуляторный механизм. Однако право нельзя рассматривать как единичный элемент, потому что оно входит в большую структуру, которая называется правовой системой.

Понятие правовой системы

Самое понятие «правовая система» вызывает множество споров в научном мире, о чём пойдёт речь далее. Главная проблема состоит в том, что учёные к понятию правовой системы относят различные элементы.

Таким образом, нельзя выделить основу этой структуры. Тем не менее существует стандартное понятие правовой системы. Его можно встретить во многих современных учебниках и научных работах учёных.

В классическом варианте правовая система – это совокупность нескольких социально-правовых механизмов государства. Другими словами, совокупная связь между правореализацией, национальным правом и законодательством, а также правовой культурой. В данном случае рассматриваемое понятие основано на национальной системе права, которая регулирует общественные отношения путём его реализации. А субъективное осознание правового климата проявляется на уровне соответствующей культуры населения государства.

Проблема понимания термина

Помимо классической теории правовой системы, существуют определённые взгляды, основанные на убеждениях различных учёных. Выделяют всего три основных подхода к расшифровке правовой системы:

  1. Понятие и структура правовой системы основывается исключительно на позитивном праве – нормативных актах государства. Никаких других элементов больше не существует.
  2. Приверженцы второго подхода утверждают, что такая система включает в себя не только позитивное право, но ещё и некоторые элементы юридической действительности, например судебную практику или идеологию права.
  3. Некоторые учёные утверждают, что правовая система – это совокупность всех явлений юридической практики во всех её формах проявления.

Даже с учётом различия взглядов учёные пришли к согласию в вопросе о том, что правовая система имеет круг признаков, по которым её можно отделить от других механизмов.

Признаки правовой системы

Выделяют следующие признаки правовой системы:

  1. По своей природе любая правовая система неоднородна. Что не позволяет выделить две идентичных структуры на сегодняшний день.
  2. Различие таких систем проявляется в функциональной направленности и степени авторитета права в государстве.
  3. Правовая система призвана удовлетворять основные общественные потребности или регулировать их надлежащим образом.
  4. Она координирует юридическую деятельность внутри государства.
  5. Юридические явления реализуются путём тесной взаимосвязи с правовой системой и на её основе.
  6. Правовая система – это единая, функциональная и структурированная совокупность элементов.

Таким образом, понятие правовой системы включает в себя не только название её основных элементов, но ещё и основные признаки, которые характеризуют эту сложную структуру.

Элементы правовой системы

Понятие и структура правовой системы связаны между собой, потому что именно понятие показывает основные элементы всего механизма. Можно выделить ряд основных составляющих правовой системы, а именно:


Стоит помнить, что все представленные элементы также являются структурированными. Что касается правовой системы в целом, то это не конечный элемент. Существуют ещё более сложные механизмы. Это социально-правовые структуры, которые как раз состоят из правовых систем нескольких государств. Данные структуры получили название правовые семьи.

Понятие правовой семьи

Во многих учебных пособиях принято выделять понятие и виды правовой системы. Что является в корне неправильным. Все правовые системы имеют одинаковую структуру, но не имеют видов. Конечно, национальные особенности могут проявляться. Но их принято выделять лишь при теоретическом осмыслении той или иной правовой семьи. Очень часто два термина ("правовая семья" и "правовая система") объединяют как тождественные. Но это попросту некорректно, исходя из самого определения.
Правовая семья – это совокупность нескольких правовых систем, которые сформированы под давлением культурных особенностей, государственного строя, исторического развития. Учение о правовых семьях позволяет выяснить сходства и различия, осуществить типологическое разделение. А также более тонко определить понятие правовой системы. Семьи также можно классифицировать, основываясь на определённых признаках.

Классификация правовых семей

На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные типы правовых семей. Проблема лежала в поиске тех сходств и различий, благодаря которым можно объединить или же, наоборот, различить несколько таковых. Наиболее корректная классификация была предложена Рене Давидом. Она основывается на деологическом факторе и юридической технике. Согласно данной классификации выделяют следующие типы правовых семей:

  1. Романо-германская.
  2. Англосаксонская.
  3. Религиозная правовая семья.
  4. Социалистическая.
  5. Семья обычного права.

Данная классификация позволяет определить теоретические моменты, а также выделить понятие правовой системы общества.

Правовая система общества

Ранее было указано, что в самом понятии права заключён мощнейший регулятор общественных отношений.
Поэтому правовая система общества подразумевает под собой совокупность тех элементов данной сферы, которые максимально взаимодействуют с обществом, людьми. По сути, это позитивное право: нормативно-правовые акты государства, юридическая практика, правовая идеология и т.п. В той или иной правовой семье взаимодействие общества и права происходит по-разному. В таких семьях англосаксонского вида ключевая роль отводится судебной власти и административной, в религиозной семье основой всего является правовая идеология.
Таким образом, правовая система общества развивается под давлением правовой системы в целом, а основой является субъективное понимание права социумом.

Правовая система и её роль в государстве

Понятие и элементы правовой системы являются неизменными практически во всех государствах. Но в каждой стране эти элементы функционируют по-разному. Отсюда следует, что в каждом государстве есть своя определённая модель функционирования упомянутой системы. Само по себе правовое государство осуществляет свою деятельность на основе юридических норм. Таким образом, правовые семьи, по сути, показывают развитость в данной сфере определённого ряда государств. А также деятельность общества внутри них, основанную на принципах права.

Вывод

Итак, в статье мы представили понятие и признаки правовой системы. А также попытались показать системность этого сложного феномена. В заключение нужно добавить, что проблематика правовой системы актуальна на сегодняшний день, а масса вопросов по ней все ещё не раскрыты.

!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

  • право;
  • правотворчество;
  • правосудие;
  • юридическая практика;
  • правоотношения;
  • субъективные права и обязанности;
  • правовые учреждения;
  • законность;
  • правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Блоки правовой системы:

  1. нормативный;
  2. правообразующий;
  3. доктринальный (научный);
  4. статистический;
  5. прав и обязанностей и др.

Ценность правовой системы - в системном подходе.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".

Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, ), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, принципов, и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе - единственно возможный.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Естественно, что функционирование такой системы - сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим , социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Категория надстройки "раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры" (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев). Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами - правовая сфера жизни общества.

Роль права в правовой системе

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Прежде всего, необходимо дать понятие правовой системе. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласован­ных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест­венные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система состоит из трех компонентов:

1. Совокупность правовых ценностей, связанных с определен­ным типом правопонимания, в котором отражены культурно­исторические и национальные особенности того или иного государст­ва.

2. Правотворчество как законодательно урегулированный про­цесс связанных между собой этапов и действий по созданию норма­тивных правовых актов, их изменению либо отмене.

3. Иерархически организованный правовой массив нормативных правовых актов, действующих на территории данного государства.

На формирование и развитие конкретной правовой системы оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, это:

Социально-экономическое развитие;

Политическая сфера;

Духовная жизнь общества, включающая в себя науку, религию и мораль.

Национальная правовая система представляет собой кон­кретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства.

Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по право­вым семьям. Такими признаками могут быть:

Источники права;

Структура права;

Различные представления о роли и месте права в жизни того или иного общества и государства;

Юридическая техника;

Основы и принципы построения права (политические, фило­софские, религиозные).

Таким образом, правовая семья - это совокупность нацио­нальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.

Правовая карта мира включает в себя множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую дей­ствительность конкретного государства.

Самой популярной классификацией современных правовых се­мей является классификация, данная французским ученым Рене Дави­дом. Она основана на сочетании двух критериев - идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на ис­точниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых се­мей, Рене Давид выделил среди них четыре:

Романо-германская правовая семья;

Англосаксонская правовая семья;

Социалистическая правовая семья;

Религиозная (традиционная) правовая семья.

Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие клас­сификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португа­лия, право латиноамериканских стран, церковно-католическое право) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинав­ские страны). Внутри англосаксонской правовой семьи выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славян­ская правовая семья включает в себя группу российского права и за­паднославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия).

Как видно, направлений классификации и подходов к ней вели­кое множество. Однако в российском правоведении традиционно ис­пользуются классификации, в основе которых лежат национально­исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.

В результате применения такого комплексного основания по­лучены следующие виды правовых семей:

Романо-германского права;

Общего (англосаксонского) права;

Социалистического права;

Славянского права;

Мусульманского права;

Религиозного (традиционного) права.

Рассмотрим более подробно некоторые правовые семьи, наибо­лее часто выделяемые специалистами в области сравнительного пра­воведения.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья или система континенталь­ного права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые разрабатывали и разви­вали, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

На первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и, прежде всего, справедливости. Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

Начиная с XIX века основным источником (формой) права в странах романо-германской правовой семьи является закон. Закон об­разует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету придают иные факторы. Закон не рассматривает­ся узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и юридической практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но эти пробелы практически незначительны.

Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писа­ные конституции, за нормами которых признается высшая юридиче­ская сила, выражающаяся:

В соответствии законов и подзаконных актов конституции;

В установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.

Помимо конституций в странах романо-германской правовой семьи различают три разновидности обычного закона:

Кодексы;

Специальные законы (текущее законодательство);

Сводные тексты норм.

Среди источников права романо-германской правовой семьи значима роль подзаконных нормативных актов:

Регламентов;

Административных циркуляров;

Декретов министров и т.д.

В странах романо-германской правовой семьи достаточно ши­роко используются некоторые общие принципы, которые юристы мо­гут найти в самом законе, а в случае необходимости - и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливо­сти в том виде, в каком последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент. Например, противоречивое отношение к во­просу о судебной практике как источнике права романо-германской правовой семьи. Но, в принципе, можно, анализируя реальную дейст­вительность, отнести судебную практику к вспомогательному источ­нику права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение кассационного прецедента.

Славянская правовая семья

Сущность правовой системы этих стран (России, Югославии, Украины, Белоруссии и др.) состоит не только в характере юридиче­ских источников. Именно этот критерий позволяет причислить данные страны к семье романо-германского права. Тем более что между пра­вовыми семьями нет резкой границы. Происходит взаимопроникнове­ние элементов различных правовых систем. Славянская правовая се­мья (или общность) основывается на значительной культурно­исторической специфике правовых ценностей славянских стран.

Данная правовая семья имеет общие идеологические, нацио­нальные, духовные, исторические и специально-юридические основа­ния. Восточные и южные славяне сформировали в свое время государ­ства, основы культурной, в том числе юридической традиции под сильным влиянием Византийской империи, оплота православия и вос­точноевропейской культуры.

Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой тради­ции, особенно - традиций христианской синоптической кодифика­ции. Влияние византийского законодательства проявилось в законода­тельных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но и тщательно разработан­ной системы церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили про­цесс рецепции римско-византийских юридических установлений (пе­риода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, «Эклога» во­шла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Ле­она и Константина верная цесаря» и является полным переводом это­го источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала ради­кальной корректировкой этого реципированного законодательства.

Рецепция римско-византийского правового наследия происхо­дила путем полного или частичного заимствования византийских но­моканонов (сборников смешанного церковного и светского назначе­ния). В Киевской Руси получили распространение не только номока­ноны, но гражданское и уголовное право, изложенное в «Эклоге» и «Прохироне». Но эти византийские сборники имели хождение на Руси под названиями «Кормчая книга», «Градский закон», «Закон судный людям» и др. Мера заимствований особенно возросла в период со­ставления «Соборного Уложения царя Алексея Михайловича».

К основным признакам данной семьи права можно отнести: христианские представления о справедливости и правде, самобыт­ность русской государственности (для русского права всегда была ха­рактерна связь его с государством), преобладающие коллективные формы хозяйствования, тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православного христианства. Юридиче­ские источники славянской правовой семьи унаследовали законода­тельные традиции римского права, тем самым по природе источников данная правовая семья примыкает к романо-германской правовой се­мье.

Социалистическая правовая семья

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой, сохранив ее терминологию и внешнюю структуру.

Советское право восприняло от русского права концепцию пра­вовой нормы, близкой к ее пониманию в романо-германской правовой семье. Хотя по отдельным категориям и институтам эти системы сильно различаются. Внешне были сохранены категории и институты романо-германской правовой семьи. Содержательно нормы советского права были пронизаны классовыми и коммунистическими началами. Оригинальность советского права выразилась не только в конституци­онном праве, закрепившем социалистические институты власти, управления, нормативные установления, но и в остальных отраслях права - уголовного, административного, гражданского, семейного, трудового и др. Например, по сравнению с административным правом западных стран, сосредоточенном на охране личности и судебном контроле над администрацией, социалистическое административное право закрепляло государственную политику коммунизма - народный контроль (заменивший судебный) и др.

Социалистическое и советское право отрицало частное право, право содержательно становилось инструментом политики. Социали­стическое право носило публичный характер и было построено на им­перативных установлениях. Судебная практика полностью исключа­лась из числа источников права, хотя имела значение толкования пра­ва. Хотя и провозглашался конституционный принцип независимости судей и их подчинения только закону, на практике суд являлся инст­рументом административной системы в целом. Судебная власть не осуществляла контроль за деятельностью законодательной и исполни­тельной власти.

В целом, социалистические правовые системы (кроме народных республик Азии) в технико-юридическом плане происходят от рома­но-германской правовой семьи. Это проявляется в способах система­тизации права, структуризации текстов и использовании европейской юридической терминологии. Но по содержательным аспектам эти страны отошли от принципов романо-германской семьи, образовав самостоятельную правовую семью. В настоящее время социалистиче­ское право преобладает в немногих странах (Китай, Куба, Северная Корея и др.).

Англо-американская (англосаксонская) правовая семья

В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где ос­новным источником права является закон, в государствах англо­американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, то есть нормы, сформулированные судьями в их решениях.

В англо-американской правовой семье различаются группы анг­лийского и американского права. В группу английского права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи - 36 государств Британского содружества. Вторую группу образует право США.

В своей основе англосаксонское право является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли ста­тутного (законодательного) права.

В англосаксонской правовой системе сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Здесь отсут­ствует деление права на частное и публичное. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений анало­гичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, то есть к ука­занному общему правилу требуется на практике поправка.

Продемонстрируем значение и пределы действия правила пре­цедента на примере Великобритании:

1. Решения, выносимые Палатой лордов, составляют обязатель­ные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов.

2. Решения, принятые Апелляционным судом (состоит из двух отделений - гражданского и уголовного), обязательны для всех судов, кроме Палаты лордов.

3. Высокий суд правосудия связан прецедентами обеих выше­стоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоя­щих судов.

4. Окружные и магистратские суды обязаны следовать преце­дентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения пре­цедентов не создают.

Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени, его фактическая сила с годами даже возрастает, и суды не склонны отвер­гать давние прецеденты, если они только явно не ошибочны. Причина этого в стремлении обеспечить «определенность права», а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансо­вых соглашений, права собственности и т.п.

Ежегодно английским парламентом издается около 80 законов, итоги его законотворчества составляют около 50 томов. Англия не имеет писаной Конституции. Ее заменяют законодательные акты, из­данные старейшим в мире парламентом, которому более 700 лет. Кон­троль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.

Особенности правовой системы США объясняются историче­скими особенностями борьбы за независимость, за освобождение от английского влияния. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельности национального права. Принятие писа­ной федеральной конституции и конституций штатов обусловило по­степенный отказ от английского права, а вместе с ним от жесткого правила прецедента и других особенностей английского права. Во многих штатах были приняты кодексы, запрещены ссылки на англий­ские судебные решения. Некоторые штаты (бывшие ранее француз­скими или испанскими колониями - Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, но и они оказались впоследствии под силь­ным влиянием общего права. В целом в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с зако­нодательством.

В американском праве в отличие от английского осуществляет­ся более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Верховные Суды штатов и Верховный Суд США осуществляют контроль за конституционностью законов и могут отказаться от действия прецедента судебного толкования.

В статутном праве США получили распространение кодексы, хотя они по своей сути являются консолидированными источниками права. Особой формой кодификации США является создание едино­образных законов и кодексов. Подготовку таких проектов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех шта­тов. Для того чтобы проект стал законом, он должен быть одобрен легислатурами (законодательными собраниями) штатов. В то же вре­мя в США, как и в Англии, по-прежнему велико значение обычного права, особенно в сфере публичного права.

Семья религиозного (традиционного) права

К религиозным правовым системам относятся в основном му­сульманское, индусское право, право восточных государств. Это сле­дующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др.

К системе традиционного права относятся в основном право­вые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар, Япония и др.

Основными источниками мусульманского права являются Ко­ран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское свя­щенное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии ис­ламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по анало­гии). В то же время в исламском праве наблюдается постоянная эво­люция юридических источников, связанная в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших за­конов и кодексов (усиливается роль закона как источника права).

Анализ нормативного содержания мусульманского права пока­зывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе, как системе религиозных нормативных предписаний. Наибо­лее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уго­ловно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизме­няемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования (иджтихад). Таким образом, на современном этапе большинство юридических норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиоз­ной и правовой системами социально-нормативного регулирования.

В целом мусульманское право не сливается с религией и не вы­ступает частью ислама как религиозной системы. Хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в стра­нах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действуя в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательст­ва под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наи­более развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусуль­манским правом здесь сохраняются традиции регулирования некото­рых сфер частноправовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в то же время оно не потеряло своих пози­ций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законода­тельство полностью заменено по западноевропейскому образцу.

Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некото­рая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманско­го права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закреп­ление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан, Ливия).

Широко распространенной системой религиозного права явля­ется индусское право, оно тесно связано с индуистской религией. Ин­дуизм выступает важным элементом государственно-правовых отно­шений в Индии, Бирме, Сингапуре. Особое влияние индусского права прослеживается в семейных и наследственных отношениях, в касто­вом статусе человека. Каждая каста имеет строго определенную сис­тему прав, свобод и обязанностей. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религи­озная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. Каждая каста опирается на свои обычаи и располагает эффективными средствами принуждения. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему норма­тивного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести. Судебные прецеденты и законодательство не являются источниками права в строгом понимании, так как правоприменительным органам предоставлена достаточно широкая сфера усмотрения. В то же время правительство является активным субъектом законотворческого про­цесса.

Индия испытала сильное воздействие английского права, по­этому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на государственном уровне запрещена, но сохра­нила свое влияние на уровне обычаев. Значительно шире стало ис­пользоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.

Обобщая признаки семей религиозного и традиционного права можно сделать некоторые выводы. В семье религиозного права источ­ником права является Бог, а не общество или государство. Выражени­ем данного понимания являются другие источники религиозного пра­ва. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые со­держат в себе юридические установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет сущест­венной роли в правовом регулировании.

Несмотря на превалирующее влияние религиозных и традици­онных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей рели­гиозного и традиционного права на современном этапе является уси­ление роли нормативно-правового акта как источника права

Таким образом, исходя из существующих теорий происхожде­ния права, систем права и правовых семей, можно сделать вывод, что право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государст­вом, направленных на регулирование общественных отношений.

Определение права раскрывается через совокупность его при­знаков, принципов и функций.

Признаки права (см. рис. 1.3):

1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.

2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права.

3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавли­ваются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой ис­точников (форм) права.

4. Интеллектуально-волевой характер права. Право выража­ет индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.

5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственно­сти, этим обеспечивается общеобязательность норм права.

6. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.

Принципы права представляют собой основные исходные по­ложения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни (см. рис. 1.4). К числу основных принципов права можно отнести следующие:

1. Принцип демократизма - выражающийся в широком уча­стии людей в непосредственном (референдум) и опосредованном (че­рез избираемые ими органы) формировании права.

Рис. 1.3. Признаки права

2. Принцип законности - предусматривает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.

3. Принцип гуманизма - состоит в правовом признании ценно­сти человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага че­ловека как критерия оценки общественных отношений.

4. Принцип справедливости - это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступле­нием и наказанием и т.п.

5. Принцип равенства граждан перед законом - состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и др. обстоя­тельств.

Рис. 1.4. Принципы права 26

6. Принцип взаимной ответственности государства и лич­ности - состоит в том, что юридическую ответственность должна нести не только личность перед государством за нарушение норм пра­ва, но и государство (его органы и должностные лица) - за нарушение своих обязанностей перед личностью.

Функции права - это обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отноше­ния (см. рис. 1.5).

Рис. 1.5. Функции права

Чаще всего выделяют две функции права: регулятивную и охра­нительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общест­венных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перерас­пределением собственности, ведением хозяйственной и предпринима­тельской деятельности.

2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (регистрация партий, общественных объединений, избирательные компании), говоря о связи и политике, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти.

3. Регуляция социальных отношений представляет собой госу­дарственно-властные предписания, регулирующие поведения людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческих ориентаций личности относит­ся к сфере субъективного права.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.

Действие этой функции выражается:

В определении запретов;

В установлении юридических санкций за возможное неправо­мерное поведение;

В применении юридических санкций за совершенные непра­вомерные деяния.

Иногда выделяют и третью функцию права - воспитатель­ную, или как ее еще называют предупредительную. Она осуществля­ется путем информирования населения о неблагоприятных последст­виях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения можно с их по­мощью регулировать. Поэтому для поддержания в обществе порядка, помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи (традиции), религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали, - все они называются со­циальными нормами. Однако, с точки зрения изучаемой дисциплины, нас интересует норма права.