Права и обязанности человека определение. Социально-экономические, культурные и экологические права. Так что такое «права человека»

ЧЕЛОВЕКА

Одна из особенностей развития прав человека на современном этапе - все более тесная взаимосвязь прав человека с его обязанностями. Как отмечает член-корреспондент Национальной Академии Беларуси Л.Ф. Евменов, « человека просто не существуют без его обязанностей. И, наоборот. Более того, они есть внутренний источник реализации, движения и развития прав человека. А человека - внутренний источник реализации обязанностей»1. Впервые об обязанностях сказано в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». И все же в документах международного сообщества до последнего времени проблеме обязанностей не уделялось достаточного внимания.

Обязанность - это основа прогресса общества . Прогресс общества определяется выполнением трудовых обязанностей людьми. Люди выполняют свою обязанность трудиться из поколения в поколение, непрерывно побуждая человечество к прогрессу, расцвету и совершенству. Развитие общества к более демократическому и гуманному является результатом выполнения людьми обязанности трудиться.

Обязанность - это предпосылка обеспечения права. Но их полное осуществление может быть гарантировано не государством и не обществом в целом, а лишь исполнением каждым конкретным человеком своих обязанностей. Именно исполнение обязанностей и является основной предпосылкой обеспечения прав человека. Общество и государство могут гарантировать права человеку лишь на основе выполнения им своих обязательств получать , активно трудиться, исполнять воинскую повинность, сознательно уплачивать налоги и т.д. Только так мы сможем непрерывно реализовывать наши потенциальные права.

Обязанность - это обеспечение стабильности общества.

Общество - это огромная и сложная система, состоящая из множества людей. Поэтому оно должно быть стабильным - это установление и требование сущности человека. В противном случае вобществе воцарятся неустойчивость и невероятный хаос, что уничтожит его. Согласованность и стабильность общества зависят во-первых, от процветания экономики, материального обеспечения жизни общества, гарантии мирной и спокойной жизни; во-вторых, от установленных законодательных актов, этики, морали, обычаев и нравов и т.д.

Для обеспечения стабильности жизни общества перечисленные общественные механизмы контроля должны сознательно соблюдаться и исполняться людьми. Каждый член общества должен активно и серьезно исполнять свои юридические и моральные обязанности. Тогда согласованность и стабильность общества смогут получить свое реальное обеспечение.

Выделяют три группы обязанностей человека .

I. Обязанности личности перед обществом.

Обязанность уважать мир и безопасность.

Отдельное лицо обязано поддерживать меры по полному запрещению ядерного оружия, а также разработки, и накопления химического и бактериологического оружия; воздерживаться от пропаганды войны, национальной, расовой или религиозной ненависти.

Обязанность уважать международное . Личность обязана уважать нормы международного права, в частности Устав ООН, международные в области прав человека. Каждый человек также обязан уважать международное гуманитарное , т.е. , применяемое в период вооруженных конфликтов.

Обязанность защищать окружающую среду. Человек должен противодействовать возникновению пожаров, истреблению животного мира, загрязнению вод и т.д., участвовать в мероприятиях по посадке лесонасаждений, созданию уголков природы и т.п.

Обязанность содействовать развитию культуры. Культура является наивысшим социальным и историческим выражением духовного мира человека. В силу этого каждый человек обязан содействовать ее развитию, а также строить свои взаимоотношения с другими людьми в духе братства.

Обязанности, вытекающие из права на труд. Человек прежде всего должен нести ответственность за разумное искоренение форм принудительного труда и эксплуатации детского труда, соблюдение трудовой дисциплины и выполнение трудового соглашения.

Обязанности, вытекающие из права на образование. Каждый человек обязан в ходе обучения и получения образования бороться с насилием в качестве средства достижения экономических, социальных и политических целей. Цель же системы образования - внушение ее слушателям, что борьба мирными средствами и защита каждого лица от несправедливости и ошибок в интересах всех является не только правом, но и обязанностью.

Прочие обязанности перед обществом, которые могут быть предусмотрены в национальном законодательстве:

а) знать законы в соответствии с принципом «незнание не является оправданием»;

б) сотрудничать с государством в деле социального обеспечения;

в) платить налоги и нести совместные расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) не злоупотреблять правами и руководствоваться в своих действиях здравым смыслом;

д) заботиться о сохранении исторических мест, памятников и культурных ценностей и защищать их и пр.

II. Обязанности личности перед другими людьми

Обязанность уважать права другого .

Соблюдение прав другого человека особенно важно в настоящее время. Пока же жизнь полна обратных примеров. Так, к примеру, право владения собственностью захватывает небольшая часть населения, подавляющая часть лишается его. Те, кто участвует в «прихватизации», явно забывают, что и у «молчаливого большинства» есть право на собственность. Или такой пример. Родители все чаще действуют в отношении своих детей как собственники, забывая, что и дети тоже имеют права.

Обязанность оказывать помощь и проявлять солидарность. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Солидарность всегда должна являться социальным фактом, который подразумевает долг каждого человека1 подчиняться воле общества. Считается также, что каждый человек, обязан защищать более слабого от более сильного, угнетенного - от угнетателя. Такая позиция чрезвычайно важна для нашего общества, когда человека пытаются заставить жить по принципу: каждый за себя.

Обязанность защищать нормы, касающиеся запрещения пыток и защиты человеческого достоинства. В соответствии со статьей 5 Всеобщей декларации прав человека и статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый человек обязан защищать личную неприкосновенность и человеческое достоинство любого другого лица. В Резолюции № 2 Комиссии по правам человека 1963 г. содержится положение о том, что ни один арестованный или содержащийся под стражей не должен подвергаться физическому или психологическому принуждению, пыткам, угрозам или влиянию какого бы то ни было рода, воздействию наркотиков или любых других средств, способных нарушить или ослабить свободу его действий или решений, его память или его способность суждения. В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 9 декабря 1975 г. особое вниманиеуделяется обязанностям (этнического, уголовного, дисциплинарного характера) должностных лиц, стоящих на страже соблюдения закона, и других лиц, участвующих в процессах ареста, содержания под стражей и тюремного заключения.

Обязанность пересматривать и противодействовать. Каждый человек обязан противодействовать требованиям общества, несовместимым с задачами и принципами Устава ООН, деклараций и конвенций в области прав человека. Однако борьба с незаконными действиями и мерами в принципе не должна выходить за рамки законности. Каждый обязан воздерживаться от нанесения ущерба природным экологическим системам.

Обязанность соблюдения закона. Каждый человек обязан подчиняться законам и другим распоряжениям органов власти своей страны или той страны, в которой он проживает. Обязанность соблюдать законы известна с древних времен. Однако какие законы должно соблюдать отдельное лицо? Справедливые и обоснованные законы, которые защищают каждого человека без какой-либо дискриминации и служат на благо всех людей; законы, основанные на демократической конституции, а также на принципах справедливости, равенства и честности. Отдельное лицо имеет право проанализировать правомерность любых приказов, отданных ему, и не подчиниться закону прежде всего в тех случаях, когда власти не соблюдают, а точнее, нарушают законы.

Кроме этого, существуют обязанности иностранцев и беженцев.Иностранец обязан зарегистрироваться в государственных органах, наряду с гражданами этого государства исполнять гражданские обязанности по защите общества, в котором он живет, от эпидемий, стихийных бедствий, других опасных явлений, возникающих не в результате войн. Он также обязан не вмешиваться в политическую жизнь государства, в котором проживает. В соответствии с положениями Конвенции о статусе беженца данные лица, а также лица, не имеющие гражданства, обязаны подчиняться законам и постановлениям страны, в которой они проживают, а также мерам, применяемым для поддержания общественного порядка. Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей планам и принципам ООН.

III. Обязанности перед самим собой

Обязанность быть ответственным за свою жизнь. Отвечать за свою жизнь - это значит не иметь вредных привычек, уделять внимание качеству жизни, изучать культуру и заниматься науками, полезными для общества делами и не быть обузой для других.

Наши права и обязанности .

Подготовил: воспитатель КГУ «Мичуринский детский дом»

Казыбаева Ляззат Ергановна

Цели: - ознакомить воспитанников с правами детей (Конвенция о правах ребенка);
- формировать понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции;
- формировать систему правовых знаний;
- воспитывать правовую культуру воспитанников и чувство причастности к международному мировому сообществу;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование:

Адаптированный текст Конвенции прав ребенка;
- иллюстрации к сказкам с заданиями;
- бумага для записей и рисунков, фломастеры;
- памятка «Важные правила»

Ваши права

С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей.

Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому тема нашего классного часа «Ваши права».

Сегодня я предлагаю вам не просто побеседовать о ваших правах и обязанностях, а поиграть, посоревноваться друг с другом. Для этого вы разделились на две команды «Права» и «Обязанности». Надеюсь. что работать вы будете дружно и слаженно. За каждый правильный ответ команды будут получать жетон, а в конце классного часа мы определим победителя.

Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, обратите внимание на таблицу, в которой представлен список потребностей 4-хмесячного ребенка и 14-летнего подростка.

Потребности 4-х месячного ребенка

Потребности 14-летнего подростка

имя

уход

медицинская помощь

питание

ласка, любовь

забота

защита

родители, семья

жилище

образование

друзья, общение

творчество

свобода слова

свобода мысли

поддержка родителей

собственность

(плюс потребности 4-х месячного ребенка)

Ответьте на вопрос: как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).

Так и с правовым статусом ребенка – права остаются те же, а обязанности и ответственность с возрастом возрастают.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах человека. Познакомимся с перечнем прав ребенка. Согласно определению, данному в Конвенции, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Правовой статус ребенка – это его права, обязанности, ответственность от рождения до достижения совершеннолетия.

Основные права детей:

Гражданские права и свободы детей:

Право на имя и гражданство
- право на защиту жизни, чести, достоинства
- право на свободу мысли, совести и религии
- право на свободу выражения мнения.

Права детей в семье:

Право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)
- право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей

Права детей на выживание и развитие:

Право на жизнь
- право на достойный уровень жизни
- право на охрану здоровья
- право на получение медицинской помощи

Права детей на учебу и отдых:

Право на образование
- право на получение информации, способствующей всестороннему развитию
- право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества

Права детей на особую защиту:

От любого вида опасности или насилия
- от похищения и торговли людьми
- от эксплуатации детского труда
- от злоупотребления наркотиками.

1 задание. Правовые пиктограммы

Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание.

Задание: «зашифровать» предложенную статью Конвенции. Угадать, о каком праве идет речь.

(1 группа – Досуг и отдых. Право на игру и участие в развлекательных и культурных мероприятиях.

2 группа – Охрана здоровья. Право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи)

2 задание. Работа по группам с иллюстрациями к сказкам.

Задание: ответьте на вопросы к иллюстрациям.

1 группа

(рисунок 1- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»):

1. Кто нарушает право?

2. Какое право нарушено в этой сказке?

а) право на жизнь

б) право на получение образования

в) право на владение имуществом

(рисунок 2 – «Лягушка путешественница»)

1. Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

а) право на свободное перемещение

в) право на труд

2. Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?

3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право?

а) в пределах болота

б) в пределах страны

в) без ограничения

2 группа

(рисунок 1 – «По щучьему велению»)

1. Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке:

а) право на собственность

б) право на защиту от жестокого обращения

в) право на охрану здоровья

2. Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

3. Какое право нарушил Емеля?

а) право на владение имуществом

б) право на свободу выражения мнения

в) право на защиту от жестоких, унижающих человеческое достоинство видов обращения

(рисунок 2- «Заяц и лиса»)

1. Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

а) право на жизнь

б) право на неприкосновенность жилища

в) право на справедливый суд

2. Кто нарушает это право?

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

3 задание. Составление таблицы

Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Команды отвечают по очереди.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Завтракал, обедал

Смотрел телевизор

Сходил в школу

Право на отдых и здоровье

Право на здоровье

Право на доступ к информации и СМИ

Право на образование

4 задание. Закончите предложения:

1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на … (личную неприкосновенность)

2. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на … (неприкосновенность жилища).

3. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд) .

4. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь) .

А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.

Сценка «Чужое письмо»

(девочки с портфелями)

Ты пойдешь на физкультуру?

Нет, я освобождена. (все уходят, девочка начинает рисовать)

Ой, резинки то нет. У кого же взять? У … посмотрю.

(Роется в портфеле. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит …)

Ты почему открыла мой портфель? А почему читаешь мое письмо?

А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

Вы правы, на лицо нарушение права частной собственности, права на невмешательства в личную жизнь.

Вывод: мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам.

Вопрос: какие обязанности должен выполнять каждый ребенок?

Давайте проверим все ли обязанности мы с вами перечислили:

Обязанности детей:

Каждый ребенок обязан:

Слушаться родителей или лиц их заменяющих
- принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны
- получать основное общее образование
- соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
- уважать права и культурную самобытность других лиц.

Какую обязанность не выполнила девочка? (уважать права других людей)

Ответственность детей:

Каждый ребенок несет ответственность:

Перед своей совестью
- перед родителями или лицами их заменяющими
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.

Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:

Исключение из школы
- возмещение причиненного вреда
- уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность

Итак, давайте подведем итоги нашего разговора:

1. Какой документ защищает ваши права? (Конвенция ООН о правах ребенка)

2. В Конвенции о правах ребенка перечислены только права. Это верно? (нет, также обязанности и ответственность детей)

3. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете прав права других людей)

4. Что порождает каждое право? (обязанность)

Выводы:

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломам, участников –благодарностями; раздать памятку)

И в заключении предлагаю вам послушать стихотворение Расула Гамзатова «Каждый выбирает для себя» и поразмышлять, какой путь выбрали бы вы.

«Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею-

Каждый выбирает для себя.

Тема:

«Я- гражданин и ученик»

Воспитатель: Казыбаева Л.Е.

С.Мичурино2013г

Игра

«Умники и умницы»

Воспитатель: Казыбаева Л.Е.

С.Мичурино 2013г.

Права и обязанности

рефлективные понятия для обозначения норм и долженствований, регулирующих стандарты социального и индивидуального поведения, взаимозависимости свобод и ответственности государства и человека друг перед другом. В зависимости от статуса личности выделяют политические и гражданские права и обязанности; первые касаются индивида как подданного государства, вторые - члена гражданского общества. Начало учению о правах и обязанностях положила концепция Аристотеля, для которого обязанность личности означает необходимость участия в общественных (полисных) делах и ответственность его перед ним, а права выделяются естественные (природные), полученные человеком при рождении, и волеустановленные - дарованные ему как гражданину государственного образования. Новое время (Т.Гоббс, Д.Локк, И.Кант и др.), продолжая идею Аристотеля, предложило механизм взаимодействия прав и обязанностей. Постепенно складывается теория естественных прав человека (право на жизнь, свободу и безопасность, равенство всех перед законом, свобода совести и слова, собственности, право на участие в решении общественных дел и пр.), неотъемлемых и неотчуждаемых свобод человека. Политические права возникают и основываются на естественных в процессе появления государства путем заключения общественного договора, в результате чего происходит взаимообмен правами и обязанностями между властью и народом: государство обязуется гарантировать безопасность граждан, их естественные, гражданские и политические права, а те, в свою очередь, добровольно принимают на себя обязанность соблюдать установленное властью законодательство. Важнейшие гражданские права: право собственности, свобода создания организаций, право судебной защиты и т. п.; политические: право избирать и быть избранным, занимать любые государственные должности, свобода собраний и манифестаций и т. д. В демократических государствах существует баланс между правами и обязанностями граждан при иных политических режимах паритет нарушается в сторону ужесточения обязанностей. Представления об основных обязанностях определяются общим моральным климатом в обществе, понятием о должном поведении, следовании гражданскому долгу (библейские "десять заповедей", категорический императив И.Канта, "кодекс чести" дворянина, "моральный кодекс строителя коммунизма" и пр.)

Современная концепция политических и гражданских прав отражена во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Существенной проблемой цивилизации является приведение национальных законодательств и политических процессов в соответствие с международными стандартами. Социальная симметрия в распределении п. и о. в обществе исходит из господствующих в нем представлений о социальной справедливости и общего взаимоотношения между политическим государством и гражданским обществом.

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Права и обязанности" в других словарях:

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ - в соответствии с Семейным кодексом РФ в браке оба супруга имеют равные личные и имущественные права и обязанности. Принцип равенства супругов в семье означает, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и… … Юридическая энциклопедия

    Словарь бизнес-терминов

    Права и обязанности таможенного брокера - таможенный брокер вправе от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. При осуществлении таможенного… …

    Права и обязанности граждан государства, составляющие суть правоотношений в обществе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Права и обязанности понятых применительно к исполнительному производству - понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ - ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ … Юридическая энциклопедия

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ОСНОВНЫЕ - права и обязанности лица, вступившего в трудовые отношения с заключением трудового контракта. Лицо, заключившее трудовой контракт, имеет право, согласно ст.2 КЗоТ: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение… … Энциклопедия трудового права

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ - права человека применительно к детям. Необходимость выработки специальных норм, регламентирующих международное сотрудничество в этой области, обусловлена особенностью положения детей, прежде всего тем, что они согласно внутреннему… … Юридическая энциклопедия

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ - в соответствии с Семейным кодексом РФ родители имеют следующие права: определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей; представлять своих детей (защищать их права и интересы, пока дети недееспособны); определять место … Юридическая энциклопедия

    Население городов, которые возникли в Европе в период 10 11вв., составляли ремесленники. Со временем в городах появляется новый общественный слой купцы. Это люди, основной сферой деятельности которых был обмен товаров. Жители городов купцы и… … Википедия

Книги

  • Права и обязанности градской и земской полиций, и всех вообще жителей Российскаго государства по их состояниям. Ч. 2 , . Права и обязанности градской и земской полиций, и всех вообще жителей Российскаго государства по их состояниям. / Сочинение титулярнаго советника Петра Гуляева. Ч. 2MK XIX/8 -Г U…

Мало кто из нас знает про права и обязанности. Вернее, имеет представление, но что это и как этим пользоваться не представляют. Правом некоторые из нас считают – действие, которое человек может совершить, и ничего ему за это не будет. Обязанность – это действие, которое мы должны совершать, иначе будет нехорошо.

Например, каждый человек обладает возможностью работать там, где он хочет. Это право предоставляет нам государство. И каждый человек обязан, например, обеспечивать материально свою жизнь сам. В этом случае, перед нами то же самое государство имеет обязанность – обеспечивать нас при отсутствии нашей трудоспособности.

Так давайте разберемся более детально, что такое право и обязанность, чем эти два понятия могут пересекаться, и главное в чем отличие.

Понятие права

Права человека – это некоторые инструкции, которые в содействии с государством предполагают защиту свобод и достоинств личности. Иными словами человек обладает правами в правовом государстве. Правовое государство – это ограниченное государство, которое подвластно правилам.

Права человека можно классифицировать следующим образом:

  • Личные.
  • Политические.
  • Социальные (социально – экономические).
  • Культурные.
  • Экологические.

Личными правами считают гражданские права , считающиеся неотъемлемой частью любого человека. Защищают достоинства и свободы личности. Примером может служить – право на жизнь, право выбора вероисповедания.

Политические права характеризуют права человека в общественно – политической существовании государства. Например, равенство всех перед законом.

Социальное право гарантирует удовлетворенность финансовыми благами и неотъемлемо связанными с ними – духовными интересами. Например, право человека на труд.

Культурные права человека гарантируют его духовную реализацию. Например, каждый человек обладает правом на образование.

Экологическое право – основание человека претендовать на блага окружающей природы с целью удовлетворения своих потребностей. Например, право на верные данные об окружающей среде.

Права человека зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года, в Международных пактах о правах человека 1966 года, и непосредственно в государственных законах и конституции государств.

Понятие обязанностей

Обязанность – это некое требование, предъявляемое к каждому человеку. Данные требования закреплены в конституции государства и защищены правой ответственностью. Тесно связывают личность по отношению к государству, представление его интересов и общества.

Обязанности можно классифицировать как:

  • Естественно – правовые.
  • Юридические.

Соответственно естественно – правовые обязанности отвечают основным непосредственным (естественным) правам человека. Обладателем считается общество и непосредственно человек. Например, праву на жизнь соответствует обязанность – не убей.

Юридические обязанности утверждены законодательством в согласовании с формированием общества. Обладатель – гражданин, государство (органы государства), которые отображены в позитивном праве. Позитивным правом принято считать своеобразный регулятор, который определяет верное или неверное поведение с точки зрения юриспруденции.

Обязанности также можно сгруппировать следующим образом:

  • Обязанность перед обществом (например, обязанность защищать окружающую среду)
  • Обязанность перед другими людьми (например, обязанность уважать права другого человека)
  • Обязанность перед собой (например, обязанность отвечать за свою жизнь).

Примером обязанности, регламентированной законом Российской Федерации, считается воинская обязанност ь (защита Отечества). Каждый мужчина, в возрасте 18 лет и старше, обязан отслужить в армии (за исключением частных случаев).

Первостепенные обязанности фиксируются в конституции государства и более подробно конкретизируются в законодательстве. Первым упоминанием об обязанностях человека принято считать Всеобщую декларацию прав человека от 1948 года

Чем объединены права и обязанности

Между правами и обязанностями существует взаимосвязь. Так права не могут существовать без обязанностей, или наоборот. Обязанности – это и есть реализация прав. Выполнение обязанностей каждым человеком считается основой реализации прав человека.

Объединив два понятие в одно, получим социальный статус человека. Общество, в свою очередь, это огромнейшая система. Оно должно быть устойчивым. Каждый человек должен быть ограничен, иначе в обществе будет преобладать хаос. Соответственно общество в такой ситуации погибнет.

Обязанности, права и свободы человека призваны обеспечивать равновесие, стабильность и динамику правового регулирования.

Отличие прав и обязанностей

Отличительных черт между правами и обязанностями можно выделить несколько. Собственные права человек должен знать сам, и бороться за них сам, его никто не принудит. Обязанности же диктуют человеку установку, что он должен сделать.

Человек решаем сам воспользоваться тем или иным правом, либо нет. А обязательство напротив, решает все за него.

За не использование любого права человек не несет никакой ответственности, а уйти от обязательства – значит быть наказанным. Неисполнение обязанности преследуется законом государства.

Права даны каждому человеку, независимо от его положения в обществе, психологического состояния здоровья, возраста. Круг лиц, на которых возложены обязанности, намного скромнее, и зависит напрямую от вышеперечисленных факторов.

Основные права и свободы человека и гражданина РФ отражены во Второй главе Конституции РФ. Объединим их в несколько групп:

1. Личные (гражданские): право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести, право на сопротивление насилию, на справедливый суд.

2. Политические: свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством.

3. Экономические: право на труд, право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.

4. Социальные: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.

5. Культурные: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.

За соблюдением прав человека следят не только государственные органы, но и уполномоченные лица. Гарантом прав и свобод человека является Президент РФ (ст. 80, п. 2 Конституции РФ). В 1996 г. в России была учреждена должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), в 2009 г. – Уполномоченного по правам ребенка.

Обязанности человека и гражданина. Они содержатся в Конституции РФ:

1. Соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15, п.2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, п. 3).
3. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38, пп. 2,3).
4. Получение основного общего образования (9 классов) (ст. 43, п. 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (ст. 44, п. 3).
6. Уплата налогов и сборов (ст. 57).
7. Бережное отношение к природе и окружающей среде (ст. 58).
8. Защита отечества (ст. 59).

Правоспособность – способность иметь права и обязанности согласно законам России (появляются с рождения). Например, право на жизнь, имя, достоинство.

Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности (приобретаются постепенно). Например, малолетние дети от 6 до 14 лет могут совершать только мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут с разрешения родителей совершать различные сделки, распоряжаться своим заработком, иметь авторские права.

Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения:
с 14 лет – частичная уголовная и гражданская ответственность;
с 16 лет – полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность;
с 18 лет – полная гражданская ответственность.

Международный билль о правах человека состоит из пяти документов:

1. Всеобщая декларация прав человека(10 декабря 1948 г.);
2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
3. Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
4. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах - Положение о порядке рассмотрения индивидуальных жалоб (1966);
5. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Изложенный материал необходимо знать не только для подготовки к ЕГЭ. Чтобы вписываться в общественную систему и чувствовать себя уверенно, прежде всего, мы должны хорошо знать свои права и обязанности!