Права человека и их значение. Проблемы защиты прав человека

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, они проистекают из естественного права. Эти права носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается.

Такими являются следующие права:

  1. на жизнь. Никто не может быть в произвольном порядке лишен жизни. Оно предполагает проведение государством миролюбивой политики, которая исключает конфликты и войны. В мирных условиях гарантия данного права не сводится к запрещению убийства, государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью и особенно с террористическими акциями. Также гарантиями этого права служат системы здравоохранения, охраны от несчастных случаев на производстве, профилактики дорожно-транспортных происшествий, пожарной безопасности и др.;
  2. достоинства личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других;
  3. на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые непротивоправные поступки. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, которая охватывает его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь;
  4. на частную жизнь. Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон его личной жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних глаз;
  5. на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, которые предусмотены федеральным законом, или на основании судебного решения.
  6. Правом на охрану жилища пользуются лица, которые являются его собственниками, арендаторами или проживающие по договору найма;
  7. на национальную принадлежность;
  8. на свободу передвижений и местожительства. Этого права лишены все лица, которые проникли в страну с нарушением визового режима или законодательства о въезде;
  9. на свободу совести и вероисповедания. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
  10. на свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

К ним также можно отнести:

  1. право на экономическую деятельность;
  2. право частной собственности;
  3. трудовые права и свободы;
  4. право на защиту материнства;
  5. право на социальное обеспечение;
  6. право на жилище;
  7. право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  8. право на благоприятную окружающую среду;
  9. право на образование, свободу творчества;
  10. право на участие в культурной жизни.

Права и свободы традиционно делятся в науке на 3 группы: 1) личные; 2; политические; 3) экономические, социальные и культурные. (однако деление условно, и права и свободы одной группы могут являться содержанием другой). Личные права и свободы граждан называются личными потому, что принадлежат человеку и гражданину, так как он является индивидом, представителем человеческой общности. Большинство личных прав и обязанностей носят абсолютный характер, т. е. являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению (хотя всё же могут ограничиваться в экстраординарных ситуациях, например, в режимах чрезвычайного или военного положения). К личным правам относятся:

1. Право на жизнь.

Гарантии права на жизнь: в ст. 20 Конституции РФ говорится о "исключительности смертной казни", тем самым гарантируется право на жизнь. Смертная казнь назначается лишь в исключительных случаях, за особо тяжкие преступления против жизни, и лишь при рассмотрении дела судом присяжных.

2. Право на личное достоинство.

В Конституции РФ закреплено: ничто не может быть основанием умаления. Принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и т.д.

3. П раво на свободу и личную неприко сновенность.

Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).

4. П раво на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.

Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его ≪среды обитания≫. Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна. Сбор хранение использование информации о частной жизни запрещено. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров, не иначе как по решению суда. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

5. Право на жилище.

Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища. Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением.

6. П раво на нац ионально-языковую идентификацию.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов РФ.

7. С вобод а совести и свобод а вероисповедания.

Свобода верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной религии, либо быть атеистом. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В то же время законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Свобода совести – более широкое понятие, чем свобода вероисповедания: это свобода исповедовать любые убеждения.

8. Право на свободное передвижение.

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства. Более подробно эти вопросы регулируются Законом РФ ≪О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации≫. Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

9. П раво на свободу мысли .

Право иметь любые мысленные убеждения. Родственно свободе совести. Не следует путать со свободой слова – она относится уже к политическим правам. Политические права от личных отличаются тем, что личные права касаются только самой личности, а политические затрагивают интересы других людей.

понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сфере.

П.Ч. являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно определяют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.

Свободная и полноценная реализация П.Ч. – один из основных признаков гражданского общества и правового государства.

В международном праве П.Ч. придается естественный и неотчуждаемый характер, они трактуются как основные недарованные, присущие от рождения.

Основные П.Ч. в действительности имеют культурно-историческую природу, закрепляют достигнутый уровень развития культуры и цивилизации.

Отличное определение

Неполное определение

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула “Люди рождаются свободными и равными” подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым, сколь угодно демократичным голосованием. “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (Конституция Российской Федерации. Ст. 17). Нередко вместо понятия “П.ч.” используется близкое ему по смыслу понятие “свободы человека”.

С т.зр. юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод человека, а также системы их защиты и механизма их реализации между ними трудно провести четкую границу. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948, употребляется даже формула “право на свободу” (“Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...”).

Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др. В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную неприкосновенность, свободу от жестокостей; право на неприкосновенность личной и семейной жизни; право на свободное передвижение; право на гражданство; право на защиту со стороны закона. Политические права включают: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении делами государства. В числе экономических прав: право собственности; право на труд и отдых. Социальные права включают: право на семейную жизнь, право на достаточный жизненный уровень. В культурные права входят: право на образование; право на участие в культурной жизни. Перечисленные П.ч. не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, его конституции. Существуют международные ин-ты защиты П.ч.

Понятие “П.ч.” является одним из центральных в социальных науках. Оно уходит своими идейными корнями в антич. философию и христианство, но начало утверждаться в социальной жизни только в 17- 18 вв., в период формирования капитализма.

Достаточно полная реализация П.ч. возможна только в развитом капиталистическом обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим П.ч., присоединилось подавляющее большинство современных государств, во многих из них провозглашаемые права остаются чистой декларацией. Попытка воплотить их в жизнь в странах, явственно тяготеющих к коллективистической форме социального устройства, неизбежно приводит к серьезным осложнениям. Идея “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” представляет собой постулат лишь индустриального индивидуалистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуальная свобода как данность не совместима с основными ценностями индустриального коллективистического (и, в частности, тоталитарного) общества, в числе которых не может быть автономии личности и связанных с нею индивидуальных прав и свобод. Характерно, что когда в 1960-е гг. коммунистическая Россия присоединилась к международным актам о П.ч., сами эти акты не публикова-

лись официально внутри страны. Борьба диссидентов за П.ч., разворачивавшаяся в 1965-1985, стала борьбой только за те права, которые уже были закреплены законами Советского Союза. Эта борьба являлась открытой, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей. И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.

Источник прав и свобод иногда усматривается в достоинстве человека. Как говорил Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы - значит отказаться от своего человеческого достоинства, от Пл., даже от обязанностей. Достоинство как предпосылка П.ч. является не моральным, присущим одним людям и отсутствующим у других, а универсальным социальным достоинством. Ссылка на достоинство, свойственное каждому человеку, представляет собой, однако, только первое приближение к объяснению П.ч. В разных обществах люди, обладающие по своей природе одинаковым достоинством, могут иметь очень разные права.

Обоснование П.ч. исходит из истолкования природы человека, или его сущности. Многообразные подходы к последней проблеме можно разделить на два типа, противопоставляя друг другу социологическое и антропологическое истолкование человека. Суть первого хорошо передает формула К. Маркса: человек есть совокупность общественных отношений. При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим ин-там, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от него”. Социологическое истолкование обычно противопоставляет антропологическому понятию природы человека социологическое понятие его сущности. Предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и перестала быть действующим фактором человеческой истории. Антропологическое истолкование, напротив, говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ходе нее, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь,

в существенной мере определяемая его собственными выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, культурной антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и непредопределенность, многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного Другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку сам определяет многие обстоятельства своей жизни. Только будучи свободным, человек является вменяемым и ответственным.

Социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь отражением социальных отношений, не способен иметь естественных, или природных, неотчуждаемых прав: только общество наделяет человека правами; никаких прав, принадлежащих ему от рождения, уже в силу того, что он человек, у него не может быть. Естественные права могут быть свойственны только антропологически понимаемому человеку.

Для коллективистического общества и его теоретиков характерен явный приоритет социологического человека над антропологическим; индивидуалистическое же общество отдает явное предпочтение антропологическому истолкованию человека. Соответственно, коллективистическое общество весьма неохотно говорит о П.ч., в то время как для индивидуалистического общества соблюдение этих прав является одной из основных его ценностей.

Понятие П.ч. плохо совместимо с идеей неограниченного государственного суверенитета. Нарушение П.ч. не является внутренним делом государства и допускает вмешательство со стороны других государстве целью восстановления данных прав. Такое вмешательство обычно носит характер политического и экономического давления, но может принимать и форму вооруженного конфликта. Суверенитет государства, в котором нарушаются П.ч., при этом оказывается существенно ограниченным.

О Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948; Азаров А.Я. Права человека. М., 1995; Панарин А.С. Философия политики. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 2000.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Введение.

Возникновение понятия “права человека”, т.е. осознание этой проблемы, как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V-VI вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и др. мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах конституции США (1791г.). непреходящее значение имеет французская Декларация прав и свобод человека и гражданина (1789г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию) до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948г.) Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод играет Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека, выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991г.) и Конституции РФ (1993г.) .

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не дарует права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от него индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Основные права и свободы человека – основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев и классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности.

Понятие прав человека.

В структуре прав человека главным выступает фундаментальное качество – достоинство: признание за человеком ценности как существа, наделенного разумом, волей и чувствами, независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие.

Человеческое достоинство превыше всего – абсолютно, не имеет степеней, принадлежит каждому и выражает абсолютную ценность и самоценность личности. Это высшее человеческое свойство, принадлежащее индивиду от рождения, - источник конституирования всех прав, которые призваны проявлять его и одновременно служить средством защиты, борьбы за него.

Ключевым правом человека в данном двуедином требовании предстает прирожденное, неизменное и неотчуждаемое право на свободу и равенство (именно в неразрывности, взаимосвязи между собой), являющееся квинтэссенцией достоинство, которое должно соблюдаться всегда, в первую очередь законодателем, потому что свобода и равенство, взятые порознь и реализуемые независимо друг от друга, не ведут к тождеству справедливости, а значит и тождеству человеческих прав.

Права человека опираются на принцип равного достоинства всех людей. Принадлежат каждому представителю человеческого рода, право на уважение его достоинства предполагает, что всякий должен чтить достоинство другого и всякий вправе рассчитывать на уважение своего достоинства со стороны общества.

Во взаимосвязях личности и общества достоинство имеет и нравственный аспект. С одной стороны, в нем проявляется чувство ответственности индивида, самооценка своей значимости, взаимоотношений со структурами общества и с другими людьми. С другой, - в нем же обнаруживается признание обществом и индивидами ценности и неповторимости каждого конкретного человека.

Все права и свободы складываются в систему прав человека – единое целое, состоящее, из взаимосвязанных прав первого, второго и третьего поколений. Система прав человека совместно с механизмами их гарантий имеют всемирное значение для человека, так как предстают средством защиты, предупреждений и преодоления глобальных угроз, создающих опасность его существованию.

Права человека делятся на основные, (конституционные) и остальные. Основные на уровне конституций и главных международных документов о правах человека закрепляют гуманистические идеалы общества, ограничивают власть и защищают человека от ее произвола. В принципе, конституция и существует для того, чтобы защищать человека.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова "каждый имеет право на...", "никто не может быть лишен...", "все". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеют право". Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Классификация прав и свобод.

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы:

политические;

экономические, социальные и культурные.

В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.

Личные права и свободы.

Эти права и свободы, также именуемые гражданскими, составляют основу, базу правового статуса человека. Большинство из них носит абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемы, но и не подлежащие ограничению. Далее я перечислю основные политические права и свободы.

1. Право на жизнь.

Данное право закреплено всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть в произвольном порядке лишен жизни. В Конституции РФ данное право закреплено в ст.20:

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрению его дела судом с участием присяжных заседателей.

Данное право налагает ряд обязанностей на государство. Прежде всего оно предполагает проведение государством миролюбивой политики, исключающей конфликты и войны. В мирных условиях гарантия данного права не сводится к запрещению убийства, государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, особенно с террористическими акциями. Также гарантиями этого права служат системы здравоохранения, охраны от несчастных случаев на производстве, профилактики дорожно-транспортных происшествий, пожарной безопасности и др.

2. Достоинства личности.

Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства. В Конституции РФ данная норма закреплена в ст.21, которая обладает абсолютным принципом:

1.Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2.Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным, или иным опытам.

Термин «права человека» в лексиконе человечества появилось сравнительно недавно, но на протяжении всей истории цивилизации многие школы философии, правоведения и богословия занимались вопросами, касающимися принципов защиты личности и мирного сосуществования культур. Можно лишь догадываться, когда впервые возникло представление о том, что определенные права и свободы присущи каждому мужчине и каждой женщине в равной степени и без ограничений просто потому, что они являются членами человеческой семьи. Начальные представления о таком понимании можно обнаружить в учениях выдающегося мыслителя 13-го века Фомы Аквинского и особенно в трудах философов 17-го и 18-го веков, таких как Джон Локк в Англии, Жан-Жак Руссо и Вольтер во Франции. Однако впервые концепция «прав человека» комплексно и последовательно излагается в важнейших документах 18-го века – американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина (хотя подавляющее большинство западных ученых того времени считало белых мужчин-землевладельцев «вышестоящими» представителями людского рода).

Став свидетелями ужасов и жестокости Первой мировой войны, люди осознали невозможность мирного сосуществования без равного отношения к другим нациям и уважения прав всех народов. Лига Наций стала первой попыткой создания всемирной межправительственной организации, которая позволила бы обеспечить мирное разрешение международных конфликтов, однако неспособность Лиги Наций прекратить агрессию стран оси Рим-Берлин-Токио (т. е. Италии, Германии и Японии) в течение 1930-х годов разрушила надежды на всеобщий мир и процветание. В тоже время, Лига Наций уделяла внимание не столько проблемам отдельных людей или групп людей, сколько интересам государств.

Термин «права человека» был впервые употреблен в Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 года, подписанной представителями 26 государств, противостоявших странам оси. В Декларации отмечается, что победа необходима «…для сохранения человеческих прав и справедливости как в их собственных странах, так и в других странах». В 1945 году в конце Второй мировой войны представители пятидесяти стран собрались в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, США для разработки проекта Устава Организации Объединенных Наций , чтобы заново создать межправительственную организацию способную укрепить мир на основе сотрудничества. В дополнение к заявлениям о поддержании международного мира и безопасности в статье 1 Устава говорится, что целью Организации Объединенных Наций является: «осуществлять международное сотрудничество… в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Это утверждение становится еще более значительным, когда мы узнаем, что ни преставления о том, что каждый человек имеет определенные права и основные свободы, которые должны соблюдаться всеми другими людьми и организациями, ни понятия о том, что каждый гражданин имеет определенные политические права и свободы, которые должны соблюдаться правительством его страны, вплоть до этого момента не получали международного признания. Таким образом, Устав подтвердил важность защиты основных прав и свобод каждого человека и каждого народа не только для благополучия и реализации человеческого потенциала на местном и национальном уровне, но и для безопасности и развития международного сообщества в целом.

Устав ООН, однако, не дает ответа на один ключевой вопрос: какие именно права человека и свободы принадлежат каждому мужчине и женщине? Частичный ответ на этот вопрос был дан во от 10 декабря 1948 года, в которой изложено общее представление государств-членов ООН о правах человека и основных свободах. Декларация была действительно прогрессивной, поскольку в ней в качестве подлинных прав человека квалифицировалось то, что до сего времени считалось не чем иным, как социальными и культурными устремлениями. Так называемый Международный билль о правах человека – собирательный термин, применяемый к четырем международным документам (Всеобщей декларации прав человека , а также и факультативным протоколам к нему), заложил фундамент, на основании которого было составлено большое число других соглашений, конвенций и деклараций. На протяжении многих лет были разработаны отдельные документы в области прав человека, в которых рассматривались вопросы, касающиеся расширения и усиления прав и свобод конкретных групп населения и народов, таких как женщины, дети, коренные народы, этнические меньшинства, инвалиды, колонизированные народы и , борющиеся с тоталитарными режимами, и это всего лишь некоторые из них.

Проще говоря, права человека - это общепринятые принципы и нормы, поддерживающие высокий уровень нравственности и позволяющие каждому члену человеческой семьи полностью реализовать свой потенциал и жить в атмосфере свободы, справедливости и мира. Они включают в себя как «традиционные» гражданские, и политические права, так и недавно признанные экономические, социальные и культурные права. Содержание прав человека непрерывно расширяется и со временем может быть дополнено правами, все еще находящимися в процессе разработки и формулирования, такими как право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду и право на развитие. Межправительственные организации, такие как Организация Объединенных Наций, Совет Европы, Организация американских государств и Организация африканского единства, а также неправительственные организации и отдельные ученые и мыслители во всем мире активно занимаются вопросами, касающимися дальнейшего развития и конкретизации концепции прав человека. Процесс совершенствования правовой системы неотъемлемых прав и свобод каждого человека все еще продолжается и, возможно, никогда не прекратится. Права человека и основные свободы представляют собой основные моральные ценности нашего современного мира и, таким образом, являются истинным выражением совести человечества.