Политические основы конституционного строя российской федерации. Конституционный строй

Россия, как и большинство других стран мира, имеет основной закон - Конституцию. Тем самым организуется, как считают многие современные исследователи, особый строй, в рамках которого осуществляется политическое управление государством. Каковы его особенности? Что такое конституционный строй в видении исследователей? Каковы критерии, по которым определяется соответствие ему политических систем современных государств?

Что такое конституционный строй?

Термин "конституционный строй", понятие и элементы, его характеризующие, вошли в научный оборот и получили законодательное закрепление достаточно недавно. Их возникновение многие исследователи связывают с разработкой и принятием в России самостоятельной Конституции. Которая считается основным законом государства. Безусловно, само возникло в мировой политической теории достаточно давно. Первые образцы соответствующих источников права были внедрены в практику государственного управления в 18-19-м веках. Была своя Конституция в СССР. Однако научные исследования соответствующего типа строя активно начались только после начала в нашей стране демократических преобразований в конце 80-х. Таким образом, некоторые исследователи считают, что понятие основ конституционного строя, критерии, позволяющие определить, присутствует ли он в государстве и в рамках каких механизмов функционирует, имеют научную природу.

Сама по себе конституционность существует давно, но научные школы, в которых осуществляется ее исследование, по крайней мере в России, - совсем молодое явление. Направленность соответствующих наработок ученых в основном сконцентрирована на проблематике, отражающей реализацию конституционных принципов в РФ. А также на сопоставлении достигнутых государственной системой нашей страны результатов и создании суверенной модели политического управления с образцами, функционирующими за рубежом. При этом рассматриваются как страны с богатой демократической историей, так и государства, которые, как и Россия, переходили из социалистической модели развития в капиталистическую. Понятие конституционного строя РФ, определяемое учеными нашей страны, сопоставляется с теоретическими наработками зарубежных коллег. И наоборот - происходит обмен научным опытом.

Понятие конституционного строя российские политологи чаще всего связывают с системой отношений между людьми, которая на законодательном уровне закрепляет статус ключевых механизмов государственного управления. Применительно к демократическим странам основной задачей функционирования соответствующих институтов признается реализация прав и свобод человека. Но бывают разные политические режимы - в частности те, которые по ряду критериев трудно признать демократическими. Принципы конституции в таких государствах, тем не менее, могут быть реализованы. По крайней мере так считают многие политологи.

Конституция и демократия

Впрочем, есть точка зрения, согласно которой понятие конституционного строя несовместимо с государствами, в которых нет места традиционным демократическим правам и свободам. С теми, где в основу политического управления заложены принципы авторитаризма или тоталитаризма. Основной аргумент сторонников данной точки зрения: конституционные нормы при подобных режимах попросту не могут быть в достаточной мере защищены. То есть государство, где, к примеру, все решает один человек или группа лиц при авторитаризме, неспособно стабильно выполнять условия общественного договора.

Таким образом, ключевой критерий конституционности, согласно распространенной точке зрения, - присутствие правовых механизмов, базируемых на демократических началах. Как правило, это обозначает выстраивание политической системы в государстве по образцу западных стран. В которых демократическая традиция существует очень давно. Сущность подобных механизмов предполагает, прежде всего, стабильность в выполнении государством условий общественного договора. Чего не всегда можно достичь в авторитарных и когда уходит из-под контроля населения страны.

Ключевые основы конституционного строя

Рассмотрим, в чем заключается понятие основ конституционного строя. Многие исследователи считают корректным следующее определение: основы конституционного строя - это механизмы общественной, политической и экономической природы, позволяющие создать базис для воспроизводства прав и свобод человека и иных способов реализации интересов населения страны. Например, ключевые экономические основы конституционного строя - это, если следовать распространенной трактовке, институт частной собственности, предпринимательства, независимость судов. Те, что принято считать политическими - это властные институты, система делегирования управленческих полномочий в рамках федеральной модели, на уровне местного самоуправления. В свою очередь, общественные основы конституционного строя - это характеристики общества, предполагающие готовность граждан к участию в политическом процессе, например, соответствующий уровень образования, воспитания.

Таким образом, политические, социальные или экономические основы конституционного строя обеспечивают целесообразность выработки правовых норм, в рамках которых государство и общество в лице его отдельных субъектов (граждан или, например, предпринимателей) будут выполнять свою часть общественного договора.

Признаки конституционного строя

Политологи выделяют следующие признаки, характеризующие конституционный строй. Прежде всего, это, собственно, формы функционирования государства - часто в отличительном аспекте, когда можно выделить особенности одного государства, делающие его политическую систему непохожей на ту, что сформирована в другом. Есть страны, обладающие отличительными признаками в аспекте административно-политического устройства, но с одинаковыми принципами реализации демократических процедур, например, РФ - страна федеральная, Франция - унитарная, но в обоих государствах президент избирается всем населением. В свою очередь, США - государство, по административно-политическому профилю близкое к РФ, но демократические процедуры у американцев реализованы по иным принципам.

Другая совокупность признаков, сущность которых отражает ключевые принципы конституции, - характеристики механизмов, в рамках которых происходит реализация интересов населения страны. Государство, если следовать распространенному толкованию его сущности, - это продукт общественного договора. Население некоторой территории и власть, которую народ выдвигает, избирает или признает легитимной по каким-либо основаниям, заключают контракт, по которому ключевые жизненные интересы людей должны быть реализованы в политической системе. Собственно, на практике это чаще всего реализуется в рамках правового подхода, который, согласно распространенной точке зрения, является ключевым критерием конституционности.

строя РФ

Основы конституционного строя - политические, институциональные, экономические, которые применимы к российской государственности, изложены, что вполне логично, в основном законе РФ. Перечислим соответствующие базовые принципы. Конституция России, прежде всего, провозглашает демократические ценности. Это можно пронаблюдать на примере сразу нескольких формулировок основного закона государства. В частности, в 1 Статье Конституции так и сказано: Россия - есть демократическое государство. Также в документе есть формулировки, отражающие тот факт, что главным носителем суверенитета и источником власти в РФ является народ страны. А демократия, как известно, - это народовластие.

Назовем иные примечательные характеристики конституционного строя России, которые можно обнаружить, проанализировав основной закон нашего государства. Например, в нем уделяется внимание таким аспектам, как высшая ценность человеческих прав и свобод, государственное управление по принципам федерализма и делегирования полномочий на муниципальные уровни, реализованное в республиканской модели, разделение властей, присутствие политического плюрализма, многообразие различных форм собственности.

Российская модель конституционности

Понятие конституционного строя Российской Федерации некоторые исследователи связывают с историческими принципами реализации государственной власти в нашей стране. Есть теория, согласно которой Конституция - это, скорее, рамочный механизм, отражающий права и свободы с целью приближения политической системы страны к европейским, западным моделям. Которые после перестройки и перехода экономики с социалистической модели на капиталистическую стали считаться образцами, к которым следовало стремиться. Но практика государственного строительства последних лет, как считают некоторые ученые, показывает, что создание Конституции в той форме, которая сейчас работает, только лишь отчасти обеспечивает соответствие развития России вызовам, предопределяемым особенностями исторического развития. Возможно, считают ученые, конституционность западного образца в полной мере и несовместима с реалиями политического и социального устройства РФ. И потому практическая значимость исследования рассматриваемого явления может иметь значение в аспекте извлечения полезного опыта, но не копирования западной модели.

Можно также отметить, что в числе самых развитых стран мира есть те, в которых не принята Конституция как основной закон. К таким относится, например, Великобритания. Этот факт, полагают исследователи, может свидетельствовать о необходимости пересмотра текущих принципов организации политического управления в РФ в пользу более суверенных, адаптированных, как мы уже сказали, к исторической специфике развития страны, моделей. Так или иначе, у России есть Конституция, которая, как признают многие международные эксперты, по структуре своей, а также по содержанию формулировок вполне на уровне тех законов, что приняты в государствах с развитыми демократическими традициями.

Соотнесение государственного строя и конституционного

Некоторые исследователи предпочитают разграничивать понятие конституционного строя и государственного. При этом, что интересно, можно выделить сразу две группы точек зрения на этот счет. Есть версия, что понятие конституционного строя государства следует трактовать более широко. Это аргументируется комплексностью, многогранностью данного явления. В то время как государственный строй, по мнению исследователей, может ограничиваться наличием механизмов, в недостаточной степени подходящих под определение правовых. Такое явление, как закон в современной его трактовке, люди придумали сравнительно недавно. Однако долгое время государства функционировали в рамках так называемого традиционного права, часто неписанного. Оно не характеризовалось стабильностью и воспроизводимостью с течением времени, как это осуществляется в рамках конституционного строя.

Есть и другая точка зрения. Она, в принципе, логически исходит из первой. В соответствии с ней, понятие конституционного строя РФ и других современных государств значительно уже, чем соответствующий признак, характеризующий государственность. Но просто потому, что сегодня практически все страны мира внедрили, так или иначе, конституционные принципы. По сути дела, первый термин сторонники данной точки зрения считают частным случаем второго. Поскольку конституционный строй сегодня, как правило, - неотъемлемый элемент государственного. Он призван быть составной частью политической системы, отвечающей за закрепление принципов управления страной и, как мы уже отметили выше, реализацию механизмов выражения интересов народа. Понятие и принципы конституционного строя, полагают исследователи, должны быть непосредственно связаны с правом. Рассмотрим соответствующий аспект более подробно.

Конституционный строй и право

Понятие конституционного строя непосредственно связано с правовой системой. Законодательное закрепление положений, регулирующих механизмы организации политического управления, а также реализации интересов народа - один из ключевых критериев конституционного строя. Здесь уместно говорить о некоторой субординации соответствующих источников норм. Например, конституционное право РФ характеризуется присутствием законов нескольких уровней, которые находятся в соподчинении по степени юридической значимости. Что представляет собой данная классификация?

Конституция как основной закон государства

На верхней ступени в правовой системе РФ стоит, собственно, Конституция. В ней отражены базовые принципы государственного управления, а также представления интересов населения страны. Ни один другой закон не должен противоречить Конституции. В свою очередь, органами власти могут издаваться вспомогательные правовые акты с целью реализации отдельных положений основного источника норм в государстве. Предполагается, что основы конституционного строя (политические, экономические, социальные) должны стать базой для развития страны в аспекте правового регулирования процессов, проходящих на уровне взаимодействия субъектов общественных отношений.

В непосредственной субординации к основному источнику права в РФ находятся законы - федеральные, а также конституционные. Им, в свою очередь, должны соответствовать региональные источники норм регулирования. В свою очередь, в субординации к ним находятся правовые акты, принимаемые на уровне муниципалитетов.

Согласно правовой традиции, устоявшейся во многих развитых странах, основной закон - это источник, обладающий высшей юридической силой. в полной мере отражает этот принцип. И это прослеживается не только в аспекте отмеченной выше субординации правовых актов. В частности, какие-либо изменения в текст конституции принимаются посредством гораздо большего количества процедур, чем принятые любых других источников норм регулирования. Таким образом обеспечивается защита конституционного строя. Система регламентации процедур, в рамках которых принимаются законы, один из ключевых ее критериев.

Механизмы защиты конституционного строя

Например, законы в РФ разрабатываются Федеральным Собранием, а принимаются при согласовании с органами исполнительной власти и президентом страны. Да, безусловно, процедура их принятия относительно сложна. Однако нужно иметь в виду, что Федеральное Собрание - орган, функционирующий на регулярной основе. И потому теоретически вносить изменения в законы или принимать новые оно может с достаточно большой периодичностью. В свою очередь, внести изменения в основной источник права в России может только Конституционное Собрание. При этом его полномочия ограничены. Некоторые положения Конституции менять нельзя, а если реалии социально-политического развития и другие факторы того требуют, осуществляется разработка нового основного закона страны. Он должен быть принят двумя третями от общего количества депутатов Конституционного Собрания либо населением страны на всероссийском референдуме.

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем . В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (например, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.

Исключительные признаки конституционного строя

Необходимыми признаками конституционного строя являются:

  • народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;
  • нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституционный строй" в других словарях:

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ, система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и конституционно правовыми актами государства (см. ГОСУДАРСТВО). Конституционный строй не следует отождествлять с… … Энциклопедический словарь

    Юридический словарь

    Конституционный строй - (англ. constitutional system) в конституционном праве форма организации государства, включающая систему базовых политических, экономических и социальных отношений, закрепленных в его конституции, охраняемых конституцией и др … Энциклопедия права

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного закона и другими конституционно правовыми актами система основополагающих общественных отношений. К.с. это единый государственно… … Юридическая энциклопедия

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это народовластие (народный суверенитет); наличие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Конституционный строй - это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами конституции, возникающих по поводу организации центральных (федеральных) органов государственной власти и… … Большой юридический словарь

    конституционный строй - система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно правовыми актами определенного государства. К.с. не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от… … Большой юридический словарь

    Представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона и другими конституционно правовыми актами система основополагающих общественных отношений. К. с. это единый государственно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно правовыми актами государства. В отличие от государственного строя, К.с. всегда предполагает наличие в государстве… … Энциклопедия юриста

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - (constitutional order/system) государственное устройство, отвечающее установлениям Конституции … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Книги

  • , . В издание включены Конституция и законодательные акты Аргентинской Республики - одной из крупнейших стран Южной Америки. Предлагаемые документы ознакомят читателя с основами конституционного…
  • Аргентинская Республика. Конституционный строй. Права человека. Выборы , Миронов Н.М.. В издание включены Конституция и законодательные акты Аргентинской Республики - одной из крупнейших стран Южной Америки. Предлагаемые документы ознакомят читателя с основами конституционного…

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.

К основам конституционного строя относятся основы, присущие каждому конституционному государству - демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

Среди основ конституционного строя имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Не являются многие конституционные государства и республиками (например, Англия, Дания, Швеция и многие другие). Включение федерализма, суверенитета и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации обеспечивается желанием законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что эти основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации они создают наиболее благоприятную среду для реализации всех других принципов российской государственности. И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они в совокупности конституируют государство и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации Ст. 16 Конституции Российской Федерации.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с послед.изм.и доп. от 30.12.2008г№6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)//Российская газета от 25.12.1993г., №237.. При этом никакие другие положения действующей Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституция России регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Ведущая роль в регулирующих конституционного строя России принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

2. Основы конституционного строя:

Демократизм (народный суверенитет);

Разделении властей;

Идеологическое и политическое многообразие;

Признание и гарантирование местного самоуправления,

Правовое государство (конституционное государство);

Федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

1. Конституционный строй и конституционное государство.

Конституционный строй - определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. В более узком понимании конституционным строем государства являются лишь такие форма и способ организации государственной власти, которые характеризуют его как конституционное государство. Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признаёт права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

2. Основы конституционного строя.

Основы конституционного строя - основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений. Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.

3. Политические и духовные основы конституционного строя.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократический характер государства, демократический политический режим выражается прежде всего в народовластии а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, местном самоуправлении, политическом многообразии, многопартийности, свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности.

Для правового государства характерны верховенство права (обязательность правовых норм как для граждан и организаций, так и для государства), верховенство закона (в системе правовых норм), разделение властей (признаки демократического политического режима и правового государства во многом пересекаются), соблюдение и защита прав и свобод человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство характеризует территориальную организацию государства, правовые отношения между государством в целом и его частями. Федеративное устройство РФ основывается на государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства, форму правления Российской Федерации можно определить смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику, сочетающую признаки президентской и парламентской республики. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Согласно статье 4 Конституции суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. Духовные основы конституционного строя. Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4. Экономические и социальные основы конституционного строя.

Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы).

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Новая классификация основ конституционного строя.

Новая классификация подразделяет основы конституционного строя на три группы.

К первой группе относятся основы организации государственной власти, такие, как народовластие, государственный суверенитет, федерализм, единство системы государственной власти, принцип разделения властей, местное самоуправление, верховенство права, членство России в мировом сообществе, приоритет международно-правовых норм.

Вторая группа - основы взаимоотношений государства и человека: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанность государства по их признанию, соблюдению, защите.

Третья группа - основы организации жизни гражданского общества: социальный характер государства, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, идеологическое и политическое многообразие, светский характер государства.

-: Государственной Думой;

-: Советом Федерации.

I : {{97}} k = a

S : Термин «муниципалитет» появился:

+: в Древнем Риме;

-: в Древней Греции;

-: в Средневековой Франции;

-: в Австро-Венгрии.

I : {{98}} k = a

S: К правовым источникам избирательного права в РФ относятся:

-: Конституция РФ;

+: Федеральные законы;

-: Указы Президента РФ;

-: нормативные акты Центральной избирательной комиссии;

I : {{99}} k = a

S: Принципы избирательного права:

-: прямое избирательное право;

-: равное избирательное право;

-: обязательное избирательное право;

+: всеобщее избирательное право.

I : {{231}} k = a

S : Формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:

+: местный референдум;

-: выборы губернатора области;

-: установление местных налогов и сборов;

-: правотворческая инициатива граждан.

I : {{100}} k = a

S : Полномочиями в области местного самоуправления обладают:

-: органы государственной власти РФ;

-: органы государственной власти субъектов РФ;

+: органы местного самоуправления;

-: должностные лица местного самоуправления.

I : {{101}} k = a

S : Имеет ли каждое муниципальное образование свой бюджет?

-: имеет, если для этого имеются собственные источники поступления бюджетных средств;

-: нет; бюджет муниципального образования формируется из средств, выделяемых субъектами РФ.

I : {{102}} k = a

S : Первый декрет «О Государственной прокуратуре» после Октябрьской революции был опубликован в:

I : {{103}} k = b

S : Наименование прокурор означает:

-: Генеральный прокурор РФ;

-: советники и помощники Генерального прокурора РФ;

-: помощники Главного военного прокурора;

+: все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники;

I : {{104}} k = a

S : Принцип независимости прокуратуры заключается в:

-: осуществлении деятельности только на основе закона;

+: недопустимости вмешательства в ее деятельность и оказания какого-либо воздействия органов власти;

-: наличии специальных мер защиты прокуроров и следователей;

-: отсутствии обязанности информировать кого-либо о своей деятельности.

I : {{105}} k = a

S : Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту:

+: прав, свобод и законных интересов граждан;

-: неопределенного круга лиц или интересов;

-: интересов Российской Федерации;

-: любого гражданина РФ.

I : {{106}} k = a

S : Прокуратура осуществляет надзор:

+: за исполнением законов на территории России и субъектов РФ;

-: за исполнением Конституции РФ;

-: за исполнением Постановлений Пленума Верховного Суда РФ;

-: за исполнением решений Конституционного Суда РФ.

I : {{107}} k = a

S : Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений закона:

-: право опротестования правовых актов;

+: возбуждение уголовного дела;

-: возбуждение дела об административном правонарушении;

-: право отмены правовых актов.

I : {{109}} k = a

S : Лицом, участвующими в деле, является:

-: свидетель;

+: прокурор;

-: представитель.

I : {{110}} k = a

S : Последней из перечисленных стадией судебного разбирательства являются:

+: судебные прения;

-: исследование доказательств;

-: разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле;

-: проверка явки участников процесса.

I : {{111}} k = b

S : Исправление недостатков судебного решения возможно посредством:

-: принятия нового решения;

+: обжалования решения;

-: принятия дополнительного решения;

-: принятия разъясняющего постановления.

I : {{112}} k = a

S : В порядке особого производства суд рассматривает дела:

-: об установлении факта нахождения на иждивении;

- : об установлении трудового стажа;

+: об установлении факта рождения;

-: об установлении факта распоряжения имуществом.

I : {{113}} k = a

S : Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является:

-: Правительство Российской Федерации;

+: Федеральное Собрание Российской Федерации;

-: Конституционный Суд Российской Федерации;

-: Президент Российской Федерации.

I : {{114}} k = a

S : Кто является Верховным Главнокомандующим вооруженных сил РФ?

-: министр обороны;

-: начальник Генерального штаба;

+: Президент РФ;

-: Председатель Государственной Думы Российской Федерации.

I : {{115}} k = a

S : Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации:

-: уставом республики;

+: конституцией республики;

-: федеральным законом;

-: нет правильного ответа.

I : {{116}} k = a

S : Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности

-: с 21 года;

-: с 14 лет;

+: с 18 лет;

-: нет правильного ответа.

I : {{117}} k = a

S : Слово «Конституция» образовано от латинского constitution , что означает:

-: согласие;

-: система взглядов;

+: установление;

-: правила.

I : {{118}} k = a

S : В систему органов правосудия Российской Федерации входят:

-: Конституционный Суд РФ;

-: Верховный Суд РФ;

-: военные суды РФ;

+: все ответы верны.

I : {{119}} k = a

S : Высший орган федеральной исполнительной власти, то есть коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране – это:

+: Правительство РФ;

-: Федеральное Собрание РФ;

-: Президент РФ.

-: все ответы верны;

I : {{120}} k = a

S : Конституционное право РФ связано с:

-: политикой;

+: государственным строем;

-: политической системой;

-: правами и свободами человека и гражданина.

I : {{121}} k = a

S : Конституционное право в тоталитарном государстве:

-: реально регулирует конституционно-правовые отношения;

-: защищает права и свободы человека и гражданина;

+: формально существует.

-: все ответы верны;

I : {{122}} k = a

S : Конституционное право в демократическом государстве:

+: юридическая основа демократии;

-: основополагающая отрасль права;

-: ограничивает права и свободы человека в интересах общества на основе права;

-: свод традиций народовластия.

I : {{123}} k = a

S : Предметом конституционного права является:

-: конституционный строй государства;

-: отношения человека с обществом;

-: основы гражданского общества;

+: все ответы верны.

I : {{125}} k = a

S : К признакам конституционной нормы относится:

-: нормативность;

-: формальная определенность;

+: гарантии государства;

-: гарантии общества.

I : {{126}} k = a

S : К источникам конституционного права РФ относятся:

+: конституции;

-: декларации;

-: подзаконные нормативные акты;

-: акты органов местного самоуправления.

I : {{127}} k = a

S : Субъекты конституционно-правовых отношений:

+: государство;

-: физические лица;

-: органы местного самоуправления;

-: юридические лица.

I : {{128}} k = a

S : Первый в истории России акт о гражданских свободах:

-: Манифест от 1861 г.;

-: нет правильного ответа;

I : {{129}} k = a

S : Действующая Конституция РФ принята:

+: путем Референдума;

-: после распада СССР;

-: Верховным Советом России;

-: Федеральным Собранием РФ.

I : {{130}} k = a

S : Конституция РФ - это:

-: результат соотношения сил в классовой борьбе;

+: основной юридический документ;

-: социальный компромисс;

-: выражает интересы экономически господствующего класса.

I : {{131}} k = a

S : Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

-: государство;

-: Парламент.

I : {{132}} k = a

S : К признакам конституционного строя относится:

-: государственный контроль за общественной жизнью:

-: государство действует в соответствии с Конституцией;

+: реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

-: конституционная регламентация экономики.

I : {{133}} k = a

S : Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее:

-: государство решает основные вопросы жизнеобеспечения человека;

-: индивидуальный выбор образа жизни и действий;

-: коллективизм;

+: приоритет человека над государством.

I : {{134}} k = a

S : К основным обязанностям государства в сфере прав и свобод человека и гражданина относятся:

-: признание прав и свобод;

-: предоставление прав и свобод;

-: соблюдение прав и свобод;

+: защита прав и свобод.

I : {{135}} k = a

S : Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

-: государство не вправе ограничивать действия людей;

-: человек не имеет обязанностей перед государством;

+: осуществление прав одними не должно нарушать прав других;

-: государство имеет только обязанности перед гражданином.

I : {{136}} k = a

S : Народ может осуществлять свою власть:

-: через органы государственной власти;

-: через органы местного самоуправления;

-: через Референдум;

+: все ответы верны.

I : {{137}} k = a

S : Верховенство в РФ имеют:

+: Конституция РФ;

-: конституции субъектов Федерации на соответствующей территории;

-: Федеральные законы;

-: акты органов местного самоуправления на соответствующей территории.

I : {{138}} k = a

S : Государственное устройство России:

-: унитарное;

+: федеративное;

-: республика;

-: конфедерация.

I : {{139}} k = a

S : Количество субъектов РФ:

I : {{140}} k = a

S : Федеративное устройство РФ основано на:

+: государственной целостности;

-: принципе разделения властей;

-: единстве системы государственной власти;

-: самоопределении народов.

I : {{141}} k = a

S : Гражданство РФ приобретается и прекращается:

+: в соответствии с Федеральным законом;

-: в соответствии с Указом Президента РФ;

-: в соответствии с Инструкцией МВД РФ;

-: в соответствии с международным правом.

I : {{142}} k = a

S : Демократическое государство предполагает:

-: наличие гражданского общества;

-: безусловное право на публичные мероприятия;

-: осуществление представительной демократии;

+: обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

I : {{143}} k = a

S : К характеристике России как социального государства можно отнести:

-: установление государственных пенсий, пособий;

-: обеспечение всех граждан рабочими местами;

+: охрана труда и здоровья людей;

-: установление гарантированного МРОТ.

I : {{145}} k = a

S : Природные ресурсы в РФ могут находиться в:

-: частной собственности;

+: государственной собственности;

-: муниципальной собственности;

-: иных формах собственности.

I : {{146}} k = a

S : Разделение властей в РФ это:

+: разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти;

-: разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации;

-: порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства;

-: система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

I : {{147}} k = a

S : Федеральную государственную власть в РФ осуществляют:

+: Президент РФ;

-: Генеральный прокурор РФ;

-: Председатель Конституционного Суда РФ;

-: Правительство РФ.

I : {{148}} k = a

S : Местное самоуправление в РФ:

-: формируется по усмотрению населения;

-: одна из форм осуществления народом своей власти;

-: признается и гарантируется Конституцией РФ;

+: это один из уровней государственной власти РФ.

I : {{150}} k = a

S : Идеологический и политический плюрализм предполагает:

-: запрещение устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной;

+: равенство всех общественных объединений перед законом;

-: возможность из множества партий выдвигать правящую партию, если это соответствует интересам народа;

-: запрещение общественных объединений, выступающих против существующего режима.

I : {{151}} k = a

S : В России как светском государстве:

-: религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

-: некоторые конфессии имеют привилегированное положение;

+: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

-: религиозные объединения не участвуют в политической жизни страны.

I : {{152}} k = a

S : Права человека в РФ:

-: происходят из позитивного права;

+: имеют фундаментальный характер;

-: могут быть ограничены государством.

I : {{153}} k = a

S : Права гражданина в РФ:

+: происходят из позитивного права;

-: происходят из естественного права;

-: происходят из обычаев;

-: являются ограничителем равенства между людьми.

I : {{154}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены в целях:

+: обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-: развития экономики и повышения уровня жизни;

-: защиты нравственности;

-: идеологической борьбы.

I : {{155}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены:

-: Федеральным законом;

+: Указом Президента РФ;

-: Законом субъекта Федерации;

-: Резолюцией Совета безопасности ООН.

I : {{156}} k = a

S : Конституция РФ устанавливает, что смертная казнь:

+: регламентируется только Федеральным законом;

-: может быть назначена только судом присяжных заседателей;

-: в военное время может быть назначена в упрощенном порядке;

-: может быть осуществлена по приговору Международного суда.

I : {{157}} k = a

S : Смертная казнь в РФ применяется:

-: в исключительных случаях;

+: не применяется;

-: не применяется только при помиловании;

-: при военном положении.

I : {{160}} k = a

S : Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется:

-: Президентом РФ;

-: государством;

-: профсоюзами.

I : {{161}} k = a

S : Содержание под стражей допускается в РФ:

-: по постановлению следователя;

+: по решению суда;

-: по Указу Президента.

I : {{162}} k = a

S : Право на неприкосновенность частной жизни включает:

-: личную и семейную тайну;

-: защиту чести и доброго имени;

+: личную неприкосновенность.

I : {{163}} k = a

S : К гарантиям права на неприкосновенность частной жизни относится:

+: неприкосновенность жилища;

-: запрет на распространение информации о частной жизни лица без его согласия;

-: обязанность компетентных органов обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

-: свобода передвижения.

I : {{164}} k = a

S : Неприкосновенность жилища может быть нарушена:

-: на основе Федерального закона;

+: на основе Судебного решения;

-: по постановлению прокурора;

-: по постановлению следователя.

I : {{165}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ:

-: человек обязан указывать свою национальность;

-: человек вправе указывать свою национальность;

+: никто не может быть принужден к указанию своей национальности;

-: человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу.

I : {{166}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

-: каждый может свободно выезжать за пределы РФ;

-: каждый может беспрепятственно возвращаться в РФ;

+: каждый имеет право свободно передвигаться;

-: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место пребывания и жительства.

I : {{168}} k = a

S : Свобода совести и свобода вероисповедания:

-: понятия тождественные;

+: понятия самостоятельные;

-: понятия противоположные;

-: понятия взаимодополняющие.

I : {{169}} k = a

S : Свобода вероисповедания предполагает:

+: право исповедовать любую религию;

-: право не исповедовать какую-либо религию;

-: иметь и распространять религиозные убеждения;

-: распространять атеистические убеждения.

I : {{170}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ запрещено:

+: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

-: пропаганда идеологического превосходства;

-: принуждение к выражению своих мнений;

-: создание партий, выступающих против конституционного строя РФ.

I : {{171}} k = a

S : Каким образом определяется перечень сведений, относящихся к государственной тайне:

-: содержится в Конституции;

+: содержится в Федеральном законе;

-: содержится в Указе Президента РФ;

-: содержится в ведомственных нормативных актах.

I : {{172}} k = a

S : Право на объединении включает в себя:

+: право создавать общественные объединения;

-: право вступать в общественные объединения;

-: право ликвидировать общественные объединения;

-: право на долю в имуществе общественных объединений.

I : {{173}} k = a

S : Право на объединение в РФ:

I : {{174}} k = a

S : Право на мирные собрания и публичные манифестации принадлежит:

+: принадлежит каждому человеку;

-: принадлежит только гражданам РФ;

-: принадлежит всем гражданам;

-: принадлежит гражданам, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

I : {{175}} k = a

S : Право участвовать в управлении делами государства включает в себя:

+: право на участие в Референдуме;

-: право занимать любую государственную должность;

-: право на участие в отправлении правосудия;

-: право законодательной инициативы.

I : {{176}} k = a

S : Право на экономическую деятельность предусматривает:

+: свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

-: право на создание предприятий любой организационно-правовой формы;

-: запрещение государству любого вмешательства в экономическую деятельность;

-: ведение любой экономической деятельности по своему усмотрению.

I : {{177}} k = a

S : Субъектом права на экономическую деятельность является:

+: любое физическое лицо, не ограниченное в дееспособности;

-: предприниматели без образования юридического лица;

-: коммерческое предприятие;

-: некоммерческое предприятие.

I : {{178}} k = a

S : Право частной собственности относится:

-: к личным правам;

+: к экономическим правам;

-: к политическим правам;

-: к социальным правам.

I : {{179}} k = a

S : Имущество на праве частной собственности:

-: не может быть изъято ни при каких обстоятельствах;

+: может быть конфисковано по приговору суда;

-: может быть изъято для государственных и муниципальных нужд;

-: может быть изъято в иных случаях, предусмотренным федеральным законодательством.

I : {{180}} k = a

S : Право частной собственности на землю в РФ:

-: принадлежит каждому;

-: принадлежит гражданам РФ;

-: неотчуждаемо;

+: ограничивается федеральным законодательством.

I : {{181}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

+: каждый имеет право на труд;

-: каждый обязан трудиться;

-: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

-: признается право на забастовку.

I : {{182}} k = a

S : Конституция РФ:

-: обязывает заботиться о нетрудоспособных родителях;

-: обязывает родителей заботиться о детях;

-: защищает материнство и детство;

+: наделяет родителей правом заботиться о детях.

I : {{183}} k = a

S : Конституция РФ гарантирует каждому:

-: государственную пенсию;

-: социальные пособия;

+: социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом;

-: пособие по безработице.

I : {{184}}

S : Конституция РФ гарантирует:

+: бесплатное среднее образование;

-: бесплатное высшее образование;

-: различные формы образования;

-: право на получение высшего образования на платной основе.

I : {{185}} k = a

S : Права и свободы в РФ:

-: не могут быть ограничены;

+: могут быть ограничены только в условиях чрезвычайного положения;

-: могут быть ограничены в судебном порядке;

-: не подлежат ограничению права и свободы, если это прямо предусмотрено Конституцией РФ.

I : {{186}} k = a

S: Согласно Конституции РФ каждый обязан:

-: платить налоги;

-: защищать отечество;

+: бережно относиться к природным богатствам;

-: защищать отечество при наличии двойного гражданства.

I : {{187}} k = a

S: Статус субъекта РФ определяется:

-: Конституцией РФ;

+: Конституцией РФ и законодательством субъекта РФ;