Осетинский герб. Что регион - то герб: Республика Северная Осетия. Гимн Северной Осетии-Алании

28 января 2015

Две республики, Северная Осетия и Южная Осетия, исторически страны одного народа. Разделение между ними - не границы, а горный перевал. Практически, это единый народ, они и символы своих республик выбрали одинаковые. Флаг Осетии - это триколор, который сочетает в себе цвета: белый, красный, желтый.

Северная Осетия - Алания

Территория Северного Кавказа была заселена племенами аланов с первого века новой эры. В десятом веке - это уже христианская страна, которая имеет торговые отношения с Киевской Русью, Грузией, Византией. В последующие века республика подвергалась агрессии со стороны соседних стран и народов, в том числе и монголо-татар. В 1774 году Осетия присоединилась к России, а с 1861 года она находится в составе Терской области.

Республика Осетия - Алания была определена в 1924 году как автономная область и вошла в состав РСФСР. Называлась она Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года - это республика (со столицей - городом Владикавказом), которая имеет флаг Осетии и герб. Новое название - Республика Северная Осетия - Алания. Территория, которую она занимает - 8000 квадратных км, а численность населения - 709900 человек.

Символы государственности

Как и все страны мира, она имеет знаки государственности - герб и флаг Северной Осетии. Вид последнего принят современным республиканским Парламентом в 1994 году. Это прямоугольное полотнище, которое состоит из полос, расположенных горизонтально. Последовательность их такова: верхний цвет - белый, средний - красный, нижний - желтый.

Цвета, которые составляют флаг Осетии, имеют определенные значения. Белый - это цвет, символизирующий моральную чистоту народа. Красный - символ воинской доблести, а желтый - знак изобилия и благодати. Все эти значения и символы отражают древнюю культуру народа, которая относится к социальной структуре скифского и аланского общества.

Видео по теме

Герб и флаг Осетии

Как и флаг, герб республики был принят Парламентом в 1994 году. Автором рисунка является Мурат Джигкаев. Вид герба был взят с рисунка исторического знамени. Этот рисунок, автором которого был Вахушти Багратиони, обозначен датой - 1735 год (красное знамя, на котором изображен кавказский леопард или барс на фоне голубых гор). Некоторые считают, что на рисунке снежный барс, но это ошибочное мнение. Ирбис никогда на Кавказе не водился. Здесь всегда обитал переднеазиатский леопард, который внешне похож на снежного барса. Все зависит от его окраса. Герб и флаг Южной Осетии выглядят так же и значение знаков то же.

Сегодня государственный герб Алании - это круглый щит на красном поле. По золотой земле идет золотой барс с черными пятнами на спине. На заднем фоне видно семь серебряных гор.

Как братский и единый народ, с 1998 года соседняя страна принимает новые геральдические знаки. И теперь флаг Южной Осетии идентичен флагу Северной.

Значение геральдических символов

Почему изображен именно леопард? Леопард на фоне гор - это историческое изображение. Оно всегда считалось эмблемой осетинского государства. Красное поле на щите - это сила и мужество. Круглая форма щита является традиционной для народа и страны. Леопард означает твердую государственную власть. Его золотой окрас - величие, уважение. Горы - это главная Мировая гора и шесть вершин. Так виделась древняя модель мира, которая представлена предками осетинского народа. Герб и флаг Осетии важны для народов двух республик.

Одна из вершин - самая высокая - означает верховную власть республики, или божественный абсолют древних народов. Три вершины ниже - это народ, мир людей. Три следующие вершины, уровнем ниже, означают пределы страны или стороны света. Все они сверкают серебром - этот цвет символизирует мудрость и чистоту, радость бытия.

Герб и флаг Северной Осетии стали символами и для братского народа Южной Осетии.

Источник: fb.ru

Актуально

Герб Республики Северная Осетия-Алания

Герб Республики Северная Осетия-Алания был утвержден Законом республики №521 от 24 ноября 1994 года "О Государственном гербе Республики Северная Осетия-Алания "

Описание герба республики: "На круглом щите в червленом (красном) поле на золотой земле идущий золотой с черными пятнами барс; позади него семь серебряных гор (одна, три и три); первая нижняя гора имеет две вершины, из которых первая выше".

Толкование герба республики: барс на фоне гор - историческая эмблема Осетии, в средние века служившая гербом осетинского государства. Круглый (восточный) щит - традиционная для Осетии геральдическая форма. Красное поле щита в соответствии с общепринятой мировой (и осетинской национальной) символикой геральдических красок обозначает право, силу и мужество.

Барс является историческим символом осетинской государственности и твердой власти. Золотой цвет символизирует верховенство, величие и уважение.

Горный кряж воспроизводит космологический образ Мировой Горы с восемью вершинами - древнейшей модели мира у предков осетин и других индоевропейских народов. На верхнем уровне - одна вершина (божественный абсолют, верховная власть), на среднем уровне - три вершины (мир людей, три социальных функции индоевропейцев), на нижнем уровне - четыре вершины (стороны света, географические пределы страны). Значение серебряного цвета - чистота, мудрость, радость.

История

Терская область

Во времена Российской империи территория нынешней Северной Осетии входила в состав Терской области. Герб Терской области утверждён 15 марта 1873 года: в чёрном щите золотой императорский штандарт в правую перевязь, поверх всего серебряная волнистая левая перевязь. На щите «древняя царская» корона, вокруг щита — дубовый венок, перевитый александровской лентой.

Северо-Осетинская АССР

5 декабря 1936 года была образована Северо-Осетинская АССР (СОАССР). В редакции 1940 года Конституции СОАССР говорилось:

«Государственным гербом Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный герб РСФСР, который состоит из изображения золотых серпа и молота, помещённых крест на крест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью „РСФСР“ и „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!“ на русском и осетинском языках, (РСФСР / УСФСР) (ÆППÆТ БÆСТÆТЫ ПРОЛЕТАРТÆ БАИУ УТ!) с добавлением под надписью „РСФСР“ буквами меньшего размера надписи „Северо-Осетинская АССР“ на русском и осетинском языках. (ЦÆГАТ-ИРЫСТОНЫ АССР)» (статья 111).

В 1978 году на герб СОАССР (также, как и на герб РСФСР) была добавлена красная звезда.

Современный герб

24 ноября 1994 года был утверждён и принят Парламентом Закон № 521 о гербе республики. Автор рисунка — Мурат Джигкаев. Прообразом герба послужил рисунок «знамени Осетии» Вахушти Багратиони, датированный 1735 год. На красном знамени был изображён переднеазиатский (персидский, кавказский) леопард (барс) на фоне голубых гор. Отождествление рисунка со снежным барсом (ирбис) является ошибочным. Ирбис никогда не водился на Кавказе. Переднеазиатский леопард (лат. Panthera pardus ciscaucasica или Panthera pardus saxicolor) может быть внешне (в зависимости от окраски) очень похожим на снежного барса.

Флаг Республики Северная Осетия-Алания

Флаг республики был утвержден Законом №522 от 24 ноября 1994 года "О Государственном флаге Республики Северная Осетия-Алания".

Описание флага республики: Государственный флаг Республики Северная Осетия-Алания представляет собой полотнище прямоугольной формы, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз полос белого, красного и желтого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Цвета флага Северной Осетии являются символами моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный) и изобилия и благодати (жёлтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древнеосетинского (скифского и аланского) общества и являются отражением этой структуры.

История

Флаг Северо-Осетинской АССР (1937—1938 гг.)

По Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года Северо-Осетинская автономная область была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. Конституция Северо-Осетинской АССР была утверждена 3 июля 1937 года. Чрезвычайным VII съездом Советов Северо-Осетинской АССР и её статьёй 112 было установлено:

«Государственным флагом Северо-Осетинской А.С.С.Р. является государственный флаг Р.С.Ф.С.Р., который выполнен из красной ткани, с левой стороны вверху под древком золотыми буквами написано „Р.С.Ф.С.Р.“ на русском и осетинском языках; под „Р.С.Ф.С.Р.“ более мелкими буквами дописано „Северо-Осетинская А.С.С.Р.“ на русском и осетинском языках».

В то время осетинская письменность имела латинский алфавит и надпись на осетинском языке, соответственно была на латинице.

Флаг Северо-Осетинской АССР (1938—1954 гг.)

28 июля 1938 года бюро Северо-Осетинского обкома ВКП (б) приняло постановление о введении с 15 августа 1938 года алфавита осетинской письменности на основе русской графики. Поэтому надпись на осетинском языке стала выполняться кириллицей.

16 июня 1954 года шестая сессия Верховного Совета Северо-Осетинской АССР приняла Закон Северо-Осетинской АССР «О Государственном флаге Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики», которым была установлена новая редакция статьи 112 Конституции (Основного закона) Северо-Осетинской АССР:

«Государственным флагом Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики является Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, состоящий из красного полотнища со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага. Светло-синяя полоса составляет одну восьмую длины флага, в левом верхнем углу красного полотнища изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой, под серпом и молотом надпись: „Северо-Осетинская А.С.С.Р.“ на русском и осетинском языках. Отношение ширины флага к длине 1:2».

Флаг Северо-Осетинской АССР (1981—1991 гг.)

24 июня 1981 года Указом Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР было введено «Положение о Государственном флаге Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики», в котором уточнялось:

«… Надписи „Северо-Осетинская АССР“ на русском и осетинском языках размещаются горизонтально в две строки ниже рукоятки серпа на 1/16 ширины флага. Первая буква первой строки и рукоятка серпа находятся на одной вертикали. Расстояние одной строки от другой равняется 1/25 ширины флага. Размер букв составляет 1/16 ширины флага».

При этом звезда, серп и молот, а также надписи выполнялись только на лицевой стороне флага.

Флаг Северо-Осетинской ССР (2 октября 1991 — 10 декабря 1991)

20 июля 1990 года третья сессия Верховного Совета Северо-Осетинской АССР приняла Декларацию о государственном суверенитете, согласно которой Северо-Осетинская АССР преобразовывалась в Северо-Осетинскую ССР. Однако старый советский флаг АССР по-прежнему оставался официальным до 2 октября 1991 года, когда Постановлением Верховного Совета Северо-Осетинской ССР был утверждён новый флаг:

«Государственный флаг Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики представляет собой полотнище из трёх равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней — белого, средней — красного, нижней — жёлтого цветов. Отношение ширины флага к его длине — 1:2».

10 декабря 1991 года Указом Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской ССР было уточнено, что:

«Государственный флаг Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики представляет собой полотнище из трёх равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней — белого, средней — пурпурного, нижней — золотистого цветов. Отношение ширины флага к его длине — 1:2».

12 ноября 1994 года Верховный Совет республики принял новую Конституцию, согласно которой республика получила своё нынешнее название — Республика Северная Осетия-Алания. 24 ноября 1994 года Верховный Совет Республики Северная Осетия-Алания своим постановлением № 522 принял Закон Республики Северная Осетия — Алания «О Государственном флаге Республики Северная Осетия — Алания», которым устанавливался нынешний флаг Республики Северная Осетия.

Республикæ Цæгат Ирыстон-Аланийы паддзахадон гимн

Зæрин хур йæ тынтæ нывæнды фæлмæн
Нæ фыдæлты рагон уæзæгыл рæдауæй...
Арвы бын калы, фæрдыгау, тæмæн
Ирыстон йæ адæмты фарнæй.

Заманты тарæй æрттивы, зынгау,
Дæ уидаг — нæ Ивгъуыд, нæ Абон, нæ Фидæн...
Барвæсс нæ куывдыл, Хуыцæутты Хуыцау!
Уастырджи, рафæлгæс, табу — Дæхицæн!

БАЗАРД:

Кад æмæ радимæ фидæнмæ кæс!
Амондæй абузæд, ронгау, дæ цард!
Амонд, мысайнагау, фидæнма хæсс!
Дæ кæстæр дын басгуыхæд кард æмæ уарт!

Фæлтæрæй-фæлтæрмæ фæцæуæд дæ фарн!
Рын æмæ сонæй дæ хизæд хъысмæт!
Хистæры намыс, кæстæры æхсар!
Хурау дын царды цырагъдарæг уæнт!

БАЗАРД:

Кад æмæ радимæ фидæнмæ кæс!
Фарнимæ абузæд, ронгау, дæ цард!
Амонд, мысайнагæy адæмтæн хæсс!
Уастырджи, рафæлгæс! Табу — Дæхицæн!

Государственный гимн Республики Северная Осетия-Алания

Под утренним солнцем, на древней земле
Алмазом сверкает наш ИР величавый.
Мы пронесли через тысячу лет
Аланскую гордость и славу.

Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
А нынешний день наш — творец и мечтатель.
Песня, лети в поднебесную высь!
О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!

ПРИПЕВ:



Счастлива будешь, родная земля!
Ведь щит мы, и меч, и надежда твоя!

Пусть мужество младших и мудрость отцов
С нами пребудут во веки веков.
Горы не терпят насилья и зла.
Наша дорога пряма и светла.

ПРИПЕВ:

Крылья орлиные мчат нас вперёд.
Полнится чаша трудов и забот.
Дети Осетии, будем, как братья!
Уастырджи, дай нам твоей благодати!

На мой взгляд, основная проблема геральдики в современной Осетии ее излишняя «перегруженность» национальными символами. Одни и те же мотивы барса, девятиконечной звезды, трискелона и осетинского триколора кочуют из символа в символ.

Как появился первый герб Южной Осетии (одним из авторов которого, как сообщает сайт "Heraldicum", является dmitri_medoev

Кстати, один из редких примеров удачного герба, хоть и тоже немного перегружен «символизмом». Например, осетинский орнамент во внутренней части щита был, по-моему, уже лишним. Его редко видно, да и особой смысловой «нагрузки» он не несет

Если вот на этой картинке он еще виден,

то, допустим, на символике Социалистической партии «ФЫДЫБÆСТÆ», этого орнамента уже не видно. Точнее его там и нет)


Вообще на символике этой партии следует остановиться особо. Партия позиционируется как социалистическая, но видите ли вы хоть один социалистический символ? Нет, вся символика чисто национальная. Три непонятных человечка с косами, торчащими из рук, символизируют "трехфункциональное общество" воинов, жрецов и "создающих богатство". Прям по Дюмезилю.

(Жорж Дюмезиль)


Вместе они составляют трехконечную свастистику (трискелон), традиционный орнамент для осетин.


Забавно также то, что партия использует старый герб с орлом, а не современный с барсом.

Интересно то,что трехцветный трискелон часто рисуют на белой «окантовке» герба с барсом (как на картинке). И делают это исключительно в Южной Осетии. В Северной же, где не было герба с трискелоном, этот символ не особо популярен.

Вариант этого же символа, изображен на гербе юго-осетинских социал-демократов:



Вот проект партийного флага юго-осетинской партии "Справедливость" (тоже, кстати, социалистической), за авторством walhuzon


Как и положено социалистам, красный цвет доминирует над белым и желтым. Естественно, есть и свастика и орел. Также меня лично радует латиница.

Интересно наличие девятиконечной звезды (точнее три наложенных друг на друга треугольника), символизиурющих три ритуальных пирога "æртæдзыхон", который считается скорее религиозным, чем национальным символом у осетин.

Забавно, что при таком кол-ве "левых" партий в Южной Осетии, "серп и молот" есть только у коммунистов.

Кстати, о партия:


К сожалению, другой картинки, изображающей символ правящей партии Южной Осетии "Единство", я не нашел. Как видим, она изображает контур единой Осетии (Северной и Южной) и барса. Никакой фантазии.

Вот логотип Народной партии (тоже "не фонтан", но все-таки).

Представители мира местной фауны достаточно часто «посещают» геральдические символы городов и регионов. Их основная роль – показать главные природные богатства местности, кроме того, символически продемонстрировать те или иные качества, например, силу, выносливость, красоту. Герб также занимает достойное место в этом ряду, демонстрируя миру красавца-барса.

Описание герба

Современный геральдический символ Северной Осетии утвержден Парламентом Республики в ноябре 1994 года. У изображения есть конкретный автор – художник Мурат Джигкаев, основная задача которого была в символической форме показать эпоху государственного и общественного единства.

В отличие от большинства гербов российских регионов, этот символ имеет круглую форму. Щит окрашен в червленый цвет, который ассоциируется с расцветом и пышностью. Также этот цвет символизирует мужество, героизм, готовность стоять на страже рубежей республики. Всего три элемента присутствует на щите круглой формы:

  • золотой с черными пятнами красавец-барс;
  • золотое основание, на котором располагается животное;
  • семь заснеженных горных вершин на заднем плане.

Небольшое количество элементов, украшающих герб Северной Осетии, компенсируется глубоким смыслом каждого из символов. Сдержанная палитра цветов – показатель высокого вкуса, геральдический знак выглядит как законченное произведение искусства. С другой стороны, выбраны богатые цвета, червленый, золотой, серебряный, играющие важную роль в геральдической палитре.

Легенды и мифы

Кавказский леопард – вполне реальное животное, которое и сегодня можно встретить в отдаленных горных районах Северной Осетии. Также можно отметить, что это хищное и красивое животное очень часто является главным героем произведений устного народного творчества.

Историки утверждают, что герб древнего осетинского государства украшал именно кавказский леопард. Второе важное замечание – на историческом геральдическом символе грозный хищник также изображался на фоне красивых горных пейзажей, заснеженных вершин.

Геральдическое животное символизирует сильную государственную власть в республике, а золотой цвет соотносится с такими важными для осетин понятиями, как уважение и величие. Горные вершины – это так называемая Мировая гора, модель мира у древних предков осетин, серебряный цвет означает радость, мудрость и чистоту.

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ . Дата образования - 1991 г. Территория - 8 тыс. кв. км. Административно-территориальные единицы: 8 районов, 2 города республиканского подчинения, 4 города районного подчинения, 7 поселков городского типа, 91 сельский совет.

Население - 663,2 тыс. чел. 68,9% населения проживает в городах. 56% населения составляют осетины, 29,9% - русские, 2% - ингуши, 2,2% - армяне, 1,9% - грузины, 8% - другие национальности.

Центр - г. ВЛАДИКАВКАЗ . Основан в 1784 г. Население - 311,3 тыс. чел. Расстояние от Москвы до Владикавказа - 1500 км.

Герб Республики Северная Осетия - Алания

Описание: Герб Республики Северная Осетия - Алания представляет собой круглый щит с золотым барсом на фоне горной цепи голубого цвета. Барс (леопард) изображен в спокойной, но в настороженной позе. На теле на белом фоне черные пятна. Живот - белого цвета, без пятен. Один из главных компонентов герба - силуэт горных цепей - символ ландшафта местопроживания осетин. Второй компонент герба - символ барса - можно понять, дав ему короткую характеристику. Барс - из семейства кошачьих. Длина - 1,5 метра, тело вытянутое, гибкое и мускулистое. Мех густой, пушистый. Окраска желтая или рыжая с черными пятнами, живот без пятен, белого цвета.

По свидетельству ученого с мировым именем в области животного мира Бремма, барс по гармонии телосложения и красоте, силе и подвижности очень отличается от тигра. Барс, отмечает он, одновременно наделен теми физическими и душевными качествами кошачьих, которыми они отличаются друг от друга. В одинаковой мере (степени) он красив и опасен, силен и поворотлив, отважен и коварен. Барс искусно лазает по деревьям и скалам, при необходимости может плавать в воде. Барс очень отчаянный и решительный зверь. В трудной ситуации не отступает, без страха рвется к врагу, кто бы он ни был...

Дата принятия: 24.11.1994

Флаг Республики Северная Осетия - Алания

Описание: Флаг Республики Северная Осетия - Алания представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - красного, нижней - желтого цветов. Соотношение сторон флага - 1:2 (на иллюстрации флаг показан с принятым в России соотношением 2:3).

Цвета флага Северной Осетии являются символами моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный), изобилия и благодати (желтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древнеосетинского (скифского и аланского) общества и являются отражением этой структуры.

Ее суть заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие органическое целое. Этими группами были военная аристократия, из среды которой выдвигались вожди племен и военачальники, служители культа или жречества и рядовые общинники, состоявшие из скотоводов и землепашцев. Это деление, получившее в литературе название трехфункционального или трехчленного, прослеживается на протяжении почти всей этнической истории осетинского народа, начиная от скифской эпохи и вплоть до настоящего времени. Конечно, с течением времени и изменением общественных условий институты, которые отражали это деление, не могли не меняться, приспосабливаясь к новым условиям. Однако сама идея трехфункционального деления общества выдержала испытание временем и нашла отражение в широком круге представлений - религиозных верованиях, эпосе, бытовых обычаях и традициях, языке. Согласно сведениям "отца истории" Геродота (V в. до н. э.) и других античных авторов, скифское общество состояло из скифов "царских" (паралата), жречества (авхата) и рядовых общинников. Вещественными символами этих групп были секира или копье, чаша и плуг с ярмом, упавшие, согласно представлениям скифов, с неба. Это деление было реальным и четко осознавалось самими скифами и нашло широкое отражение в мифологии, религии и искусстве скифов. Оно соответствовало кастовому делению древних арийских (индоиранских) народов, частью которых были скифы, и тройственному членению древнего индоевропейского общества в целом.

Наиболее характерной особенностью и обязательной принадлежностью скифского жреческого костюма был особый белый головной убор, трижды обвивавший голову, со спускающимися с головы двумя лентами повязками, считавшимися священными. Греческие авторы называли их "пилофорами", т. е. "носящими священную шапку". Специальный головной убор был отличительным признаком и других индоиранских народов, изображения такого убора обнаружены при археологических раскопках скифских древностей. Цветом этой скифской социальной группы был именно белый, как символ моральной чистоты, что находит подтверждение и в том, что цветом жреческой касты в Индии и Иране также считался белый. По данным источников, родоначальник жреческой касты скифов Авх, согласно легенде, имеет от рождения белые волосы. Вот что пишет по этому поводу в своей поэме "Аргонавтика" римский поэт I в. н. э. Валерий Флакк: "...у него издавна белые волосы, прирожденный знак. Обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки". Цветом же военной касты считался красный, точнее - золотисто-красный, цвета пламени, что подтверждается как письменными источниками, так и этнографическим материалом. В той же поэме содержится описание знаков высшей власти скифского вождя Колакса, которые окрашены именно в оттенки красного цвета - это огни сверкающей молнии, золотисто-красные крылья. (Валерий Флакк пишет, что отряд Колакса "носит на разных покровах (т. е. щитах) Юпитеров знак (т. е. знак бога войны римской мифологии) - разделенные на три части огни молнии". Как бы подчеркивая заимствование этой символики римскими войсками, поэт говорит: "Не ты первый, римский воин, рассыпал по щитам лучи сверкающей молнии и красные крылья"). Эти данные греческих и римских источников убедительно подтверждаются и данными сравнительной этнографии. Согласно этим данным, в мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги военной касты рождаются с волосами и бородой золотисто-красного цвета.

Если судить по имеющимся у нас данным, то античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего слоя скифского общества, рядовых общинников - скотоводов и земледельцев. Видимо, это объясняется тем, что данная социальная группа привлекла меньше внимания со стороны древних авторов, чем первые две. Это, в общем, вполне понятно. Однако данные осетинской этнографии и, в первую очередь, нартского эпоса дают возможность восполнить этот пробел.

Подобно скифам, нарты также делились на три четко выраженные социальные группы или рода. Это были - Ахсартаггата (воины), Алагата (жрецы), Бората или Бурата (рядовые общинники). К числу первых принадлежали наиболее выдающиеся нарты - Урузмаг, Хамыц, Батрадз, Сослан. Вторые осуществляли обрядовые функции нартов, и именно в их доме хранилась священная чаша Уацамонга и Нартамонга, служившая определителем истинного нарта (вспомним чашу как символ жреческой касты у скифов). И, наконец, последние олицетворяли собой изобилие и благодать (фарн) нартов. Родоначальник этой фамилии назывался Бора-фарнуг или Бурафарнуг, т. е. Бора (Бура), наделенный фарном. Первая же часть этого слова, судя по всему, связана с осетинским словом <желтый>, встречающимся в сказаниях о нартах как в дигорском, так и в иронском вариантах...

Бытование у предков современных осетин особых флагов, прямо называемых аланскими, уходит своими корнями в сармато-аланскую эпоху и зафиксировано различными источниками. Сведения об аланских флагах содержатся и в г.реко-латинских и армянских источниках. Армянский автор V в. н. э. Фавстос Бузандаци приводит титулатуру одного из крупнейших армянских феодальных (нахарарских) родов Мамиконянов. В числе других эпитетов этой титулатуры он приводит и такие: аланазгик и аланадравшк, означающие <аланского происхождения> и <аланское знамя несущий>. Подробное описание этого знамени автор не приводит, однако, судя по тому, что роду Мамиконянов должность командующего войсками (спаспет), речь идет о военном знамени.

Наличие в титулатуре Мамиконянов имени алан объясняется двумя факторами. Во-первых, в первых вв. н. э. царствующие фамилии Армении и Алании принадлежали к одной и той же фамилии Аршакидов, скифской по своему происхождению, другие ветви которой правили и в других странах. Грузинские источники знают армянских Аршакидов под именем царей Ажгаланов (мепени ажгаланиании), т.е. Аланидов, аланского происхождения (первая часть этого имени идентична армянскому азг <народ, происхождение>), один из которых Ажгалан Мудрый упоминается в качестве первого царя Персии (Парфии) после Александра Македонского. Во-вторых, наряду с сохранением своего этнического значения, термин <алан> получил в армянском языке и значение <победоносный, славный, достойный>. Тем самым становится понятным и содержавшееся в титулатуре Мамиконянов упоминание аланского или победоносного флага. Античный автор II в. н. э. Флавий Арриан, служивший правителем римской провинции Каппадокии (на территории современной Турции) и лично командовавший римскими войсками, направленными против вторгшихся в Закавказье алан в 135 г. н. э., в своей работе <Тактика> приводит описание скифских военных знамен и значков: <Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соответствующей длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видны только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на этих животных (т. е. драконов), и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой.

В рассказе Флавия Арриана обращает на себя внимание в первую очередь то, что военные знамена скифов и алан, на которых наносились изображения фантастических и полуфантастических животных, сшивались именно из разноцветных лоскутьев...

Под влиянием скифов и затем алан подобные драконообразные значки и их изображения на знаменах получили распространение в персидском, парфянском и римском войске.

Дата принятия: 24.11.1994

Гимн Северной Осетии-Алании

Описание: Гимн Северной Осетии-Алании был принят постановлением Верховного Совета Республики Северная Осетия-Алания от 24 ноября 1994 г. Согласно статье 1 - "Государственный гимн Республики Северная Осетия-Алания является символом государства, сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа республики". Автор слов гимна на осетинском языке Камал Ходов. Перевод - Ирины Гуржибековой. Автором музыки является Аркадий Цорионти, обработка - Ацамаза Макоева.

Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
А нынешний день наш - творец и мечтатель.
Песня, лети в поднебесную высь!
О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!
ПРИПЕВ:

Счастлива будешь, родная земля!
Ведь щит мы, и меч, и надежда твоя!
Пусть мужество младших и мудрость отцов
С нами пребудут во веки веков.
Горы не терпят насилья и зла.
Наша дорога пряма и светла.
ПРИПЕВ:
Крылья орлиные мчат нас вперёд.
Полнится чаша трудов и забот.
Дети Осетии, будем, как братья!
Уастырджи, дай нам твоей благодати!