Какие предприятия обладают правом хозяйственного ведения. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Аннотация: В этой лекции мы рассмотрим такие вопросы: ассоциации как основа работы человеческого мозга, понятие о теориях обработки, систематизации и визуализации информации, Mind mapping и визуальное мышление.

Как уже говорилось выше, предметом этого курса является mind mapping – эффективная техника повышения персональной продуктивности. Но прежде чем обсуждать области применимости mind map "ов, правила их построения и типичные ошибки их использования, более того, прежде чем пытаться объяснить, что такое mind mapping вообще, нужно поговорить о визуальном (или радиантном) мышлении, воплощением и результатом которого являются mind map "ы.

Ассоциации как основа работы человеческого мозга

Вы когда-нибудь задумывались о том, на каких принципах основана работа тех сверхмощных компьютеров, которые каждый из нас носит внутри своего черепа? Готов держать пари – первая мысль, пришедшая в голову большинству читателей, была о микропроцессорах, лежащих в основе наших ноутбуков и рабочих станций. Однако смутные подозрения о несопоставимости "весовых категорий" кремниевого микрочипа и головного мозга все же не дают нам с уверенностью рассуждать о том, как все просто – двоичная арифметика, "есть импульс – нет импульса" и все такое. Да, как модель работы мозга двоичная машина вполне приемлема, но очень уж грубая это модель (мы же помним, что любая модель отражает только одно, наиболее важное в данном контексте свойство объекта, правда?). Как-то слишком примитивно получается – свести наше мышление к нулям и единичкам. А как же тогда объяснить тот каскад мелких воспоминаний – ощущений, цветов, запахов, идей, проносящихся перед нашим мысленным взором, когда мы о чем-то думаем? Многие из этих образов для большинства посторонних людей никак не связаны с предметом наших размышлений и значат что-то конкретное только для них, поскольку связаны с какими-то личными воспоминаниями и переживаниями. Позвольте себе подумать о чем-то и не придерживайтесь какого-то определенного направления мысли – вы будете удивлены тем, как быстро и далеко вы уйдете от первоначальной темы размышлений: сменяющиеся образы, связанные, как звенья одной цепи, вытаскивая друг друга из закромов памяти, быстро уведут вас от объекта, о котором вы подумали. Конечно, можно попытаться объяснить подобное поведение нашего мозга тем, что он просто отрабатывает гениально сложную разветвленную программу обработки информации с учетом данных, уже хранящихся в памяти, но все далеко не так просто.

Любая информация , поступающая в наш мозг (неважно, что это – прикосновение, вкус, запах, цвет, звук), вытаскивает за собой на свет Божий массу мелких воспоминаний, мыслей и ощущений, подобно тому, как от упавшего в пруд камня расходятся по поверхности воды концентрические круги. А каждое из этих воспоминаний тянет за собой массу других, которые, в свою очередь , вызывают к жизни все новые и новые образы, мысли или идеи. Да, я понимаю, что уже немного утомил читателя своими пространными рассуждениями. А суть их состояла в том, что единички и нолики, возможно хороши для того, чтобы объяснить, как работает наш мозг на "физическом уровне", но если речь идет о принципах его работы , то следует говорить не о битах, а об ассоциациях как минимальных единицах обработки информации человеческим мозгом . Помните понятие лексемы как минимальной единицы языка, имеющей самостоятельный смысл? Так вот, в том языке, на котором "говорит" наш мозг, такими лексемами являются ассоциации. Что же такое ассоциация ?

Ассоциация :

  • в физиологии – образование временной связи между индифферентными раздражителями в результате их многократного сочетания по времени;
  • в психологии – закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечет появление в сознании явления B.

Итак, каждая ассоциация связана с огромным числом новых ассоциаций, которые, в свою очередь , связаны с новыми и новыми понятиями. Таким образом, мышление можно представить в виде сложного ассоциативного алгоритма, своего рода слалома по ветвям дерева ассоциаций, расходящимся от ствола – основной мысли. В свое время профессор Анохин (http://ru.wikipedia.org/wiki/Анохин,_Пётр_Кузьмич) говорил, что возможности мозга по формированию ассоциативных связей намного превосходят его возможности по хранению информации. Что же касается информационной емкости мозга, то она тоже весьма впечатляет – доктор Марк Розенцвейг (http://en.wikipedia.org/wiki/Mark_Rosenzweig) писал, что даже в том случае, если бы человек запоминал 10 единиц информации ( слово , изображение или другое элементарное впечатление) каждую секунду в течение 100 лет, заполнить удалось бы менее одной десятой суммарного объема человеческой памяти. И сколько бы таких единиц информации ни хранилось у нас в голове, количество ассоциаций, связанных с ними, еще на несколько порядков выше! Потенциал человеческого мозга, связанный с созданием ассоциаций, поистине безграничен: все наши идеи, воспоминания и ощущения хранятся у нас в голове в виде своеобразных "треков" – извилистых ветвящихся дорожек, связывающих их с другими нашими мыслями.

Вот пример того, что обычно творится у нас в голове:

Не правда ли, весьма знакомая картина?

Таким образом, в основе работы нашего мозга лежат два важнейших принципа.

  • Ассоциативное мышление – связь каждого воспоминания с массой других образов, и именно об этом принципе мы с вами говорили последние десять минут.
  • Иерархия понятий – в каждом таком ассоциативном "треке" один из образов является главным (корневым), от которого расходятся ветви-дорожки к другим понятиям, идеям, воспоминаниям. В результате мы получаем некое дерево (или граф) образов, связанных с исходным понятием.

Если же постараться объединить эти два принципа (которые работают в комплексе, дополняя друг друга), то следует сказать о так называемом радиантном , или визуальном , мышлении . О нем мы поговорим в этой же лекции, но чуть позже. А пока постараемся разобраться в том, какие же теории обработки, систематизации и визуализации информации существуют в данный момент, и не имеют ли они каких-то общих черт с описанными нами выше принципами работы человеческого мозга.

Понятие о теориях обработки, систематизации и визуализации информации

Cуществующие теории обработки информации

Начнем с определений.

Обработка информации – любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам.

Теория обработки информации (information-processing theory) – направление научного знания, изучающее то, как люди обращаются с информацией, отбирают и усваивают ее, а затем используют в процессе принятия решений и управления своим поведением.

Теории обработки информации применяются при изучении восприятия, памяти, внимания, речи, мышления и решения задач экспериментальной психологии. В свою очередь, большой вклад в развитие упомянутых теорий внесли математическая логика, техника связи, теория информации и теория вычислительных систем. Почему же мы говорим "теории" – во множественном числе? Дело в том, что на самом деле следует говорить о целом семействе абсолютно разрозненных теоретических и исследовательских программ. Естественно, как и в любом научном сообществе, согласия между исследователями нет и в помине – мнения ученых сходятся лишь в некоторых исходных посылках, теории и методологии исследований. В рамках упомянутого семейства можно выделить такие широко известные в узких кругах подходы, как трансформационная лингвистика (http://ru.wikipedia.org/wiki/Генеративная_лингвистика), психология Пиаже (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Jaroschev/11.php) и радикальный бихевиоризм. Бихевиоризм, в частности, занимался изучением поведения животных и активно распространял свои принципы на все области психологии. Однако возникли некоторые трудности при попытке распространить теорию и методы бихевиоризма на символические процессы человека, в частности, на языковые способности. Когда разочарование ученых в привычных методах стало всеобщим, исследователи-психологи обратились к другим теориям, в результате чего о бихевиоризме почти забыли. Тем не менее, ученые, развивающие теории обработки информации, разделяют со своими предшественниками-бихевиористами веру в эмпиризм, операционализм и т.п. Да, психологи отказались от распространения на людей выводов, полученных вследствие экспериментов с животными, и от объяснения видимого поведения индивидов внешними причинами, в частности, влияниями окружающей среды. В то же время общая методология и статистические методы обработки результатов экспериментов остались прежними – просто животных в качестве испытуемых сменили люди. Ученая братия вновь признала существование врожденных способностей и начала активно обсуждать такие внутренние процессы, как планы, стратегии, образы, решения и ассоциации .

ХХ век ознаменовался бурным развитием технологий связи – телефонии, радио и телевидения. Очень показательной была продемонстрированная психологами аналогия между обработкой информации человеческим мозгом и работой описанного в теории связи информационного канала. Большую роль в создании математической теории информации и переносе понятий теории связи на работу человеческого мозга сыграли исследования Клода Шеннона (знакомое имя, не правда ли?). Созданная им теория описывает передачу сообщений любой природы от любого источника любому получателю, в том числе и передачу сигналов внутри человеческого мозга.

Но вспомним еще об одном непонятном названии, упомянутом нами в начале этого раздела, – трансформационной лингвистике. В свое время Ноам Хомский (http://ru.wikipedia.org/wiki/Хомский,_Ноам) утверждал, что человеческий язык невозможно научно объяснить с позиций бихевиоризма. Он настаивал на том, что этот подход абсолютно неправильно представляет природу языка, игнорируя его структуру, правила и грамматику. Взамен этого он говорил о "правилах в голове" человека, позволяющих преобразовать (трансформировать) передаваемую информацию – разбить ее на смысловые единицы (слова) и связать эти единицы между собой. Отойдя от бихевиоризма, новая парадигма обработки информации в поисках идей все больше склонялась к лингвистике. Вот и современные исследователи стремятся обнаружить психологические процессы или умственные операции, которые лежат в основе языковой активности. Активно изучаются такие виды когнитивной активности, как восприятие, память, мышление и понимание. И понятие ассоциации опять не осталось в стороне.

Что же касается теории вычислительных систем, то за этим названием также скрывается целый выводок абсолютно разношерстных дисциплин. Сюда входят теория алгоритмов, численные методы, теория конечных автоматов, языки программирования, теория искусственного интеллекта и многое другое… И это не единственная черта, которая роднит теорию вычислительных систем с психологией обработки информации, – оба направления выросли из математической логики, оба занимались изучением природы разумного поведения, а появление вычислительных машин и развитие принципов, на которых они строились, привело к возникновению еще одной аналогии человеческих психических и интеллектуальных способностей. Машинные модели помогли в изучении мышления и в особенности – процесса решения задач. Отталкиваясь от этой аналогии, психологи пытаются объяснить, каким образом мозг получает информацию, перекодирует и сохраняет ее в памяти, каким образом он затем использует ее для принятия решений и управления поведением. Конечно, полного соответствия между работой мозга и компьютера нет и быть не может, но все же ученым удалось создать стройную концепцию, способную объяснить, каким образом интеллектуальная система – будь это человек или некое устройство – создает новые знания. Догадайтесь, какое понятие играет тут важнейшую роль? Да, конечно, вы правы – это понятие ассоциации !

Систематизация и структурирование информации

Итак, с обработкой информации мы разобрались, перейдем теперь к систематизации. Конечно, мы не забываем о том, что систематизация информации – это составная часть алгоритма обработки информации, некий его этап, но все равно, об этом этапе нужно сказать отдельно. Как всегда, сначала обратимся к определению:

Систематизировать – распределить элементы информации по признакам родства, сходства, т. е. классифицировать и типизировать их.

Мозг человека (в контексте процессов восприятия, запоминания, преобразования информации и т.п.) работает именно с систематизированной информацией. Например, процесс запоминания проходит намного эффективнее, если человеку удается рационально структурировать получаемую информацию, разложить по полочкам, как говорят в народе. В коммуникативных процессах (помните, мы говорили о языке и лингвистике?) систематизированное представление передаваемой информации также играет важную роль. Систематизация и структурирование информации – важнейшие психологические механизмы, благодаря которым человеческий мозг может эффективно обрабатывать большие потоки информации.

Стремление к целостному охвату объекта изучения, к систематизации знаний свойственно любому процессу познания. Многие исследователи отмечали, что процесс работы мозга над проблемой идет от осознания свойств, характеристик и функций объекта изучения к поиску недостающих структурных элементов, связей и отношений между ними. А если овладеть системным подходом и развить свое умение систематизировать и структурировать информацию, можно помочь мозгу работать эффективнее в процессе учебы и при решении профессиональных задач.

Структуры данных бывают разные – линейные (список), табличные, иерархические (дерево). Деревья (графы) понятий, построенные на основе ассоциативных связей, – наиболее естественный для нашего мозга способ представления (структурирования) данных (хотя, строго говоря, не следует путать ассоциативные и классификационные отношения). Вспомним о визуальном мышлении? Кстати, раз уж мы заговорили о деревьях, то нам пора плавно перейти к рассмотрению вопроса о визуализации информации. Но прежде отметим, что существует целое направление научного знания, изучающее методы и приемы структурирования информации, которое называется информационной архитектурой . Классики говорят, что

информационная архитектура – как наука занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные.

Первое, что приходит нам в голову при слове "визуализация", – это графики и диаграммы (вот она, сила ассоциаций!). С другой стороны, визуализировать таким образом можно только числовые данные, никому еще не удавалось построить график на основе связного текста. Для текста мы можем построить план, выделить основные мысли (тезисы) – сделать краткий конспект. О недостатках и вреде конспектирования мы поговорим чуть позже, а сейчас скажем о том, что если объединить план и краткий конспект – "развесить" тезисы по ветвям дерева, структура которого соответствует структуре (плану) текста, – то мы получим отличную структурную схему текста, которая запомнится намного лучше, чем любой конспект. В этом случае ветви будут играть роль тех "треков" – дорожек, связывающих понятия и тезисы, о которых мы говорили ранее.

Помните, как мы строили UML-диаграммы на основе описания проектируемой программной системы, полученного от ее будущих пользователей? Полученные картинки воспринимались и клиентами, и разработчиками намного проще и быстрее, чем текстовое описание. Точно так же можно "изобразить" абсолютно любой текст, не только техническое задание на разработку системы. Подход, описанный нами выше, позволяет визуально представить абсолютно любой текст – будь это сказка, техническое задание, лекция, фантастический роман или результаты совещания – в виде удобного и простого для восприятия дерева. Строить его можно как угодно – лишь бы получилась наглядная и понятная схема, которую хорошо бы еще проиллюстрировать подходящими по смыслу рисунками.

Такие схемы удобно применять и в общении при обсуждении каких-либо вопросов и проблем. Как показывает практика, отсутствие четких стандартов нотации не создает абсолютно никаких коммуникативных сложностей для участников обсуждений. Наоборот, использование невербальных форм представления информации позволяет концентрировать внимание именно на ключевых точках проблемы. Таким образом, визуализация является одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности анализа, представления, восприятия и понимания информации.

Ух, наконец-то мы покончили с нудным описанием научных теорий, методов и приемов, применяющихся для обработки, систематизации и визуализации информации! Предыдущая часть главы сильно утомила и автора, и читателей, и тем не менее, она была необходима: в результате мы увидели, что особенности работы нашего мозга уже активно применяются учеными в самых разных областях науки, многие вещи, которые кажутся нам привычными, – персональные компьютеры, пользовательские интерфейсы, базы знаний и т.д. – изначально строились с учетом ассоциативного характера человеческого мышления и его склонности к иерархическому представлению и визуализации информации. Но вершиной и естественным графическим выражением мыслительных процессов человека является mind mapping, к обсуждению которого мы наконец-то переходим. А заодно попытаемся расширить наше понимание принципов визуального мышления.

Систематизация информации предполагает о б р а б о т к у информации с целью приведения ее к определенному виду и и н т е р п р е т а ц и ю информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категории.

Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:

1) установление соотношения фигуры и фона;

2) завершение образов;

3) установление сходства и приблизительности.

При установлении с о о т н о ш е н и я ф и г у р ы и ф о н а в общей «картине» информации выделяется то, что является «фигурой», т. е. смыслом картины, ее образом. Соответственно то, что не является фигурой, превращается в фон. Часто фигура выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда фон может быть воспринят как фигура, а фигура рассматриваться фоном. В этом случае обработанная информация может превратиться в совсем другой образ и обрести совсем другой смысл.

Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто этот процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения.

Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ - это л о г и ч е с к а я обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя ч у в с т в а, п р е д п о ч т е н и я, э м о ц и и, у б е ж д е н и я. В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю - не люблю», «нравится - не нравится», «хорошо - плохо», «лучше-хуже», «приемлемо - неприемлемо» и т.п.



Восприятие - очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. В действительности это практически одновременно и зачастую молниеносно разворачивающиеся процессы, составляющие вместе восприятие человеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в целом осуществляются в соответствии с определенными принципами, для каждого человека характерна индивидуальность в протекании этих процессов, которая всегда делает восприятие индивидуальным и субъективным. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с человеком и управлять им, необходимо знать хотя бы в общем виде то, какими характерными чертами восприятия действительности он обладает.

Поиск научной информации может вестись различными методами, которые можно условно разбить на две группы : методы получения готового информационного продукта и методы моделирования (рис. 6.4).

Естественно, для исследователя наибольший интерес представляют свежие данные авторитетных источников. Но прежде чем начинать их



Рис. 6.4. Основные методы поиска научной информации


поиск, следует уяснить «что нужно искать». Для этого вначале должен быть разработан план научного исследования (его замысел), позволяющий приступить к целенаправленному адресному поиску.

Начиная информационный поиск, следует сразу решить вопрос отображения и хранения отобранных данных (на магнитных носителях, в картотеке, в рабочей тетради), в противном случае найденные сведения могут быть скоро забыты, утрачен точный смысл информации. Если сразу не зафиксировать полный адрес источника, то будет затруднен возврат к нему, если это потребуется.

Поиск готового информационного продукта рекомендуется начинать с ознакомления с информационными изданиями, которые в отличие от библиографических изданий оперируют не только сведениями о самом источнике, но и фактами, идеями, содержащимися в нем. При этом формируется область (границы) дальнейшего поиска.

Далее начинается детальное ознакомление с конкретными документами, выявленными на предыдущем этапе (монографиями, статьями, отчетами по НИОКР, диссертациями). Изучение литературных источников рекомендуется проводить по этапам (рис. 6.5):

Беглый просмотр публикации с целью получения общего представления о ее содержании;

Детальное изучение той части произведения, которая представляет для исследователя наибольший интерес;

Выписка из текста (копирование) наиболее заинтересовавших исследователя фактов (фрагментов текста);

Обработка полученной информации (ее критический анализ; редактирование; выбор цитат; «чистовая» запись материала в форме, удобной для исследования).

Рис. 6.5. Последовательность изучения литературных источников информации

Следует обратить внимание на следующую рекомендацию при поиске готового информационного продукта: изучая литературные источники, нужно просматривать библиографические списки диссертаций, монографий, обычно помещаемых в конце работы. Это важно, потому что авторы отчетов, монографий, диссертаций в ходе своего исследования уже проанализировали состояние науки и практики в данной области знания, в том числе, изучили имеющуюся литературу. По сути дела, они дают исследователю готовое «поле информации», на котором можно расставлять свои акценты.

При изучении литературных и иных источников следует собирать не любые, а только научные факты – элементы научного знания. Только на их основе можно выявить закономерности поведения систем и явлений, вывести законы, разработать теории.

Если точность научного факта вызывает сомнение, надо провести дополнительный анализ, перепроверку факта путем получения его подтверждения (либо отрицания) из других источников. При этом исследователь должен быть объективным: нельзя отбрасывать факты только потому, что они не отвечают нынешним представлениям автора, что их трудно объяснить или применить сегодня на практике. Многие новые научные факты могут быть необычными для первого восприятия, недостаточно доступно раскрытыми и объясненными читателю. История науки имеет много примеров, когда созданное новое знание или отдельные научные факты оказываются востребованными через десятилетия.

При поиске научной информации любой исследователь стремится получить достоверные сведения, а они в значительной мере зависят от достоверности источника и характера самой информации (быстро стареющие сведения могут существенно утратить достоверность, даже будучи полученными из надежного источника, но по прошествии длительного времени после его образования). Наиболее достоверными следует считать описания изобретений, официальные издания государственных органов и организаций. Высокой степенью достоверности обладают учебники, учебные пособия, монографии, в которых публикуются результаты научной работы коллективов наиболее авторитетных ученых; эти издания проходят коллективное рецензирование и экспертизу ученых советов, кафедр, научных подразделений.

Менее достоверными источниками в этой связи следует считать научные статьи, доклады на конференциях, симпозиумах. В них авторы могут выражать не только коллективное, но и свое личное субъективное мнение, которое, естественно, может быть ошибочным. Тем не менее, подобные источники нельзя игнорировать. Более того, оперативность и свежесть содержащихся в них сведений всегда привлекала и будет привлекать научных работников, но эти источники следует относить к той группе, информацию которой надо перепроверять. Если статья или доклад наряду с самым научным фактом содержит строгое обоснование, доказательство его содержания, то такая информация, факт и сам источник, безусловно, являются достоверными.

Особую ценность имеют научно-технические статьи, в которых излагаются результаты завершенных исследований и приводятся сведения об их реализации, внедрении в практику, полученном при этом экономическом или производственном эффекте. Такие публикации обладают не только достоверностью фактов, положений, но и представляют большой научный и практический интерес.

Статьи о результатах незаконченных исследований и информационные статьи имеют меньшую значимость, т.к. содержат лишь гипотезы, концепции, идеи, предложения постановочного характера, не имеющие строгого обоснования и подтверждения достоверности. Они могут быть приняты к сведению с последующим продолжением поиска новых данных в порядке развития работы авторов статьи, доклада.

Достоверность научной информации во многом связана не столько с характером ее источника, но и с профессиональным и научным авторитетом ее автора, авторского коллектива. Поэтому, организуя информационный поиск, исследователь должен, в первую очередь, изучать труды наиболее известных в отрасли и в науке вузов, научно-исследовательских учреждений, а также отдельных ученых – признанных авторитетов в науке и практике.

Все вышеизложенное касается поиска готового информационного продукта. В научной работе такого рода данные не всегда возможно получить. Например, нельзя сказать, как будет вести себя вновь создаваемая, не имеющая аналогов в прошлом, организационно-штатная структура, предназначенная для строительства дорог в особых условиях, как повлияет инфраструктура строительной организации (банки, карьеры, поставщики материалов, строительные организации – конкуренты и др.) на ее экономические показатели в условиях рынка строительной продукции в перспективе, на несколько лет вперед. Подобная информация может быть получена методом моделирования , который был рассмотрен в разделе 4.

Мы рассмотрели методы поиска информации. Но она поступает к исследователю в различной форме, не всегда удобной для использования в выполняемой им работе. Она должна быть обработана и приведена к соответствующему виду.

Методы обработки информации разнообразны . Получаемые исследователем сведения могут в дальнейшем использоваться прямо или косвенно (рис. 6.6).

Цитирование – наиболее распространенный метод обработки литературных источников, позволяющий использовать в научной работе заимствованные результаты исследований других авторов в их оригинальном виде без искажений и комментариев.

Цитаты обязательно берутся в кавычки, после которых делается ссылка на первоисточник и страницу (нередко авторы ограничиваются лишь ссылкой на первоисточник – автора, название работы, города и года издания или указанием номера первоисточника в перечне литературы).

Цитаты позволяют исследователю подтвердить свою точку зрения, идею, гипотезу, равно как отвергнуть то или иное утверждение, построить систему доказательств. На основе цитат можно развивать собственную мысль, анализируя их содержание, анализируя и синтезируя факты, идеи, взгляды других авторов.

Рис. 6.6. Методы обработки информации

Группировка – метод обработки информации, заключающийся в рассмотрении многочисленных сведений по группам, разделам, классам данных, построенным по определенным признакам (критериям). При этом признаки могут быть различными. Например, автор высказал идею, гипотезу и хочет подтвердить ее, зная, что у ряда авторов он получит поддержку, а некоторые будут возражать. Поэтому, анализируя труды специалистов данной отрасли знаний, автор может «делить полученную в них информацию на две группы: высказывания «за» (т.е. в поддержку своей идеи) и «против». В каждую группу он может заносить цитаты, факты и цифры со своим комментарием и т.п.

Классификация данных как метод обработки информации имеет общее с группировкой, так как основана на разбиении сведений на классы, группы. Однако классификация – это не простая группировка, а построение строгой иерархической системы разделения информации по принципу «от общего к частному» или наоборот (т.е. на принципах анализа и синтеза). Примером классификации информации являются информационные системы: универсальная десятичная классификация (УДК), библиотечно-библиографическая классификация (ББК).

Классификация научной информации может осуществляться по различным критериям и на разную глубину . В рассмотренном выше примере информация, сгруппированная по признаку «за» и «против», может быть классифицирована по схеме, представленной на рис. 6.7.

Три рассмотренные метода ориентированы на прямое использование данных. Однако это не всегда возможно (либо нецелесообразно). Допустим, для подтверждения какого-либо факта, суждения, имеется несколько источников, из которых исследователь выписал цитаты, сгруппировав их в своем банке данных.

Цитаты громоздки, имеют некоторые противоречия, и в тексте работы автор должен кратко отразить свое резюме. Для этого надо провести редактирование информации. Редактирование применяется в тех случаях, когда нужно в нескольких фразах сформулировать мысль, аккумулирующую данные нескольких источников, либо когда цитата первоисточника громоздка, и ее удобнее изложить в сжатом виде.

Агрегирование данных предполагает соединение двух и более разнотипных банков данных в интересах выполнения исследования в целом или его раздела.

Преобразование информации в новую форму характерно для обеспечения экспериментальных исследований.



Рис. 6.7. Вариант классификации информации для подготовки к защите научной идеи (гипотезы)


Преобразование данных наиболее характерно в автоматизированных информационных системах. Здесь к форме и содержанию данных предъявляются четкие требования унификации информации, которые воспринимаются техническими средствами.

После поиска информации и ее соответствующей обработки возникает проблема хранения данных . Здесь исследователь должен решить несколько вопросов: как долго должна храниться информация (нужна ли она только для промежуточного этапа исследования или к ней будут возвращаться многократно; она может использоваться в первоначальном виде или будет преобразована и сохраняться в новой форме); на каких носителях следует хранить данные; следует ли их хранить с открытым доступом, либо в силу конфиденциальности к ним должен быть санкционированный доступ.

Сроки хранения определяются содержанием информации (нормативные документы, сведения фундаментального характера хранятся дольше), скоростью ее старения (быстро стареющие данные, как правило, часто обновляются), видом научного исследования, в интересах которого информация собирается (в исторических, экономических и других науках, где перспектива формируется с учетом ретроспективы, т.е. данных прошлого времени, следует постоянно хранить старые сведения, т.к. они позволяют установить тенденции развития систем, общества от прошлого в будущее). В науке не существует строгих правил расчета сроков хранения данных. Здесь весьма сильное влияние оказывают субъективные факторы (опыт и стиль работы исследователя, уровень его информированности и др.).

Важным вопросом хранения данных является выбор носителей информации . Это могут быть специальные папки для хранения документов (папки–скоросшиватели, папки архивные), картотеки, магнитные и другие современные носители. В качестве носителей используются также рабочие тетради, подшивки газет и журналов и т.п.

В настоящее время, наряду с магнитными носителями информации (гибкими и жесткими дисками), широко используются оптические (CD-диски, DVD-диски) и электронные носители информации (flash-устройства) .

Возможность переноса на дискету, оптический диск и флэш-карту содержания книги, быстрого обновления содержащейся информации, редактирования, копирования и выполнения других процедур обусловила огромную популярность оптических и электронных носителей в среде научно-технических специалистов, аспирантов, студентов. Эта популярность особенно возросла с появлением системы ИНТЕРНЕТ .

В то же время выявились и недостатки цифровых носителей информации:

Хранение данных на жестких дисках компьютеров нередко приводит к утрате информации из-за выхода из строя ЭВМ, нарушения правил пользования ими. Это требует дублирования данных (например, записав их на жесткий диск компьютера, пользователь должен сделать копию на дискете, оптическом диске, flash-устройстве либо распечатать ее на принтере и поместить в папку документов);

К информации, хранящейся на цифровых носителях, в компьютерных информационных системах, возможен несанкционированный доступ, что затрудняет сохранение конфиденциальности информации с точки зрения авторского права, новизны, секретности и т.д.;

Установление защиты от несанкционированного доступа часто требует значительных затрат.

Сбор исходных источников информации – это, вероятно, одна из самых простых процедур. Для ее выполнения исследователю достаточно к определенному сроку сконцентрировать большую часть искомых источников вблизи своего рабочего места.

Систематизация – это не что иное, как упорядочение и группировка собранного материала по содержанию и с учетом последовательности его использования. В результате все собранные источники должны быть разложены по соответствующим главам.

Анализом систематизированных источников завершается рассматриваемая процедура. Такой анализ – это тщательная проверка полноты отбора источников и проверка соответствия их выходных данных и содержания.

Рассмотрим основные средства поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации.Наиболее часто при подготовке научных работ используются библиотечные каталоги, так как библиотеки по-прежнему представляют собой наиболее полный и доступный информационный фонд.

Дополнительные возможности для научно-исследовательской работы в настоящее предоставляют электронные библиотеки. Так, электронная библиотека Российской таможенной академии решает следующие задачи:

Поддержка образовательного процесса посредством предоставления учебных изданий в электронном виде;

Совершенствование библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей, используя новейшие информационные компьютерные технологии;

Пополнение фонда электронных ресурсов библиотеки;

Освоение современных систем хранения и передачи данных;

Формирование собственного электронного ресурса;

Запрос в случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых читателям изданий из других библиотек, используя службу электронной доставки документов;

Распространение фондов электронных ресурсов и предоставляемых электронной библиотекой услуг.

В процессе научно-исследовательской работы, особенно на ее начальных этапах, трудно отрицать очевидные удобства работы с библиотечным каталогом (как традиционным, так и электронным). Каталог представляет собой систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами. Он содержит в себе документально выверенную справочную информацию о важнейших выходных данных книжного, периодического или электронного издания, состоящего на хранении и учете в данной библиотеке (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Средства поиска, сбора и систематизации исходных данных об источниках информации

Чаще всего в библиотеках используются алфавитные, алфавитно-предметные, предметные, хронологические, библиографические, архивные, генеральные систематические и специальные каталоги. Все они различаются, во-первых, принципами отбора источников и, во-вторых, принципами расположения описательной (справочной) информации о них.

Алфавитный каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке. При этом за основу могут быть взяты как названия (наименования) источников, так и фамилии их авторов (редакторов, составителей и пр.).

Каталог, организованный по алфавитному принципу, дает достаточно общее, если не сказать формальное описание наличествующих в библиотечном фонде источников. К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда располагают лишь самыми минимальными сведениями об источнике – его названии и авторе.

Тематический каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке. За основу в этом случае принимают тематическую направленность содержания источника.

Каталог, организованный по тематическому принципу, дает описание библиотечных источников по различным отраслям и разделам знаний. Указанным каталогом пользуются в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, предположительно содержащих информацию по теме научной работы.

Предметный каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном (т.е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом) порядке. При этом сведения о предметах, непосредственно не связанных между собой, систематизируются по алфавиту, что дает право рассматривать предметный каталог в качестве разновидности алфавитного. Этот каталог используется в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, самым непосредственным образом относящихся к конкретному предмету (событию, явлению и т.п.).

Хронологический каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания, чаще всего периодического. За основу в данном случае принимается дата (год) издания источника.

К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда об источнике известна лишь предполагаемая или реальная дата его публикации или когда необходимо оперативно подобрать все заслуживающие внимания источники, относящиеся к определенному периоду времени.

Архивный каталог перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже – хронологическом) порядке. Для отыскания требуемого источника по архивному каталогу требуется располагать либо сведениями о его названии и авторе, либо о времени выхода издания в свет.

Библиографический каталог перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке.

К такому каталогу прибегают в тех случаях, когда сведений общего характера об источнике (полученного из алфавитного каталога) недостаточно и требуется за короткое время получить о нем дополнительную, более обширную информацию.

Генеральный систематический каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от алфавитного и иных, рассмотренных выше. Очень часто в качестве такого принципа используется принадлежность того или иного источника не к условной теме, а к вполне определенной области научного знания или системе учебных дисциплин (история, экономика и т.д.). В свою очередь, каждая область или система разделяется на рубрики, подрубрики и т.д. Генеральный систематический каталог предоставляет оптимальные возможности для поиска, сбора, анализа и систематизации требуемых источников.

Специальный каталог перечень библиотечных источников определенного типа. Примером специального каталога может послужить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений.

Научно-справочный аппарат книги . Важную роль в процессе поиска, сбора, анализа и систематизации основных и вспомогательных источников информации играет и научно-справочный аппарат книги. К научно-справочному аппарату книги (от лат. apparatus – «приспособление») принято относить различные дополнительные материалы в составе издания, информирующие читателей об особенностях его содержания, состава, структуры, функциональном предназначении источника.

Элементы научно-справочного аппарата книги подразделяются на информационные, пояснительные, поисковые и вспомогательные. Информационные элементы научно-справочного аппарата книги служат для того, чтобы помочь читателю составить предварительное мнение об источнике и его особенностях. К ним относятся:

Сведения о названии источника;

Сведения о функциональном назначении источника;

Сведения об издателях;

Краткая характеристика издания;

Выходные данные издания.

Информационные элементы научно-справочного аппарата книги обычно располагаются на титульном листе и его обороте, а в ряде случаев – и в конце источника. Перечисленные сведения помогают читателю составить предварительное мнение об источнике, и о том, насколько он соответствует его требованиям.

Пояснительные элементы научно-справочного аппарата книги определенным образом дополняют и разъясняют авторский (основной) текст источника. К ним относятся предисловие и послесловие. Располагаются они до и после основного текста источника. С их помощью читатель получает дополнительную характеристику содержания источника, в том числе о причинах и условиях написания.

Поисковые элементы научно-справочного аппарата упрощают отбор необходимой читателю информации. К ним относятся содержание (оглавление) и указатели (в том числе предметные, алфавитные, указатели имен, географических названий, псевдонимов, иллюстраций и т.п.). Используя поисковые элементы, читатель имеет возможность быстро разыскать детальную информацию, содержащуюся в источнике (например, относящуюся к определенному году, персоналии и т.п.).

В ряде случаев научно-справочный аппарат книги включает в себя вспомогательные элементы. Они дают возможность без задержки получить дополнительные, иногда достаточно специфические сведения об исходном источнике информации и его содержании. К таким элементам относятся и комментарии.

Конспект урока технологии в 10 классе

Тема урока: Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

актуализировать знания по теме « Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики», рассказать о хранении информации; познакомиться с различными носителями информации.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

    развитие познавательного интереса к предмету информатика;

    воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.

Задачи:

    обучение осмыслению всего, что происходит вокруг учащихся, в процессе анализа и исследования информационных объектов;

    формирование базовых понятий, навыков самообразования, навыков самостоятельной работы и работы в команде.

ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.

    МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, лекция, практические задания.

    ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

    интерактивная доска

    раздаточный материал

    ПК

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Мотивация. Объяснение темы, цели, плана проведения занятий (передача, хранение, обработка)


Тема урока « Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики».

3.Актуализация знаний.

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое - получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».
Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).

Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

Вопросы для повторения:

1.Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

2.Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

3. Информационные процессы – это…?

4. Что такое код?

Код - это система условных знаков для представления информации.

5. Что такое кодирование?

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого (или можно сказать, что

кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для

хранения, передачи или обработки).

6.Что такое декодирование? Приведите примеры.

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации. Зачем люди декодируют информацию?

« Декодирование слов по номерам букв» 9 15 1 12 (знак); 14 29 26 30 (мышь)

Индивидуальная работа учащихся:

ТЕСТ: «Информация»

Проведите стрелки от табличек к соответствующим органам чувств.

Ты знаешь, что получение информации происходит через различные каналы. Для каждого вида информации существует свой канал.

Как используя органы чувств можно получить информацию, какую?

Проведите наблюдение (эксперемент) и заполни предложенную таблицу.

С помощью какого органа чувст человек получает наибольшее количество информации?

    • Предмет

      Свойство

      Канал (орган)

      Цветок

      Обоняние (нос)

      Шарф

      Тёплый

      Горький

      Вкус (язык)

      Осязание (…)

      Красный

      Колокол

      Звон

      Зрительный (…)

      духи

      Обоняние (…)

      Мягкий

      Вкус (…)

      Малиновый

      Слух (…)

Посмотрите на рисунки и определите, по каким каналам и с помощью каких органов чувств получена информация?

Понаблюдайте за окружающими вас людьми и нарисуйте в овалах лица, которые выражали следующие эмоции: радость, грусть, возмущение, удивление.

Вывод: информация не существует сама по себе. Она определяется в информационных процессах.

4. Изучение новой темы. Теоретическая часть.

Компьютер - это электронный прибор, предназначенный для работы с информацией посредством автоматизированной регистрации, хранения, приема, передачи, обработки и воспроизведения данных.

Информация . Когда говорят о том, что компьютеры предназначены для работы с информацией, имеют в виду, что информация содержится в данных. Компьютеры работают только с данными, а информация образуется в момент взаимодействия данных с информационными методами.

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий.

Информация в биологии. В биологии, которая изучает живую природу, понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде.

Понятие «информация» в биологии используется также в связи с исследованиями механизмов наследственности. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов. Гены представляют собой сложные молекулярные структуры, содержащие информацию о строении живых организмов. Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, то есть созданию точных копий организмов из одной клетки.

Информация в кибернетике . В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.

Информация в обществе . Человек – существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни информация – это сведения, сообщение, осведомленность о положении дел.

Таким образом, информация в информатике – это:

Информация – это знания человека (декларативные – «Я знаю, что…» и процедурные – «Я знаю как…»), которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.

В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это?

Информационные процессы.

Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации, называют информационными процессами.

Сбор информации. (слайд 2-6)

Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

Обработка информации. (слайд 7-8)

Обработка информации – это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий.
Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря - накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник

Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения - так называемую входную информацию - и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

    Входная информация – информация, которую получает человек или устройства.
    Выходная информация – информация, которая получается после обработки человеком или устройством.

Передача информации (слайд 9-15)
В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др., участвует источник и приёмник.

В процессе передачи информации обязательно. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена - это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона - сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора - сигнал, запрещающий переход дороги. (слайд11) Канал связи – совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника информации.

Одни из самых сложных декодирующих устройств - человеческие ухо и глаз.

В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука - криптография.
Хранение информации (слайд 13-15)
Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека - великолепным устройством для хранения полученной информации.

Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы:
бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это - носители информации.

Носитель информации - материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
Хранение информации – это ее накопление на различных носителях.

Носитель информации – среда для записи и хранения информации:

Любой материальный предмет

Волны различной природы;

Акустические носители;

Электромагнитные носители;

Гравитационные носители;

Компьютерные носители.

    Хранение информации - это одно из действий с информацией, необходимое, прежде всего, для обеспечения жизнедеятельности и безопасности человека.
    Обратимся к истории. Давным-давно человек не умел добывать огонь и пользоваться им. Когда во время летней засухи возникали лесные пожары, люди обратили внимание на огонь и поняли, что огонь - это горячо! Если отойти подальше, то тепло, приятно.
    Люди сохранили в своей памяти информацию о свойствах огня и о том, как можно использовать огонь, чего при этом надо опасаться. Люди стали греться у огня, готовить на огне еду, обогревать и освещать огнём свой дом, но всегда при этом старались обеспечить свою безопасность.
    Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать.
    Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу. Он не знал бы имён своих родителей и друзей и многое-многое другое.
    Информация, которая хранится в памяти отдельного человека, недоступна другим людям.
    Если то, что знает человек, он выразит каким-либо образом: звуками устной речи, письменно или рисунком, информацией смогут воспользоваться другие люди. Представленная на носителе информация уже не «связана» с памятью отдельного, конкретного человека.
    Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек.
    Важно, что представленную на носителе информацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас.
    Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния.
    В каждом доме есть фотоальбом, в котором хранятся фотографии родных и близких людей. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках, книгах, журналах, дневниках. Про журнал, записную книжку, дневник или книгу можно сказать - это хранилище закодированной информации.
    Книги предназначены для длительного хранения информации.
    Книги хранят в библиотеках. В библиотеке обычно хранится много книг. Библиотеки бывают домашние и школьные, городские и районные, детские и технические.
    Библиотека - это хранилище книг, то есть хранилище закодированной информации.
    В настоящее время люди научились хранить не только тексты и рисунки. Появились способы кодирования и хранения звуковой и видеоинформации. Уже существуют книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые изготовлены не из бумаги, а, например, в виде магнитных и лазерных дисков. Диски хранятся не в библиотеке, а в медиатеке.
    Медиатека - это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.
    Компьютер тоже хранит информацию в своей памяти. Закодировать и хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

    Во время работы компьютера информация хранится в его внутренней памяти. Прежде чем выключить компьютер, следует сохранить информацию на дисках (во внешней памяти), иначе она пропадёт.

    Главное, что мы должны понять и запомнить

    1. Хранение информации - это одно из действий с информацией.
    2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности. Память человека обеспечивает его способность учиться и работать.
    3. Книги предназначены для длительного хранения информации.
    4. Компьютер - это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации.
    5. Закодировать и хранить в памяти компьютера можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

    Знать

    1. Для чего необходимо запоминать и хранить информацию?
    2. На каких носителях можно хранить информацию?
    3. В каком виде хранится информация в книгах? А в памяти компьютера?
    4. Чем библиотека отличается от медиатеки?
    5. Как, по-твоему, человеку удобнее хранить информацию - в своей памяти или в памяти компьютера?

    Это интересно

    В США создан компьютер, который можно носить в кармане. Монитор (жидкокристаллический) размещается у пользователя на спине, так что изображение видят только окружающие, но не сам владелец компьютера. Он может менять по своему желанию картинки и надписи на футболке или куртке. Можно также показывать мультфильмы на спине.

Поиск информации (слайд 16-17) (Работа с Интернетрм. Тб.).

Физминутка

Поиск информации – это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к

стандарту для данной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей ее

системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов или знаков.

Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.
Поиск информации - это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.

Методы поиска информации:
непосредственное наблюдение;

общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

чтение соответствующей литературы;

просмотр теле-, видеопрограмм;

прослушивание радиопередач и аудиокассет;

работа в библиотеках, архивах;

запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

другие методы.

Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.

В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).

Защита информации (слайд 18-20)
В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.
Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.

Для защиты информации используют различные способы защиты:
контроль доступа;
разграничение доступа;
дублирование каналов связи;
криптографическое преобразование информации с помощью шифров.

Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Изобретением и использованием шифров занимается криптография.

С давних времен криптографией увлекались и ученые, и дипломаты, и священнослужители. В истории есть немало примеров использования шифров для защиты информации. Например, Цезарь использовал для переписки специальный шифр, который вошел в историю под его именем. Это достаточно простой шифр, в котором каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Можно изменить величину сдвига и получить новый шифр. Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.

Во времена войн между Спартой и Афинами был известен один интересный шифр, который вы можете легко повторить. Для этого надо взять карандаш, обернуть его бумажной полоской и написать на ней сообщение. Развернув эту полоску, вы получите набор несвязанных букв, которые выстраиваются в определенном порядке только на карандаше нужного диаметра.

Существует метод шифрования с помощью «ключа». Самый простой пример такого шифрования, когда номер буквы шифрованного текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.

Итак, информационная деятельность человека включает в себя: (слайд 21)
Сбор информации;
Обработка информации;
Передача информации;
Хранение информации;
Поиск информации;
Защита информации.

Вопросы и задания: (слайд 22)
Что помогает людям получать информацию?
Придумайте способ передачи информации.
Почему важно защищать информацию?
Какие способы защиты вы знаете?
Придумайте шифр и зашифруйте фразу «Я учу информатику».

Передача информации в социальных системах . Символьная информация передается в речевой и письменных формах. В тех случаях, когда человеку недостаточно естественных методов для работы с данными, он может использовать искусственные методы. Широко известно использование телескопов, микроскопов, радиоприемников, телевизионных приемников, магнитофонов и других устройств. Например, человек не обладает естественными органами чувств, способными регистрировать радиоволны. В этом случае он использует радиоприемник, с помощью которого получает информацию из данных, регистрируемых антенной.

Передача информации в технических системах. Любая техническая система передачи информации состоит из источника, приемника, устройств кодирования и декодирования и канала связи. Под кодированием понимается преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи. Декодирование – это обратное преобразование. Передача информации происходит по следующей схеме:

Виды информации:

1) Ааналоговая – непрерывная (воспринимается человеком);

2) Дискретная – скачкообразная (воспринимается вычислительной техникой – информация кодируется в двоичную форму, а затем декодируется в текст, изображение и звук).

5. Закрепление изученного материала.

(чтение отрывка из сказки и определение информации)

6.Итог урока.

7.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы детей).

Кодирование информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска».

Изучили новый материал - «Хранение, передача, обработка информации».

Закрепили новый материал на практике.

8.Домашнее задание. Знать, какие действия может совершать человек с информацией. Учащимся, имеющим компьютеры дома, начать осваивать «слепой десятипальцевый метод печати».

Спасибо за урок!

В практическом смысле под информацией понимают совокупность сведений об окружающем мире, подлежащих хранению, передачи и преобразованию.

Информации присущи определенные свойства :

1. информация предоставляет новые сведения об окружающем мире;

2. информация не материальна, несмотря на то, что она проявляется в форме знаков и сигналов на материальных носителях;

3. знаки и сигналы могут предоставить информацию только для получателя, способного их воспринять и распознать;

4. информация неотрывна от физического носителя, но в то же время не связана ни с конкретным носителем, ни с конкретным языком;

5. информация дискретна – она состоит из отдельных данных, передающихся в виде отдельных сообщений;

6. в то же время информация непрерывна – она накапливается и развивается поступательно.

Сбор информации предполагает получение максимально выверенной исходной информации и является одним из ответственных этапов в работе с информацией. Технология сбора подразумевает использование определенных методов сбора информации и технических средств, выбираемых в зависимости от вида информации и применяемых методов ее сбора. Заключительным этапом сбора является ее преобразование в данные , т.е. в информацию, пригодную для обработки средствами вычислительной техники.

Когда сбор информации завершен, собранные данные сводятся в систему для создания, хранения и поддержания в актуальном состоянии информационного фонда, необходимого для выполнения различных задач в деятельности объекта управления.

Для сбора данных необходимо сначала определить технические средства, позволяющие осуществлять сбор быстро и качественно. В каждом отдельном случае технические средства выбираются в зависимости от типа собираемой информации и ее назначения.

Для сбора текстовой и графической информации применяются такие средства как клавиатура, манипуляторы, сканер, планшет, сенсорный экран, монитор.

Для сбора звуковой информации чаще всего используются диктофон и микрофон, сбор видеоинформации осуществляется с помощью видеокамер и фотоаппаратов.

Собранная информация, переведенная в электронную форму, представляет собой одну из основных ценностей любой современной организации, поэтому обеспечение надежного хранения и оперативного доступа к информации для дальнейшей ее обработки являются приоритетными задачами. Процедура хранения информации заключается в формировании и поддержке структуры данных в памяти ЭВМ.

Основные требования, предъявляемые к современным структурам хранения:

1. независимость от программ, использующих хранимые данные;

2. обеспечение полноты и минимальной избыточности данных;

3. возможность пополнения или изменения значений данных, записанных в базе;

4. возможность извлечения данных, а также сортировки и поиска по заданным критериям.

Наиболее часто в роли структур хранения данных выступают базы и банки данных.

База данных (БД) – специально организованная совокупность взаимосвязанных данных, отражающих состояние предметной области и предназначенной для совместного использования и решения задач многими пользователями.

Банк данных – универсальная база данных, обслуживающая любые запросы прикладных программ вместе с соответствующим программным обеспечением.

Немаловажным требованием к любой системе хранения данных является обеспечение резервного копирования, архивирования, структурированного хранения и восстановления данных в требуемые сроки.

Резервное копирование – это создание копий файлов для быстрого восстановления работоспособности системы при возникновении аварийной ситуации. Копии файлов охраняться на резервных носителях в течении определенного времени, а затем перезаписываются.

Архивное копирование – процесс копирования файлов для бессрочного или долговременного хранения на архивных носителях.

Для удешевления процесса хранения редко используемых данных применяют систему структурированного хранения , т.е. организации иерархической структуры устройств хранения информации.

С появлением компьютеров у специалистов, занятых в различных предметных областях, появилась возможность использовать информационные технологии.

В общем случае технологический процесс обработки информации включает процедуры, представленные на рисунке 1.2.

В любой предметной области в технологическом процессе обработки информации можно выделить три основных этапа:

1. сбор первичных различных документов из различных источников и подготовки их к автоматизированной обработке. На этом этапе производятся анализ представленных для обработки документов, систематизация имеющейся информации, составление и уточнение контрольных сведений.

Рисунок 1.2 Процедуры обработки информации

2. ввод, обработка информации по заданному алгоритму, а также вывод результатных документов.

3. контроль качества и полноты результатных документов и передача их заинтересованным лицам по различным каналам связи в электронном виде или на бумажных носителях.

Способы обработки информации:

Централизованный способ – предполагает сосредоточение данных в информационно – вычислительном центре, выполняющем все основные действия технологического процесса обработки информации. Достоинством такого способа обработки информации, является дешевизна обработки больших объемов информации за счет загрузки вычислительных средств.

Децентрализованный способ характеризует рассредоточением информационно – вычислительных ресурсов и распределением технологического процесса обработки информации по местам возникновения и потребления информации. Достоинством этого способа является повышение оперативности обработки информации и решения поставленных задач, применение надежных средств передачи информации.

Режимы обработки информации :

Вычислительные средства обработки информации могут работать в двух режимах: пакетном и диалоговом.

В случае, когда технология обработки информации на компьютере представляет собой заранее определенную последовательность операций, не требующую вмешательства человека, и диалог с пользователем отсутствует, информация обрабатывается в пакетном режиме .

На сегодняшний день более распространен диалоговый режим , когда необходимо непосредственное взаимодействие пользователя с компьютером и на каждое свое действие пользователь получает немедленные ответные действия компьютера.