Как доказать что не виновен в дтп. Порядок установления виновника дтп. Как правильно взять показания свидетелей

Под ДТП (дорожно-транспортным происшествием) понимается авария на дороге, в результате которого причинён материальный ущерб, вред здоровью или смерть людей. В каждом случае дорожного происшествия важно правильно определить виновника ДТП, так как от этого во многом зависит причинённого материального и морального ущерба.

Так как в большинстве случаев причиной аварии является совпадение многих факторов, то на практике не всегда удаётся сразу правильно определить истинного виновника. Бывают случаи, когда виновников аварии нет или, наоборот,их несколько. В основном виновником признаётся то лицо, которое совершило нарушение Правил, и в отношении него оформляется

Следует помнить, что установить виновностьи вынести приговор в отношении виновника имеет право только суд. Протокол ДТП не устанавливает виновность, а только фиксирует и описывает его схему, причины, условия и последствия с точки зрения сотрудника ГИБДД. На основе этого документа с учётом показаний свидетелей и объективных материалов суд выносит своё решение и устанавливает истинного виновника. Протокол о правонарушении, составленный инспектором ГИБДД можно обжаловать установленным порядком, если водитель не согласен с его выводами.

Порядок установления виновника ДТП

Обычная схема действий правоохранительных органов, направленная на то чтобы , представляет собой следующую последовательность:

  1. При поступлении материалов в отделение ГИБДД специальная проводит следственные действия и определяет нарушителя. При этом: в отношении нарушителя выносится постановление с наложением штрафа на основании соответствующей статьи КоАП. Если есть погибшие, то дело направляется в суд для привлечения нарушителя к более строгой ответственности. Подробнее об этом читайте ;
  2. Если в результате расследования выясняется, что нарушения правил со стороны участников происшествия не было или имеются другие факторы, перечисленные в ст. 24.5 КоАП, то дело прекращается без привлечения лиц к ответственности с выдачей всем участникам справки о том, что в ДТП нет виновников. Всем участникам происшествия выдаются справки о ДТП без определения виновности, в них указывается только нарушитель.
  3. Если участник происшествия не согласен с полученным , то он вправе обжаловать его в суде для того, чтобы установить виновность в ДТП или выявить виновника. Для этого к исковому заявлению нужно приложить постановление ГИБДД, пакет документов, подтверждающих размер причинённого ущерба и обосновывающих невиновность истца или виновность его оппонента, фотографии и другие материалы объективного свидетельства.
  4. Далее происходит судебное разбирательство по исковому заявлению. При этом суд затребует дело о ДТП из ГИБДД. При необходимости в интересах дела суд назначает или , производит допрос очевидцев происшествия, исследует представленные фото и видеоматериалы. На основании результатов проведённого разбирательства суд вынесет окончательное решение, и решение суда может не совпасть с решением группы разбора в ГИБДД.
  5. Решение суда является веским основанием для обращения в страховую фирму для получения денежной компенсации за причинённый ущерб. Если суд определил обоюдную вину сторон в аварии, то каждая из них вправе получить частичную компенсацию за понесённый ущерб.

Установление виновности в суде

Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:

  1. Исковое заявление.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
  4. Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
  5. Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.

Важно в качестве одного из ответчиков привлечь страховую компанию. В противном случае, даже если истец выиграет суд, то по исполнительному листу получить деньги с виновника, если это физическое лицо, может быть затруднительно, по причине, например, отсутствия у него работы.

После предъявления в канцелярию суда всех необходимых документов назначается дата проведения предварительного судебного заседания.

Что делать, если виновность в ДТП не установлена?

Если суд не установил виновность в ДТП, то согласно п. 22 ст. 12 ФЗ об ОСАГО :

застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда и страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. Страховые компании участников ДТП обязаны выплатить каждому из участников страховку в размере 50% от суммы причиненного ущерба.

Это значит, что если у первого водителя автомобиль пострадал на сумму в 100.000 рублей, то страховая компания обязана возместить ему 50.000 рублей. Соответственно, если второму водителю нанесен ущерб, к примеру, в 50.000 рублей, то страховая выплата будет составлять 25.000 рублей.

Видео: Суд признал водителя ВАЗ-2107 виновным в ДТП.

Как доказать свою невиновность или помочь в установление виновника ДТП

Чтобы минимизировать для себя последствия происшествия и доказать свою невиновность, нужно обязательно выполнить следующие действия:

  1. Ни в коем случае не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, так как это расценивается, как попытка уйти от ответственности и признание своей вины. При этом теряется возможность собрать вещественные и объективные доказательства в свою пользу, подтверждающие невиновность водителя. Законом позволяется покидать место совершения аварии только для оказания неотложной помощи пострадавшим, и то при условии скорейшего обратного возвращения на место аварии. Оптимальным выходом является доставка пострадавших на попутных машинах, не участвовавших в происшествии.
  2. До прибытия полиции нужно записать контактные данные 3-4 очевидцев происшествия, заручившись их согласием на дачу свидетельских показаний при необходимости. Эти данные должны быть указаны впоследствии в протоколе в разделе «Объяснение». Обычно редко кто из свидетелей будет дожидаться прибытия полицейских, и давать показания на месте события.
  3. По прибытии инспектора ГИБДД дать показания по поводу происшествия, объяснив свою точку зрения, ознакомиться со схемой ДТП и содержанием протокола. При наличии возражений нужно обоснованно изложить их в разделе особого мнения участника аварии в протоколе. Записать о наличии видео и фотоматериалов и указать данные о свидетелях происшествия.
  4. До приезда полиции сделать фото или видеосъёмку места происшествия с разных позиций так, что по кадрам можно было определить:
  • дату, место и время события;
  • автомобили участников ДТП с чётко видимыми регистрационными номерами;
  • длину тормозного пути;
  • виды и размеры повреждений машин;
  • осколки и оставшиеся на дороге фрагменты автомобилей;
  • дорожную обстановку и метеоусловия.

Как можно обжаловать виновность в ДТП

Для этого следует:

  1. Внимательно ознакомиться с делом, по решению которого водитель привлекается к ответственности. К основным материалам дела относятся протокол происшествия, протоколы осмотров автомобилей участников и места аварии, схема происшествия, акты автотехнической экспертизы и медицинского обследования, справка о ДТП. Важно найти в составлении административного протокола какие-либо процессуальные нарушения или ошибки, которые могут стать причиной его отмены на суде.
  2. Провести анализ указанных материалов дела на соответствие их оформления и содержания установленным требованиям нормативных документов. Наличие таких нарушений могут послужить основанием для признания не действительным этих документов.
  3. Ходатайствовать о проведении необходимой . При этом важно внимательно отнестись к выбору организации, проводящей независимую экспертизу, так как от профессионализма, квалификации и независимости эксперта во многом зависят эффективность и выводы проводимых исследований. Существенную помощь в этом вопросе могут оказать юридические компании, специализирующиеся в предоставлении правовой защиты участникам аварии.

Любое сомнение в обоснованности обвинения в качестве виновника аварии должно послужить толчком для оспаривания решения административного протокола. Только так можно избавиться от необоснованных притязаний потерпевших и их страховых компаний по возмещению им материального ущерба.

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  • ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

По результатам судебного разбирательства выносится решение об удовлетворении или отмене жалобы. Просьба может быть удовлетворена частично. В этом случае истцу потребуется подать еще один иск для получения материальной компенсации от страховой компании виновной стороны. Если виновник не установлен Иногда определить виновника не удается даже после экспертиз. В этом случае обеим сторонам выдается соответствующая справка о ДТП. Этот документ лишает водителей права на получение компенсации от страховой компании по ОСАГО. Если виновная сторона без страховки ОСАГО, то выплаты производятся пострадавшему водителю физическое лицо, то есть второй участник ДТП. На практике добиться возмещения ущерба удается не всегда, даже в судебном порядке.

Разбор дтп. как доказать свою невиновность без свидетелей и регистратора?

Нередко такие дела длятся больше года, особенно в сложных ситуациях, когда доказать свою невиновность без экспертиз невозможно. Порядок Водитель должен помнить о существующей презумпции невиновности в России. Это означает, что свою невинность нужно доказывать самостоятельно (с привлечением адвоката), а задачей правоохранительных органов является найти доказательства вины участника ДТП.
Ходатайствовать за отмену постановления должен гражданин, против которого возбуждено административное дело. Разрешено привлечение адвоката. И для благополучного исхода событий потребуется соблюсти порядок оспаривания вины.

  1. Внимательно изучить дело об административном правонарушении. Следует уточнить, какие факторы учитывались для привлечения к ответственности.
    Водитель имеет право изучить: протокол с места ДТП, справку об аварии, схему ДТП, заключение независимых экспертов.

Как доказать свою невиновность в дтп?

Внимание

Защита своей правоты должна быть основана на реальных фактах, подтверждена фактическими материалами. По закону, определение виновности должно быть представлено с двух сторон. То есть, если факт нарушения правил дорожного движения недоказуем, то гражданина нельзя обвинить в преступлении.


Вина за последствия от аварии может быть сформулирована исключительно при доказательстве нарушения ПДД, что является первым этапом рассмотрения. Обвиняемому требуется доказать, что он предпринял все возможные действия по предотвращению инцидента, использовал свои знания и умения управлять автомобилем. Необходимо подчеркнуть, что после возбуждения судебного расследования гражданин обязан пройти определенные судом исследования, экспертизы и освидетельствования.
Участник ДТП не имеет права препятствовать экспертизе транспортного средства, скрывать или умышленно повреждать свой автомобиль.

Как доказать невиновность в дтп при помощи видеорегистратора

Составляется он долго, после детального изучения места происшествия, опроса свидетелей. Поэтому для оспаривания решения придется подыскать достоверные доказательства своей невиновности. Но лучше повлиять на исход событий в самом начале, при составлении рапорта.
Необходимо рассказать полицейскому о своих действиях, о причинах ДТП, снять записи с видеорегистратора. Эти моменты обязательно отражаются в рапорте. Оспаривание виновности в ДТП в суде: основные моменты Граждане, признанные виновными в ДТП и не предпринявшие попытки оспорить нарушение в ГИБДД (или действие не дало результатов), могут исправить ситуацию. Для этого потребуется обратиться в суд с исковым заявлением и просьбой провести независимую экспертизу.


Оспаривание возможно даже при вступлении в силу Постановления об административном нарушении. Исковое заявление в суд должно быть подано в течение 2 месяцев с момента ДТП.

Что делать если виновник дтп не признает свою вину

  • Консультация юриста
  • Автомобильное право
  • 1 Определение виновности в аварии
  • 2 Рекомендации по защите невиновности
  • 3 Типичные ситуации возникновения ДТП
    • 3.1 Аварии при перестроении
    • 3.2 Аварии при гололеде
    • 3.3 Аварии с участием пешехода
  • 4 Как доказать невиновность в ДТП

Участие в аварийной ситуации всегда вызывает стресс и осознание грядущих разбирательств. Бывают происшествия с явными признаками вины одной из сторон, но спорный момент особенно неприятен, потому что требует доказательства невиновности. Если у сторон конфликта присутствуют противоположные мнения о причине аварии, то каждому придется подумать, как доказать невиновность в ДТП.


Участникам происшествия становится понятно, что возможно судебное рассмотрение и возбуждение уголовного дела.

Оспаривание виновности в дтп

Если при изучении материалов будут найдены ошибки, то отменить решение о возбуждении административного дела отменить значительно проще.

Доказать невиновность в дтп

Если получили травмы участники движения, то возникает уголовная ответственность, что намного серьезней. Согласно п.10 ПДД ответственность ложится на управляющего транспортным средством гражданина, который обязан обращать внимание на погодные и дорожные условия. На практике, п.10 ПДД не оставляет шансов доказать свою невиновность в связи с гололедом и снежными заносами.

Важнейшим доказательством невиновности служит точное определение скорости движения и показания свидетелей. Скорость может устанавливаться не только по протоколу ГИБДД, но путем проведения трасологической и технической экспертизы. Определение тормозного следа в подобных условиях является самым главным доказательством невиновности водителя. Суд обычно устанавливает, что даже при законном скоростном режиме, водитель не справился с управлением, значит, он виновен.

Как правильно доказать свою невиновность в дтп или нарушении с помощью видео?

Важно

В случае гололеда или снежного наката следует ссылаться на ФЗ «О безопасности движения и содержании дорог», ст. 12. В законе говорится, что дорожные службы обязаны перекрывать опасные участки, заниматься своевременной чисткой в сложных погодных условиях и обрабатывать трассу реагентами. Коэффициент сцепления покрытия и шин не должен быть ниже установленных норм, в противном случае водитель не виновен.


Если гражданин сможет доказать документально, что покрытие было не обработано с помощью ПСС, и представить доказательства независимой экспертизы о допустимой скорости движения, то появляются шансы признания невиновности. Заключение экспертизы о том, что при указанной скорости движения и при полученном коэффициенте сцепления авария была неизбежна, технические возможности были полностью использованы виновным, дают основания для прекращения дела и возбуждения встречного иска к дорожным службам.
При рассмотрении дела о ДТП всегда есть две стороны: пострадавшая и виновная. От того, какое участие водитель принял в аварии, зависят выплаты страховой компании, наложение штрафов и, в некоторых случаях, уголовная ответственность. Но иногда автолюбитель, соблюдающий правила дорожного движения, признается виновным в аварии, принимая на себя ответственность второго участника ДТП.

Виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия гражданина может признать только суд. До тех пор, пока он этого не сделает, будет действовать презумпция невиновности и с водителя нельзя будет взыскать средства по регрессному иску от страховой компании. Как оправдать себя перед сотрудниками ГИБДД? Что стоит и чего не стоит делать после совершения ДТП? Может ли быть признана виновность одного из участников аварии до передачи дела в суд?

Действия водителя после аварии

Пункт 2.5 Правил дорожного движения определил, что после совершения ДТП водитель, причастный к аварии, должен остановить свое транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Несоблюдение данных требований влечет за собой наложение административного взыскания в соответствии со статьей 12.27 Кодекса административных правонарушений. Так, если водитель скрылся с места ДТП, ему грозит арест до 15 суток или лишение водительских прав сроком до полутора лет. Если же он просто отъехал в сторону, не выставил знак или не включил «аварийку», на него может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.

Также после ДТП водитель должен убедиться в том, не было ли нанесено серьезных повреждений иным участникам аварии и при необходимости вызвать экстренные службы (скорую помощь и пожарную), а также оказать доврачебную помощь пострадавшим. Кроме того, в обязательном порядке на место дорожно-транспортного происшествия должны быть вызваны сотрудники ГИБДД. Только после совершения всех указанных действий водитель может предпринимать шаги, которые будут способствовать определению его невиновности в совершении аварии:

  1. Взять контактные данные у свидетелей происшествия (ГИБДД зачастую приезжает только через несколько часов, очевидцам аварии нет резона ждать их на месте ДТП так долго).
  2. Сохранить материалы с камеры видеорегистратора, если таковая имеется в автомобиле.
  3. Попробовать найти данные с видеорегистраторов иных автомобилей, которые в момент аварии находились рядом.
  4. Зафиксировать положение транспортных средств, деталей кузова (если они разлетелись по дороге) и повреждений с помощью фото и (или) видеокамеры если таковая имеется.
  5. Самостоятельно составить схему дорожно-транспортного происшествия с соблюдением габаритов, максимально точно передав все детали аварии.
  6. Вызвать на место ДТП юриста или аварийного комиссара, которые проконсультируют по поводу заполнения документов сотрудниками ГИБДД и помогут с составлением схемы ДТП.

По приезду сотрудников ГИБДД им необходимо показать все собранные материалы (фото, видео, схему ДТП, контакты свидетелей и т.д.) и изложить свое видение ситуации. Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место аварии, должны собрать максимальное количество сведений о ДТП, после чего передать их группе разбора, которая составит протокол, где будет указано лицо, нарушившее ПДД, что повлекло за собой аварию. В случае если установить таковое лицо они не могут или авария произошла в силу каких-либо внешних факторов, данная информация будет отражена в том же протоколе.

После составления протокол будет предложен на подпись обеим сторонам дорожно-транспортного происшествия. Если водитель не согласен с информацией, отраженной в протоколе, он может отказаться его подписать, о чем в документе делается соответствующая запись. Если сотрудники ГИБДД составили протокол, в котором указали, что один из водителей нарушил Правила дорожного движения, что и привело к аварии, и данный водитель подпишет документ - он будет считаться добровольно признавшим свою вину в аварии.

Что делать после составления протокола?

Водитель, который был определен группой разбора ГИБДД как виновник аварии, вправе не соглашаться с данным постановлением и не подписывать его. Чтобы доказать свою невиновность он может обратиться к независимым экспертам и заказать автодорожную и трасологическую экспертизы. Первая изучает состояние дорожного покрытия и наличие (отсутствие) дорожных знаков и разметки в момент совершения аварии, вторая изучает оставшиеся на дороге и на транспортных средствах следы от аварии.

На основании проведенных исследований эксперты выдают свое постановление о причинах и виновнике случившейся аварии. Данное постановление не является бесспорным, на его основании водитель может лишь обратиться в суд или подать жалобу вышестоящему сотруднику ГИБДД. В любом из случаев на оспаривание постановления, вынесенного группой разбора ГИБДД, у него есть 10 суток. Если ни иска, ни жалобы подано не было, водитель считается добровольно признавшим свою вину и на него возлагается вся ответственность за совершение ДТП.

При рассмотрении дела о ДТП всегда есть две стороны: пострадавшая и виновная. От того, какое участие водитель принял в аварии, зависят выплаты страховой компании, наложение штрафов и, в некоторых случаях, уголовная ответственность.

Но иногда автолюбитель, соблюдающий правила дорожного движения, признается виновным в аварии, принимая на себя ответственность второго участника ДТП. Восстановить справедливость можно в судебном порядке, доказав отсутствие нарушений со своей стороны.

Как определяется виновник аварии

Согласно юридической литературе, вина – это психическое отношение к лицу, свершившему противоправное деяние. В ДТП это носится к водителям, нарушившим правила дорожного движения умышленно, имея информацию о возможных последствиях.

Виновность в ДТП определяется двумя типами: по неосторожности и умышленно . Большинство случаев происходит по второму виду. Умышленное нарушение ПДД не всегда предполагает причинение вреда другим участникам движения, чаще водителем ожидается успешное завершение маневра или обгона. К сожалению, результатом данных действий часто становится причинение вреда чужому автомобилю, жизни и здоровью людей.

Вина «по неосторожности» не снимает ответственность с водителя, но помогает смягчить наказание.

И если доказать свою невиновность не получается, стоит добиться установления непреднамеренного нарушения ПДД.

Установление виновной и пострадавшей стороны происходит в несколько этапов.

  1. Группой инспекторов ГИБДД рассматривается протокол о произошедшей аварии для установления виновника.
  2. По факту аварии выносится постановление, а участникам ДТП выдаются справки с указанием нарушителя правил дорожного движения.
  3. В соответствии с кодексом административных правонарушений на виновного водителя налагается штраф с выдачей уведомления.
  4. Если в процессе разбора протокола выясняется, что нет виновных в аварии, то водителям выдаются справки об отсутствии виновной стороны.
  5. При несогласии с вынесенным постановлением водитель имеет право обратиться в суд для оспаривания документа. Это необходимо для снятия вины с себя или определения виновника (необходимо для получения выплат от страховой компании).
  6. Суд проводит разбирательство, назначает экспертизы, если в этом есть необходимость.
  7. После рассмотрения дела судом выносится решение о признании виновности или невиновности водителя.

Судебная практика дел о нарушении правил ДД, повлекших за собой ДТП, часто сталкивается с невозможностью определения степени вины. Если такое происходит, выносится решение о признании виновности обеим сторонам. Это позволит получить от страховой компании частичную выплату на ремонт авто.

Как правильно обосновать невиновность

Виновника ДТП определяет сотрудник ГАИ на месте происшествия. Но из-за недостатка опыта или ошибок в проведении анализа произошедшей аварии водителя признают лицом, нарушившим ПДД, хотя он сам стал пострадавшей стороной. Снять с себя вину можно грамотным отношением к делу.

При составлении рапорта о ДТП во внимание берутся показания свидетелей, изучение схемы происшествия.

И в самом начале нужно учитывать несколько важных деталей.

  1. Схема происшествия может быть составлена неправильно. Изучение документа на месте позволит сразу устранить ошибки. А чтобы оспорить вину в ГИБДД, рекомендуется сфотографировать аварию, чтобы было видно расположение автомобилей, дорожных знаков, разметок и других внешних факторов, спровоцировавших ДТП.
  2. Водитель справе самостоятельно вписать в рапорт дополнения, если они могут повлиять на решение сотрудников правоохранительных органов при определении вины.
  3. Можно записать данные свидетелей, готовых отрицать вину водителя. Ими могут стать пассажиры автомобиля.
  4. Снять запись с видеорегистратора своего автомобиля или находившихся рядом транспортных средств. Если на текущей улице установлены камеры видеонаблюдения, то через правоохранительные органы можно сделать запрос на рассмотрение видеозаписи.

По необходимости, может быть проведена независимая экспертиза. На ней нужно настаивать при некоторых нюансах, которые не были учтены составителем протокола.

Экспертиза позволяет решить ряд возникших вопросов:

  • исследование обстоятельств, ставших причиной ДТП;
  • исследование состояния автомобиля на момент аварии;
  • исследование следов на автомобиле и дороге в месте ДТП;
  • исследование состояния дорожного полотна и погодных условий на момент ДТП.

Каждое из исследований направлено на определение причины аварии и виновника. Оплачивать экспертизу придется из собственных средств, но несправедливо обвиненный водитель вправе потребовать компенсацию для покрытия расходов со второго участника ДТП. Сделать это можно в судебном порядке.

Куда обращаться?

Виновность в ДТП можно оспорить у вышестоящего должностного лица ГИБДД или в суде. Обращение в правоохранительные органы редко приводит к желаемому результату. Но этот способ позволяет снять обвинение без длительной судебной волокиты.

Ходатайство подается в районное управление в течение 10 дней с момента происшествия. Этот срок необходим для регистрации постановления и предписания нарушителю наказания. После 10 дней обращаться в правоохранительные органы не имеет смысла. И снять обвинение можно только в судебном порядке.

На мнение представителей правоохранительных органов влияет рапорт инспектора ГАИ. Составляется он долго, после детального изучения места происшествия, опроса свидетелей. Поэтому для оспаривания решения придется подыскать достоверные доказательства своей невиновности. Но лучше повлиять на исход событий в самом начале, при составлении рапорта. Необходимо рассказать полицейскому о своих действиях, о причинах ДТП, снять записи с видеорегистратора. Эти моменты обязательно отражаются в рапорте.

Оспаривание виновности в ДТП в суде: основные моменты

Граждане, признанные виновными в ДТП и не предпринявшие попытки оспорить нарушение в ГИБДД (или действие не дало результатов), могут исправить ситуацию. Для этого потребуется обратиться в суд с исковым заявлением и просьбой провести независимую экспертизу. Оспаривание возможно даже при вступлении в силу Постановления об административном нарушении.

Исковое заявление в суд должно быть подано в течение 2 месяцев с момента ДТП . Увеличение срока возможно по уважительным причинам (например, стационарное лечение водителя). Для обжалования постановления прикладывается справка с медицинского учреждения или другие документы, подтверждающие временную недееспособность.

Для судебного разбирательства потребуется копия или оригинал постановления и подробное описание причин, повлекших ДТП. Водителю нужно быть готовым к доказательству своей невиновности. При этом во внимание принимаются только существенные основания. Не подойдет отговорка вроде «не увидел знака» или «кошка пробежала».

Недостаточно и слов, нужны показания свидетелей, фотографии с места аварии. Если суд сочтет нужным, то будет назначена независимая экспертиза.

Разбирательство в рамках гражданского процесса (в суде) может занять достаточно много времени. Нередко такие дела длятся больше года, особенно в сложных ситуациях, когда доказать свою невиновность без экспертиз невозможно.

Порядок

Водитель должен помнить о существующей презумпции невиновности в России. Это означает, что свою невинность нужно доказывать самостоятельно (с привлечением адвоката), а задачей правоохранительных органов является найти доказательства вины участника ДТП.

Ходатайствовать за отмену постановления должен гражданин, против которого возбуждено административное дело. Разрешено привлечение адвоката.

И для благополучного исхода событий потребуется соблюсти порядок оспаривания вины.

  1. Внимательно изучить дело об . Следует уточнить, какие факторы учитывались для привлечения к ответственности. Водитель имеет право изучить: протокол с места ДТП, справку об аварии, схему ДТП, заключение независимых экспертов. Если при изучении материалов будут найдены ошибки, то отменить решение о возбуждении административного дела отменить значительно проще.
  2. Обнаруженные в документах ошибки должны быть устранены, дело пересмотрено. На основании недостоверных сведений признавать виновность водителя неправомерно.
  3. Если правоохранительными органами не была назначена автотехническая экспертиза, то ее нужно провести самостоятельно. Она позволяет прояснить ситуацию, когда виновность водителя остается под сомнением. Экспертиза позволяет увидеть причиненный вред, а также выяснить возможные причины ДТП.
  4. Провести исследование дорожных условий. Причиной аварии могла стать неблагоприятная погода и повреждения дорожного полотна.

При возникновении спорных ситуаций стоит получить консультацию у юриста, чтобы определить дальнейшие действия и убедиться в собственной невиновности.

По результатам судебного разбирательства выносится решение об удовлетворении или отмене жалобы. Просьба может быть удовлетворена частично. В этом случае истцу потребуется подать еще один иск для получения материальной компенсации от страховой компании виновной стороны.

Если виновник не установлен

Иногда определить виновника не удается даже после экспертиз. В этом случае обеим сторонам выдается соответствующая справка о ДТП. Этот документ лишает водителей права на получение компенсации от страховой компании по ОСАГО.

Выплаты производятся только при наступлении и только при условии, что водитель невиновен в ДТП. В иных случаях оплата ремонта не предусмотрена. Решить проблему можно в судебном порядке, подав ходатайство с просьбой установить виновного и потерпевшего. За время разбирательства можно отремонтировать автомобиль за собственные средства, а после получения справки подать заявку в страховую компанию для выплаты компенсации.

Если виновная сторона без страховки ОСАГО, то выплаты производятся пострадавшему водителю физическое лицо, то есть второй участник ДТП. На практике добиться возмещения ущерба удается не всегда, даже в судебном порядке. Но уже является нарушением и в отношении водителя, управляющего автомобилем без страховки, будет возбуждено дело об административном правонарушении.

Став участником ДТП, важно следить за правильностью составления документов. Это поможет в дальнейшем избежать наказания за виновность в аварии. И дело не только в назначении штрафа за несоблюдение правил дорожного движения, но и в отказе страховой компании от выплаты компенсации. Бороться за справедливость нужно до конца, доказывая свою невиновность имеющимися фактами и свидетельскими показаниями.

Очень часто лихачи провоцируют аварийную ситуацию: резкий манёвр, подрезание, обгон - и удар по тормозам. Добросовестные водители пытаются в этой ситуации избежать столкновения с автохамом и врезаются в отбойники, улетают в кювет, переворачиваются и попадают в другие ДТП. Лайф расскажет, что делать в таких ситуациях и как доказать вину провокатора.

Ровно такой спорный случай произошёл в практике автомобильного адвоката Сергея Радько.

В Астрахани суд приговорил двух водителей к тюремному заключению из-за ДТП, в котором погиб пешеход. Водитель автомобиля Volkswagen Passat двигался по главной дороге, когда путь ему преградил кроссовер Nissan Qashqai, за рулём которого находилась женщина. Контакта между автомобилями не было, но шофёр седана, уходя от столкновения, не справился с управлением, и машина вылетела на тротуар, где сбила человека, - рассказал Лайфу Радько.

Суд приговорил водителя Passat к 2,5 года лишения свободы, а женщину, не уступившую ему дорогу - к 3 годам заключения согласно статье 264 УК РФ ("Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств"). Подобные случаи довольно распространены.

Правила гласят, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен сделать всё возможное для замедления (хоть притирайся к отбойнику) вплоть до остановки транспортного средства. Случится авария - виновником признают шофёра, создавшего помеху.

Если по чужой вине всё же произошло ДТП, а реального столкновения с провокатором не было, то первое, что нужно заявить гаишникам - был водитель, спровоцировавший аварийную ситуацию. Очень часто гаишники отказываются начинать его розыск, хотя по горячим следам можно оперативно задержать нарушителя. Бывает, начинают угрожать административным штрафом, дескать, как докажешь, ты, мол, сам врезался.

По словам Радько, здесь нужно проявить твёрдость и дать понять инспекторам, что вы знакомы с законами. Гаишники как минимум должны внести эти показания в протокол осмотра места ДТП. Безусловно, запись видеорегистратора или показания очевидцев станут ключевой уликой, но не у всех есть регистраторы и не всегда люди готовы выступить в роли свидетелей. И тут важно соблюсти один момент: в протоколе ГИБДД нужно отметить, что необходимы данные записи камер видеонаблюдения (включая камеры частных магазинов или других объектов).

Не лишним будет и продублировать заявку в местный мониторинговый центр, в разных местах они называются по-разному. К примеру, в Москве данные камер предоставляет департамент информационных технологий.

Делать это нужно оперативно, записи хранятся на протяжении 5 дней, после чего удаляются, а по просьбе гражданина, гаишников или суда данные будут хранить 30 дней. Если же место аварии попадает в зону видимости частных камер наблюдения (например, магазина или предприятия), то записи с них можно получить, обратившись к владельцам камер в частном порядке или через сотрудников полиции.

В случае, если водителю удастся доказать, что виновником аварии стал другой шофёр, будет назначена трасологическая экспертиза, главная цель которой - выяснить, правильными ли были действия водителя.

Ещё 1,5 года назад в таких происшествиях виновником априори считался тот, кто не справился с управлением, уходя от удара, никто не выяснял, почему он так поступил. В последние годы практика стала меняться, - рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По словам Травина, если в результате экспертизы выяснится, что действия водителя действительно были единственно верными и помогли избежать ущерба и человеческих жертв, то виновником аварии признают того, кто создал помеху движению. В таком случае автомобиль виновника будет объявлен в розыск и он будет обязан возместить ущерб.

Но ждать выплаты от страховой компании, в которой виновник застрахован по ОСАГО, не стоит. Страховщик в возмещении, как правило, отказывает, мотивируя это отсутствием контакта машин. Деньги придётся взыскивать через суд, причём если в результате аварии пострадало несколько автомобилей, то лихач заплатит за ремонт всех машин. При этом заключение эксперта-трасолога станет главным аргументом истца в суде, и вероятность наказать нарушителя высока.

В моей практике был случай, когда один автомобилист уворачивался от другого и врезался в столб, контакта между машинами при этом не было. В результате того, кто создал помеху на дороге, признали виновником ДТП и лишили прав за оставление места аварии. Найти его удалось благодаря показаниям свидетелей и записям с камер видеонаблюдения, - рассказывает адвокат Радько.

В случае, если экспертиза докажет то, что аварии можно было избежать другими способами (не маневрируя, например) или что ущерб в результате неверных действий водителя оказался более серьёзным, чем если бы он допустил столкновение с автомобилем-помехой, то виновником аварии признают именно того, кто пытался избежать ДТП. А провокатор отделается штрафом.

Если человек понимает, что манёвр может привести к аварии или непредсказуемым последствиям - нужно бить машину, которая создала это препятствие. ДТП в этом случае практически неизбежно, но виноват в нём будет тот, кто нарушил ПДД и создал опасную ситуацию. Если бы участники подобных аварий поступали именно так - многих трагедий, возможно, удалось бы избежать, - говорит Сергей Радько.