Иммиграционная политика в рф и странах западной европы. Иммиграционная политика США: тенденции и результаты

Введение. 2

1. Основные особенности иммиграционной политики США 4

1.1 Истоки иммиграционной политики США 4

1.2 Формирование иммиграционной политики США 9

2. Иммиграционная политика США в XX в. 17

2.1 Иммиграционная политика США 1990-х гг. 17

Заключение. 31

Список использованных источникови литературы 33

b>ВВЕДЕНИЕ

Соединенные Штаты Америки с самого первого дня своего существования являлись страной мигрантов, а американская история знает периоды, когда за полвека в страну въезжало больше людей, чем проживало на ее территории. Возможно, именно поэтому конституция США не предусматривает каких-либо ограничений для иммиграции, а первые законы, регулирующие пребывание иностранцев на ее территории появились лишь в начале 19 века. Они были несовершенными и периодически менялись в сторону ужесточения, касающегося как нелегальных, так и легальных мигрантов. Так, уже сегодня существуют ограничения на выдачу иммиграционных виз жителям Азии, Африки, гражданам бывшего социалистического лагеря. Более того, получение неиммиграционной визы для многих граждан стало достаточно проблематичным и с каждым годом все усложняется. Тем не менее, иммиграционная привлекательность США была и остается достаточной высокой.

Иммиграционная политика США находится под воздействием ряда факторов, мешающих выработке эффективных стратегических решений в этой области. К таким факторам относятся, в частности, влияние переменчивых общественных настроений, непонимание социальной и экономической природы иммиграции, сложившаяся практика благоприятствования коренному населению страны в ущерб приезжим иностранцам (нативизм), а также различные узкополитические соображения.

Актуальность данной работы определяется тем, что анализ опыта принимающих стран по решению проблем, связанных с иммиграцией, стал важным для России после ее включения в мировые миграционные процессы. Крупномасштабная иммиграция – новое для России явление, еще не вполне осознанное и осмысленное российским обществом и его политической и интеллектуальной элитой. В этом смысле Россия – противоположность США, население которой создано иммиграцией. Американский опыт полезен для России, в частности, и потому, что история иммиграции в США – это и долгая история миграционной политики, накопленных проб и ошибок.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений иммиграционной политики США, а также предполагаемых путей её дальнейшего развития. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) показаны истоки иммиграционной политики США;

2) проанализировано формирование иммиграционной политики США;

3) рассмотрено современное положение с иммиграционной политикой в США.

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ США

1.1 Истоки иммиграционной политики США

Своим возникновением и динамичной историей Соединенные Штаты Америки обязаны иммигрантам. Поэтому вопросы регулирования иммиграционных процессов всегда оказываются в центре внимания американской общественности.

Иммиграционная политика США возникла после принятия в 1776 г. Декларации независимости. На протяжении более чем двухсотлетней истории ее цели, задачи и методы проведения менялись в соответствии с интересами развития экономической системы, внешнеполитического положения США и отношения к иммигрантам в американском обществе. Начальный этап истории США характеризовался отсутствием каких-либо ограничений на интенсивность и структуру иммиграционных потоков. Единственным исключением являлся закон о враждебных иностранцах, принятый в 1798 г. Но уже в 1800 г. президент Джефферсон этот закон отменил. Следующий федеральный закон, регулировавший иммиграционные процессы, был принят в 1864 г. Он был направлен на поощрение притока иммигрантов для удовлетворения потребности в рабочей силе, обострившейся в связи с началом Гражданской войны и последовавшим уменьшением притока новых переселенцев. Этот же закон дал президенту США полномочия в назначении комиссара по делам иммиграции.

Соединённые Штаты – страна, основанная и построенная иммигрантами. Это уникальное, удивительное место, куда люди со всего света приезжали, чтобы получить новые возможности, начать новую жизнь.

«Отношение США к иммиграции и иммигрантам отражает веру граждан в Американскую мечту. Мы всегда верили, что любой человек, начав с самых низов, может подняться очень высоко, насколько позволяют его таланты и энергия. Ни расовая принадлежность, ни место рождения не влияют на это», – говорил Роберт Кеннеди, словно забыв историческое развитие иммиграционной политики США, отношение американских граждан к людям, прибывшим из других стран, законы, которые американский Конгресс принимал, чтобы ограничить число иммигрантов, принизить их социальный статус и роль в обществе.

Иммигранты из самых разных стран на протяжении трёх веков американской истории испытывали притеснения и от самих американцев, и от правительства США. Но, наш взгляд, более всего пострадали выходцы из Китая. Их путь к одной из самых больших и влиятельных на сегодняшний момент общин США был трагичным, полным препятствий и унижений.

Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В обширной специальной литературе названы, среди прочих, следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции, недостаток рабочих мест на родине иммигрантов, потребность американской экономики в дешевой рабочей силе. Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.

Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов. Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы. Тем не менее, иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов.

Провозгласив свободу и демократию определяющими факторами национальной идентичности, отцы-основатели США формулировали всеобъемлющие принципы, исходя из весьма специфических условий. Как отмечает М. Линд, освободившись от владычества британской короны в конце XVIII в., страна представляла собой продукт британской культуры и могла быть названа Английской Америкой; и даже когда в XIX столетии масштабная иммиграция из Старого Света превратила Соединенные Штаты в Европейскую Америку, она не изменила природы американского общества, формально восходящей к европейским политическим идеалам.

Португалия

Швейцария

35. Однако ряд стран выступает категорически против регуляризации (Австралия, Канада, Германия, Дания, Норвегия, Япония). Противники политики регуляризации утверждают, что сама по себе эта процедура является стимулом для увеличения численности нелегальных иммигрантов в будущем. Кроме того, эти программы подрывают основы существующей законодательной системы. Также, нарушается принцип социальной справедливости. Легальным мигрантам приходится стоять в длительных очередях, преодолевать сложные бюрократические процедуры. С этой точки зрения с странах с частыми регуляризациями проще получить статус постоянного или временного жителя, пройдя путь нелегального мигранта. В то же время, стоит отметить, что в странах Западной Европы и США программы регуляризации пользуются достаточно широкой поддержкой населения, которое видит большую угрозу в существовании нелегальной миграции, чем в легализации уже живущих в стране мигрантов. 2

36. Как показывает практика, эффективными мерами борьбы с нелегальной миграцией являются международные соглашения, в частности, по совместной охране границе, борьбе с организованной преступностью, реадмисии и др.

37. Борьба с нелегальной миграцией должна инициироваться не только органами государственной власти, но и исходить «снизу». Возможно поэтому в Швейцарии, где с нелегальной миграцией начинают бороть с уровня местных общин, эта проблема в значительной степени решена. С другой стороны, присоединение к Европейскому Союзу стран Центральной и Восточной Европы даст пример самой массовой амнистии нелегальных мигрантов. В течение суток тысячи поляков, румын, болгар легализуют свое пребывание в Германии, Италии, Дании и других странах.

2 Чернышова О. (2002), Законодательные амнистии для незаконных иммигрантов: может ли западный опыт быть полезен для России? В сб.: Витковская Г., ред.(2002), Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России.Москва.

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ

1. Целью иммиграционной политики в Российской Федерации является содействие устойчивому росту экономики страны, социальной справедливости и расширению возможностей россиян посредством регулирования миграционных процессов. Иммиграционная политика предполагает: проведение эффективного пограничного контроля и визового режима с целью предотвращения миграции нежелательных для российского общества лиц; привлечение в страну тех иностранцев, которые могут принести пользу российской экономике и обществу; содействие интеграции и натурализации иммигрантов.

2. Необходимость разработки современной иммиграционной политики диктуется не только требованием решить накопившиеся проблемы, связанные с миграционными процессами в прошлом, но и ожидаемыми перспективами развития России.

Демографические тенденции . Перспективы развития демографической ситуация делаютэкономически целесообразным развитие замещающей миграции , т.е. миграции, компенсирующей сокращение численности всего населения или отдельных групп населения в трудоспособных возрастах. Без стимулирования замещающей миграции даже с учетом возможного роста рождаемости численность России сократится к 2025 г., а в 2050 г. опуститься до уровня 1937 года и будет едва превышать 100 млн. человек. Это величина меньше перспективной численности населения Ирана или Вьетнама, и примерно равна численности населения Турции. Численность населения большинства регионов Российской Федерации уменьшиться. К 2025 г. наиболее значительное сокращение численности населения – более, чем на 1/3 – следует ожидать в Дальневосточном федеральном округе. На 20% уменьшиться население Северо-западного федерального округа. Только в Южном федеральном округ не ожидается существенных изменений в численности населения. В результатедемографического старения доля лиц в возрасте старше 60 лет увеличится с 18% в 2000 г. до 26% в 2025 и 38% в 2050. Изменение количественных соотношений между поколениями в пользу пожилых людей окажет сильное влияние на развитие рынка труда, систему социального обеспечения и здравоохранения, на экономическое развитие в целом. Приток мигрантов в определенной мере может затормозить процесс демографического старения.

Экономические факторы . В первую очередь речь идет о том, чтобы в полной мере извлечь выгоду для страны от международной миграции в эпоху

глобализации. Человеческий капитал сегодня является важнейшим фактором экономического роста, что предполагает в будущем увеличение инвестиции в образование и науку. Однако подготовка высококвалифицированных кадров на национальном уровне даже в высокоразвитых странах не успевает удовлетворять растущие в них потребности различных отраслей экономики. Международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала. Это обстоятельство подталкивает многие развитые страны реформировать миграционную политику и перейти от политики жесткого контроля миграции к политике гибкого управления миграционными процессами с целью привлечения специалистов. Между развитыми странами развернулась конкурентная борьба за высококвалифицированную рабочую силу и задача России заключается в том, чтобы не проиграть в этой борьбе. В то же время, экономика России в отличие от большинства развитых государств испытывает дефицит неквалифицированной рабочей силы, который не может быть полностью покрыт за счет внутренних ресурсов. Кроме того, в стране с огромной территорией, не освоенными ресурсами и многочисленным населением существуют условия для развития самозанятости иммигрантов. Таким образом, иммиграция может и должна содействовать экономическому развитию страны.

Национальная безопасность . Угроза международного терроризма и быстрая интернационализация криминала в эпоху глобализации требуют осуществления эффективного контроля над иммиграционными потоками в тесном сотрудничестве с другими странами мира;

Гуманитарные факторы. Политика и меры помощи беженцам и вынужденным переселенцам должны быть соизмеримы с возможностями государства и направлены на тех, кто реально нуждается в этой помощи;

Внешнеполитические интересы. Вопросы регулирования миграционных процессов являются составной частью развития международного сотрудничества, в первую очередь со странами СНГ, Европейского Союза, КНР.

Принципы иммиграционной политики

3. Иммиграционная политика должна строго соответствовать нормам Конституции Российской Федерации; других законов Российской Федерации; двухсторонних международных соглашений, международных договоров и конвенций, подписанных и ратифицированных Россией.

4. Иммиграционная политика не должна предоставлять какие–либо исключительные преимущества и привилегии иностранцам по отношению к коренному населению страны. В противном случае в обществе будет усиливаться социальная напряженность, распространяться ксенофобия, а также увеличится эмиграционный отток населения.

5. Проведение иммиграционной политики невозможно без налаженной и открытой системы учета миграционного движения и иностранного населения. Первичные сведения о миграционном движении должны разрабатываться в Федеральной миграционной службе, Государственном комитете по статистике (Госкомстате), Министерстве труда (трудовая иммиграция), Министерстве образования (учебная иммиграция). Лучшим источником данных об иностранном населении может быть только централизованный регистр иностранного населения в России. Компонентами этой системы сбора и хранения данных должны быть регистр учебных иммигрантов, регистр трудовых иммигрантов, регистры беженцев, локальные регистры иностранного населения. В целях оперативного получения информации следует проводить выборочную (5%) обработку миграционных карт.

6. Исходя из уроков прошлого и опыта других стран мира, иммиграционная политика должна удовлетворять следующим требованиям:

- критерии отбора должны быть ясными для иммигрантов и проводящих его

- переезд и легитимизация иммигранта не должны быть перегружены излишними процедурами, мерами, условиями и т.д., поскольку это удлиняет принятие решения об иммиграции, а в конечном итоге, дает негативный эффект в виде роста нелегальной иммиграции и коррупции;

- правила иммиграционной политики не должны часто меняться, поскольку как иммигранты, так и работодатели строят определенные планы на будущее;

- иммиграционная политика должна быть обеспечена финансовыми и материальными ресурсами, профессиональными кадрами;

- цели и направления политики должны быть полно и в доступной форме представлены в средствах массовой информации.

7. Иммиграционная политика должна быть дифференцированной в зависимости от категории мигрантов, от целей и сроков их пребывания в России. Основными объектами в области регулирования иммиграционных потоков и интеграции должны быть следующие категории иммигрантов: постоянные иммигранты (переселенцы), временные мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы.

8. Иммиграционная политика должна быть согласована с другими направлениями политики государства, в особенности с социальной политикой, политикой в области занятости и трудовых отношений, политикой в сфере общественной безопасности, внешней политикой государства. Иммиграция выступает в качестве дополнительного, а не главного метода решения проблем рынка труда, социального обеспечения, демографического развития и др.

9. При разработке миграционной политики должны приниматься во внимание перспективы интеграции России с другими государствами.

10. Миграционная политика должна быть согласована на федеральном и региональном уровне. Регионы могут инициировать реализацию или отказ от реализации тех или иных иммиграционных программ.

Институты

11. В основу механизма осуществления миграционной политики должен быть положен принцип разделения полномочий. Федеральная миграционная служба в составе Министерства внутренних дел должна отвечать за непосредственную реализацию иммиграционного законодательства (иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, наблюдение за законностью пребывания иностранцев на территории России, выдача разрешений на жительство, рассмотрение заявок на продление визы и изменения статуса, борьба с нелегальной миграцией); Паспортно-визовое управление – за регистрацию иностранцев. В реализации отдельных направлений миграционной политики должны принимать активное участие другие министерства и ведомства: ГУБЭП МВД (борьба с экономическими преступлениями, сбор и оперативный обмен информацией), Федеральная пограничная служба (иммиграционный контроль на границах России); Министерство труда (разрешения на работу и лицензирование фирм, использующих иностранную рабочую силу, трудовая сертификация, перечни списков избыточных и дефицитных профессий); Министерство иностранных дел (выдача виз иностранным гражданам); Федеральной служба безопасности (борьба с терроризмом, сбор информации и обмен оперативной информацией); Министерство образования (учебная иммиграция). ФМС должна координировать деятельность всех структур, обеспечивающих иммиграционную политику.

12. В стране должен быть создан орган для надзора за выполнением иммиграционного законодательства.В функции этого органа должны входить в частности, анализ деятельности миграционных институтов, а также рассмотрение жалоб, касающихся нарушения законодательства государственными чиновниками.

Это орган должен быть независимым и подчинятся непосредственно Президенту РФ.

13. Итоги работы ведомств в области иммиграционной политики должны ежегодно представляться Парламенту РФ и публиковаться в открытой печати.

14. В целях содействия реализации миграционной политики и формирования толерантного отношения к иммигрантам в стране должна последовательно проводиться политика борьбы со всеми формами национализма и дискриминации по религиозному, расовому и иным признакам.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Переселения в Россию

1. Одной из главных составляющих иммиграционной политики в Российской Федерации должна стать политика, направленная на развитие постоянной иммиграции, т.е. переселений на постоянное место жительство. Подобная политика ускорит реализацию стремлений тех иностранцев, которые хотят жить в России и быть ее полноправными гражданами, будет содействовать процессу воссоединения семей, привлечения в страну квалифицированных специалистов и инвесторов (экономические иммигранты).

2. При разработке этой составляющей иммиграционной политики следует использовать опыт, накопленный странами классической иммиграции (Австралия, Канада, США) в области организации международных переселений.

3. Предполагается, что обращаться за предоставлением статуса иммигрантов можно будет в посольства РФ, а на территории РФ – в местные отделения ФМС МВД.

4. Для реализации программы переселений необходимо в России:

- Внести изменения в законы о порядке выезда из РФ и въезда в РФ семей, закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;

- Разработать новый закон «Об иммиграции», определяющий правила процесса иммиграции, прав и обязанностей иммигрантов, их интеграции в российское общество;

- Утвердить основные категории потенциальных переселенцев: воссоединение семей, экономические иммигранты, беженцы. В законе «Об иммиграции» определить каждую категорию иммигрантов, правила переселения лиц, относящихся к данной категории, различия в статусе иммигрантов разных категорий;

- Легализовать положение тех, кто фактически переселился в Россию и проживает на ее территории без серьезных нарушений российского законодательства;

- Разработать меры по содействию ускоренной интеграции постоянных иммигрантов;

- Разделить полномочия Федеральных и региональных органов власти в сфере регулирования постоянной иммиграции;

- Разработать целевые государственные и региональные программы по постоянной иммиграции и расселению иммигрантов.

3. Иммигранты с момента въезда на территорию России должны получать разрешение на бессрочное проживание и статус постоянного жителя Российской Федерации. Они обладают всеми правами и несут все обязанности, предусмотренные Конституцией для российских граждан. Они могут быть призваны в армию, участвовать в выборах как избиратели и работать государственных учреждениях. В отличие от граждан России иммигранты могут быть ограничены в праве выдвигать свои кандидатуры на выборах во все, за исключением местных, органы власти, а также занимать ряд государственных должностей. Вместе с тем, обязательство сохранять свое место жительства в России, декларируемое при получении статуса иммигранта, означает, что в случае выезда из страны на длительный срок, иммигрант при возвращении должен подтвердить свое намерение быть постоянным жителем Российской Федерации.

Экономическая иммиграция

4. Программа экономической иммиграции должна состоять из трех частей и соответственно включать три категории иммигрантов. Первая (основная) часть программы должна быть направлена на привлечение в страну лиц с высоким уровнем образования и квалификации; вторая – на привлечение предпринимателей и бизнесменов (бизнес-иммиграция). В отличие от большинства развитых стран, рекомендуется ввести третью категорию экономических мигрантов «неквалифицированные работники» для отраслей, испытывающих недостаток в рабочей силе (по аналогии с шестой преференциальной категорией в иммиграционном законодательстве США).

5. В качестве метода отбора иммигрантов, приезжающих в Россию по экономической программе, рекомендуется использовать канадскую балльную систему, учитывающей профессиональные и личные характеристики иммигрантов и адаптированную к российским условиям (таблица 12). Отличительными чертами

предлагаемой системы по сравнению с канадской системой начисления баллов являются более высокий удельный вес баллов за знание языка и за способность к адаптации.

6. Все лица, желающие получить статус иммигранта, должны пройти селекцию. Однако итоговая сумма баллов, которую необходимо набрать, будет различной для каждой категории экономических иммигрантов. Кроме того, все экономические иммигранты (за исключением инвесторов) должны удовлетворять следующим требованиям: (1) наличие определенного (например, 1 год) стажа работы, который соответствует уровню полученного образования; (2) обладать достаточной суммой денег для обеспечения проживания своей семьи в России.

7. Программа экономической, как и семейной иммиграции ориентирована на независимых иммигрантов. Они не получают каких-либо преимуществ по

сравнению с коренным населением. Таблица 12.

Диплом, свидетельство о высшем образовании

Докторская, кандидатская или магистерская степень и более 15 лет

обучения

Законченное высшее образование, степень уровня бакалавра и 14 лет

обучения

Неполное высшее образование и 12 лет обучения

Диплом, сертификат о специальном и профессиональном

образовании

Диплом, сертификат об окончании техникума или трехлетнем

профессиональном образовании и 13 лет обучения

Диплом, сертификат о профессиональном образовании и 11 лет

обучения

Диплом, сертификат о профессиональном образовании и 10 лет

обучения

Аттестат о полном среднем образовании

Знание русского языка

Максимум 24

Отличное знание языка (оценивается умение говорить, понимать,

Хорошее знание языка (оценивается умение говорить, понимать,

Удовлетворительное знание языка (оценивается умение говорить,

Не удовлетворительное знание

Опыт работы

Максимум 14

Максимум 10

21-40 в момент подачи документов

Минус два балла для возрастов больше 40 и меньше 21

Наличие работы в России

Максимум 10

Способность к адаптации

Максимум 18

Высшее или среднее специальное образование супруга или супруги

Опыт работы в России

Два и более лет обучения в высших учебных заведениях России

Наличие родственников в России

Максимум 100

8. В тоже время бизнес-иммигранты должны удовлетворять дополнительным условиям:

- инвесторы должны осуществить инвестиции Российскую экономику в размере, установленном правительством Российской Федерации, и создать новые рабочие места;

- предприниматели должны осуществить инвестиции в предприятие, которым они собираются управлять, в размере, установленном правительством Российской Федерации. Статус иммигранта они могут получить в течение трех лет после оценки развития предприятия, произведенной представителями миграционной службы

- самозанятые должны обладать определенным опытом работы в секторе

средствами для открытия этого дела. Предполагается, что эта категория иммигрантов будет создавать мелкие предприятия в сфере обслуживания и фермерские хозяйства в сельской местности.

9. Неквалифицированные иммигранты должны иметь приглашения на работу в отраслях экономики и на предприятиях, испытывающих дефицит рабочей силы.

10. Программа экономической иммиграции и расселения иммигрантов должны быть согласованы на Федеральном и региональном уровнях. Регионы могут выступать с инициативой проведения целевых программ привлечения иммигрантов, например, для аграрного переселения или работы на Крайнем Севере, с привлечением собственных ресурсов для реализации этих программ. Национальные образования РФ могут вносить дополнения в бальную систему оценок (например, оценку уровня знаний, помимо русского языка, языка автономной республики или области).

Воссоединение семей

11. Иммиграционная программа по воссоединению семей преследует как гуманитарные, так и экономические цели. Как показывает мировой опыт, иммигранты этой категории быстрее других интегрируются в общественную жизнь.

12. Главным критерием отбора иммигрантов является наличие у них родственников в России. При отсутствии достаточных средств у самого иммигранта, родственники должны обеспечить его проживание в России (жилье, финансовое поддержка) в течение определенного периода времени.

13. Обращаться с заявками для получения статуса иммигранта в рамках программы «воссоединение семей» имеют следующие категории родственников:

Жены и мужья

Родители;

- Нетрудоспособные и не состоящие в браке дети;

- Бабушки или дедушки;

- Несовершеннолетние братья, сестры, племянники, племянницы, внуки, если они являются сиротами.

14. Другие родственные категории (трудоспособные и состоящие в браке дети, братья, сестры, внуки) учитываются в балльной системе программы экономической иммиграции.

15. Вступление в брак не является основанием для немедленного предоставления статуса постоянного жителя. С целью предупреждения фиктивных браков этот статус должен предоставляется спустя как минимум год после заключения брака.

Государственная миграционная политика пред­ставляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы. Различают государ­ственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.

Государственная иммиграционная политика связана с регулированием процессов импорта рабочей силы в страну. Целью данной полити­ки является обеспечение оптимального коли­чественного и качественного состава прибыва­ющих в страну трудящихся-мигрантов.

На им­миграционную политику могут оказывать вли­яние различные факторы:

1) демографическая ситуация в стране;

2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного хо­зяйства;

3) необходимость привлечения в стра­ну дополнительных инвестиций и другие фак­торы.

Инструменты иммиграционной политики дифференцируются в зависимости от категории эмиграции:

1) семейная эмиграция связана с воссоедине­нием семьи: супругов, детей и родителей, братьев и сестер. Для регулирования этой ка­тегории используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним ка­тегориям родственников может быть разре­шено воссоединение семьи, а другим запре­щено;

2) экономическая эмиграция связана с необхо­димостью привлечения в страну иностранного капитала. Эмиграция поощряется для созда­ния на территории страны предприятий, при­обретения крупной недвижимости. В качестве инструментов регулирования для этой кате­гории могут использоваться размер собствен­ного капитала, требование о создании в стра­не-импортере рабочей силы предприятия с определенным числом работников и другие;

3) профессиональная эмиграция связана с по­ощрением притока в страну квалифицирован­ной рабочей силы в требуемые секторы на­циональной экономики. В качестве инстру­ментов регулирования используются: возра­стной ценз, требования к состоянию здоро­вья, уровню образования, стажу работы, спе­циальности, личностной благонадежности (пребывание в тюрьме), установление наци­онально-географических приоритетов (прожи­вание только в определенном районе госу­дарства). Кроме того, могут использоваться и такие инструменты регулирования как ли­миты и квотирование (установление количе­ственных ограничений на импорт рабочей силы), а также временные ограничители (по срокам временного пребывания в стране);



4) эмиграция в категории за особые достиже­ния связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художни­ков и т. д. Как правило, для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уров­не. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предос­тавляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов;

5) гуманитарная эмиграция связана с предос­тавлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.

В зависимости от сроков пребывания эмиг­рантов в стране-импортере рабочей силы раз­личают три типа иммиграционной политики:

1) политика, ограничивающая время пребыва­ния иммигранта в стране;

2) политика, разрешающая проживание в стра­не без ограничений по срокам пребывания;

3) политика, разрешающая постоянное прожи­вание иммигранта в стране с возможностью последующего получения гражданства.

Эмиграционная политика связана с регулиро­ванием оттока рабочей силы из страны.

Инструменты эмиграционной политики можно дифференцировать на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные про­цессы.

К инструментам, прямо влияющим на эмиг­рацию, можно отнести :

1) рыночные инструмен­ты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государ­ства на образование и социальную поддержку (например, в Израиле);

2) использование адми­нистративных запретов на выезд из страны че­рез лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд определенных категорий ра­ботников и другие меры.

К инструментам косвенного регулирования эмиграции можно отнести: поощрение валютных переводов из-за ру­бежа, открытие эмигрантам валютных счетов под более высокую процентную ставку, другие инструменты.

Миграционные политики, как в стране-реципиенте, так и в стране доноре должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на ро­дину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. С другой стороны, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиен­те будет расти нежелательная нелегальная миграция.

Взаимосвязанность миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсто­ронней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отрабо­танных международными организациями.

Страны, ратифицируя международные конвенции, признают приоритет норм международного права над национальным законо­дательством. Международное право предусмотрело разделение от­ветственности между странами - реципиентами и донорами за кон­троль миграционных потоков. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор - за регули­рование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

Международных организаций, регулирующих режим миграцион­ных потоков, достаточно много (прежде всего в рамках ООН). Осо­бая роль принадлежит МОТ (Международная организация труда), которая отрабатывает режим использования труда мигрантов. Воз­растает и роль МОМ (Международная организация по миграции), которая балансирует межстрановую миграцию и является одновре­менно информационным центром по данным вопросам.

Америка – страна контрастов. Об этом писали еще классики. Она же – страна противоречий. Дональд Трамп, выигравший президентскую гонку во многом благодаря своим предвыборным лозунгам о модернизации миграционной политики, придя к власти, незамедлительно приступил к реализации этих своих обещаний. Вместе с тем, нашумевший указ Трампа от 27 января 2017 года, затрагивающий порядок въезда в США граждан из семи стран с преимущественно исламским населением, вызвал не только волну дебатов в обществе, но и ряд протестов и судебных исков от тех, кто с новой политикой не согласен. Основным аргументом против указа президента является то, что он нарушает конституционные основы религиозного и национального равноправия.

Несмотря на многочисленные протесты и возражения, можно с уверенностью утверждать, что политика США в отношении иммигрантов претерпела серьезные изменения. Особенно актуально это для тех, кто намеревался иммигрировать в США в ближайшем будущем, а также для тех, кто уже въехал, но проживает в Соединенных Штатах без американского паспорта или вида на жительство на законных снованиях либо нелегально.

Какие изменения претерпевает миграционное законодательство США?

Поскольку, по данным статистических опросов, проблема иммигрантов, наряду с проблемой терроризма, стоит на одном из первых мест для американцев, с нее и началось выполнение предвыборных обещаний Дональда Трампа. Суть ее в том, что иммиграционная политика США перестала играть роль «плавильного котла», в котором вновь прибывшие в страну граждане перенимают американские традиции и устои, изучают язык и ассимилируются в новой культуре. Вновь приехавшие, в силу разных причин и обстоятельств часто занимают территории компактного проживания, на протяжении долгого времени не могут изучить язык на должном уровне, многим трудно бывает приспособиться к американским обычаям. Часто незнание американских законов становится причиной их несоблюдения. Например, обращаясь за политическим убежищем, многие из беженцев не приходят на интервью. Среда иммигрантов, в особенности нелегальных, по мнению Трампа, становится источником насилия и преступности. Поэтому модернизация миграционной политики тесно связана с задачей по уменьшению уровня преступности в стране.

Указ Трампа

Уже в январе Трамп подписывает весьма жесткий указ об ограничении въезда в США граждан из семи государств с преимущественно мусульманским населением, стран, признанных очагами распространения терроризма. Таким образом, администрация Трампа преследовала сразу две цели: ограничить иммиграционный поток беженцев в страну, а также сделать шаг вперед в борьбе с терроризмом. Для устранения препятствий к реализации указа президент даже предпринял кадровые перестановки, сняв с должностей ряд высокопоставленных лиц, назначенных еще Бараком Обамой, которые не поддержали новую иммиграционную политику Трампа.

Бурные протесты, публичные заявления глав крупнейших американских компаний и образовательных центров, таких как Стэнфорд, Google, Starbucks, Netflix, SpaceX, Apple, наконец, судебные иски, приостановившие действие указа в четырех штатах, вынудили администрацию Трампа смягчить формулировки первоначального указа. Но отказаться от реализации иммиграционной реформы никто не собирается: в марте был издан новый указ, в котором учтены некоторые возражения оппонентов, в частности, указ не имеет регрессивного действия, но суть осталась прежней - ограничить въезд в страну новых потоков мигрантов.

Вышеназванный указ, наряду со строительством стены на границе с Мексикой, призван ограничить проникновение в страну лиц, которые представляют потенциальную угрозу увеличения числа беженцев, нелегалов и преступников. Но также предпринят ряд мер по сокращению легальной иммиграции. В частности, это приостановка выдачи повторных долгосрочных виз и планируемое сокращение ежегодных квот на выдачу Грин-карт.

Приостановка приема заявок на визы Н-1В и новый порядок выдачи

Служба гражданства и иммиграции США сообщила о приостановке с 3 апреля 2017 года ускоренного оформления заявлений на выдачу виз Н-1В - петиций на приглашение неиммиграционного работника. По этим визам в США въезжало 85 тысяч квалифицированных специалистов в год, при том, что в 2016 году было подано 236 тысяч заявок.

Кроме того, с выходом нового указа Трампа, фактически аннулируется американо-российское соглашение об упрощенном порядке выдачи повторных виз сроком до 3 лет без прохождения интервью для тех россиян, чья предыдущая виза истекла менее чем 4 года назад. Отныне данный срок сокращается до 12 месяцев.

Все это сделано для того, чтобы предотвратить въезд в Соединенные Штаты тех, кто потенциально может пополнить число иммигрантов либо нелегалов.

Снижение ежегодных квот на выдачу Грин-карт

Главной задачей новой миграционной политики Трамп считает формирование возможностей для американской административной системы «переварить» уже имеющихся иммигрантов. То есть те, кто уже находятся в стране легально либо нет, должны быть в конечном итоге либо натурализованы, либо депортированы. Но система перегружена и не справляется с многомиллионной армией мигрантов, которая при этом постоянно пополняется. Одним из шагов является ограничение въезда новых легальных иммигрантов. На этапе разработки находится законопроект по сокращению миграционных потоков.

Суть его – в снижении вдвое ежегодных квот на выдачу Грин-карт и отмене Грин-карт лотереи. Данная мера призвана осуществить предвыборный лозунг Трампа «Америка – для американцев», снизив затраты на поддержку иммигрантов и перераспределив их в пользу тех американцев, которые живут за чертой бедности.

Как новая миграционная политика принята в среде иммигрантов?

Еще в 2016 году многие иммигранты, длительное время жившие в США по виду на жительство начали обращаться к юристам за консультациями относительно получения гражданства. Число таких запросов резко возросло, а заявку на получение гражданство в 2016 году подало рекордное за последние девять лет число человек – 1 миллион.

Ранее многие постоянные жители США не торопились получать гражданство, поскольку эта процедура связана со значительными финансовыми и временными затратами: оплата пошлины, услуги адвоката, подготовка и собственно сдача экзамена по английскому языку, сдача тестов. После прихода к власти Трампа, многие из них опасаются быть депортированными, поэтому в срочном порядке предпринимают меры по натурализации.

Чем новая политика грозит нелегалам?

Для нелегальных иммигрантов ситуация становится еще более угрожающей. Миграционная полиция начала осуществлять специальные рейды по проверке документов с целью выявления нелегалов и преступных элементов в этой среде. Тех из нелегалов, кто нарушил закон хотя бы раз, включая мелкие правонарушения, а также серьёзные нарушение правил дорожного движения, сразу же отправляют на депортацию. Тех, кто ведет себя добропорядочно, отпускают, но никто не может предсказать, что с ними будет в дальнейшем.

Очевидно, что ужесточение миграционной политики по отношению к нелегалам движется в сторону сокращения данного контингента. Трудно предсказать, как это отразится на действиях властей в дальнейшем. Хотя новая политика Дональда Трампа прямо никак не влияет на положение русскоязычных нелегалов в США, меры, призванные ужесточить контроль над миграцией, могут касаться также и их интересов. Так, например, миграционная полиция определенно чаще стала проверять документы у граждан на улице, в торговых центрах и прочих общественных местах. В случае возникновения какого-либо подозрения в нарушении закона (не зависимо, идет речь о случившемся факте либо о намерениях), нелегал может быть арестован и подвергнут депортации, независимо от его личных обстоятельств.

Что же делать нелегалу? Наилучший выход – обратиться за консультацией к адвокату. Компания American Corporate Services обладает многолетним опытом работы с миграционными делами, включая судебные иски. Юристы компании дадут бесплатную предварительную консультацию в офисе ACS и окажут содействие по легализации незаконных иммигрантов.

1

В данной статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, проведенного преподавателями и студентами кафедры культурологии СФУ в 2011. В настоящей статье рассматриваются факторы, актуализировавшие проблему миграции для России, а также оговариваются проблемы, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции. Очевидным представляется факт, что, несмотря на необходимость иммиграции для развития страны, следует вести ряд ограничений по количественно-качественным показателям для въездной миграции. То есть необходимо найти баланс в вопросах как необходимого числа мигрантов, так и уровня их квалификации. Чтобы принять наиболее продуктивное решение, следует обратиться к опыту различных стран в этой сфере, в первую очередь, к опыту так называемых «иммигрантских» государств: США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Израиля. В статье рассматриваются политические, экономические и социальные меры, принятые в этих странах, позволившие им из малонаселенных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни.

национальная идентичность

миграционная политика

иммиграция

1. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Ценности инновационной деятельности для студентов, экспертов и предпринимателей Красноярска: желаемый идеал, надежды и реальность /Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 11. - С. 1507-1525.

2. Замараева Ю.С. Историографический обзор подходов и концепций по проблеме миграции в зарубежных и российских исследованиях XX века // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т.3. - № 3. - С. 437-444.

3. Замараева Ю.С. Отношение мигранта и принимающей среды как феномен современной культуры Красноярского края (результаты ассоциативного эксперимента по методике «Серийные тематические ассоциации» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - Т.4. - № 6. - С. 805-815.

4. Кирко В.И., Копцева Н.П., Кеуш А.В. Эвенкийский муниципальный район Красноярского края - экспериментальная площадка по созданию бизнес-инкубатора // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 8. - М. 1127-1131.

5. Копцева Н.П. Методологические возможности социальной (культурной) антропологии для современных культурных исследований // Философия и культура. - 2012. - № 10. - С. 9-18.

6. Копцева Н.П. Проблема методологии современных культурных исследований: возможности классической британской социальной антропологии // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 4. - С. 89-104.

7. Копцева Н.П. Проведение экспериментального прикладного культурного исследования межкультурной коммуникации: фокус-группы, личное интервью, анкетирование, получение экспертного мнения (на материале исследования Красноярского края) // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 410-410.

8. Копцева Н.П., Замараева Ю.С., Сертакова Е.А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 11. - С. 1577-1588.

9. Копцева Н.П., Пименова Н.Н., Резникова К.В. Сохранение и развитие коренных нароов циркумполярных территорий: культурно-антропологический анализ // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т.3. - № 5. - С. 649-666.

10. Минеев В.В. Единство теоретико-методологических и методико-практических аспектов преподавания философских дисциплин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 5-1. - С. 123-127.

В качестве факторов, повлиявших на то, что миграция стала актуальной проблемой для России, принято выделять следующие. Во-первых, с перестройкой произошла либерализация режима миграции, прежде ограниченного советской властью. Во-вторых, в Россию был направлен большой поток беженцев из постсоветского пространства, обусловленный межэтнической напряженностью и даже межэтническими войнами, пришедшимися на время распада СССР и последовавший за ним период. В-третьих, провозглашение новых независимых государств стало причиной изменения статуса этнических русских жителей в них, что способствовало стремлению последних к репатриации. В-четвертых, Россия стала открыта для внешнего мира, но вместе с этим не обрела эффективного контроля своих протяженных границ, что послужило причиной нелегальных миграций из стран Азии и Африки. В-пятых, нелокальные экономические кризисы обуславливают потоки в Россию из некоторых новых независимых государств, потому что в них условия жизни ухудшаются сильнее, чем в России.

Необходимо отметить, что иммиграция для России является необходимым условием не только развития, но и существования. В частности, наличествует ряд проблем, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции. Во-первых, речь идет о том, что население страны сокращается, Россия практически повсеместно недонаселена, в ней отмечается недостаточное количество городов, а также транспортных магистралей. Во-вторых, наблюдаются тенденции к сокращению населения трудоспособного возраста при увеличении пенсионеров, что может привести к кризису пенсионной системы. В-третьих, в любой стране часть населения должна служить в армии, быть занятой на малопрестижных рабочих местах. Чтобы решить обозначенные проблемы, стране необходимо проводить селективную политику привлечения мигрантов, способных принять участие в подъеме экономики и воспроизведении российского населения.

Н. Мкртчян, проанализировавший миграционное законодательство РФ и обнаруживший всю его неполноценность, пришел к выводу, что Концепция регулирования миграционных процессов в РФ в случае заинтересованности в притоке иммигрантов должна давать однозначные ответы минимум на следующие вопросы: «на какие масштабы иммиграции необходимо ориентироваться в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе; должно ли государство регулировать распределение иммигрантов по территории страны, и если да, то какие экономические стимулы и административные ограничения оно станет при этом задействовать; станет ли Россия принимать всех иммигрантов на равных условиях или будет предложена система критериев их отбора, т.е. осуществляться селективный прием? В последнем случае необходимо определиться с приоритетами по странам, а также обозначить ключевые критерии отбора; какие механизмы будут задействованы для интеграции иммигрантов в принимающее сообщество, как будет проходить процесс их натурализации» .

Следует обратить внимание на то, каким образом даются ответы на эти вопросы за рубежом. В первую очередь, когда речь заходит об иммиграционной политике зарубежья, вспоминается ряд стран, изначально ориентированных на прием большого количества населения из-за рубежа. В частности, речь идет о странах, которые некоторые ученые называют «иммигрантскими», это, к примеру, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль. США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии удалось из практически безлюдных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни. Для России, имеющей огромные территории и сравнительно небольшое по численности население, опыт этих стран будет весьма полезен, равно как и опыт Израиля - одного из молодых государств, население которого увеличилось за несколько десятилетий в разы.

США является мировой державой, принимающей иммигрантов больше, нежели любое другое государство, более того, именно в США иммиграция является сильной стороной национальной идентичности. Так называемая «американская мечта» напрямую связана с иммиграцией: практически ничего не имеющий человек приезжает в США и обретает возможность добиться минимум обеспеченного существования, максимум - добраться до вершин успеха и состоятельности. Иммиграционная политика Соединенных Штатов претерпевала изменения за время своего существования, сегодня в легальной иммиграции США принято выделять четыре основных потока, которые соответствуют четырем направлениям политики: это воссоединение семей, трудовая иммиграция, гуманитарная иммиграция и иммиграция для поддержания этнокультурного разнообразия. Воссоединение семей является наиболее значительным потоком, ежегодно в страну приезжают порядка 550-600 родственников граждан или резидентов США. Второе место по численности въезжающих занимает поток трудовой миграции, то есть въезда, спонсируемого работодателем, который помимо финансовой стороны дела должен доказать, что среди граждан США нет подобного по квалификации специалиста. Пик гуманитарной иммиграции пришелся на 1990-е годы, впоследствии он был законодательно ограничен.

Первые три направления иммиграционной политики, существующей в США, поддерживаются большинством современных стран, в то время как четвертое является исключительной характеристикой Соединенных Штатов, поскольку большинство стран ратует за мононациональное государство, а США, напротив, стремятся, чтобы население страны состояло из как можно большего количества этнических и конфессиональных групп. Для осуществления въездной политики для поддержания этнокультурного разнообразия каждый год США проводят лотереи «greencard», участие в которых может принять любой человек из списка стран, каждый год формируемого Государственным Департаментом США. Из списка исключаются те страны, из которых в течение последних 5 лет приехало в США более 50 тыс. иммигрантов. Первый розыгрыш лотереи состоялся в 1994 году и с тех пор происходит ежегодно. С одной стороны, лотерея позволяет поддерживать этническое разнообразие, с другой же, она позволяет привлекать в страну людей в большинстве своем трудоспособного возраста, что положительно сказывается не только на экономике, но и на социальном обеспечении пенсионеров, проживающих в США, поскольку налоги, выплачиваемые новой рабочей силой, идут в том числе и на выплату пенсий.

В Канаде, Австралии и Новой Зеландии достаточно просты процедуры получения вида на жительство и последующего получения гражданства для квалифицированных специалистов (при этом список профессий очень велик), а также для инвесторов. Правительства названных стран не только не препятствуют с получением гражданства, но и полагают, что оно положительно скажется на экономике, в силу этого гражданство получают иммигранты, прожившие на территории государств порядка 2-3 лет. Иммиграционная политика Канады предполагает несколько основных направлений: помимо гуманитарной иммиграции и восстановления семей, существует так называемая независимая иммиграция и бизнес-иммиграция. Въехать в страну в рамках независимой иммиграции имеют возможность квалифицированные специалисты профессий, востребованных в Канаде, законодательство позволяет принимать порядка 200 тыс. таких иммигрантов в год. Для отбора иммигрантов существует тест, включающий в себя разделы как по владению языком, так и по специальности и уровню образования. Иммигрант должен набрать не менее 70 баллов из 100 возможных. Предпринимателям, успешно зарекомендовавшим себя и готовым открыть свое дело на территории Канады, необходимо набрать в таком тесте всего лишь 25 баллов. Согласно законодательству, по программе бизнес-иммиграции в Канаду могут въехать инвесторы, способные вложить в экономику страны не менее 400 тыс. канадских долларов, или бизнесмены, в течение 2 лет обязанные открыть свое дело и трудоустроить минимум одного канадца.

Австралия, имеющая иммиграционное законодательство, схожее с канадским, не принимает квалифицированных рабочих старше 45 лет, что препятствует возникновению проблем с пенсионным обеспечением австралийцев. Мультикультурализм является основой внутренней политики Австралии, в связи с чем у каждого иммигранта есть право развивать свою культуру на территории страны, и у каждого жителя страны есть обязанность признавать это право за гражданами Австралии и иммигрантами. При этом наибольшую поддержку получают иммигранты, согласившиеся обосноваться в менее населенных, периферийных территориях. В Новой Зеландии, иммиграционная политика которой очень похожа на австралийскую, существует социальная программа, облегчающая иммиграцию и Океании, в связи с чем 5% населения страны составляют полинезийцы немаорийского происхождения и меланезийцы. Власти Новой Зеландии, как и канадские, не имеют ничего против двойного гражданства, которое позиционируется как одно из преимуществ проживания в этих странах.

Израиль представляет собой сравнительно молодое государство. В качестве исторической миссии еврейского государства была признана репатриация еврейского народа на историческую родину. Страна открыта для еврейской иммиграции и готова облегчать адаптацию приехавших. Евреям, прибывшим на территорию Израиля, не нужно ждать до принятия гражданства несколько лет: по закону, принятому еще в 1952 году, автоматическое получение статуса гражданина предусматривается для каждого еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, принятого в 1950 году, и в котором говорится, что «каждый еврей имеет право иммигрировать на землю Израиля». При этом правила для иммигрантов, не являющихся евреями, в Израиле аналогичны правилам других стран. Существующая иммиграционная политика привела к тому, что если в 1948 году, когда было провозглашено государство, в Израиле проживало 805,6 тыс. человек (из них 650 тыс. - евреи), то уже в конце 1995 года население составляло 5 млн 619 тыс., то есть оно выросло в 7 раз. За первые 20 лет существования нового государства в Израиль прибыли более 1, 25 млн евреев в основном из Восточной и Центральной Европы, из Северной Африки и арабского Ближнего Востока, ряд еврейских общин (Болгария, Йемен, Ирак) практически полным составом переселился в Израиль.

Собрав за время своего существования иммигрантов, являющихся носителями культуры и языков около 80-ти стран, Израиль попытался использовать модель «плавильного котла», стирающего языковые и культурные различия, поскольку предполагалось, что среди населения, обладающего значительной этнической однородностью и единством религии, они будут невелики. Но достичь лингвистического, этнического и конфессионального единства не удалось, по сути, Израиль оказался еще более многонациональным, чем США и Канада. Причину такого положения дел усматривают в том, что в большинстве иммигрантских стран въезжающим на их территорию так или иначе приходится приспосабливаться к образу жизни коренного населения, но в Израиле иммиграционная политика началась сразу же по образованию государства, что привело к тому, что не было достигнуто численное превосходство коренного населения. В связи с этим был совершен переход от политики «плавильного котла» к этническому и социально-культурному плюрализму как основополагающему направлению абсорбции иммигрантов.

Государство различными способами способствует адаптации иммигрантов на территории Израиля, в первую очередь, оно помогает в решении жилищной проблемы, причем, это касается как обретения временного жилья, так и покупки собственной квартиры или строительства дома. Государством разработан ряд программ для обретения собственного жилья иммигрантами, - это «Первый дом на родине», «Второй дом на родине», «Ульпан кибуц» и др. Израиль оказывает помощь не только в решении жилищных проблем, но и в трудоустройстве иммигрантов, в первую очередь речь идет о научно-технических кадрах. Вследствие притока в Израиль высококвалифицированных рабочих из СССР, число ученых и инженеров в стане на 10 тыс. работающих стало самым большим в мире - 135 человек. Склонность к научной деятельности среди иммигрантов Израиля была сохранена и получила развитие при помощи государства. Содействием в трудоустройстве иммигрантов-ученых занимается Центр абсорбции в науке при Министерстве абсорбции, оказывающий помощь в течение трех лет пребывания в стране, «Программа Гилади» позволяет получить помощь еще на 3 года. Интеллектуальная миграция привела к широкому развитию в стране промышленных парков, а с 1991 года с целью скорейшего вовлечения иммигрантов-ученых Министерство промышленности и торговли начало разворачивать программу поддержки технологических теплиц, или бизнес-инкубаторов.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Резникова К.В. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ПОИСК ПРИЕМЛЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12412 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»