Министру культуры россии подыскивают замену. Кириенко взялся за министерство культуры Кто будет новым министром культуры после медицинского

Успенский и …мультипликаторы продолжают войну с Минкультом, экспертный совет ВАК остался на месте, «Сатирикон» всё равно вошёл в перечень получателей государственных грантов, хотя зам Мединского, богослов по образованию Александр Журавский заявлял, что в театре выявлены многочисленные нарушения, которые, согласно антикоррупционному законодательству, могут привести к увольнению руководства. Однако 23 ноября опубликован указ президента, увеличивающий общий фонд грантов в области культуры и искусства с нынешних 5,3 до 8 млрд руб. с 2018 года, и кусок в этом пироге получит именно «Сатирикон» с грубым мятежником Райкиным, так сильно и прилюдно обидевшим министра.

Что это? Нерешительность или недостаток власти? Но если Акела промахнулся … на его место метят следующие хищники.

Огласите, пожалуйста, весь список

…В 2015 году, когда кресло под Мединским стало в очередной раз пошатываться, преемником на пост «главного по культуре» назвали Владимира Толстого. Теперь всё чаще звучит имя депутата Госдумы и председателя редакционной коллегии газеты «Культура» Елены Ямпольской.

Присмотримся к потенциальным вожакам культурной стаи. Что «пробивают» и лоббируют они, решительные и непримиримые?

Важнейшее из искусств

…На поддержку российского кинематографа ежегодно выделяются около 3 млрд руб., которые расходуются на такие шедевры, как «Человек из будущего», «Ночные стражи», «Конёк-Горбунок», «Урфин Джюс - 2», «Елки-6» и «Елки-7». Помимо выделения средств провальным и откровенно халтурным кинопроектам Фонд кино отличился инициативой, согласно которой прокатчики обязаны будут заплатить 5 млн руб. за каждый иностранный фильм, который они показывают в России. По мнению Антона Малышева, увеличение пошлины более чем в тысячу раз благотворно скажется на российском прокате, убрав из него «некачественные» голливудские фильмы. В пользу вышеперечисленных качественных российских, очевидно.

Заметим в скобках, что кадровая киночехарда продолжается: в Госфильмофонде может поменяться руководство.

Иногда они возвращаются: Госкино

Вообще в кинематографе сложилась парадоксальная ситуация: финансирование кинопроизводства в РФ осуществляет и Министерство культуры, и Фонд кино. И хотя ответственность за продукт несет Минкультуры РФ, при этом ни один представитель министерства не входит в Фонд кино.

…Деньги в небогатой российской культуре делаются на всём и буквально из воздуха: российский эссеист, журналист, праправнук Льва Толстого и советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой замечен в особой тяге к фамильным ценностям. Что можно поиметь со старинной дворянской усадьбы? Да много чего, как выясняется. В 2016 году СМИ прознали о схеме, успешно реализованной на площадке музея «Ясная Поляна». Несколько млн руб. руководство музея, по совместительству потомки великого русского писателя, вывели за пределы «поляны», заключив некоторые бюджетные контракты практически без конкурсов. Структуры, принадлежащие Илье Толстому, депутату Петру Толстому и советнику президента РФ по культуре, в этот момент уже экс-директору музея «Ясная Поляна» Владимиру Толстому, на электронном аукционе выиграли несколько федеральных тендеров по организации мероприятий, бронированию гостиниц и предоставлению услуг питания, которые объявило ФБГУ «Музей усадьба Ясная Поляна». Толстой заказал, Толстые выиграли.

Однако и этого мало: на днях на президентском Совете по культуре потомок Владимир озвучил ещё одну выстраданную схему - Фонд культурного развития, на который не находилось денег уже три года. Однако кризис миновал, финансирование могут и выделить, а кто тут у нас будет куратором? Правильно, Бэрримор, родственник.

Не это ли предок Толстых, Лев Николаевич, назвал «плутовством, мошенничеством ума»?

…Итак, театры, кино и дворянское наследие охвачены, на чём же кормятся другие околокультурные деятели? Цирк! Обязанности куратора цирков с 2016 года Министерство культуры РФ возложило на заместителя Мединского Александра Журавского, сменившего на этом посту другого замминистра, Григория Пирумова, арестованного по делу о многомиллионных хищениях госсредств. Журавский многогранная личность, кандидат исторических наук и кандидат богословия, инженер и в прошлом заведующий редакцией политологии. Стоит за ним серьёзна фигура: митрополит Иларион, викарий Патриарха. Помимо цирков и войны с Райкиным Журавский занимается преподаванием: читает курс «Основы государственной культурной политики», который планировался как добровольный, но в итоге студентов, конечно же, обязали посещать лекции, писать доклады и рефераты и сдавать зачеты. В списке из тем курса фигурируют, например, такие: «Культурный суверенитет: приоритет ценностей российской цивилизации по отношению к ценностям других цивилизаций»; «Сохранение единого культурного пространства как фактор национальной безопасности и территориальной целостности России». Культурные ценности и духовность защищены, детские умы окучены, глобализм не пройдёт - сомнений нет.

Все чаще звучат призывы, чтобы … глава Минкульта превратился …в функцию, тихо и эффективно выполняя свою работу.

Женская карта

Так что не стоит удивляться, что на фоне этого созвездия удивительных талантов по выводу капиталов из разных сфер культуры всё чаще всплывает имя Елены Ямпольской, не замаранное в денежных скандалах. И не может ли повториться случай с «неожиданным» министром образования? Помните, в прошлом году Дмитрий Медведев внезапно произнес: «На смену Дмитрию Ливанову я предложил бы назначить женщину Ольгу Юрьевну Васильеву». Кто знает, не становится ли это модным трендом - выдвижение женщины Собчак в президенты и женщины Ямпольской в министры культуры?

Кандидаты на пост главного по культуре - просто загляденье, один к одному. А учитывая тенденцию к неодолимому ухудшению ситуации по всем фронтам, не придёт ли такой момент, когда нынешний министр будет вспоминаться … с нежностью.

Ощущение, что ждать культурной развязки осталось недолго.

Подготовлено по материалам электронного периодического издания

https://www.сайт/2018-01-18/na_post_vladimira_medinskogo_pretenduyut_tri_cheloveka

Борьба за кресло «министра-раздражителя»

На пост Владимира Мединского претендуют три человека

Александр Миридонов/Коммерсантъ

Владимир Мединский — министр, позиция которого за несколько месяцев до отставки правительства оказалось наиболее шаткой. Ведомство сотрясают публичные скандалы, а его глава то и дело подвергается критике с разных сторон. сайт узнал, кто претендует на место Мединского и изменит ли что-нибудь в культурной политике возможная отставка министра.

Ассоциация владельцев кинотеатров опубликовала открытое письмо, в котором просит правительство России ограничить полномочия министерства культуры. В письме жестко критикуется деятельность министра культуры Владимира Мединского и его ведомства, которые переносят премьеры иностранных фильмов ради российского кино. Обвиняют Мединского и в цензуре: в письме говорится, что стандартная услуга по выдаче фильмам прокатного удостоверения де-факто превратилась в инструмент госрегулирования и цензурирования кинопроката.

Премьер-министра Дмитрия Медведева просят ограничить возможности Минкульта по административному регулированию отрасли, а ФАС — дать оценку действиям ведомства, которые Ассоциация расценивает как прямое вмешательство в деятельность коммерческих компаний.

Известно, что министерство культуры перенесло на более поздние сроки показ в России иностранных фильмов «Приключения Паддингтона-2» и «Бегущий в лабиринте: лекарство от смерти». Возможно, это связано с желанием ведомства увеличить сборы российских фильмов «Скиф» и «Движение вверх».

«Мы вынуждены констатировать, что это уже не первый случай прямого вмешательства государственного исполнительного органа в хозяйственную деятельность кинотеатров: подобные решения принимались при выходе в прокат таких фильмов, как „Время первых“ и „Салют-7“, в результате чего выпуск одной из самых успешных картин 2017 года был перенесен на полгода позже; такое же решение принималось в период выхода фильма „А зори здесь тихие“, в результате выход картины „Мстители: Эра Альтрона“ был смещен на неделю раньше и т. д. Такие командно-административные действия Министерства Культуры не только наносят экономический ущерб непосредственно кинотеатрам, но и дистрибьюторам фильмов, несущим расходы по рекламному продвижению фильмов на запланированных датах, и, главное, российским зрителям, которые вынуждены менять свои планы на посещение кинотеатров и зачастую возвращать уже купленные кинобилеты… Мы уверены, что если бы отрасль развивалась самостоятельно, без вмешательства Министерства в расписание дат выпуска фильмов в кинотеатрах, без вмешательства в политику установления кинотеатрами того или иного количества сеансов и т. д., то результаты проката российских фильмов были бы значительно выше!

Мы, владельцы кинотеатров, заявляем Министру Культуры РФ, что не Вы, господин Министр, развиваете киноотрасль, не Вы создаёте успешные российские фильмы, а талантливые российские режиссеры, актеры, сценаристы, продюсеры и члены съемочных групп. Не Ваша заслуга в финансировании кинопроизводства за счет средств федерального бюджета!.. Мы считаем, что Ваша деятельность на посту Министра Культуры, к сожалению, наносит вред развитию российской киноиндустрии… Мы выражаем уверенность, что практика грубого прямого вмешательства госчиновников Министерства Культуры в хозяйственную деятельность коммерческих кинотеатров будет прекращена» , — гласит письмо.

Агентство РИА «Новости» цитирует ответ Владимира Мединкого прокатчикам. Глава Минкульта заявил, что киносборы в России за последние пять лет выросли с 35 до 54 миллиардов рублей, а производство кино в стране увеличилось на 120%.

«Я вам дал результаты работы — не абстрактные рассуждения и общие слова, я вам назвал цифры. Прокатчики оперируют эмоциями. А я оперирую цифрами… Я всегда оперирую только цифрами, а не абстрактными криками о цензуре. У нас кого ни тронь — все начинают орать про цензуру», — цитирует Мединского агентство.

Мединский под ударом

За последний год и лично Мединский, и его ведомство неоднократно оказывались под ударом публичной критики. Эксперты и собеседники сайт, близкие к министерству и связанным с ним фондам и агентствам, отмечают, что такие скандалы снижают шансы Мединского быть переназначенным на свой пост в новом правительстве, которое будет созвано после инаугурации президента в мае 2018 года.

twitter.com/ fedyukinstomat / GlobalLookPress

Другой собеседник, также близкий к Минкульту, говорит, что сильный удар по Мединскому нанесло дело режиссера Кирилла Серебренникова и его «Седьмой студии». Серебренникова и его коллег обвиняют в хищении государственных грантов. Одной из задержанных по делу стала директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, ранее возглавлявшая департамент господдержки искусства и народного творчества Минкульта, через который направлялись деньги для проектов Серебренникова.

Не все в порядке у Мединского и в отношениях с деятелями культуры. У театральной общественности Мединский вызывает неприятие еще со времен истории с оперой «Тангейзер», когда православные экстремисты усмотрели в ней оскорбление чувств верующих, а министр культуры занял позицию не театрального сообщества, поддержавшего режиссера Тимофея Кулябина, а православных.

Еще одно обострение пару лет назад было связано с формированием экспертного совета театральной премии «Золотая маска». Тогда состав экспертного совета премии был обновлен, в него включили ряд ультрапатриотически настроенных театральных критиков. Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников тогда отказался от участия в предстоящей «Золотой маске». До этого отказывался и другой известный режиссер — Константин Богомолов.

С киносообществом у Мединского тоже складываются сложные отношения. Так, в конце 2014 года Мединский сообщил об отказе оказывать государственную поддержку проектам Виталия Манского, в том числе и фестивалю «Артдокфест». Причиной, по словам министра, стало то, что режиссёр наговорил «антигосударственных вещей». По словам чиновника, «пока я министр культуры, ни один из проектов Манского поддержан не будет, я буду накладывать вето на любое решение любых экспертных советов Минкультуры». В конце того же 2014 года в ходе встречи с читателями в петербургском книжном магазине «Буквоед» Мединский заявил, что не видит смысла в государственном финансировании документальных фильмов тех, кто снимает кино по принципу «Рашка-говняшка». Незатейливый лексикон «главного по культуре» обескуражил многих творческих деятелей. В начале 2015 года Мединский умудрился критически высказаться по поводу фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего «Золотой Глобус» и номинацию на «Оскар». Министр не обратил внимания на успех фильма, но заявил, что «фильмы, которые оплевывают действующую власть, не должны финансироваться за счет налогоплательщиков».


А вот в 2017 году вопросы к Мединскому появились уже со стороны «патриотической общественности», так как министр выступил в защиту права на творческую позицию режиссера Алексея Учителя, снявшего фильм «Матильда». Предъявляют претензии «патриоты» Мединскому и за госфинансирование проектов того же Серебренникова, позволяющего себе фрондировать по поводу политики власти.

Наконец, еще один важный скандал, связанный с Мединским, — это его докторская диссертация. Проект «Диссернет» добивался того, чтобы диссертация была признана антинаучной, а Мединский был лишен ученой степени. Однако этого сделать не удалось, хотя даже Экспертный совет ВАК выступил за такое решение.

Информационная война вокруг Минкульта идет и в модных в этом политическом сезоне анонимных Телеграм-каналах.

Телеграм-канал «Закулиска» пишет о претензиях, накопившихся к Мединскому. Вкратце они выглядят так: лоббизм интересов Никиты Михалкова, уголовные дела против окружения (в том числе замминистра Григория Пирумова, задержанного по делу о хищениях на работах по реставрации объектов культуры), непрозрачность в сфере выделения грантов, часть из которых тратится на создание продукции откровенно мусорного качества, деятельность Российского военно-исторического общества по заставке общественных пространств памятниками спорного качества и т. п.

Анонимным оппонентом «Закулиски» выступает канал «Культурофобия», в котором, к примеру, утверждалось, что замешанный в коррупционных схемах заммниистра Пирумов никогда не был человеком Мединского и был ему просто навязан извне.

Если не Мединский, то кто?

Самой влиятельной фигурой в сфере культуры в России уже много лет является режиссер Никита Михалков, и Владимир Мединский — его креатура, сходятся во мнении все инсайдеры. Даже если Мединский уйдет, с высокой вероятностью на этот пост придет очередной «человек Михалкова», поэтому концептуальных изменений ожидать не стоит.

Кстати, фильм «Движение вверх», прокат которого выигрывает от переноса премьер иностранных фильмов, был снят именно студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова.

Собеседник, близкий к Минкульту, отмечает, что еще два года назад заговорили: на место Мединского претендуют советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, а также замминистра Александр Журавский, однако шансы сохранить пост у министра неплохие.

Советник президента Владимир Толстой — один из главных претендентов на пост министра культурыПресс-служба президента РФ

«Минкульт — не самое денежное ведомство по сравнению с другими, конечно, поэтому борьба идет без особого накала. В любом случае, если борьба начнется, всем участникам по российской традиции в итоге дадут хорошие места, даже если и не во главе ведомства», — говорит один из собседников издания.

Еще одним из претендентов на кресло главы Минкульта, причем как раз аффилированным с Михалковым, собеседники сайт называют депутата Госдумы Елену Ямпольскую.

Главная проблема противников Мединского — отсутствие договоренности на отставку с режиссером Никитой Михалковым, так как своего ставленника он будет защищать. Еще одной загвоздкой является постоянное давление на Мединского в публичном поле. Ведь президент Владимир Путин не любит принимать решений под таким давлением и часто, напротив, оставляет на своих постах спорные фигуры, чтобы не идти на поводу у общественности.

Собеседник сайт, близкий к Минкульту, говорит, что сама фигура потенциального министра культуры не имеет большого значения — важно, какой именно лоббистской группе удастся посадить в мае 2018 года в это кресло своего ставленника — Михалкову, администрации президента (в этом случае можно ожидать появления очередного «молодого технократа») или руководству Госдумы.

Если говорить об идеологической составляющей, то в культурном поле не первый год идет битва «либералов», выступающих в поддержку современного искусства вне зависимости от его спорности и наличия в перформансах политической составляющей, и «патриотов-государственников», считающих, что искусство должно быть как можно более классическим и нести в массы консервативную государственную идеологию. Можно еще отметить проект РОСИЗО, который курирует бывший телеведущий, экс-замминистра культуры, а ранее координатор «Молодой Гвардии Единой России» Иван Демидов. Его Фонд развития современного искусства держится особняком и делает выставки современных российских художников, держащихся вне политического контекста.

О битве идеологических концепций речи не идет, считает собеседник сайт, близкий к руководству Минкульта: «В современных реалиях вопрос о концепциях и идеологии не вполне корректный. Все понимают, что концепцию определит внешняя повестка — против кого выступят православные активисты? Против кого будут открыты новые уголовные дела? Как будут вести себя сами деятели культуры?»

Министр-абсорбер

Политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман отмечает, что должность министра культуры сама по себе относится к классу «абсорберов», то есть тот, кто ее занимает, должен притягивать на себя общественный негатив и недовольство, абсорбируя его вокруг себя и расчищая атмосферу для более высоких начальников.

«Люди-раздражители нужны бюрократической системе. Они производят безвредные, но увлекательные новости и берут на себя функцию сбора негатива, который при этом не распространяется далее на более высокий уровень. Идет обсуждение новостных поводов уровня „сказал“, „выяснил“, „заявил“. Поэтому публичные скандалы такого рода не подрывают позиции главы ведомства. С другой стороны, министерство культуры — это серьезное ресурсное учреждение, распоряжающееся большими государственными деньгами. В качестве такового оно находится под перманентной атакой различных групп. Возникает дело Серебренникова, „дело реставраторов“, многие другие невидимые процессы. Это — часть большой борьбы за ресурсы Минкульта. Каждый такой коллективный протест — это элемент борьбы за эти ресурсы, инструмент воздействия, опробованный еще в советские времена. При этом никогда не знаешь, когда чаша весов перекосится и склонится в ту или иную сторону, а невидимые атаки подкосят положение того или иного начальника. Предвыборный период — „золотое время“ для таких атак, так как после выборов произойдет переформатирование состава и, возможно, структур правительства и будет возможность избавиться от ряда фигур. В такой период подобные атаки увеличивают свою ценность», — считает Шульман.

Ирина Бужор/Коммерсантъ

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что у Мединского есть шансы сохраниться в нынешней должности, так как критика, звучащая в его адрес, может быть истолкована как признак, что он делает все правильно: защищает отечественное кино, придерживается правильных идеологических позиций и т. д.

«В любом случае, даже если Мединский уйдет, то на его место придет человек, который будет занимать ту же нишу», — отмечает Минченко.

Политолог Андрей Колядин напоминает, что сохранение той или иной персоны на подобной должности — это личное волевое решение нескольких человек. И его может принять или Путин, или Дмитрий Медведев, который имеет все шансы сохранить пост премьер-министра в новом правительстве.

«В условиях, когда посты в правительстве являются элементом торговли между разными партиями, можно было бы составлять прогнозы, но в нынешней ситуации они невозможны», — резюмирует Колядин.

ИА SakhaNews . После выборов президента в новом составе правительства министра культуры Владимира Мединского может заменить начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков , пишет New Times со ссылкой на собственные источники.

Издание указывает, что Новиков является креатурой первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко . По словам собеседников издания, Кириенко уже обсуждал с руководством страны возможность назначения Новикова министром.

У Мединского действительно практически не осталось шансов сохранить за собой пост министра культуры, подтверждают два источника NT в правительстве. Основная вина Мединского - бесчисленное количество публичных конфликтов, а этого в руководстве страны не любят. Так, в 2017 году разразился скандал вокруг диссертации министра - экспертный совет ВАК рекомендовал лишить его степени доктора наук из-за грубых ошибок в работе.

В 2018 году скандалы продолжились, но теперь они уже касались кино. В середине января Министерство культуры неожиданно перенесло на несколько недель релиз фильма «Приключение Паддингтона 2» (это объяснялось желанием поддержать отечественное кино). Ассоциации владельцев кинотеатров пришлось жаловаться на действия ведомства премьеру РФ Дмитрию Медведеву , после чего Минкульт отменил решение. Но вслед за этим последовал конфликт вокруг фильма «Смерть Сталина»: Минкульт отменил собственное же решение о выдаче фильму прокатного удостоверения.

Справка:

Мединский Владимир Ростиславович родился 18 июля 1970 года в городе Смела Черкасской области (Украина).

В 1992 году окончил с отличием Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД РФ. Профессор. Доктор исторических наук.

В 1991-1992 годах работал в посольстве СССР (затем - России) в США.

В 1992 году основал PR-агентство "Корпорация "Я", которым руководил до 1998 года.

В 1993-1994 годах учился в аспирантуре МГИМО МИД РФ.

С 1994 года - на преподавательской работе в МГИМО.

В 1998-1999 годах – руководитель департамента по информационной политике Министерства по налогам и сборам РФ, государственный советник налоговой службы РФ 2-го класса.

В 1999-2000 годах был руководителем управления Центрального избирательного штаба блока "Отечество-Вся Россия", членом ЦПС ОПОО "Отечество".

В 2000-2002 годах был советником заместителя председателя Государственной Думы от фракции "Отечество - Вся Россия" Георгия Бооса.

С 2002 года по 2004 год - руководитель исполкома МГРО партии "Единая Россия", руководитель избирательного штаба "Единой России" по г.Москве.

В 2003-2011 годах - депутат Государственной Думы РФ IV и V созывов (В 2003-2011), председатель Комитета ГД по культуре.

В 2006-2008 годах – президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

В 2010-2012 годах был членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию фальсификации истории.

В 2011 году указом президента РФ был введен в состав правления фонда "Русский мир", основными задачами которого являются популяризация русского языка и культуры, а также поддержка программ изучения русского языка в различных странах мира.

2 октября 2017 года Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по истории рекомендовал лишить Мединского учёной степени доктора исторических наук.

20 октября 2017 года Президиум Высшей аттестационной комиссии решил не лишать Мединского учёной степени и признал несостоятельными претензии к его диссертации.

23 октября 2017 года Совет по науке при Минобрнауки призвал Пленум ВАК пересмотреть решение Президиума комиссии по диссертации Мединского.

27 октября 2017 года на основании заключения экспертного совета ВАК (о лишении ученой степени) и рекомендации Президиума ВАК (об отказе в лишении ученой степени) Минобрнауки России издало приказ об отказе в лишении Мединского ученой степени.

Член Генерального совета партии "Единая Россия".

Новиков Сергей Геннадьевич родился 6 ноября 1977 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород).

В 2001 году окончил Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского по специальности "журналистика".

В 1999-2001 годах - старший редактор ЗАО "Радио Рандеву СФ".

В 2001-2005 годах - главный советник Аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе.

В 2005-2008 годах - советник, помощник руководителя Федерального агентства по атомной энергии.

В 2008-2016 годах - директор департамента коммуникаций Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

В 2015 году стал лауреатом конкурса молодых оперных режиссеров "Нано-опера".

С декабря 2016 года работал в должности заместителя начальника управления президента Российской Федерации по внутренней политике.

Председатель Совета директоров АО "Всероссийский центр изучения общественного мнения".

Указом президента Российской Федерации награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2014). Награжден нагрудным знаком отличия "Академик И.В.Курчатов" 3 степени (2008).

Удостоен премии "Медиа-менеджер года" (2012).

Владеет английским, французским и итальянским языками.

«Владимир Мединский готовился к своей отставке ещё на прошлой неделе и фактически ушёл из информационной повестки, – сообщило на днях агентство «Ура.ру». – Но когда стало известно о том, что увольняют Ливанова (министр образования и науки. – Ред.), он понял, что решение по его судьбе отсрочено». Да только надолго ли?

Условный преемник Владимира Мединского кинорежиссёр Карен Шахназаров мог возглавить Министерство культуры ещё четыре года назад. Но не захотел. Так и заявил президенту России: не хочу. Но времена нынче иные, и на грозный призыв Родины «надо» отвечать «не хочу» настоящему патриоту, такому как Шахназаров, сами понимаете, не с руки. В общем, не сегодня завтра в стране появится новый министр культуры. Но чем был так плох Владимир Мединский? Постараемся разобраться.

С недавней отставкой главы президентской администрации Сергея Иванова за ним потянулись и люди его команды – глава ФТС Андрей Бельянинов, министр Дмитрий Ливанов. А с кем там Сергей Иванов надысь открывал в Петербурге мемориальную доску приспешнику Гитлера фельдмаршалу Маннергейму? Не с Владимиром ли Мединским? С ним самым. С министром культуры.

В 2007 году, когда Сергей Иванов почитался за первого сменщика президента России, Владимир Мединский был заурядным депутатом-единороссом. Одновременно будущий министр руководил известной в столице пиар-структурой и издавал вместе со своим будущим заместителем Владимиром Аристарховым еженедельник «Наше время». Заурядному депутату очень важно бывает сделать верную ставку, а Мединский, как казалось тогда, поставил не на ту лошадь: «Наше время» хорошо относилось к «патриоту» Сергею Иванову и намного хуже к «либералу» Дмитрию Медведеву. А преемником, как известно, тогда стал Медведев. Казалось, карь­ерным планам Мединского настал конец. Ан нет, депутата заметили и даже ввели его в высший политсовет «Единой России» – замолвил словечко, по слухам, Сергей Иванов. «Наше время», правда, закрыли – мавр выполнил свою миссию. Но трамплин в итоге сработал как надо.

Так бы и текла – как по маслу! – карьера Мединского, когда бы не внезапная отставка Иванова. Судите сами: как минимум два грандиозных скандала министр перенёс без особых потерь. Весеннюю тёмную историю «культурной прачечной», когда ФСБ завела уголовные дела на руководящих сотрудников Минкультуры Пирумова и Мазо, заподозрив их в хищении средств, выделенных на реставрацию объектов федерального культурного наследия (Изборская крепость, Эрмитаж и т.д.), и не столь давнее исчезновение 1,5 млрд рублей, выданных на сохранение памятников культуры Крыма. Спросили за всё с регионального руководства, с подрядчиков и с заместителей министра – но не с Мединского, хотя советник президента России по культуре Владимир Толстой и заметил в связи с коррупционным скандалом, что на месте Мединского он подал бы в отставку.

И вот высокий – выше некуда! – покровитель уходит, а скандальный шлейф остаётся. Поневоле начнёшь готовиться к отставке.

Министр не любил «красных» и пособничал «белым» за госсчёт

Скандал с открытием в Питере памятной доски в честь финского фельдмаршала, помогавшего гитлеровскому рейхсверу удерживать Северную столицу в блокадных тисках, выявил любопытную связь министра культуры с Российским военно-историческим обществом. Мединский – председатель РВИО. Один день в неделю министр, как свидетельствуют представители его окружения, целиком посвящает делам этой структуры. Но чем же, позвольте поинтересоваться, эта структура примечательна?

А вот чем. В 2014 году по инициативе или при участии РВИО были установлены памятники императору Николаю II в Белграде и в Баня-Луке (Сербия), героям Первой мировой войны в Москве, Липецке, Пскове, Саранске и Калининграде. И только год спустя, после небеспочвенных обвинений РВИО в «перекосе» российской истории в сторону «белого дела», структура поучаствовала в открытии памятников советским полководцам Константину Рокоссовскому и Ивану Черняховскому. Добавим сюда ещё два ярких момента. Не кто иной, как Мединский, был застрельщиком сомнительной инициативы переименовать улицы Москвы, названные именами революционеров

Войкова, Халтурина и Желябова, в честь великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Фёдоровны. Именно Мединский настаивал на том, чтобы предать земле тело Владимира Ленина, а в Мавзолее сделать музей советской истории «с дорогими билетами». Подобные инициативы могли бы считаться уместными, если бы в российском обществе имелся известный консенсус касательно новой истории страны. Но в России не менее трети народа «за красных» – по самым нескромным подсчётам либеральных социологов. И насаждать «белодельчество» – по сути, раскалывать общество, вбивая клин между двумя как минимум равновеликими идейными лагерями.

Добро бы ещё Мединский пособничал «белым» за свой личный счёт, благо человек он небедный (кому интересно посчитать деньги в кармане министра – милости просим в открытые источники Рунета, там сказано обо всём и подробно). Но вот что сообщает агентство РБК, ссылаясь на собственные источники в Минкультуры: руководство ведомства «просило подведомственные учреждения поддержать возведение памятников», а «федеральным театрам было предписано сыграть по одному спектаклю в пользу РВИО». Если всё так и было, то налицо как минимум очевидное превышение министром его служебных полномочий. Дело, может, и неподсудное, но вполне тянущее на отставку.

Отставке Мединского обрадуются и либералы, и коммунисты, и патриоты

Похоже, отставке Мединского будут одинаково рады и либералы, заточившие зуб на министра после увольнения с его подачи директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Бориса Мездрича из-за скандала с постановкой Тимофея Кулябина оперы Вагнера «Тангейзер», и коммунисты, не простившие ему «восстановления исторической справедливости» в топонимике Москвы. И даже патриоты, то и дело припоминающие Мединскому его высказывание о «Рашке-гов**шке». Уход Мединского сыграл бы на руку и премь­еру Дмитрию Медведеву, намеренному конвертировать изгнание из правительства непопулярных министров в победу «Единой России» на сентябрьских парламентских выборах. Слишком многие заинтересованы в отставке министра культуры – на самом деле далеко не самого худшего правительственного чиновника.

Глеб Кузнецов, политолог:

– Полагаю, что отставка Мединского произойдёт не в ближайшие дни, а после сентябрьских выборов в Думу. По моим данным, Дмитрий Медведев возглавит фракцию «Единой России», и в правительстве, таким образом, произойдут значительные изменения, в том числе поменяют и министра культуры. Министерство, которое возглавляет Мединский, весьма специфическое, контингент, с которым оно работает, непростой, а можно сказать и скандальный, так что министру ещё повезло, что он без особых имиджевых потерь просидел в своём кресле целых четыре года.

В минувший четверг бывший руководитель департамента имущества Министерства культуры Борис Мазо признал вину в хищении 100 млн рублей – об этом заявил в Мосгорсуде его адвокат Алексей Куприянов. Юрист подчеркнул, что его подзащитный пока не давал никаких показаний против других фигурантов дела, а также против руководства министерства. Обратите внимание на слово «пока». Мазо просит поместить его под домашний арест, ссылаясь на плохое здоровье. В общем, вскоре мы можем узнать много нового о руководстве Минкультуры. Лучшее время министру уйти в отставку, не так ли?

Министр культуры Владимир Мединский (слева) и первый заместитель руководителя администрации президента
Сергей Кириенко на совещании по вопросам поддержки талантливой молодежи в сфере искусства,
Санкт-Петербург, 17 ноября 2017 года Фото: kremlin.ru

За месяц до мартовского голосования и за три - до инаугурации президента основные группы влияния в окружении Владимира Путина о будущем составе правительства и администрации главы государства. Ответственный за избирательную кампанию первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко рассчитывает на то, что Путин будет доволен его работой на выборах и удовлетворит пожелания. О том, чего в первую очередь добивается куратор внутренней политики, рассказали источники NT , близкие к правительству и кремлевской администрации.

Место Мединского

Начальник управления
общественных проектов Сергей
Новиков Фото: atomic-energy.ru

Наиболее активно сейчас в Кремле обсуждаются амбиции команды Кириенко получить идеологический пост министра культуры в новом правительстве. На этом месте куратор внутренней политики видит своего давнего соратника, начальника управления общественных проектов Сергея Новикова, рассказывали NT два чиновника. По их словам, Кириенко уже обсуждал с руководством страны возможность назначения Новикова министром. О результатах этого обсуждения собеседники не знают.

Претензии внутриполитического блока Кремля на пост министра культуры не случайны, и основаны на прецеденте: назначение министром культуры Мединского в 2012 году пролоббировал, в том числе, Владислав Сурков, который почти 12 лет курировал внутреннюю политику в администрации президента. Вслед за Мединским в Минкульт перешли и другие единоросы, близкие к Суркову: например, заместителем министра, ответственным за киноиндустрию, стал Иван Демидов, ведавший ранее идеологией у единоросов.

После возвращения Суркова из правительства в Кремль его преемник на посту куратора внутриполитического блока, Вячеслав Володин, лоббировал отставку Мединского, но в этом не преуспел. Впрочем, близкие Володину люди получили Министерство образования: в 2016 году министром стала Ольга Васильева, до этого работавшая в том же управлении общественных проектов, подчинявшемся тогда Володину.

В Кремле обсуждаются амбиции команды Кириенко получить идеологический пост министра культуры в новом правительстве. На этом месте куратор внутренней политики видит своего давнего соратника, известного читателям по передаче «Что? Где? Когда?» Сергея Новикова

Защитник знатоков

Начальники кремлевских управлений по значимости близки к федеральным министрам или их заместителям, говорят люди, работающие с президентской администрацией. Но в отличие от коллег по правительству, они совершенно не публичны, поскольку формально не должны иметь собственных амбиций, а должны лишь обеспечивать работу президента. Поэтому о большинстве начальников управлений россияне никогда не слышали.

Сергей Новиков в этом смысле составляет исключение. До конца 2016 года он регулярно появлялся в эфире программы «Первого канала» «Что? Где? Когда?» - там он защищал интересы знатоков. Делал он это в качестве представителя спонсора - Росатома, где он тогда работал в команде Сергея Кириенко.


Сергей Новиков (справа) в эфире программы
«Первого канала» «Что? Где? Когда?»,
2015 год Фото: kino-ecran.ru

Новикова в Кремле называют фаворитом Кириенко. Он тоже выходец из Нижнего Новгорода и работать с нынешним начальником начал еще в 2001 году, когда Кириенко был полпредом президента в Приволжском федеральном округе. С тех пор он был неизменным фактическим пресс-секретарем Кириенко. Из полпредства Новиков перешел за начальником в Росатом, где достаточно быстро стал директором департамента коммуникаций.

Когда в 2016 году Кириенко перешел в Кремль заниматься избирательной кампанией Путина, то в первую очередь взял с собой именно Новикова. Сначала тот стал заместителем начальника управления внутренней политики по информационной политике. Однако Кириенко быстро расчистил для своего протеже более высокую должность - из Кремля был вынужден уйти начальник управления общественных проектов Павел Зенькович (перешел заместителем к своей бывшей подчиненной Ольге Васильевой в Министерство образования и науки), а его место отдали Новикову.

Управление общественных проектов (УОП) - одно из двух управлений в структуре внутриполитического блока Кремля наряду с могущественным управлением внутренней политики (УВП). Между этими управлениями постоянно делили полномочия в зависимости от текущей конъюнктуры. Например, в 2014 году Володин решил ослабить заместителя начальника УВП Радия Хабирова и передал часть его функций главе УОП Зеньковичу, в том числе ему досталось кураторство над Общественной палатой. В 2017 году Новиков и УОП благодаря Кириенко получили еще одну важную функцию - информационную политику, до сих пор бывшую привилегией УВП.

Уже став чиновником, Сергей Новиков поставил две оперы. Работая в Росатоме, он поставил в Красноярском государственном театре оперы и балета «Пиковую даму». А вскоре после перехода в Кремль в Концертном зале им. Чайковского - «Русалку»

Правда, информационная политика Кириенко и Новикова на новых постах интересует мало. Освещающие внутреннюю политику газетные журналисты долго привыкали к новым реалиям, рассказывает собеседник NT , близкий к Кремлю. При Володине специально отобранные для этого чиновники старались поддерживать контакт с определенными журналистами. Новые чиновники таким диалогом интересовались куда меньше. Новиков быстро разъяснил журналистам, что Кириенко, еще будучи главой правительства в 1998 году, свел общение с журналистами до минимума и до сих пор не имеет особого интереса регулярно доносить до них свою точку зрения. В итоге основные функции по работе со СМИ перешли в другой кремлевский блок - к Алексею Громову.

А вот культурными темами Новиков давно интересуется. У него даже есть опыт в этой сфере, что при необходимости даст Кириенко возможность говорить о праве своего протеже занимать пост профильного министра. Новиков окончил музыкальное училище. Известно, что он, уже став чиновником, поставил две оперы. Работая в Росатоме, он поставил в Красноярском государственном театре оперы и балета «Пиковую даму». А вскоре после перехода в Кремль в Концертном зале им. Чайковского - «Русалку». На премьере, кстати, были самые разные люди - от сотрудников администрации президента до игроков «Что? Где? Когда?».

Пост для разрушителя «Ленты.ру»


Заместитель главы управления
общественных проектов Алексей
Гореславский Фото: council.gov.ru

Готов уже и потенциальный преемник на нынешний пост Новикова - новым главой кремлевского управления может стать бывший журналист, а сейчас заместитель главы управления общественных проектов Алексей Гореславский, рассказывают собеседники NT .

Гореславский официально получил нынешнюю должность только в конце прошлой недели, хотя информация о его переходе в Кремль появилась еще в середине лета. Более того, последние полгода Гореславский уже фактически работал в президентской администрации, просто указ о его назначении нельзя было подписать, рассказывает источник NT . Это связано с тем, что у Гореславского есть зарубежные активы, от которых ему нужно было избавиться, что заняло время, поясняет он.

Гореславский возглавлял разные, но неизменно близкие к власти проекты. Например, в середине 2000-х он был главным редактором прокремлевской интернет-газеты «Взгляд».

Но особенно пригодились его услуги после того, как власти решили взять под контроль холдинг «Афиша-Рамблер - SUP», объединяющий в том числе издания «Лента.ру» и «Газета.ру». Владелец СМИ вначале назначил Гореславского заместителем генерального директора холдинга по внешним коммуникациям, а затем сделал его главредом «Ленты.ру» вместо уволенной им Галины Тимченко. При Гореславском независимая до того «Лента.ру» стала публиковать выгодные Кремлю материалы. Позже он стал в холдинге исполнительным директором по медиа, и все его СМИ стали полностью лояльны власти.

Как это отразилось на финансовых показателях холдинга, точно неизвестно, но летом прошлого года и в «Ленте.ру», и в «Газете.ру» произошли серьезные сокращения сотрудников, а посещаемость обоих сайтов снизилась. По крайней мере, занимавшая в предыдущие годы первые строки во всех рейтингах «Лента.ру», по данным счетчика Liveinternet, в последнюю неделю, например, занимала лишь восьмое место в рейтинге наиболее посещаемых СМИ.

ЧЕМ ОПЕРИРУЕТ МИНКУЛЬТ

Бюджет Министерства культуры на 2018 год составил чуть более 98 млрд руб. Значительная часть этих денег идет на реализацию профильных программ, в первую очередь по развитию культуры и туризма, а также на проведение мероприятий, посвященных важным культурным событиям, и раздачу грантов, развитие музейного и библиотечного дела.

Ошибки Мединского

У нынешнего министра культуры Владимира Мединского действительно практически не осталось шансов сохранить за собой пост министра культуры, подтверждают два источника NT в правительстве.

Основная вина Мединского - бесчисленное количество публичных конфликтов, а этого в руководстве страны не любят, говорят источники NT . Так, в прошлом году разразился скандал вокруг диссертации министра - экспертный совет ВАК рекомендовал лишить его степени доктора наук из-за грубых ошибок в работе. Однако после громких скандалов президиум ВАК отказался последовать рекомендации экспертного совета.

Основная вина Мединского - бесчисленное количество публичных конфликтов, а этого в руководстве страны не любят

В этом году скандалы продолжились, но теперь они уже касались кино. В середине января Министерство культуры неожиданно перенесло на несколько недель релиз фильма «Приключение Паддингтона 2» (это объяснялось желанием поддержать отечественное кино). Ассоциации владельцев кинотеатров пришлось жаловаться на действия ведомства премьеру Дмитрию Медведеву, после чего Минкульт отменил решение. Но вслед за этим последовал конфликт вокруг фильма «Смерть Сталина»: отменил собственное же решение о выдаче фильму прокатного удостоверения.

Министр культуры Владимир
Мединский Фото: p-beseda.ru

Интересно, что активнее всех решению Минкульта сопротивлялись люди, близкие к внутриполитическому блоку Кремля. Единственным кинотеатром, который вопреки отзыву удостоверения показывал фильм, оказался «Пионер». Кинотеатр принадлежит уже упомянутому Александру Мамуту, бизнесмену весьма лояльному власти: он никогда не стал бы идти на конфликт с министерством, если бы не понимал, что в данном случае это позволено, говорит собеседник, близкий к Кремлю. Еще один собеседник утверждает, что, по его мнению, Мамут получил добро Кремля на то, чтобы демонстративно проигнорировать решение Мединского. В любом случае «Пионер» два дня показывал «Смерть Сталина», причем до сих пор никакие санкции к «Пионеру» за это не были применены.

Мамут никогда не стал бы идти на конфликт с министерством, если бы не понимал, что в данном случае это позволено, говорит собеседник, близкий к Кремлю

Открыто критиковал решение Мединского президентский Совет по правам человека - эту структуру также курирует Кириенко. Там решение об отзыве прокатного удостоверения фильму «Смерть Сталина» назвали цензурой. После этого Мединский заявил, что удостоверение может быть возвращено после проверки прокуратуры.

Пока все говорит о том, что Кириенко всерьез рассчитывает освободить пост министра от давно раздражающего, и не только его, Мединского, резюмирует собеседник NT , близкий к Кремлю. И не похоже, чтобы Путин был настроен отказывать в просьбах своему давнему соратнику, отмечает он. Другое дело, что чем ближе к выборам, тем больше соратников будет обращаться к главе государства с подобными просьбами.