Что включает в себя форма государства. Понятие государства и его формы. Правовое государство

Тема 7 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства представляет собой комплексный институт, включающий в себя внутренне согласованную систему норм, регули­рующих в их единстве структуру и взаимоотношения основных орга-" нов государства, территориально-политическое устройство, методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Это наиболее широкая трактовка формы государства. Количество элементов формы государства зависит от научной тра­диции, господствующей в той или иной стране. Так, отечественное государствоведение и политическая наука выделяют три элемента (форма правления, форма территориального устройства и форма по­литического режима), а ряд западных ученых (Ж.-П. Жакке, Ф. Ар-дан) придерживаются двухзвенной структуры (форма правления и форма государственного устройства).

Форму государства можно классифицировать по различным кате­гориям. Так, известный российский государствовед В. Е. Чиркин предлагает осуществить классификацию на основании специфики ме­ханизма реализации власти. С таких позиций ученый выделяет:

1. Монократическую государственную форму, характеризующу­юся высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или государственного органа. Признаками монократической формы являются:

Наличие обязательной идеологии;

Огосударствление экономики и жизни общества в целом;

Элитарный характер государственной власти.

Подобными чертами обладают те государства, которые возникают в экстремальной ситуации (революции, распад прежней политической системы). Кроме того, эта форма «утверждается зачастую (хотя не всегда) при слабости "среднего класса", когда узкий слой предбур-жуазии в Тропической Африке или партийная государственная номен-

клатура в странах тоталитарного социализма узурпирует государ­ственную власть. При экстремистских фашистских режимах реальная политическая, а следовательно, и государственная власть сосредото­чивается в руках агрессивной социально-политической группировки, эксплуатирующей шовинистические устремления определенных сло­ев, а то и большинства населения»".

Если обращаться к конкретным критериям, то возникновение го­сударств на территории бывших колоний Англии и Франции в Африке дает нам достаточно подробную информацию о монократической форме. Таковой, в частности, длительное время являлся Заир, быв­ший до 1960 г. колонией Бельгии 2 .

Монократическая форма государства может существовать в не­скольких вариантах, в зависимости от конкретных социально-истори­ческих условий:

Теократия (Саудовская Аравия, Оман);

Фашистская (Германия и Италия 1920-1940 гг.);

Милитаристская (военные режимы);

Тоталитарный социализм (Китай, КНДР, Куба).

2. Свгментарная государственная форма, характеризующаяся определенным разделением властей, не имеющим, однако, четкого правового закрепления. Таковыми могут быть признаны Египет, Па­кистан и Сирия. Как отмечает В. Е. Чиркин, «данная форма государ­ства предполагает известное разделение ролей по управлению между разными институтами государства. Всегда существует конституция и парламент, в республике - избираемый президент, в монархии - огра­ниченный в правах монарх. Устанавливается частичная автономия оп­ределенных административно-территориальных и иных единиц (обыч­но есть выборные местные органы, хотя выборы осуществляются под контролем назначенных государством должностных лиц). Однако при данной форме нет «баланса» властей, системы сдержек и противове­сов» 3 .

Основными чертами такого государства являются:

Решающая роль в управлении монарха или президента;

Ограниченно-соревновательный характер политической системы. Например, Конституция Египта 1971 г. формулирует объем преро­гатив главы государства настолько расплывчато, что толковать их можно как угодно. В статье 73 указывается, что главой государства

" Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 136.

^Си/.ДербишайрДж., Дербишайр Я. Политические системы мира: В 2 т. М. 2004. Т. 2. С. 56-59.

3 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 138.

является президент республики, призванный защищать суверенитет народа, соблюдать конституцию и верховенство закона. Он обязан со­хранять национальное единство и социалистические завоевания, а также осуществлять контроль за разграничением властей, с тем чтобы обеспечить их роль в национальной политике".

Сегментарная государственная форма в зависимости от конкрет­ных условий может подразделяться на несколько вариантов:

3. Поликратическая государственная форма характеризуется на­личием нескольких центров власти и эффективной системой сдержек и противовесов. Основными признаками поликратии являются:

Преобладание демократических методов управления;

Социопримерительный характер политической системы;

Развитое местное самоуправление.

Поликратическая форма государства свойственна развитым стра­нам Запада (Англия, США, Франция).

Говоря об элементах формы государства, следует обратить внима­ние на различные подходы к каждому из них.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Приведем несколько определений этого элемента государства.

1. «Форма правления - это способ организации структуры и взаи­моотношений всех органов государственной власти, а также их пря­мых и обратных связей с населением» 2 .

2. «Под формой правления подразумевается юридическая харак­теристика государства, определяющая условия образования и струк­туру высших институтов власти, а также распределение полномочий между ними» 3 .

3. «Под формой правления следует понимать определенную сис­тему организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между ее представи­телями» 4 .

В сравнительном государствоведении можно выделить ряд крите­риев, по которым осуществляется типология форм правления:

" Сапронова М. А. Государственный строй и конституции арабских респуб­лик. М., 2003. С.168.

2 Чиркин В. Е. Государствоведение. С. 141.

3 Арановский К. В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное Государствоведение. Владивосток, 1996. С. 133.

4 Оксамытный В. В. Указ. соч. С. 241.

Юридический источник суверенитета;

Полномочия и политическая роль представительного органа власти;

Объем полномочий и политическая роль главы государства;

Условия юридической ответственности главы государства;

Тип политико-правовой связи между государством и личностью (гражданство или подданство)"

В настоящее время существуют две основные формы правления:

монархия и республика. Каждая из этих форм обладает уникальными чертами, которые и будут нами рассмотрены более подробно.

Монархия

Определять сущность данной формы правления можно с различ­ных теоретических и практических позиций. Некоторые определения монархии позволяют сразу же выделить ее характерные особенности.

1. «Монархия есть государство, руководимое физической волей. Эта воля юридически должна быть высшей, не производной от какой-либо другой воли» 2

2. «Монархия - это государство, главой которого является суве­ренное, политически и юридически безответственное лицо, приобре­тающее свой статус по собственному праву» 3 .

3. «Монархия - такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании традиций, обычаев или за­конов о престолонаследии» 4 .

Можно выделить несколько систем наследования власти в монар­хических странах:

1) салическая система, допускающая наследование престола только мужчинами (Франция при «старом режиме»);

2) кастильская система, предусматривающая возможность насле­дования престола женщиной в случае отсутствия у монарха сыновей (Испания);

3) австрийская система, предоставляющая женщине право насле­довать престол при отсутствии мужчин во всех поколениях правящей династии (Австро-Венгрия до 1918 г.);

4) шведская система, позволяющая женщине наследовать пре­стол на равных основаниях с мужчинами (Дания, Норвегия, Швеция);

5) мусульманская система, предполагающая, что престол насле­дуется правящей семьей в целом, которая сама избирает монарха из своей среды (Саудовская Аравия);

" Арановский К. В. Указ. соч. С. 133 ^ЕллинекГ. Указ. соч. С. 636.

3 Арановский К. В. Указ соч. С. 150.

4 Черданцев А. Ф. Теория государства и права М., 1999. С. 125.

6) племенная система, когда монарх выступает в качестве верхов­ного вождя племени, а его наследника определяет племенной совет (Лесото, Свазиленд).

Общими для всех типов монархии признаками выступают:

Монарх персонифицирует собой государство;

Наличие дворцового хозяйства на праве личной собственности;

Единоличное правление;

Святость власти;

Наследственность власти;

Бессрочность и пожизненность власти;

Свобода монарха от юридической ответственности за принимае­мые решения.

В современном мире монархии подразделяются на два типа: абсо­лютные и ограниченные. Критерием типологии выступает наличие или отсутствие представительных органов власти.

Абсолютнаямонархия. Согласимся с мнением, что «абсолют­ной является монархия, в которой глава государства - единственный субъект суверенитета»". Характерным видом такого государства яв­ляются Оман и Саудовская Аравия. Королевский абсолютизм в этих странах опирается непосредственно на религиозные положения исла­ма, согласно которым правитель выступает вовне в качестве предста­вителя общины верующих (уммы) и обязан приложить все свои силы к сохранению ее (общины) единства. Основными чертами абсолют­ной монархии являются:

Отсутствие парламента и конституции (в европейском понима­нии);

Слияние светской и духовной власти;

Формирование правительства из числа доверенных лиц монарха. Реально, разумеется, власть абсолютного монарха ограничивается интересами различных социально-политических групп и собственной семьей правителя. В рамках исламской политической теории (о кото­рой мы говорили выше) монарх обязан прислушиваться к голосу ав­торитетных богословов и правоведов. Именно эти люди формируют общественное мнение и входят в состав законосовещательного орга­на (аш-шура) при монархе. Таким образом организовано представи­тельство в Саудовской Аравии, где «консультативный Совет, органи­зация которого регулируется специальным низамом 1992 г., является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленных Советом Министров. Он назначается Коро­лем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консульта­тивный совет также высказывает свое мнение по проектам планов со-

" Арановский К. В. Указ. соч. С. 154. 238

циально-экономического развития, обсуждает отчеты министров и международные договоры и соглашения»". Абсолютная монархия в целом - явление во многом архаичное (с позиций западного понима­ния государства). Тем не менее по ряду причин подавляющее боль­шинство населения арабских монархий поддерживает существующий порядок.

С позиций социальной антропологии восприятие существующей власти в арабском мире совершенно адекватно. Историческое разви­тие исламских стран осуществляется в рамках существующей рели­гиозно-общинной картины мира. Народы исламских монархий заим­ствуют технические достижения Запада, но в обозримом будущем не смогут и не станут воспринимать культурные парадигмы, которые со­вершенно не вписываются в традиционное мировоззрение мусульман.

Ограниченная монархия. Вторым типом монархии выступает ог­раниченная монархия, которая предстает как «форма правления, в ко­торой суверенитетом обладают два субъекта одновременно - монарх и народ. Границы суверенитета каждого из них определяют нормы го­сударственного права, конституционные нормы. Поэтому ограниченные монархии часто называют конституционными» 2 В современном мире ограниченные монархии выступают в двух формах: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическую монархию можно определить как государство, в котором верховная власть монарха ограничена представительным ор­ганом, опирающимся на принцип народного суверенитета. Такими го­сударствами являются Иордания и Марокко. Основными чертами дуа­листической монархии выступают:

Широкие полномочия монарха в сфере управления делами го­сударства;

Монарх и его правительство обладают правом издавать норма­тивные акты по вопросам, не входящим в компетенцию парламента;

Парламент обладает достаточно узкими правомочиями и не вправе по своей инициативе принимать законы;

Монарх обладает правом абсолютного вето;

В перерывах между сессиями парламента монарх вправе изда­вать нормативные акты, входящие в компетенцию законодательного органа;

Монарх обладает судебными правомочиями;

Парламент может быть распущен монархом в любое время без объяснения причин.

" Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2000. С. 561.

1 Арановский К. В. Указ. соч. С 155.

В целом же реальное осуществление властных полномочий мо­нархом и назначаемым им правительством делает представительный орган во многом декоративным. Так, «в Иордании длительное время существовало беспарламентское правление (распущенный королем парламент заменяли создаваемые им различные консультативные со­веты, иногда состоявшие из оставшихся в живых членов парламен­та), выборы проведены лишь в 1989 г., почти через два десятилетия после роспуска парламента»".

Парламентскую монархию можно определить как форму правле­ния, при которой номинально верховная власть принадлежит наслед­ственному главе государства, а фактическое управление осуществля­ется правительством и парламентом. Парламентарными монархиями в настоящее время являются Великобритания, Испания, Норвегия, Шве­ция, Япония. Основными чертами такой формы правления выступают:

Правительство формируется победившей на выборах партией;

Монарх обладает номинальными полномочиями;

Главой правительства назначается лидер парламентского боль­шинства;

Монарх является символом нации;

Право принятия законов принадлежит только парламенту;

Правительство несет ответственность перед парламентом. Во многом монархические формы правления стран Европы -лишь дань традиции. Существование монархии часто объясняется с утилитарных позиций (экономия средств на выборах президента), хотя монархические настроения, несомненно, играют определенную роль в практической деятельности государственных органов. В Великобрита­нии противники монархии составляют 5-7% населения, не более.

К тому же европейские монархи достаточно эффективно осуществ­ляют функции арбитра в процессе противоборства различных полити­ческих сил. Кроме того, монархический строй способствует стабиль­ности политической системы в целом. В результате «парламентская монархия представляет собой юридическую форму, которая, обеспечи­вая правление двух суверенитетов - народа и монарха, закрепляет ос­новные политические полномочия за народно-представительным ор­ганом (парламентом), а формально-юридические - за монархом» 2 .

Республика

Эта форма правления также имеет значительную историю в плане эволюции своих типов и политических институтов. Пройдя длитель­ный путь от полиса к современности, республика является самой рас-

" Сравнительное конституционное право / Под ред. А. И. Ковлера, В. Е. Чир-кина и Ю. А, Юдина. С. 460.

2 Арановский К. В. Указ. соч. С, 158.

пространенной формой правления в мире. Определить сущность этой формы можно следующим образом:

1. «Республика представляет собой государство, в котором вер­ховное правление осуществляется выборным органом от имени наро­да, делегирующего свои полномочия на определенный срок»".

2. «Республика - форма государственного правления, при кото­рой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреж­дениями (парламентами), а граждане обладают личными и политиче­скими правами» 2

Основными признаками республики выступают:

Существование выборного единоличного или коллегиального главы государства;

Выборность на определенный срок главы государства и иных высших органов власти;

Осуществление власти по воле народа;

Юридическая ответственность главы государства в форме им-пичмента;

Обязательность решений верховной власти для нижестоящих органов управления;

Наличие взаимных прав и обязанностей государства и граждан. Республиканская форма правления предполагает наличие опреде­ленного рационального элемента в системе восприятия такой государ­ственности населением страны. По сути, можно говорить о республи­канизме как об определенной идеологии. В современном мире есть несколько типов республиканского режима.

Президентская республика (Мексика, США) характеризуется сильной властью главы государства. Его статусу свойственны следу­ющие черты:

Избирается народом (либо коллегией выборщиков);

Осуществляет всю полноту исполнительной власти, являясь од­новременно главой правительства;

Назначает членов правительства, которые несут ответственность непосредственно перед президентом;

Вправе по собственному усмотрению издавать нормативные акты, фактически имеющие силу закона;

Обладает правом законодательной инициативы и правом вето на принятые парламентом законы;

Обладает правом созыва чрезвычайных сессий парламента и переноса очередных сессий;

" Оксамытный В. В. Указ. соч С. 248-249. 2 Большой юридический словарь. М., 1998. С. 594.

Имеет право отсрочки исполнения приговора и право помило­вания лиц, осужденных по действующим законам;

В случае возникновения внутренних и внешних кризисных си­туаций может располагать чрезвычайными полномочиями;

Обладает широкими политическими правами, являясь лидером правящей партии,

Президентская республика в современном мире представлена не­сколькими формами, развитие которых обусловлено многочислен­ными факторами. По наблюдению Н. А. Сахарова, «значительный от­печаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции го­сударственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может играть субъективный фактор в лице ведущего поли­тического лидера, под которого в значительной степени выстраивает­ся вся конструкция государственной власти и управления»". Можно выделить следующие модели президентства:

1) Американская модель

Ее основными чертами выступают следующие:

Президент, избираемый на всеобщих выборах, не зависит от Конгресса, члены которого избираются от штатов и избирательных округов;

Правительство формируется президентом, но его персональный состав утверждается одной из палат Конгресса (Сенатом);

Вся законодательная власть принадлежит Конгрессу, и принятые им законы обязательны для безусловного выполнения всеми должно­стными лицами;

Президент является полномочным главой всей федеральной ис­полнительной власти;

Президент имеет право издавать исполнительные приказы, каса­ющиеся главным образом сферы деятельности органов федеральной исполнительной власти;

Только президент имеет право ежегодно представлять проект госбюджета на рассмотрение Конгресса;

Президент является верховным главнокомандующим вооружен­ными силами;

Президент представляет страну в сфере международных отно­шений и подписывает международные договоры, но эти договоры ут­верждаются или отклоняются Сенатом Конгресса США;

Президент может по своему усмотрению использовать нацио­нальную гвардию и вооруженные силы для обеспечения обществен-

" Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 14. 242

ного порядка, но он имеет право вводить ЧП на территории всей стра­ны только с санкции Конгресса;

Верховный суд может признать неконституционным любой за­кон, принятый Конгрессом, и любой приказ, изданный президентом, но действует суд не по своей инициативе, а только в ответ на апелля­цию по поводу решения нижестоящей судебной инстанции, уже опре­делившей свое отношение к действиям законодательной или исполни­тельной власти;

Президент может уволить в отставку любого члена своей адми­нистрации, но он не правомочен увольнять в отставку высших лиц исполнительной власти штата или местных органов власти, избран­ных населением;

Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должност­ных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путем проце­дуры импичмента отстранить от должности президента и других должностных лиц, включая федеральных судей;

Срок полномочий президента ограничен 4 годами, и переизби­раться он может только один раз".

Исходя из анализа Конституции США и сложившейся политиче­ской практики, «президент по этой модели наделен широкими и раз­нообразными полномочиями, но он действует лишь в пределах феде­ральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государ­ственным аппаратом. Его полноправными партнерами и противовеса­ми в этой сфере выступают независимый от президента Конгресс и не менее независимый Верховный суд. При всей силе своей власти, по­множенной на личную активность, ни один президент США не был в состоянии добиться сколько-нибудь значительных перемен во внут­ренней и внешней политике американского государства без поддерж­ки высшего законодательного органа страны» 2

История американской государственности подтверждает выше­сказанное. Даже в периоды «бурь и потрясений» (Великая депрессия 1929-1933 гг.; Вторая мировая война и т. д.) президенты США сталки­вались с активным противодействием со стороны Конгресса и Вер­ховного суда. Последний, в частности, очень долго отказывался при­знать трудовое законодательство Ф. Рузвельта, несмотря на тот бесспорный факт, что президент был ярко выраженной харизматичес-кой личностью и талантливым политиком. Система «сдержек и проти­вовесов», разработанная «отцами-основателями», не позволяет главе государства превратиться в авторитарного правителя. Пожалуй, наи-

" Сахаров Н. А. Указ соч. С. 15-17. 2 Там же. С. 17.

более выпукло ограничение возможностей президента выражается в его военных полномочиях. В 1973 г. Конгрессом была принята соот­ветствующая резолюция, на основании которой президент обязан:

Консультироваться с Конгрессом до вступления вооруженных сил США в боевые действия;

Доложить Конгрессу в течение 48 часов о каких-либо обяза­тельствах об использовании вооруженных сил США;

Прекратить использование силы в течение 60 дней, если Конг­ресс не объявит состояние войны, не пролонгирует своим законом этот период или если Конгресс не сможет собраться".

Ряд американских политологов высказывают вполне верную мысль о том, что «Конгрессу следует продолжить играть важнейшую роль во внутренней и внешней политике не потому, что он лучше при­способлен - как структурно, так и по характеру - принимать реше­ния, и не потому, что он всегда "мудрее"", нежели президент. Одна из его важнейших функций - выступать в качестве сдерживающего на­чала по отношению к президенту и выражать интересы и беспокой­ство избирателей, которые в противном случае могли бы игнориро­ваться президентом. Творцы Конституции предпочли пожертвовать некоторой действенностью ради предотвращения злоупотребления властью» 2 .

Таким образом, американская модель президентской республики показывает свою достаточную эффективность только при постоянном взаимоконтроле ветвей власти.

2) Латиноамериканская модель

Республиканская форма правления в странах Центральной и Юж­ной Америки сформировалась в совершенно иных условиях, чем в США. Большинство государств этого региона первоначально были испанскими колониями. Соответственно, состав населения и его мен-тальность формировались в процессе смешения испанцев, индейских племен и ввозимых из Африки рабов. С позиций социальной антропо­логии, перед нами - типичные «мультикультурные» сообщества, обла­дающие специфической политической культурой, в большей степени ориентированной на авторитаризм. Институт президентской власти ха­рактеризуется в этом регионе следующими чертами:

Президент одновременно является главой правительства;

Правительство формируется президентом по собственному ус­мотрению;

" Резолюция о военных полномочиях // Соединенные Штаты Америки: Кон­ституция и законодательные акты. М., 1993. С. 189-194.

2 Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между президентом и конгрессом / Под ред. Дж. Тарбера. М., 1994. С. 79.

Парламент не имеет правовых возможностей эффективно конт­ролировать действия исполнительной власти;

Президент имеет право (при федеративной форме государствен­ного устройства) вводить прямое управление субъектом федерации из центра.

Кроме того, нужно учитывать и такой фактор, как повышенная политическая активность армии в странах Латинской Америки. Ис­следователями давно отмечается, что «в политической истории прак­тически всех стран этого континента более-менее продолжительные периоды президентского правления прерывались военными переворо­тами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, передавала власть военной хунте, один из членов которой провозглашался президентом. И в прошлом, и в на­стоящем Латинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота»" Тем не менее латиноамериканский вариант президентской республики обла­дает и определенным демократическим потенциалом. Конституции ряда стран региона вводят некоторые ограничения возможностей гла­вы государства в вопросах управления.

Отметим следующие из них:

Во многих государствах региона (Бразилия, Мексика) прези­дент избирается только на один срок;

Существующие многопартийные системы предполагают нали­чие реальной оппозиции;

Судебная власть постепенно усиливает свои позиции, что выра­жается в реальной применимости импичмента по отношению к главе государства (Бразилия, Эквадор);

Усиление гражданского контроля над армией.

Типичными для стран этого региона являются и полномочия гла­вы государства. Так, президент Бразилии (крупнейшей страны регио­на) обладает следующими правомочиями:

Осуществляет помилование и уменьшает сроки наказания;

Назначает с согласия Сената судей, губернаторов и высших должностных лиц центральных органов власти и управления;

Устанавливает отношения с другими странами и дает аккредита­цию их дипломатическим представителям, а также подписывает меж­дународные договоры и соглашения;

Осуществляет право законодательной инициативы, санкциони­рует и промульгирует законы, а также имеет право вето;

Осуществляет делегированное законодательство и издает нор­мативные акты (декреты), обладающие силой закона;

" Сахаров Н. А. Указ соч. С. 21.

Является верховным главнокомандующим;

Объявляет военное и осадное положение;

Объявляет федеральное вмешательство;

Формирует правительство".

3) Афро-азиатская модель

Этот вариант президентской республики обладает наиболее ярко выраженными авторитарными чертами. Государственность многих на­родов Африки и Азии не отличается стабильностью, что только усили­вает деспотические устремления правящей верхушки. Основными чертами этой модели в целом выступают следующие:

Президент является шавой государства и правительства, а так­же лидером правящей партии;

Многопартийность часто оказывается номинальной;

Полномочия парламента крайне незначительны;

Правительство формируется президентом и ему подотчетно;

Судебная власть формируется президентом;

Местные органы исполнительной власти формируются прези­дентом 2 .

В целом же, по наблюдению ряда исследователей, «это результат отсутствия компетентности и выбора, которые четко обеспечиваются в эффективно функционирующей многопартийной системе. В этих го­сударствах нет оппозиционной партии, способной заменить находящу­юся у власти партию при желании электората изменить существую­щее положение. Многие государства с неограниченной формой организации исполнительной власти формально допускают наличие оппозиционных группировок, но избрание правящей партии настолько очевидно благодаря ее контролю за средствами массовой информации и обращению к законодательным коллизиям в области избирательного права, что существует ничтожная возможность ее поражения на вы­борах» 3 .

Президентские режимы в странах Африки и Азии достаточно час­то выступают единственным организатором эффективной государ­ственности. С позиций социальной антропологии авторитарность и внеправовые формы деятельности таких систем вполне объяснимы и нормальны. Социальная структура многих стран Азии и особенно Аф­рики еще не сформирована, черты первобытности или, во всяком случае, локализма достаточно зримы. Кроме того, те страны, которые до недавнего времени являлись колониями европейских государств (в основном Англии и Франции), после предоставления независимос-

" Правовые системы стран мира. С. 95-96.

^Сахаров Н. А. Указ. соч. С. 22.

^Дербишайр Дж., Дербишайр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 59.

ти оставивили свои политические и правовые системы. Образован­ная верхушка новых независимых государств, сформировавшаяся под определяющим воздействием бывших метрополий, достаточно быстро отказалась от вестернизированных систем права и властво­вания. Отказ этот означал только одно: традиционный образ жизни несовместим с западными цивилизационными парадигмами. Ко­лониальный режим сглаживал многие внутренние противоречия, прежде всего в сфере формирования национального самосознания. В процессе же деколонизации, по верному наблюдению К. Гирца, на свободу вырвалась масса «внутренних националистических движе­ний, имеющихся практически во всех новых государствах и создаю­щих - в виде сепаратизма или стремления к созданию автономных образований - прямую, а в некоторых случаях (Нигерия, Индия, Ма­лайзия, Индонезия, Пакистан) и самую непосредственную угрозу не­давно продекларированной целостности нации, во имя которой и со­вершалась революция»".

Почти единственным способом предотвращения распада госу­дарства в таких условиях оказывается авторитарная президентская власть, направленная на сохранение единства страны. Опорой прези­дента выступает армия, являющаяся самой организованной частью политической системы. Поэтому конституции ряда государств и фик­сируют огромные полномочия президентов.

Если попытаться сгруппировать полномочия глав государств в странах Африки и Азии, то мы получим следующую систему:

Высшее должностное лицо государства;

Гарант конституции и ее соблюдения;

Назначение главы правительства и иных высших должностных лиц;

Наблюдение за исполнением законов;

Формирование высших судов страны;

Верховное командование вооруженными силами;

Представление государства во внешнем мире;

Право роспуска парламента.

В силу не сложившейся четкой социальной структуры общества, полиэтничности и сосуществования различных религиозных конфес­сий (или нескольких течений внутри господствующей конфессии) роль президента значительно повышается. Кроме всего прочего, «во многих арабских государствах в результате военных переворотов ус­танавливается особая форма суперпрезидентской формы правления. В этом случае парламент, как правило, распускается, правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший

" Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 272, 247

орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и др.), а его председатель, как правило лидер переворота, в дальнейшем провозглашается президентом»". Существенным отличи­ем афро-азиатской модели президентских республик являются бес­срочность пребывания главы государства на своем посту и передача власти по наследству. Яркими примерами выступают Азербайджан и Сирия, где правившие президенты при жизни сделали своих сыновей «соправителями», а затем парламенты и «всенародное волеизъявле­ние» закрепили смену первых лиц. Видимо, можно говорить о фор­мировании в ряде стран такого типа властвования, как «республи­канская монархия». Отсутствие плюралистической политической системы только способствует сложившемуся положению, а формаль­но действующие конституции не могут ему воспрепятствовать.

г) Коммунистическая модель

Данная форма президентской республики опирается на едино­лично правящую партию и какую-либо разновидность марксистской идеологии (Китай, Куба, Северная Корея). Глава государства в этих странах занимает свой пост в силу принадлежности к верхушке гос­подствующей партийной номенклатуры. Выборы носят сугубо фор­мальный характер. Такая ситуация складывается прежде всего пото­му, что «коммунистическая система включает в себя партию, которая определяет цели политики и государственный аппарат, который обес­печивает выполнение этих целей. Принимая во внимание тот факт, что если в стране с либерально-демократическим режимом, такой как США, конституция устанавливает порядок распределения и ис­пользования власти, то в коммунистической стране конституция под­властна интересам государства, а следовательно, интересам правящей партии» 2 . Президентская республика коммунистического (социали­стического) типа характеризуется следующими чертами:

Формально высшим органом власти в стране является народ­ное представительство;

Исполнительные органы власти формируются представительны­ми и им подотчетны;

Конституционно закрепляется ведущая роль правящей комму­нистической партии,

Отказ от системы разделения властей.

Функции главы государства в республике социалистического типа можно рассмотреть на примере КНР. Председатель КНР (он же -Генеральный секретарь ЦК КПК) избирается ВСНП и ему подотчетен. Его полномочия сводятся к следующим:

" Сапронова М. А. Указ соч. С 40. l ДepбuuшйpД.ж., Дербиишйр Я. Указ. соч. Т. 1. С. 57.

Назначение высших должностных лиц (включая главу прави­тельства);

Награждение государственными орденами;

Назначение и отзыв дипломатических представителей;

Право помилования;

Введение ЧП и мобилизации".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

в теории конституционного права способ организации высших органов государства, территориальное устройство власти и методы ее осуществления. Ф. г. складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

непосредственный выразитель и носитель его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, таковой, в конечном счете, будет и его форма. Сущность государства выражается в том, волю и интересы каких слоев, групп, классов оно защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить государство с точки зрения формы - значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Ф. г., как и его сущность и содержание, никогда не оставалась статичной, а всегда изменялась и развивалась под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов. Постоянно менялось и представление о них. Подтверждение тому - десятки, если не сотни, различных мнений и суждений по вопросу о Ф. г., высказанных за всю историю его развития.

Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые, мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под Ф. г., какие Ф. г. существуют, чем они отличаются друг от друга. Так, один из величайших мыслителей античности древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) исходил из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им выделялись "законная монархия" - царская власть - и "незаконная" - олигархия.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, - не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы. Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, трансформируется в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа может выродиться в свою противоположность - тиранию. Это, как считал Платон, - самая худшая Ф. г., при которой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства - тиран - захватывает власть от имени народа и как "ставленник народа".

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались и в других странах на всех стадиях существования и развития человеческой цивилизации.

Значительное внимание исследованию Ф. г. уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Но среди авторов-современников также нет единства мнений и представлений о понятии, видах и содержании Ф. г. Высказываются самые разные точки зрения. Например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х гг. традиционным было представление о Ф. г. как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому Ф. г. состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Это мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. (М. М.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Форма государства складывается из трех элементов: 1) формы государственного правления; 2) формы государственного устройства; 3) политического режима. При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а – его функциональную сторону. – характеристика не только государства, но и всей политической системы. Поскольку сравнительный анализ политических режимов был дан в предыдущем разделе, остановимся здесь на знакомстве с формами правления и государственного устройства.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.

Монархия

Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дух этой формы правления ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV "Государство – это я". Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской Аравии, Катара, Омана.

Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

При парламентской монархии главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Тем самым "монарх царствует, но не правит". Сегодня конституционная парламентская монархия имеет место в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. странах.

Республика (лат respublica от res – дело и publicus – общественный) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его считается производной от избирателей или представительного органа. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и распространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

Президентская республика

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы.

Классический пример президентской республики – Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления. В странах Западной Европы президентская республика не получила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Здесь, так же, как и в ряде стран Азии и Африки с длительными авторитарными традициями, эта форма правления нередко предстает в виде "суперпрезидентской" республики.

Парламентская республика

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.

Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику . Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – д я ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.

Что касается Беларуси и других республик бывшего СССР, то очевиден отказ этих стран от модели республики советского типа и поиски наиболее приемлемых вариантов формы правления. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициям и влиянием западноевропейской политической культуры. В России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа (собственно президентской или полупрезидентской). При этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская . Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры и дискуссии в пользу парламентской или президентской республики скорее всего разрешит практика политической жизни. Априорного предпочтения какой-либо форме правления дать невозможно. Все зависит от особенностей исторического развития страны, устоявшихся традиций и обычаев, конкретной политической ситуации.

Форма государственного устройства.

Унитарное государство

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).

Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство.

Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Подавляющее большинство унитарных государств имеет мононациональное население, но есть и исключения – Испания, Китай, Вьетнам. В рамках унитарных государств возможна административная и национальная автономия для некоторых структурных подразделений (например, в Италии, Испании, Великобритании).

Федерация и конфедерация

Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования – члены федерации – имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.

По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и др. особенностями, создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов. Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация).

Хотя в некоторых федерациях встречаются элементы асимметричности (т.е. правовой статус ее членов может различаться), тем не менее один из важнейших принципов федеративного устройства – это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, т.к. это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации (Конституции США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.).

Жизненность федерации зависит во многом от взвешенного, сбалансированного распределения компетенций между ее субъектами и центром. Использование федеративной формы лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры вызывает центробежные тенденции и в конечном счете может привести к распаду государства, что и произошло с СССР, Югославией и Чехословакией.

Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства – члены конфедерации – сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства, т.к. их органы власти обладают в ряде случаев нуллификацией, т.е. правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории.

Конфедерация – неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.). Не исключено, что черты конфедерации могут сложиться в ходе дальнейшего развития СНГ.

Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, империи. Империи – государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная , асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в различные исторические эпохи, – достаточно назвать Римскую, Британскую или Российскую империи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным государством. Как правило, протекторат ведет к потере самостоятельности слабого государства, может сопровождаться оккупацией его территории или оккупация предшествует протекторату. Так Великобритания оккупировала Египет в 1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда протекторат является переходной формой к полному присоединению зависимого государства.

Уния представляет собой тесный союз, объединение нескольких государств. Это объединение может происходить в форме персональной унии – объединения двух монархических государств под ю одного монарха; при этом каждое государство сохраняет свои властно-управленческие структуры. Реальная уния предусматривает не только общего главу, но и объединение важнейших органов власти и управления, позволяющее проводить единую внешнюю политику двух государств. В истории существовали Кальмарская (1397 г.) и Утрехтская (1579 г.) унии, уния протестантских князей в Европе (1608 г.). Известны исторические примеры личной унии, обусловленной династическими связями или приглашением на новый престол короля, императора из другой страны при сохранении им прежнего государственного статуса.

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2632

Форма государства неразрывно связана с его сущностью. Однако последняя предопределяет форму государства не непосредственно, а через его содержание, обусловливаемое уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим . Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Форма государства - это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.

О многообразии форм государства говорил и Аристотель - ученик Платона и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы - тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Цицерон, например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму.

В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

В настоящее время в юридической и политологической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство , федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления).

В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте. Это может быть, с одной стороны, достоинством такой формы правления, но, с другой стороны, и недостатком. Дело в том, что при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций), голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, что создает нестабильность политической обстановки в стране.

Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

В Российской Федерации существует республиканская форма правления, где главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет Парламент - Федеральное Собрание , состоящее из двух равноправных палат - Совета Федерации и Государственной Думы . Российской Федерации присуще черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления . В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Форма государственного устройства

Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus - «союз») - это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре . Субъекты федерации - территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией , законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами , решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации федеральными высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США , Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.

Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации. Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства. Характеризует этот феномен всю политическую систему общества .

Выделяют различные виды федераций:

  • дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
  • национально-территориальные федерации;
  • договорно-конституционные федерации;
  • симметричные федерации;
  • асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.

Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства. Например, Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения субъектов в составе Российской Федерации (ст. 73).

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований — результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

Конфедерация (от латинского confoederatio - «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза , прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата , отсутствует единая система права . Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения. Хотя в конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.

Конфедерация в основном носит временный характер. История знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после гражданской войны в США с 1776 по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии в 1815-1848 гг. На сегодняшний день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский Союз).

В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как и конфедерация создается для достижения определенных целей.

Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя - сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала ХХ в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

Государственный (политический) режим

Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти , характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности . Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации и деятельности государственной власти , но также ее соотношение со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства . Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности функционирования политической системы общества в целом. Государственный режим характеризуется правовыми или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

Демократия (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть») - народовластие

  • принцип: разрешено все, что не запрещено законом .
  • Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности. Государственное управление основано на правовых принципах осуществления власти.

    Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения. Свобода экономической и предпринимательской деятельности является важнейшим условием для развития экономики страны. Развитая экономика способствует социальной защищенности личности и развитию ее творческого потенциала. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления . Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы . Следовательно, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

    Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т. е. выборные органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах федерации) и местного самоуправления . Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации , Президент Российской Федерации ; в субъектах федерации - парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне - органы местного самоуправления. Непосредственная демократия - это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

    Демократический правовой режим является основой для общения цивилизованных народов, гарантом обеспечения мира и безопасности на земле. Решение многих глобальных проблем современности возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов. Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод , отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.

    При тоталитарном режиме (от латинского totalis - «весь, полный») государство осуществляет тотальный, т. е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность , жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере - существует одна правящая политическая партия , происходит сращивание партийного и государственного аппарата , чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано. В тоталитарном государстве вся деятельность граждан, частных лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частных интересов и свобода личности. Государство заявляет, что есть только государственный интерес. «Тоталитаризм, - отмечает И. А. Ильин, - состоит в исключении всей и всякой самодеятельности граждан: их личной свободы, их корпоративной организации, их местного и профессионального самоуправления, их усмотрения в делах личных и семейных, их хозяйственной инициативы и их культурной самодеятельности». Сущность тоталитаризма состоит во всеохватывающем управлении всеми сферами общественной жизни. Создается организация управления, которая проникает во все сферы человеческой жизни. Тоталитарный режим - это строй, в котором нет субъектов права , нет законов, нет правового государства . Поэтому тоталитарный режим не является ни правовым, ни государственным.

    Антидемократическим также считают авторитарный режим. При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.

    Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.

    Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.

    В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам и др. Есть надежда, что со временем в этих странах тоже установятся демократические формы правления , и на земле будет мир и согласие.