Создание различных форм национальной государственности. Российская Федерация – федеративное государство. Национально-государственное устройство российской федерации

В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена концепция создателей Конституции РФ и их представления о способе тер­риториальной организации государственной власти в современной России.

Основным принципом национально-государственного устройства Российской Фе­дерации является совмещение национальной и территориальной основ его структур­ной организации. Это выражается в том, что субъектами РФ провозглашаются не только национально-государственные образования такие как республика, автоном­ная область, автономный округ, но и административно-территориальные единицы: область, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

По мнению специалистов, такая конструкция федеративного устройства Рос­сии далеко не бесспорна /7.с67/.

Известно, что всякая федерация как форма национально-государственного ус­тройства является выражением и воплощением определённых отношений. Так, в Индии, Швейцарии, Канаде, Нигерии она - выражение межнациональных взаимоотно­шений. Напротив, в США, Бразилии, ФРГ, Мексике, Венесуэле она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субьектов. Сов­мещение же сугубо территориального и национального принципов построения феде­рации означает неоднозначный подход к способу её существования.

В Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация состоит из республик, областей, городов федерального значения, автономных областей, авто­номных округов - равноправных субьектов /8.с5/. Каким же образом может осущес­твиться равноправие между республикой и обычной областью? Ведь равноправие это равенство прав. Очевидно, что если республика обладает конституцией, своим за­конодательным органом, правительством, министерствами, то такие атрибуты не свойственны области. Поэтому в их статусе уже нет равноправия. Точно также ни о каком равноправии не может идти речи между краем и автономным округом, кото­рый входит в его территориальную организацию. Противоречия такого рода зало­женные в Конституции уже дали о себе знать, когда речь пошла о выборах губер­наторов областей и краёв, в которые входят автономные округа, поскольку не яс­но кто "главнее" губернатор области или президент автономной республики или области.

Следующая проблема это несбалансированность представительства субьектов федерации в Совете Федерации Федерального собрания. Если депутаты от нацио­нально-государственных образований представляют волю своих народов, то волю кого выражает в Совете Федерации депутаты от краёв и областей, Москвы и Санкт-Петербурга? Очевидно, что не волю народов, а лишь населения, проживающе­го в их территориальных границах. Тогда это не согласуется со статьёй 5 Кон­ституции, провозгласившей равноправие народов, ибо русский народ представлен в верхней палате 114 депутатами, а все остальные - только двумя /7.с68/.

Придав краям и областям статус субьектов Федерации Конституция РФ инсце­нировала стремление их властных структур поднять статус этих административ­но-территориальных единиц до уровня национальных республик. Сравнительно не­давно Россия пережила политический шок, когда руководство Уральской области (Екатеринбург) провозгласило свою республику и даже приняло Конституцию. При этом в Основном законе Уральской республики был сконструирован такой новый "этнический" феномен "народ Уральской республики", т.к. в статье 1 указанной конституции было провозглашено, что "единственным источником власти в Уральской республике является народ". С лёгкой руки авторов такой конституции могут появиться воронежский, рязанский, курский и т.д. народы.

Администрация Иркутской области вышла с инициативой создания Законода­тельного собрания, предусмотренного Уставом области, оно призвано осуществлять законодательное регулирование по вопросам своей компетенции.

Так администрация Иркутской области на практике реализует статью 5, зак­репляющую за краем, областью и т.д. право иметь своё законодательство.

Таким образом Конституция РФ заложила правовую основу для появления в об­ластях России своих законов, а это неизбежно ведёт к огосударствлеванию облас­тей, образованию на территории РФ огромного количества маленьких государств /8/.

Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что совмещение национально­го и территориального принципов построения Российской Федерации, доведение статусов краёв, областей, городов федерального значения до статуса субъектов федерации, ставит российское общество в своеобразное положение.

Следующим принципом является принцип своеобразного регионального разви­тия субьектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации совместно с общефедеральными органами решают широкий круг вопросов, вне пределов ведения Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вне полно­мочий федерального собрания РФ и др. общефедеральных органов осуществляют соб­ственное правовое регулирование, включая принятие законов и других норматив­но-правовых актов, устанавливают самостоятельно свою систему органов государ­ственной власти, в соответствии с основами конституционного строя.

Третий принцип - принцип равноправия и самоопределения народов - лежит также в основе национального построения РФ.

Равноправие народа представлено в различных формах национальной государ­ственности - автономных округов, автономных областей, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился народ. В соответствии с Конституцией РФ они являются равноправными субьектами Российской Федерации. Причём согласно принципу равноправия и самоопределения народов, каждый из них на основе са­моопределения может избрать ту форму национальной государственности, которая адекватно выражает потребности его развития.

Равноправие народов означает также свободное функционирование нацио­нального языка. Согласно ст.29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального или языкового превосходства.

Четвёртым важнейшим принципом является равноправие тождественных субьек­тов РФ. В Конституции РФ говорится о равноправных субьектах применительно к республикам, краям, областям, автономным округам. Как уже говорилось выше, эти различные эти различные виды субьектов федерации не могут обладать равными правами. О равноправии может идти речь только применительно к тождественным субьектам Российской Федерации. Указанный принцип является ни чем иным как го­сударственно правовым выражением и воплощением равноправия регионов и соответ­ствующих народов, избирающих ту или иную форму своей национальной государ­ственности.

И, наконец, пятым принципом, лежащим в основе Российской Федерации, яв­ляется принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между со­бой /7.с68-70/.

Конституция РФ исходит из идеи последовательной федерализации России. Суть российского федерализма выражена в Конституции 1993 г. следующим образом: федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, един­стве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субьектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Феде­рации.

Немного об истории федерализма в России. Процесс объединения княжеств, земель, царств и ханств на Руси шёл разными путями в далёких столетиях, когда складывалось государство Российское, охватывая как добровольные союзы и при­соединения, так и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в го­сударство, спаянное во едино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами - экономическими, социальными и т.д. Однако Россия соз­давалось и развивалось как государство унитарное.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался, хотя система управления не была примитивной, элементы автономии можно было найти и в Финляндии, и в Польше, а наместник царя на Кавказе по положению своему в регионе был выше министров.

Основные законы царской России провозглашали, что во всём её простран­стве власть принадлежала государю.

Федерализм вначале не признавался РСДРП. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей. В принципе партия выдвигала лозунг о самоопределении наций, входящих в состав государства, но не шла дальше тре­бований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличав­шихся национальным составом населения. Ленин и его соратники пересмотрели поз­же своё отношение к федерализму. Решающую роль сыграл национальный фактор в борьбе за политическую власть. Ещё на кануне первой мировой войны РСДРП про­возгласила право наций на самоопределение, отделение, вплоть до образования новых государств. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что реше­ние вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесооб­разности /6.с28/.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребова­ла радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за своё вы­живание, а усиление национализма и сепаратизма вело к тому, что от бывшей "е­диной и неделимой" отпадали целые регионы. Вышли из состава России Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины, Белорусии, Грузии, Армении, Азербайджана. В этих условиях лоэунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

Третий Всероссийский съезд Советов заявил 25 января 1918 г. в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, что Советская Россия учреждается как федерация национальных республик. Такой подход в конечном итоге стал прин­ципом, которого придерживались все конституции созданного в 1922 г. Союза ССР.

РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории и числу населения, экономическому потенциалу и концентрации научных сил. На неё падали все основные тяготы и лишения, перенесённые стра­ной. Но из этого для РСФСР не следовало никаких привилегий. Более того, ста­тистика свидетельствует о сравнительном отставании темпов развития республики по многим параметрам.

В РСФСР входило 16 автономных республик (из 20 во всём СССР), 5 автоном­ных областей (из 8) и все 10 автономных (национальных) округов. Взаимоотноше­ния РСФСР с автономными республиками имели некоторые федерально-юридические признаки. Верховный Совет РСФСР после принятия Конституции СССР, стал двухпа­латным органом, имевшим Совет Республики и Совет Национальностей. Конституция СССР не подлежала утверждению Верховным Советом РСФСР и т.д.

И, всё же, если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшимся у автономных областей, то во всём остальном РСФСР остава­лась унитарным государством /6.с29-30/.

Всеобщий кризис в экономической, социальной, и политической сферах, раз­разившийся в СССР, вызвал подъём национального и сепаратистского движения. Бесконечное провозглашение "суверенности", "деклараций о суверенитете" поста­вили страну на грань развала и даже проведённый в марте 1991 г. всесоюзный ре­ферендум о сохранности СССР, где более 75% населения сказали "СССР-да" не спас её от краха.

12 июля 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозглашала идеи независимости и самостоятельности Россий­ского государства. В связи с заключением Федеративного договора в 1992 г. кон­ституционный строй РСФСР стал не только формально, но и фактически разви­ваться на принципах суверенной государственности.

Существенное отличие нового подхода к принципам федерализма, как говори­лось выше, состоит в том, что он не ограничен сферой национальной политики, а выходит за её пределы.

Федеративная природа Российской государственности отличается следующими признаками:

1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путём всенародного голосования, что придаёт ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в состав, имеют свои конституции, а край, области, город федерально­го значения, автономная область, автономный округ - свой устав и законода-

тельство. В указанных актах закрепляется правовой статус РФ.

2. Российская федерация обладает своей территорией, на которую распрос­траняется её суверенитет и в пределах пределах которой Конституция РФ и феде­ральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспе­чивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федера­ции, также имеют своё гражданство.

4. Российская Федерация имеет общие для всей федерации высшие органы го­сударственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республи­ки и действуют на территории всех республик. Это, разумеется, касается и всех других субьектов РФ.

5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную систему, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Не только Российская Федерация, но и её субьекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, комерческими структурами, международ­ными организациями, реализуя при этом свои интересы.

7. Отношения между Российской Федерацией и её субьектами строятся на раз­граничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полно­мочия Российской Федерации и совместную компетенцию РФ и её субьектов. Все же иные полномочия принадлежат субьектам РФ /7.с70-71/.

Как видим, преемственность Конституции РФ в вопросах федерализма с препы­дущими Конституциями РСФСР сохраняется, хотя изменяет, уточняет и дополняет многие пункты.

Суверенитет Российской Федерации и её компетенция.

Российская Федерация - суверенное государство. Суверенитет РФ - свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самос­тоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внеш­ние функции государства.

Суверенитет России получил своё правовое закрепление в Конституции РФ. В её нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источни­ком власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3), суверенитет РФ распространяется на всю её территорию (ст.4), Конституция РФ и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории РФ (ст.4), РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне.

Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: Самостоя­тельностью государственной власти, её независимостью при осуществлении внут­ренних и внешних функций государства, дифференциированым содержанием государ­ственной власти, осуществляемой на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реа­лизует своё назначение без вмешательства в её деятельность негосударственных структур. Действуя на основе создаваемых ею правовых предписаний, она опреде­ляет государственно-правовое развитие общества и всю систему общественных от­ношений, имеющих юридическую значимость.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотре­нию, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции РФ.

Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет её узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц, придаёт не­зыблемый характер конституционному положению, соглано которому носителем суве­ренитета РФ является её многонациональный народ.

Суверенитет РФ представлен в её компетенции. Компетенция РФ, т.е. круг её прав, обязанностей и предметов ведения получила конституционное закрепление в ст.4, 5, 11, 67, 71, 72, 76 и др.

В области государственной, в её ведении находятся следующие вопросы: при­нятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблю­дением; федеральное устройство и территория РФ, установление системы феде­ральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их

организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти и т.д.

В области хозяйственного и социально-культурного строительства ведению РФ подлежат: федеральная государственная собственность и управление ею; установ­ление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономичес­кого, экологического, социального и культурного развития РФ; установление ос­нов единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и т.д.

В области правовой политики государства в исключительном ведении РФ яв­ляется: судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уго­ловно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское за­конодательство и др. отрасли права.

В области внешних сношений, обороны и государственной безопасности веде­нию РФ подлежат: вопросы внешней политики и международных отношений, междуна­родные договоры, вопросы войны и мира. внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство и многое другое.

Что касается полномочий РФ в области защиты прав и свобод гражданина и человека, то они сгруппированы в различных главах и статьях Конституции РФ. К её ведению относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражда­нина; гражданство в Российской Федерации;регулирование и защита прав нацио­нальных меньшинств; представление политических убежишь и т.д.

Все политические полномочия находятся в исключительном ведении Россий­ской Федерации.

В совместном же ведении РФ и её субьектов являются полномочия, указанные в статье 72 Конституции РФ. К ним относятся: вопросы обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов других субьектов; разграничение государственной собственности; природопользо­вание и многое другое /7.с70-74, с103-144; 30.с30-45/.

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких‑либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.


7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантирует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3‑5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна.

Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.

10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной

11. Светский характер государства

Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Представление о короле и власти в VII-VIII вв. у англосаксов. Становление и развитие англосаксонских королевств. Структура центрального и местного управления. Укрепление государственности в Уэссексе в IX- X вв. Правление Альфреда Великого (871-901 гг.).

    курсовая работа , добавлен 25.05.2012

    Основные факторы, причины и движущие силы октябрьского переворота. Первые преобразования новой власти, ликвидация большевиками существующих общественных структур, оформление пролетарской государственности. Становление однопартийного политического режима.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Государство - основной институт политической системы, его признаки. Становление и развитие российской государственности. РФ в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

    реферат , добавлен 19.12.2012

    Образование древнерусского государства. Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси. Органы управления и власти. Кризис российской государственности в период Смутного времени. Государственный аппарат Российской империи.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    Хозяйственное развитие и аграрные отношения в царском Риме. Становление римской государственности. Род. Триба. Курия. Семья. Римская община в VIII-VII вв. до н.э. Органы управления периода "военной демократии". Патриции и плебеи в царском Риме.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2005

    Влияние исторических факторов на формирование идеологии национальной государственности Беларуси. Анализ подходов к пониманию исторического прошлого белорусского народа и форм его самоопределения. Перспективы развития идеологии белорусского государства.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Основные этапы становления и развития, отличительные особенности государственности Германии. Развитие права в Германии в период Средневековья, разновидности преступных деяний. Предпосылки зарождения и становления абсолютизма как государственного строя.

    Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой

    соблюдается порядок, установленный нормами конституции.

    Основы конституционного строя Статьи Конституции Содержание
    Народовластие Ст. 1, ч. 1. Ст. 3 Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляя ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления
    Федерализм Ст. 1, ч. 1. Ст. Равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Центральные органы лишены монополии на власть, субъектам РФ предоставлена определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией.
    Правовое государство Ст. 1,ч.1 Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы
    Разделение властей Ст. 10 Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через «систему сдержек и противовесов»
    Приоритет прав человека Ст. 2 Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина
    Российская Федерация - социальное государство Ст. 7 Политика российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.
    Суверенитет Ст. 4 Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантирует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ на всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ
    Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности Ст. 8, ст. 9 Закрепляется многообразие форм собственности и их равная оxpaнa: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция
    Политическое многообразие (плюрализм) Ст. 13, ч.3-5 В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функционирующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.
    Светский характер государства Ст. 14 Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой.

    Понятие власти

    Это понятие тесно связано с понятием «политика». Слово «политика» произошло от греческого слова politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:

    1. Политика - это отношения между государствами и социальными

    группами, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания

    политической власти в обществе, а также отношения между государствами на

    международной арене.

    2. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий,

    общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения

    политической власти или ее завоевания.

    3. Политика - это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства,

    связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

    Под политической системой общества понимают совокупность различных политических

    институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и

    взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

    Функции политической системы общества разнообразны:

    1) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

    2) формирование правовой системы;

    3) обеспечение стабильности и безопасности общества;

    4) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

    5) социальный контроль.

    Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Существенными признаками отношений власти можно считать:

    1) наличие не менее двух партнеров;

    2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем

    этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;

    3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать,

    а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;

    4) подчинение воле, выраженной в приказе.

    С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для

    сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с

    другой - организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти). Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и общество в целом.

    Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством государства. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д. Источники власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация источников власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые. К

    экономическим источникам власти относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным - систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным - знания и

    информацию, к силовым - институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.).

    Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus

    Законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям.

    Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин

    «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М.

    Вебером. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимности. Традиционный обусловлен традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите. Легальный (или рационально-легальный) основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. В наиболее полном виде легальный тип легитимности воплощен в правовом государстве. Харизматический тип легитимности (от греч. charisma - божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическая легитимность трансформируется в традиционную или легальную. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны. Описанные выше типы легитммности редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих групп является легитимизация власти, т.е. обеспечение ее признания и одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения, по результатам выборов и т. д. Легитимность следует отличать от легальности, которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих государственных актах. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.


    Похожая информация.


    Все прогнило, кроме нового начала жизни, которое мы называем русским.

    Аполлон Григорьев,
    (русский поэт и литератор)

    Об имперско-национальной России Романовых

    В истории России имперская форма государственности и ее державная мощь скрывали в себе, накладываясь и переплетаясь с национальным началом- великорусским национализмом. Последний впрочем, никогда не принимал черты узкоэтнического национализма, а являл собой государствообразующий интерес самого большого, творческого и жертвенного народа России- русского.

    Во все времена империя как созидательный интегратор больших человеческих обществ была самой распространенной формой государственно-общественной организации, не только во всемирной, но и отечественной истории. Имперская форма российской государственности, с ее автократизмом верховной власти и иерархичным уровнем управления национальными окраинами исторически была оправдана и даже доказала свою эффективность и прогрессивность в освоении, защиты и оцивилизовании разнородного социокультурного российского пространства северной Евразии. Где на огромной и малообжитой территории, из-за сурового климата и неплодородия почв всегда был низкий по сравнению с Европой прибавочный продукт.

    А если прибавить сюда и крайне неблагоприятный для судеб народов России геополитический фактор (борьба за выживание в условиях многочисленных внешних противников), то становится понятным, почему по-европейски не демократическая, а по имперски силовая организация российской государственности сопровождалась запредельным милитаризмом и командным стилем управления, больше характерным для военного времени.

    Дореволюционная России была своеобразным государством- цивилизацией и одновременно уникальной евроазиатской империей, с ее делением на развитые (западные) и отсталые (восточные) окраины и провинции, в которой каждый малый народ (пусть и покоренный силой) смог беспрепятственно развивать свою культуру, язык, формировать свою национальную элиту, участвовать в общеимперском строительстве опираясь на огромные материальные и нематериальные вложения (во многом жертвенные) имперского русского Центра.

    В тоже время Российская империя, под влиянием буржуазной модернизации постепенно национализировалась, а значит, все более утрачивала свою общеимперскую идентичность. В ней исподволь проходили процессы формирования современных наций, в первую очередь, польской, финской и российской. Однако демократическим процессам однородного национального сообщества (в первую очередь, для самих русских) мешала сама система имперской власти с ее сложноиерархической этноконфессиональной, сословной и религиозной структурой власти.

    Как справедливо указывает американский исследователь Р. Суни, «история царизма- это история империи, которая время от времени вступала на путь нациостроительства, но эта государственная практика всегда вступала в конфликт со структурами и дискурсом империи». Скажем следующее: накануне своего распада в 1917 г. Россия напоминала гибрид сословно-династической многоэтничной империи с проявившимися контурами русско-российского национального государства. И надо сказать, что оно так и осмысливалось современниками.

    Неожиданное крушение романовской России в феврале 1917 г. одновременно поставило крест не только на внешнеполитических имперских амбициях последнего царского правительства Николая II (предполагаемый захват черноморских проливов с Константинополем), но и открывало возможность для всех народов бывшей Российской империи создать собственное национальное государство.

    Этим надеждам не удалось сбыться, в силу того, что захватившие власть в октябре 1917 г. российские большевики предложили народам России, а где-то и силой навязали, по форме космополитическую и национально-федеративную, но по содержанию жестко унитарную модель государственного устройства с правящей компартией во главе, с перспективой строительства самого «справедливого» коммунистического общества.

    Российские коммунисты явились самыми беспощадными и решительными колонизаторами в России по внедрению идеи нового социального прогресса, в ходе которого должны быть коренным образом изменены все прежние национально-религиозные традиции и идентичности, в первую очередь русская, а их место занять политико-идеологические и социальные формы коммунистического общежития -без национальных и культурных различий.

    Русское и российское с помощью насилия и пропаганды последовательно вычищалось и заменялось коммунистическим и советским. В этом и была суть новой тотальной перекодировки всех прежних идентичностей и нового цивилизационного переворота, с целью создания советского человека (Гомо Советикус). И, в результате, созданный, новый «советский человек», проживающий в новой советской общности («советском народе») по многим социокультурным и поведенческим параметрам, идейным ценностям и мотивам отличался от дореволюционного русского-россиянина. При этом цивилизаторская миссия Центра во времена СССР по развитию отсталых окраин повторилось, но уже в более высоком продуктивном качестве. Ведь, несмотря на всю подчеркнуто антиимперскую интернационально-коммунистическую идеологию и коммунистический режим Советский Союз был модернизированным продолжением Русской/Российской империи, но более высокого порядка, империи «положительного деятельности» (по утверждению американского историка Терри Мартина).

    Действительно СССР добился впечатляющих результатов по модернизации жизни всех его народов, превратившись своего рода в своеобразный цивилизационный питомник по вызреванию и окончательному взрослению этносов до стадии самостоятельных наций-государств.

    Российские большевики через создание национально-союзных республик (ССР) подготовили базу для образования целого ряда современных государств -Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Грузии, Украины, Белоруссии, Молдавии и т.д. Таким образом, Россия, будучи в социо-политической форме СССР, фактически подготовила к самостоятельной жизни, а затем и «выпустила в свободное плавание» 15 национальных государств.

    Важно при этом отметить, что в советско-коммунистической империи роль господствующей метрополии выполнял не государствообразующий русский народ, как в колониальных модернизирующих европейских империй, а общеимперская (союзная) коммунистическо-партийная номенклатура, выступавшая в качестве господствующего «распорядителя» всей советской «общенародной» собственности. Лишь в предвоенные и послевоенные годы произошло усиление роли русского народа среди всех других народов СССР (статус «старшего брата»), что знаменовало собой ползучую русификацию в политической и культурной сферах.

    Однако было бы неверным истолковывать сталинскую национальную политику, как политику бездумного потворствования русскому национализму. Несмотря на использование отдельных элементов русского национализма и культуры коммунистический режим все годы советской власти последовательно создавал советскую нацию- «советский народ» («национальный по форме, социалистический по содержанию»), что являлось своеобразным компромиссом и для русских и для титульных народов союзных республик.

    При этом советская модель нациостроительства больше задержало процесс формирования национального самосознания среди русского народа, зато проводимая все годы СССР политика «коренизации» лишь укрепляла национальное самосознание и национализм у титульных народов союзных республик.

    По мнению Е. Ясина, коммунизм стал своего рода оправданием создания имперской системы с вселенскими универсалистскими амбициями. СССР опирался на коммунистическую идеологию, которая ему заменяла совсем уж архаичную имперскую и использовал ее силу для проведения всечеловеческого эксперимента по построению справедливого и процветающего коммунистического общества, ценой колоссальных затрат и потерь.

    Качественным отличием СССР от петербургской империи с ее, в целом полупериферийным капиталистическим хозяйством страны, было то, что подчеркнуто антимпериалистический и антикапиталистический Советский Союз, в отличие от империалистической на практике и во фразеологии романовской империи, в силу постулируемой им «сверхсправедливой» глобальной исторической миссии, имел намного большую притягательность для всех обездоленных слоев мира, включая и для всех российских народов.

    Впрочем, уже с конца 30-х годов при великодержавнике Сталине советская внешняя политика все более становится неприкрыто имперской, но при этом первоначально к Советской России присоединялись территории ранее потерянные в годы Гражданской войны и революции (Прибалтика, Западная Украина и Белоруссия, Молдавия). Что говорило о сугубо «оборонительном» его характере, в противовес к враждебному капиталистическому миру.

    Но затем геополитический императив «красной империи»- СССР после победоносной войны 1941-1945 гг., приводил к неуклонному расширению стран «народной демократии» и «социалистического содружества» (фактически вассальных от Москвы стран), по всему периметру границ СССР. Так сложилась мировая имперско-вассальная система во главе с СССР в центре.

    Русский фактор в крушении СССР

    Во многом успех антикапиталистической советской системы объясняется тем, что она восторжествовала в богатой на ресурсы России, с ее жертвенным русским населением, в то время как другие страны некапиталистического развития (так называемые страны мирового социализма) просто кормились от нее. Собственно русский народ, был главным донором и «государстводержателем» своеобразной «красной» советской империи, патронирующей еще и своеобразные полуколониального типа режимы далеко за пределами территориальных границ СССР. По мнению исследователя В. Соловья: «России и русским суждено было служить мотором социалистического строительства и источником ресурсов для ускоренного развития национальной периферии. Эту жертвенную роль с ними делили украинцы и белорусы».

    Неся на своих плечах основную ношу имперского бремени среди всех народов советской нации русский народ лишь формально имел более высокий статус- «старшего брата», который ему не давал никаких материальных преимуществ. Наоборот, у него было больше ответственности и тяжести имперской ноши. Не случайно уровень жизни русских во времена СССР была заметно ниже, чем в ряде республик Прибалтики, Украины, Закавказья (к примеру, Грузии).

    Подобная имперская ноша для самих русских воспринималась как тяжелый и во многом неоправданный груз, что в какой-то степени объясняет и легкость освобождения от имперской ноши в 1991 г. Все века романовской и советской империи исправно несший свое бремя русский атлант явно надорвался, он очень устал все время жертвовать собой и теперь просто хотел пожить для себя. Отсюда и общее нежелание для всех слоев русского населения защищать советскую империю, хотя бы демонстрациями и митингами поддержать ГКЧП в драматичные августовские дни 1991 года.

    Антикоммунистическая по своей направленности буржуазно-демократическая революция (для коммунистов это естественно «контрреволюция») в августе 1991 г., усиленная этнонационалистическими движениями в союзных республиках, с последующей ломкой основ советского строя привела к реставрации капиталистических порядков, которых когда-то смела леворадикальная революция Октября 1917.

    Квазиимперская модель российского самодержавно-бюрократического капитализма

    Встав у руля государства отечественные либералы-западники «запертые в логике подражательного заимствования» (Козин Н.Г.), по большевистски сокрушили все жизнеспособные формы советской государственности, разрушив почти до основания и высокий уровень научно-технологической базы, а привнесли в страну примитивный рынок и зоологические формы взаимоотношений между людьми.

    Сама реставрация капиталистической модели в России в 90-е гг. XX века произошла на невыгодных для России условиях: ее перехода в разряд стран мировой капиталистической полупериферии, а по некоторым сферам и отраслям и периферийного положения. Заняв место неуклонно «падающей державы» (в сфере развития науки и новых технологий) Россия стала служить в качестве поставщика дешевого сырья и дешевых, но высококлассных умов для стран капиталистического центра.

    Уникальным российским своеобразием для капстраны полупериферийного типа, явилось то, что Россия при этом сохранила при этом статус великой военной державы и место постоянного члена Совета Безопасности при ООН. Впоследствии это и стало главным фактором для возрождения имперского комплекса России.

    Очень трудно проходило привыкание резко уменьшившейся в объемах и силе полуимперской России к новому однополярному миру во главе с США- своеобразной мировой империи. Большим разочарованием и даже раздражением для российского руководства стало нежелание европейских и особенно американских политических кругов считаться с Россией как великой державой, как крупной капиталистической страной имеющей свои зоны влияния и интересы, особенно на пространстве СНГ. Несмотря на очень щедрые и неоднократные геополитические услуги и уступки со стороны России Западу (вывод российских войск из Восточной Европы, отказ от сотрудничества с недружественными для Запада странами), все попытки России войти в состав «Большого Запада» на правах «солиста» в западный «оркестр» провалились.

    На Западе к России продолжали относиться, как к побежденной в «холодной войне» стране, обязанной быть во всем послушной американскому имперскому гегемону и «грандам», опять-же во многом имперского Европейского Союза. России вменялось в задачу расстаться со своими великодержавными имперскими комплексами, стать «нормальной» страной. Не говоря уже о том, что России в силу ее исторической «вины» за коммунистическое прошлое просто обязывалось забыть, о своих даже национальных геополитических интересах на постсоветском пространстве. Вот только к такой роли, в виде вечно «виновного слуги» Россия была не готова. Уже начиная с 2000-х годов на волне роста нефте-газовых доходов и укрепления основ самодержавной по сути президентской власти Владимира Путина, Россия стремительно возвращалась в империалистический клуб старых и новых великих держав, открыто включившись в геополитическую борьбу за постсоветское пространство.

    При этом Москва не планировала соперничать здесь с Америкой и Европой, рассчитывая продолжить с ними сотрудничество по целому ряду международных вопросов: борьбе с международным терроризмом, решению региональных конфликтов и т.д., в обмен на то, что и Запад, в свою очередь, будет признавать приоритетные для России интересы на постсоветском пространстве и не станет угрожать ее базовым интересам безопасности (А. Пушков).

    Но ожидания Москвы не оправдались. США и Запад в целом считали, что любое усиление России на постсоветском пространстве это неприкрытый вызов ИХ победе в холодной войне и сложившемуся миропорядку после ее окончания.

    В интересы США, как единоличного лидера западного сообщества, никак не входило видеть Россию в качестве мощного геополитического конкурента на постсоветском пространстве. Вот почему США и крупные европейские державы ЕС сразу же стали торпедировать любые попытки Москвы консолидировать вокруг себя все более дробящееся на отдельные зоны по интересам постсоветское пространство.

    Украинский кризис 2004 г. стал первым серьезным водоразделом, который рассорил Россию с Западом, развернув между ними острое соперничество в бывшем СССР. За ним последовали многочисленные попытки Запада нейтрализовать усилия России по запуску интеграционных процессов на постсоветском пространстве в формате ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, которые сразу же объявлялись «имперскими». Начался неприкрытый шантаж постсоветских элит и попытки их «перекупить» пустыми обещаниями членства в ЕС, НАТО. Наконец, началось создание пояса недружественных стран России (Украины, Грузии и др.).

    Вся это откровенная политика Запада по «сдерживанию России», преследовала одну цель: любой ценой подрывать ее экономическое и военно-политическое влияние в республиках СНГ и навсегда оторвать эти страны от России, прочно закрепить их в качестве своих вассалов. Такие цели и действия Запада входили в прямое противоречие с интересами России, все более усиливающейся.

    Еще большим кризисом во внешнеполитических взаимоотношениях России и Запада стала пятидневная война между Россией и Грузией в августе 2008 г. В этом конфликте Россия, несмотря на консолидированное давление Запада, продемонстрировала, что будет и впредь силой оружия защищать и отстаивать свои «подопечные территории» и их граждан. Это уже явилось серьезной заявкой на отстаивание своих жизненных национальных интересов, которых впрочем, на «демократическом» Западе окрестили как «империалистические».

    Формирование Таможенного Союза с участием России, Белоруссии и Казахстана, а на его базе и более масштабного проекта Евразийского Союза можно отнести в актив явных успехов российской внешней политики последних десятилетий.

    Здесь российский правящий класс, сращенный с крупным частным капиталом, действуя в соответствии с логикой расширения своего влияния и упрочения своих позиций в мировой капиталистической системе, действительно одержал крупную победу, рассчитывая надежнее через рынок освоить и закрепить за собой зону постсоветского пространства, которым раньше владело на правах монопольного империалиста. Это в свою очередь вызывает неприкрытое раздражение у западных империалистических кругов, особенно у США, искренне считающих, что постсоветское пространство, как и весь мир должен принадлежать только им.

    Новые старые национальные противоречия

    Во внутреннем плане территориально сокращенная Российская Федерация полностью унаследовала от СССР прежнюю во многом по имперски иерархическую национально-государственную форму своего существования.

    А это неизбежно допускало, что в наиболее подходящий исторический момент, целый ряд российских народов имеющих свои национальные республики со своими узаконенными границами и национальными правительствами, дозреют до своего окончательного совершеннолетия, с целью образования независимых государств. Собственно это и произошло с Чечней во второй половине 90-х годов, что потребовало от Центра проведения двух широкомасштабных войн, чтобы удержать в своем составе мятежную республику.

    Современная Россия, преодолев имперские формы Российской империи и СССР, так и не преодолела полностью свою имперскую сущность, сохранив целый ряд их признаков (национально-территориальное деление) в своем устройстве. Постулируемый властью российский национализм/патриотизм в виде концепта «российская нация» оказался на поверку непривлекательным, в силу того, что в нем явно прослеживается денациональное имперское начало разделяющие народы по- своим национальным «квартирам-республикам», по неким рангам, в зависимости от предоставленных Центром разных прав. Такая имперская форма интеграции не столько объединяет, сколько создает в будущем условия для выхода национальных республик из состава России.

    И это при том, РФ по сравнению с Российской империей и СССР является более культурно однородным обществом, исходя из огромной доли в нем русского этноса -до 82%. Но имея намного более русскоязычную по своему составу РФ, власти ее так и не решились сформировать на ее культуроязычной основе общерусскую нацию, предложив непривлекательный для самих русских концепт «россиянства». Это явилось явной уступкой для нацменьшинств и других нерусских народов России, сформировавших в своих национальных республиках этнократические кланы.

    Хотя само наличие устойчивого русского культуроцентричного ядра в центре и, особенно в регионах РФ стратегически равнозначно присутствию российской государственности (Ремизов М.). Более упрощенно это можно выразить так: где есть русские- там есть Россия, где их совсем немного, там России практически нет. Это видно по ряду республик Северного Кавказа, которые на практике далеко выходят за пределы российского правового пространства. Что не все россияне означают Россию, в то время как русские всегда.

    Собственно современная Россия одновременно имеет черты и имперского государства и национального. Но в отличие от СССР и особенно Российской империи, доля имперского начала в ней на порядок меньше, зато РФ вплотную приблизилась к достраиванию нации-государства. Своеобразная имперско-национальная гибридность. Но доля национального в современной России намного превосходит долю имперского начала, по сравнению с царским и советским периодами.

    Крымский поворот в общенациональной политике Кремля

    Операция «Крым» в марте 2014 г., в которой и был присоединен полуостров к России, безусловно, прошла при помощи усилий самой Москвы, в виде так называемых «вежливых вооруженных людей», хотя и при прямой поддержке местного русскоязычного населения, с воодушевлением пожелавшим возвратиться в состав России. При этом следует особо отметить, что само присоединение Крыма к России во многом произошло для Москвы непреднамеренно, а ситуативно. К такому внешнеполитическому повороту Москву подтолкнули: националистическая майданная революция на Украине (развязанная при прямой поддержке Запада), стремление антироссийски настроенного правительства в Киеве любой ценой затащить Украину в НАТО. Для Москвы возникала вполне реальная угроза размещения в русском Севастополе натовских баз.

    Такой сценарий, угрожающий базовым российским национальным интересам Москва допустить никак могла. И крымский Рубикон был решительно перейден, к большому изумлению со стороны США, которые искренне считали, что то, что позволено Юпитеру (Америке), не позволено быку.

    Воссоединение с Крымом, при одновременно новом витке холодной войны с Западом, взбудоражил русское историческое самосознание и национальную идентичность став, по сути, фактором общенациональной сборки. Явилось мобилизующим фактором для настоящего объединения, ранее расколотого и сегментированного российского населения. А также стало фактором зарождения новой элиты, элиты почвенной, а не временщиков, лишенных чувства ответственности за свою страну.

    Само по себе историческое воссоединение русского Крыма и Севастополя с Россией, вместе с потоком беженцев из Восточной Украины в РФ количественно и качественно расширяет и укрепляет «Русский мир», мощную цивилизационную основу для строительства единой в культурном и гражданском смыслах русско-российской нации в стране. Немалую роль в этом сыграл международный контекст.

    Все нарастающее давление Запада на Россию в связи с украинским кризисом и присоединением Крыма, явилось ледяным и отрезвляющим душем для большей части российской элиты, давно мечтающих войти в мировую элиту, на правах пусть и младшего, но уважаемого партнера. Крым во многом перечеркнул такие надежды части российского истеблишмента, к тому же вороватого и далеко не отождествляющего свои интересы с интересами своей страны.

    А вот для самой большой массы российского населения, стойко переживающего очередной экономический кризис, это стало новым возвращением к незабытым советским временам, когда империалистический Запад рассматривался в качестве тотального врага. Причем само возрождение антизападной риторики и образа врага в виде «коллективного Запада» российским населением было встречено положительно. Сама массовая акция «Бессмертный полк», со всей очевидностью показала, что у русско-российского народа далеко не растрачены патриотические мобилизационные ресурсы, направленные против внешнего давления на страну. Вот почему все попытки Запада свергнуть крайне неудобный для него режим Путина через классическую «цветную революцию», стали восприниматься российским населением (даже и без пропаганды), как неприкрытая антироссийская западная агрессия, которая не раз уже была в отечественной истории.

    Давление на Россию и лично на президента Путина, причем даже в условиях экономического кризиса и ухудшения жизни простых граждан, не только не ослабили позиции политического руководства страны, но еще более консолидировали общество вокруг президента Путина, воспринимаемого как общенационального и харизматичного лидера страны, не сгибающегося под давлением враждебного внешнего окружения.

    В лице предельно демонизируемого западными СМИ президента Путина тысячелетняя Россия стала главным фактором ломки уже всем изрядно надоевшего однополярного американоцентричного мира. А весь мир вновь стал свидетелем развернувшейся острой схватки обретший державный суверенитет России, с американской глобальной империей, сначала на Украине, а затем и на Ближнем Востоке, в Сирии. Российское сопротивление американскому мировому диктату на всех международных площадках, вкупе с усилением национал-консервативных тенденций во внутренней политике стало главной темой для обсуждения в международном сообществе.

    По сути, историческая Россия, в своей новой ипостаси возглавила все альтернативное американской тоталитарно-глобальной империи мировое сообщество на пути построения более справедливого многополярного мира. Россия со своим уникальным культурно-конфессиональным ядром- «Русским миром» противопоставила себя как цивилизационная альтернатива «Западному миру», с его сетевой имперской структурой, заточенной чтобы хаотизировать регионы и создавать там удобные площадки для перекачки капиталов в западные страны.

    Собственно говоря «Русский мир» синтетически объединяет в себе и духовную традицию русского православия, этос локальной русско-российской дореволюционной цивилизации и традицию советской социально-классовой справедливости, во всем противоположной вненациональному корпоративному капитализму, с его культом безудержного потребления и классовой стратификации. Вопрос лишь в том, сможет ли все более укрепляющая традиция «Русского мира» преодолеть все чужеродные формы и отношения российского бюрократическо-монополистического капитализма, с его неприкрытым цинизмом стяжательства и индивидуального эгоизма?

    Пока же ясно одно: активация русской национальной идентичности в общероссийском культурном пространстве, укрепление общенациональных связей по горизонтали и вертикали внутри российского сообщества, при масштабном противостоянии Западу и усилении героической традиции в отечественной коллективной памяти, все это вместе взятое составляет плодотворный полюс напряжения внутри русско-российского сообщества. Этот полюс, а вместе с ним переживаемый момент в истории нашей страны является не новой ломкой в духе 1991 г., а возрождением всех прерванных самобытных исторических и национальных траекторий России в новых условиях.

    И первоочередным и самым главным здесь встает вопрос о возрождении русскости. Пора уже, наконец, понять, без русской идентичности и русской культурной сущностной основы Россия долго не протянет.

    Веками нигилируемая и извращаемая имперскими формами и советским коммунизмом русская идентичность является культурной основой не только формирования русско-российской нации в новых условиях, но и способом сохранения и преумножения всего многокультурного и многоэтнического богатства России. Причем в основе русской идентичности никогда не было и не должно быть и в будущем примитивного этнического национализма по принципу крови, но всегда лишь по принципу языка и культуры. Русская идентичность и русский национальный патриотизм вовсе не противостоит общероссийскому патриотизму и российской многонародной идентичности. Наоборот он (русский национал-патриотизм) его (общероссийский патриотизм) укрепляет и является его главным стержнем, своего рода клинком для меча.

    Посткрымский консенсус создал самые благоприятные условия для завершения строительства русско-российской нации на базе русской идентичности, при плодотворном обогащении ее со стороны других народов и культур России. Для такой нации и национализм обязан быть исключительно гражданско-культурный, понимаемый как солидарность людей поверх их социально-классового деления и имущественной стратификации, ощущающих свою сопричастность к единому обществу- русско-российской нации.

    Но это полдела. Для этой нации не нужны плохо работающие социальные и политические связи и институты, в том числе рудиментарные имперско-этнические формы и атрибуты. Нужна продуманная перестройка наспех заимствованных в 90-е годы политических и социальных институтов на предмет их соответствия базовым потребностям всего российского социума, а не какого-нибудь «креативного» класса.

    При этом важно также, навсегда преодолеть хамскую традицию тотального и насильственного переделывания отечественной культуры и общества в духе 1917 и 1991 годов. Сегодня Россия нуждается в плавном историческом сотворчестве масс и новой патриотической элиты на основе веками проверенных русско-российских традиций коммунальности и социальной справедливости. Только гармоничное соединение жизнеспособной Традиции и Модерна может стать не только выходом из тупика вненациональной постсоветской России, но и стать мощным фактором глобального успеха России в XXI веке.