Может ли полиция задержать на улице. На сколько имеют право задержать в полиции. Полицейский может закрыть меня в камере

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 14 Закона о Полиции

1. Право каждого на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. В этой же статье Закона закреплен запрет задержания лица на срок более 48 часов без судебного решения.

2. Основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления предусмотрены ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, - это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в изолятор временного содержания лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком до 48 часов в целях проверки его причастности к совершению преступления и (или) решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

4. Задержание осуществляется в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.

5. Основные условия задержания:

1) задержание возможно только после возбуждения уголовного дела;

2) лицо дозволяется задерживать по подозрению в совершении не любого преступления, а лишь такого, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

6. В ч. 2 ст. 91 УПК РФ упоминается также о специальных условиях задержания. Они изложены применительно к одной строго определенной группе оснований задержания. Данная группа оснований именуется "иными данными, дающими основание подозревать лицо в совершении преступления". Речь идет о таких условиях, как:

а) лицо пыталось скрыться

б) либо не имеет постоянного места жительства,

в) не установлена его личность,

г) руководитель следственного органа или с согласия руководителя следственного органа следователь, а равно дознаватель с согласия прокурора направили в суд ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

7. Срок, на который лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, составляет 48 часов. При наличии оснований, предусмотренных п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, судья, рассматривающий ходатайство о заключении лица под стражу, вправе продлить срок задержания, но не более чем на 72 часа.

8. Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

9. Фактические основания задержания неодинаковы по своему значению. Их два вида. При наличии любого из первой группы оснований можно производить задержание. Наличие же основания второй группы может иметь следствием законное задержание лишь при одновременном констатировании одного из четырех специфических условий.

10. К первой группе оснований относятся следующие:

1) лицо застигнуто при совершении преступления;

2) лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления;

3) потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;

4) на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

11. О второй группе оснований законодатель сказал так. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:

а) это лицо пыталось скрыться или

б) не имеет постоянного места жительства, либо

в) не установлена его личность, либо

г) если руководителем следственного органа или с согласия руководителя следственного органа следователем, а также дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

12. Основание "лицо застигнуто при совершении преступления" обычно не вызывает трудности в уяснении. Однако перед тем, как констатировать его наличие, следует проверить, уверены ли вы, что имело место действительно преступление, а не какое-либо иное, похожее на преступление, но все же непреступное деяние.

13. Понятие "при совершении преступления" указывает на то, что сотрудник полиции или любой гражданин сам наблюдал совершение лицом преступления (нанесение человеку удара ножом, вытаскивание из сумки кошелька и т.п.). Когда очевидцем явился сотрудник полиции, он (сам) производит задержание по п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК. Если же очевидцем преступления было какое-либо иное лицо, налицо сразу два основания - п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ: лицо застигнуто при совершении преступления и очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

14. При характеристике основания, именуемого "лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления", так же как и в первом случае, следует быть уверенным, что совершено общественно опасное деяние.

15. Лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления - это значит, оно не пропадало из поля зрения его преследователей. Пример. На глазах у сотрудников дорожной службы полиции совершается дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. Преступник с места происшествия скрывается. Но он не успевает скрыться из их поля зрения. И сколько бы ни продолжалась погоня, задержание лица, совершившего преступление, в такой ситуации (не выпавшего из поля зрения преследователей) будет непосредственно после совершения преступления.

16. Следующее основание - "потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление". По данному основанию можно производить задержание в связи с показаниями потерпевшего, только когда потерпевший был сам очевидцем совершения преступления. Показания потерпевших, не видевших человека, который совершал преступление (т.е. неочевидцев), не могут быть основанием задержания, предусмотренным п. 2 ст. 91 УПК РФ.

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом ;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом ;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей .

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Дата публикации: 2018-02-02
Рубрика:

Вас остановили сотрудники полиции, попросили показать документы, а потом предложили пройти в отделение. Вы занятой человек и у вас нет времени на подобные разбирательства. Могут возникнуть сомнения: а имеет ли полиция право вас задерживать? Не стоит ли пригрозить жалобой в самые высокие инстанции или продемонстрировать широту связей?

Все возможные основания для задержания перечислены в статье 14 Федерального закона «О полиции». Однако знать одну лишь эту норму недостаточно, так как она отсылает нас ко многим другим правовым актам. Во всём этом стоит разобраться по порядку, чтобы в будущем избежать незаконных задержаний.

Задержание подозреваемого в совершении преступления

Данная процедура предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Задержать могут по подозрению в преступлении, за которое предусмотрено в качестве наказания лишение свободы. При этом должно иметься одно из следующих оснований:

  • лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;
  • на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Перечисленные основания могут убедительно свидетельствовать о том, что задерживаемый причастен к преступлению. Однако УПК РФ предусматривает и другие, менее однозначные поводы для задержания подозреваемого. Полиция может задержать, если есть иные основания заподозрить вас в совершении преступления и при этом:

  • вы пытались скрыться, или
  • не имеете постоянного места жительства, или
  • ваша личность не установлена, или
  • следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении вас меры пресечения в виде заключения под стражу.

Под «иными основаниями» заподозрить может иметься в виду сходство внешности задерживаемого с ориентировкой. Или, например, нахождение данного лица в помещении, где согласно оперативным данным скрывается преступник. При таких обстоятельствах отсутствие при себе документа, удостоверяющего личность, служит поводом к задержанию.

Срок задержания:

Не более 48 часов с момента фактического задержания (с момента ограничения свободы передвижения). При этом в течение 3 часов с момента доставления должен быть оформлен протокол задержания подозреваемого.

По истечении 48 часов задержанный подлежит освобождению, если только суд не изберет в отношении него меру пресечения в виде заключения под стражу или не продлит задержание на 72 часа . Продление допускается для представления дополнительных доказательств обоснованности либо необоснованности заключения под стражу.

Задержание по делу об административном правонарушении

Такое задержание преследует следующие цели:

  1. составить протокол об административном правонарушении в отделении полиции,
  2. оставить задержанного в отделении до рассмотрения дела судом (если в качестве меры наказания предусмотрен административный арест или административное выдворение).

В кодексе об административных правонарушениях говорится, что административное задержание может применяться лишь в исключительных случаях (часть 1 статьи 27.3 КоАП). У полиции должны иметься достаточные основания полагать, что задерживаемый причастен к правонарушению.

Срок задержания:

Не более 48 часов с момента доставления в отделение:

  • если правонарушение предполагает наложение судом административного ареста или административного выдворения,
  • если правонарушение посягает на режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации,
  • если правонарушение совершено во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации,
  • если правонарушение заключается в нарушении таможенных правил.

В течение срока задержания должен быть оформлен протокол об административном задержании, протокол об административном правонарушении, другие протоколы при необходимости. Но что ещё более важно – если санкция предусматривает арест или выдворение, до истечения 48 часов данное дело должно быть рассмотрено судьей.

Не более 3 часов с момента доставления в отделение – во всех остальных случаях. За это время должны быть составлены протокол о задержании, об административном правонарушении, а также протоколы других примененных мер обеспечения.

Если доставленное лицо находится в состоянии опьянения, 3 часа начинают исчисляться с момента вытрезвления.

Иные задержания

Закон о полиции предусматривает и другие причины для задержания. С ними приходится сталкиваться гораздо реже, но всё-таки их необходимо перечислить.

  1. Задержание лица, в отношении которого уже избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
  2. Человек «убежал»:
    • из-под стражи,
    • уклоняется от отбывания уголовного наказания, принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия согласно решению суда,
    • уклоняется от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания,
    • не прибыл к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок,
    • уклоняется от исполнения административного ареста,
    • находится в розыске,
    • убежал из психиатрического лечебного учреждения.

Задержание во всех указанных случаях имеет целью передачу лица ответственному органу, учреждению.

  1. Задержание лица, предпринявшего попытку самоубийства или имеющего признаки психического расстройства и создающего своими действиями опасность для себя и окружающих. Такие лица отправляются по месту жительства или в лечебное учреждение.
  2. Задержание нарушителя правил комендантского часа.
  3. Задержание при незаконном проникновении либо попытке проникновения на охраняемый объект.
  4. Задержание лица, в отношении которого поступило требование о выдаче, до передачи его иностранному государству.

Доставление без задержания

Задержанию предшествует доставление (принудительное препровождение) лица в отделение. Важно учитывать, что статья 13 Федерального закона «О полиции» допускает, что доставление может обойтись и без задержания.

Вас могут доставить в полицию для следующих целей:

  1. для решения вопроса о задержании;
  2. для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;

В перечисленных случаях составляется протокол о доставлении. Если же предполагается оформление протокола задержания, то могут ограничиться упоминанием о доставлении в нем.

Почему доставление может произойти без задержания? Потому что предположение о причастности лица к правонарушению (преступлению) или о том, что он находится в розыске, может не оправдаться. В конце концов, возможно, и правонарушения (преступления) никакого нет. Доставленного следует отпустить.

Отметим, что согласно пункту 8.6 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан (утверждено Приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 года № 389) в случае если выясняется неправомерность задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены извинений.

С одной стороны, наличие такого положения не может не радовать. С другой, извинений стоит ждать лишь в том случае, если полиция признает, что у нее не было никаких оснований рассматривать лицо в качестве правонарушителя или подозреваемого.

Ещё один важный момент. Установление личности и оценка возможности привлечения доставленного лица к административной ответственности либо как подозреваемого должно производиться в самые короткие сроки после доставления. В противном случае речь пойдет уже о задержании, что потребует оформление соответствующих протоколов.

Помимо указанных выше оснований доставление также возможно:

  1. для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. в отношении лиц в состоянии опьянения. Они доставляются либо в медицинские организации, либо в отделение. «Заберут» не любого пьяного, одурманенного, а лишь того, кто находится в публичном месте или дома (угрожая жизни, здоровью или имуществу проживающих совместно с ним граждан). Кроме того, лицо, находящееся в состояние опьянения, может доставляться в соответствующие учреждения для прохождения освидетельствования.
  3. в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. Их доставляют в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, в учреждения для реабилитации или в отделение.


Сегодня мы поговорим о том, что делать, если на улице вас остановил сотрудник полиции и попросил предъявить паспорт, после этого задержал. Также рассмотрим основной алгоритм действий при встрече и беседе на улице с сотрудниками правоохранительных органов Что же делать в этой ситуации, и правомерны ли действия сотрудника полиции?

Начнем со статьи Закона, которая гласит:

«Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан». (ч. ч. 1 и 2 ст. 5 ФЗ – 3 «О полиции»)

В каком случае полицейский может попросить человека предъявить документы?

Исходя из части 2, статьи 13 Закона Российской Федерации «О полиции», таких случаев всего четыре:


1. Если имеется информация, на основании которой гражданин подозревается в совершении преступления.

2. Если существуют данные о возможном нахождении человека в розыске.

3. Если гражданин замечен сотрудником полиции при совершении какого-либо административного нарушения.

4. Если имеются основания для задержания гражданина, исходя из части 4, статьи 14. Перечень лиц, относящихся к данной статье, следующий:

· Подозреваемые в совершении преступлений и лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;


· Совершившие побег из-под стражи; уклоняющиеся от отбывания наказания; не прибывшие к месту отбытия наказания и лица, уклоняющиеся от административного ареста;

· Уклоняющиеся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

· Лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

· Граждане, незаконно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на охраняемые объекты;

· Лица, допустившие нарушение правил комендантского часа;

· Люди, предпринявшие попытку самоубийства либо имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих;

· Лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение;


· Граждане, в отношении которых поступило требование о выдаче от иностранного государства по основаниям и в порядке, который предусмотрен законодательством РФ.

Следовательно, если ни один из вышеперечисленных моментов не подходит к Вашей ситуации, то Вы имеете право не предъявлять документы сотруднику полиции.

Однако, в 2008 году МВД РФ издал приказ №80, относящийся к статье 72, «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности». Основываясь на этот приказ, полиция обязана обращать особое внимание на следующих лиц:

1. Лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся или находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны;

2. Лиц, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;

3. Группы лиц, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах (не допуская при этом необоснованных действий, могущих привести к возникновению конфликтных ситуаций);

4. Лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

5. Безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах;

6. Места возможного появления правонарушителей;

7. Подозрительные предметы, могущие представлять опасность.

Если сотрудник полиции обратил внимание на кого-то, кто относится к этому списку, то его действия не будут являться нарушением законодательства.

Если Вас все-таки остановили, то, как должен вести себя сотрудник полиции?

Во-первых, полицейский обязан представиться, назвать свою должность, звание, ФИО. Во-вторых, предъявить свое служебное удостоверение и объяснить причину и цель своего обращения к гражданину.

В-третьих, если полицейским были применены меры, ограничивающие права и свободу гражданина, то он обязан разъяснить причину и основание применения этих мер, а также просветить гражданина о его правах и обязанностях.


Что должен делать и что имеет право делать сотрудник полиции, если он остановил иностранного гражданина без регистрации?

В этом случае, действия полицейского зависят от закона, регламентирующего правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации. Сотрудник полиции обязан обратить внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта иностранного гражданина, подтверждающих правомерность его пребывания на территории РФ, а также проверить наличие штампа и даты на штампе миграционной карты, которая подтверждает правомерное пересечение Государственной границы РФ. Если правонарушения выявлены (отсутствие документов, миграционной карты, просроченные или недействительные документы), сотрудник полиции должен сообщить об этих правонарушениях дежурному по ОВД и доставить гражданина в ФМС РФ, откуда он будет переправлен, в сопровождении сотрудника ФМС, в дежурную часть ОВД.
Обязаны ли вы носить с собой паспорт?

Ни в одном федеральном законе не прописано, что гражданин обязан иметь при себе паспорт постоянно, поэтому если сотрудник полиции хочет привлечь Вас к ответственности только за то, что Вы не имеете при себе паспорта, его действия противозаконны. Ответственность возлагается только в том случае, когда гражданин потерял, намеренно повредил или небрежно хранил паспорт. По статье 19.16 из кодекса об административных правонарушениях, на гражданина налагается штраф, в размере от 100 до 300 рублей.


Имеет ли право сотрудник полиции потребовать гражданина покинуть какое-либо определенное место?

Такое право имеет место быть только в одном из четырех случаев:

1. Если данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, местом происшествия и на этом месте необходимо проводить следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;

3. Для обеспечения безопасности граждан, в целях защиты их жизни, здоровья и имущества граждан;

4. При нахождении в общественных местах на месте проведения несогласованного публичного мероприятия граждан, если возникшее скопление граждан создает угрозу их или иных лиц жизни и здоровью, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.


Имеет ли право сотрудник полиции оказать на гражданина физическое воздействие, либо применить спецсредства?

Полицейский имеет право применить физическую силу или спецсредства в следующих случаях:

1. Если гражданин создает непосредственную угрозу жизни или здоровью, а также опасность наступления иных тяжких последствий для полицейского или окружающих после того, как полицейский предупреждает его о своем намерении применить физическую силу или спецсредства, а гражданин не выполняет законные требования.

2. Физическая сила применяется только тогда, когда не силовыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно.

3. При отражении нападения на гражданина или полицейского.

4. При пресечении преступления или административного правонарушения.

5. При пресечении сопротивления, оказываемого сотруднику полиции.

6. При задержании застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться.

7. При задержании лица, которое может оказать вооруженное сопротивление.

8. При доставлении в полицию, конвоировании и охраны задержанных и заключенных.

9. При освобождении насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий и помещений.

10. При пресечении массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта.

11. При остановке транспортного средства, водитель которого не выполнил требование полицейского об остановке.

12. При выявлении лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения.

13. При защите охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан.

Напомним также, что за невыполнение законных требований полицейского гражданин несет ответственность по ст. 19.3 УК РФ и может быть арестован на срок от 1 до 15 суток. В то же время при применении насилия в отношении представителя власти наступает ответственность по ст. 318 УК РФ, предусматривающая до 5 лет лишения свободы, а причинении полицейскому легкого вреда здоровью - до 10 лишения свободы.


Ваши действия при задержании сотрудником полиции.

2. Перепишите все данные служебного удостоверения задержавшего Вас сотрудника полиции и лиц, доставивших Вас в дежурную часть.

3. Постарайтесь установить и записать данные свидетелей Вашего задержания.

4. Требуйте совершения звонка родственникам или адвокату.

5. Если Вас обвиняют в совершении административного правонарушения или уголовного преступления, дело по которому подлежит рассмотрению мировым судьей, то в качестве Вашего защитника по Вашей письменной доверенности, оформленной на обычном листе бумаги, может быть допущен не обязательно адвокат, а любой совершеннолетний дееспособный человек.

6. Внимательно читайте все, что Вами подписывается.

7. Если что-то в протоколе или акте написано неправильно, сделайте внизу собственноручную дописку со своими возражениями.

8. Если у Вас есть доказательства Вашей невиновности, о которых полиция не знает или не хочет на них обращать внимание - прежде, чем поставить подпись в документе, напишите свои ходатайства («прошу вызвать и допросить такого-то, затребовать и приобщить такой-то документ, осмотреть такое-то помещение» и т.д.).

9. Если же Вы реально виновны, то сосредоточьте свое внимание на смягчающих Вашу вину обстоятельствах и положительных данных о Вашей личности. В этом случае, отрицая свою вину, Вы с большой долей вероятности ухудшите свое собственное положение.

Случаи непонятного для человека задержания сотрудниками полиции не редкость. Чтобы подобных ситуаций не происходило, следует знать свои права и обязанности полиции. Имеют ли право сотрудники полиции задерживать Вас? Да, имеют, если:
человек находится в розыске и подозревается в совершении какого-либо преступления;
человек только что совершил правонарушение.

Может ли сотрудник полиции останавливать человека без видимых причин

Ответ утвердительный, причем полицейский имеет полное право по закону («О полиции») остановить Вас там же, где встретил (на улице и в любом другом общественном месте), попросить предъявить документы (в частности паспорт) и произвести досмотр вещей. Обыскивать Вас на месте сотрудник правоохранительных органов не имеет права. Для этого необходимо проследовать в отделение и производить процедуру обыска вместе с понятыми.

Что делать, если с собой не оказалось документов

Вы проследуете в отделение для установления Вашей личности. Как правило, происходит это следующим образом: Вы называете свои ФИО и адрес регистрации (постоянной или временной). Данные, имеющиеся у полиции и Ваши должны совпасть, тогда Вашу личность подтвердят.

В данной ситуации Вы не можете отказываться от похода или проезда в отделение, так как такое сопротивление нарушает положение 19.3 КоАП РФ. Вас запросто можно привлечь к административной ответственности.

Основания для задержания человека

Уголовный кодекс РФ (статья 91) представляет следующие основания для задержания гражданина:
если лицо застигнуто при совершении преступления или сразу после его совершения;
если потерпевшие или свидетели указывают на данное лицо как на совершившее правонарушение;
если на одежде человека, при нем или в его квартире обнаружены очевидные следы преступления.

Права задержанного

Как видно, причин для задержания совсем не много, поэтому если Вас задержали бе вышеописанного повода, Вы должны знать свои права.
Вы имеете право знать причину задержания (УПК РФ статья 4, пункт 1 – подозреваемый вправе знать, в чем его подозревают. Полицейский обязан в этом случае объяснить, на каком основании правоохранительные органы ограничили Вашу свободу).
Вы имеете право на знание своих прав (В случае задержания каждый человек, согласно УПК РФ статье 92 и КоАП РФ статье 27, должен услышать от сотрудника правоохранительных органов свои права и обязанности).


Вы имеете право на получение медицинской помощинеобходимых случаях по статье 29 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» Вам обязаны предоставить медицинскую помощь).


Вы имеете право ознакомиться с протоколом, получить его копию, отказаться от его подписи (от дачи показаний) и можете внести свои комментарии в протокол (УПК РФ статья 46 и КоАП РФ статья 28).


Вы имеете право на обжалование неправомерных действий должностных лиц (статья 4 закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Вы можете обжаловать любые действия или бездействие должностных лиц перед вышестоящими лицами – прокуратура и суд).
Вы имеете право на уведомление своих родственников о Вашем местонахождении (КоАП статья 27, УПК РФ статья 96). Должны быть уведомлены в короткие сроки (не позднее 12 часов с момента задержания) не только Ваши родственники, но и руководство с работы или учебы и Ваш адвокат.


Вы имеете право на соблюдение законности и сроков задержания, а также на свободу от пыток и жестокого обращения (статья 21 Конституции, статья 94 УПК РФ и 27 КоАП РФ). Если Вас задержали по административному нарушению, то срок не может превышать 3 часов, после 48 часов следует освобождение, если не выбрано заключение под стражу как мера пресечения или срок задержания не продлен по решению суда.
Вы имеете право на взаимодействие с защитником с самого начала задержания, на отказ от дачи показаний против Ваших родных и близких, на дачу показаний на родном языке (КоАП статьи 24, 27, 28, Конституция РФ статья 48).

Правила поведения в случае задержания

Чтобы не осложнять свое положение, в случае если Вас задержали и привезли в участок, Вы можете придерживаться следующей тактики. Во-первых, стоит связаться со своими родными и, пока Вас везут/ведут в отделение, сказать, куда Вы идете, попросить приехать. Хорошо, если Ваши близкие знают, куда звонить (адвокат, например), чтобы помочь Вам.

Также не стоит ходить без документов. Хотя и паспорт постоянно носить с собой не нужно, достаточно ксерокопии. Паспорт могут отнять, а вообще без документов Вас могут задержать для установления личности.

Обязательно запоминайте сотрудника полиции и его данные, спросить их Вы имеете полное право, а также сам сотрудник по закону «О полиции» обязан:
назвать свою должность, звание, ФИО и предъявить служебное удостоверение, затем сообщить причину и цель обращения;
объяснить причину задержания, Ваши права и обязанности в этом случае.

По дороге в отделение не пытайтесь «качать» права, вряд ли на это будет положительная для Вас реакция. По приезду должен быть составлен протокол, внимательно его прочитайте, проверьте все данные: дату, время составления протокола, обстоятельства задержания. Практика показывает, что протокол лучше подписать, чтобы знать, в чем же Вас обвиняют. Этот документ все равно будет подписан понятыми. Подписание протокола не означает признания собственной вины.

В протоколе можно написать следующие данные:


Вы отказываетесь от дачи показаний до консультации с адвокатом;
Вы просите обеспечить присутствие адвоката по такому-то ФИО;
Напишите имена и данные свидетелей задержания, что помните;
Желательно написать: «прошу рассмотреть дело по месту жительства».

Вам обязаны дать копию протокола, если этого не сделано, так и пишите в протоколе и расписывайтесь.

Более подробно узнать, как себя вести при встрече с полицией и другими сотрудниками правоохранительных органов, можно бесплатно у ведущих юристов по прямым ссылкам, расположенным на этой странице


Фактическое задержание и доставление лица.

Фактическое задержание (захват) лица - это проводимый правоохранительными органами, в частности полицией, ком-плекс мероприятий, в результате которых человек лишается фактической возможности свободно передвигаться, а правоо-хранительные органы, наоборот, получают фактическую воз-можность принудительно доставить его в орган дознания или к следователю.

Говоря о захвате, следует обратить внимание, что это действие само по себе является лишь самым первым актом, обуславливающим задержание подозреваемого в совершении преступления. Захват как таковой не реализует всех целей задержания. Однако посредством это-го сугубо обеспечительного мероприятия решаются две важнейшие организационно-правовые задачи: пресекается дальнейшая преступ-ная деятельность задержанного и обеспечивается возможность его до-ставления в орган дознания или к следователю.

Поэтому очевидно, что возможностью проводить фактическое за-держание (захват) наделен весьма широкий круг сотрудников правоо-хранительных органов. Это любые должностные лица, имеющие право доставлять задержанных для дальнейшего разбирательства в орган до-знания или к следователю. Например, согласно п. 13 ст. 13 закона «О по-лиции» таким правом обладает любой сотрудник полиции, действующий в пределах своих полномочий (сотрудник патрульно-постовой службы, инспектор ГИБДД, сотрудник ОМОН и т.д.). Аналогичные права имеют со-трудники ФСБ России, ФСКН России и пр.

Доставление - это деятельность правоохранительных органов по принудительному перемещению задержанного от места захвата к месту производства предварительного расследования. Итогом доставления является передача задер-жанного должностному лицу органа дознания или следователю, уполномоченному вынести процессуальное решение о задержании. Срок, затраченный на доставление лица к месту производства предварительного расследования, включается в общий срок задержания.

При этом сотрудники полиции и иных правоохранительных орга-нов должны обеспечить доставление задержанного в кратчайшие сро-ки с тем, чтобы он находился в подобном юридически незакрепленном статусе минимальное время.

Права граждан при задержании: бесконфликтное поведение при фактическом задержании и доставлении в орган дознания или к следователю.

Бесконфликтный захват выражается в полном подчинении задер-жанного требованиям сотрудника полиции (иного правоохранительного органа) проследовать вместе с ним в соответствующий орган дознания или к следователю. Подобное поведение человека в большинстве случа-ев представляется наиболее рациональным и грамотным. Особую важ-ность это поведение приобретает в ситуациях, когда он считает действия сотрудников правоохранительных органов явно необоснованными.

Бесконфликтный захват позволяет в достаточно спокойной обста-новке прямо на месте разрешить целый комплекс важнейших вопросов, которые впоследствии возможно сыграют ключевую роль в исходе дан-ного дела и соответственно в судьбе задержанного человека.

Так, во-первых, бесконфликтная ситуация позволит сотруднику по-лиции (иного правоохранительного органа) на месте в достаточно спо-койной обстановке объяснить человеку мотивы задержания (например, то, что он похож по приметам на разыскиваемого преступника, или что он управляет автомобилем, находящимся в розыске и т.д.) Следовательно, задержанный уже с самого начала сможет дать какие-то пояснения по по-воду случившегося, предпринять какие-либо действия, чтобы как можно скорее избавиться от возможно надуманных подозрений в свой адрес.

В противном случае при воз-никновении кон-фликта вопрос об освобождении задержанного за-тянулся бы на го-раздо более дли-тельное время.

Во-вторых, бесконфликтная ситуация позволя-ет избежать при-менения к задержанному физической силы, специальных средств или даже огнестрельного оружия. Так, согласно гл. 5 закона «О полиции» сотрудники полиции в определенных ситуациях, в том числе связанных с доставлением, имеют право применять физическую силу, в частности боевые приемы борьбы, специальные средства (резиновые палки, на-ручники, служебных собак и т.д.), а также огнестрельное оружие.

Особенно остро эта проблема возникает в ситуациях, связанных с «несанкционированными» шествиями, пикетами и демонстрациями, а также в местах массового скопления народа в праздники и дни народ-ных гуляний.

Ну и наконец, в-третьих, бесконфликтная ситуация позволит в определенной мере составить сотрудникам правоохранительных ор-ганов некий «психологический портрет» задержанного, охарактеризо-вать его личность. А зачастую, особенно в сложных и неопределенных ситуациях, это позволяет проверить и оценить имеющиеся в уголовном деле доказательства и таким образом принять в отношении задержан-ного правильное решение.

Конечно, далеко не любая ситуация может быть разрешена в бес-конфликтной обстановке. Безусловно, в практике возникает достаточно много случаев, где конфликт между задержанным и сотрудником пра-воохранительного органа неизбежен или, по крайней мере, весьма ве-роятен. Но даже здесь на конфликт следует идти взвешенно, осмыслен-но, после четкого понимания всех «за» и «против». И при этом в любом случае необходимо избегать излишней эмоциональности и уж, конечно, применения физической силы. Даже если конфликт и неизбежен, он дол-жен протекать в спокойной обстановке. Все вышеуказанные рекоменда-ции можно также отнести и к процедуре принудительного доставления задержанного в орган дознания или к следователю.

Права граждан с момента фактического задержания.

Фактическое задержание и доставление лица в орган дознания или к следователю сами по себе не являются уголовно-процессуальным ак-тами. Как мы уже отмечали выше, эти действия имеют исключительно организационно-обеспечительный характер. Следовательно, по прави-лам российского уголовно-процессуального законодательства с момен-та фактического задержания лицо еще не приобретает полноценный статус подозреваемого. Таковым оно становится лишь после вынесения полномочным органом дознания или следователем соответствующего процессуального акта - протокола задержания подозреваемого, о чем речь пойдет далее.

Однако сами по себе фактическое задержание и доставление суще-ственным образом ограничивают его право на свободу и личную непри-косновенность. Поэтому некоторые права подозреваемого, предусмо-тренные ст. 46 УПК РФ, закон предоставляет ему с момента фактического задержания, а именно:

1. Право на защитника

Защитник - это участник уголовного судопроизводства, который в установленном порядке осуществляет защиту прав и интересов подо-зреваемых и обвиняемых, а также оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК РФ). Право на за-щитника на самом концептуальном уровне вытекает из международно-правых стандартов обеспечения прав и свобод личности. Ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому лицу право на получение ква-лифицированной юридической помощи. И наконец, право на участие в уголовном деле защитника является составляющей частью одного из принципов современного российского уголовного процесса (ст. 16 УПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ, в качестве защитника подозреваемого, в том числе задержанного по уголовному делу, допускаются исключи-тельно адвокаты.

Так, адвокатами являются лица, получившие в установленном по-рядке соответствующий статус и имеющие право заниматься адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности и ад-вокатуре»). Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении своего адвокатского удостоверения и ор-дера. Удостоверение адвоката является документом, подтверждающим статус адвоката, и выдается органами юстиции РФ (ч. 1-3 ст. 15 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Тем самым государство в лице органов юстиции как бы гарантирует надлежащую квалификацию адвоката для выполнения им, в том числе функций защитника по уголов-ному делу. В свою очередь ордер выдается соответствующим адвокат-ским образованием (коллегией адвокатов, адвокатским кабинетом и т.д.) и подтверждает право адвоката на участие в данном уголовном деле (ч. 2 ст. б закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство преду-сматривает две формы (два порядка) обеспечения защитника:

Приглашение защитника;

Назначение защитника.

Приглашение подразумевает частно-правовой порядок обеспече-ния защитника посредством заключения с ним соответствующего со-глашения об оказании юридической помощи и последующей выплаты доверителем денежного вознаграждения (ч. 1-2 ст. 25 Закона «Об адво-катской деятельности и адвокатуре»). Поскольку данная форма обеспе-чения защитника является свободным волеизъявлением частных лиц, то законодатель допускает возможность приглашения одновремен-но нескольких защитников. В соответствии с ч. 1 ст. 50 УПК РФ правом приглашения защитника обладают: сами подозреваемые (в том числе задержанные), законные представители несовершеннолетних или не-дееспособных подозреваемых, а также другие лица по поручению или с согласия подозреваемых (их законных представителей).

Из смысла сказанного становится очевидным, что хотя право на за-щитника у задержанного появляется непосредственно с момента фак-тического задержания, его практическая реализация возможна лишь через определенное время. Так задержанный вначале должен изве-стить своих близких родственников, либо каких-то иных доверенных лиц, либо непосредственно адвоката о факте задержания. В этой связи в течение 3 часов ему должно быть предоставлено право на телефон-ный звонок или он может попросить сделать такой звонок сотрудника правоохранительного органа.

Далее с адвокатом должно быть заключено соответствующее со-глашение, выдан ордер. Все указанные процедуры тоже требуют опре-деленных временных затрат. В частности, большинство граждан РФ не имеют так называемого постоянного адвоката, к которому можно безотлагательно обратиться за помощью в любое время. Поэтому, как пра-вило, после уведомления о задержании доверенные лица начинают поиски адвоката. Процедура заключения соглашения и получения орде-ра также занимает определенное время. Таким образом, в реальности адвокат получает полноценную возможность прибыть к задержанному и включиться в дело минимум через несколько часов. Особенно болез-ненно эта проблема ощущается при задержании человека в вечернее время. В подобных ситуациях приглашенный адвокат может приступить к делу лишь на следующий день.

Возникновение данных проблем обусловлено противоречивостью российского законодательства. С одной стороны, закон предоставляет право на защитника с момента фактического задержания, а с другой - не закрепляет механизмов реализации этого права. Поэтому полностью эти проблемы, которые, к великому сожалению, приводят к ограниче-нию конституционных прав личности, на практике исключить нельзя. Однако их можно несколько минимизировать. В частности, человек мо-жет иметь своего постоянного адвоката, чтобы обратиться к нему непо-средственно после задержания. Это позволит существенным образом сократить сроки прибытия адвоката и начала осуществления им своих функций по защите задержанного.

Назначение подразумевает публично-правовой порядок обеспече-ния защитника-адвоката посредством государственно-властного требо-вания дознавателя и следователя. Данная форма обеспечения участия защитника должна быть применена в тех случаях, когда задержанный самостоятельно не может или не хочет принять меры по его приглаше-нию. Назначение защитника необходимо и тогда, когда не может явиться приглашенный защитник.

Наличие подобной процедуры обусловлено установленной Конституцией Российской Феде-рации гарантией на получение каждым квали-фицированной юридической помощи (незави-симо от финансовых или иных возможностей).

Поэтому назначение защитника предполагает полное освобождение задержанного (его близких) от поиска защитника и от бремени оплаты его труда. Расходы на оплату назначенного защитника компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч.5 ст. 50 УПК РФ и ч.8 ст. 25 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Таким образом, данная процедура в ряде случаев оказывается более эффективной, нежели приглашение защитника.

Но, тем не менее, она также имеет ряд недостатков. Во-первых, за-держанный лишается права выбора защитника; ему будет предоставлен тот адвокат, которого направит для его дела соответствующее адвокат-ское образование. Данный адвокат может его не устроить, у них может не возникнуть взаимопонимания и т.д.

И, во-вторых, современная уголовно-процессуальная практика складывается таким образом, что вопросы назначения защитника ре-шает уже следователь или дознаватель после составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления. Иными словами сотрудники полиции или иных правоохранительных органов до передачи задержанного следователю самостоятельно не будут пред-принимать никаких действий по назначению защитника. Формально в обосновании этого лежат нормы возлагающие обязанность по назначе-нию защитника только на дознавателя, следователя и суд, но никак не на должностных лиц, осуществляющих фактическое задержание и достав-ление. Таким образом, налицо еще одно законодательное противоречие. Право на защитника появляется у человека с момента фактического за-держания. Более того, сотрудники, осуществляющие задержание, обя-заны разъяснить ему это право. Однако полномочиями по реализации данного права они не наделены.

2. Право давать или не давать объяснения

Объяснения - сведения, сообщенные лицом сотруднику правоохра-нительного органа по существу заданных им вопросов. Нередко после осуществления фактического задержания, с человека требуют объясне-ния, например, в целях решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела, в целях получения быстрой и оперативной информа-ции о причинах его нахождения в данном месте, о возможных соучаст-никах, месте их нахождения и т.д.

Объяснения имеют предварительный характер и в большинстве случаев предшествуют аналогичным процессуальным действиям - до-просам. Основное различие состоит в том, что получение объяснений в отличие от допроса не урегулировано нормами УПК РФ, проводится вне процессуальной процедуры и, следовательно, не может обуславли-вать формирование доказательств по уголовному делу. Тогда как допрос направлен именно на формирование доказательств - соответствующих показаний.

Следовательно, результаты объяснений не имеют юридически важ-ного значения для разрешения уголовного дела по существу, не могут быть положены в основу обвинения и как следствие - использованы при постановлении приговора. Однако при этом их нельзя оставлять без надлежащего внимания. Так, например, на основании первоначальных объяснений в совокупности с другими предварительными материалами следователь или дознаватель решают вопросы о возбуждении уголов-ного дела, о необходимости составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления и т.д. В связи с этим человек, подвергшийся фактическому задержанию, должен очень серьезно и обдуманно отнестись к содержанию той первоначальной информации, которую он сообщает сотрудникам правоохранительных органов в сво-их объяснениях.

Задержанный в принципе может отказаться от дачи каких-либо объяснений (полностью или в части) с из-ложением причин подобного отказа или без такового, то есть вообще хранить молчание. Более того, он также имеет право давать объяснения, содержащие недостоверные сведения, не неся за это никакой ответственности. Ну и конечно, задержан-ный вправе полноценно и достоверно изложить все те обстоя-тельства, которые он считает существенными. Причем если человек считает, что он задержан необоснованно, наиболее рациональной линией его поведения должны быть именно полно-ценные и правдивые объяснения.

При получении объяснений задержанный имеет право написать их собственноручно, отразив все необходимые, по его мнению, обстоя-тельства. Если же объяснения записывает сам сотрудник полиции (иного правоохранительного органа), то после прочтения человек вправе соб-ственноручно вписать какие-либо уточнения, дополнения или иные све-дения. Подобное право позволяет минимизировать допускаемые ошиб-ки и неточности, а также противостоять возможным злоупотреблениям.

И в завершении необходимо отметить о нежелательности отказа от подписания соответствующих объяснений, поскольку данный факт не имеет существенного юридического значения.

3. Право пользоваться родным языком, любым другим языком. Право на переводчика.

Уголовное судопроизводство как один из видов государственной правоохранительной деятельности осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав РФ, оно может вестись на их государ-ственных языках (ч. 1 ст. 18 УПК РФ).

Вместе с тем государство гарантирует каждому человеку, находяще-муся на территории РФ, право на пользование родным языком, на сво-бодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции). В частности, все народы РФ праве сохранять родной язык, создавать условия для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Консти-туции РФ). Поэтому лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком уголовного судопроизводства, должно быть разъяснено и обе-спечено право участвовать в уголовно-процессуальных отношениях на родном языке или другом языке, которым они владеют. В частности, им бесплатно должен быть предоставлен переводчик.

Переводчик - это лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (п. 7. ст. 59 УПК РФ). При этом следует отметить, что право на переводчика не следует расценивать как возможность для злоупотреблений. Оно мо-жет и должно быть реализовано лишь при реальной надобно-сти оказания задержанному помощи в обеспечении перевода.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в одном из своих решений обратил внимание, что ходатайство об обеспечении тому или иному участнику судопроизводства помощи переводчика может быть отклоне-но, если материалами дела будет подтверждаться, что такое ходатайство явилось результатом злоупотребления.

4. Право на обжалование действий, бездействия или решений сотрудников полиции или иных правоохранительных органов

Возможность обжалования уголовно-процессуальных действий (бездействия) и решений является одной из важнейших гарантий защи-ты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

Информация подготовлена

с использованием материалов

общероссийской организации

«Ассоциация юристов России»