Что понимается мировым сообществом под. Европейская система защиты прав человека. III. Практические выводы

Естественным спутником Земли является Луна — несветящееся тело, которое отражает солнечный свет.

Изучение Луны началось в 1959 г., когда советский аппарат «Луна-2» впервые сел на Луну, а с аппарата «Луна-3» впервые были сделаны из космоса снимки обратной стороны Луны.

В 1966 г. аппарат «Луна-9» совершил посадку на Луну и установил прочную структуру грунта.

Первыми, кто побывал на Луне, стали американцы Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин. Это произошло 21 июля 1969 г. Советские ученые для дальнейшего изучения Луны предпочли использовать автоматические аппараты — луноходы.

Общие характеристики Луны

Средняя удаленность от Земли, км

  • а. е.
  • 363 104
  • 0,0024
  • а. е.
  • 405 696
  • 0,0027

Среднее расстояние между центрами Земли и Луны, км

Наклон орбиты к плоскости ее орбиты

Средняя орбитальная скорость

  • 1,022

Средний радиус Луны, км

Масса, кг

Экваториальный радиус, км

Полярный радиус, км

Средняя плотность, г/см 3

Наклон к экватору, град.

Масса Луны составляет 1/81 массы Земли. Положение Луны на орбите соответствует той или иной фазе (рис. 1).

Рис. 1. Фазы Луны

Фазы Луны — различные положения относительно Солнца — новолуние, первая четверть, полнолуние и последняя четверть. В полнолуние виден освещенный диск Луны, так как Солнце и Луна находятся на противоположных сторонах от Земли. В новолуние Луна находится на стороне Солнца, поэтому сторона Луны, обращенная к Земле, не освещается.

К Земле Луна обращена всегда одной стороной.

Линию, которая отделяет освещенную часть Луны от неосвещенной, называют терминатором.

В первой четверти Луна видна на угловом расстоянии 90" от Солнца, и солнечные лучи освещают лишь правую половину обращенной к нам Луны. В остальных фазах Луна видна нам в виде серпа. Поэтому, чтобы отличить растущую Луну от старой, надо помнить: старая Луна напоминает букву «С», а если Луна растущая, то можно мысленно перед Луной провести вертикальную линию и получится буква «Р».

Из-за близости Луны к Земле и ее большой массы они образуют систему «Земля-Луна». Луна и Земля вращаются вокруг своих осей в одну сторону. Плоскость орбиты Луны наклонена к плоскости орбиты Земли под углом 5°9".

Места пересечения орбит Земли и Луны называют узлами лунной орбиты.

Сидерический (от лат. сидерис — звезда) месяц — это период вращения Земли вокруг своей оси и одинакового положения Луны на небесной сфере по отношению к звездам. Он составляет 27,3 земных суток.

Синодическим (от греч. синод — соединение) месяцем называют период полной смены лунных фаз, т. е. период возвращения Луны в первоначальное положение относительно Луны и Солнца (например, от новолуния до новолуния). Он составляет в среднем 29,5 земных суток. Синодический месяц на двое суток длиннее сидерического, так как Земля и Луна вращаются вокруг своих осей в одну сторону.

Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше силы тяжести на Земле.

Рельеф спутника Земли хорошо изучен. Видимые темные участки на поверхности Луны названы «морями» — это обширные безводные низменные равнины (самая крупная — «Оксан Бурь»), а светлые участки — «материками» — это гористые, возвышенные участки. Основные же планетарные структуры лунной поверхности — кольцевые кратеры диаметром до 20-30 км и многокольцевые цирки диаметром от 200 до 1000 км.

Происхождение у кольцевых структур различное: метеоритное, вулканическое и ударно-взрывное. Кроме этого, на поверхности Луны имеются трещины, сдвиги, купола и системы разломов.

Исследования космических аппаратов «Луна-16», «Луна-20», «Луна-24» показали, что поверхностные обломочные породы Луны сходны с земными магматическими породами — базальтами.

Значение Луны в жизни Земли

Хотя масса Луны в 27 млн раз меньше массы Солнца, она в 374 раза ближе к Земле и оказывает на нес сильное влияние, вызывая поднятия воды (приливы) в одних местах и отливы в других. Это происходит каждые 12 ч 25 мин, так как Луна делает полный оборот вокруг Земли за 24 ч 50 мин.

Из-за гравитационного воздействия Луны и Солнца на Землю возникают приливы и отливы (рис. 2).

Рис. 2. Схема возникновения приливов и отливов на Земле

Наиболее отчетливы и важны по своим следствиям прилив- но-отливные явления в волной оболочке. Они представляют собой периодические подъемы и опускания уровня океанов и морей, вызываемые силами притяжения Луны и Солнца (в 2,2 раза меньше лунной).

В атмосфере приливно-отливные явления проявляются в полусуточных изменениях атмосферного давления, а в земной коре — в деформации твердого вещества Земли.

На Земле наблюдаются 2 прилива в ближайшей и удаленной от Луны точке и 2 отлива в точках, находящихся на угловом расстоянии 90° от линии Луна — Земля. Выделяют сигизийные приливы, которые возникают в новолуние и полнолуние и квадратурные — в первой и последней четверти.

В открытом океане приливно-отливные явления невелики. Колебания уровня воды достигает 0,5-1 м. Во внутренних морях (Черное, Балтийское и др.) они почти не ощущаются. Однако в зависимости от географической широты и очертаний береговой линии материков (особенно в узких заливах) вода во время приливов может подниматься до 18 м (залив Фанди в Атлантическом океане у берегов Северной Америки), 13 м на западном побережье Охотского моря. При этом образуются приливно-отливные течения.

Основное значение приливных волн заключается в том, что, перемешаясь с востока на запад вслед за видимым движением Луны, они тормозят осевое вращение Земли и удлиняют сутки, изменяют фигуру Земли с помощью уменьшения полярного сжатия, вызывают пульсацию оболочек Земли, вертикальные смещения земной поверхности, полусуточные изменения атмосферного давления, изменяют условия органической жизни в прибрежных частях Мирового океана и, наконец, влияют на хозяйственную деятельность приморских стран. В целый ряд портов морские суда могут заходить только во время прилива.

Через определенный промежуток времени на Земле повторяются солнечные и лунные затмения. Увидеть их можно, когда Солнце, Земля и Луна находятся на одной линии.

Затмение — астрономическая ситуация, при которой одно небесное тело заслоняет свет от другого небесного тела.

Солнечное затмение происходит, когда Луна попадает между наблюдателем и Солнцем и загораживает его. Поскольку Луна перед затмением обращена к нам неосвещенной стороной, перед затмением всегда бывает новолуние, т. е. Луна не видна. Создается впечатление, что Солнце закрывается черным диском; наблюдающий с Земли видит это явление как солнечное затмение (рис. 3).

Рис. 3. Солнечное затмение (относительные размеры тел и расстояния между ними условны)

Лунное затмение наступает, когда Луна, находясь на одной прямой с Солнцем и Землей, попадает в конусообразную тень, отбрасываемую Землей. Диаметр пятна тени Земли равен минимальному расстоянию Луны от Земли — 363 000 км, что составляет около 2,5 диаметра Луны, поэтому Луна может быть затенена целиком (см. рис. 3).

Лунные ритмы — это повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов. Существуют лунно-месячные (29,4 сут) и лунно-суточные (24,8 ч) ритмы. Многие животные, растения размножаются в определенную фазу лунного цикла. Лунные ритмы свойственны многим морским животным и растениям прибрежной зоны. Так, у людей замечено изменение самочувствия в зависимости от фаз лунного цикла.

Луна - это природный спутник планеты Земля, который считается единственным ближайшим к ней небесным телом. Ученые полагают, что расстояние между Землей и ее спутником составляет порядка 384 тыс. км.

Что нужно знать о спутнике Земли?

Для того чтобы иметь общее представление об этом небесном теле, необходимо рассмотреть ряд его особенностей: это объем спутника, его диаметр, площадь поверхности и масса Луны.

Двигается Луна по эллиптической орбите, и скорость ее движения составляет приблизительно 1,02 км/сек. Если наблюдать за Луной со стороны Северного полюса Земли, то окажется, что она двигается в том же направлении, что и большинство других видимых небесных тел, то есть против часовой стрелки. Сила тяготения на Луне составляет 1,622 м/с².

Многих ученых и астрономов издревле интересовали такие показатели, как удаленность спутника от Земли, его влияние на климат, масса Луны и другие характеристики. Процесс изучения небесных тел, кстати, начался давно.

Изучение Луны в древности

Луна - очень яркое небесное тело, которое просто не могло не привлекать внимание ученых в древние времена. Астрономы еще тысячелетия назад интересовались, чему равна масса Луны, как происходили смены ее фаз.

Ни для кого не секрет, что многие народы даже поклонялись этому небесному телу. Астрономы Древнего Вавилона сумели вычислить смену лунных фаз с большой точностью. Ученые двадцатого века, имеющие в своем оснащении самые современные приборы, поправили это число всего лишь на 0,4 секунды. Но тогда еще не было известно, какова масса Луны и Земли.

Более современные исследования

Луна - самое изученное тело на небосклоне. Ученые разных стран для его исследования запустили около ста спутников. Первым в мире исследовательским аппаратом был запущен советский спутник «Луна-1». Это событие произошло в 1959 году. Тогда исследовательский комплекс смог опуститься на лунную поверхность, взять образцы грунта, передать на Землю фотоснимки, примерно вычислить, какая масса Луны. Помимо этого спутника, Советским Союзом на Лунную поверхность было доставлено также два лунохода. Один из них функционировал почти 10 месяцев, пройдя расстояние в 10 км, а второй - 4 месяца, пройдя 37 км.

Основные показатели Луны

Диаметр Луны - 3474 км. При этом диаметр Земли составляет 12742 км. Иными словами, окружность Луны представляет собой всего лишь 3/11 части от диаметра нашей планеты.

Площадь поверхности спутника Земли составляет 37,9 млн кв. км. В сравнении с показателями планеты, это тоже намного меньше, ведь площадь поверхности Земли составляет 510 млн кв. км. Даже если сравнить лунную поверхность только с земными материками, окажется, что площадь Луны в 4 раза меньше. Объем, который занимает Земля, в 50 раз превосходит лунный.

Немного подробнее о массе Луны

Масса Луны наиболее точным образом была определена с помощью искусственных спутников. Она составляет 7.35*10 22 килограмма. Для сравнения, масса Земли составляет 5.9742 × 10 24 килограмма.

Масса Луны и Земли постоянно немного меняется. Например, Земля подвержена небольшой метеоритной бомбардировке. За сутки на земную поверхность падает около 5-6 тонн метеоритов. Но при этом Земля теряет больше массы за счет испарения в космическое пространство гелия и водорода из атмосферы. Эти потери уже составляют порядка 200-300 тонн в сутки. У Луны, конечно, таких потерь нет. Средняя плотность вещества на Луне составляет порядка 3,34 г на 1 см 3 .

Такая величина, как ускорение силы тяжести, на спутнике Земли в 6 раз больше, чем на самой Земле. Плотность тех горных пород, из которых состоит Луна, приблизительно в 60 раз меньше, чем плотность земных. Поэтому масса Луны в 81 раз меньше, чем масса Земли.

Поскольку Луна имеет очень малое притяжение, вокруг нее практически отсутствует атмосфера - здесь нет газовой оболочки и воды в свободном состоянии. Период обращения Луны вокруг земли называется сидерическим, или звездным. Он составляет 27,32166 суток. Но это число подвержено незначительным изменениям с течением времени.

Лунные фазы

Луна не светится самостоятельно. Человек может видеть лишь те ее части, на которые попадают лучи Солнца, отражающиеся от поверхности Земли. Таким образом могут быть объяснены лунные фазы. Луна, двигаясь по своей орбите, проходит между Солнцем и Землей. В это время она обращена к Земле неосвещенной стороной. Этот период называют новолунием. Через 1-3 суток после этого в западной части небосклона можно увидеть небольшой узкий серп - это видимая часть Луны. Примерно через неделю наступает вторая четверть, когда оказывается освещенной ровно половина спутника Земли.

Под международными отношениями понимается система политических, экономических, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных и других устойчивых связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества. В качестве таких субъектов выступают государства, народы, межгосударственные объединения, политические партии и движения, общественные организации и др. Главный субъект международных отношений - государство, являющееся суверенным представителем всего народа данной страны. Соответственно наибольшее значение в международных отношениях имеют межгосударственные политические отношения.

Важную роль в регулировании международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности. В своей деятельности ООН руководствуется такими принципами, как равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, добросовестное выполнение обязательств, нерушимость границ, территориальная целостность государств, уважение прав человека и др.

Главные органы ООН - Генеральная Ассамблея (состоящая из представителей всех членов ООН), Совет Безопасности (постоянно действующий политический орган ООН. на который возложена основная ответственность за поддержание мира и безопасности). Экономический и Социальный Совет (занимающийся вопросами сотрудничества в экономической и социальной сферах), Международный Суд (рассматривающий правовые споры между членами ООН).

В структуру ООН входят также специализированные учреждения, такие как, например, широко известные ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения, МОТ - Международная организация труда, МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии и др.

Определенную роль в регулировании международных отношений играют также различные региональные организации. Среди них для России наиболее важной представляется Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), объединяющая более пятидесяти государств. В систему межгосударственных международных отношений входят и отношения между региональными межгосударственными объединениями - военно-политическими, экономическими и др. (НАТО, ОАЕ, АСЕАН и др.).

Современный этап международных отношений характеризуется масштабностью перемен, связанных с распадом СССР и "мировой социалистической системы", выходом на мировую арену бывших советских республик в качестве самостоятельных государств, завершением "холодной войны" и ликвидацией блоковой разделенности мира. В развитии международных отношений можно выделить следующие тенденции.

1. Рассредоточение власти, обусловленное упразднением биполярной системы международных отношений, при которой господствующее положение в мире занимали две сверхдержавы - США и СССР, в орбиту противостояния которых были втянуты практически все участники мировой политики. В настоящее время формируются новые мировые центры экономического и политического влияния. При этом одни аналитики считают, что сегодня складывается система коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии, другие говорят о становлении региональных центров влияния (Канада - США - Мексика), третьи признают США единственным мировым лидером. Существуют и другие прогнозы относительно возникновения тех или иных "центров силы" в международной жизни.

При всем разнообразии взглядов и мнений в мировом сообществе все больше утверждается позиция, исключающая абсолютное лидерство отдельных государств. Доминирующей тенденцией становится формирование многополюсного мира, что порождает альтернативы развития и открывает новые возможности для мирного разрешения международных споров и конфликтов.

  • 2. Деидеологизацию международных отношений- преодоление конфронтационного представления о мире, основанного на принципах противоположности и борьбы двух общественно-политических систем. Освобождение от идеологических предрассудков и стереотипов, связанных с длительным периодом "холодной войны", разделением народов и государств на два враждебных лагеря, предполагает признание взаимозависимости и целостности современного мира, отказ от попыток решать проблемы международных отношений силовым путем, стремление согласовывать и находить общие подходы к решению ключевых проблем мировой политики.
  • 3. Новое понимание безопасности, в соответствии с которым вопросы обеспечения национальной безопасности должны решаться в неразрывной связи с укреплением коллективной и всеобщей безопасности. Сегодня становится все более очевидным, что ставка на силовое давление в целях национальной самообороны перестает быть эффективной. Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы, военный и экономический потенциал других стран. Это существенно сокращает национальные расходы на военные нужды, ограничивая их уровнем разумной достаточности.
  • 4. Развитие новых форм международного политического взаимодействия, связанных с разработкой методов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов. В современных условиях все большее значение придается созданию системы действенных гарантий обеспечения мира. С этой целью образуются такие организации, как межгосударственные, региональные центры по предупреждению военных конфликтов, формируются механизмы постоянных переговоров, независимой экспертизы в военно-политической сфере. В настоящее время переговоры вес чаще рассматриваются как процесс поиска взаимоприемлемых решений, когда стороны идут на взаимные уступки и проявляют стремление к устранению основы конфликта.
  • 5. Демократизацию и гуманизацию международных отношений - тенденции, отражающие "человеческое измерение" внешней политики, ее глубокую связь со степенью демократичности внутриполитического устройства общества. Эти тенденции проявляются в углублении мирового сотрудничества, увеличении числа участников международных связей, развитии самых разнообразных контактов между представителями политических партий, общественных движений, церковных, культурных, спортивных и других организаций.

Это также означает сотрудничество, доверие и взаимопомощь свободных правовых государств и гражданских обществ; приоритет общечеловеческих ценностей; обмен научными результатами и культурным достоянием; преодоление отсталости и нищеты; гармонизацию отношений между человеком, обществом и природой; установление нового мирового политического, экономического, информационного порядка.

Гуманизация международных отношений проявляется сегодня и в конкретных делах, когда мировое сообщество оказывает помощь голодающим, больным, беженцам, жертвам природных катастроф, насилия, политической дискриминации, всем терпящим бедствие в любых уголках земного шара. Все чаще мировое сообщество выступает против различных антигуманных явлений - терроризма, экстремизма, религиозного фанатизма, национализма и т.п. Обращения, рекомендации, которые принимаются международной общественностью, иногда оказывают определенное влияние на позиции тех или иных государств.

Действенный демократический контроль над внешней политикой и системой международных отношений сегодня рассматривается как одно из важных условий устранения военной угрозы и обеспечения безопасности народов и всех участников мировой политики.

«Международная защита прав человека»

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на своё государство? Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Из курса истории и обществознания вы знаете, что в различные эпохи содержание и объём прав человека определялись по-разному. Причём до начала XX в. права человека регулировались только внутригосударственным правом отдельных государств.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединённых Наций (ООН) возникла в 1945 г. в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершённой фашизмом в годы войны. Этим и объясняется включение в число целей ООН положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека.

Защита прав и свобод человека средствами ООН

Функции и полномочия Организации Объединённых Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Её структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случае они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами – членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несёт Генеральная Ассамблея ООН и под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами – членами Организации и Генеральным секретарём.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для государств – членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств – членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определённых принципов и норм международного права, обязательных для всех государств – членов ООН.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на 3 года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и принимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В её функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, даёт рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершённые исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими политическими правами».

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооружённых конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения в принципе допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причём участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определённые замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтёт жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создал и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребёнка. Таким образом, органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее время деятельность органов ООН в области прав человека ещё очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в её работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Европейская система защиты прав человека

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьёзные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в своё законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдёт объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведёт к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Проблема отмены смертной казни

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершённые лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как её отмена ведёт к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён». Государства – участники Протокола могли лишь предусмотреть в своём законодательстве смертную казнь за действия, «совершённые во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств – членов Совета Европы ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своём заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол №6 и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол. Однако до сих пор российский парламент его не ратифицировал, хотя при этом смертная казнь в нашей стране не применяется с августа 1996 г.

Протокол №6 оказал влияние на позицию ряда государств – членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государств-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идёт и в России.

Международные преступления и правонарушения

Индивид не только имеет права, закреплённые в межгосударственных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные право нарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму – военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему – преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнёс свыше 50 различных составов, выражающихся в серьёзных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооружённых конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности. Как вы думаете почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

Полномочия международного уголовного суда

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами. И суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута – начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьёзная трансформация международных отношений . Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства – долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создаётся в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

III. Практические выводы.

1. Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципам и нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права других людей.

2. Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека – права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя своё отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

3. Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

4. Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейский Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

IV. Документ.

Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства – участники настоящей Конвенции, …признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду…

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений,

сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей…

согласились о нижеследующем:

Статья 1

1. Каждое государство – участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику…

Статья 2

Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения – путём преднамеренного управления природными процессами – динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства…

Вопросы и задания к документу

1) Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

2) Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

3) Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

4) Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

5) Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

V. Вопросы для самопроверки.

1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

2. Перечислите международные соглашения, которые включают в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

5. Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейский Суд была упразднена Комиссия по правам человека?

6. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

7. Каковы причины организации Международного уголовного суда?

8. Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

VI. Задания.

1. В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

2. Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3-5 проблем.

3. Конвенция о правах ребёнка запрещает:

а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

4. Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

VII. Мысли мудрых.

«Хочешь мира – блюди справедливость»

Надпись на Дворце мира в Гааге

VIII. Краткие выводы к главе.

1. Поиск ответов на вопросы о происхождении, сущности и назначении права важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. К числу основных современных подходов к праву можно отнести нормативный и естественно-правовой. Каждый из них имеет свои достоинства, каждый оказывает влияние на развитие действующего в стране позитивного права. Нормативный подход акцентирует главное, определяющее свойство права – его нормативность. Естественное же право питает действующее право идеями гуманизма, свободы, справедливость и тем самым позволяет добиваться определённого качества действующих законов – делает их правовыми.

2. Гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения (по рождению или натурализации), является единым и равным. Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав и свобод. В ответ оно ждёт от граждан соблюдения установленных законов и выполнения конституционных обязанностей – платить налоги и сборы, сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Долгом и обязанностью гражданина РФ является также защита Отечества.

3. Система современного российского права представлена рядом отраслей материального права – экологической, семейной, гражданской и трудовой.

Каждая из названных отраслей имеет свою специфику – определяет права и обязанности участников правоотношений, которые складываются в той или иной сфере общественной жизни. Вместе с тем все отрасли тесно взаимодействуют в силу неразрывной взаимосвязанности этих сфер. Человек постоянно, всю жизнь так или иначе вступает в личные и производные от них имущественные отношения, которые регулируются семейным правом . Многие ситуации в повседневной жизни людей связаны с имущественными или личными неимущественными отношениями, т. е. с гражданскими правоотношениями. Основная часть граждан связана также правоотношениями, основанными на нормах трудового права . И конечно, все люди так или иначе включены в экологические правоотношения , нуждаются в благоприятной окружающей среде, имеют право на неё, а также обязанность охранять и защищать её.

4. Процессуальное право призвано регламентировать порядок реализации и судебной защиты материального права. На основе процессуального права суды осуществляют правосудие – рассмотрение гражданских, административных, уголовных дел и др.

Основной предмет гражданского процесса (гражданского процессуального права) – гражданско-правовые споры и порядок их разрешения. Правила гражданского процесса изложены в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Арбитражный процесс – это процесс прохождения дел в арбитражных судах , которые рассматривают главным образом экономические споры. Он осуществляется на основе Арбитражного кодекса РФ. Уголовный процесс строится на основе Уголовно-процессуального кодекса РФ и представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой производство по административным правонарушениям и строится на базе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существует также конституционное судопроизводство, т. е. судопроизводство в Конституционном Суде РФ. Оно осуществляется на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламента Конституционного Суда.

5. Международная защита прав человека осуществляется в первую очередь средствами ООН.

Наряду с международной, существует и Европейская региональная система защиты прав человека. Она представлена прежде всего Советом Европы, а также учрежденными им Европейской комиссией по правам человека и Европейским Судом по правам человека. Решения этого Суда обязательны для всех государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Каждая страна, вступившая в Совет Европы, обязана не только исполнять решения Суда, но и корректировать своё законодательство в соответствии с его требованиями по правам человека. Вопросы прав человека занимают значительное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Каждый гражданин не только имеет права, закреплённые в международных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение норм международного права.

IX. Вопросы для итогового повторения.

1. Каковы особенности современного подхода к пониманию права?

2. Охарактеризуйте основные права и обязанности гражданина РФ.

3. В каких случаях возможна замена воинской службы на альтернативную гражданскую?

4. Что представляет собой семья с юридической точки зрения?

5. В чём состоит специфика экологических правоотношений?

6. Почему право человека на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей?

7. Каковы особенности гражданских правоотношений?

8. В чём специфика трудовых правоотношений?

9. Что представляет собой процессуальное право?

10. Охарактеризуйте главные задачи гражданского и арбитражного процессов .

12. В чём основная задача административной юрисдикции?

13. Каково назначение конституционного судопроизводства, в чём его отличие от других судебных систем?

14. Что представляет собой современный механизм защиты прав человека?

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа -Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека , которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами - участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

ПРОБЛЕМА ОТМЕНЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.



Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как ее отмена ведет к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, «совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств - членов Совета Европы ратифицировали Протокол № 6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своем заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол № б и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол.



Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идет и в России.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Индивид не только имеет права, закрепленные в межгосударственных соглашениях, но и несет ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечества» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму - военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населенных пунктов); к третьему - преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного
уголовного суда отнес свыше 50 различных составов, выражающихся в серьезных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечества неприменим срок давности. Как вы думаете, почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

ПОЛНОМОЧИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА
Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершен в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьезные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута - начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьезная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведет к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства - долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создается в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, при знания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придется отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1. Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципами нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права други х людей.

2 Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека - права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя свое отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

3. Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

4. Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейски й Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

ДОКУМЕНТ
Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средст в воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства - участники настоящей Конвенции, ...признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду...

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений, сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей... согласились о нижеследующем:

Статья 1
1. Каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику...

Статья 2
Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства...

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?
2. Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?
3. Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?
4. Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.
5. Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?
2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чем состоит их главный принцип?
3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?
4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?
5. Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейски й Суд была упразднена Комиссия по правам человека?
6. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чем специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?
7. Каковы причины организации Международного уголовного суда?
8 . Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

ЗАДАНИЯ

1. В России в течение нескольких лет идет дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

2 . Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский Союз? Назовите 3-5 проблем.

3. Конвенция о правах ребенка запрещает:
а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;
б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигши х 15 лет.
Объясните причины каждого из запретов.

4. Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?