Особенности административной юрисдикции обществознание. Административная юрисдикция. Функции административной юрисдикции

Установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.

Функции административной юрисдикции.

Охранительная функция - обусловлена ее принадлежностью к правоохранительной деятельности. Юрисдикция всем своим назначением призвана осуществлять данную функцию. Охранительная функция реализуется, прежде всего, при разрешении дел об административных правонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемым правам и интересам.

Регулятивная функция - юрисдикция как правоприменительная деятельность участвует в индивидуальном правовом регулировании. Она выполняет функции регулятора посредством перевода нормативных предписаний в реальные действия субъектов, в правоотношения. Поэтому регулятивная функция административной юрисдикции отражает ее управленческий аспект. Посредством актов юрисдикции органы управления и другие субъекты осуществляют регулирование общественных отношений.

Воспитательная функция - весь процесс направлен на возможность воспитания уважения к действующему закону. Исходя из этого значение имеет правильная и четкая организация и культура юрисдикционного процесса, которые обоснованно рассматриваются в качестве факторов, определяющих законность. Законное и справедливое постановление, принятое по делу повышает авторитет органа административной юрисдикции, способствует формированию позитивных правовых установок граждан, воспитывает их в духе уважения к закону.

Признаки административной юрисдикции:

Наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний;

Состязательная процедура разрешения дел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников процесса по данному делу;

Издание юрисдикционного акта по соответствующему делу.

Виды административно-юрисдикционного производства :

Производство по делам об административных правонарушениях; установлено КОаП

Дисциплинарное производство - применение к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий;

Производство по жалобам - жалобам о нарушении прав и законных интересов действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов; для установления правомерности или необоснованности жалоб граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусмотрено специальное производство.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Источниками российского административного права наряду с Конституцией РФ являются: международные правовые акты, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), федеральные законы; законодательные акты субъектов РФ; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы и инструкции министерств и ведомств; акты руководителей аппаратов Государственной Думы и другие.

Нормы административного права включают правила организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов и их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка. Административные правоотношения – правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «руководство-подчинение».

Административное принуждение выступает как часть государственного принуждения вместе с уголовным, дисциплинарным, гражданским и представляет собой психическое, физическое, экономическое воздействие на сознание и поведение людей, применяемое в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений. Административное принуждение применяют такие органы, как суды, административные комиссии, различные инспекции, органы милиции и т. д.

* Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и направлены на предотвращение правонарушений.

* Меры административного пресечения направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности.

* Административное наказание представляет собой меры административной ответственности и применяется за совершение административного правонарушения, носит штрафной характер, т. е. лишает правонарушителя определенных прав, благ и возлагает на него специальные (штрафные) обязанности в воспитательных целях.

* Меры процессуального обеспечения направлены на выявление правонарушения, установления личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для установления истины по делу.

* Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей (изъятие имущества и документов, принудительное прекращение права собственности, взыскание незаконно полученного, отмена незаконных актов и т. д.).

Административное правонарушение – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое будет установлена административная ответственность.

Виды административных правонарушений: посягающие на права граждан; посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности; в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте; в области дорожного движения; проступки в области связи и информации, в области предпринимательской деятельности; правонарушения против порядка управления; правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; правонарушения в области воинского учета.

Административная ответственность – применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания. К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане с 16 лет, должностные лица, индивидуальные предприниматели), юридические лица, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (в соответствии с дисциплинарными воинскими уставами); сотрудники органов внутренних дел (в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в данных органах); иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения.

Виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест; административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1) доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения);

2) административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении). Срок административного задержания не должен превышать 3 часа, в отдельных случаях 48 часов.

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

4) изъятие вещей и документов (допускается изъятие вещей и документов, которые явились орудием совершения правонарушения и служат доказательством совершения правонарушения).

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида.

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей.

9) привод.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи; б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) органы внутренних дел (полиция); г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; д) налоговые органы, органы налоговой полиции; е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда; з) органы и войска пограничной службы; и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры); к) военные комиссары; л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания. Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога , в случае необходимости – в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде

* объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

* устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

* проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

* выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

* разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

* если необходимо, выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

* выносится постановление по делу.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.

Большая часть производств, составляющих структуру административного процесса, направлена на урегулирование правоотношений положительного характера, которые возникают в ходе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Тем не менее нарушения требований правовых норм нуждаются в соответствующем реагировании со стороны государства. Это обстоятельство обусловливает существование особого рода правоохранительной деятельности, содержание которой составляют рассмотрение дел о правонарушении, других правовых споров и принятие по ним соответствующих решений. В процессе такой деятельности решается юридическое дело, осуществляется правовая защита нарушенных или оспариваемых интересов, выносится государственно-властное решение о применении соответствующей правовой санкции, восстановлении нарушенного права. Эта деятельность, которая носит название «юрисдикция», являйся характерной и для административного процесса. Поэтому часть производств в структуре административного процесса следует охарактеризовать как административно-юрисдикционные. К ним относятся: производство по жалобам граждан; дисциплинарное производство; производство по применению мер административного Рсдупреждения и пресечения; производство по делам об админи-стРативных правонарушениях. Административной юрисдикции присущи следующие черты. 1 Наличие правового спора (правонарушения). Рассмотрение и ие юридических дел, обусловленных положительными обсто- 215 Общая часть __________Раздел У. Административно-процессуальное право ятельствами, не охватываются юрисдикционной деятельностью Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, нарушении установленных правовых норм. Относительно административной юрисдикции такого рода споры возникают между сторонами общественных отношений, которые регулируются административно-правовыми нормами, приобретая характер административно-правовых споров. 2. Административно-юрисдикционная деятельность вследствие своей особой социальной остроты требует надлежащего процессуального регулирования. Установление и доказательство событий и фактов, их юридическая оценка осуществляются в рамках особой процессуальной формы, которая является важной, обязательной для юрисдикции. Следует отметить, что административная юрисдикция в значительной мере отличается от других видов юрисдикции. Она является менее детализированной и всеохватывающей процессуальной формой. Административно-процессуальная форма, как и другие виды юрисдикционной деятельности, предусматривает состязательность процедуры решения дела. Это означает, что стороны в споре или виновные в совершении правонарушения не являются пассивными наблюдателями рассмотрения дела юрисдикционным органом. Они наделены достаточно широким арсеналом процессуальных прав, который позволяет им активно защищать свои интересы, представлять доказательства, заявлять ходатайства, оспаривать предъявленные доказательства в совершении административного правонарушения. При этом административно-юрисдикционные органы, их должностные лица обязаны оказывать содействие в осуществлении этих процессуальных прав. 3. Обязательность принятия решения в виде юридического акта - еще один важный признак юрисдикционной деятельности. Будучи способом решения правовых конфликтов, юрисдикция предусматривает необходимость принятия окончательного решения - акта применения норм права к конкретному случаю. Юрисдикционный акт по конкретному административному делу означает по сути решение правового спора. Если же речь идет о правонарушении, в такого рода акте могут быть предусмотрены правовые санкции. Их применение является лишь одним из вариантов решения, которое принимается административно-юрисдикционным органом-Другими вариантами могут быть решение о прекращении производства по делу или применение мер воздействия к несовершеннолетним. 216 Глава Административно-процессуальная деятельность_______ 16 Как известно, производство по административному делу считается законченным, если принятое по нему решение выполнено в полном объеме. С этой точки зрения законодатель предусматривает соответствующую гарантию реальности решений, принятых административно-юрисдикционным органом. В частности, постановление о наложении административного взыскания является обязательным для выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 298 КоАП). Административно-правовые споры рассматриваются на основе соответствующих нормативно-правовых актов, которые закрепляют порядок рассмотрения жалоб на неправомерные действия или бездеятельность органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы граждан. Что же касается административных деликтов, то процессуальный порядок рассмотрения таких дел закреплен в Особенной части КоАП. Еще одной особенностью административной юрисдикции является разнообразие органов, которые ее осуществляют. Это обусловлено прежде всего возможностью инстанционного обжалования действий и решений органов и должностных лиц, которые нарушают права граждан. Иначе говоря, любой высший по отношению к ним орган должен рассмотреть такое обращение и принять по нему соответствующее решение. С другой стороны, особенности правонарушений, которые совершаются в разных областях управления, обусловливают наличие значительного числа органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать и решать их по существу. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение дел об административных правонарушениях возложено законодателем на органы, основной задачей которых наряду с выполнением юрисдикционных является осуществление исполнительно-распорядительных функций в Разных областях государственного управления. Вместе с тем административно-юрисдикционные функции осуществляются и органами, специально созданными для рассмотрения дел об административных правонарушениях, - административными комиссиями ПРИ исполкомах районных, городских, районных в городах советов. Особое место в системе административно-юрисдикционных ор-ганов занимают суды. При этом следует иметь в виду, что административное судопроизводство по делам об административных правона- 217 Общая часть __________Раздел V. Административно-процессуальное право рушениях выступает как разновидность обычного правосудия и его нельзя рассматривать как форму управленческой деятельности, поскольку суд не является органом управления. В противном случае игнорируется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Применяя меры административного взыскания за административные правонарушения, судья осуществляет не исполнительно-распорядительную деятельность, а функции правосудия. Рассмотрение административного деликта протекаете соответствующей процессуальной форме и базируется на закрепленных в законе принципах правосудия. Как правосудие по административным делам следует рассматривать и деятельность суда по решению жалоб граждан на неправомерные действия или бездеятельность органов и должностных лиц, которые нарушили права граждан. Учитывая изложенное, правосудие по административным делам следует рассматривать как институт административной юстиции. Для выяснения соотношения понятий «административная юрисдикция» и «административная юстиция» представляется необходимым четко определить, что все органы, которые рассматривают административно-правовые споры и дела об административных правонарушениях, является административно-юрисдикционными, но только суд, который осуществляет правосудие по административным делам, выступает органом административной юстиции. Итак, понятие административной юрисдикции более широкое, чем понятие административной юстиции. Последнее представляет собой высшую, наиболее развитую форму осуществления административ-но-юрисдикционной деятельности. Административно-юрисдикционная деятельность базируется на определенных принципах, которые позволяют отобразить специфику объединенных в ней черт исполнительно-распорядительной деятельности и правосудия по административным делам. Такими принципами являются: законность, профессионализм, зашита интересов государства и личности, объективная истина, состязательность, официальность, экономичность и др. Таким образом, административная юрисдикция заключается в рассмотрении административно-правовых споров, дел об административных правонарушениях в установленной законом административ~ но-процессуалъной форме специально уполномоченными на то органй" ми (должностными лицами), которые наделены правом рассмотри вать споры и накладывать административные взыскания. 218 Глава Административно-процессуальная деятельность ______ 16

5.11. Особенности административной юрисдикции.

Что такое административная юрисдикция? - круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда).

Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий.

Источник административного права: Конституция РФ + Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Административное правонарушение - Административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

1) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

2) противоправность – административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права.

Административные правонарушения не причиняют существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

3) административная наказуемость – совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

4) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъекты административного правонарушения:

1) граждане (с 16 лет);

2) должностные лица (руководители организаций и т.д.);

3) юридические лица.

Установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил.

Органы и должностные лица, правомочные рассматривать административные правонарушения.

1) районные (городские) суды, мировые судьи;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) органы МВД (милиция);

4) налоговые органы, органы налоговой полиции;

5) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда

6) органы и войска пограничной службы;

7) военные комиссары;

8) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Административная ответственность.

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;

5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;

6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.

Виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);

6) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Все наказания, кроме предупреждения и штрафов, назначаются только судом.

Административное производство.

Меры обеспечения административного производства.

1) Доставление.

2) Административное задержание (кратковременное ограничение свободы).

Допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.).

3) Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов.

Эти действия производятся при участии понятых. Личный досмотр осуществляется лицами того же пола.

4) Арест товаров, транспортных средств.

Участники административного производства.

1) Орган, рассматривающий дело.

2) Нарушитель.

Права обвиняемого: знакомство с делом, приглашение адвоката, заявление ходатайства.

3) Потерпевший, которому действиями нарушителя причинён вред.

4) Свидетели, эксперты, понятые.

Прокурор участвует лишь в особо сложных или значимых делах.

Стадии административного производства.

1) Возбуждение дела.

2) Подготовка к разбирательству (рассмотрению дела).

3) Разбирательство (рассмотрение) дела.

4) Вынесение и оглашение решения (постановления).

5) Исполнение решения.

5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты .

Экологические отношения – это отношения по использованию, а также охране окружающей среды.

Структура экологического права.

Экологическое право = 1) природоохранительное право (регулирование отношений по поводу охраны экологических систем и комплексов, всей окружающей среды) + 2) природоресурсное право (рациональное использование отдельных природных ресурсов – Земли и её недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира).

Источники экологического права:

Конституция РФ (статьи 42, 58); Федеральный закон «Об охране окружающей среды», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Международные документы по вопросам экологии:

Декларация по окружающей среде и развитию (1992 – Конференция ООН в Рио-де-Жанейро).

Принципы экологического права:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3) независимость контроля в области охраны окружающей среды;

4) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

5) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.

Экологические права граждан (ст. 42 Конституции РФ).

1. Право на благоприятную окружающую среду.

2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Достоверная информация о состоянии окружающей среды – сведения, которые отражают реальное, неискажённое состояние окружающей среды.

3. Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Вред – любое умаление (ущемление, нарушение) материального или нематериального блага, в том числе жизни и здоровья.

Вред, причинённый здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмещению в!!! полном объёме.

Способы защиты экологических прав:

1) создание общественных объединений;

2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями;

3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды;

4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде.

Экологические обязанности.

Конституция РФ (ст. 58):

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Экологические правонарушения.

Экологическое правонарушение – общественно опасное вредное виновное деяние (действие=незаконная порубка леса или бездействие=невыполнение правил охраны недр), нарушающее нормы экологического законодательства об охране окружающей среды.

Разница между экологическим проступком и преступлением определяется степенью вреда, нанесённого окружающей среде и здоровью людей.

Эколого-правовая ответственность.

Закон «Об охране окружающей среды» (статья 75):

1) имущественная (гражданско-правовая ответственность) (ст. 15, 59 ГК РФ).

2) дисциплинарная (гл. 39 ТК РФ);

3) административная (ст. 8.38 КоАП РФ);

4) уголовная (26 ст. УК РФ) = за незаконную добычу рыбы – штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо арест (от 4 до 6 лет).

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).

1) личные (гражданские): право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, охрану своего достоинства, право на неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), свобода передвижения и выбора местожительства.

2) политические: право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия, право на участие в управлении делами государства.

3) социальные: на отдых, на охрану материнства и детства, на жилище, на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание).

4) экономические: на труд, на собственность, на предпринимательство, право на забастовки, на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в национальные или международные организации.

5) культурные: на образование: бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, на творчество, на пользование результатами научного прогресса, на доступ к культурным ценностям.

Конституция РФ:

личные (гражданские) права (статьи 19-28, 45-54);

политические (статьи 30-33);

экономические (статьи 34-37);

социальные (статьи 37, ч.3,5, 38-41);

культурные (статьи 43, 44).

3) по времени возникновения:

первое поколение: гражданские и политические права;

второе поколение: социальные и экономические права;

третье поколение: права народов (право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа).

Международные документы:

Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является

Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) =

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) +

3) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) +

4) факультативный Протокол к последнему пакту (1966) +

5) второй дополнительный Протокол, направленный на отмену смертной казни (1989).

Три системы защиты прав человека:

  1. Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН.

2.Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) = Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

3. Система Совета Европы (СЕ): Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Виды международных преступлений:

1) действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;

2) военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);

3) преступления против человечности.

Международный уголовный трибунал был создан в 1993 г. решением Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.

Международное гуманитарное право – свод норм как договорного, так и обычного характера, которые предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием!!! вооружённых конфликтов – международных или внутренних, и ограничивают по гуманитарным соображениям право сторон в конфликте выбирать по своему усмотрению методы и средство ведения боевых действий, а также предоставляют защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате конфликта.

Международное гуманитарное право является отраслью международного права, действующей в условиях войны.

Субъекты международного гуманитарного права:

1) государства;

2) Комбатанты – все организованные вооружённые силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых. Комбатантам разрешено применять силу, брать противника в плен, убивать вооружённого противника.

3) Лица, находящиеся под защитой – раненые, больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, как из состава вооружённых сил, так и гражданских, военнопленные, интернированные гражданские лица, гражданские лица на территории противника, гражданские лица на оккупированных территориях.

Источники международного гуманитарного права:

1) Женевские конвенции 1949 г.:

«Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I);

«Об улучшении участи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море» (Конвенция II);

«Об обращении с военнопленными» (Конвенция III);

«О защите гражданского населения» (Конвенция IV).

2) Женевские конвенции 1948 г.: 1) против преступлений геноцида; 2) Конвенция о беженцах.

5. 15. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Гражданское процессуальное право – отрасль права, регулирующая рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде, в том числе и порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.

Источник гражданского процессуального права – Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Принципы гражданского процесса – основные, исходные положения гражданского судопроизводства.

1) Осуществление правосудия по гражданским делам только судом.

2) Равенство всех перед законом и судом.

3) Независимость суда.

4) Гласность судебного разбирательства.

5) Состязательность и равноправие сторон.

6) Обязательность судебных постановлений.

7) Право на обжалование.

Гражданский процесс – урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их ведению гражданских дел в целях охраны прав, законных интересов граждан, организаций и в целом государственных и общественных интересов, а также по принудительному исполнению постановлений судов и других предусмотренных законом органов.

Участники гражданского процесса.

1) Лица, участвующие в деле.

Стороны в споре: истец, предъявляющий требования, и ответчик, к которому требования предъявляются.

Могут участвовать третьи лица (т.е. лица, имеющие собственный интерес в деле), прокурор.

Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной дееспособностью (для граждан наступает с 18 лет). Для юридических лиц дееспособность возникает с момента их регистрации.

2) Лица, способствующие (помогающие) делу: свидетели, эксперты, переводчики, специалисты.

Средства установления истины.

Доказательства и доказывания – процессуальные средства для установления истины в суде.

Виды доказательств: объяснения сторон и третьих лиц, свидетельские показания, письменные доказательства (документы, корреспонденция), вещественные доказательства (предметы), аудио- и видеозаписи, заключение эксперта.

Процессуальные сроки.

Процессуальные сроки, т.е. сроки для выполнения процессуальных действий (2 месяца – общий срок для рассмотрения судом иска, 10 дней – для обжалования решения и т.д.).

Дела, рассматриваемые судом в гражданском процессе.

1) Исковые дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

2) Дела, по которым судьи выдают судебные приказы, подлежащие немедленному исполнению без судебного разбирательства и вызова сторон (взыскание алиментов на несовершеннолетних детей).

3) Дела, возникающие из публичных правоотношений (об оспаривании решений, действий или бездействия органов власти и должностных лиц, о защите избирательных прав).

4) Дела особого производства (установление отцовства, смерти, усыновление, признание гражданина недееспособным).

5.14. Споры, порядок их рассмотрения.

Спор – разбирательство в установленном законом порядке уполномоченным органом дела, по поводу которого имеются разногласия между органами государственной власти и иными субъектами права.

Классификация юридических споров.

Споры можно классифицировать по сферам их возникновения (экономическая, социальная и иные сферы, внутренние и международные споры и др.), по предмету спора (о нарушенных правах, о компетенции и т.д.), по характеру сторон, по кругу участников, по видам используемых правовых норм.

Объединение их в две большие группы – публично-правовые и частно-правовые споры – позволяет проводить различение процедур, юрисдикции и т.п.

1) Конституционные споры.

2) Гражданско-правовые споры.

3) Административные споры.

4) Трудовые споры.

5) Экономические споры.

6) Земельные споры.

7) Наследственные споры.

8) Налоговые споры.

9) Семейные споры.

10) Экологические споры.

Стадии гражданского процесса.

1.Возбуждение производства по делу (проверка судьёй подсудности дела, дееспособности истца, соответствия искового заявления требованиям ГПК).

Исковое заявление – письменное обращение в суд с требованием защиты своего права путём разрешения спора в суде.

2. Подготовка дела к судебному разбирательству.

Судья уточняет требования истца и возражения ответчика, определяет и запрашивает недостающие документы. В сложных случаях проводят предварительное заседание с участием сторон, третьих лиц, экспертов и т.п.

3. Разбирательство дела.

1) Подготовительный этап.

Судья открывает заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению (слушанию). Проверяется явка сторон и других вызванных лиц, личность явившихся. Судья разъясняет сторонам их права и обязанности. При наличии ходатайств рассматривает их.

2) Рассмотрение дела по существу: доклад судьи о сути спора; объяснения лиц, участвующих в деле; выступления истца и ответчика; ответы на вопросы суда и друг друга; допрос свидетелей; исследование документов.

3) Судебные прения: выступления истца, потом ответчика и других лиц участвующих в деле.

4) Объявление решения суда: судья зачитывает текст решения и разъясняет порядок и сроки его обжалования.

Принятое судом первой инстанции решение вступает в законную силу только через 10 дней (если за это время оно не будет обжаловано) или с момента разрешения жалобы, если оно не будет отменено.

4. Производство в суде второй инстанции.

Обжалование решений, !!! не вступивших в законную силу) производится в кассационном порядке: жалоба подаётся в кассационную инстанцию, каковой является судебная коллегия по гражданским делам вышестоящего суда.

Суд кассационной инстанции (в составе трёх судей) вправе:

1) оставить решение без изменения;

2) изменить или отменить решение и а) направить дело на новое рассмотрение, б) принять новое решение, в) прекратить производство по делу.

Вступившие в законную силу судебные решения и кассационные определения можно обжаловать в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

5. Производство в суде надзорной (третьей) инстанции.

Надзорные инстанции: судебная коллегия по гражданским делам и Президиум Верховного суда РФ.

Задачи и полномочия надзорной инстанции аналогичны кассационной. По результатам рассмотрения выносится постановление.

6. Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам проводится в том же суде, который рассматривал дело по первой инстанции, по заявлению заинтересованной стороны или прокурора.

7. Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой принудительно осуществляются права, подтвержденные решением суда.

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий. Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

б) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

в) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

г) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти.

Мерой административной ответственности является административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказании.

а) предупреждение (выносится в письменной форме);

б) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:

Минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц)» 1000 МРОТ(для юридических лиц);

Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы У лиц, для которых охота является основным источником существования;

д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);

е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;

ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);

з) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, остальные меры административной ответственности отнесены административным законодательствам к основным наказаниям.

Общие правила наложения административных наказаний:

1. Административные наказания должны налагаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

2. Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся:

а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи;

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) органы внутренних дел (милиция);

г) органы и учреждения уголовно?исполнительной системы;

д) налоговые органы, органы налоговой полиции;

е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;

ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;

з) органы и войска пограничной службы;

и) органы и должностные лица, осуществляющие административно?надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);

к) военные комиссары;

л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, личный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, привод физических лиц.

Все эти меры могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.