Требования второй очереди после закрытия реестра. Выплаты кредиторам, не попавшим в реестр кредиторов. Порядок взыскания задолженности с банкрота

Обратились к временной администрации с просьбой разобраться в неправомерных и недобросовестных, по их мнению, действиях руководства накануне отзыва лицензии. В частности, экс-руководителей обвинили в выводе активов, сокрытии информации и действиях, ведущих к разрушению финорганизации. Об этом пишет «Алтапресс».

Сотрудники «Тальменка-банка» рассказали, что в конце 2016 года в организации прошла проверка ЦБ РФ. Но, как пишут авторы обращения к временной администрации, о ее итогах, выявленных нарушениях и предписаниях руководство ознакомило далеко не всех руководителей подразделений. Напротив, зампредседателя правления дала письменное указание не доводить эту информацию до сотрудников банка (должность долгое время занимала Наталья Люлина). Повторная проверка ЦБ, начавшаяся в банке 13 января 2017 года, была связана с тем, что руководство и собственники не предприняли необходимых мер к устранению нарушений и нормализации деятельности банка в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, полагают авторы обращения.

Также сотрудники просят проверить правомочность действий руководства банка, начиная с 13 января. Как они предполагают, эти действия были направлены на преднамеренное банкротство. Во-первых, срочно были заключены сделки по уступке прав требования по части кредитного портфеля банка. В том числе, по кредиту заместителя председателя правления банка. А вот права по кредитам других сотрудников банка переуступлены не были. Во-вторых, происходило списание и вывоз имущества банка, происходило это, в частности, и в выходные дни (14-15 января). Устно авторы обращения пояснили, что из головного офиса исчезли кулер, кофе-машина, кресло, отдельные компьютеры - это только то, что было заметно. В-третьих, по их сведениям, незадолго до отзыва лицензии в банке произошло «обнуление» как кассы, так и корсчетов. По сути это означает, что были сняты почти все денежные средства.

Кроме того, в нарушение корпоративных правил, узкому кругу лиц (председателю правления, главбуху и ряду других) были досрочно, не по утвержденному графику, предоставлены отпуска. Для некоторых из них это были отпуска продолжительностью более 28 календарных дней. Все они получили отпускные. Причем деньги выплатили 16 января, тогда как в отпуск они пошли только с 30 января.

Более того, десятерым сотрудникам (в том числе зампредседателя правления, главному бухгалтеру банка, начальнику отдела по работе с персоналом) были выплачены премии в нарушение требований действующего в банке «Положения об оплате труда». Приказы об их выплате подписаны зампредседателя правления. Причем премии выплатили, несмотря на то, что банк по итогам 2016 года получил убыток и премиальный фонд в соответствии с вышеуказанным положением вообще не должен был формироваться. Противоречил «Положению об оплате труда» и размер премий: он не должен превышать одного должностного оклада, по факту же некоторые из них получили гораздо большие суммы.

Сотрудники сообщают: в ходе прошлогодней проверки ЦБ заместитель председателя правления банка вообще не часто появлялась на рабочем месте. При этом в табеле ей проставлялись «восьмерки». А рабочее место председателя правления банка и вовсе находилось в Московском филиале банка. Соответственно, у сотрудников не было возможности ни своевременно подписать документ, ни решить какой-то производственный вопрос.

В заключение сотрудники «Тальменка-банка» попросили временную администрацию разобраться в ситуации и проверить изложенные ими сведения. И если предположения о неправомерных действиях подтвердятся, привлечь виновных к ответственности. Кроме того, они просят отменить акты о списании имущества, приказы о премировании. «Юридическую сторону процессов, происходивших в банке, будут оценивать компетентные органы. Коллектив же возмутила моральная сторона поведения руководителей и лиц их замещающих. По нашему мнению, высший менеджмент повел себя бессовестно, непорядочно, аморально», - резюмировали сотрудники.

В отделении ЦБ РФ в Барнауле не смогли оперативно прокомментировать эту информацию и подтвердить получение обращения. «Мы не вправе комментировать внутреннюю хозяйственную деятельность банков. Мы выступаем регулятором внутренней деятельности не вмешиваемся в эти процессы», - сообщили в пресс-службе отделения.

Отметим, что в самые «жаркие» дни - после банка от системы платежей, но до отзыва лицензии - ИА «Банкфакс» не удавалось связаться с кем-либо из руководства. Рядовые сотрудники, находившиеся на рабочих местах, поясняли, что для них отсутствие начальства также стало неожиданностью в свете разгорающегося кризиса. Они говорили, что находятся в растерянности: о возможных проблемах их никто не предупреждал, никаких инструкций на этот счет не было.

После отзыва лицензии вклады клиентов должны были быть через «Агентство по страхованию вкладов». Для осуществления выплат регулятор выбрал «Ак Барс» банк, «Россельхозбанк» и РНКБ-банк, деньги должны были начать возвращать 6 февраля. Однако уже 7 февраля клиенты столкнулись с серьезными проблемами. Записей о многих вкладах не оказалось в реестре. «Я пришел за страховым возмещением в отделение «Ак Барса», простоял два часа в очереди и выяснил, что меня нет в реестре. Вклад я открывал в январе этого года, все документы получил, ничего, что могло бы насторожить при оформлении вклада, я не заметил. Примерно половина из тех, кого я видел в отделении, также не нашли себя в реестре», - рассказал порталу «Банки.ру» клиент банка.

Ситуацию с выплатами возмещения вкладчики «Тальменка-банка» обсуждают на форуме портала «Банки.ру». «Сегодня был в Последнем переулке, дом 24 (отделение банка-агента - прим. ред. БФ ). Прошло более 100 человек. Находят себя в реестре около 10 %», - пишет один из вкладчиков. Аналогичные случаи приводят и другие участники форума.

Страховое возмещение выплачивается в шести субъектах РФ, в том числе в Алтайском крае за выплатой страховки на сумму около 340,6 млн рублей могут обратиться порядка 600 вкладчиков, в Москве и Московской области за возмещением на сумму около 368,5 млн рублей - порядка 460 вкладчиков, в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе за выплатой на сумму около 277,3 млн рублей могут обратиться порядка 460 вкладчиков. Какая доля из них оказалась «за бортом» и будет вынуждена добиваться денег через суд, еще предстоит подсчитать.

Между тем в социальных сетях клиенты уже начали объединяться, чтобы попытаться совместными усилиями решить проблему. Так, «ВКонтакте» создана группа «Обманутые вкладчики «Тальменка-банк», в которой в том числе обсуждаются последние новости, приводятся примеры отсутствия клиентов в реестре и даются юридические советы.

Также стало известно, что 8 февраля ЦБ РФ подал иск о банкротстве «Тальменка-банка». В карточке дела на сайте Арбитражного суда пока нет документов. Отметим, что банкротство банков с отозванной лицензией является стандартной процедурой.

Как сообщалось ранее, решение об отзыве лицензии принято в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, а также неоднократным нарушением в течение одного года требований Федерального закона «O противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с этим законом.

Также значение нормативов достаточности капитала банка оказалось ниже 2 %, размер собственных средств - ниже минимального значения уставного капитала. В итоге кредитная организация полностью утратила капитал, а руководство и собственники ООО «Тальменка-Банка» не предприняли необходимых мер по нормализации его деятельности.

Центробанк также назначил в кредитной организации временную администрацию, которую возглавил главный экономист сектора банковского надзора отдела банковского надзора отделения ЦБ РФ в Барнауле Олег Моисеев. Она будет действовать до тех пор, пока в рамках процедуры банкротства не будет назначен конкурсный управляющий.

Подготовлено редакцией ИА «Банкфакс - экономический наблюдатель»

Если реестр закрыт, а кредитор значительно позже узнал об открытии процедуры банкротства(упрощенная- отсутствующий должник)? Как кредитор может попытаться восстановить нарушенное право? Заявление в арбитражный суд, в котором рассматривается дело о банкротстве? С какими требованиями?

Ответ

Двухмесячный срок восстановлению не подлежит. После закрытия реестра кредиторов требования подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника на основании ст. 142 Закона № 127-ФЗ.

« Чтобы не упустить последнюю возможность взыскать имеющийся долг, компании важно вовремя попасть в реестр кредиторов. После введения в отношении должника процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам(за исключением текущих платежей) предъявляются к должнику только с соблюдением порядка, установленного (далее — закон № 127-ФЗ). Так, предъявление требований к должнику в виде самостоятельного иска(вне рамок дела о банкротстве) недопустимо( ст. 63 закона № 127-ФЗ). Если компания для взыскания задолженности направит обычный иск вне рамок дела о банкротстве, а не заявление о включении в реестр требований кредиторов, то суд оставит его без движения( постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.04 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона« О несостоятельности(банкротстве)”").

Включение требований компании в реестр требований кредиторов осуществляется путем подачи специального заявления. Законодательство содержит подробное и достаточное большое количество правил оформления этого документа.

Контрольные точки при оформлении

Требования кредиторов удовлетворяются в определенной очередности: так, в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также расчеты по некоторым другим требованиям, во вторую — расчеты по выплате выходных пособий, оплате работникам по трудовым договорам и по выплате вознаграждений авторам ре-зультатов интеллектуальной деятельности, в третью же очередь производятся расчеты с другими кредито-рами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам( ст. 134 закона № 127-ФЗ). Долги, возникшие вследствие взаимоотношений между компаниями, обычно представляют собой требования третьей очереди, поэтому образец заявления подготовлен именно для требований третьей очереди.

Исчисление сроков

На практике нередки ошибки при исчислении срока, в течение которого можно ¬подать заявление о включении в реестр. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало( ГК РФ). Так, в нашем примере информация о введении наблюдения опубликована 18 июня, значит, срок исчисляется с 19 июня, и его окончание приходится на 18 июля(дата публикации не включается в 30-дневный срок). Судебная практика придерживается такого же подхода().

  1. Заявление подается в арбитражный суд по местонахождению должника, поскольку дело о признании должника банкротом рассматривается арбитражным судом по местонахождению должника( ст. 38, ст. 224 АПК РФ).

  2. Перед отправкой заявления в суд экземпляры этого заявления вместе с копиями приложенных документов необходимо направить также должнику и временному управляющему, приложив доказательства отправки к заявлению, направляемому в суд( ст. 71 закона № 127-ФЗ).

  3. Необходимо указать дату публикации сообщения о введении наблюдения. Именно от этой даты ведется отсчет срока, в течение которого кредиторы вправе предъявлять требования к должнику для целей участия в первом собрании кредиторов( ст. 71 закона № 127-ФЗ). Подавать заявление до опубликования сведений о введении процедуры наблюдения не имеет смысла: оно будет оставлено без рассмотрения( постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.04 № 29).

  4. В реестр попадают только требования, возникшие до даты принятия судом заявления о признании должника банкротом. Обязательства, возникшие после этой даты, признаются текущими платежами( ст. 5 закона № 127-ФЗ). Требования кредиторов по текущим платежам не включаются в реестр и удовлетворяются вне очереди( ст. 134 закона № 127-ФЗ), а кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве( ст. 5 закона № 127-ФЗ).

  5. Cуд проверяет обоснованность предъявленных должнику требований исходя из документов, приложенных к заявлению. Если суд решит, что заявитель не доказал наличие задолженности, во включении в реестр будет отказано(см. ). Поэтому лучше сразу приложить копии всех подтверждающих долг документов — договоров, актов, накладных и т. д.

  6. Требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек(штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, возмещению убытков в форме упущенной выгоды тоже включаются в состав третьей очереди, но учитываются в реестре отдельно и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов( ст. 137 закона № 127-ФЗ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»). Эти требования в силу статьи 12 закона № 127-ФЗ не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов. Таким образом, в заявлении нужно указывать полную сумму требований(не только основного долга, но и неустойки, если она предусмотрена договором или законом), однако погашаться неустойка будет лишь после расчетов по основным долгам со всеми кредиторами третьей очереди(при условии достаточности средств — ст. 142 закона № 127-ФЗ). Если требование по денежному обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве, кредитор заявляет в ходе процедуры наблюдения, то его размер определяется на дату введения наблюдения(п. 1 ст. 4 закона № 127-ФЗ). Это касается и неустойки. С этого момента ее исчисление останавливается( ст. 63 закона № 127-ФЗ, ).

  7. Подписать заявление может руководитель компании(единоличный исполнительный орган) или представитель по доверенности( ст. 36 закона № 127-ФЗ). Причем представителю нужна особая доверенность — обычная с полномочиями на представительство в арбитражном суде не подойдет. Доверенность должна содержать конкретное указание на то, что представитель наделяется полномочиями вести дело о банкротстве( ст. 36 закона № 127-ФЗ) с указанием наименования компании, которая является должником в этом деле, и суда, рассматривающего дело. Если заявление подписано неуполномоченным лицом, это является основанием для оставления его без рассмотрения( ч. 1 ст. 148 АПК РФ, определение ВАС РФ от 26.04.10 № ВАС-4450/10). Даже если суд изначально не обратил внимание на отсутствие в доверенности представителя специальных полномочий на ведение дела о банкротстве, рассмотрел его заявление и включил требования в реестр, этот факт может обнаружиться позднее. В таком случае определение о включении требований в реестр будет отменено( , п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.05 № 93). Если компания не успеет подать заявление в этот срок, она не лишается возможности включить свои требования в реестр позднее, но она не сможет направить своего представителя для участия в первом собрании кредиторов, на котором принимаются важнейшие решения о дальнейшей процедуре банкротства, об образовании комитета кредиторов, в который компании-должнику целесообразно направить своего представителя, и т. д. ( , 73 закона № 127-ФЗ).

Требования кредиторов

Требования кредиторов включаются в реестр и исключаются из него арбитражным управ-ляющим или реестродержателем на основании вступившего в силу судебного акта, постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 60).

Закрытие реестра требований кредиторов происходит по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства( п. 1 ст. 142 закона № 127-ФЗ). Требования, заявленные по истечении этого срока, в реестр не попадают и удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, включенных в реестр( ст. 142 закона № 127-ФЗ).

Оба срока на подачу заявления — 30-дневный(для целей участия в первом собрании кредиторов) и двухмесячный в случае их пропуска восстановлению не подлежат( , информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.05 № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве»).*"

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Принципиально важным является вопрос о сроке закрытия реестра требований кредиторов и реестра требований о передаче жилых помещений в деле о банкротстве застройщика.

Специальное регулирование данного вопроса в нормах § 7 главы IX Закона о банкротстве отсутствует.

Согласно ст. 168 Закона о банкротстве к отношениям, связанным с банкротством отдельных категорий должников, применяются в субсидиарном порядке положения данного Закона, регулирующие банкротство должников - юридических лиц. Поэтому логично полагать, что в данном случае применяется норма абз. З п. 1 ст. 142, в соответствии с которой реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .

Положения § 7 главы IX Закона о банкротстве применяются

арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено не только после дня вступления в силу Закона № 210-ФЗ, но и до указанного момента, за исключением дел о банкротстве, в которых начались расчеты с кредиторами третьей очереди в соответствии с реестром требований кредиторов (п. 4 ст. 3 Закона №210-ФЗ). В последнем случае согласно п. 5 ст. 3 Закона № 210-ФЗ срок закрытия реестра требований кредиторов и реестра требований о передаче жилых помещений для участников строительства наступает по истечении шестидесяти дней после дня вступления в силу указанного Закона.

Закон № 210-ФЗ вступил в силу 15.08.2011. Основываясь на норме п. 5 ст. 3 данного Закона, суды по ряду дел о банкротстве, производство по которым было возбуждено до 15.08.2011, пришли к выводу о том, что срок закрытия реестра наступил 15.10.2011 (постановления ФАС Центрального округа от 04.03.2013 по делу № А36-86/2011; ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2012 по делу № А82-730/2010) .

Однако указанный подход в целом был отвергнут судами, которые справедливо исходили при этом из следующего. В силу п. 3 ст. 201.1 Закона о банкротстве информация о применении при банкротстве должника правил § 7 главы IX Закона о банкротстве подлежит опубликованию в официальном издании . До такой публикации кредиторы не могли и не должны были знать о возможности предъявления требований о передаче жилых помещений в деле о банкротстве должника. Поэтому начало течения срока закрытия реестра требований о передаче жилых помещений должно определяться датой опубликования конкурсным управляющим информации о применении при банкротстве должника правил § 7 главы IX Закона о банкротстве (определения ВАС РФ от 19.09.2012, от 26.09.2012 № BAC-11870/12; постановления ФАС

Поволжского округа от 08.06.2012 по делу № А57-10133/2009; ФАС ВолгоВятского округа от 12.12.2012, от 30.08.2012 по делу № А82-730/2010; ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу № А40-27589/08-74-86«Б»; ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2012 по делу № А53-16429/2009) .

В то же время в судебной практике сложился подход, согласно которому начало течения срока закрытия реестра требований о передаче жилых помещений должно определяться не датой опубликования в официальном издании сведений о применении при банкротстве должника правил § 7 главы IX Закона о банкротстве, а датой получения участником строительства уведомления арбитражного управляющего об открытии конкурсного производства в отношении должника и о возможности предъявления требования о передаче жилого помещения и (или) денежного требования, а также о возможности одностороннего отказа участника строительства от исполнения заключенного с застройщиком договора . Причем в случае пропуска участником строительства по уважительной причине срока закрытия реестра требований о передаче жилых помещений суд не лишен права рассмотреть вопрос о его восстановлении (определения ВАС РФ от 02.04.2013 № ВАС-3835/13, от 11.02.2013 №ВАС-225/13, от 08.11.2012 № BAC-11870/12; постановления ФАС Поволжского округа от 20.11.2012 по делу № А57-16396/2008, от 23.05.2013, от 28.05.2013 по делу № А65- 28134/2009, от 03.04.2013 по делу № А06-5493/2010, от 28.03.2013, от

07.12.2012 по делу № А57-5725/2010; ФАС Восточно-Сибирского округа от

16.10.2012 по делу № А19-6821/2011; ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2012, от 29.11.2012, от 29.10.2012 по делу № А45-9663/2009; ФАС Московского округа от 27.05.2013 по делу № А40-27589/08-74-86Б; ФАС Уральского округа от 21.05.2013 по делу № А60-23097/2012).

Таким образом, в определенный момент стало очевидным отсутствие единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права по вопросу о сроке предъявления требований участниками строительства при банкротстве застройщика.

В целях формирования единой практики по данному вопросу определением ВАС РФ от 27.02.2013 № ВАС-14452/12 дело № А82-730/2010- 30-Б/11-ЗЗт было передано в Президиум ВАС РФ. В данном деле суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, применяя норму п. 5 ст. 3 Закона №210-ФЗ, посчитали требование участника строительства о передаче жилого помещения подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, поскольку данное требование было предъявлено в арбитражный суд по истечении шестидесяти дней после дня вступления в силу Закона № 210-ФЗ.

В постановлении от 23.04.2013 № 14452/12 Президиум ВАС РФ сформулировал правовую позицию по указанному вопросу, которая состоит в следующем. Во-первых, предусмотренный абз. З п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве двухмесячный срок закрытия реестра требований кредиторов применяется и в отношении реестра требований о передаче жилых помещений. Во-вторых, если предусмотренное абз. 2 п. 2 ст. 201.4 Закона о банкротстве уведомление временного управляющего, конкурсного управляющего о введении наблюдения или об открытии конкурсного производства не состоялось или имело место после даты публикации в печатном издании сведений о применении в деле о банкротстве правил § 7 главы IX Закона о

банкротстве, срок предъявления требований участниками строительства начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления. В-третьих, срок закрытия реестра, пропущенный гражданином - участником строительства по уважительной причине, может быть восстановлен судом до начала расчетов с кредиторами.

Приведенная правовая позиция в целом заслуживает поддержки. Президиум ВАС РФ, основываясь на системном толковании положений Закона о банкротстве, «поправил» явно неудачную норму п. 5 ст. 3 Закона № 210-ФЗ. Кроме того, справедливо предусмотрена возможность восстановления срока закрытия реестра в случае его пропуска не любым участником строительства, но только гражданином.

Это соответствует основной цели принятия специальных правил о банкротстве застройщиков - обеспечению приоритетной защиты граждан - участников строительства как непрофессиональных инвесторов.

Вместе с тем обоснованность отдельных тезисов правовой позиции Президиума ВАС РФ вызывает сомнения.

Так, срок предъявления требований участниками строительства предписано исчислять не ранее даты направления временным или конкурсным управляющим участникам строительства уведомления, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 201.4 Закона о банкротстве. Однако, по нашему мнению, целесообразно ориентироваться не на дату направления, а на дату получения каждым участником строительства указанного уведомления (именно такой подход к решению вопроса был применен в определении от 27.02.2013 № ВАС-14452/12 о передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Помимо этого, фраза «до начала расчетов с кредиторами»,

использованная Президиумом ВАС РФ для ограничения возможности

восстановления пропущенного участником строительства срока закрытия

реестра, уместна лишь применительно к удовлетворению денежных

требований. Между тем в рассмотренном деле речь шла о реестре требований о

передаче жилых помещений, которые погашаются особым образом (ст. 201.10 и

ст. 201.11 Закона о банкротстве). Необходим точный ответ на вопрос, до какого момента суд вправе восстановить пропущенный участником строительства срок закрытия реестра требовании о передаче жилых помещении.

Оптимальным представляется следующее . В случае пропуска гражданином - участником строительства срока закрытия реестра требований о передаче жилых помещений по уважительной причине он может быть восстановлен судом, но только до принятия собранием участников строительства решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства либо жилых помещений (п. 1 ст. 201.10 и п. 1 ст. 201.11 Закона о банкротстве соответственно) .

Каковы последствия пропуска участником строительства срока закрытия реестра требований о передаче жилых помещений и реестра требований кредиторов в ситуации, когда отсутствуют основания для восстановления пропущенного срока? По общему правилу требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр (п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве).

Нет сомнений в том, что данное правило распространяется на денежные требования «опоздавших» участников строительства. Однако неясно, могут ли быть удовлетворены требования участников строительства о передаче жилых помещений «за реестром».

По мнению В. Шукшина и Л. Бурматновой, «...в случае обращения кредитора с требованием как денежного характера, так и о передаче жилого помещения после закрытия реестра требований кредиторов эти требования будут подлежать удовлетворению за счет оставшегося имущества должника- застройщика после удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди, включенных в реестр требований кредиторов должника и в реестр требований о передаче жилых помещений» .

Полагаем, что гипотетически допустима возможность удовлетворения неденежных требований «опоздавших» участников строительства за счет жилых помещений, оставшихся после погашения требований участников строительства, включенных в реестр. Однако вероятность практической реализации такого сценария невелика.

Необходимо отметить, что ст. 201.13 Закона о банкротстве предусмотрена возможность предъявления в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, денежных требований теми участниками строительства, требования о передаче жилых помещений которых ранее были включены в реестр требований о передаче жилых помещений. Такая возможность появляется в случае, если в течение двух месяцев с даты истечения сроков, предусмотренных п. 1 ст. 201.10 и п. 1 ст. 201.11 Закона о банкротстве, собранием участников строительства не принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о передаче объекта незавершенного строительства или жилых помещений в многоквартирном доме. Условием предъявления участником строительства денежного требования является отказ от исполнения договора, заключенного с застройщиком. Применительно к данной ситуации также допустимо говорить об исключении из общего правила о закрытии реестра требований кредиторов для участников строительства

(денежное требование участника строительства включается в реестр требований кредиторов после истечения срока его закрытия, который, напомним, составляет два месяца с момента получения участником строительства уведомления арбитражного управляющего, направленного в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 201.4 Закона о банкротстве).

Учитывая изложенное, считаем необходимым внести в Закон № 210-ФЗ и § 7 главы IX Закона о банкротстве следующие изменения:

В п. 5 ст. 3 Закона № 210-ФЗ слова «наступает по истечении шестидесяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона» заменить словами «исчисляется в соответствии с правилами, предусмотренными абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 201.4 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона)»;

П. 2 ст. 201.4 Закона о банкротстве дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

«Реестр требований о передаче жилых помещений и реестр требований кредиторов для участника строительства подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты получения им уведомления конкурсного управляющего об открытии конкурсного производства и о возможности предъявления участником строительства требования о передаче жилого помещения (жилых помещений) и (или) денежного требования, а также о возможности одностороннего отказа участника строительства от исполнения договора, предусматривающего передачу жилого помещения.

Срок закрытия реестра требований о передаче жилых помещений и реестра требований кредиторов, пропущенный гражданином-участником строительства по уважительной причине, может быть восстановлен арбитражным судом до принятия собранием участников строительства решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства одним из способов, предусмотренных статьей 201.10 и статьей 201.11 настоящего Федерального закона».

В статье 2 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) дается определение кредиторам, а также конкурсным кредиторам. Так, к кредиторам законодатель относит лиц, которые имеют право требования по отношению к должнику по денежным и иным обязательствам, а также об уплате обязательных платежей, выходных пособий и об оплате труда. Понятие "конкурсного кредитора" более узкое, чем "кредитор", но при этом конкурсный кредитор обладает более широкими правами в деле о банкротстве по сравнению с обычным кредитором. Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, кроме обязательств, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Кредиторы должника контролируют деятельность арбитражного управляющего путем принятия решений на собраниях кредиторов. При этом правом голоса на собраниях кредиторов обладают только конкурсные кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания. Остальные кредиторы вправе выступать на собрании, но не имеют права голоса (например, кредиторы по требованиям, вытекающим из трудовых отношений).

Реестр требований кредиторов

Реестр требований кредиторов - один из основных документов конкурсного производства. Включение требований в реестр кредиторов осуществляется на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер. Реестр ведется в рублях. Денежные требования в иностранной валюте определяются по курсу ЦБ на дату введения каждой процедуры банкротства (ст.4 Закона о банкротстве). Чтобы попасть в список конкурсных кредиторов, достаточно подать заявление о включении в реестр требований кредиторов. Следует помнить, что реестр кредиторов открывается с момента введения наблюдения и закрывается через 2 месяца со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п.1 ст.142 Закона о банкротстве). Для участия в первом собрании кредиторов заявление о включении в реестр необходимо подать в течение 30 дней с момента введения наблюдения.

За реестром

Кредиторы, не успевшие подать заявление о включении в реестр требований кредиторов, называются "зареестровыми". Такие кредиторы лишены права голоса на собрании кредиторов. Требования кредиторов, не включенные в реестр, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований всех кредиторов, включенных в реестр (п. 4 ст.142 Закона о банкротстве). Учитывая, что имущества должника не всегда хватает, чтобы удовлетворить требования кредиторов, чьи требования включены в реестр, зареестровым кредиторам не на что рассчитывать.

Стоит ли собирать собрание кредиторов, если голосующих кредиторов нет?

По общему правилу зареестровые кредиторы не могут голосовать на собрании кредиторов. ВАС РФ в Информационном письме от 30.12.2004 дает разъяснения относительно положения конкурсных кредиторов, заявивших свои требования после закрытия реестра. В письме ВАС РФ поясняет, что в случае заявления всеми конкурсными кредиторами и уполномоченными органами своих требований после закрытия реестра требований кредиторов, указанные лица могут принимать решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов. Таким образом, зареестровый кредитор не имеет право голоса на собрании кредиторов и расчет с ним производится после выплат кредиторам, которые включены в реестр, кроме случаев, когда все кредиторы заявили свои требования после закрытия реестра.