Статья 199 часть 3. Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ? Не исполнение обязательств

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.


2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.


3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.


4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.


5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.


6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.


7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.


8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

КАС РФ Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Привлекают собственников, директоров, главных бухгалтеров и других ответственных и причастных лиц к уголовному преследованию по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организации).
С одной стороны, радикально изменились возможности налоговой инспекции и правоохранительных органов, по выявлению подобных преступлений.
С другой стороны, дефицит бюджет заставляет государство обратить самый пристальный взор на собираемость налогов и дела по статье 199 УК РФ стали знаковым инструментом, позволяющим наиболее жёстко донести до предпринимателей позицию государства по использованию обналички и прочих чёрных и серых схем снижения налоговой нагрузки. Ситуация осложняется низкой информированностью бизнеса о происходящих изменениях и рисках, а также нехваткой времени, средств и специалистов, для правильной работы по снижению налогов.

Статья 199 УК РФ

Чтобы пояснить кому и чем грозит статья 199 УК РФ , какова ответственность за обналичку, ознакомимся с понятием уголовных пределов.
В уголовном законодательстве тяжесть наказания зависит от тяжести преступления. В случае уклонения от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) наказание напрямую зависит от той суммы налоговой экономики, которая будет признана незаконной в течении 3 лет . Существуют две пороговые суммы - 5 000 000 рублей и 15 000 000 рублей.

Разберёмся, что это значит.
Если сумма уклонений за 3 года составит менее 5 000 000 рублей, то уголовная ответственность не наступает . Это не исключает налоговой ответственности в виде штрафа, однако, в данном случае нет наказания в виде лишения свободы. По этой причине налоговый проверки с подобными начислениями практически не проводятся .
Если соответствующая сумма составляет от 5 000 000 до 15 000 000 рублей , то данные действия являются преступлением небольшой тяжести , за которое предусмотренная ответственность до 2 лет лишения свободы . Небольшая тяжесть преступления предусматривает и довольно короткий срок давности - тоже 2 года . Учитывая большую сложность налоговых дел и срок их рассмотрения, довольно сложно привлечь виновного к ответственности. К моменту вынесения приговора срок давности почти наверняка истечёт. Однако, здесь уже обязательно требуется сопровождение .

В случае выхода за рубеж 15 000 000 рублей , преступление является тяжким и уголовная ответственность за него может достигать 6 лет лишения свободы . В этом случае срок давности составляет - 10 лет . «Заволокитить» такое дело в суде практически невозможно. В этом случае защита должна быть направлена на снижение предъявленной налогоплательщику суммы, чтобы выйти за уголовные пределы.
Важно понимать , что для того, чтобы преступление стало тяжким необязательна сумма доначислений более 15 млн. руб - если оно было совершено группой лиц по предварительному сговору, тогда и 5 000 000 рублей будет достаточно.

Распространённое заблуждение при этом гласит, что ответственности подлежит только руководитель компании, однако, это не так . Верховный суд разъяснил, что к ответственности может привлекаться любое лицо, которое суд сочтёт так или иначе причастным к уклонению от уплаты налогов. Это называется организованной группой.
Таким образом, следователи постоянно пытаются объединить в организованную группу руководителя, собственника, главного бухгалтера и третьих лиц, как соучастников предварительного сговора .

Также, оценивая риски, учтите, что ваша оценка о том, уклонились ли вы на 1, 5 или 15 млн рублей может разительно не совпадать с оценкой налоговиков и суда, а период в три года, за которые считаются нарушения, достаточно велик. Можно сказать, что все предприятия, которые за 3 года имеют оборот более 10 млн рублей, наверняка попадают в группу риска, при использовании обнала и других рискованных схем. Это всего 280 тысяч оборота в месяц.

Большинство не понимает, что пользуясь обналом и не заботясь о безопасности методов оптимизации налогообложения - копают себе яму. Предприниматели думают, что сегодня их "пронесло" и "никто не заметил", "займусь этим завтра". В реальности же, как правило, налоговики и следователи просто ждут, когда сумма нарушений перевалит за 5 миллионов.

Распространено также мнение, что учредители не несут ответственности, если не являются руководителями, однако, практика говорит об ином. Так, лицо, организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор , подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ. На практике, наёмные же директора и бухгалтера на допросах начинают указывать на учредителя, как на организатора и т.п., движимые сомнительными обещаниями следователей "пойти как свидетель".

Как избежать преследования по статье 199 УК РФ?

Лучше всего подумать об этом вчера или, хотя бы, сегодня. Обратиться к , которые разработают и профессионально внедрят оптимальную и законную схему оптимизации налогообложения. Сомнительные моменты в прошлом компании также требуют внимание профильных юристов. Помните, что заплатить по требованию налоговиков - не выход, ведь вы автоматически признаёте себя виновными по статье 199 УК РФ. К сожалению, нам очень часто приходится работать с теми, кто дотянул до последнего, когда уже упущены все возможности не только предотвратить преследования, но даже исправить ситуацию. Если вы в зоне риска или налоговики уже пришли с проверкой - лучше обратитесь к нам сегодня . ЮК "Туров и Побойкина - Сибирь" - ведущая компания на рынке, которая профильно решает вопросы оптимизации налогообложения, проверок и преследований ответственных лиц.

Своевременно повышайте квалификацию - вся актуальная информация о налогах и безопасности активов видеозаписи семинара-практикума В. Турова: "Оптимизация налогов, страховых взносов и защита активов ". Также приглашаем посетить наш семинар "Как снизить налоги, уйти от обналички и сохранить активы в суровых реалиях 2019 гг."

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 199.1 УК РФ

1. О понятии налогового агента см. ст. 24 НК РФ . Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК), на доходы физических лиц (ст. 226 НК), на прибыль (ст. 286 НК)).

2. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

3. При определении крупного (особо крупного) размера неисполнения налоговым агентом обязанностей, перечисленных в комментируемой статье, следует руководствоваться правилами, содержащимися в примеч. к ст. 199 УК, и исчислять его исходя из сумм тех налогов (сборов), которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.

4. Субъективная сторона включает прямой умысел, а также мотив в виде личного интереса. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

5. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

6. Если предусмотренные комментируемой статьей действия налогового агента совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

7. Об освобождении на основании п. 2 примеч. к ст. 199 УК от ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей, см. коммент. к ст. 199.

Навигация по записям

В Уголовном кодексе предусмотрено несколько статей, устанавливающих наказания за налоговые преступления. Вероятность привлечения к ответственности не зависит от масштаба операций или размера фирмы.

Умысел

Он является обязательным признаком любого налогового преступления. Умысел может быть:

  1. Прямым. В этом случае субъект понимает общественную опасность поведения, предвидит вероятность либо неизбежность последствий и желает их наступления.
  2. Косвенным. В такой ситуации гражданин также понимает общественную опасность поведения, предвидит вероятность возникновения последствий. При этом он не желает, но осознанно допускает их или относится к ним с безразличием.

Степень тяжести

Она зависит от уровня и характера общественной опасности. К деяниям небольшой тяжести относят:

  1. Уклонение от отчисления налогов/сборов организацией, совершенное в крупных размерах. Ответственность установлена ст. 199 УК РФ , ч. 1.
  2. Невыполнение в личных интересах обязательств налогового агента в крупных размерах. Наказания предусматривает ст. 199.1, часть 1.

Среднетяжелым деянием считается сокрытие денег или имущества ИП/юрлица, которыми должно осуществляться взыскание обязательных платежей. Ответственность за него устанавливает ст. 199.2 УК РФ . К тяжким относят уклонение от отчисления налогов/сборов группой предварительно сговорившихся граждан или в размерах, считающихся особо крупными. Наказания за такие деяния предусматриваются во второй части ст. 199 УК РФ .

Последствия

Для преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ в новой редакции, крупным считается размер, равный 500 000 р., исчисленный в пределах 3-х лет подряд. При этом доля неотчисленных платежей должна превышать 10% от сумм, подлежащих оплате, или превышает 1,5 млн рублей. Особенно крупным размером считается задолженность, составляющая за три финансовых года больше 2,5 млн рублей. При этом объем неуплаченных сборов/налогов превышает 20% от сумм, подлежащих отчислению, или 7,5 млн рублей. Для деяний, предусмотренных ст. 199.2, крупной является сумма, что больше 250 тыс. рублей, особенно крупной - свыше 1 млн рублей.

Срок давности

К ответственности допускается привлекать в течение:

  • 2-х лет - при деяниях небольшой тяжести;
  • 6-ти лет - при среднетяжелых посягательствах;
  • 10-ти лет - при тяжких преступлениях.

Гражданин, признанный виновным, считается судимым с даты вступления приговора в действие и до момента снятия/погашения судимости. Если ранее субъект уже привлекался к ответственности, но отбыл наказание, это обстоятельство не влияет на квалификацию и не выступает как отягчающее. При решении вопроса, касающегося рецидива, этот факт также не учитывается.

Ст. 199 УК РФ (2016 г.)

В норме зафиксирована ответственность за уклонение от уплаты сборов/налогов организацией в крупных размерах. По части 1 ст. 199 УК РФ , данное деяние влечет:

  1. Штраф в размере 100-300 тыс. рублей или составляющий доходы за 1-2 года.
  2. Арест на 4-6 мес.
  3. До 2-х лет тюрьмы. Дополнительно допускается вменить запрет на осуществление видов деятельности/замещение постов, установленных судьей, до 3-х лет.

Если деяния совершены в размерах, считающихся особенно крупными, или предварительно сговорившейся группой граждан, наказание ужесточается. В соответствии со второй частью ст. 199 УК РФ , виновным может грозить:

  1. Штраф в размере 200-500 тыс. рублей или взыскание, равное доходам за 1-3 года.
  2. До 6-ти лет тюрьмы. В дополнение может вменяться запрет на пребывание на постах/ведение деятельности, определенных судебной инстанцией, до 3-х лет.

Ст. 199 УК РФ с комментариями 2016 г.

В настоящее время в норме определен конкретный и закрытый перечень уклонения от обязательств плательщика. Преступление может совершаться путем:

  1. Неподачи декларации или другой документации, предоставление которой, согласно нормам законодательства, является обязательным.
  2. Включения в бумаги заведомо ложной информации.

Рассматривая ст. 199 УК РФ с комментариями , следует сказать о субъектах, которых допускается привлекать к ответственности. К ним относят руководителей, главных бухгалтеров, прочих сотрудников предприятия, имеющих полномочия на подписание документов, представляемых в налоговую службу, виновных в уклонении от обязательных платежей.

Отягчающие обстоятельства

Они зафиксированы в части второй ст. 199 УК РФ. Практика показывает, что особенно крупные размеры уклонений далеко не редки. При квалификации мотивы значения не имеют. Зачастую деяния совершаются несколькими предварительно сговорившимися гражданами. Пояснения по данной форме активных действий приводятся в 35 статье УК. В частности, часть вторая указывает на то, что лица должны заранее договориться о предстоящем совместном выполнении задуманного.

Соучастники

Следует помнить, что к ответственности привлекают не только непосредственных исполнителей. Наказание вменяется и гражданам, участвовавшим в каком-либо другом статусе в преступлении, а также использовавшим для его совершения других лиц, не подлежащих уголовному преследованию ввиду их невменяемости, в силу возраста и прочих обстоятельств. В качестве соучастников выступают пособник, организатор, подстрекатель. Последний склоняет гражданина к преступлению. При этом могут использоваться угрозы, подкуп, уговоры или иные средства. Организатор осуществляет руководящую функцию. Он планирует преступление, распределяет роли. Пособник - субъект, который оказывает содействие совершению деяния указаниями, советами, предоставлением сведений орудий, средств преступления. Он также может оказывать помощь путем устранения препятствий, дает обещания скрыть следы или злоумышленников и пр.

Сокрытие имущества или денег

Ответственность за это деяние определена ст. 199.2 Кодекса. Речь в норме о конкретных материальных ценностях, имеющих целевое назначение. Они предназначаются для взыскания налогов/сборов. За их сокрытие привлекаются к ответственности руководитель, собственник, иной гражданин, реализующий управленческие функции на предприятии, либо индивидуальный предприниматель.

Наказание

К уголовной ответственности допускается привлекать лиц, если они совершили преступление в крупных размерах (на сумму более 250 000 рублей). В качестве наказаний предусматриваются:

  1. Денежное взыскание, равное 200-500 тыс. рублей или составляющее доходы гражданина за 1,5-3 года.
  2. До 5 лет тюрьмы. Дополнительно предусматривается запрет на осуществление деятельности/замещение должностей, определенных судьей, до 3-х лет.

Специфика

Субъектом, реализующим управленческие задачи в коммерческой (иной структуре), признается гражданин, временно, постоянно или по другому особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные обязанности, вне зависимости от типа собственности предприятия. Указанное лицо также может состоять в штате некоммерческой организации, которая не является государственным, местным органом власти или учреждением.

Заключение

Общественная опасность налоговых преступлений очевидна. Уклонение от исполнения обязательств субъектами приводит к уменьшению доходной части бюджета. Рассмотренные выше преступления негативно отражаются на финансовом положении страны в целом. Они нарушают процессы распределения и перераспределения поступлений в бюджет. Именно поэтому данные деяния относят к категории экономических посягательств. Все это существенно усложняет нормальное функционирование контрольных органов.

Расследование деяний осуществляют налоговые и правоохранительные структуры совместно. Законодательство устанавливает обязанность граждан и юрлиц осуществлять отчисления в бюджет. НК определяет порядок, условия, виды сборов и налогов. Невыполнение обязанностей влечет ответственность. Для применения статей УК необходимо совершение преступлений в крупном или особо крупном размере. В остальных случаях ответственность предусматривается в НК. В любом случае наказания избежать вряд ли удастся. Налоговые органы осуществляют тщательную проверку поступающих отчетных документов.