Содержание виды формы и принципы землеустройства. Виды, формы и принципы землеустройства

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном законе «О землеустройстве» записано, что землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

То есть существует два вида землеустройства:

  • 1) внутрихозяйственное землеустройство;
  • 2) межхозяйственное (территориальное) землеустройство.

Они отличаются друг от друга целями, характером, содержанием, методикой, но выполняют единый общий комплекс задач - организацию использования и охрану земли.

Более подробно об этих видах землеустройства будет рассказано далее.

МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Отграничение земель по формам собственности, по категориям земель, образование и изменение землевладений и землепользовании, их размещение на территории, распределение и перераспределение земель внутри отраслей и между отдельными землевладениями и землепользователями осуществляются посредством межхозяйственного землеустройства (МХЗ).Оно включает землеустроительные действия по использованию и охране земель на территории нескольких пространственно взаимосвязанных предприятий, организаций, учреждений и граждан не только АПК, но и всех отраслей народного хозяйства, а также размежеванию земель по формам собственности. В результате МХЗ изменяются форма собственности, порядок, условия, права и обязанности землевладельцев и землепользователей в отношении тех или иных земельных участков. В этой связи понятие межхозяйственного землеустройства можно сформулировать следующим образом:

Межхозяйственное землеустройство - это система или совокупность экономических, социальных, правовых и технических мероприятий по распределению и перераспределению земель между собственниками, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами внутри отраслей при помощи юридических и технических действий.

Задачами межхозяйственного землеустройства являются:

  • 1. Создание наилучших условий для организации рационального использования земли во всех отраслях народного хозяйства, а также создание равных условий для развития всех форм хозяйствования.
  • 2. Создание территориальных условий для организации производства.
  • 3. Разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, обременении и сервитутов на земельные участки, предоставленные в собственность, владение, пользование, аренду.
  • 1. Отграничение или размежевание земель по формам собственности.
  • 2. Распределение и перераспределение земель по категориям земель отраслей народного хозяйства.
  • 3. Образование и изменение землевладений, землепользовании с/х предприятий, организаций, учреждений и граждан.
  • 4. Устранение недостатков землевладений и землепользовании.
  • 5. Отвод и изъятие земель в связи с изменением их целевого назначения и использования.
  • 6. Упорядочение использования земель, переданных в ведение сельских администраций и других муниципальных образований.
  • 7. Выявление и освоение новых земель.
  • 8. Установление черты городов и других населенных пунктов.
  • 9. Предоставление земельных участков для строительства крупных предприятий, водохранилищ, линейных сооружений.

Разновидности, факторы и принципы МХЗ

Разновидностями межхозяйственного землеустройства являются:

  • 1. Размежевание земель по формам собственности.
  • 2. Организация и изменение землепользовании с/х предприятий.
  • 3. Организация и изменение землепользовании предприятий несельскохозяйственного назначения.

В основу разделения положены отличия в формах земельной собственности и в целевом назначении основных категорий земель земельного фонда, а также в характере использования земли в сельском и других отраслях народного хозяйства.

Всякое изменение, которое необходимо внести в размер собственности, в то или иное землевладение и землепользование, должно быть всесторонне обосновано, т. е. необходимость проведения межхозяйственного землеустройства вызывается определенными причинами (факторами).

Факторами для проведения работ по разграничению (размежеванию) земель по формам собственности являются:

  • 1. Введение в России государственной и частной форм земельной собственности.
  • 2. Отнесение земельных участков к различным формам собственности.
  • 3. Потребность установления их границ на местности.

В сельском хозяйстве факторами межхозяйственного землеустройства являются:

  • 1. Наличие недостатков или неудобств в размещении землевладений и землепользовании и расположении их границ.
  • 2. Несоответствие размеров хозяйства размерам производства.
  • 3. Изменение специализации и концентрации с/х производства.
  • 4. Расширение площадей интенсивных угодий.
  • 5. Необходимость организации крестьянского или фермерского хозяйства.
  • 6. Развитие межхозяйственной кооперации и социального развития села.
  • 7. Охрана земли и других природных ресурсов.
  • 8. Потребность выделения земель для животноводства, садоводства и огородничества.

Главный фактор межхозяйственного землеустройства во всех отраслях несельскохозяйственного назначения - необходимость организации предприятия, проложения различных линейных коммуникаций, для деятельности которых требуется земля.

Основными принципами межхозяйственного землеустройства являются:

  • 1. Точное соблюдение земельного законодательства, укрепление устойчивости землевладений и землепользовании и определенности их границ.
  • 2. Обеспечение рационального и эффективного использования земель и приоритета в сельском хозяйстве.
  • 3. Создание условий для успешного выполнения всеми землепользователями и собственниками задач повышения эффективности производства и уровня социального развития.
  • 4. Создание условий для последующей правильной организации территории сельскохозяйственных предприятий и планировки территорий несельскохозяйственных объектов.
  • 5. Обеспечение охраны земель и других природных ресурсов.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (ст. 1 Закона о землеустройстве). Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Законом о землеустройстве, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 2 Закона о землеустройстве). Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

Изменения границ объектов землеустройства;

Предоставления и изъятия земельных участков;

Определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

Перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

Выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

Проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий (ст. 3 Закона о землеустройстве). Основаниями проведения землеустройства являются:

1) решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

2) договоры о проведении землеустройства;

3) судебные решения (ст. 4 Закона о землеустройстве). Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

а) геодезические и картографические работы;

б) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

г) (ст. 9 Закона о землеустройстве).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО" в других словарях:

    землеустройство - землеустройство … Орфографический словарь-справочник

    Землеустройство - система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства. В результате землеустройства создаются предпосылки для внедрения научно обоснованных систем ведения хозяйства. См.… … Финансовый словарь

    Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального… … Википедия

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий, включающая учет и оценку земель, их распределение между землепользователями, планирование землепользования составление внутрихозяйственных территориальных планов и др. Землеустройство направлено на рациональное использование… … Экологический словарь

    Землеустройство - См. Землепользование Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий по урегулированию землепользования, включает проектно изыскательные, съемочные и обследовательные работы. Осуществляется государственными землеустроительными органами, которые оформляют также документы на право пользования… … Большой Энциклопедический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - законы, правила, нормы использования, применения земельных угодий, а также их купли, продажи, наследования. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, землеустройства, мн. нет, ср. (офиц., экон.). Система мероприятий, регулирующих эксплоатацию земли. «Основной задачей советского землеустройства является… создание крупных коллективных объединений» Малая Советская Энциклопедия.… … Толковый словарь Ушакова

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, а, ср. Совокупность мероприятий, упорядочивающих землепользование. | прил. землеустроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    землеустройство - Система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства … Словарь по географии

    Землеустройство - (англ. land use measures) в РФ система мероприятий, направленных на реализацию норм земельного законодательства РФ, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, созданию благоприятной экологической среды и… … Энциклопедия права

Книги

  • Землеустройство в области войска Донского , . Землеустройство в области войска Донского. Донская областная землеустроительная комиссия 1913 года. Состоящая под высочайшим покровительством его императорского высочества наследника…

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический - для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой - для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.

Сущностьземлеустройства , имеющим своим объектом землю как основной природный ресурс и главное средство производства заключается в его назначении передаче последующим поколениям земельных ресурсов в состоянии пригодном для использования.

Цельземлеустройства – это постоянное улучшение земель, эффективное их использование и охрана.

Для достижения этой высокой цели, необходимо выполнять следующие задачи:

1) разукрупнение сложившихся землепользований бывших колхозов и совхозов;

2) организация частных землевладений, землепользований и арендопользований;

3) совершенствование межхозяйственного землеустройства;

4) совершенствование внутрихозяйственного землеустройства;

5) научное обоснование вопросов дифференцированного использования разных по качеству земель;

6) строгий контроль за экологическим состоянием земель и усиление охранных мероприятий.

Если сущность землеустройства характеризуется оптимальным сочетанием его правовой, инженерной, технологической и социально-экономической сторон, то к его содержанию относятся следующие более конкретные землеустроительные действия:
1) упорядочение существующих и образование новых землепользований, что в период проведения земельной реформы является превалирующим;

2) внутрихозяйственная организация территории упорядоченных старых и вновь образованных землепользований, включающая введение экономически обоснованных севооборотов, садов, виноградников, сенокосов, пастбищ, разработку мероприятий по борьбе с эрозией почв и т. д.;

3) выявление новых земель для перевода в более высокую категорию по целевому назначению, особенно в земли сельскохозяйственного назначения;

4) отвод во владение и пользование (включая аренду) и изъятие земельных участков;

5) установление и изменение граничных черт городов, поселков и сельских населенных пунктов;

6) проведение топографо-геодезических и, почвенных, мелиоративных, геоботанических и других обследований.

Все землеустроительные изыскания и обследования выполняются на основе задания на их проведение. Итогом проведенных изысканий являются: научно-обоснованная, экономически рассчитанная и технологически доказанная необходимость трансформации земельных угодий; определение необходимости проведения различных работ по улучшению использования земель; учет природных факторов (климата, рельефа, геологии, гидрологии и т. д.) в производственном использовании земель; вовлечение новых земель в сельскохозяйственное использование; мероприятия по защите почв от эрозии и т. д.



Все землеустроительные изыскания и обследования проводятся на хорошем планово-картографическом материале с использованием результатов специальных обследований различных специалистов.

К основным принципам землеустройства относятся:

1) учет того обстоятельства, что земля находится в государственной, коммунальной и частной формах собственности, вследствие чего ею распоряжаются, владеют, пользуются и ее арендуют;

2) и распорядители, и владельцы земли, и пользователи землей, включая арендаторов, обязаны охранять и улучшать свою земельную собственность;

3) сельскохозяйственные земли имеют приоритет перед землями другого целевого назначения, вследствие чего их перевод в другие категории проводится крайне редко;

4) нарушение земельного законодательства запрещается в любом его проявлении. Прежде всего, это относится к самовольному захвату земель, бесхозяйственности в их использовании, порчи земельных угодий, невыполнению обязательств по охране земель и т. д.

5) первоочерёдное решение природоохранных задач;

6) максимальный учёт природных, эколого-хозяйственных свойств территории и экологической устойчивости отдельных её частей;

7) приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования;

8) соблюдение при землеустройстве требований законодательства;

9) комплексный характер организации территории производства;

10) экологическая, экономическая и социальная эффективность организации территории;

11) обеспечение стабильности землепользования.

Известны два вида землеустройства:

Межхозяйственное землеустройство (МХЗ);

Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ);

Таблица 3. Виды землеустройства

МХЗ ВХЗ
– это регулирование земельных отношений путем распределения и перераспределения земельного фонда между отраслями народного хозяйства и внутри отраслей посредством новых упорядочений и изменений существующих землевладений и землепользований. – это сложное регулирование внутренней организации территории сельскохозяйственных земель каждого отдельного хозяйства любой формы собственности (учебно-опытных хозяйств, домов отдыха, санаториев и т. п.) в вопросах экономически обоснованных севооборотов и других угодий, борьбы с эрозией почв и т. д. Цельвнутрихозяйственногоземлеустройства – организация более производительного, рационального и эффективного использования земли и других средств производства, а также совершенствование структуры всех отраслей данного хозяйства и дальнейшего его развития.
Объектоммежхозяйственногоземлеустройства являются землевладения и землепользования сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, включая земли государственного земельного запаса. Отличительной чертой этого вида землеустройства является охват не только разных отраслей народного хозяйства, но и одновременно целых административных районов, экономических зон и землепользований группы смежных хозяйств, связанные обязанностью решаемых задач. Объектом внутрихозяйственного землеустройства являются сельскохозяйственные земли отдельных землепользований, включая и несельскохозяйственные учреждения и организации, занимающиеся сельским хозяйством.
Формымежхозяйственного землеустройства : 1) при простейших обменах землями, выделении небольших участков для несельскохозяйственных нужд, укрупнении или разукрупнении отдельных хозяйств и т. п., объектами землеустроительных работ являются небольшие группы хозяйств; 2) при переустройстве землепользований в зонах государственных мелиоративных систем, крупных водохранилищ и т. п., объектами работ являются большие группы хозяйств, охватывающие административные районы и экономические зоны. Формывнутрихозяйственного землеустройства : 1) выборочная, когда землеустроительные работы проводятся в отдельных хозяйствах (землепользованиях); 2) групповая, когда внутренняя организация территории проводится в ряде смежных хозяйств. В зависимости от полноты и детальности переработки землеустроительных проектов и целей организации территории выделяются пять форм внутрихозяйственного землеустройства: 1) простейшее (упрощенное, предварительное) землеустройство, например, при освоении новых земель; 2) частичное землеустройство, состоящее в дополнительном изменении проектов; 3) полное землеустройство, включающее все необходимые проектные работы; 4) экспериментальное (опытное) землеустройство, цель которого – разработка методики внутренней организации землепользований в новых условиях с последующим широким его применением.

Государством установлен порядок (состав действий и порядок их осуществления) проведение землеустройства, включающий следующие стадии:

Подготовительные работы;

Рассмотрение и утверждение проектов землеустройства;

Перенесение проекта в натуру;

Изготовление и выдача необходимых землеустроительных документов;

Землеустройство проводят по всей территории страны. Им охвачены земли независимо от их целевого назначения, формы собственности и характера использования. Однако цели и задачи землеустройства, его содержание могут быть различными.

На федеральном и региональном уровнях земельные ресурсы распределяются между различными отраслями (сельским и лесным хозяйством, промышленностью, транспортом, курортами, заповедниками) в целях планирования, организации и контроля за их использованием в интересах государства; разработки и осуществления крупномасштабных программ сельскохозяйственного освоения, повышения плодородия и мелиорации земель; установления границ территориально- административных образований, территорий с особым правовым, природоохранным, рекреационным, заповедным режимом.

Кроме того, земельные ресурсы перераспределяют по формам собственности, которая делится на государственную, муниципальную и частную. Задача перераспределения земельных ресурсов между различными отраслями и внутри них затрагивает, в первую очередь отдельные землевладения, их группы. Так как земли используют отдельные предприятия, организации, учреждения и граждане, предоставление их одним предприятиям (организациям, учреждениям) обязательно связано с изъятием у других. Таким образом, постоянные отводы земель, а также их перераспределение по категориям и формам собственности вызывают изменения границ, площадей и местоположения землевладений и землепользований, что обусловливает одновременное проведение землеустройств группы хозяйств.

Но землеустройство не может ограничиться только образованием или организацией землевладений и землепользований. Другая главная задача землеустройства заключается в организации рационального использования и охраны земель на конкретных участках, в конкретных хозяйствах, внутри (в границах) землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий. Именно здесь определяется обеспеченность населения продовольствием, а промышленности – сырьем, осуществляется непосредственное взаимодействие основных факторов производства-земли, труда, материально-технических ресурсов. Таким образом, в первом случае, при землеустройстве организуют землевладения или землепользования предприятий, во втором случае территорию устраивают в границах отдельного землевладения или землепользования, при котором определяют назначение и использование каждого входящего в него земельного участка.

Внутрихозяйственное землеустройство –это комплекс мероприятий по организации использования и охране земли, организации территории в границах сельскохозяйственного предприятия.

Посредством землеустройства организуется территория колхоза, совхоза, крестьянского или иного хозяйства, организуется использование каждого участка совместно с размещением других средств производства, используемых и функционирующих вместе с землей на данной территории.

Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного. Его проводят только после того, как будут решены все вопросы последнего.

Внутрихозяйственное землеустройство включает землеустроительные мероприятия по рациональной организации территории, улучшению использования и охране земель, и его отличие в границах уже сформированных землевладений и землепользований.

Главная цель – повышение эффективности использования земель. Основная задача – территориальная организация производства. Результат также выражается в отграничении на плане и на местности отдельных участков земли, но границы имеют не правовое, а хозяйственное значение и выражают производственную целесообразность для использования земли в конкретных целях.

При внутрихозяйственном землеустройстве организуется каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделений, хозяйственные центры, дороги, угодья и севообороты, обустраивается их территория.

Межхозяйственное землеустройство – это система или совокупность экономических, социальных, правовых и технических мероприятий по рас­пределению и перераспределению земель между собственниками, отраслями, пред­приятиями, организациями, учреждениями и гражданами внутри отраслей при по­мощи юридических и технических действий.

Задачами территориального (межхозяйственного) землеустройства являются:

1) создание наилучших условий для организации рационального использования земли во всех отраслях, а также создание равных условий для развития всех форм хозяйствования;

2) создание территориальных условий для организации производства;

3) разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, обременении и сервитутов на земельные участки, предоставленные в соб­ственность, владение, пользование, аренду.

1. Размежевание земель по формам собственности.

2. Распределение и перераспределение земель по категориям земель.

3. Образование и изменение землевладений, землепользований, сельскохозяй­ственных предприятий, организаций, учреждений и граждан.

4. Устранение недостатков землевладений и землепользований.

5. Отвод и изъятие земель в связи с изменением их целевого назначения и ис­пользования.

6. Упорядочение использования земель, переданных в ведение сельских админи­страций и других муниципальных образований.

7. Выявление и освоение новых земель.

8. Установление черты городов и других населенных пунктов.

9. Предоставление земельных участков для строительства крупных предприя­тий, водохранилищ, линейных сооружений (линий электропередач, газопроводов, нефтетрубопроводов).

Межхозяйственное (территориальное) землеустройство включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства :

1. Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

2. Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

3. Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделения положены принципы различия в целевом назначении различных категорий земель (земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях (главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

Эти различия определяют необходимость выделения различным землевладельцам неодинаковых по качеству земель: для сельскохозяйственных целей наиболее плодородных; для не сельскохозяйственных нужд менее ценных по качеству угодий. Учитывая современное содержание межхозяйственного землеустройства его структурное разделение, представляется следующим образом:

Таблица 4. Разновидности и формы межхозяйственного землеустройства

Разновидность МХЗ Формы МХЗ
1) Образование и упорядочение землевладений и землепользователей сельскохозяйственных предприятий. 1. Образование новых землевладений и землепользований придерживается различной организационно-правовой формы коммерческих и не коммерческих организаций, КФХ. 2. Упорядочение существующих землевладений и землепользований сельхозпредприятий с устранением неудобств в распашке земель (чересполосицы, вклинивание, вкрапливание).
2) Образование землепользований не сельскохозяйственного значения. 1.За счет земель сельхоз назначения. 2.За счет земель населенных пунктов. 3.За счет земель промышленности, транспорта, энергетики, информатики, телевидения, радиовещания, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения.
3) Образование земельных фондов различного целевого назначения. 1.Фонд перераспределения земель. 2.Фонд для наделения земельными участками: беженцев, переселенцев, участников военных действий, военнослужащих уволенных в запас. 3.Для предоставления земель казачьим обществам. 4.Для продажи на конкурсах и аукционах. 5.Прочие земельные фонды.
4) Размещение и установление границ территорий с правовым режимом. 1.Особо-охраняемые территории. 2.Территории традиционного природопользования. 3.В местах проживания малочисленных народов севера и их хозяйственной деятельности. 4.Земель включенных в состав охранных, защитных, санитарных, запретных, особоохраняемых объектов промышленности, транспорта, источников водоснабжения, объектов инженерной инфраструктуры. 5.Другие территориальных зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования.
5) Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований. 1.Муниципальных образований и сельских округов. 2. Административных районов, субъектов РФ. 3.Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Таким образом, объект землеустройства – это земельная территория республики, области, района, землепользования и землевладения, земельного угодья, участка.

Межхозяйственное землеустройство (МХЗ) – это образование землепользований и землевладений (сельскохозяйственных и несельскохозяйственных), объект МХЗ –группа землепользователей;

внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ) – это устройство территории внутри одного землепользования или землевладения, объект ВХЗ – одно сельскохозяйственное предприятие;

участковое землеустройство – это устройство конкретных участков земли, требующих решения отдельных, отличных от всей территории, задач. Например, проект для орошаемого участка. Объект участкового землеустройства – рабочий участок.

Единство межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства заключается в следующем:

1. Последовательное достижение общей цели

Зонирование территории определение целевого назначения

Формирование землепользования

Организация землепользования

2. Единая принципиальная основа осуществления землеустроительных мероприятий

3. Экономическое, правовое и техническое содержание землеустроительных мероприятий

4. Взаимосвязь и последовательность осуществления землеустроительных мероприятий.

Различия между межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством заключается в следующем:

1) различные объекты землеустройства;

2) внутрихозяйственное землеустройство производится только тогда, когда сформирован объект;

3) межведомственный и ведомственный характер землеустройства;

4) правовое обоснование;

Тема 5. Основы инженерного обустройства и оборудования
территории

Землеустроительное проектирование – это научная дисциплина, которая изучает методы проектирования и закономерности функционирования земли как главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах, пространственного базиса и природного ресурса для полного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель.

Проектирование территорий административно-территориальных образований, землевладений и землепользований – это формирование их границ и организация территории вновь создаваемых образований или землевладений и землепользований или совершенствования (ликвидация недостатков) существующих.

Цель проектирования – разработать документы и предложения к ним, необходимые для организации и выполнения всех работ, связанных с созданием новых или совершенствованием существующих административно-территориальных образований, землевладений и землепользовании.

Землеустройство делят на два вида: межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное.

Межхозяйственное (территориальное) землеустройство - включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства:

Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделения положены принципы различия в целевом назначении различных категорий земель(земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях(главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

Эти различия определяют необходимость выделения различным землевладельцам неодинаковых по качеству земель: для сельскохозяйственных целей наиболее плодородных; для не сельскохозяйственных нужд менее ценных по качеству угодий. Учитывая современное содержание межхозяйственного землеустройства его структурное разделение, представляется следующим образом:

Разновидность МХЗ Формы МХЗ
1) Образование и упорядочение землевладений и землепользователей сельскохозяйственных предприятий. образование новых землевладений и землепользований придерживается различной организационно-правовой формы камерческих и не коммерческих организаций, КФХ; упорядочение существующих землевладений и землепользований сельхоз предприятий с устранением неудобств в распашке земель(чересполосицы, вклинивание, вкрапливание)
2) Образование землепользований не сельскохозяйственного значения. 1.За счет земель сельхоз назначения 2.За счет земель населенных пунктов 3.За счет земель промышленности, транспорта, энергетики, информатики, телевидения, радиовещания, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения
3) Образование земельных фондов различного целевого назначения. 1.Фонд перераспределения земель 2.Фонд для наделения земельными участками: беженцев, переселенцев, участников военных действий, военнослужащих уволенных в запас. 3.Для предоставления земель казачьим обществам 4.Для продажи на конкурсах и аукционах 5.Прочие земельные фонды
4) Размещение и установление границ территорий с правовым режимом. 1.Особо-охраняемые территории 2.Территории традиционного природопользования 3.В местах проживания малочисленных народов севера и их хозяйственной деятельности 4.Земель включенных в состав охранных, защитных, санитарных, запретных, особоохраняемых объектов промышленности, транспорта, источников водоснабжения, объектов инженерной инфраструктуры 5.Другие территориальных зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования.
5) Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований. 1.Муниципальных образований и сельских округов 2.административных районов, субъектов РФ 3.Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

2) внутрихозяйственное землеустройство представляет собой сложное комплексное организационно-хозяйственное мероприятие по внутренней организации территории сельскохозяйственных земель каждого отдельного колхоза, совхоза и других землепользований, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью (учебно-опытные хозяйства, дома отдыха, санатории и пр.), с введением экономически обоснованных севооборотов и устройством всех других угодий (сенокосов, пастбищ, садов и пр.), а также с разработкой мероприятий по борьбе с эрозией почв.

Цель внутрихозяйственного землеустройства - организация более производительного, рационального и эффективного использования земли и других средств производства, совершенствование структуры всех отраслей данного хозяйства и дальнейшего его развития.

Таким образом, объектом землеустройства этого вида являются сельскохозяйственные земли отдельных землепользований, в том числе и несельскохозяйственных учреждений и организаций, занимающихся сельским хозяйством.

Внутрихозяйственное землеустройство, как правило, является продолжением землеустройства межхозяйственного. В ряде случаев они могут проводиться одновременно, но при этом первоочередному решению подлежат вопросы межхозяйственного землеустройства.

Межхозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности).

Межхозяйственное землеустройство тесно связано с размещением производительных сил и с использованием земельных ресурсов страны. Оно включает в себя комплексное изучение земельных фондов, без чего нельзя правильно решить вопрос об их полном и рациональном использовании, и способствует правильному решению вопроса о размещении хозяйств, установлении их размеров, специализации и т.д.

Межхозяйственное землеустройство является основным механизмом формирования рационального землевладения и землепользования, наделения землей юридических и физических лиц (предприятий, учреждений, организаций и граждан). Посредством межхозяйственного землеустройства осуществляются предоставление и изъятие земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При межхозяйственном землеустройстве приходится устанавливать границы различных территориальных зон, определять режим и условия землепользования, ограничения и обременения в использовании земли, отводить земельные участки, а также готовить информацию для земельного налогообложения, купли-продажи земельных участков и включения их в земельный оборот.

Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗУ) – это комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях (организациях), заключающийся в организации территории и производства хозяйств, осуществляемый на основе проекта.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится на территории конкретных сельскохозяйственных предприятий (организаций) различных организационно-правовых форм (акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов, госхозов и т.п.), крестьянских (фермерских) и иных хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного, и проводят его только после того, как решены все вопросы

последнего.

Внутрихозяйственное землеустройство отличается от межхозяйственного по назначению и содержанию:

1. Оно проводится в рамках отдельных конкретных и притом только сельскохозяйственных предприятий.

2. Внутрихозяйственное землеустройство промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий не проводится.

3. При внутрихозяйственном землеустройстве устраивается каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделений, хозяйственные центы, дороги, организуются угодья и севообороты, устраивается их территория.

Рабочий проект при землеустройстве представляет собой комплекс инженерно-технических, экономических и правовых решений и сметно-финансовых расчетов, направленных на осуществление конкретных мероприятий по освоению, улучшению и охране земель, устройству территории сельскохозяйственных угодий, размещению и строительству объектов различного назначения, требующих капитальных вложений.

Организация территории всегда должна полностью соответствовать организации производства и перспективам его развития (бизнес-планам). Она выражается в придании определенных размеров и размещении землевладений, землепользовании, массивов подразделений, хозяйственных участков, угодий и их границ. Землеустройство должно быть экономически эффективным. Организация территории хозяйств разных специализаций, расположенных в разных зонах, различается своими особенностями.