Сколько стоит получить рвп гр рк. Получение рвп для граждан казахстана. Оформление РВП по программе переселения в Астане

Компоновкой главного корпуса ТЭЦ называют взаимное расположение отдельных помещений, оборудования в строительных конструкциях. Компоновка главного корпуса обеспечивает надежную, безаварийную, безопасную и удобную эксплуатацию оборудования, возможность его ремонта, удобство монтажа, высокую механизацию работ, соблюдение санитарно-гигиенических и противопожарных требований, экономичность сооружения, удобство расширения станции.

На проектируемой ТЭЦ принимаем закрытую компоновку главного корпуса. Для корпуса ТЭЦ используем сборный железобетонный каркас, состоящий из колонн, опирающихся на монолитный фундамент. Шаг по колоннам - 12 метров. Машинный зал разделяют по высоте на две части: верхнюю, в которой находятся турбоагрегаты и нижнюю, в которой находится вспомогательное оборудование - конденсаторы турбин, регенеративные подогреватели, конденсатные и питательные насосы, трубопроводы охлаждающей воды и др.

В вверху машинного зала устанавливается мостовой электрический кран с основным крюком грузоподъемностью 50 т и малым крюком с грузоподъемностью 10 т. В перекрытии нижнего отделения устанавливаются проемы для обслуживания краном вспомогательного оборудования.

Размещение турбоагрегата островное - вокруг и вдоль стен устроены галерки и проходы. Размещение поперечное, при этом параллельные оси турбоагрегатов и машинного зала перпендикулярны. Турбоагрегаты размещаются турбинами со стороны котельной, а электрическими генераторами со стороны наружной стены машинного зала. Предусмотрена монтажная площадка на уровне пола конденсационного этажа.

В котельном отделении котлы устанавливаются в бесподвальном помещении на собственном каркасе. Устанавливаем один мостовой кран, предназначенный для монтажа и эксплуатации оборудования. На нескольких отметках предусматриваются ремонтные зоны. В котельное отделение проведены железнодорожные пути и обеспечен подъезд автотранспорта.

Внутренние колонны машинного зала и котельной соединяются между собой в пределах промежуточного помещения соединительными балками. Это обеспечивает устойчивость главного корпуса против ветровой нагрузки.

Воздухоподогреватели и дымососы устанавливаются на открытом воздухе возле наружной стены котельной. Регенеративные подогреватели устанавливаются по бокам турбины. Сетевые подогреватели размещаются с учетом трассировки трубопроводов.

В деаэраторном отделении устанавливаются деаэраторы питательной воды. Один его этаж занят кабельной подстанцией, а другой - трубопроводами РОУ и БРОУ. Здесь же располагается распределительное устройство собственных нужд.

Выбор и описание генерального плана ТЭЦ

План размещения сооружений на территории называют генеральным планом электростанции. При размещении соблюдаются: санитарно-гигиенические, противопожарные правила и нормы. Учтено преобладающее направление ветра, характеризуемое "розой ветров".

Сооружения электростанции размещаются так, чтобы обеспечить удобную связь их с топливной и водной базами, потребителями тепловой и электрической энергии. Обязателен также удобный подъезд и подвод железобетонных путей, автомобильных дорог для подвоза топлива, оборудования и материалов.

Территория ТЭЦ разбита на четыре функциональные зоны:

зона основных производственных зданий (главный корпус и технологически связанные с ним открытые установки трансформатроров, ЗРУ 110 кВ, сооружения циркуляционного водоснабжения, мазутное хозяйство);

зона ХВО;

зона складских и вспомогательных зданий;

бытовая зона.

Административно-бытовой корпус соединен с главным корпусом проходной галеркой, сооруженной на уровне основного оборудования. ЗРУ располагается вдоль фасада, а градирни со стороны торца главного корпуса.

ХВО, склад реагентов и другие вспомогательные помещения расположены со стороны торца главного корпуса и ПВК. ПВК расположена напротив котельного отделения главного корпуса.

Мазутное хозяйство отделяют от площадки ТЭЦ железнодорожные пути. На территории развитая сеть автомобильных дорог, обеспечивающая эксплуатацию между зданиями и сооружениями, а через подъездную дорогу - с городом. К главному корпусу, мазутному хозяйству, скуладу химреагентов, материальным складам подведены постоянные транспортные линии.

Территория электростанции благоустраивается и озеленяется. Дороги асфальтируются, на выезде из ТЭЦ (проходная) оборудуется автостоянка и автобусная остановка.

Все здания и сооружения размещаются в пределах основной ограды электростанции.

Таблица 10.1.

Основные показатели генерального плана

Генеральный план (генплан) электростан­ции представляет собой план размещения на основной производственной площадке элект­ростанции ее основных и вспомогательных сооружений. Генплан - важнейшая составная часть ситуационного плана электростанции, включающего кроме производственной пло­щадки источник и систему водоснабжения, жилой поселок, золошлакоотвалы, примыкаю­щие железнодорожные пути и автодороги, вы­воды линий электропередачи, электрических кабелей и теплопроводов, топливный склад (если он размещен вне ограды основной про­изводственной площадки), шлакозолопроводы. Генплан электростанции включает следую­щие производственные и подсобные здания, сооружения и устройства: главный корпус с размещаемыми на открытом воздухе золо­уловителями, дымососами, дымовыми труба­ми, повышающими трансформаторами; элект­рический щит управления, электрические рас­пределительные устройства закрытые и от­крытые; устройства водоснабжения, топлив­ного хозяйства и золоудаления; химическую очистку добавочной воды; масляное хозяйст­во; лаборатории и мастерские; склады обору­дования и материалов; служебные помещения и др.

В генплане электростанции рядом с основ­ной территорией предусматривают место для строительно-монтажного полигона, на котором выполняют сборку железобетонных и сталь­ных конструкций зданий. Целесообразно иметь свободное место для достройки (рас­ширения) главного корпуса в случае увеличе­ния мощности электростанции сверх проект­ной ввиду постоянного роста электрической и тепловой нагрузок района электростанции. Между зданиями, сооружениями и установка­ми в генплане предусматривают необходимые пожарные разрывы и проезды.

К помещениям машинного зала и котель­ной, к открытому распределительному устрой­ству и повышающим трансформаторам, к приемно-разгрузочному устройству топливоподачи и складу топлива, к сливному устройству мазутного хозяйства, к складам масла и дру­гих материалов и оборудования должен быть обеспечен подвод железнодорожных путей и автомобильных дорог.

Отдельные здания, сооружения и установ­ки размещают по возможности в соответст­вии с основным технологическим процессом преобразования энергии на электростанции. Так, целесообразно топливное хозяйство рас­полагать со стороны помещения котельной, а устройства водоснабжения - со стороны ма­шинного зала; повышающие трансформаторы устанавливают обычно у фасадной стены ма­шинного зала, дымовые трубы сооружают близ помещения котельной.

Указанное требование не всегда удается выполнить; так, при размещении открытого распределительного устройства (ОРУ) со сто­роны фасадной стены машинного зала прихо­дится удалять главный корпус от источника водоснабжения (реки или пруда-охладителя), из-за чего удорожается система водоснабже­ния электростанции. Поэтому применяют и

другие варианты расположения ОРУ в ген­плане.

Важными факторами правильного разме­щения сооружений электростанции на ген­плане являются господствующее направление и сила ветра, характеризуемые «розой вет­ров». Под розой ветров в метеорологии пони­мают графическое изображение относительно­го распределения повторяемости или значений средних (или максимальных) скоростей ветра за многолетний период наблюдений по восьми направлениям. Розу ветров изображают в ви­де восьми вектор-радиусов, направленных к одной общей центральной точке по странам света: с севера на юг, с запада на восток, с юга на север, с востока на запад, с северо-востока на юго-запад и т. д. На чертежах ген­плана изображение розы ветров является обя­зательным.

Рис. 8.1. Генеральный план типовой пылеугольной электростанции 2400 МВт с размещением открытого распреде­лительного устройства (ОРУ) перед фронтом машинного зала:

1 - главный корпус; 2 - дымовые трубы; 3 - вспомогательный корпус;4 - водородные ресиверы; 5 - сооружения топливоподачи и топливного хозяйства;6 - мазутное и масляное хозяйство; 7 - ацетиленокислородная установка; 8-открытое распредели­тельное устройство 110, 220 и 500 кВ; 9-повышающие трансформаторы;10- насосные станции технического водоснабжения

Рис. 8.2. Генеральный план электростанции мощностью 4000 МВт с двумя угольными складами радиального типа и размещением ОРУ со стороны торца главного корпуса:

1 - главный корпус; 2-багерная насосная; 3 - инженерный корпус и проходная;4- столовая; 5- бытовые помещения главного корпуса;6- ОРУ 220 и 500 кВ; 7- объединен­ный вспомогательный корпус; 8 - наружные сооружения химводоочистки;9 - открытый склад тяжелого оборудования;10 - ресиверы водорода и кислорода; 11- компрес­сорная;12 - азотно-кислородная станция;13 - пусковая котельная с мастерскими;14 - проходная;15 - ацетилено-генераторная станция;16 - склад радиоактивных изотопов;17 - пропан-бутановая установка;18 - бетонорастворный узел;19 - баки конденсата;20 - дробильный корпус;21 - роторный вагоноопрокидыватель;22 - пассажирская плат­форма;23 - служебное здание железнодорожного транспорта;24 - вагонные весы; 25 - склад мазута и масла;26- склад дизельного топлива и бензина;27 - топливные склады;28 - расходные склады;29 - роторная погрузочная машина - штабелер (РПМ);30 - гараж и мастерская для бульдозеров;31 - бытовые помещения топливоподачи;32 - бассейн нейтрализации и насосная; 33 - размораживающее устройство; 34 - пешеходный туннель; 35 - стоянка для автомашин

Рис. 8.3. Генплан пылеугольной электростанции 2400 МВт с размещением ОРУ за угольным складом:

а - генплан: 1 - главный корпус;2 - дымовые трубы;3 - вспомогательный корпус;4 - водородные ресиверы; 5 - со­оружения топливоподачи и топливного хозяйства;6 - мазутное и масляное хозяйство; 7 - ацетиленокислородная установ­ка; 8 - открытое распределительное устройство 110, 220 и 500 кВ;9 - повышающие трансформаторы;10 - насосные стан­ции технического водоснабжения; б -переход электрическими линиями через главный корпус: 1 - главный корпус; 2 -- дымовая труба;3 - угольный склад;4 - повышающие трансформаторы; 5 - опора;6 - опора у открытого распре­делительною устройства

Рис. 8.4. Генеральный план газомазутной электростанции 4800 МВт с зубчатой компоновкой главного корпуса:

1 - главный корпус; 2 - открытая установка воздухоподогревателей; 3 - дымовая труба;4- повышающие трансформаторы; 5-ОРУ 220 кВ;6 - ОРУ 500 кВ; 7-циркуляционные водоводы;8- насосные станции;9- газораспределительный пункт;10- баки запаса конденсата; //-столовая и бытовой корпус;12- инженерно-быто­вой корпус;13 - переходный мост;14 - химводоочистка;15 - бытовые помещения;16 - центральные ремонтные мастерские;17 - навесы;18 - центральный мате­риальный склад;19- склад теплоизоляционных материалов;20 - склад ремстройцеха;21 - мастерская теплоизоляционных изделий;22- столярная мастер­ская;23- наружная установка баков химводоочистки;24- открытый склад тяжелого оборудования;25 - мазутонасосная (пусковая) и маслоаппаратная;26 - мазутослив;27 - открытый склад масла и мазута;28 - пусковая котельная;29 - открытая установка ресиверов водорода;30 - склад химреагентов;31- азотно-кислородная станция и общестанционная компрессорная;32 - склад цемента;33 - бетонорастворный узел;34 - ацетилено-генераторная станция;35 - пропан-бутановая установка;36 - склад радиоактивных изотопов;37 - стоянка для автомашин;38- павильон для ожидания автобусов;39 - навес для мотоциклов и ве­лосипедов;40 - столовая

С учетом розы ветров открытый угольный склад размещают с подветренной стороны по отношению к главному корпусу, открытому распределительному устройству, линиям элек­тропередачи, градирням и брызгальному уст­ройству (если таковые имеются). Аналогично градирни или брызгальные устройства также надо располагать с подветренной стороны по отношению к ОРУ и линиям электропередачи во избежание осаждения влаги на изоляторах и перекрытия их электрическим током.

Совокупность зданий и сооружений элек­тростанции на ее территории представляет собой сложный производственный и архитектурный комплекс, к которому предъявляют требования не только технологической целесо­образности и экономичности, но и санитарно-но-технические, а также эстетические.

Основной подход к главному корпусу элек­тростанции выполняют со стороны его посто­янной торцевой стены. С этой стороны устра­ивают вход через проходную и въезд на территорию электростанции. Со стороны по­стоянного торца главного корпуса размещают также объединенный вспомогательный и слу­жебный корпус, соединяемый с главным кор­пусом закрытой переходной галереей на уров­не основного обслуживания агрегате электростанции и тепловых щитов управления (8-12 м). Наружная стена машинного зала является фасадной стеной главного здания. Территорию электростанции озеленяют.

В создании генплана электростанции уча­ствуют совместно технологи-теплотехники и электротехники, строители, архитекторы, пу­тейцы-железнодорожники и автодорожники, сантехники и другие специалисты.

Различие в генпланах конденсационных электростанций заключается, прежде всего, в размещении ОРУ по отношению к главному корпусу и источнику водоснабжения. Встреча­ются следующие типы размещения ОРУ:

перед фасадом машинного зала (рис. 8.1); в этом случае удлиняются водо­воды охлаждающей воды, удорожается водо­снабжение, растет расход электроэнергии на подачу охлаждающей воды. Ранее такое раз­мещение ОРУ было типовым. Линии электро­передачи высокого напряжения при этом либо отводятся параллельно фасадной стене ма­шинного зала в сторону постоянного его тор­ца, либо перебрасывают через источник водо­снабжения; при необходимости устраиваются промежуточные опоры в пруду-охладителе;

со стороны постоянной торцевой стены главного корпуса электростанции (рис. 8.2); в этом случае машинный зал приближается к источнику водоснабжения, что удешевляет устройство водоснабжения и его эксплуата­цию. Такая компоновка принята для ряда конденсационных электростанций;

со стороны фасадной стены помещения ко­ тельной, за дымовыми трубами (рис. 8.3). при этом линии высокого напряжения от по­вышающих трансформаторов, находящихся у фасадной стены машинного зала, к ОРУ проходят над главным корпусом. Промежу­точными опорами для этих линий могут слу­жить подвески гирлянд изоляторов. Такое размещение ОРУ, возможно, и на газомазут­ных КЭС, не имеющих открытых складов топлива, или на пылеугольных КЭС, имеющих склады угля или торфа за пределами терри­тории электростанции, на достаточном рас­стоянии от ОРУ.

Этот вариант принят в проекте газомазут­ной КЭС с энергоблоками 800 МВт (рис. 8.4) при зубчатой компоновке главного корпуса, когда к общему машинному залу с продольно расположенными турбоагрегатами пристраи­вают помещения котельной, а между этими помещениями размещают повышающие транс­форматоры.

На рис. 8.5 и 8.6 даны перспективы двух крупнейших пылеугольных КЭС. В компонов­ке главного корпуса и составлении генплана этих КЭС нашли отражение новые технические решения АТЭП.

Рис. 8.5. Перспектива пылеугольной ГРЭС (восемь энергоблоков по 800 МВт):

Рис. 8.6. Перспектива пылеугольной ГРЭС (восемь энергоблоков по 500 МВт)

Генпланы ТЭЦ имеют обычно следующие отличительные особенности: наличие закры­того электрического распределительного уст­ройства генераторного напряжения; вывод электроэнергии не только воздушными линия­ми электропередачи высокого напряжения из ОРУ, но и подземными электрическими кабе­лями генераторного напряжения; применение оборотного водоснабжения с искусственными охладителями, обычно с градирнями; вывод теплопроводов к потребителям.

Градирни в количестве трех-четырех размещают обычно со стороны постоянной тор­цевой стены главного корпуса. Циркуляцион­ные насосы охлаждающей воды устанавлива­ют большей частью в машинном зале индивидуально по два насоса у каждого тур­боагрегата, иногда в центральной насосной, между градирнями и главным корпусом элек­тростанции.

На рис. 8.7 показан генплан газомазутной ТЭЦ.

Основные показатели застройки промпло-щадки конденсационной электростанции мож­но иллюстрировать на примере ГРЭС-1200 (с шестью энергоблоками по 200 МВт):

Площадь участка в ограде, га ………………16,2

Площадь под зданиями и сооружениями, га………..………..11,3

То же под зданиями, га……………………………………….....4,8

Коэффициент использования территории, %......................... 69,5

Коэффициент застройки, %...................................................... 29,6

Площадь открытого распределительного устройства

(ОРУ), га ……….……....11,6

Длина ограждения площадки ГРЭС, км……….………………1,21

По типовому проекту ГРЭС-2400 (восемь энергоблоков по 300 МВт) занимает террито­рию в ограде (без ОРУ) 21 га, что составляет 0,875 га/100 МВт; коэффициент использования территории равен 66%.

Для ГРЭС-4000 (восемь энергоблоков по 500 МВт) площадь отводимой земли без во­дохранилища, золоотвала, стройбазы и подъ­ездных путей)- около 100 га, что соответст­вует 2,5 га/100 МВт; площадь промплощадки (без ОРУ и стройбазы) равна 26,0 га (0,65 га/100 МВт); площадь топливного скла­да 16,0 га (0,40 га/100 МВт).

Площадь участка в ограде действующей современной пылеугольной ТЭЦ мощностью первой очереди 250 МВт составляет 25,6 га.

Рис. 8.7. Генеральный план газомазутной ТЭЦ:

1 - главный корпус;2 - служебный корпус;3 - переходный мостик;4 - главный щит управления; 5 - закрытое распреде­лительное устройство 110 кВ;6 - закрытое распределительное устройство 35 кВ; 7 - градирни;8 - химводоочистка; 9 - бак конденсата;10 - дымовые трубы;11 - объединенный вспомога­тельный корпус;12 - мазутное хозяйство;13 - масляное хозяй­ство;14 - ресиверы водорода;15 - проходная

Поиск в тексте

Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


3. Установить, что корректировка отраслевых схем тепло-, газо- и электроснабжения города Москвы влечет внесение в установленном порядке соответствующих изменений в Генеральную схему энергоснабжения города Москвы на период до 2020 года.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Генеральная схема энергоснабжения города Москвы на период до 2020 года

Введение

Генеральная схема энергоснабжения Москвы на период до 2020 года выполнена на основании постановления Правительства Москвы от 6 июня 2007 года N 462-ПП "О разработке Энергетической стратегии города Москвы, Генеральной схемы энергоснабжения города Москвы с учетом программы внедрения генерирующих мощностей и Единой расчетной информационной модели энергообеспечения объектов города на период до 2025 года" .

Разработка Генеральной схемы энергоснабжения города Москвы на период до 2020 года, основанной на совместном рассмотрении вопросов развития систем электро-, тепло- и газоснабжения Москвы в увязке с развитием ее экономики и с учетом внутренних и внешних энергетических связей, обусловлено:

Серьезными проблемами, накопившимися в сфере энергоснабжения города, которые в значительной степени связаны с большим числом собственников и хозяйствующих субъектов, с отсутствием в течение уже длительного времени согласованного планирования перспективного развития энергоснабжения города, включая вводы генерирующих мощностей, реконструкцию систем и модернизацию оборудования, с недостаточно эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);

Повышенными требованиями к надежности систем энергоснабжения города, обусловленными его столичным статусом, большим числом ответственных потребителей, не допускающих нарушений в подаче тепла, электроэнергии и газа, практически монотопливным балансом и жесткими требованиями к надежности газоснабжения, как с позиций потребителей, так и с позиций энергетической безопасности региона;

Особенностями энергоснабжения Москвы, связанными с его теплофикационной основой, высочайшим уровнем централизации и концентрации производства тепла, избыточностью по производству электроэнергии;

Все обостряющейся проблемой обеспечения пикового спроса на ТЭР, что обусловлено изменением структуры энергопотребления, недостаточной обеспеченностью резервным топливом крупных потребителей газа, дефицитом в регионе пиковых и полупиковых электрических мощностей и имеющимися ограничениями по приему мощности из объединенной энергосистемы (ОЭС) Центра.

Генеральная схема энергоснабжения города Москвы разрабатывалась на основании утвержденных отраслевых схем:

Схема электроснабжения города Москвы на период до 2020 года (распределительные сети напряжением 6-10-20 кВ) (постановление Правительства Москвы от 14 декабря 2010 года N 1067-ПП).

В Генеральную схему включены данные актуализированной Схемы развития электрических сетей Московского региона напряжением 110 кВ и выше на период до 2020 года, разработанной ОАО "МОЭСК".

Генеральная схема энергоснабжения Москвы на период до 2020 года учитывает корректировку решений отраслевых схем, выполненную при их актуализации, и соответствуют актуализированным прогнозам энергопотребления и спроса на энергоресурсы, комплексно направлены на повышение энергоэффективности, надежности, экономичности энергоснабжения Москвы при выполнении требований к охране окружающей среды.

Генеральная схема анализирует реализацию мероприятий, вошедших в отраслевые схемы. Генеральная схема определяет и описывает основные направления государственной политики в сфере топливно-энергетического хозяйства и не регулирует деятельность организаций в данной отрасли. Решения о размещении объектов, планируемых к строительству организациями топливно-энергетического хозяйства, в соответствии с законодательством принимаются на основании Генерального плана города Москвы и отраслевых схем. При этом первоначально корректировке и актуализации подлежат отраслевые схемы тепло-, газо- и электроснабжения города Москвы, после чего актуализируются и корректируются данные, содержащиеся в Генеральной схеме.

Генеральная схема энергоснабжения описывает направления развития топливно-энергетического комплекса города на основе принципов Энергетической стратегии Москвы на период до 2025 года и ресурсной взаимоувязки технических решений Схем перспективного развития систем электро-, тепло и газоснабжения города.

Основная цель разработки Генеральной схемы - описать на основе комплексного подхода основные мероприятия и ожидаемые результаты от реализации решений отраслевых схем по следующим направлениям:

Развитие систем энергоснабжения Москвы для удовлетворения спроса на топливо и энергию динамично развивающейся экономики города;

Обеспечение надежного энергоснабжения потребителей с учетом повышенных требований столичного мегаполиса;

Снижение потерь топлива и энергии при производстве, транспорте и потреблении энергии как альтернатива строительству новых мощностей;

Создание нормативного аварийного и резервного запаса топлива;

Минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду;

Формирование эффективной инновационной технической политики в системах энергоснабжения и разработка согласованных вариантов и инвестиционных предложений по развитию систем энергоснабжения города;

Техническое перевооружение систем на основе современных технологий, оборудования и материалов, средств и систем управления;

Согласованное развитие систем газоснабжения города, Московского региона и Единой системы газоснабжения (ЕСГ), а также системы электроснабжения города с Московской энергосистемой и ОЭС Центра.

В работе выполнено научно-техническое и финансово-экономическое обоснование основных направлений и масштабов развития и технического перевооружения систем электро-, тепло- и газоснабжения города, обеспечивающих надежное, рентабельное и экологически приемлемое тепло-, электро- и газоснабжение по доступным для большинства потребителей ценам.

Генеральная схема включает следующие разделы:

1. Показатели социально-экономического развития, градостроения, энергетики и экологии в Генеральном плане города Москвы на перспективу до 2025 года. Рассмотрено влияние на энергетику города:

Фактических и перспективных показателей социально-экономического развития города;

Основных направлений территориального планирования;

Планируемых масштабов развития города в сопоставлении с фактическими данными за период 2005-2010 годов.

2. Современное состояние и проблемы энергоснабжения Москвы.

Рассмотрены и сопоставлены с нормативными индикаторами основные технические и экономические характеристики действующих систем энергоснабжения (генерирующих мощностей, тепловых, электрических и газовых сетей) города.

Проанализированы связи городских систем газо- и электроснабжения с региональными системами.

На основе эксплуатационных данных определены расчетные тепловые и электрические нагрузки потребителей города, а также их структура. Уточнены часовые и годовые расходы природного газа. Определены резервы мощностей энергоисточников города, а также основные проблемы развития систем тепло-, электро- и газоснабжения.

3. Тепло- и электропотребление Москвы на перспективу до 2020 года.

В соответствии с Генеральным планом города на перспективу до 2020 года (численность населения, объемы реконструкции и нового строительства жилых и нежилых зданий, масштабы реорганизации производственных зон и др.) и на основе требований федеральных норм к тепловой защите новых зданий проведен расчет тепловых и электрических нагрузок. Учитывалась также реализация энергосберегающих мер в соответствии с городскими программами энергосбережения. Определены годовые величины тепло- и электропотребления на перспективу до 2020 года с выделением 2010 и 2015 годов.

4. Перспективные направления развития энергоснабжения города, оптимизация систем энерго- и топливоснабжения в Генеральной схеме энергоснабжения Москвы.

Представлены основные решения по развитию и реконструкции на период до 2020 года генерирующих мощностей и систем теплоснабжения города, электрических сетей города напряжением 110 кВ и выше во взаимосвязи с развитием системы электроснабжения Московского региона, городских распределительных сетей 6-10-20 кВ, системы газоснабжения города во взаимосвязи с системой газоснабжения Московского региона.

Решения соответствуют актуализированным прогнозам энергопотребления и спроса на энергоресурсы. Их основой являются разработанные схемы энергоснабжения, а также необходимые корректировки в процессе их согласования, обсуждения и начавшейся реализации.

На перспективу до 2020 года разработаны балансы тепловых и электрических мощностей по районам, административным округам города Москвы и крупным энергоисточникам, исключающие дефициты мощностей. На основе утвержденной "Программы развития генерирующих мощностей города Москвы на период до 2020 года" и принятого развития электросетевого хозяйства разработан вариант обеспечения потребности города в тепле и электроэнергии, обеспечивающий дальнейшее развитие теплофикации и повышение надежности тепло- и электроснабжения.

На основе анализа программ ОАО "Газпром" по развитию системы газоснабжения Московского региона выполнена оценка ее функциональных возможностей. Определены перспективные часовые, суточные и годовые поставки природного газа потребителям Москвы и разработаны рекомендации по развитию системы газоснабжения города.

5. Эффективность энергосбережения, повышение надежности, энергетической и экологической безопасности ТЭК Москвы.

Оценены капитальные вложения и проведены расчеты экономической эффективности мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Определена очередность реализации данных мероприятий по сроку окупаемости капитальных вложений.

Представлены разработанные конкретные системные и локальные меры по повышению надежности тепло-, электро- и газоснабжения потребителей. Рассмотрены сверхнормативные аварии с временным аварийным выходом из эксплуатации каждой из Московских ТЭЦ, разработаны мероприятия по переключению нагрузок и ускоренному пуску водогрейных котлов ТЭЦ при системных авариях.

6. Основные показатели программ технического перевооружения и нового строительства топливно-энергетического комплекса Москвы в период 2011-2020 годов.

На основе ранее полученных величин тепловой нагрузки и прогнозируемой электрической мощности для каждого энергоисточника сформирован вариант модернизации, реконструкции и ввода нового оборудования на расчетный 2020 год. По варианту развития энергоисточников определены капитальные вложения, годовой расход топлива и основные технико-экономические показатели.

Представлены программы развития в период 2011-2020 годов: электро- и теплогенерирующих мощностей, тепловых сетей, системы электроснабжения, системы внешнего газоснабжения, городских газовых сетей среднего и высокого давления - с указанием объемов и стоимости работ на их реконструкцию и новое строительство.

7. Сводные показатели Генеральной схемы энергоснабжения Москвы.

Представлены сводные технико-экономические и экологические показатели развития систем энергоснабжения города Москвы.

8. Оценка перспектив развития энергоснабжения Москвы на территориях, рассматриваемых к присоединению.

Поскольку в настоящее время границы присоединяемых территорий находятся в стадии обсуждения, дана предварительная укрупненная оценка потребности новых территорий в тепловой и электрической энергии и природном газе.

В работе впервые в практике выполнения описания систем энергоснабжения:

Совместно рассмотрены и взаимоувязаны годовые, сезонные и суточные балансы потребления электроэнергии, тепла, природного газа и резервного жидкого топлива, что позволило стабилизировать годовой расход природного газа на уровне 2627 млрд.м и сократить расход резервного жидкого топлива на 30%;

Доказана возможность формирования неизбыточной по мощности и выработке электроэнергии структуры теплофикационных генерирующих мощностей Московского энергоузла с вводом полупиковых ГТУ ТЭЦ;

Показана принципиальная возможность ликвидации зоны недоотпуска тепла на отопление при температурах наружного воздуха ниже -22°С с поэтапным переходом теплоснабжающих систем на график отпуска тепла 130/50°С;

Выполнена оценка возможности применения сжиженного природного газа (СПГ) в энергетическом хозяйстве города Москвы.

В работе использованы материалы, предоставленные: Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департаментом капитального ремонта жилого фонда города Москвы, ОАО "Мосэнерго", ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (ОАО "МОЭК"), ОАО "Московская теплосетевая компания" (ОАО "МТК"), ГУП "МосгорБТИ", ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы", ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК"), ОАО "Объединенная энергетическая компания" (ОАО "ОЭК"), ОАО "Энергокомплекс", ГУП "Мосгаз", ГУП "Мособлгаз", ООО "Газпром трансгаз Москва", ОАО "Газпром регионгаз" и ООО "Мосрегионгаз".

Основные положения Генеральной схемы энергоснабжения города Москвы, изложенные в настоящем документе, являются кратким обобщением всей проделанной работы.

1. Показатели социально-экономического развития, градостроения, энергетики и экологии в Генеральном плане города Москвы на перспективу до 2025 года

1.1. Краткая характеристика социально-экономического состояния города

Город Москва - столица и крупнейший субъект Российской Федерации, занимающий территорию 108,1 тыс.га, из них 87,87 тыс.га - в границах Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), 20,23 тыс.га - за пределами МКАД. Москва и Московская область образуют Московский регион с едиными электроэнергетической и газотранспортной системами.

В Москве 10 административных округов, включающих 123 района (Законы города Москвы от 05.07.95 N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" и от 08.10.97 N 40-70 "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы").

В Москве на 01.01.2011 проживало 11551,9 тыс.чел. (7,4% населения страны). С 1990 года численность населения выросла на 1546 тыс.чел. Основное направление прироста - миграция. Прослеживается также увеличение рождаемости и уменьшение смертности.

В таблице 1.1 представлены данные о численности населения и о площади территории по городу в целом.

Таблица 1.1. Площадь территории и численность населения

Таблица 1.1

Показатель

Величина

Площадь территории, га

Население, тыс.чел.

Плотность населения, тыс.чел./км

Анализ социально-экономического развития Москвы свидетельствует о ее устойчивом развитии в период с 2000 по 2008 год. Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта (ВРП) составили 108%, промышленного производства 115,6%, реальных располагаемых денежных доходов населения 110,4%, инвестиций в основной капитал 106,7%.

В период 2000-2008 годов объем ВРП, произведенного в Москве, вырос на 192% (по России - на 172,4%). ВРП Москвы в 2008 году составил 8248652 млн.руб., что на 7,7% выше уровня 2007 года. По России индекс роста ВРП в 2008 году был 105,7%.

За 2005-2009 годы в структуре ВРП доля промышленного производства (обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) увеличилась с 15,0% до 18,1%, доля транспорта и связи также выросла - с 8,2% до 9,2%, доля торговли и услуг по ремонту снизилась с 44,4% до 33,0%.

Ввод в действие жилых домов увеличивался с 1990 года (с 2257 тыс.м) до 2007 года (4825 тыс.м). В 2008 году и 2009 году наблюдался спад объемов строительства - на 32,4% и на 17,2% соответственно. В 2010 году ввод в действие жилых домов увеличился на 19% к 2009 году и составил ~3700 тыс.м.

По данным ГУП "МосгорБТИ" общая площадь зданий города в настоящее время составляет 378,8 млн.м (таблица 1.2).

Таблица 1.2. Структура, количество и площадь зданий

Таблица 1.2

Наименование

Количество зданий, шт.

Общая площадь, тыс.м

жилых помещений

нежилых помещений

Москва, всего, в том числе

Жилые здания

Общественные здания

Промышленные здания

Более 70% площади приходится на многоэтажные здания, из них 52,8% составляют 5-15-этажные здания, 16,4% - 16-22-этажные здания. Доля высотных зданий (выше 75 м или более 23 этажей) порядка 2,4%, из них 28% расположены в Западном административном округе.

Доля малоэтажных зданий (1-4 этажа) составляет около 28,3%, их большая часть (17%) расположена в Центральном административном округе, что связано с сохранением исторического облика города.

Более 75% общей площади застройки города характеризуется хорошим и удовлетворительным состоянием. Ветхий фонд города, расположенный в основном в Центральном административном округе, составляет 2,1% от общей площади всей застройки, в том числе 1,3% - жилые здания.

Общая площадь зданий жилищно-коммунального сектора (ЖКС) составляет 344,2 млн.м, из них 62% приходится на жилые здания (39,8 тыс. строений), 38% - на общественные (64,1 тыс. строений).

Распределение общей площади зданий ЖКС города по административным округам представлено на рисунке 1.1.

Наибольшую долю (64,3%) общественные здания составляют в Центральном административном округе. По остальным округам распределение общественных и жилых зданий примерно одинаково и составляет, соответственно, 3035% и 7065%.

За последние десять лет в жилищно-коммунальном секторе в среднем вводилось 7 млн.м в год новых зданий (жилых и общественных), в том числе 4,4 млн.м жилых зданий. Начиная с 2008 года наблюдается спад строительства до 45 млн.м в год, в том числе жилых зданий - примерно до 3 млн.м в год.

Рисунок 1.1. Распределение общей площади зданий ЖКС города по административным округам

Средняя обеспеченность жилой площадью за период 2004-2010 годов увеличилась до 18,7 кв.м на человека и по-прежнему отстает от мировых стандартов.

На рисунке 1.2 представлена динамика изменения средних ежегодных приростов общей площади жилых зданий.

Рисунок 1.2. Динамика средних ежегодных приростов общей площади жилых зданий

Более половины жилых зданий было построено в период 1956-1985 годов (58,6%) при наиболее интенсивных темпах строительства в период 1966-1975 годов, когда средний ежегодный прирост составлял 5,1 млн.м и было построено 50,6 млн.м площади жилых зданий.

В производственных зонах и в районах жилищно-коммунального сектора города действует порядка 1100 промышленных предприятий. Более 80 производственных зон занимают территорию 15 тыс.га. Здесь размещено около 64% промышленных предприятий с площадью зданий и сооружений 30 млн.м.

1.2. Показатели социально-экономического развития, градостроения, энергетики и экологии в Генеральном плане города Москвы на период до 2025 года

Дальнейшее развитие города определено утвержденным Генеральным планом города Москвы на период до 2025 года (Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17), который базируется на следующих показателях и предпосылках развития города:

Численность населения на расчетный год - 11,212 млн. человек;

Увеличение общего фонда застройки города до 600 млн.м, в том числе жилищного фонда до 285 млн.м, но не менее чем до 260 млн.м, при средней жилищной обеспеченности 24 м/чел.;

Увеличение годового объема производства ВРП к 2025 году в 3,5 раза при среднегодовых темпах роста до 2015 года 67%, после 2015 года - 810%;

Среднегодовые темпы роста объемов промышленной продукции 1214%;

Совершенствование отраслевой структуры производства ВРП с опережающим ростом производства товаров над производством услуг;

Уменьшение доли территорий производственного назначения.

Основными задачами территориального планирования и пространственного развития города на период до 2025 года являются:

Комплексное развитие функционально-планировочной структуры территории города посредством формирования единой системы жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных образований, параметры и характеристики которых устанавливаются в соответствии с нормами и правилами градостроительного проектирования в городе Москве;

Развитие социальной инфраструктуры, административных, общественных и деловых объектов в объеме (от общих объемов строительства общественных зданий): до 57% - на общественно-деловых территориях, до 24% - на жилых территориях, до 17% - на производственных территориях и до 2% - на рекреационных территориях;

Обеспечение надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры.

В Генеральном плане Москвы определены основные показатели развития жилищно-коммунального сектора в период 2010-2025 годов, представленные на рисунке 1.3.

Прирост общей площади зданий ЖКС в период до 2025 года должен составить 137,64 млн.м, в том числе жилых зданий 71,7 млн.м с учетом сноса ветхих и аварийных в объеме 25,93 млн.м.

Рисунок 1.3. Динамика общей площади жилых и общественных зданий жилищно-коммунального сектора и приростов (сноса) общей площади зданий

Анализ фактических величин вводов общей площади зданий в 2007-2010 годах показал необходимость корректировки данных Генплана по приростам площадей жилых и нежилых зданий в 2011-2013 годах. При выполнении корректировки предполагалось, что к 2013-2014 годам темпы строительства восстановятся.

Скорректированные приросты общей площади зданий ЖКС в период 2010-2025 годов с учетом корректировки представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3. Скорректированные приросты общей площади зданий ЖКС

Таблица 1.3

Наименование округа, района

Приросты общей площади, тыс.м

2011-2015 годы

2016-2020 годы

Всего
2011-2020 годы

Город в целом, в том числе:

Жилые здания

Общественно-деловые здания

Прирост общей площади зданий ЖКС в период до 2020 года составит около 43,8 млн.м, в том числе жилых - 23,5 млн.м.

Общая площадь зданий на перспективу до 2020 года составит 459 млн.м, в том числе жилых - 285 млн.м (таблица 1.4).

Таблица 1.4. Общая площадь зданий ЖКС города

Таблица 1.4

Административный округ

Существующее состояние

Общая площадь зданий, млн.м

Жилищная обеспе-
ченность, м/чел.

Общая площадь зданий, млн.м

Численность населения, млн.чел.

Жилищная обеспе-
ченность, м/чел.

Всего Москва, в т.ч.

Жилые здания

Общественные здания

Развитие промышленного сектора рассматривалось в соответствии с Законом города Москвы от 26 мая 2004 года N 35 "Об особенностях использования земельных участков с целью сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы" , Комплексной программой промышленной деятельности в г.Москве на 2010-2011 годы (постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 161-ПП), а также с учетом положений и требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .

Для получения информации о реорганизации существующих производственных зон в промышленные зоны использовались постановления Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 836-ПП "О территориях промышленных зон города Москвы" и от 1 апреля 2008 года N 247-ПП "O территориях промышленных зон города Москвы (вторая очередь)" .

В соответствии с этими постановлениями предполагается создание 209 промышленных зон, включая:

160 промышленных зон (7,3 тыс.га), отвечающих современным градостроительным требованиям, на территории сложившихся 64 производственных зон;

49 дополнительных промышленных зон (0,5 тыс.га).

Освободившиеся территории (более 7 тыс.га) намечается использовать под застройку ЖКС и восстановление ландшафтно-рекреационных зон.

По выполненному ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" (2009 год) проекту планировки намечается развитие производственных зон "Подрезково" и "Планерная" Молжаниновского района с созданием специализированной производственной территории "Пром Сити Москва-Север".

Принятые в работе прогнозные значения макроэкономических показателей развития Москвы базируются на приведенных выше данных утвержденного Генерального плана города. В таблице 1.5 представлен прогноз динамики ВРП Москвы на период до 2025 года.

Таблица 1.5. Прогноз динамики ВРП

Таблица 1.5

Показатель

Объем ВРП*, млрд.руб.

Рост ВРП, % к 2009 году

________________

*Добавленная стоимость в сопоставимых ценах 2009 года.

Прогнозируется, что объем ВРП вырастет к 2020 году по сравнению с 2009 годом в 2 раза, к 2025 году - в 2,9 раза. Среднегодовые темпы роста ВРП к 2015 году достигнут 6%, после 2015 года составят 8-9%.

Основными направлениями развития энергоснабжения города в соответствии с Генеральным планом города Москвы являются:

Развитие, реконструкция и техническое перевооружение энергоисточников с заменой устаревшего оборудования и строительством новых энергоблоков, в том числе на базе газотурбинных технологий, повышение энергоэффективности при производстве энергии;

Сооружение децентрализованных источников энергоснабжения в многофункциональных городских центрах, на объектах промышленной сферы и др.;

Строительство новых тепломагистралей, увеличение объемов технического перевооружения действующих тепловых сетей и насосных станций, повышение энергоэффективности транспорта и распределения тепловой энергии;

Развитие распределительных сетей города на напряжении 20 кВ и постепенная ликвидация сетей напряжением 6 кВ;

Строительство и техническое перевооружение электроподстанций 110, 220, 500 кВ с ликвидацией шумовых зон;

Замена участков воздушных ЛЭП 110, 220, 500 кВ кабельными;

Использование подземного пространства для размещения энергетических объектов, включая электроподстанции 110-500 кВ, трансформаторные и распределительные подстанции 10-20 кВ;

Развитие внешних связей Московской энергосистемы с ОЭС Центра;

Развитие системы газопроводов высокого давления Р = 1,2 МПа и Р = 0,6 МПа;

Вынос КРП-13 на новую площадку;

Создание и широкое применение экологически чистых и эффективных технологий сжигания органического топлива, в том числе городских отходов.

Генеральным планом Москвы предусмотрены инженерно-технические мероприятия по охране окружающей среды, территорий и населения от опасных воздействий природного и техногенного характера.

При их реализации в период до 2025 года валовые выбросы в атмосферный воздух составят: в 2015 году - 830,9 тыс.т/год, к 2025 году - 651,9 тыс.т/год; в т.ч. выбросы от передвижных источников - 88,8% и 76,7% соответственно; валовые выбросы загрязняющих веществ к 2015 году снизятся на промышленных предприятиях на 25%, на объектах теплоэнергетики - на 20%.

2. Современное состояние и проблемы энергоснабжения Москвы

2.1. Характеристика энергоснабжения города

Энергоснабжение Москвы в основном обеспечивается мощными ТЭЦ и теплофикационными системами от них, созданными на базе самой крупной в России компании ОАО "Мосэнерго" (ТГК-3) по производству в едином технологическом процессе тепла и электроэнергии. Доля ОАО "Мосэнерго" составляет 6,3% электрогенерации Единой энергосистемы (ЕЭС) России, 4,6% производства тепла.

Другая крупная энергоснабжающая организация на территории Москвы - ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (ОАО "МОЭК"), обеспечивающая около 27% тепловой нагрузки города. К источникам ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МОЭК" подключено 87% тепловой нагрузки города, прочие источники обеспечивают 13% тепловой нагрузки.

В городе действуют также энергоисточники инвесторов, привлеченных в установленном порядке: ГТЭС "Коломенское" (ОАО "НафтаСиб Энергия"), ТЭЦ ЗИЛ (ОАО "АМО ЗИЛ"), ТЭС "Международная" (ООО "Ситиэнерго") и порядка 442* котельных различной ведомственной принадлежности, а также: экспериментальные ТЭЦ ВТИ и ТЭЦ МЭИ, пиковые ГТУ ОАО "Мобильные газотурбинные электростанции" на жидком топливе и четыре гидроэлектростанции.

________________

* Из 720 котельных, ранее размещенных в городе, в работе уточнены или подтверждены данные по 442 действующим котельным.

Строятся ГТЭС "Северный" (ЗАО УК "ДКМ-Инжиниринг"), ПГУ ТЭС "Кожухово" и ПГУ ТЭС "Терешково" (ООО "Россмикс").

Установленная мощность энергоисточников в 2011 году составила: электрическая - 11809 МВт, тепловая - 57835 Гкал/ч (включая областные ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27, расположенные на территории Московской области, но тепловую энергию поставляющие в основном в Москву). Установленная мощность энергоисточников, расположенных в границах города, 9439 МВт и 52363 Гкал/ч.

Единичные электрические мощности московских ТЭЦ достигают 1,8 млн.кВт, тепловые - 4900 Гкал/ч. Пять крупнейших ТЭЦ Москвы обеспечивают более 50% суммарной тепловой и электрической нагрузки города. Магистрали тепловых сетей диаметром 1200-1400 мм подают тепло в жилые районы с населением в сотни тысяч человек. В настоящее время на жителя Москвы приходится 2 м теплопроводов, что как минимум на 50% больше значений, соответствующих аналогичной плотности тепловых нагрузок.

Москва - единственный в мире столичный мегаполис, теплопотребление которого на 70%, а электропотребление почти полностью обеспечивается от ТЭЦ.

Основным топливом для энергетики Москвы служит природный газ.

Электроснабжение Москвы тесно связано с электроснабжением Московской области. Электрические сети этих двух субъектов РФ напряжением 110-750 кВ развивались как единый технологический комплекс и являются системообразующими для Московской энергосистемы.

Московская энергосистема по производству электроэнергии дефицитна (таблица 2.1). Генерацией же электроэнергии в Москве до недавнего времени обеспечивалось не только собственное электропотребление города, но часть электроэнергии передавалась за его пределы: до 20% в 2000-2004 годах, около 10% - в 2005-2007 годах.

Таблица 2.1. Баланс электроэнергии Московской энергосистемы и Москвы в 2005-2010 годах

Таблица 2.1

Электропотребление, млн.кВт*ч

Производство электроэнергии, млн.кВт*ч

Дефицит (-), избыток (+),
млн.кВт*ч

в том числе Москва

в том числе Москва

в том числе Москва

Московская энергосистема входит в состав ОЭС Центра и имеет связи с другими энергосистемами по линиям электропередачи 750, 500 и 220 кВ (рисунок 2.1).

В рассматриваемом периоде энергосистема была дефицитна и по мощности. Сальдо-переток в систему по данным ОАО "ПИ и НИИ Энергосетьпроект" в 2005 году составлял 1072 МВт, в 2006 году - 2156 МВт, в 2007 году - 1857 МВт, в 2008 году - 1983 МВт, в 2009 году - 2487 МВт. Основные поставщики мощности в Московскую энергосистему - Калининская АЭС, Конаковская ГРЭС (Тверская энергосистема) и Рязанская ГРЭС.

Электрические сети Московской энергосистемы напряжением 500 кВ и выше эксплуатируются Московским предприятием магистральных электрических сетей филиала ОАО "ФСК ЕЭС", входящим в состав МЭС Центра.

На уровне напряжений 35-110-220 кВ энергосистему обслуживает ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК"), ОАО "Объединенная энергетическая компания" (ОАО "ОЭК") и МЭС Центра.

Распределительная система электроснабжения города напряжением 6-10-20 кВ находится в ведении ОАО "МОЭСК".

Рисунок 2.1. Внешние электрические связи энергосистемы Московского региона

Москва - крупный потребитель котельно-печного топлива (КПТ) (таблица 2.2). На одного жителя в городе расходуется около 3 т.у.т. в год.

Таблица 2.2. Годовые объемы потребления КПТ в 2010 году по направлениям использования

Таблица 2.2

Потребитель

Потребление котельно-печного топлива, тыс.т у.т.

природный газ

Котельные

Непосредственное потребление

Примечание. Потребление КТП указано с учетом областных ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27.

Начиная с 2002 года, потребление газа в Москве оставалось на уровне 28 млрд.м в год или немного его превышало (с учетом ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27).

Около 95% газа природного газа расходуется на производство тепла и электроэнергии. Основным потребителем газа являются ТЭЦ ОАО "Мосэнерго", на долю которых приходится до 76% от потребления газа в городе. В 2010 году в Москву было поставлено 29479 млн.м природного газа (таблица 2.3).

Таблица 2.3. Потребление природного газа в Москве в 2005-2010 годах, млн.м

Таблица 2.3

Потребитель

Котельные

Непосредственное потребление

Всего - Москва с ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27

Всего - Москва - без ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27

Основным потребителем природного газа в Москве являются ТЭЦ ОАО "Мосэнерго", на долю которых приходится до 87% от потребления газа в городе.

Природный газ подается в Москву из системы газоснабжения Московского региона, единой для Москвы и Московской области и одной из крупнейших в России.

В многоуровневой системе поставок газа потребителям Москвы задействованы многие газовые компании (рисунок 2.2): Единая система газоснабжения страны - ЕСГ (ОАО "Газпром", включая ООО "Газпром ПХГ"); региональная газотранспортная система (ООО "Газпром трансгаз Москва"); региональная система газораспределения (Московский областной филиал ОАО "Газпромрегионгаз"); городская система газораспределения (ГУП ГХ "Мосгаз"). Некоторым потребителям Москвы газ поставляет также ГУП МО "Мособлгаз".

Узнайте, какие нужны документы на РВП для граждан Казахстана и как им получить РВП? Что нужно для РВП в РФ гражданам Казахстана — ответы специалистов.

Документы на РВП для граждан Казахстана нужно подавать, если требуется подтвердить право на временное проживание на территории того или иного государства. Обычно РВП действует до тех пор, пока не получено само гражданство, либо вид на жительство.

Общий срок действия составляет максимум три года. На этот же срок нужно пройти регистрацию по настоящему месту жительства. Тогда при каждом повторном пересечении Российских границ не нужно будет заниматься оформлением миграционного учёта.

При наличии определённых оснований граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут подавать на гражданство РФ без РВП. Чтобы оформить само разрешение, нужен будет заграничный паспорт, который ещё действует на срок, не менее трёх лет. Кроме того, понадобится предоставить и свидетельство о рождении. В РФ собираются все остальные документы.

Если есть основание, то РВП можно получить и без квоты. Например, наличие хотя бы одного родителя из России, нуждающегося в дополнительном уходе или детей-россиян в возрасте 18 лет и старше при том, что сам заявитель признан недееспособным. Без квоты разрешение выдаётся и в том случае, если есть ребёнок-россиянин, не достигший возраста 8 лет. Кроме того, документ можно получить, если супруг или супруга имеет соответствующий статус. Серьёзным основанием считается и рождение на территории РСФСР.

Какие нужны документы на РВП для граждан Казахстана

От попадания в квоту зависит то, насколько сложным будет получение РВП для граждан Казахстана. Какие нужны документы в 2015-2016 году? Общие требования остались теми же, что и раньше. Понадобятся три справки по инфекционным заболеваниям, от нарколога и по ВИЧ-инфекции. Не обойтись без двух фотографий и паспорта. Размер фотографий – три с половиной на четыре с половиной сантиметра.

Если у кого-то получается обойти квоту, то предоставляются документы, доказывающие возможность получения разрешения без её учёта. Что нужно для РВП в РФ гражданам Казахстана? Возможно, понадобится ещё свидетельство о браке. Наличие русскоязычных супругов с гражданством – весомый повод для упрощения данной процедуры.

Оформляется само разрешение в форме отметки на одной из страниц документа, удостоверяющего личность. Свидетельство участника государственной программы поможет доказать, что тот или иной человек может получить разрешение на временное проживание без учёта квоты. Для некоторых государств вводится ещё консульский сбор, квитанция о его выплате даётся после передачи всех необходимых документов. Наконец, после получения разрешения каждый год государственным органам нужно доказывать, что человек действительно находится на территории государства.

О том, как получить РВП в России гражданам Казахстана в 2019 году читатель узнает из этой статьи. Разрешение на временное проживание (далее – РВП) предоставляет казахстанцу право находиться на территории России на законных основаниях в течение 3 лет, осуществлять трудовую деятельность. Рассмотрим процедуру получения РВП, перечень документов, которые необходимо предъявить казаху для его оформления, процесс подачи документов, срок действия разрешения, порядок подтверждения проживания и иные связанные с получением российского РВП гражданами Казахстана вопросы.

Процедура получения РВП для граждан Республики Казахстан с 1 января 2019 года не изменилась. Как и ранее, процесс регулируется законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее – Закон).

Напомним, что в 2018 году начал действовать новый Административный регламент МВД о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание (далее – Регламент), утвержденный Приказом МВД от 27.11.2017 № 891. Его приняли совсем недавно, в конце 2017 года, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы (ФМС) переданы МВД. Соответственно старый регламент привели в соответствие с этими изменениями, не изменив суть процедуры. Единственное значимое изменение в новом регламенте для казахстанцев – новые бланки заявлений на РВП (Приложения № 2 и 3 к Административному регламенту).

Процедура получения РВП гражданином Казахстана (как и Узбекистана, Украины, иных стран бывшего СССР, с которыми у России введен безвизовый режим) складывается из следующих основных этапов:

  • сбор документов для получения РВП для граждан Казахстана. Их перечень зависит от оснований его получения (по квоте или вне квоты);
  • подача гражданином Казахстана заявления с перечнем необходимых документов на РВП в региональные или районные территориальные отделы МВД по вопросам миграции;
  • получение уведомления о принятом решении о предоставлении разрешения на временное проживание казахстанцу или мотивированного отказа в предоставлении такового;
  • получение готового РВП в России казахстанцем в уполномоченном органе;
  • подтверждение проживания на территории России в период действия разрешения.

Регламентом дополнительно предусматриваются такие административные процедуры, осуществляемые должностными лицами уполномоченного органа, как проверка соответствия заявления установленной форме и документов на РВП для граждан Казахстана в 2019 году требованиям законодательства, запрос необходимых документов и сведений в рамках межведомственного взаимодействия.

Уполномоченный орган. Порядок подачи документов

Государственным органом Российской Федерации, уполномоченным на прием и рассмотрение документов для РВП для граждан Казахстана, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона является территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

После упразднения Федеральной миграционной службы (ФМС), в которую ранее направлялся перечень документов на РВП от граждан Казахстана, Указом президента от 05.04.2016 № 156 функции миграционного органа были переданы Министерству внутренних дел. Для этого специально было создано Главное управление МВД по вопросам миграции (далее также ГУВМ).

Кроме того, РВП может быть оформлено дипломатическим учреждением России, находящимся в Республике Казахстан. Получение РВП России для граждан Казахстана в этом случае возможно как в посольстве РФ, так и в одном из консульских учреждений государства. Соответственно, заявление со всеми бумагами из списка документов на РВП для граждан Казахстана может быть подано непосредственно в Казахстане. Там же может быть получено готовое разрешение, при принятии положительного решения о его выдаче.

Заявление и иные документы для получения РВП гражданами Казахстана подается совершеннолетним иностранным гражданином или лицом, не имеющим гражданства ни одного из государств мира (достигшим возраста 18 лет) при личном визите в один из указанных уполномоченных органов.

Ч. 2.1 ст. 6.1 Закона и Регламентом предусматривается также возможность электронного направления указанных бумаг, однако на практике данная процедура в настоящее время не реализована. Связано данное несоответствие отсутствием технической возможности на переходный период передачи функций миграционного органа от ФМС к МВД и регламентными работами на сайте госуслуг.

Необходимые документы для получения разрешения по квоте, в общем порядке

Административный регламент в п. 28 определяет, какие документы нужны гражданину Казахстана в 2019 году для получения РВП по общему правилу. При наличии особых условий (несовершеннолетие, недееспособность или ограниченная дееспособность, право на получение РВП вне квоты) перечень документов несколько отличается от общего, о чем расписано в п.п. 29-37 Регламента.

Для получения РВП РФ в 2019 году по квоте совершеннолетнему казахстанцу надлежит предоставить в УВМ МВД РФ:

  • заявление установленной Приложением № 2 Регламента формы, заполняемое по установленным правилам совершеннолетним казахстанцем в двух экземплярах;
  • удостоверение личности гражданина Казахстана (как правило, его паспорт);

  • подтверждение отсутствия судимости (которое оформляется Министерством внутренних дел Казахстана и имеет срок действия 3 календарных месяца);


  • подтверждение владением русским языком, базовыми знаниями российской истории и законодательства (таковым для казахстанцев может служить как специальный сертификат, так и документ об образовании, полученном в СССР и современной России).

Потребуется также нотариальный перевод документов, составленных не на русском языке.

Получение РВП гражданами Республики Казахстан в упрощенном порядке

Граждане Казахстана в 2019 году вправе оформить РВП в упрощенном порядке, без квоты, по основаниям, предусмотренным Законом № 115 (ч. 3 ст. 6).

В этом порядке разрешение может быть оформлено в следующих случаях:

  1. Заявитель подпадает под действие программы содействия добровольному переселению соотечественников;
  2. Казахстанец относится к одной из категорий иностранцев, обозначенных в ч. 3 ст. 6 Закона, разрешение на временное проживание которым выдается вне квот, установленных правительством.

Оформление РВП России гражданину Казахстана в упрощенном порядке по программе переселения осуществляется в том случае, если гражданин Республики Казахстан имеет официально подтвержденный статус участника этой государственной программы.

Помимо основных документов для получения РВП по программе переселения из Казахстана в Россию заявителю необходимо приложить свидетельство участника программы установленного Постановлением Правительством РФ от 28.12.2006 № 817 образца, выданное компетентным органом (ГУВМ МВД РФ, ФМС РФ, консульскими или дипломатическими учреждениями РФ). Получение разрешения в этом случае осуществляется помимо предусмотренных квот.

Квотирование. Получение РВП вне квоты гражданами Казахстана

По общему правилу ч. 1 ст. 6 Закона чтобы гражданину Казахстана сделать РВП, необходимо наличие квот, количество которых ограничено. Распоряжениями Правительства России ежегодно устанавливается предельное количество разрешений на временное проживание в РФ, которое может быть выдано иностранным гражданам и лицам без гражданства. На 2019 год размер квоты установлен Распоряжением Правительства от 15.11.2018 № 2496-р.

В то же время ч. 3 данной нормы установлены категории иностранцев, которые могут получить разрешение без учета квоты. Так, граждане Казахстана могут претендовать на получение РВП в упрощенном порядке помимо участия в программе содействия добровольному переселению в следующих случаях:

  • если гражданин Казахстана родился на территории России или бывшей РСФСР;
  • при наличии детей с гражданством России при условии, что мигрант не является трудоспособным;
  • если казахстанец является ребенком нетрудоспособного россиянина;
  • когда гражданин Казахстана является супругом российского гражданина/гражданки, постоянно проживающих в стране;
  • когда казах выступает инвестором, осуществивший вложения в российскую экономику достаточных размерах, определяемых Правительством;
  • если казах является военнослужащим российской армии (но только на период прохождения службы по контракту);
  • если ребенок мигранта состоит в гражданстве РФ.

Указанный перечень не является исчерпывающим, т.к. сам Закон предусматривает иные случаи и устанавливает, что и другими нормативными правовыми актами могут быть установлены дополнительные случаи упрощенного получения РВП вне квоты.

Для того чтобы воспользоваться предусмотренной законом льготой необходимо представить документ, подтверждающий соответствующий статус, будь то свидетельство о рождении на территории РСФСР, свидетельство о рождении ребенка и его российское гражданство вместе с подтверждением нетрудоспособности, и т.д.

Государственная пошлина. Сроки рассмотрения документов

Получение РВП для граждан Казахстана в 2019 году связано с определенными денежными тратами, наиболее очевидной из которых является государственная пошлина за предоставление данной услуги. Размер обязательного государственного платежа в этом случае установлен п. 22 ч. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса и составляет 1600 рублей.

Оплата пошлины является обязательным условием не только выдачи РВП для граждан Казахстана, но и рассмотрения представленных документов. Предъявление квитанции об уплате данного платеже не является обязательным, поскольку данные сведения территориальный орган ГУВМ могут быть получены в органе федерального казначейства в рамках межведомственного взаимодействия. Отсутствие оплаты является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении разрешения на временное пребывание в РФ.

Требования к фотографиям

Помимо указанных документов для получения разрешения на временное проживание гражданину Казахстана в 2019 году необходимо предоставить две свои фотографии, вклеивающиеся на заявление, выполненные с учетом следующих требований:

  • их размер составляет 3,5 см. в ширину и 4,5 см. в высоту;
  • выполняются в черно-белом или цветном исполнении;
  • лицо заявителя располагается в анфас;
  • изображение должно быть четким, не размытым, не смазанным;
  • в головном уборе можно фотографироваться лишь тогда, когда это обязывают делать заявителя религиозные убеждения;
  • при фотографировании в головном уборе он не должен закрывать лица;
  • носящие регулярно очки заявители на фотографиях должны быть изображены в них;
  • очки не должны иметь затемнений, от них не должно быть бликов.

Регламент отдельно оговаривает, что непосредственное фотографирование может быть произведено и при подаче документов в подразделения МВД по вопросам миграции, но о технической возможности совершения данных действия необходимо уточниться заранее, например, по телефону.

Срок рассмотрения документов и срок действия РВП. Порядок подтверждения проживания

Сроки, отведенные МВД на рассмотрение заявления на РВП для граждан Казахстана с пакетом необходимых документов и выдачу разрешения, определяются ч. 4 ст. 6 Закона. Максимальный срок составляет 6 календарных месяцев. После истечения данного периода времени заявитель гарантированно должен получить разрешение или письменный отказ в его предоставлении.

Период действия разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации устанавливается в ч. 1 ст. 6 Закона № 115 и составляет 3 календарных года, что означает возможность гражданина Казахстана жить и трудиться на территории РФ (конкретного ее субъекта) на законных основаниях сроком до 3 лет.

Следует отметить, что трудиться в России казахстанец с РВП может только в рамках одного ее субъекта, где он зарегистрирован. В силу ч. 9 ст. 6 Закона № 115 казаху необходимо ежегодно подтверждать факт своего проживания на территории РФ.

В течение двух месяцев, после окончания года следующего за очередным (или первым) годом действия разрешения, гражданин Казахстана должен явиться в территориальный орган ГУВМ и подать соответствующее уведомление. Например, если РВП получено 1 марта 2019 года, то уведомление необходимо представить в МВД до 1 мая 2020 года. Форма данного уведомления утверждена Постановлением Правительства от 17.01.2007 № 21.

Вместе с уведомлением обладателю РВП необходимо представить документ, являющийся доказательством наличия доходов данного лица. Таким документом может служить и копия ежегодной налоговой декларации, которую казахстанец представлять сам не обязан, а миграционный орган запрашивает ее сам в рамках межведомственного взаимодействия путем направления запроса.

В редких случаях, когда обстоятельства пропуска срока подачи уведомления носят уважительный характер, оно может быть направлено в МВД в срок до полугода с момента окончания каждого года владения РВП. Но в этом случае казахстанцу также потребуется подтвердить документально уважительность причин пропуска установленного законом срока.

В заключение статьи отметим, что разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации гражданами Казахстана получается по общим основаниям, установленным Регламентом, в пределах определенной Правительством на тот или иной год квоты. Однако, в специально оговоренных случаях казахстанцы могут претендовать на получение РВП в упрощенном порядке, т.е. вне пределов установленных квот. Заявителями по упрощенному порядку являются как участники государственной программы содействия переселению, так и иные граждане, подпадающие под предусмотренные законом условия.