Основные обязанности человека и гражданина. Что такое единая шенгенская виза

Наши права и обязанности .

Подготовил: воспитатель КГУ «Мичуринский детский дом»

Казыбаева Ляззат Ергановна

Цели: - ознакомить воспитанников с правами детей (Конвенция о правах ребенка);
- формировать понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции;
- формировать систему правовых знаний;
- воспитывать правовую культуру воспитанников и чувство причастности к международному мировому сообществу;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование:

Адаптированный текст Конвенции прав ребенка;
- иллюстрации к сказкам с заданиями;
- бумага для записей и рисунков, фломастеры;
- памятка «Важные правила»

Ваши права

С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей.

Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому тема нашего классного часа «Ваши права».

Сегодня я предлагаю вам не просто побеседовать о ваших правах и обязанностях, а поиграть, посоревноваться друг с другом. Для этого вы разделились на две команды «Права» и «Обязанности». Надеюсь. что работать вы будете дружно и слаженно. За каждый правильный ответ команды будут получать жетон, а в конце классного часа мы определим победителя.

Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, обратите внимание на таблицу, в которой представлен список потребностей 4-хмесячного ребенка и 14-летнего подростка.

Потребности 4-х месячного ребенка

Потребности 14-летнего подростка

имя

уход

медицинская помощь

питание

ласка, любовь

забота

защита

родители, семья

жилище

образование

друзья, общение

творчество

свобода слова

свобода мысли

поддержка родителей

собственность

(плюс потребности 4-х месячного ребенка)

Ответьте на вопрос: как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).

Так и с правовым статусом ребенка – права остаются те же, а обязанности и ответственность с возрастом возрастают.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах человека. Познакомимся с перечнем прав ребенка. Согласно определению, данному в Конвенции, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Правовой статус ребенка – это его права, обязанности, ответственность от рождения до достижения совершеннолетия.

Основные права детей:

Гражданские права и свободы детей:

Право на имя и гражданство
- право на защиту жизни, чести, достоинства
- право на свободу мысли, совести и религии
- право на свободу выражения мнения.

Права детей в семье:

Право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)
- право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей

Права детей на выживание и развитие:

Право на жизнь
- право на достойный уровень жизни
- право на охрану здоровья
- право на получение медицинской помощи

Права детей на учебу и отдых:

Право на образование
- право на получение информации, способствующей всестороннему развитию
- право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества

Права детей на особую защиту:

От любого вида опасности или насилия
- от похищения и торговли людьми
- от эксплуатации детского труда
- от злоупотребления наркотиками.

1 задание. Правовые пиктограммы

Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание.

Задание: «зашифровать» предложенную статью Конвенции. Угадать, о каком праве идет речь.

(1 группа – Досуг и отдых. Право на игру и участие в развлекательных и культурных мероприятиях.

2 группа – Охрана здоровья. Право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи)

2 задание. Работа по группам с иллюстрациями к сказкам.

Задание: ответьте на вопросы к иллюстрациям.

1 группа

(рисунок 1- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»):

1. Кто нарушает право?

2. Какое право нарушено в этой сказке?

а) право на жизнь

б) право на получение образования

в) право на владение имуществом

(рисунок 2 – «Лягушка путешественница»)

1. Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

а) право на свободное перемещение

в) право на труд

2. Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?

3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право?

а) в пределах болота

б) в пределах страны

в) без ограничения

2 группа

(рисунок 1 – «По щучьему велению»)

1. Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке:

а) право на собственность

б) право на защиту от жестокого обращения

в) право на охрану здоровья

2. Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

3. Какое право нарушил Емеля?

а) право на владение имуществом

б) право на свободу выражения мнения

в) право на защиту от жестоких, унижающих человеческое достоинство видов обращения

(рисунок 2- «Заяц и лиса»)

1. Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

а) право на жизнь

б) право на неприкосновенность жилища

в) право на справедливый суд

2. Кто нарушает это право?

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

3 задание. Составление таблицы

Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Команды отвечают по очереди.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Завтракал, обедал

Смотрел телевизор

Сходил в школу

Право на отдых и здоровье

Право на здоровье

Право на доступ к информации и СМИ

Право на образование

4 задание. Закончите предложения:

1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на … (личную неприкосновенность)

2. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на … (неприкосновенность жилища).

3. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд) .

4. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь) .

А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.

Сценка «Чужое письмо»

(девочки с портфелями)

Ты пойдешь на физкультуру?

Нет, я освобождена. (все уходят, девочка начинает рисовать)

Ой, резинки то нет. У кого же взять? У … посмотрю.

(Роется в портфеле. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит …)

Ты почему открыла мой портфель? А почему читаешь мое письмо?

А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

Вы правы, на лицо нарушение права частной собственности, права на невмешательства в личную жизнь.

Вывод: мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам.

Вопрос: какие обязанности должен выполнять каждый ребенок?

Давайте проверим все ли обязанности мы с вами перечислили:

Обязанности детей:

Каждый ребенок обязан:

Слушаться родителей или лиц их заменяющих
- принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны
- получать основное общее образование
- соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
- уважать права и культурную самобытность других лиц.

Какую обязанность не выполнила девочка? (уважать права других людей)

Ответственность детей:

Каждый ребенок несет ответственность:

Перед своей совестью
- перед родителями или лицами их заменяющими
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.

Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:

Исключение из школы
- возмещение причиненного вреда
- уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность

Итак, давайте подведем итоги нашего разговора:

1. Какой документ защищает ваши права? (Конвенция ООН о правах ребенка)

2. В Конвенции о правах ребенка перечислены только права. Это верно? (нет, также обязанности и ответственность детей)

3. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете прав права других людей)

4. Что порождает каждое право? (обязанность)

Выводы:

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломам, участников –благодарностями; раздать памятку)

И в заключении предлагаю вам послушать стихотворение Расула Гамзатова «Каждый выбирает для себя» и поразмышлять, какой путь выбрали бы вы.

«Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею-

Каждый выбирает для себя.

Тема:

«Я- гражданин и ученик»

Воспитатель: Казыбаева Л.Е.

С.Мичурино2013г

Игра

«Умники и умницы»

Воспитатель: Казыбаева Л.Е.

С.Мичурино 2013г.

Методическая разработка занятия для подростков позволяет в интересной и занимательной форме повторить с воспитаниками знания о правах и обязанностях. Использование произведений живописи, отрывков литературных произведений способствует расширению кругозора учащихся, воспитывает интерес к культурному наследию России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему:

«Знай свои права и обязанности»

Цель: закрепление знаний воспитанников прав и обязанностей.

Задачи:

  • В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах ребенка, отраженных во всемирной декларации прав человека: право на жизнь, имя, семью, питание, лечение, образование, на отдых, право на свое мнение и обязанностях через знакомство воспитанников с произведениями живописи русских и зарубежных художников.
  • Воспитывать теплое и доброе отношение воспитанников друг к другу, к окружающим.
  • Учить вести диалог, свободно высказывать свое мнение, грамотно отвечать на поставленные вопросы, правильно строить предложения

Словарная работа : декларация прав человека, права и обязанности. Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение (группа «Непоседы» - «Я, ты, он, она – вместе целая страна…»).

Ход занятия

  1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.

Воспитатель : Добрый день, дорогие друзья. Сегодняшнее наше занятие мне хотелось бы начать с чтения стихотворения:

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза, дети высказывают свое мнение)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

Итак, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? (дети отвечают) Как это ни странно, но сегодняшнее занятие посвящено вам – детям, и мы поговорим с вами о правах и обязанностях.

«Есть много книг на свете

Вы видите сегодня эту:

Здесь о правах идет рассказ,

Защите детства и о вас.

Таких веселых, озорных,

О том, как жить и поживать

Добро творить, а зла не знать»

Дети, вы узнали эту книгу? Как она называется? Декларация прав ребенка (утверждена в 1959г.). В 1989г. Комиссия ООН по правам человека приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1996г. было принято решение 20 ноября отмечать как день прав ребенка. Детям посвящен и другой праздник – Международный день защиты детей.

Воспитатель: Декларация прав ребенка – это документ, который принят во многих странах мира, где заботятся о детях, где взрослые хотят, чтобы дети росли свободными и уверенными в том, что их права защищены, а сами ребята помнили о своих обязанностях перед другими людьми.

Давайте порассуждаем: как вы понимаете, что такое права, права человека? (Это правила, по которым мы живем).

Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Права человека – это основные нормы, без которых люди не могут жить достойно.

  1. Основная часть. Права и обязанности детей.

Воспитатель : Обратите внимание на картину художника Альвизе Виварини «Мария с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Иеронимом».

Что вы видите?

Дети: Человек родился.

Вопрос: На что он имеет право? (На жизнь! На имя!) Но так думали не всегда. В древнегреческом государстве Спарте, которое славилось своими непобедимыми воинами, каждого новорожденного мальчика осматривали: крепкого, здорового оставляли жить, слабого, больного бросали со скалы. Как вы думаете, правильно ли поступали жители Спарты? (ответы детей).

Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился хилым, болезненным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и, наконец, победил болезни. Он стал умным и талантливым полководцем. В военных походах А.В.Суворов переносил все тяготы наравне с простыми солдатами, по его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

Вопрос: Какой документ получает человек при рождении? Свидетельство о рождении. Вот посмотрите, такой документ есть у вас у всех. (Показывает настоящий документ.) И там записано ваше полное имя. Назовите свое полное имя.

Вопрос: Что еще записано в документе кроме вашего имени?(Ответы детей.) Где родился, когда и кто ваши родители.

Воспитатель: Назовите полное имя, отчество своих родителей.

(дети получают цветную карточку за ответы).

Литературная минутка : чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (царица приказывает Чернавке убить царевну. Обсуждение).

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на этой картине? (выставляет картину И.М. Прянишникова «Дети на рыбалке»). А вы отдыхаете? Значит, на что вы имеете право? (На отдых). О чем вы не должны забывать, имея право на отдых? Не мешать, другим отдыхать, уважительно относиться к другим людям. А если кто-то вам мешает отдыхать, он о чем забыл? О своих обязанностях.

Правильно, ведь имея права, вы не должны забывать и о своих обязанностях.

Воспитатель: Вы появились на свет и нуждаетесь в заботе, опеке, защищенности, хороших взаимоотношениях. Расскажите, как о вас заботятся ваши воспитатели? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, вы имеете на все это законное право. Но разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях. Обязанности неразрывно связаны с правами.

Обратите внимание на картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (известное извержение вулкана в 79 г. н. э. и разрушение города Помпеи).

Как можно проследить тему заботы, любви? (двое юношей несут на руках своего престарелого отца, спасая его из зоны, атакуемой вулканом. Ни один из них не поддается всеобщей панике, а каждый осознанно выполняет свой сыновний долг). Это и восхитило А.С. Пушкина, и в 1834 году он проиллюстрировал именно этой сценой написанное по случаю стихотворение.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

Вопрос: Как, вы должны относиться к своим воспитателям?

Разговор о домашних обязанностях

У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. А у кого из вас есть свои обязанности в группе? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют в группе.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

  • Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение,работоспособность, продлевает жизнь.
  • Можно помочь вымыть пол, протереть пыль.
  • Если насорили, соберите мусор, подметите пол.
  • Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

  • Вымойте за собой посуду.
  • Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

  • Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
  • Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте
    пуговицу.
  • Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики,удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые,просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
  • Умейте постирать носовой платок, носки.
  • Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришитьпуговицы.
  • Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайтеее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
  • Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для
    уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Воспитатель: В Конвенции прописано, что никто не имеет права издеваться над детьми, похищать их, заставлять выполнять непосильную работу. Обратите внимание на картину Перова «Тройка». Что изображено на картине? (непосильный труд детей, эксплуатация детского труда). Всмотритесь в лица детей. Что вы можете сказать? (дети усталые, изможденные трудом).

Скажите, а те моменты, когда вам дают какое-либо трудовое поручение, являются ли эксплуатацией вашего труда? (нет, в этом случае можно сказать, что мы обязаны оказывать помощь взрослым – это наша обязанность).

Дети, посмотрите, на эту картину? (Доктор, осматривает больного).Что вы видите? Какое право вы имеете? (на медицинское обслуживание) Как, вы понимаете это право, объясните? (Когда заболеем, идем к врачу, где выписывают лекарство для лечения)

Вопрос : Что требуется от вас, имея право на медицинское обслуживание?

(По необходимости терпеливо принимать горькие лекарства, оберегать свое здоровье, уважать труд взрослых, воспитанно вести себя на приеме у врача).

Что нужно, чтобы сберечь свое здоровье? (Есть здоровую полезную пищу, пить чистую воду, дышать чистым воздухом, заниматься спортом).

Воспитатель обращает внимание на картину с изображением школы, учеников.

Дети, вы на сегодняшний день ученики, учащиеся. Какое право вы имеете? (на бесплатное образование) Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие именно? (слайд).

Задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?» (непонимание учителями, воспитателем, будут конфликты, ссоры, замечания в дневнике, отсутствие уважения: нет счастья).

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что здесь вы видите? Семья.

Вопрос: Что такое в вашем понимании семья?

Вопрос: Да, без семьи очень трудно жить человеку, ведь в семье вас любят, заботятся о вас, помогают и защищают.

Расскажите пословицы о семье:

1.Родительское сердце – в детках.

2.При солнышке тепло – при матушке добро.

3.Не нужен и клад, если в семье лад.

4.Вся семья вместе и душа на месте.

5.Согласная семья – самая счастливая.

Вопрос : Как вы, понимаете, «согласная семья – самая счастливая».

Ответы детей. Все члены семьи живут дружно в согласии.

(Дети получают карточку8.)

Назовите качества самой дружной семьи:

Ответы: любовь, дружба, доброта, сочувствие, вежливость, взаимопонимание.

Молодцы!

Игровая часть. Литературная гостиная. (вопросы по литературным произведениям)

  1. Какое право было нарушено в сказке «Золушка»? (никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, каждый человек имеет право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск).
  2. Вспомните сказку «Снежная королева». Какие права детей были нарушены? (каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Рабство и работорговля запрещается во всех видах).
  3. Сказка «Гадкий утенок». (Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению. Все люди равны перед законом).

(Дети идут в центр комнаты, где стоит необычный сундучок, а внутри зеркало)

Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется:

«Кто самый важный на Земле?»

Послушайте правила этой игры. Вы должны по очереди подойти к сундучку, заглянуть в него, но другим не говорить, пока все не посмотрят, что вы там увидели и молча встать на свое место.

Так, кто же самый важный человек на земле?

Вывод: Все мы вместе самые важные на нашей Земле и нужны друг другу.

Звучит музыка: «Я, ты, он, она – вместе целая страна…

(В это время дети рисуют общий позитивный рисунок)

3.Заключение

Дети, а кто же защищает наши права? Семья, президент, воспитатели.

Воспитатель : Страна наша большая и красивая, сильная, мирная и мы верим своему правительству во главе с президентом, где охраняются и защищаются ваши права.

Ребенок : « Как хорошо, что есть права

Закон нас строго охраняет

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают,

Чтоб нас никто не смог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Но наряду с правами мы должны всегда помнить и о своих обязанностях.


Продолжаем неторопливое и вдумчивое изучение ключевых положений научного макета новой Конституции России , предлагаемого российскому народу Центром научной политической мысли и идеологии. На очереди - права и обязанности человека и гражданина России.

Эта тема крайне политизирована и оболгана либеральной парадигмой. В предложенной Конституции права человека очищаются от наносного и принимают вид естественный и традиционный - то есть в связке с обязанностями.

Глава 5. Права и обязанности человека и гражданина в России
Статья 19. Основы регулирования прав и обязанностей человека и гражданина

1. Права и свободы человека и гражданина в России связаны с его обязанностями и ответственностью как члена общества.

2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Государство ответственно за признание, соблюдение и защиту, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Порядок исполнения обязанностей и несения ответственности каждым человеком устанавливается законодательством России.

4. В России не принимаются (не издаются) правовые акты, отменяющие или умаляющие высшие ценности России, права и свободы человека и гражданина, за исключением случаев внесения изменений в Конституцию России.

5. Никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод.

6. Способность каждого человека своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста), если Конституцией России, федеральным конституционным или федеральным законом не установлено иное.

7. Исполнение обязанностей и несение ответственности неотчуждаемо и осуществляется каждым человеком и гражданином лично, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

8. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмо- тренных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.

9. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством России.

Статья 20. Права и свободы человека

1. Права и свободы человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Человек вправе осуществлять свободный выбор между добром и злом и ответствен в этом перед Богом и собственной совестью.

3. К правам и свободам человека относятся:

А) право на жизнь;
б) право на свободу;
в) право на признание и охрану достоинства человека;
г) право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну индивидуальных сообщений;
д) свобода передвижения;
е) право свободного выезда за пределы России и въезда в Россию;
ж) право на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам;
з) свобода вероисповедания;
и) свобода мысли и убеждений;
к) свобода слова и право на информацию;
л) свобода не запрещенной федеральным законом экономической деятельности;
м) право собственности;
н) право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам;
о) право на труд;
п) право на отдых;
р) право на жилище;
с) семейные права;
т) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
у) право на благоприятную окружающую среду;
ф) право на образование;
х) свобода творчества;
ц) право на доступ к культуре;
ч) свобода самореализации;
ш) право на социальное обеспечение;
щ) право на объединение;
э) право на мир без войны;
ю) право на психологический комфорт.

4. Перечисление в настоящей статье прав и свобод человека не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод человека, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах, а также общепризнанных прав и свобод.

Статья 21. Долг и обязанности человека

1. Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интересы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается.

3. Каждый человек, находящийся на территории России, обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России, уважать высшие ценности России.

4. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги и сборы.

5. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека.

6. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

7. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие России.

8. Труд является долгом каждого человека.

9. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни заниматься формированием своей духовной культуры - долг каждого человека.

10. Перечисление в настоящей статье обязанностей человека не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 22. Права и свободы гражданина

1. К правам и свободам гражданина России относятся:

А) право на участие в формировании государственных органов и управлении делами государства, контроль деятельности государственных органов и их должностных лиц;
б) право на равный доступ к государственной службе;
в) право на участие в отправлении правосудия;
г) право на народное самоуправление;
д) свобода собраний;
е) право на обращение в государственные органы, юридические лица, общественные объединения.

2. Перечисление в настоящей статье прав и свобод гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод гражданина, установ- ленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 23. Долг и обязанности гражданина

1. Поддержание и защита государственного суверенитета, единства, неделимости и территориальной целостности России является обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России. Гражданин России обязан уважать и защищать государственные символы России, реализовывать высшие ценности России.

2. Защита Отечества в целях обеспечения внешней и внутренней безопасности России является священным долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан исполнять воинскую обязанность. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

3. Гражданин России обязан участвовать в выборах и референдумах. Участие в деятельности Палаты высших ценностей России, избирательных комиссий является долгом гражданина России.

4. Гражданин России обязан рачительно и рационально использовать природные ресурсы России.

5. Содействие установлению и поддержанию согласия между российскими народами независимо от их расовых, национальных, религиозных, языковых и иных различий является долгом гражданина России.

6. Стремление к постоянному личному совершенству, развитию самосознания и чувства ответственности за свое поведение, гармоничной общественной жизни в целях продвижения России к высшим уровням достижений является долгом гражданина России.

7. Долгом граждан России является участие в отправлении правосудия в качестве присяжных и иных заседателей.

8. Перечисление в настоящей статье обязанностей гражданина не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 24. Равенство в правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина

1. Все равны перед законом и обладают на территории России всеми правами и свободами, исполняют равные обязанности и несут равную ответственность.

2. Государство гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защиту и восстановление нарушенных прав и свобод, а также несение ответственности каждым человеком независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, социального статуса, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав и свобод лиц, принадлежащих к одной и той же группе интересов, по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности или по иным признакам.

3. Установление преимуществ и предпочтений для лиц, принадлежащих к одной группе интересов и нуждающихся в государственной поддержке, либо лиц, осуществляющих государственные полномочия, допускается на основе баланса выс- ших ценностей России и принципа социальной справедливости и в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.

Подробнее о каждом праве и обязанности человека остановимся во второй части этого текста.

Права и свободы человека и гражданина в России связаны с его обязанностями и ответственностью как члена общества.

2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Государство ответственно за признание, соблюдение и защиту, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Порядок исполнения обязанностей и несения ответственности каждым человеком устанавливается законодательством России.

4. В России не принимаются (не издаются) правовые акты, отменяющие или умаляющие высшие ценности России, права и свободы человека и гражданина, за исключением случаев внесения изменений в Конституцию России.

5. Никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод.

6. Способность каждого человека своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста), если Конституцией России, федеральным конституционным или федеральным законом не установлено иное.

7. Исполнение обязанностей и несение ответственности неотчуждаемо и осуществляется каждым человеком и гражданином лично, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

8. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмо- тренных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.

9. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством России.

Статья 20. Права и свободы человека

1. Права и свободы человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Человек вправе осуществлять свободный выбор между добром и злом и ответствен в этом перед Богом и собственной совестью.

3. К правам и свободам человека относятся:

а) право на жизнь;
б) право на свободу;
в) право на признание и охрану достоинства человека;
г) право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну индивидуальных сообщений;
д) свобода передвижения;
е) право свободного выезда за пределы России и въезда в Россию;
ж) право на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам;
з) свобода вероисповедания;
и) свобода мысли и убеждений;
к) свобода слова и право на информацию;
л) свобода не запрещенной федеральным законом экономической деятельности;
м) право собственности;
н) право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам;
о) право на труд;
п) право на отдых;
р) право на жилище;
с) семейные права;
т) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
у) право на благоприятную окружающую среду;
ф) право на образование;
х) свобода творчества;
ц) право на доступ к культуре;
ч) свобода самореализации;
ш) право на социальное обеспечение;
щ) право на объединение;
э) право на мир без войны;
ю) право на психологический комфорт.

4. Перечисление в настоящей статье прав и свобод человека не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод человека, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах, а также общепризнанных прав и свобод.

Статья 21. Долг и обязанности человека

1. Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интересы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается.

3. Каждый человек, находящийся на территории России, обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России, уважать высшие ценности России.

4. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги и сборы.

5. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека.

6. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

7. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие России.

8. Труд является долгом каждого человека.

9. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни заниматься формированием своей духовной культуры - долг каждого человека.

10. Перечисление в настоящей статье обязанностей человека не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и

ЧЕЛОВЕКА

Одна из особенностей развития прав человека на современном этапе - все более тесная взаимосвязь прав человека с его обязанностями. Как отмечает член-корреспондент Национальной Академии Беларуси Л.Ф. Евменов, « человека просто не существуют без его обязанностей. И, наоборот. Более того, они есть внутренний источник реализации, движения и развития прав человека. А человека - внутренний источник реализации обязанностей»1. Впервые об обязанностях сказано в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». И все же в документах международного сообщества до последнего времени проблеме обязанностей не уделялось достаточного внимания.

Обязанность - это основа прогресса общества . Прогресс общества определяется выполнением трудовых обязанностей людьми. Люди выполняют свою обязанность трудиться из поколения в поколение, непрерывно побуждая человечество к прогрессу, расцвету и совершенству. Развитие общества к более демократическому и гуманному является результатом выполнения людьми обязанности трудиться.

Обязанность - это предпосылка обеспечения права. Но их полное осуществление может быть гарантировано не государством и не обществом в целом, а лишь исполнением каждым конкретным человеком своих обязанностей. Именно исполнение обязанностей и является основной предпосылкой обеспечения прав человека. Общество и государство могут гарантировать права человеку лишь на основе выполнения им своих обязательств получать , активно трудиться, исполнять воинскую повинность, сознательно уплачивать налоги и т.д. Только так мы сможем непрерывно реализовывать наши потенциальные права.

Обязанность - это обеспечение стабильности общества.

Общество - это огромная и сложная система, состоящая из множества людей. Поэтому оно должно быть стабильным - это установление и требование сущности человека. В противном случае вобществе воцарятся неустойчивость и невероятный хаос, что уничтожит его. Согласованность и стабильность общества зависят во-первых, от процветания экономики, материального обеспечения жизни общества, гарантии мирной и спокойной жизни; во-вторых, от установленных законодательных актов, этики, морали, обычаев и нравов и т.д.

Для обеспечения стабильности жизни общества перечисленные общественные механизмы контроля должны сознательно соблюдаться и исполняться людьми. Каждый член общества должен активно и серьезно исполнять свои юридические и моральные обязанности. Тогда согласованность и стабильность общества смогут получить свое реальное обеспечение.

Выделяют три группы обязанностей человека .

I. Обязанности личности перед обществом.

Обязанность уважать мир и безопасность.

Отдельное лицо обязано поддерживать меры по полному запрещению ядерного оружия, а также разработки, и накопления химического и бактериологического оружия; воздерживаться от пропаганды войны, национальной, расовой или религиозной ненависти.

Обязанность уважать международное . Личность обязана уважать нормы международного права, в частности Устав ООН, международные в области прав человека. Каждый человек также обязан уважать международное гуманитарное , т.е. , применяемое в период вооруженных конфликтов.

Обязанность защищать окружающую среду. Человек должен противодействовать возникновению пожаров, истреблению животного мира, загрязнению вод и т.д., участвовать в мероприятиях по посадке лесонасаждений, созданию уголков природы и т.п.

Обязанность содействовать развитию культуры. Культура является наивысшим социальным и историческим выражением духовного мира человека. В силу этого каждый человек обязан содействовать ее развитию, а также строить свои взаимоотношения с другими людьми в духе братства.

Обязанности, вытекающие из права на труд. Человек прежде всего должен нести ответственность за разумное искоренение форм принудительного труда и эксплуатации детского труда, соблюдение трудовой дисциплины и выполнение трудового соглашения.

Обязанности, вытекающие из права на образование. Каждый человек обязан в ходе обучения и получения образования бороться с насилием в качестве средства достижения экономических, социальных и политических целей. Цель же системы образования - внушение ее слушателям, что борьба мирными средствами и защита каждого лица от несправедливости и ошибок в интересах всех является не только правом, но и обязанностью.

Прочие обязанности перед обществом, которые могут быть предусмотрены в национальном законодательстве:

а) знать законы в соответствии с принципом «незнание не является оправданием»;

б) сотрудничать с государством в деле социального обеспечения;

в) платить налоги и нести совместные расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) не злоупотреблять правами и руководствоваться в своих действиях здравым смыслом;

д) заботиться о сохранении исторических мест, памятников и культурных ценностей и защищать их и пр.

II. Обязанности личности перед другими людьми

Обязанность уважать права другого .

Соблюдение прав другого человека особенно важно в настоящее время. Пока же жизнь полна обратных примеров. Так, к примеру, право владения собственностью захватывает небольшая часть населения, подавляющая часть лишается его. Те, кто участвует в «прихватизации», явно забывают, что и у «молчаливого большинства» есть право на собственность. Или такой пример. Родители все чаще действуют в отношении своих детей как собственники, забывая, что и дети тоже имеют права.

Обязанность оказывать помощь и проявлять солидарность. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Солидарность всегда должна являться социальным фактом, который подразумевает долг каждого человека1 подчиняться воле общества. Считается также, что каждый человек, обязан защищать более слабого от более сильного, угнетенного - от угнетателя. Такая позиция чрезвычайно важна для нашего общества, когда человека пытаются заставить жить по принципу: каждый за себя.

Обязанность защищать нормы, касающиеся запрещения пыток и защиты человеческого достоинства. В соответствии со статьей 5 Всеобщей декларации прав человека и статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый человек обязан защищать личную неприкосновенность и человеческое достоинство любого другого лица. В Резолюции № 2 Комиссии по правам человека 1963 г. содержится положение о том, что ни один арестованный или содержащийся под стражей не должен подвергаться физическому или психологическому принуждению, пыткам, угрозам или влиянию какого бы то ни было рода, воздействию наркотиков или любых других средств, способных нарушить или ослабить свободу его действий или решений, его память или его способность суждения. В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 9 декабря 1975 г. особое вниманиеуделяется обязанностям (этнического, уголовного, дисциплинарного характера) должностных лиц, стоящих на страже соблюдения закона, и других лиц, участвующих в процессах ареста, содержания под стражей и тюремного заключения.

Обязанность пересматривать и противодействовать. Каждый человек обязан противодействовать требованиям общества, несовместимым с задачами и принципами Устава ООН, деклараций и конвенций в области прав человека. Однако борьба с незаконными действиями и мерами в принципе не должна выходить за рамки законности. Каждый обязан воздерживаться от нанесения ущерба природным экологическим системам.

Обязанность соблюдения закона. Каждый человек обязан подчиняться законам и другим распоряжениям органов власти своей страны или той страны, в которой он проживает. Обязанность соблюдать законы известна с древних времен. Однако какие законы должно соблюдать отдельное лицо? Справедливые и обоснованные законы, которые защищают каждого человека без какой-либо дискриминации и служат на благо всех людей; законы, основанные на демократической конституции, а также на принципах справедливости, равенства и честности. Отдельное лицо имеет право проанализировать правомерность любых приказов, отданных ему, и не подчиниться закону прежде всего в тех случаях, когда власти не соблюдают, а точнее, нарушают законы.

Кроме этого, существуют обязанности иностранцев и беженцев.Иностранец обязан зарегистрироваться в государственных органах, наряду с гражданами этого государства исполнять гражданские обязанности по защите общества, в котором он живет, от эпидемий, стихийных бедствий, других опасных явлений, возникающих не в результате войн. Он также обязан не вмешиваться в политическую жизнь государства, в котором проживает. В соответствии с положениями Конвенции о статусе беженца данные лица, а также лица, не имеющие гражданства, обязаны подчиняться законам и постановлениям страны, в которой они проживают, а также мерам, применяемым для поддержания общественного порядка. Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей планам и принципам ООН.

III. Обязанности перед самим собой

Обязанность быть ответственным за свою жизнь. Отвечать за свою жизнь - это значит не иметь вредных привычек, уделять внимание качеству жизни, изучать культуру и заниматься науками, полезными для общества делами и не быть обузой для других.