Символы государственности россии символы государственной власти. Что такое символ государства

Правительство Тюменской области
Геральдический совет Тюменской области
Тюмень
2009

Введение
РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ
1.1.ОПИСАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА
1.2.ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА
1.3. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ДОПУСКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА
1.4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА
1.4.1.ГЛОССАРИЙ
1.4.2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.4.3.ПОРЯДОК ПОДЪЕМА (ВЫВЕШИВАНИЯ, УСТАНОВКИ) ФЛАГОВ
1.4.4. РАСПОЛОЖЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ФЛАГОВ ВМЕСТЕ
1.4.5. ПОСТОЯННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА В ПОМЕЩЕНИЯХ
1.4.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РФ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ
1.4.7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА ВО ВРЕМЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЦЕРЕМОНИЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.4.8. ДРУГИЕ ВИДЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ФЛАГОВ

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ
2.1.ОПИСАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА
2.2.1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА
2.2.2. ДОПУСТИМЫЕ СЛУЧАИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА
2.2.3. НЕДОПУСТИМЫЕ СЛУЧАИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА
2.3. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА
2.4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА
2.4.1. РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА НА ЗДАНИЯХ

РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН
3.1. ГЛОССАРИЙ
3.2. ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РФ
3.3.1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЕДАКЦИИ ГИМНА, СПОСОБЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГИМНА В ОФИЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.3.2. СЛУЧАИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА
3.3.3. НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА

Введение
Официальные государственные символы России являются важнейшими атрибутами суверенитета государства. Уважение к государственным символам, владение основами их правильного использования служат показателями как общей, так и политической культуры в обществе.
В государственных символах отражены многовековая история Отечества, связь настоящего с прошлым и ориентиры на будущее. Воспитание уважения и любви к символам государства, их корректного использования составляет важнейшее направление в формировании патриотического сознания граждан.
Вопросы разработки, создания, использования и т.д. государственных и иных символов являются прерогативой науки «геральдика». Геральдика в этом широком смысле - это практика создания и использования отличительных знаков.
В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического использования базовые правила.
Создание и использование гербов и других знаков только тогда является гармоничным, действенным и эффективным, когда в данном процессе формальные правила и историческая традиция корректно сочетаются, дополняют и развивают друг друга.
В мировой практике сложилось триединство официальных отличительных символов государства: Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.
Порядок использования каждого из государственных символов определяется соответствующим федеральным конституционным законом. В соответствии с мировой практикой, государственными символами Российской Федерации являются:

  1. Государственный флаг Российской Федерации (утвержден Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Государственном флаге Российской Федерации от 25 декабря 2000 года №1-ФКЗ);
  2. Государственный герб Российской Федерации (утвержден Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации от 25 декабря 2000 года №2-ФКЗ);
  3. Государственный гимн Российской Федерации (утвержден Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Государственном гимне Российской Федерации от 25 декабря 2000 года №3-ФКЗ).

Государственные символы Российской Федерации являются символами российского государства, его суверенитета, единства и сплоченности его граждан. В этой связи государственные символы должны употребляться в соответствии со своим значением:

Для маркировки государственного; является проявлением государственной власти и государственных полномочий, того, что равно обязательно для всех граждан страны;

Для демонстрации единства и сплоченности граждан, общего значения для всей России того или иного действия;

Для представительства России на международной арене.

Существуют различия в практике их использования, это зависит от определенного традиционного места, которое занимают флаг, герб и гимн в практике государственной жизни. Флаг в большей степени олицетворяет собой некий национальный народный символ, поэтому практика его применения достаточно широка, он имеет больше свободы в использовании, чем герб. Это объясняется тем, что герб всегда являлся и является символом государства и государственной власти.

Никто не обладает правом разрешить или предписывать использование какого-либо из государственных символов, если таковое использование не предусмотрено или запрещается соответствующим законом. В случаях, когда использование какого-либо из государственных символов предписано соответствующим законом или признано законом допустимым, для использования соответствующего государственного символа не требуется запрашивать или получать разрешение из какой-либо инстанции.

Раздел 1. Государственный флаг

1.1.ОПИСАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Рис.1. Изображение Российского флага

Абсолютно недопустимо использовать флаг в обратном расположении полос.

Хотя Закон о Государственном флаге оставляет возможность определенных вольностей в использовании флага, проявлением настоящего уважения к флагу со стороны официальных пользователей - федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации - является строгое следование закону, стремление избегать излишнего, не предусмотренного законом тиражирования флага и, с другой стороны, четкое использование флага в случаях предусмотренных законом. Вольности допустимы для частных граждан, в меньшей степени - организаций, учреждений и предприятий.

В деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не следует допускать постоянного присутствия флага в местах, где это не предусмотрено законом (например, в кабинетах заместителей руководителей таких органов, на транспортных средствах, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации - на зданиях подразделений негосударственного уровня.

Руководящим принципом здесь должно служить положение:

Постоянно поднятый (установленный) Государственный флаг указывает на здание (кабинет), в котором осуществляются функции федеральной государственной власти или осуществляют свои полномочия руководители и учреждения, которым, в соответствии с федеральным законодательством, предоставлены функции исполнять государственную власть субъектов Российской Федерации;
- временно поднятый (вывешенный, установленный) флаг указывает на особенно важное событие, официальную церемонию, крупное торжество, происходящее в том месте (здании, на территории), где временно поднят флаг.

Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» устанавливает случаи обязательного, допустимого и недопустимого использования Государственного флага:

  • Обязательные случаи использования Государственного флага:

Государственный флаг Российской Федерации должен быть:

1) поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях федеральных органов исполнительной власти;
2) установлен постоянно в рабочих кабинетах руководителей федеральных органов исполнительной власти;
3) поднят (установлен) при проведении федеральными органами исполнительной власти официальных церемоний и других торжественных мероприятий.
Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
Государственный флаг Российской Федерации должен быть:
1) поднят постоянно на зданиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
2) установлен постоянно в рабочих кабинетах руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований; в залах заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительных органов местного самоуправления.
3) поднят (установлен) при проведении официальных церемоний и других торжественных мероприятий.

  • Допустимые случаи использования Государственного флага:

Для органов федеральной исполнительной власти:

изображение Государственного флага Российской Федерации может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы эмблем и флагов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

  • Недопустимые случаи использования Государственного флага:

Не допускается:

1) надругательство над Государственным флагом;
2) использование искаженного флага, т.е. флага изготовленного с нарушением установленного описания (несоблюдение соотношения сторон, порядка расположения полос, ширины полос, помещение на флаге каких-либо изображений и надписей и т.п.);
3) нарушение правил размещения Государственного флага в комплексе с другими флагами.

Не допускается:

1) идентичность флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования и любого другого флага Государственному флагу;
2) использование Государственного флага в качестве геральдической основы флагов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

1.3. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ДОПУСКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА.

1. Государственный флаг должен быть поднят постоянно на зданиях резиденций полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и установлен постоянно в рабочих кабинетах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
2. В дни государственных праздников Государственный флаг поднимается над зданиями или вывешивается на зданиях органов самоуправления муниципальных образований, организаций, учреждений и предприятий всех форм собственности, на жилых зданиях.
3. При проведении неофициальных торжеств и церемоний органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также всех видов торжеств организуемых организациями, учреждениями, предприятиями и частными гражданами допускается установление (поднятие, вывешивание Государственного флага).
4. В дни траура (как государственного, так и объявляемого на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организации, учреждении, предприятии, на здании (на территории) которого поднят (вывешен, установлен) флаг, Государственный флаг:
- либо приспускается до половины древка (флагштока, мачты);
- либо (если флаг закреплен на древке неподвижно) к верхней части древка крепится черная лента, длиной равная длине полотнища флага (в месте крепления к древку лента складывается пополам).

1.4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА.

1.4.1.ГЛОССАРИЙ

Флагом называется собственно полотнище. Именно полотнище играет знаковую роль, полотнищу оказываются почести и уважение.
Знамя - исторически, старейшая форма геральдического знака в виде полотнища и, в этом смысле, флаг является одним из видов знамени. Однако в настоящее время за словом «знамя» утвердилось вполне конкретное значение: знамя - это геральдический знак, состоящий из полотнища и ряда других элементов (древка, навершия, гвоздей и др.) существующее в единственном экземпляре, являющееся главным символом узкой корпорации (прежде всего - воинской части) и играющее роль особо чтимого, поклоняемого и охраняемого символа. Знамена выдаются однажды и не подлежат смене, даже если распадается корпорация, символом которой является знамя (например - расформировывается воинская часть), знамя все равно окружается почетом и бережным отношением (обыкновенно - передается на вечное хранение в музей, может быть вручено в особо торжественной обстановке новой корпорации, созданной на основе упраздненной корпорации и т.п.).

Называть Государственный флаг Российской Федерации, флаги органов федеральной исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и другие знаменами - значит совершать грубую ошибку!

Мачта (флагшток) средство крепления флага (обыкновенно в виде прямого штока), установленное вертикально или под острым углом к горизонтальной плоскости. Флаг крепится к мачте (флагштоку) на подвижном соединении - то есть конструкции из натянутых на блоках тросов, позволяющих осуществлять подъем и спуск флага. При подъеме флага на мачтах надлежит стремиться к тому, чтобы флаг был поднят до самого верха мачты.

Древко средство крепления флага (обыкновенно в виде прямого штока), к верхней части которого флаг прикрепляется неподвижно (посредством прибивания, приклеивания и т.п.). Флаги на древках используются для вывешивания на зданиях, установки в помещениях, ношения в руках.

Навершие - украшение верхней части древка обыкновенно в виде металлической (пластиковой, иной) трубки (одеваемой на верхний конец древка), к которой прикреплено собственно украшение чаще всего в виде декоративного копья, либо скульптурного изображения. Навершие является традиционным предметом знаменной практики, и использование наверший для флагов является нежелательным (за редкими исключениями - например, в случае установки флага в помещении). Навершия совершенно недопустимы на мачтах (флагштоках), это не отвечает международным обычаям флаговой практики, и, кроме того, создает визуальный эффект того, что флаг приспущен - то есть расположен так, как надлежит в дни траура.

Поднимать флаг - использовать флаг с помощью мачты (флагштока).

Вывешивать флаг - помещать флаг, закрепленный на древке, на стене здания, помещения под острым углом к горизонтальной плоскости, либо помещать флаг без древка: растянутый по стене, закрепленный на потолке, иной инженерной конструкции.
Устанавливать флаг - помещать флаг, закрепленный на древке, на горизонтальную плоскость.
Ширина флага - вертикальный размер полотнища. (Иногда также используется термин «высота флага».)
Длина флага - горизонтальный размер полотнища.

Рис.2. Параметры флага.
Х - длина флага
Y - ширина флага

1.4.2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

Полотнища флагов могут изготавливаться из любых видов тканей, а также, в ряде случаев, из бумаги и других гибких материалов.
К стороне полотнища, предназначенной для крепления, может быть присоединена техническая полоса из иного, чем само полотнище, материала, на которой могут находиться отверстия, крюки и др. технические элементы. Желательно, чтобы техническая полоса была тех же цветов, что и полотнище, но допустимо, чтобы она имела иной цвет, однако в этом случае следует стремиться к тому, чтобы ширина технической полосы была предельно малой, дабы при подъеме (вывешивании) флага с такой полосой полоса не создавала у наблюдателя впечатления особой геральдической части флага.

Цвета полос флага определяются как белый, синий и красный. Оттенки цветов установлены государственным стандартом.

Размеры флага не устанавливаются - флаг может быть изготовлен любых размеров, в зависимости от того, для чего и как он используется. Строго необходимо придерживаться соблюдения соотношения ширины и длины флага: какого бы размера не изготавливался флаг, это соотношение должно всегда быть равным 2:3.

1.4.3.ПОРЯДОК ПОДЪЕМА (ВЫВЕШИВАНИЯ, УСТАНОВКИ) ФЛАГОВ

Общие требования:

  • Флаг на мачте (флагштоке).

Флаг должен быть поднят максимально высоко (максимально близко к верхнему концу мачты).
На мачте не допустимы навершия.
В знак траура флаг приспускается до половины высоты мачты.

Рис.3. Флаг на мачте (флагштоке).
А - правильное расположение флага на мачте;
B - неправильное расположение флага на мачте;
C - флаг приспущен в знак траура (Х - высота мачты).

Мачты (флагштоки) могут располагаться:

На земле, на крыше здания - вертикально,
-на стене здания (сооружения) - под острым углом к горизонтальной плоскости,
-на стене здания (сооружения) параллельно горизонтальной плоскости;
-на судах - вертикально, с небольшим наклоном к горизонтальной плоскости.

Мачты (флагштоки) не могут располагаться на стене здания (сооружения) под тупым углом к горизонтальной плоскости.

Рис.4. Варианты расположения мачты (флагштока) на стене здания (сооружения).
А,В - допустимые варианты;
С - недопустимый вариант.

  • Флаг на древке.

Флаг закрепляется предельно близко к верхнему краю древка.
Навершие нежелательно.
Длина древка не должна быть меньше, чем ширина полотнища, умноженная на 2.
При вывешивании флагов на древке на стене здания, древко должно быть расположено относительно горизонтальной плоскости, по тем же правилам, какие описаны для мачт (флагштоков).
При установлении флагов на древке на горизонтальную плоскость (землю, пол помещения, поверхность стола и т.п.) древко может располагаться либо: перпендикулярно горизонтальной плоскости, либо под углом к ней (не менее 60 градусов).


А B C

А - допустимые варианты расположения флага для одного древка;
В - допустимые варианты расположения двух флагов в одном гнезде;
С - допустимые варианты расположения трех флагов в одном гнезде.

  • Флаг без древка, мачты (флагштока).

Флаг может быть вывешен без древка - в виде одного полотнища. В данном случае полотнище может быть:
- растянуто на стене (то есть плотно прикреплено к вертикальной поверхности);
- подвешено к потолку помещения или сооружения (либо к какой-либо инженерной конструкции в верхней части помещения или сооружения).
При вывешивании без древка флаг может быть расположен горизонтально (то есть полосы флага параллельны горизонтальной плоскости), либо вертикально (полосы флага перпендикулярны горизонтальной плоскости).
! В последнем случае (в т.ч. - если флаг растянут на стене) белая полоса полотнища должна находиться слева с точки зрения стоящего лицом к флагу.

Рис. 5. Варианты вывешивания флага без древка:
а) горизонтально:

Б) вертикально:

Табу: флаг или знамя ни в коем случае не должны касаться земли, даже краем. Нельзя помещать флаг в могилу.

1.4.4. РАСПОЛОЖЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ФЛАГОВ ВМЕСТЕ

Принцип применяется ко всем случаям размещения флагов.

Законодательные требования:

Согласно Закону о Государственном флаге, при помещении Государственного флага совместно с другими флагами, Государственный флаг Российской Федерации должен располагаться:

При нечетном числе флагов - в центре;
- при четном числе флагов - левее центра (с точки зрения стоящего лицом к флагам).
Размер полотнища Государственного флага не может быть меньше размера полотнищ других флагов, помещенных рядом с ним.
Государственный флаг Российской Федерации не может располагаться ниже других флагов, помещенных рядом с ним.

Пояснения

Все флаги обладают определенным статусом, более или менее высоким в зависимости от того, кому эти флаги принадлежат.

При расположении нескольких флагов вместе, различаются места более или менее высокого значения. Соответственно, флаг более высокого статуса должен помещаться на месте первенствующем по значению, флаг менее высокого статуса - на месте втором по значению и так далее.

Наиболее высоким значением обладают верх, центр (при нечетном числе флагов) и левая сторона от центра (при четном числе) размещения комплекса флагов.

Статусность флагов определяется следующим порядком (в нисходящем порядке от высшего статуса к низшему):

Флаги международных организаций;
- государственные флаги;
- символ Знамени Победы;
- государственные военно-морские и флаги гражданского флота (для тех стран, в которых подобные флаги имеются);
- флаги органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации;
- флаги субъектов Российской Федерации;
- флаги муниципальных образований;
- флаги организаций, предприятий, объединений;
- прочие флаги (в том числе официально не утвержденные и декоративные).

Недопустимо:

Чтобы флаг низшего статуса находился выше флага высшего статуса (но при этом любые флаги могут находиться на одном вертикальном уровне и такое их расположение (например на флагштоках одинаковой высоты) вполне приветствуется).Необходимо помнить, что если на крыше здания поднят флаг низшего статуса, то флаг высшего статуса не может быть вывешен на стене этого здания;
- чтобы флаг низшего статуса находился ближе к центру (при нечетном числе флагов) или левее (при четном числе флагов), чем флаг высшего статуса;
- чтобы размер полотнища флага низшего статуса был больше расположенного рядом флага высшего статуса.

Рис.6. Схемы возможного расположения флагов (статусность показана цифрами: 1 - высший статус, 2 - следующий за ним и т.д.):


При размещении равнозначных флагов, их позиции определяются в алфавитном порядке слева направо.

1.4.5. ПОСТОЯННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА В ПОМЕЩЕНИЯХ

Государственный флаг постоянно размещен в залах:

  • заседаний высших органов государственной власти РФ;
  • судебных заседаний;
  • заседаний органов государственной власти субъектов РФ;
  • заседаний представительных органов местного самоуправления.

Государственный флаг (флаги) в зале размещаются за спиной президиума.
Государственный флаг размещается постоянно в рабочих кабинетах:

  • Президента РФ (совместно со штандартом Президента РФ);
  • руководителей высших органов государственной власти РФ и иных высших государственных органов РФ;
  • руководителей федеральных органов исполнительной власти РФ;
  • федеральных судей и прокуроров;
  • руководителей органов государственной власти субъектов РФ;
  • глав муниципальных образований;
  • глав официальных представительств РФ за пределами РФ.

В кабинете флаг размещается за спиной руководителя справа от него.
Расположение флагов в рабочих кабинетах должностного лица:

Рис.7. Вариант 1.

Вариант 2.

1 - рабочий стол должностного лица;
2 - кресло (стул) должностного лица;
3 - Государственный флаг Российской Федерации;
4 - флаг субъекта Российской Федерации;
- расположение стен кабинета.
При установке Государственного флага в помещениях необходимо соблюдать следующие требования:

  • полотнище флага не должно касаться пола;
  • флаг должен полностью соответствовать рисунку, утвержденному Федеральным конституционным законом «О государственном флаге РФ», не иметь бахромы на полотнище;
  • нельзя использовать вместо государственного флага штандарт Президента РФ, что часто происходит в кабинетах руководителей различного ранга.

При совместном использовании миниатюрных копий Государственного флага и иных флагов порядок их взаимного расположения аналогичен изложенному в настоящих рекомендациях.

1.4.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РФ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

Государственный флаг РФ размещается на транспортных средствах Президента РФ, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ, Председателя Правительства РФ, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав официальных представительств РФ за пределами РФ.

При этом Государственный флаг на автомобилях устанавливается спереди, с правой стороны.

1.4.7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА ВО ВРЕМЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЦЕРЕМОНИЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Государственный флаг РФ устанавливается (вывешивается):

в помещениях, предназначенных для проведения торжественных мероприятий (церемоний) с участием Президента РФ;
во время церемоний, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Разрешено использовать Государственный флаг РФ во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.

При торжественном вносе (выносе) Государственного флаг к месту (с места) проведения мероприятий, церемоний совместно с другими флагами (знаменами) необходимо соблюдать субординацию:

при следовании знаменных групп (знаменщики с ассистентами) в колонне по одному - Государственный флаг располагается впереди других флагов и знамен;

при следовании знаменных групп в шеренге - Государственный флаг РФ располагается в соответствии с вышеизложенным порядком (п.1.4.4.).

1.4.8. ДРУГИЕ ВИДЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ФЛАГОВ

Временное размещение (вывешивание, подъем) Государственного флага Российской Федерации осуществляется на зданиях (или возле них) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников.

В этом случае Государственный флаг может размещаться совместно с другими флагами (символом Знамени победы, флагами федеральных органов исполнительной власти, флагами субъектов Российской Федерации, флагами муниципальных образований и т.д.).

Требования к размещению иных флагов совместно с Государственным флагом аналогичны вышеизложенным (п.1.4.4.).

При проведении международных переговоров, официальных встреч и иных подобных мероприятий, в которых российская сторона является принимающей, действует принцип гостеприимства, в соответствии с которым почетное место занимает флаг (флаги) принимаемой стороны.

Если мероприятие проходит в рамках международной организации, то ее флаг занимает приоритетную позицию по отношению к флагам государств-членов указанной организации.

В том случае, когда в мероприятии участвует большое количество иностранных делегаций равного статуса, государственные флаги размещаются в последовательности, определяемой в соответствии с латинским алфавитом, слева направо, если стоять к ним лицом.

Раздел 2. Государственный герб

2.1.ОПИСАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Рис.8. Изображение Государственного герба:

Рис.9. Прорисовка изображения в щите на груди двуглавого орла:

Государственный герб - знак особой важности, символ государственности, суверенитета России, государственной власти. Поэтому сфера его использования органами федеральной исполнительной власти является узкой, а органами государственной власти субъектов Российской Федерации - крайне ограниченной. Появление Государственного герба должно быть сравнительно редким и, благодаря этому, сразу акцентировать внимание граждан на том, что документ с изображением герба, здание, на фасаде которого имеется герб, знак с гербом являются особо важными и имеют общегосударственное значение.

Учитывая жесткие требования Закона о гербе, следует строго соблюдать установленные требования и не допускать использования Государственного герба в тех случаях, когда это не предусмотрено законом. Если в подобных случаях деятельность названных органов требует геральдического оформления - то для этой цели должны использоваться: для федеральных органов исполнительной власти - ведомственные эмблемы, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации - гербы соответствующих субъектов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации» устанавливает случаи обязательного и допустимого использования Государственного герба.

Использование Государственного герба в случаях, не предусмотренных Законом, допускается только по решению Президента Российской Федерации, оформленному соответствующим Указом Президента Российской Федерации или в случае принятия установленным порядком поправок к действующим законам.

2.2.1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

Для органов федеральной исполнительной власти:

1. Государственный герб в одноцветном изображении помещается на бланках органов федеральной исполнительной власти.

2. Государственный герб в одноцветном изображении без щита помещается на бланках органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации, органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации, федеральных судов, органов прокуратуры РФ.

3. Изображение Государственного герба помещается на документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти.

4. Изображение Государственного герба помещается на печатях органов федеральной государственной власти.

5. Изображение Государственного герба помещается в кабинетах руководителей органов федеральной исполнительной власти
(опущен ряд случаев, установленных только для Вооруженных Сил и пограничного обеспечения Российской Федерации).

Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и иных:

1. Изображение Государственного герба помещается в рабочих кабинетах руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований; в залах заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления и в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

2. Изображение Государственного герба помещается на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, нотариусов, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

3. Изображение Государственного герба помещается на документах общегосударственного образца, выдаваемых органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на документах, оформляемых и (или) выдаваемых нотариусами.

2.2.2. ДОПУСТИМЫЕ СЛУЧАИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

Для органов федеральной исполнительной власти:

Государственный герб Российской Федерации может быть:

1) размещен на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе;
2) использован в качестве геральдической основы эмблем федеральных органов исполнительной власти.

Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

Допустимые случаи не предусмотрены.

2.2.3. НЕДОПУСТИМЫЕ СЛУЧАИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

Не допускается:
1) надругательство над Государственным гербом;
2) использование искаженного герба, т.е. герба изготовленного с нарушением установленного описания;
3) нарушение правил размещения Государственного герба в комплексе с другими гербами.

Для органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации, местного самоуправления и других:

Не допускается:

1) идентичность герба субъекта Российской Федерации, муниципального образования и любого другого герба Государственному гербу;
2) использование Государственного герба в качестве геральдической основы гербов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

2.3. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

У гербов, в том числе и государственных, не существует эталонных изображений. В пределах соответствия утвержденному описанию герба и общему образцу, данному приложенным к закону изображением герба, допустимы различные художественные и дизайнерские интерпретации. Существует, однако, ряд положений, которые требуют строгого соблюдения: изображение герба, выполненное с их несоблюдением, может рассматриваться как изображение, не соответствующее закону, и, если оно вводится в официальное использование, преследоваться в установленном порядке.

Ниже приводятся основные требования и наиболее распространенные ошибки.

1. Соблюдение установленных цветов.

Герб может изображаться в одноцветном варианте (контуром одного цвета), либо - в цветном варианте. В последнем случае необходимо строго соблюдать все установленные цвета:

Поле щита и малого щита на груди орла - красное;
- орел и все его атрибуты (короны, лента, скипетр, держава) - золотые (желтые);
- всадник (включая его лицо и руки), конь и копье - серебряные (белые);
- плащ всадника - синий (голубой);
- дракон - черный.
Весьма распространенная ошибка при изготовлении цветных изображений Государственного герба: в композиции герба используются только два цвета - красный и золотой (желтый), изображение в малом щите на груди двуглавого орла не расцвечивается установленным порядком, а дается золотым (желтым) или золотым (желтым) на красном фоне. Подобное изображение Государственного герба не должно допускаться ни в каких случаях. Недопустимо также вносить в изображение герба цвета, не указанные в описании: например, раскрашивать иначе как золотым (желтым) глаза двуглавого орла, ленту, объединяющую короны и т.д.

2. Внимательное отношение к изображению в щите на груди двуглавого орла.

В щите на груди двуглавого орла изображен всадник, поражающий копьем дракона. Это изображение нередко ошибочно называют изображением Святого Великомученика и Победоносца Георгия и идентифицируют с гербом г. Москвы. Данное положение неверно. Всадник Государственного герба не является изображением Св. Георгия и отличается от герба г. Москвы:
- изображение святого должно бы сопровождаться атрибутом святости - нимбом или навершием копья в виде креста; данных элементов в Государственном гербе нет;
- всадник герба г. Москвы имеет отличное от всадника Государственного герба вооружение (вооружение в данном случае - обобщенный термин, включающий как собственно оружие, так и костюм);
- конь всадника Государственного герба стоит на трех ногах, имея одну переднюю ногу поднятой (в то время как конь московского всадника скачет - то есть опирается только на две задних ноги);
- дракон Государственного герба опрокинут на спину и попран конем (в московском гербе дракон стоит на четырех лапах и оборачивается назад).

В этой связи нельзя допускать, чтобы при использовании изображения Государственного герба в щите на груди двуглавого орла помещалось изображение герба г. Москвы, или иное изображение, не соответствующее утвержденному.

3. Недопустима кайма вокруг щита Государственного герба.

В геральдике кайма является самостоятельным смысловым элементом, имеющим понижающее значение. Герб, щит которого обведен видимой каймой (каймой цвета, отличного от цвета поля щита), является уже другим, самостоятельным гербом. Кайма - знак подчиненности, некоторой «неполноценности». Внесение ее в Государственный герб является незаслуженным принижением статуса Государственного герба и может рассматриваться как искажение Государственного герба - то есть, использование его в нарушение требований действующего законодательства.

4. Следует обращать внимание на порядок размещения атрибутов в лапах двуглавого орла.

В лапах двуглавого орла Государственного герба расположены скипетр и держава. При изготовлении изображений Государственного герба необходимо обращать внимание на то, чтобы:

скипетр и держава в лапах орла не заменялись иными знаками (мечами, венками, молниями и проч.);
скипетр и держава правильно размещались в лапах орла: скипетр - в правой лапе орла, держава - в левой лапе орла.
6. Следует обращать внимание на фон, на котором размещается изображение Государственного герба.
Изображение Государственного герба не может помещаться на фоне Государственного флага Российской Федерации или цветов Государственного флага, на фоне флагов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иных официальных флагов, на фоне, представляющем собой пестрое, многочисленное сочетание цветов и оттенков, графических и художественных композиций, аппликаций, инсталяций и т.п.

2.4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

а). Цвета в геральдике устанавливаются обобщенными терминами: червленый (красный), лазоревый (синий, сине-голубой), зеленый, черный, золотой (может также изображаться желтым), серебряный (может также изображаться белым). При изготовлении конкретных изображений может использоваться вся палитра оттенков соответствующая каждому цвету: например, красный - от кроваво-красного до бледно-алого, синий - от темно-синего до ярко-голубого и т.д. Соответственно и цвета Государственного герба при изготовлении конкретных изображений могут варьироваться в оттенках.
б). Размеры изображения Государственного герба также не установлены и могут варьироваться в зависимости от того, для какой цели изготавливается каждое конкретное изображение герба.
в). Расположение нескольких гербов вместе: законодательные требования
Согласно Закону о Государственном гербе, при совместном размещении Государственного герба с другими гербами необходимо соблюдать те же требования, какие указаны для государственного флага:
- размер Государственного герба не может быть меньше размеров расположенных рядом гербов;
- Государственный герб не может находиться ниже расположенных рядом гербов;
- при расположении нечетного числа гербов в ряд Государственный герб располагается в центре;
- при расположении четного числа гербов в ряд Государственный герб располагается левее центра (с точки зрения стоящего лицом к гербам).

2.4.1. РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА НА ЗДАНИЯХ

Государственный герб РФ размещается на зданиях для обозначения мест расположения высших органов государственной власти РФ:

  • официальной резиденции Президента РФ;
  • Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • Правительства РФ;
  • Верховного Суда РФ;
  • Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • дипломатических и иных официальных представительств РФ за пределами РФ.

При этом место размещения Государственный герб определено на фасаде здания таким образом, чтобы он был хорошо заметен.
2.4.2. РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА В ПОМЕЩЕНИЯХ
Для обозначения властных и иных официальных полномочий должностных лиц и органов Государственный герб РФ размещается в помещениях:

  • в рабочем кабинете Президента РФ;
  • в залах заседаний высших органов государственной власти РФ;
  • в залах заседаний федеральных судов;
  • в залах заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и судов субъектов РФ;
  • в залах заседаний представительных органов местного самоуправления;
  • в рабочих кабинетах руководителей высших органов государственной власти и иных высших государственных органов РФ;
  • в рабочем кабинете Руководителя Администрации Президента РФ;
  • в рабочих кабинетах полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;
  • в рабочих кабинетах руководителей федеральных органов исполнительной власти;
  • в рабочем кабинете Уполномоченного по правам человека в РФ;
  • в рабочих кабинетах федеральных судей;
  • в рабочих кабинетах прокуроров;
  • в рабочих кабинетах руководителей органов государственной власти субъектов РФ;
  • в рабочих кабинетах глав муниципальных образований;
  • в рабочих кабинетах глав официальных представительств за рубежом;
  • в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих запись актов гражданского состояния.

В необходимых случаях допускается совместное размещение Государственного герба РФ с иными гербами и эмблемами (субъектов РФ, муниципальных образований, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов РФ и др.).

При совместном размещении Государственного герба РФ с иными гербами и эмблемами, необходимо соблюдать принципы, аналогичные принципам размещения и субординации флагов.

В кабинетах руководителей, в которых предусмотрено размещение Государственного герба, предпочтительным местом размещения является стена позади рабочего места руководителя, причем герб желательно расположить так, чтобы он находился непосредственно позади и выше рабочего места руководителя.

В залах заседаний, в которых предусмотрено размещение Государственного герба, предпочтительным местом размещения является стена позади президиума - ее центр или место позади председательствующего.

Недопустимо размещать изображение Государственного герба на трибунах, за исключением трибун с которых выступают Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации (при осуществлении ими официального представительства Президента Российской Федерации), федеральные судьи (при осуществлении полномочий судьи), послы, посланники и консулы Российской Федерации (при осуществлении дипломатических полномочий), Генеральный прокурор Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также трибун в залах официальных заседаний палат Федерального Собрания Российской Федерации и Государственного совета Российской Федерации.

Раздел 3. Государственный гимн

3.1. ГЛОССАРИЙ

Гимн - это музыкальный опознавательный знак.
Национальный гимн - торжественная песнь, исполняемая при всех официальных празднествах, как символ государственного единства.
Гимнология - учение о гимнах и авторах гимнов
Гимнограф - сочинитель гимнов
Гимноды - певцы гимнов

3.2. ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В России вплоть до XVII века во время государственных церемоний вместо гимна исполнялись православные церковные песнопения. В эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться «виватные канты» - патриотические песнопения.

Позднее роль официального гимна исполнял старейший русский «Преображенский марш Петра Великого». С этим маршем русские войска одерживали свои прославленные победы. Он звучал при штурме Измаила (1790), под Бородином (1812).

К концу XIX века марш элитного полка Российской империи стал главным в России.

С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн «Боже, храни короля». Его текст был переведен поэтом Василием Жуковским и дополнен несколькими строфами Александра Пушкина. Гимн получил название «Молитва русских». Как все гимнические песнопения, «Молитва» была краткой и легко запоминающейся.

Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем композитора Алексея Федоровича Львова. По указанию Николая 1 в 1833 году им была написана музыка российского государственного гимна на слова (уже другие) Василия Жуковского. Впервые «Боже, Царя храни» прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре.

По указу Николая 1 от 31 декабря 1833 года гимн «Боже, Царя храни» был объявлен государственным и оставался единственным и официальным гимном.

Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Вся гениальность состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире - всего шесть строк текста.

После Февральской революции непродолжительное время роль гимна выполняла французская "Марсельеза".

После Октябрьской революции и до 1 января 1944 года государственным гимном Советского Союза был "Интернационал.

Новый гимн, написанный Александром Александровым на основе его песни "Гимн Партии большевиков" (текст Сергея Михалкова и Гарольда Эль-Регистана), "Интернационал" стал партийным гимном.

Вопрос о создании гимна России поднимался не раз. 12 октября 2000 президиум Госсовета РФ вернулся к "проблеме" гимна. На заседании было решено, что Госсовет прослушает аранжировки трех мелодий - "Патриотической песни" и "Славься" Михаила Глинки и гимна СССР на музыку А.Александрова и решит, какая лучше подходит для гимна. Большинством голосов высказались за то, чтобы гимн России был на музыку Александрова.

В канун 2001 года, следуя просьбам граждан России, президент РФ В.Путин решает оставить гимном России музыку А.Александрова с новым текстом С.Михалкова.
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава
Твое достоянье на все времена
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное, (...)
***
3.3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РФ

3.3.1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЕДАКЦИИ ГИМНА, СПОСОБЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГИМНА В ОФИЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Исполнением гимна в официальной ситуации является его непосредственное исполнение (оркестром, хором, оркестром и хором, ансамблем музыкантов, певцов или певцов и музыкантов, одним исполнителем - инструменталистом или вокалистом) или трансляция аудиозаписи гимна (в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом, ансамблевом инструментальном, вокальном или вокально-инструментальном, сольном вокальном или инструментальном исполнении).

При официальном исполнении гимна, музыкальная редакция должна точно соответствовать утвержденной Законом.

Инструментальное, вокальное и вокально-инструментальное исполнение гимна равнозначны. Во всех официальных ситуациях гимн может исполняться со словами или без слов.

При исполнении гимна со словами обыкновенно исполняется весь гимн целиком (три куплета с повторением припева после каждого куплета). В исключительных случаях возможно исполнение гимна со словами в составе только первого куплета и припева.

При исполнении гимна без слов исполняются вступление, куплет и припев. Троекратное исполнение куплетов и припевов при исполнении гимна без слов не применяется.

Исполнение гимна профессиональными музыкантами или людьми не владеющими профессиональными навыками, в том числе пение гимна людьми не имеющими музыкальных способностей, является совершенно равноценным и полноценным исполнением гимна, пригодным для употребления в любых официальных ситуациях.

Официальное и неофициальное исполнение гимна

Официальным является исполнение гимна в тех случаях, когда гимн выполняет свою знаковую функцию: обозначает российское государство, государственное присутствие, событие общероссийской важности или государственного значения. Официальными случаями исполнения являются все случаи, описанные в Законе о гимне, а также иные случаи исполнения гимна в церемониальных ситуациях, на официальных и массовых мероприятиях, в значимых общественных и частных случаях.

Неофициальным является исполнение гимна, когда гимн исполняется исключительно как музыкальное произведение и не исполняет знаковой функции: во время музыкального концерта, при прослушивании записи в частном быту и т.п. В случаях неофициального исполнения допускаются музыкальные интерпретации гимна, которые, однако, не должны выходить за рамки общепринятых понятий о морали и нравственности и сообщать исполнению гимна характер надругательства, неуважения или исполнения в заведомо непригодной для этого ситуации.

Неофициальным является также исполнение гимна в составе самостоятельных музыкальных произведений - порядок их исполнения определяется Президентом Российской Федерации.

3.3.2. СЛУЧАИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА

Обязательные случаи исполнения Государственного гимна

При федеральных государственных церемониях и осуществлении органами государственной власти государственных полномочий.

Во время церемонии вступления в должность избранного Президента Российской Федерации - после принесения Президентом присяги.

При открытии и закрытии заседания Совета Федерации и сессий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Во время встреч и проводов посещающих Россию с государственными и официальными визитами глав иностранных государств, глав международных и межгосударственных организаций, иных высокопоставленных иностранных представителей (согласно обычаям международного протокола).

Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации

При вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для органов местного самоуправления

При вступлении в должность руководителей местного самоуправления.

Для всех граждан, органов, организаций, учреждений и предприятий

При проведении официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации.

Для Вооруженных Сил и иных воинских формирований

При проведении воинских ритуалов - согласно общевоинским уставам.

Возможные случаи исполнения Государственного гимна:

Возможными случаями считаются случаи, когда исполнение гимна является уместным и желательным, однако решение о его исполнении или неисполнении может свободно приниматься в зависимости от ситуации и обстоятельств.

Исполнение гимна возможно:

  • при открытии памятников и памятных знаков;
  • при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;
  • во время любых торжественных мероприятий, проводимых государственными органами (федеральными и субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями.

Сочетание Государственного гимна России с другими гимнами

Если в ходе одной церемонии исполняется несколько гимнов, то порядок их исполнения применяется следующий:

При официальных международных и межгосударственных мероприятиях на территории Российской Федерации, в которых Россия и иностранное государство (государства) являются равноправными участниками - сначала исполняется гимн иностранного государства (государств), затем гимн Российской Федерации;

При мероприятиях на территории Российской Федерации с международным присутствием, в которых Россия является доминирующим участником, а иностранные представители - гостями или наблюдателями - исполняется гимн Российской Федерации, а после него, если это удобно и необходимо, гимны иностранных государств;

При исполнении гимна России и гимна субъекта Российской Федерации - сначала исполняется гимн Российской Федерации, затем гимн субъекта Российской Федерации;

При исполнении гимна России и гимна муниципального образования - сначала исполняется гимн Российской Федерации, затем гимн муниципального образования;

При исполнении гимна России и иного (ведомственного, корпоративного) гимна - сначала исполняется гимн Российской Федерации, затем иной гимн.

Если в ходе одной церемонии исполняется несколько гимнов, то они могут:

Исполняться непосредственно один за другим;

Исполняться в описанном порядке, но с промежутками, во время которых происходят те или иные части церемонии (например: во время церемонии открытия памятника Государственный гимн исполняется при снятии покрова с памятника, затем следуют выступления, возложение цветов и завершается церемония исполнением гимна субъекта федерации).

3.3.3. НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА

При официальном исполнении Государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя.

Данное требование, естественно, не распространяется на лиц, не способных встать или испытывающих затруднения при вставании и стоянии вследствие состояния здоровья: пожилых людей, инвалидов, больных и травмированных, а также детей раннего возраста. Не требуется также вставать при исполнении государственного гимна в тех случаях, когда вставание может создать действительную угрозу жизни и (или) здоровью присутствующих.

Вместе с тем, требование выслушать официальное исполнение гимна стоя распространяется на тех лиц, которые присутствуя при церемониальном случае исполняют служебные или технические обязанности сидя (например, операторов аудиотрансляции, стенографистов, журналистов и т.п.).

Военнослужащим, находящимся при официальном исполнении гимна в строю, отдается команда «Смирно!». Военнослужащие присутствующие при официальном исполнении гимна вне строя, но в военной форме, при наличии головных уборов отдают честь в течении всего исполнения гимна, при отсутствии головных уборов без команды принимают стойку «Смирно». Требование встать смирно распространяется и на тех военнослужащих, которые присутствуя при официальном исполнении гимна в военной форме исполняют служебные обязанности (например, по охране общественного порядка), за исключением случаев чрезвычайной ситуации, требующих немедленного физического вмешательства.

Служащие правоохранительных органов, находящиеся при официальном исполнении гимна в форме без команды принимают стойку смирно. Требование встать смирно распространяется и на тех служащих правоохранительных органов, которые присутствуя при официальном исполнении гимна в военной форме исполняют служебные обязанности по охране общественного порядка, за исключением случаев чрезвычайной ситуации, требующих немедленного физического вмешательства.

Гражданские лица и гражданские служащие (в том числе и присутствующие при официальном исполнении гимна в служебной форме одежды) не обязаны принимать какую-то определенную стойку. Более того, обращенные к гражданским лицам требования встать смирно при исполнении гимна, встречающиеся иногда на организованных мероприятиях, в частности, в школах и других детских заведениях, являются неэтичными и необоснованными. Гражданские лица и гражданские служащие при официальном исполнении гимна могут принять любую удобную стойку, возможны определенные движения, не мешающие окружающим выслушать гимн. Уместным и достойным является отдание гражданской чести исполняемому гимну, когда присутствующие при исполнении гимна гражданские лица возлагают правую руку на сердце. Однако отдание гражданской чести является актом свободного выбора гражданина, к которому никто не может быть принуждаем.

Законом и международными обычаями предусматривается, что при исполнении гимна мужчины должны находиться без головных уборов.

Данное требование, однако, не является абсолютным и имеет ряд исключений, основанных на традициях и правах личных свобод граждан.

Не обнажают головы при исполнении гимна военнослужащие и служащие правоохранительных органов, находящиеся при исполнении гимна в строю, либо вне строя, но в военной (или, соответственно, служебной) форме под открытым небом, либо в помещении, в котором не предусмотрено снятие головных уборов.

Не обнажают головы те, кто имеет специальный головной убор, ношение которого вызвано состоянием здоровья.

Допускается не обнажать голову при нахождении в исключительно неблагоприятных погодных, природных или технических условиях, когда обнажение головы на время исполнения гимна действительно способно привести к потере здоровья, травме или создать угрозу жизни.

Допускается не обнажать голову лицам, религиозные убеждения которых рассматривают обнажение головы как акт неуважения и (или) унижения.

Вместе с тем, требование обнажить голову при исполнении гимна распространяется:

На гражданских служащих, находящихся при исполнении гимна в форменной одежде;
- на лиц, которые присутствуя при официальном исполнении гимна исполняют служебные или технические обязанности (например, операторов аудиотрансляции, стенографистов, журналистов и т.п.).

При официальном исполнении гимна следует соблюдать тишину и сократить передвижения и перемещения до предельно возможного минимума.

Неэтично разговаривать во время исполнения гимна, активно шевелиться не имея к тому действительной необходимости, оборачиваться, отвлекаться посторонними обязанностями или присутствовать при исполнении гимна с наушниками в ушах (за исключением тех лиц, которые исполняют служебные технические обязанности с наушниками, или носят наушники или подобные им предметы по состоянию здоровья).

В случае если исполнение Государственного гимна сопровождается поднятием Государственного флага, присутствующие поворачиваются лицом к поднимаемому флагу.

Если поднятие флага не сопровождает исполнение гимна, то присутствующие обращаются лицом к центральной точке происходящих событий. Если имеется один уже поднятый (установленный) флаг или одно изображение Государственного герба - то обращаются лицом, соответственно, к данному флагу или гербу.

  • При официальном исполнении Государственный гимн следует выслушать молча, либо подпевая исполнению.

Молчать или петь во время исполнения государственного гимна - предмет свободного выбора гражданина. Недопустимо принуждать петь гимн, если гражданин не имеет на то желания, что нередко встречается в детских и школьных заведениях. В равной степени недопустимо ограничивать право человека петь гимн, если он имеет к тому желание. Этика предполагает, что желающий петь гимн гражданин, поет вполголоса, не перекрывая своим голосом звук исполняемого гимна, и не привлекая к себе решительное внимание окружающих.

Все требования к поведению во время исполнения Государственного гимна России, в равной степени относятся и к исполнению государственных гимнов других стран.

Неуважительное отношение к гимнам иных стран, исполняемым официально, следует рассматривать как неуважение к России, допускающей исполнение этих гимнов на своей территории, а, соответственно, и государственным символам России - в том числе, ее гимну.

Исполнение государственных гимнов во время спортивных соревнований

Практика исполнения государственных гимнов во время спортивных соревнований определяется сложившимися международными обычаями. Наиболее распространенны следующие из них.

  • При международных соревнованиях

В командных игровых видах спорта с участием национальных сборных государственные гимны двух участвующих в игре стран исполняются перед началом или (что случается гораздо реже) после окончания игры. При этом первым исполняется гимн страны, которая рассматривается как гость, а вторым - гимн страны, которая считается хозяином игровой площадки.

В индивидуальных видах спорта (а также командных неигровых видах спорта) после окончания соревнований при награждении победителей исполняется государственный гимн той страны, спортсмены которой заняли первое место (при этом поднимаются флаги всех стран, представители которых заняли первое, второе и третье место - на одном уровне, либо с некоторым различием высот: флаг первого места - выше, флаг второго посередине, флаг третьего - ниже).

  • При соревнованиях внутри одной страны
  • 6.Конституционно-правовая норма: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые отношения.
  • 7.Конституционно-правовая ответственность: понятие, содержание.
  • 8.Понятие и сущность Конституции. Типы и виды конституций.
  • 1. По форме закрепления норм:
  • 9.Основные функции Конституции 1993г.
  • 10.Юридические свойства и черты Конституции рф.
  • 11.Порядок изменения гл.1, 2, 9 Конституции рф.
  • 12.Порядок внесения изменений в гл.3-8 и ст.65 Конституции рф.
  • 13.Механизм реализации Конституции рф.
  • 14.Правовая охрана Конституции рф. Конституционный контроль и формы его осуществления.
  • 15.Конституционный строй: понятие, элементы. Основы конституционного строя рф.
  • 16.Конституционные принципы, составляющие основы конституционного строя рф.
  • 17.Народный суверенитет: понятие, содержание, формы реализации.
  • 18.Принцип разделения властей. Его закрепление в Конституции рф и практическая реализация.
  • 19.Конституционно-правовой статус человека и гражданина в рф: понятие, структура.
  • 20.Принципы конституционного статуса человека и гражданина в рф.
  • 21.Нормативно-правовые основы конституционно-правового статуса человека и гражданина в рф (Российское законодательство и международные акты по правам человека и гражданина в рф).
  • 22.Гражданство рф: понятие, характеристика. Принципы гражданства.
  • 23.Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 24.Прием в гражданство рф в упрощенном порядке. Восстановление в гражданстве рф. Оптация.
  • 25.Отмена решения о приеме в гражданство рф. Выход из гражданства рф.
  • 26.Конституционные (основные) права, свободы человека и гражданина в рф: понятие, классификация, юридическая природа.
  • 29.Конституционные социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в рф.
  • 30.Конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере правосудия.
  • 31. Ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в рф.
  • 32. Механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в рф.
  • 33.Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в рф: Понятие и классификация.
  • 34 Конституционные обязанности граждан рф: понятие и содержание.
  • 37.Понятие и форма государственного устройства рф. Особенности России как федеративного государства.
  • 38.Принципы построения (государственного устройства) Российской Федерации.
  • 39.Юридическая природа рф как федеративного государства.
  • 40.Государственные символы Российской Федерации.
  • 41. Конституционно-правовой статус субъектов рф. Особенности статуса отдельных видов субъектов рф.
  • 42. Компетенция рф и компетенция субъектов рф: конституционные основы и соотношение. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий рф и ее субъектов.
  • 43. Законодательство рф и законодательство субъектов рф: понятие, конституционные основы и соотношение.
  • 45. Избирательная система: понятие, характеристика. Мажоритарная и пропорциональная избирательная система.
  • 46.Референдум в рф: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 50.Досрочное прекращение полномочий Президента рф. Отрешение Президента рф от должности: основания, конституционный механизм.
  • 56.Государственная Дума фс рф: порядок образования, внутренняя структура, компетенция.
  • 57.Организация работы Совета Федерации фс рф и Государственной Думы фс рф (Регламенты палат).
  • 58.Правовой статус члена Совета Федерации фс рф и депутата Государственной Думы фс рф: общее и особенное.
  • 59.Законотворческий процесс в рф: понятие, стадии.
  • 1. Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
  • 60.Законодательный процесс, связанный с принятием федеральных конституционных законов
  • 61.Законодательный процесс, связанный с принятием федеральных законов (фз).
  • 62.Повторное рассмотрение палатами Федерального Собрания законов, отклоненных Президентом рф.
  • 63.Подписание, обнародование, вступление в силу фкз и фз.
  • 64.Правительство рф: место в системе органов государственной власти, порядок формирования, состав.
  • 65.Компетенция Правительства рф, акты
  • 66.Прекращение полномочий Правительства рф.
  • 67. Структура федеральных органов исполнительной власти в рф.
  • 1.Судебная власть – вид государственной власти.
  • 69.Конституционный Суд рф: порядок образования, состав, внутренняя структура.
  • 70.Компетенция и акты Конституционного Суда рф.
  • 71. Конституционно-правовой статус прокуратуры
  • 72.Основы организации государственной власти в субъектах рф.
  • 74. Счетная палата рф: порядок образования, состав, полномочия, акты.
  • 75.Центральная избирательная комиссия: порядок образования, состав, полномочия.
  • 40.Государственные символы Российской Федерации.

    Государственные символы России - установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации .

    В 1993 году была принята Конституция России - Основной закон нашей страны. Отдельная статья Конституции посвящена государственным символам: в ней говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн, и устанавливается, что эти три символа должны быть утверждены специальными федеральными конституционными законами.

    25 декабря 2000 года вступили в силу федеральные конституционные законы России «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации».

    Государственный герб России

    Государственным гербом России был утвержден двуглавый орел. Государственный герб - это опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный герб исполняет ту же функцию, что и название страны, её флаг и гимн, - он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

    Государственный гимн России

    Государственным гимном стало произведение композитора А. В. Александрова и поэта С. В. Михалкова. Государственный гимн - это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный флаг и название страны, - он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

    Государственный флаг России

    Государственным флагом было признано бело-сине-красное полотнище.

    Государственный флаг - это опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный флаг исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, - он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

    41. Конституционно-правовой статус субъектов рф. Особенности статуса отдельных видов субъектов рф.

    «Субъекты РФ - государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов субъектов РФ - республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти. Однако в государственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами ».

    Конституционно-правовое положение субъекта РФ характеризуется с одной стороны, общими чертами, присущими всем субъектам как составным частям Федерации, с другой, - различные виды субъектов имеют свои особенности.

    ) Все субъекты - неотъемлемые части Российской Федерации. Они не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава РФ. Конституционный Суд РФ 7 июня 2000 г. постановил, что в федеративном государстве не может быть двух уровней суверенных властей.

    ) Субъекты РФ обладают собственной государственной властью. Однако эта власть имеет ограниченный и иерархически подчиненный характер. Это выражается в том, что важнейшие вопросы общественной и государственной жизни отнесены Конституцией РФ к исключительным предметам ведения Федерации, в принципе верховенства федерального права, в возможности использования федерального принуждения по отношению к субъектам РФ в случае нарушения ими федеральных Конституции и законов.

    ) Статус субъекта Федерации не может быть изменен Федерацией в одностороннем порядке, он не может быть изменен и самим субъектом. Народ может выбрать новую форму самоопределения РФ, но изменение статуса государственного образования в составе Федерации - ее субъекта требует согласия обеих сторон - Федерации и субъекта. Создание федеральных округов с назначенными в них полномочными представителями Президента РФ не изменяет Конституции РФ и юридически не меняет конституционного статуса субъектов Федерации.

    Вместе с тем, все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

    национально государственный (республики в составе РФ);

    административно-территориальный (края, области, города федерального значения);

    национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

    1)Субъект РФ - входящее в состав РФ государство (республика), государственное образование (автономная область, автономный округ) или территориальное образование (край, область, город федерального значения).

    2)Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы республика, край, область, город федерального, значения, автономная область, автономный округ.

    )К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации относится круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    )В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Имеют собственный язык, гражданство, наградные знаки и т.д.

    )Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

    Каждый край, область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов краев, области, города федерального значения, и также вправе иметь свою символику.

    6)Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию, Конституция РФ предусматривает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

    Государственная символика представляет собой совокупность символов, которые отражают традиции страны: исторические, государственные, патриотические, культурные и другие. Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе. Кроме этого, государственная символика может отражать экономику, географическое положение, духовный и интеллектуальный потенциал и т.д. Государственная символика ориентирована на перспективы. Символика Российской Федерации включает в себя флаг, герб, знак президента РФ и гимн страны. Официальная российская символика является выражением суверенитета страны и ее самобытности. Символика России отражает многонациональность культур и традиций. Символика Российской Федерации - это патриотическая и историческая ценность страны.

    Флаг-4 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу среди прочих законов о государственной символике проект федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации". 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла законопроект в первом и третьем (окончательном) чтении. 20 декабря 2000 года Совет Федерации ФС РФ одобрил проект закона, 25 декабря 2000 года его подписал Президент РФ Владимир Путин. В соответствии с законом, Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3. Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал "державность", синий - цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

    Герб-25 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Государственном гербе Российской Федерации" (№ ФКЗ-2), закон вступил в силу со дня его опубликования - 27 декабря 2000 года. В соответствии с законом, Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, также обращенного влево.

    Гимн-7 марта 2001 года Госдума приняла в первом, втором и третьем, окончательном, чтении внесенный президентом законопроект о тексте Государственного гимна на слова Сергея Михалкова. 14 марта законопроект одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 22 марта 2001 года № 2 ФКЗ, вступил в силу 24 марта 2001 года. Государственный гимн Российской Федерации исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников.

    Указом Президента РФ от 5 августа 1996 года были установлены официальные символы президентской власти: это штандарт (утвержденный в феврале 1994 года), знак Президента, а также специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ. Штандарт (флаг) Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов.

    Знак Президента России из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью.Указом Президента РФ от 5 августа 1996 года № 1138 установлено, что специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции России является официальным символом президентской власти. При вступлении вновь избранного Президента России в должность Президент России приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции. Специальный экземпляр текста Конституции России вместе с Штандартом (флагом) Президента России и Знаком Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России после принесения им присяги на этом экземпляре текста Конституции.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ (от гр symbolon - знак) - установленные конституцией или специальным законом особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки государства, олицетворяющие его , самобытность, а иногда т.ж. несущие определенный идеологический смысл. К основным С.г обычно относятся , государственный герб, государственные цвета, главы государства, государственная , государственный девиз.

    Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

    Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ" в других словарях:

      - (национальные символы), установленные конституцией или специальным законом отличительные знаки государства (см. ГОСУДАРСТВО), олицетворяющие его национальный суверенитет и самобытность. К основным государственным символам относятся… … Энциклопедический словарь

      Государственные символы установленные конституцией или специальным законом отличительные знаки конкретного государства. К государственным символам в разных странах относятся герб, флаг, гимн См. также Список национальных девизов День нации… … Википедия

      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ - (от гр. symbolon знак) установленные конституцией или специальным законом особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а иногда тж. несущие определенный… … Юридическая энциклопедия

      Государственные символы Энциклопедия права

      Государственные символы - см. Государственный герб; Государственный гимн; Государственный флаг … Большой юридический словарь

      Государственные символы - обязательные атрибуты государства, которые используются как внутри страны, так и в международных отношениях: флаг, герб, гимн государства … Теория государства и права в схемах и определениях

      Согласно Указу Президента Украины от 29 ноября 1999 года официальными символами Главы государства признаны: Штандарт Президента Украины, Знак Президента Украины, Гербовая печать Президента Украины и Булава Президента Украины. Содержание 1… … Википедия

      Государственные символы России установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства Российской Федерации. К ним относятся: Государственный герб России Государственный гимн России Государственный флаг России… … Википедия

      Государственные символы Болгарии установленные Конституции Болгарии отличительные знаки государства «Болгария». К ним относятся: Государственный герб Болгарии Государственный гимн Болгарии Государственный флаг Болгарии Герб Болгарии… … Википедия

      Государственные символы Республики Казахстан установленные конституционным законом отличительные знаки государства Республики Казахстан. К ним относятся: Государственный флаг Республики Казахстан Государственный герб Республики… … Википедия

    Книги

    • Государственные символы России (+ 3 DVD-ROM) , Г. В. Вилинбахов, Г. В. Калашников, А. Н. Шендрик. Государственные символы России неразрывно связаны с ее историей. Книга рассказывает о возникновении символов нашего государства - герба, флага и гимна. В комплектвходят три DVD диска с…
    • Государственные символы России. История и современность , В.Феклушин. Государственные символы России. История и современность…

    Символ любого государства выражает суверенитет страны, единство народа. Он не только выступает предметом национальной гордости, но и обладает практическим значением. Символ государства помещается на банкнотах, монетах, бланках, печатях и в прочих местах, где это необходимо.

    Мировая практика

    В каждой стране в тот или другой исторический период неизбежно вставал вопрос о государственной символике. Знаки отличия стран должны олицетворять суверенитет вне зависимости от смены династий и правительств. В государствах, где сохранилась монархическая форма правления, символы не меняются с самых древних времен. К таким странам, например, относят Испанию, Данию, Люксембург, Великобританию. Аналогичным образом поступает и ряд республик: Польша, Венгрия, Болгария и так далее. Однако существуют и такие страны, в которых принципиально не используется монархическая символика. Так, например, в Италии, Франции она заменена новой, более современной.

    Названия символов государства

    В РФ существует три основных знака:

    • Герб.
    • Гимн.
    • Флаг.

    Символ государства должен иметь официальный статус. Это значит, что он должен быть не только общеизвестен, но и утвержден на правительственном уровне. Например, что не является символом государства на официальном уровне? Всем известна река Волга. Она может выступать как символ государства, но на национальном уровне. Или, например, Кремль. Его изображение можно встретить достаточно часто, однако на официальных документах, международных договорах оно не используется. То же самое относится и к другим странам. Так, например, на монетах Франции изображена женская фигура, олицетворяющая государство. Другим традиционным знаком этой страны выступает галльский петух. Лист клевера – известный символ Ирландии. Национальными знаками также считаются Эйфелева башня, Колизей, Тауэрский мост, здание Конгресса в Америке.

    Символ образования единого Московского государства

    После разделения Киевской Руси сформировался конгломерат из самостоятельных княжеств. У них не было собственной символики. Тем не менее князья использовали на монетах и печатях определенный набор изображений. Эти знаки были призваны возвеличивать их могущество и власть. Чаще всего это были изображения животных: львы, грифоны, орлы и так далее. Достаточно распространены в то время были и церковные символы. Часто можно было встретить изображения Христа, разных святых, Богоматери, креста.

    С конца 15 века началось активное формирование единого централизованного государства. В связи с этим возникла необходимость в создании нового символа. Он должен был прежде всего отражать единство страны, а также олицетворять власть великого Московского князя, с 1547-го года именовавшегося царем. Таким знаком в то далекое время стал двуглавый орел. Впервые он был использован в 1497 году и присутствовал на печати Ивана Третьего. После реформ Петра, который впервые провозгласил себя императором, появились и другие символы Московского государства. Вид орла, как и его цвет, был несколько изменен. Впоследствии он периодически дорабатывался. Петр впервые ввел военно-морской и торговый флаги. Они просуществовали вплоть до Революции 1917. До прихода большевиков дожил и герб страны – двуглавый орел.

    Пришедшие к власти большевики всеми силами старались подчеркнуть разрыв с прошлым, со всеми атрибутами монархического строя. Коснулось это и геральдики. В связи с этим в СССР ни один символ государства не имел никакой связи с предыдущими знаками. Отличительными знаками стали эмблемы труда: колосья, молот и серп. Флаг государства стал красным, на нем была изображена пятиконечная звезда, олицетворявшая победу коммунизма на всех пяти континентах. После распада Союза вновь встал вопрос об отличительных знаках страны. В результате вернулись прежние символы государства России – бело-сине-красный стяг и герб с изображением орла. У последнего изменились только цвета.

    Герб

    Все символы государства России имеют определенный смысл. Касается это и герба страны. В первую очередь следует сказать, что этот опознавательный знак составляется в соответствии с определенными геральдическими правилами. Этот символ государства представляет собой комбинацию фигур и цветов. Герб исполняет функцию идентификации страны при помощи визуальных средств. Проще говоря, этот символ государства имеет то же назначение, что и название. Только последнее является речевой формой, а герб – изобразительной.

    Законодательная база

    В качестве основного нормативного документа в РФ выступает Конституция. В ней установлено, что существуют определенные символы российского государства. К ним, в частности, относится и герб. Закон устанавливает правила использования этого символа. Во исполнении норм, которые предусмотрены в конституционном положении о гербе страны, различные правовые акты – Федеральные предписания, Распоряжения и Указы Президента, постановления федеральных органов регулируют и уточняют различные вопросы по использованию герба государства и его охране. Современное законодательство о данном символе существует с 1993 года. В течение всего периода его существования оно постоянно дополняется и совершенствуется.

    Стяг

    Флаг государства представляет собой материальный знак. Он выглядит как кусок ткани или другого материала, который может развеваться на ветру. Флаг имеет определенную форму и цвет. В РФ используется сочетание трех цветов – белый, синий и красный. Они изображены горизонтальными полосами. Отличительной чертой флага является то, что он предназначен для использования на открытом пространстве и должен распознаваться на значительном расстоянии.

    Историческая справка

    После того как в марте 1990-го прошли выборы народных депутатов, движение "Демократическая Россия" сформировало Комиссию. Она подготовила проекты предложений конституционных поправок и Декларации о суверенитете. В числе предлагаемых корректировок было и изменение государственного флага. В новой редакции ст. 181 предполагалось, что он будет представлять собой трехцветное полотнище с одинаковыми по ширине горизонтальными полосами: алой - нижней, голубой – средней, белой – верхней. Однако на Съезде эти поправки приняты не были. Большинством голосов депутаты постановили убрать установленные на столах некоторых народных избранников новые флажки. В прессе в то время их называли "царской символикой".

    В ноябре 1990-го года Советом Министров РФСР было принято постановление по вопросам организации работы по образованию новых символов страны. Данная задача была возложена на Комитет по архивным делам. По результатам рассмотрения предложений было рекомендовано восстановить трехцветное полотнище. Внесение законопроектов в ВС было решено, однако, отложить до завершения президентской избирательной кампании. Соответственно, на протяжении июля и августа 1991-го года в проект новой Конституции было включено предложенное описание флага России – бело-сине-красного полотнища.

    Нормативная основа

    Главными законодательными актами о государственном флаге РФ выступают Конституция и Федеральный закон. Они утверждают его и устанавливают порядок его использования. Так же как и в случае с гербом, законодательство существует с 1991 года, дополняется и совершенствуется в течение всего периода.

    Гимн

    Он представляет собой музыкальный символ государства. Мелодия и слова неразрывно связаны с общественно-политическим строем страны. Он предназначен для идентификации музыкальными средствами. В системе символов страны гимн занимает особое место. Он считается наиболее доступным для населения и самым понятным знаком. Не всегда есть возможность воспользоваться гербом или флагом, название страны звучит на разных языках по-разному. Гимн всегда в памяти человека, он знает и помнит мелодию и слова. Если необходимо продемонстрировать государственную принадлежность, гражданин может это выполнить, исполнив гимн своей страны.

    Законодательство

    Основными нормативными документами, которые регламентируют использование и охрану гимна, являются положения Конституции и соответствующий Федеральный закон. Различные правовые акты, в том числе Указы и Распоряжения Президента, Постановления Правительства и прочие предписания, уточняют и регулируют все вопросы, касающиеся гимна, а также его защиты.