Моральное давление на работе. Манипуляция: подавляющее влияние. Рассмотрим некоторые методы подавляющего влияния

Как вернуть интерес к жизни и стать стойким на пути жизненных трудностей?

Нужно принять себя, осознать собственные скрытые проблемы и потребности. В этом поможет авторская арт-терапевтическая техника «Принятие чувств как ресурс жизнестойкости».

В настоящее время много публикаций посвящено стрессу и стрессоустойчивости, при этом термин «жизнестойкость» только начинает пробивать себе дорогу.

Жизнестойкость (hardiness)

- это способность человека успешно справляться с жизненными трудностями и противостоять ударам судьбы.

Жизнестойкость включает в себя три составляющие , которыми должна овладеть личность, чтобы успешно преодолевать трудные жизненные обстоятельства (С. Мадди):

  • интерес к жизни - активность личности, вовлеченность в отношения с другими людьми (вместо пассивности и отчуждения);
  • контроль над собой и обстоятельствами своей жизни , проявляющийся в ответственности за свои действия в преодолении трудностей, в продуктивном влиянии на события собственной жизни (вместо бессилия, инфантильности, выученной беспомощности);
  • принятие риска - мудрое отношение к жизненным вызовам и «выход из зоны комфорта» (вместо стремления к безопасности и избеганию усилий по преодолению трудностей).

Ресурс

- это средство, способствующие успешному преодолению проблем.

Ресурсами являются запасы мотивации и энергии, отдых и развлечение, находчивость, изобретательность и оригинальность и т.д.

Основными ресурсами человека являются энергия , знания , умения , навыки , его Величество опыт , образование , здоровье , сильные личностные качества , деньги и материальные блага , а также ближайшее окружение , формирующее стратегии совладания личности.

Таким образом, ресурсы - это внутренние опоры для совладания.

Но человеку может не хватать собственных внутренних ресурсов для конструктивного преодоления трудностей, и тогда он обращается за помощью извне.

Актуализации личностного ресурса могут помочь: психологически компетентное профессиональное консультирование, коучинг, групповой психологический тренинг, поведенческие методы и техники саморегуляции (аутогенная тренировка, психомышечная релаксация, медитация и др.), креативные техники и развитие творчества, методы транзактного анализа, приемы арт-терапии (терапии средствами искусства) и пр.

Раскрытию ресурсов человека могут также способствовать естественные способы нивелирования стресса : общение с друзьями и близкими, красивые уголки природы, запахи и звуки, вкусная еда, полноценный отдых и медитация, секс, хобби и творчество, путешествия, субъективно значимые вещи... Так, ношение талисмана, особенно изготовленного своими руками, вызывает чувство спокойствия и, следовательно, может влиять на поведение человека в новых обстоятельствах.

Психологи в индивидуальной или групповой работе с клиентами взращивают субличность ответственного , верящего в себя «Взрослого» , усиливают внутреннюю позицию заботливого и критического (контролирующего) «Родителя» , а также естественного «Ребенка» , умеющего радоваться жизни. В целом, речь идет о восполнении недостающих ресурсов для мудрого решения жизненных проблем.

С целью

  • осознания человеком имеющихся проблем и значимых потребностей ,
  • принятия собственных чувств (как позитивных, так и негативных), а также
  • поиска стратегий для преодоления трудностей и обретения ресурсов жизнестойкости

можно использовать технику
«Принятие чувств как ресурс жизнестойкости»

апробированную автором в работе с мужчинами и женщинами разного возраста, социального и профессионального статуса (в частности, на Ежегодном саммите психологов «Технологии успеха» в Санкт-Петербурге в 2012 году).

Для работы необходимо приготовить:

Процесс арт-терапевтической техники состоит в следующем:

  1. Нарисуйте на альбомном листе красками свои чувства (состояние) в детстве
  2. На другом листе - свои чувства (состояние) в подростково-юношеском возрасте . Расскажите, что происходит на рисунке.
  3. На третьем листе - чувства (состояние), которые испытываете сейчас (во взрослом периоде) . Расскажите, что происходит на рисунке?
  4. Сфотографируйте все три свои «шедевра».
  5. Порежьте эти три работы на любое количество частей (можно порвать на кусочки разной формы или вырвать лишь значимые образы и символы), а затем наклейте кусочки на половинку ватмана так, как Вам нравится, или как душе угодно, как они «просятся на ватман лечь»... Если уж не захочется клеить все кусочки - сожгите некоторые из них или выбросьте; однако допустимо сделать их нижним слоем работы, тем самым приняв все чувства - они же Ваши! Расскажите, что теперь отражено на рисунке?
  6. Сфотографируйте эту работу, интегрирующую в себе эмоциональные состояния детства, подросткового периода и взрослости . Осознайте все чувства , связанные с прошлыми воспоминаниями и актуальными переживаниями; это обеспечит их принятие.
  7. Полистайте красивые глянцевые журналы, просмотрите прочую полиграфическую продукцию, отберите понравившиеся Вам 3-4 картинки (можно и больше, конечно), вырежьте их, а также слова или фразы, привлекшие Ваше внимание. Прислушайтесь к своим чувствам, доверьтесь своему подсознанию и наклейте эти картинки и фразы на свой «шедевр». (Можно изготовить и что-то объемное, прикрепив его к своей работе, например, конфету, салфетку, коробочку с подарком и др.).
  8. Сфотографируйте заключительную работу . В ней найдут отражение актуальные состояния, эмоции и чувства - как позитивные, так и негативные.
  9. Заключительная беседа по выполненной работе с разбором образов и символов . (Для этого могут использоваться словари образов и символов, практическое руководство по имагогике (от «имаго» - образ), трактовка образов из символдрамы, нумерология, тест Люшера для интерпретации цвета в рисунках и пр. При этом следует обращать внимание не только на классическую интерпретацию образов и символов, но и на их индивидуальное значение для клиентов).

Примеры рисунков:

Участница тренинга - женщина, 43 года, учитель сельской школы:

1. Детское состояние. Она рассказывает о жизни в селе, купании в реке и рыбалке; черные птицы напоминают ей об умерших дедушке и бабушке.

2. Подростковое состояние. Клиентка рассказывает о школьной любви с одноклассником, который стал ее мужем. Однако несколько лет назад он умер... (Пронзенное стрелой сердце - стандартный образ любви; холмик и черная туча подсказывают нам переживания, связанные со смертью. Символ горы может свидетельствовать о проблемах во взаимоотношениях с матерью, а коричневый цвет - говорить об отношениях зависимости и психосоматических нарушениях. После уточняющих вопросов узнаём, что на ее руках - больная мать).

3. Взрослое состояние . Любимая семья и работа. (Изображение воды символизирует женскую сексуальную энергию. Черная «стена-туча» справа говорит, что процесс горевания еще продолжается).

4. Коллаж (с использованием частей из всех трёх рисунков). Фрагментарность на коллаже может говорить о дезинтеграции и рассогласовании частей личности, о внутреннем конфликте. Причем черную тучу она наотрез отказалась убирать из коллажа.


5. Коллаж (с дополнительными образами). Здесь актуализировались значимые потребности: чтобы у детей была радостная жизнь, внук и внучка росли здоровыми, чтоб мы все были как одна большая дружная семья (образ тигрицы с тигрятами). Заметим, что картинки приклеены так, что они оказались в центре работы, что говорит об ассоциации частей личности и интеграции «Я».


Другая участница тренинга - женщина, 48 лет, бухгалтер-экономист:

1. Детское состояние. Она рассказывает о жизни в поселке городского типа на Украине. В детстве она занималась спортивной гимнастикой, играла на скрипке, ездила в туристические поездки... Трактовка цвета говорит о состояниях радости, активности и мотивации достижений (красный), об оптимизме, потребности в признании (желтый), в прочной и глубокой привязанности, любви и поддержке (синий).


2. Подростковое состояние. Женщина рассказывает, что отец бил маму, и она в 11 лет выступала ярой её защитницей. Затем состоялся суд о разделе квартиры, после чего отец еще долго не давал им спокойно жить. Развод был длительным и сложным, поэтому этот период связан с сильными переживаниями. Зеленый цвет одинокого листа говорит о волевых качествах клиентки, штриховка - о тревожности.

Одна из основ жизни человека – . Зачем оно надо? Дело в том, что каждый человек изначально уверен в том, что его жизнь имеет смысл. Он начинает действовать исходя из этих знаний. Но с течением времени, под влиянием стрессов и неудач лишается этой уверенности.

А жизнестойкость дает возможность справиться с этим явлением. Она укрепляет нашу волю, позволяет адекватно воспринимать действительность. Сальваторе Мадди, основоположник мнения о том, что формирование навыков жизнестойкости необходимо человеку, настаивает, что убеждения человека должны соответствовать реалиям. Жизнестойкость, по его мнению, должна формироваться установкой: если я.., то я могу… Таким образом мы принимаем сложную ситуацию и ищем из нее пути решения.

Откуда берется жизнестойкость

Жизнестойкость основывается на мировосприятии человека и включает в себя три важных составляющих:

1. Вовлеченность. Она помогает понять, что чем больше мы окунаемся в мир, тем больше у нас шансов найти то, что мы ищем.

2. Контроль позволяет нам ощущать, что мы сами руководим своей жизнью.

3. Осознание рисков позволяет нам воспринимать жизнь, как источник опыта, а не проблем. Жизнестойкость заставляет нас стремиться не к комфорту, а к опыту.

Формирование навыков жизнестойкости начинается с рождения и примерно до подросткового возраста. Это, конечно, не значит, что во взрослом возрасте сформировать жизнестойкость невозможно. Но именно в детстве, когда ребенок ощущает любовь и поддержку родителей, у него идет формирование навыков жизнестойкости через вовлечение. Когда родители позволяют ему самому справляться с задачами, проявлять инициативу, понимать ответственность за свои поступки, формирование жизнестойкости идет через контроль. Чтобы заработал третий компонент, необходимо ребенку давать максимум эмоций и новых впечатлений. Только три компонента вместе позволяют организовать правильное формирование жизнестокости.

Как работает жизнестойкость

Итак, мы определились, что жизнестойкость – это правильное реагирование на стресс. Психологические факторы влияют на него двумя способами: путем оценки ситуации и влияния на поведение человека.

Когда у нас развита жизнестойкость, мы не воспринимаем стресс, как угрозу себе. Мы знаем, что все можем изменить своими силами, и начинаем действовать. Формирование жизнестойкости позволяет воспринимать мир в позитивном цвете, вовлекаясь в него. Начинаем действовать – берем под контроль, и принимаем новый опыт – принимаем риск.


Формирование жизнестойкости

Понятие жизнестойкости дает понимание, что все эти качества не врожденные и их можно натренировать. Это поможет дать осознание стрессовых ситуаций, помочь найти пути их решения и углубить действие трех основных компонентов, описанных выше.

Натренировать жизнестойкость можно с помощью:

1. Реконструкции ситуаций через воображение и их решение.

2. Фокусировка позволяет иначе формулировать стрессовые ситуации, понять, то повлияло на ваше решение в реальной ситуации.

3. с целью компенсации – создание схожей стрессовой ситуации, где человек поступает так, как считал бы нужным.

Однако Сальваторе Мадди совмещает понятие жизнестойкости со здоровым образом жизни. Его программа основана на:

Расслабляющих практиках;
правильном питании;
обучении совладания;
обучении навыкам общения;
обучении физическим упражнениям;
отказе от вредных привычек;
контроле результатов в течение года.

Планируя ситуации, человек уже психологически готовится к ним. Конкретизируя их, он получает стимул к действию. Кроме того, формирование навыков жизнестойкости помогает найти новый смысл в обыденных вещах.


Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами. Они умеют принимать действительность такой, какова она есть; они глубоко убеждены, что наша жизнь имеет смысл (основу для этой убежденности часто дает приверженность тем или иным ценностям); они отличаются незаурядным умением импровизировать и находить нетривиальные решения.


Три компонента жизнестойкости: как выжить в любых условиях Жизнестойкость – это интерес к жизни. Жизнестойкость – это умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации. Жизнестойкость – это уверенность в том, что всё в жизни имеет свой смысл. Жизнестойкость – это готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний и выносить жизненный опыт. Жизнестойкость – это оптимистичный способ взаимодействия с миром и окружающими людьми.


Преимущества жизнестойкости: Жизнестойкость придаёт силы для преодоления препятствий и противодействий. Жизнестойкость даёт толчок к развитию способностей. Жизнестойкость даёт возможности проявить лучшие свои человеческие качества. Жизнестойкость даёт освобождение от оков неуверенности, комплексов и пессимизма. Жизнестойкость даёт удовлетворение от понимания жизненных процессов. Жизнестойкость обеспечивает уважение к людям и жизни.


Проявления жизнестойкости в повседневной жизни Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду. Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций. Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы. Религиозность. Человек, имеющий веру – жизнелюбив, так как не сомневается в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.


Как развить в себе жизнестойкость Жизнестойкость лучше всего воспитывать с детства. Семейное воспитание. Приучая детей самостоятельно принимать решения, не бояться ошибок, но бояться бездействия. Обучение. Жизнестойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов. Оптимистичный взгляд на жизнь. Стараясь в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние, человек воспитывает в себе жизнестойкость. Благотворительность. Помогая людям, которые попали сложные жизненные ситуации, человек начинает более осознавать собственные возможности, а значит, становится более жизнестойким. Самосовершенствование. Избавляясь от слабости, уныния, безынициативности – человек воспитывает в себе жизнестойкость.




Качества, которыми обладает жизнестойкий ребенок: Высокая адаптивность Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Уверенность в себе Непредвиденные ситуации не смущают ребенка. Независимость Такие дети живут своим умом. Стремление к достижениям Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Ограниченность контактов Дети устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми, что способствует их чувству безопасности и защищенности.


Как воспитать жизнестойкого ребенка Поощряйте самостоятельность ребенка. Ясно, четко формулируйте правила и требуйте их соблюдения. Подчеркивайте значимость семьи, чувства гордости и родства. Предоставляйте ребенку возможность открыто выражать свои чувства. Обучайте ребенка быстро принимать решения. Поощряйте активность ребенка. Четкое определяйте и называйте проблемы, подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместно ищите выход. Обучайте ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке Помогайте ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные. Поощряйте веру ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно. Помогайте в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости. Проявляйте интерес и уважение к мнению ребенка. Создавайте защищенную среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили. Помогайте ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов.


Как вырастить ребенка человеком, любящим жизнь и верящим в себя? Развивайте самостоятельность. Гиперопека закладывает в сознание информацию про то, что реальный мир небезопасен, что всегда рядом должен быть кто-то, кто о тебе позаботится. Чаще давайте возможность делать ребенку что-то самому, подбадривайте, хвалите, как хорошо у него получается. Как можно реже говорите «нельзя». Четко сформулируйте запреты. Их должно быть немного: только те действия, которые угрожают жизни. А в остальных случаях спрашивайте себя: «Что для меня важнее: чтобы ребенок развивался, познавал мир или идеальный порядок в доме?» Избегайте вешать «ярлыки». Ярлыки могут «заклеймить» ребенка навсегда: «он трус», «он не способен учиться», «она у нас слабенькая». Такие внушения отпечатываются на уровне подсознания, и преодолеть эти стереотипы потом очень трудно. Всегда находите повод порадоваться и похвалить. Теплый взгляд, доброе слово – и маленький человечек будет стремиться оправдать ваши надежды.


Подчеркивайте заслуги детей, признавайте достижения, не сравнивая их с другими. Приучайте ребенка ставить перед собой реальные цели и достигать их. Отдавайте себе отчет, что нельзя делать все на пять. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Если ребенок ошибается, не ругайте его, потому что страх перед вашим недовольством заставит впоследствии «прятать» свои ошибки, обманывать, бояться рисковать. Терпеливо ждите результат. Помните: терпение и время – вот составляющие успеха. Воспитывайте любовью. Детям необходимо чувствовать нашу любовь без каких-либо «если» («Если не будешь есть кашу, не буду тебя любить»). Они должны знать, что им не надо что-либо делать для того, чтобы заслужить любовь. Страх заставляет чувствовать свою неполноценность, порождает замкнутость, враждебность.


Тест «Стратегия семейного воспитания» Уважаемые родители! Выберите, пожалуйста, из представленных вариантов ответов самый предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием? A. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. B. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу) Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве) B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер) 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? A. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. B. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы? A. Если просит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. B. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.


6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? A. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. B. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях. 7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. 8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его? A. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят. B. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать. 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? A. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения B. Расстроюсь. Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. В. Надеюсь. Б. Стараюсь. Г. Не знаю.


Стиль семейного воспитания: Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Кто оказывает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь «Алтайский краевой центр диагностики и консультирования – г. Барнаул, пр. Ленина, 54. Запись на консультацию к специалистам: 8(3852) Квалифицированные психологи и учителя-логопеды проводят диагностику и консультирование обучающихся и их родителей по проблемам: Трудностей в обучении Личностных особенностей детей и подростков Уровня тревожности ребенка Уровня самооценки Школьной мотивации обучающихся Адаптации к обучению в школе Речевых нарушений Звукопроизношения Особенностей детско-родительских отношений Профессиональных интересов, склонностей, предпочтений


В Центре ведутся занятия по психолого-педагогическим программам: «Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи»; «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»; «Программа коррекционно-развивающей работы со слабоуспевающими обучающимися»; «Коррекционно-развивающая программа детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»; «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей 5-7 лет «Формулы развития»; «Программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»; «Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации»; «Программа коррекции детско-родительских отношений по формированию навыков жизнестойкости»; «Профилактическая антистрессовая программа «Волна». «Программа профессионального самоопределения обучающихся «Старт в профессию»; «Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Точка роста»; «Программа тренинга психоэмоциональной разгрузки «Серпантин».


Также ППМС-помощь оказывается в городах и районах Алтайского края ГДЕ МОЖНО УТОЧНИТЬ КООРДИНАТЫ ППМС- СЛУЖБ: Справочник организаций (города), оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь: Режим доступа: в свободном доступе; Справочник организаций (районы), оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь: Режим доступа: в свободном доступе; Базовые психологические кабинеты: &id=332&Itemid=169 &id=332&Itemid=169 Режим доступа: в свободном доступе.

Давление психологическое - это влияние, оказываемое одним человеком на других людей с целью изменения их мнений, решений, суждений, или личностных установок. Оно осуществляется далеко не самыми честными и правильными, с точки зрения человечности, способами. Но, к сожалению, столкнуться с ним может каждый.

Принуждение

Давление психологическое может проявляться в различных формах. Принуждение является одной из таковых. Это - самая наглая и беспрецедентная попытка воздействовать на другого человека. Данный метод по своей сути является противоправным применением психического насилия.

Со стороны его применение выглядит, как информационное воздействие на сознание человека. Которое может сопровождаться угрозами применения физического насилия. Но это крайние случаи.

Чаще всего моральный насильник оперирует другими «козырями». Это может быть его власть, деньги, влиятельный статус, компрометирующие данные. Некоторые пытаются уничтожить свою жертву. Говорят такие слова, которые стирают в порошок достоинство человека и втаптывают в грязь его уверенность в своих силах. Подобный характер могут носить и поступки.

Другие же следуют тактике навязчивости. Она заключается в намеренном моральном мучении человека различными методами.

Как реагировать?

Этому виду давления очень сложно противостоять. Но возможно (при должном желании). Самое важное - точно обозначить для себя цели, которые пытается преследовать изневольщик. Надо понять, чего он хочет. И после этого действовать в точности наоборот. Только не давая ему понять, что противостояние оказывается намеренно. Он должен воспринять уверенность того, кого пытается сделать «жертвой», как черту характера. В конце концов, неудавшийся моральный насильник оставит человека в покое. Так как поймёт, что намеченной цели ему не добиться.

Вот только если он одержим ею, то придётся набраться терпения и силы духа. Потому что изневольщик просто так не отстанет. Перед этим он перепробует всевозможные методы. Если ситуация доставляет слишком сильный дискомфорт, лучше от неё уйти. В прямом смысле слова - разорвать все контакты. А вот из-за преследования, которое вполне может начаться, если изневольщик фанатичен, можно обратиться в полицию.

Унижение

С помощью него тоже нередко осуществляется давление. Психологическое унижение направлено на то, чтобы морально «раздавить» человека. В ход идёт каждое слово, способное указать на его ущербность, неполноценность и ничтожность. Но как таким образом удаётся повлиять на человека? Ведь он, наоборот, должен воспринять любую просьбу или приказ «в штыки», разозлившись на услышанное! Да, это логично. Но на деле происходит иначе.

Оскорбления вводят человека в состояние некой прострации. Она ощущается даже физически - в висках начинает стучать, дыхание учащается, а стук сердца отдаёт где-то в области горла. Человека поглощает обида, смешанная с недоумением, злостью, и прочими, вызывающими адреналин, чувствами.

Это можно понять. Ведь унижение серьёзно бьёт по благополучию человека. Потому что чувство собственного достоинства - высшая моральная ценность. Даже в пирамиде Маслоу она находится на четвёртом уровне.

Так вот, в момент, когда человек оказывается окутанным состоянием обиды, всё тот же агрессор, спровоцировавший случившееся, пользуется удобным случаем надавить на него: «Ты хотя бы это способен сделать?».

Такая фраза буквально выводит из транса. Безусловно, находясь в нормальном состоянии, человек бы моментально отмахнулся. Вот только в подобной ситуации активируется психологический механизм защиты. На подсознательном уровне у человека просыпается желание доказать свою значимость и убедить обидчика в том, что тот ошибся на его счёт. И он хватается за поручение. А ведь это и нужно было обидчику.

Противостояние

Поскольку давление психологическое вполне успешно осуществляется посредством унижений, необходимо рассказать об эффективном способе борьбы с данным воздействием.

Итак, нужно запомнить, что подобный метод работает лишь с теми людьми, которые не уверены в себе. Самодостаточная личность только посмеётся над попытками какого-то агрессора-неудачника воздействовать беспочвенными оскорблениями. Они его просто не заденут.

Поэтому нужно стать такой самодостаточной личностью. Любое грубое слово должно превратиться в своеобразный сигнал, напоминающий человеку о том, что пора активировать защиту, и не поддаваться на провокации.

В душе, конечно, может бушевать буря. Но внешность должна максимально обезоружить агрессора. Расслабленный незаинтересованный взгляд, случайная зевота, свободная поза, лёгкая ухмылка - такой вид намекнёт ему на его безуспешные попытки заставить человека что-то сделать столь гнусным методом. А когда он закончит распинаться, можно обронить простую безразличную фразу, которая поставит его в тупик: «Ты всё сказал?». Или альтернативное: «Я тебя услышал(а)». А можно ограничиться и вовсе одним словом: «Хорошо». Игнорировать полностью обидчика не нужно. Ведь он знает, что человек не глухой, а значит, слышит его. И если он молчит - то, скорей всего, просто не знает, что ответить. Так что как минимум одна реакция должна быть.

Внушение и убеждение

Это более деликатный метод, при помощи которого оказывается психологическое давление. Им владеют не все. Ведь нужно уметь осуществлять воздействие на чужое сознание, провоцирующее некритичное восприятие им установок и убеждений.

К тому же такие манипуляторы мастерски владеют словом. Они эмпатичны, наблюдательны, и точно знают, что нужно сказать тому или иному человеку, чтобы он сам под его воздействием переконструировал свои установки. Такие люди умело играют с подсознанием «жертвы». Они задействуют интонацию, мнимое дружелюбие и откровенность, сопереживание и многие другие полубессознательные способы.

Ярким примером можно считать всем известные мошеннические онлайн-схемы - одностраничные сайты, на которых красочно описывается какой-то «инновационный» метод заработка, становящийся доступным пользователю после пополнения им своего же счёта (в дальнейшем якобы нужного ему) на определённую, «чисто символическую» сумму. Возглавляют такие ресурсы видео, строящиеся по одному и тому же принципу. Некий человек сначала душевно рассказывает свою историю о том, как он вышел из грязи в князи, а потом переключается на пользователя - начинает говорить, что он достоин лучшей жизни, и ему стоило бы подумать о себе, семье, детях, родителях. Он ничего не теряет - каких-то пять тысяч окупятся чуть ли не в первые 10 минут активации системы.

Удивительно, но такое психологическое давление работает. Слова «оратора» задевают за живое, проникают в душу, заставляю поверить, мотивируют. Но, естественно, выигрывает от этого только лишь он.

И это лишь один пример. В жизни такое тоже встречается очень часто. И если в Интернете можно просто заставить себя закрыть страничку, то в действительности приходится противостоять.

Манипуляция

Часто психологическое давление на человека оказывается посредством именно этого метода. Манипуляция подразумевает использование насильственной, обманной или скрытой тактики. И если в случае с унижением или принуждением человек понимает, что его атакуют, то в данной ситуации - нет.

Манипулятор, продвигающий свои интересы за счёт остальных людей, умеет скрыть своё истинное лицо, агрессивное поведение и недобрые намерения. Ему отлично известны психологически уязвимые места «жертвы». А ещё он жесток и безразличен. Манипулятор не беспокоится о том, что его действия могут нанести ущерб тому, кого он воспринимает, как свою «пешку».

Психологическое давление на человека манипуляцией оказывается различными способами. Психолог Харриет Брейкер, например, отмечала вниманием пять основных:

  • Положительное подкрепление - мнимое сочувствие, очарование, похвала, извинения, одобрения, внимание, лесть и подхалимство.
  • Отрицательное - обещания об избавлении от неприятной, непростой и проблемной ситуации.
  • Частичное подкрепление - поощрение человека к упорству, в итоге приводящее его к провалу. Яркий пример - казино. Игроку могут позволить выиграть несколько раз, но в итоге он спустит всё до копейки, увязнув в азарте.
  • Наказание - запугивания, брань, попытка навязать чувство вины.
  • Травмы - одноразовые вспышки гнева, истерики, оскорбления, а также прочие примеры пугающего поведения, направленного на испуг жертвы и убеждения её в серьёзности намерений манипулятора.

Есть ещё и масса других способов. Но, впрочем, какими бы они ни были, цель у манипулятора всегда одна - обрести личную выгоду и достичь поставленной цели.

Как избежать манипуляций?

На этот вопрос тоже стоит дать краткий ответ. О том, как противостоять психологическому давлению, осуществляемому посредством манипуляций, имеется очень много рекомендаций и советов. И к какому бы из них человек ни прислушался, ему придётся всегда делать одно и то же - держать ситуацию под своим контролем.

Ему необходима уверенность в себе, самообладание, здоровая недоверчивость и внимательность. Очень важно вовремя заметить начало манипуляции. Это легко - человек почувствует, как на его слабые места оказывается давление.

Ещё не помешает привычка анализировать происходящее. И речь идёт не только об изучении поведении потенциальных манипуляторов. Человеку, кроме этого, необходимо присмотреться к своим целям, мечтам и планам. Действительно ли они принадлежат ему? Или данные установки когда-то были ему навязаны, и он сейчас им следует? Об этом всём нужно хорошо подумать.

Как противостоять психологическому давлению? Нужно стать критичным. И визуально неприступным. Манипуляторы всегда рассчитывают на быстрый результат. Нельзя им его давать. На каждое предложение или просьбу нужно отвечать: «Я подумаю». И действительно поразмыслить не помешает. В спокойной обстановке, вне всякого давления, получится «прощупать» просьбу изнутри и понять, действительно человеку нужна помощь, или он лишь пытается извлечь для себя выгоду.

И если принято решение об отказе, надо высказать его в твёрдой форме, показав характер. Услышав неуверенное «Да нет, наверное…», манипулятор начнёт «доламывать» человека. Нельзя этого допустить.

Кстати, не нужно стесняться показывать «кукловоду» свои эмоции. Это его обличит, и он отстанет. Можно обойтись простой фразой, вроде: «Я тебе ничего не обязан, а из-за твоей настойчивости я чувствую себя неблагодарным!».

Обращаясь к закону

Важно отметить, что даже в уголовном кодексе есть информация про психологическое давление на человека. УК РФ не будет лишним открыть и пролистать до статьи № 40. Она называется «Физическое или психическое принуждение». И это - прямая отсылка к тому, о чём говорилось в самом начале. Только здесь всё более серьёзно.

Речь идёт о преступлениях, совершаемых людьми под давлением агрессора. В первом пункте статьи сказано, что вред, причинённый интересам, охраняемым законом, не считается правонарушением. Но только в том случае, если человек не мог в тот момент руководить своими действиями. Допустим, его принуждали под дулом пистолета, или держа на прицеле кого-то из родных.

Но если это было психологическое давление на человека? Статья № 40 в таком случае отсылается к предыдущей, под номером 39. Вопрос, касающийся уголовной ответственности за совершение преступления под психическим воздействием, решается с учётом её положений.

Статья № 39 называется «Крайняя необходимость». Там говорится, что преступление таковым не является, если оно было совершено ради устранения опасности, угрожающей человеку или другим людям непосредственно.

Однако это ещё не всё, что сказано в УК. Психологическое давление ещё упоминается в 130-й статье. Там отмечено, что унижение достоинства и чести другого человека, выраженное в крайней форме, карается штрафом до 40 000 рублей, или же зарплатой за три месяца. В особо тяжёлых случаях назначается 120 часов общественно полезных работ или 6 месяцев исправительных. Максимальное наказание - ограничение свободы до 1 года. Весьма серьёзные последствия психологического давления.

Статья УК РФ также гласит, что оскорбление, выраженное публично (через СМИ, в выступлении, в видеообращении, и т. д.), наказывается в два раза бóльшим штрафом. Максимальное наказание - 2 года ограничения свободы.

В случае с детьми

Психологическое давление на ребенка - это ещё более серьёзная тема. Всем известно, насколько у детей (у большинства, во всяком случае) слабое и неокрепшее сознание. Воздействовать на них крайне легко. И речь идёт не о здоровом давлении, которое даже таковым назвать нельзя («Не уберёшь игрушки - не буду с тобой разговаривать» - воздействие через чувство вины). Имеется в виду самое настоящее принуждение к чему-либо, атака ребёнка (психологическая).

Давление УК РФ в данном случае определяет, как «Неисполнение обязанностей по воспитанию». Это статья №156. Причём положения касаются не только родителей, а ещё и работников образовательных, социальных, воспитательных и медицинских организаций. Жестокое обращение - вот, к чему приравнивается психологическое давление. Статья прописывает и наказания. Это может быть штраф в 100 000 рублей, обязательные работы (440 часов), ликвидация права занимать определённую должность, или лишение свободы на три года.

Но, конечно, до судебных разбирательств дела доходят редко. Психологическое давление статья УК характеризует в специфическом ключе, в жизни же оно встречается в другом проявлении.

Многие родители просто бесцеремонно вмешиваются в пространство ребёнка, жестоко контролируют каждый его шаг, принуждают делать то, что ему не нравится (ходить в секцию по боксу, когда малыш хочет заниматься танцами, например). Некоторые уверены - если указывать ему на недостатки, то он их исправит. Но это не так. Не со всеми взрослыми, обладающими окрепшей психикой и умом, такое срабатывает. А ребёнок и вовсе замкнётся в себе, начав сомневаться в собственных силах и способностях, и постоянно чувствуя вину не понятно за что. Родители, оказывая давящее влияние, таким образом, отражают свои собственные переживания и страхи. Но в итоге они становятся врагами своего ребёнка, а не союзниками. Поэтому к вопросам воспитания необходимо подходить очень ответственно. Рождение и личностное формирование нового члена общества - это огромная ответственность и серьёзный труд.

Трудовая сфера

Напоследок хотелось бы немного поговорить про психологическое давление на работе. Ведь чаще всего именно в трудовой сфере человек сталкивается с данным явлением.

Нужно понять в первую очередь, что организация, в которой работает человек - это всего лишь структура. В которой каждый занимает своё место, и выполняет определённые задачи. И отношения между коллегами должны быть соответствующие, деловые. Если кто-то вдруг попытается надавить на человека, чтобы тот прислужил (подменил, сделал грязную работу, вышел в выходной), нужно отказать достойно - несколько холодно, но максимально вежливо. Нельзя ставить интересы чужих людей выше своих. Особенно если они имеют достаточно смелости, чтобы подходить с подобными требованиями.

Исключения составляют лишь те случаи, когда коллеге действительно нужна помощь. Кстати, бояться сплетен, слухов, пересудов или же попыток «подсидеть» не нужно. Человек должен помнить, что он - профессионал в первую очередь. Его навыки и производительность от злых языков хуже не станут. А с боссом, если он заинтересуется темой, всегда можно объясниться.

Гораздо хуже, если «натиски» исходят непосредственно от начальника. А есть такие руководители, которым лишь в радость оказать психологическое давление на человека. Статья УК РФ тут, конечно, не послужит информационным подспорьем, а вот положения Трудового Кодекса - вполне.

Чаще всего простые работники сталкиваются с настойчивыми «просьбами» начальника подать заявление на увольнение по собственному желанию. Это противоречит 77-й статье ТК РФ, так как подобные действия исключают свободу волеизъявления сотрудника. И человек имеет полное право обратиться в прокуратуру, чтобы открыть трудовой спор, или же прямиком в суд. Но потребуются доказательства, полученные без нарушения закона. Они нужны, кстати, в любом случае какой бы ни была жалоба.

Резюмируя, хотелось бы сказать, что тема психологического давления действительно очень подробна и интересна. Она содержит в себе ещё множество нюансов и важных моментов. Но с ними, при наличии желания, можно ознакомиться в индивидуальном порядке. Знания такого характера никогда не бывают лишними.

Любое действие человека имеет свою логику. Это касается и давления, которое на вас оказывают. Давящий человек обычно проводит свою стратегию по нескольким фронтам: он может давить на вас логикой, волей, интригами и энергетикой. Если вы хотите отстоять себя, вы должны, по крайней мере, понять характер давления, оказываемого на вас. В первую очередь хорошо разобраться, а кто давит на вас и зачем он это делает? Не понимая сущность и мотивы давящего агрессора и рассматривая его агрессивную бесцеремонную природу, как черный ящик, вы не можете выбрать грамотную и надежную линию противостояния давлению. Рассмотрите несколько классификаций конфликтных и трудных людей, которые описаны в предыдущих главах и выберете тот тип, что более всего похож на данного агрессора. Одно это поможет вам лучше понять логику его поведения и, возможно, заставит пересмотреть свое поведение.

Обычно одни люди подвергают психологическому давлению других людей по нескольким причинам:

1) они стремятся заставить их действовать в определенном направлении из соображений выгоды;

2) они испытывают потребность психологически поставить на место другого человека и одновременно утверждают самих себя (убирают или отодвигают сильного противника, конкурента);

3) они получают удовольствие от самого процесса психологического унижения другого человека;

4) они давят на других до конца, не осознавая это и подчиняясь своим импульсам внутренней агрессивно-волевой и грубовато-авторитарной природы.

На энергетическом уровне давление проявляется в соприкосновении двух аур, одна из которых начинает подавлять другую, заставляя ее отступать, сжиматься и подчиняться командам первой. Давление может быть направлено из сферы ума и в свою очередь направлено на интеллектуальную область другого человека, сферу его логики (в таких случаях говорят, что кто-то подавляет оппонента своим интеллектом), а может непосредственно пробивать, продавливать волю более слабого противника или жертвы. Бывает и другая, более тонкая разновидность давления, когда человека путем различных манипуляций ставят в такие условия, в которых он, вопреки своим желаниям, вынужден вести себя так, как нужно манипулятору. Это, конечно, деформирует его волю.

Защита от психологического давления должна начинаться с быстрого, но сосредоточенного размышления на тему: есть ли у того, кто давит, хоть какое-то моральное право на подобное отношение к вам? Может быть, вы действительно заслуживаете того, чтобы к вам был применен такой жесткий подход? Вдруг вы действительно зарвались, несправедливо обошлись с этим человеком, без спросу вторглись в сферу чужих интересов? Если это так, то ваше сопротивление и нежелание пойти ни на один компромисс оценено как неслыханная наглость, с которой надо бороться всеми доступными средствами. Может быть, агрессивное давление вашего оппонента основано на неправильном понимании вас и вашего поведения. Такие вещи бывают сплошь и рядом, потому постарайтесь в коротких, ясных и точных фразах объяснить ему суть дела. Человек, хотя бы в какой-то степени обладающий совестью и пониманием, способен остановиться, если убедился в своей неправоте. Ну, а тот, кто лишен этих свойств, конечно, продолжит свое давление, и ваше сопротивление его только раззадорит.

Предположим, что справедливость действительно на вашей стороне, но давление продолжается. Вы можете попытаться разрядить обстановку и перевести все в шутку или даже частично отступить, только внутри себя четко определите, до какой черты возможен компромисс. Однако если ваш смягчающий импульс не будет воспринят, старайтесь держать удар. Начните сопротивляться всерьез. Какие у вас ресурсы для того, чтобы успешно отбить атаку?

Прежде всего хотя бы на мгновение, насколько позволяет ситуация, обратитесь за поддержкой к Высшим Силам с короткой интенсивной молитвой. Несколько раз повторите про себя с максимальной верой и концентрацией какую-то формулу, может быть, два слова: "Господи, помоги!" Настройтесь на восприятие Высшей помощи и попробуйте вобрать в себя энергию помощи. После этого отвечайте на давление уверенно и твердо, говоря жесткие или ироничные фразы, занимая определенное место и позу, не отступая ни психологически, ни физически. Кстати, умение охранять свою позицию даже чисто пространственно, не отступая перед напором агрессора, который нередко давит на вас, приближаясь к вам и заставляя вас отступать на несколько шагов, входит в искусство правильной защиты от волевого давления. Оно предполагает либо хорошую физическую тренировку (сильный человек обычно отступает только перед еще большей силой), либо умение управлять своим телом, не допуская мышечных зажимов. В психологическом единоборстве двух людей при прочих равных условиях решает дело чье-то психоэнергетическое превосходство, а оно включает в себя жизненную силу человека, а значит, в какой-то степени и телесную крепость. Человек со слабым нетренированным телом, полным мышечных зажимов и проблем, как правило, не может противостоять грубому напору психологического "качка", тем более, если тот лучше развит на физическом уровне.

Даоская традиция и боевые искусства Востока считают, что даже не в очень крепком теле есть определенные зоны и точки, концентрируясь на которых человек высвобождает скрытые ресурсы организма и психики , глубинные энергии, которые позволяют более устойчиво и энергично парировать любой натиск. Это прежде всего нижний дань-тянь - центр, находящийся в области пупка, центры ног, обеспечивающие человеку ощущение устойчивости как физической, так и психологической, и наконец, весь позвоночный столб, который представляет собой энергетический стержень и ось, от состояния которой зависит общее напряжение человеческой воли и духовная крепость подвергающегося давлению человека. Чем больше вы будете сознательно работать над тренировкой этих центров и зон тела, тем увереннее вы будете держать удар во всех жизненных передрягах и отстаивать свою правоту.

Игорь, клиент, посещающий мои консультации и страдающий большим чувством неуверенности перед любыми формами психологического давления, по моему совету стал ходить на занятия гимнастикой цигун и развивать жизненную силу в области нижнего дань-тяня. Во время наших с ним бесед я отчетливо понял, насколько слаб у него этот центр и как плохо он контролирует нижние конечности в минуту опасности. Там, где у других людей концентрируется так называемая нутряная сила, у него зияла пустота, ощущался провал, который сообщал всем его словам и движениям какую-то неубедительность. По его признанию, когда на него давили, он всегда чувствовал некую неловкость и слабость в области живота и потому старался уступить. Начав заниматься развитием запущенных зон в теле и оживлением тонких центров, представляющих собой энергетическую основу человека, он неожиданно успокоился и начал впервые в жизни ощущать свою жизненную правоту, которую надо отстаивать от незаконных посягательств.

Еще одним ресурсом, помогающим противостоять давлению, является целостность человеческих желаний и решений. Вы можете какое-то время колебаться и думать, какое решение в ответ на давление имеет смысл принять, но, остановившись на чем-то одном, надо продолжать стоять и дальше. Отсеките все сомнения, колебания, проявления лени, займите четкую и ясную позицию и не допускайте оттока энергии на посторонние душевные движения. Раз вы подвергаетесь нападениям, значит, вы должны быть монолитным во всем вашем поведении. Иначе через щели сомнений в вас проникнет чужая негативная воля и поработит вас.

Можете также прибегнуть к ресурсам образов, например, представить, что вас окружает нерушимая стена, невидимая сфера, энергетический щит, кокон, скафандр. Подробно технология построения щитов описана в моей книге "Невидимая броня". Я обучаю конкретной практике работы со щитами на индивидуальных консультациях и семинарах. Особенно эффективно действует метод построения трех колец силы - кольца, защищающего личность, затем, кольца вокруг ауры и, наконец, кольца, обороняющего дух. Важно только, чтобы эти кольца опирались на внутреннюю уверенность человека в своей правоте. Иначе вы будете представлять "колосса" на глиняных ногах, и кольца будут выполнять исключительно виртуальное значение.

И наконец, еще один из самых важных ресурсов защиты от давления - умение искусно чередовать тактики защиты и менять центры, которые участвуют в отражении удара. Речь идет прежде всего о чередовании логики и воли, на которое вы идете. Конечно, такое чередование во многом зависит от характера угрозы и от того, насколько часто чередует эти две стратегии ваш противник или оппонент. Если вы сильны в интеллектуальных беседах и в умении быстро привести нужный довод, а оппонент предпочитает не утруждать себя поиском нужных аргументов и склонен идти напролом, используйте то оружие, которым вы владеете лучше всего . Если это ум, выведете конфликт на территорию ума. Если же вы не владеете искусством мгновенно находить наилучшие интеллектуальные решения и подбирать самые остроумные слова в разгар острого конфликта, но обладаете хорошим волевым напором и находитесь в прекрасной физической форме, включите канал мощного ответного волевого давления. Например, рявкните на него. Пусть давит не только он, но и вы. Можете также быстро менять тактику, переходя от волевого сопротивления к умело организованным доводам и наоборот. Тогда, кто бы перед вами ни был, ему будет не так-то просто пробить вашу оборону.

Сергей Юрьевич Ключников - практический психолог с 25-летним стажем работы, кандидат философских наук, академик Российской академии естественных наук (РАЕН). Автор более 20 книг по практической психологии, входит в десятку наиболее читаемых психологов России. Создатель уникальных авторских методик по овладению скрытыми ресурсами организма и психики, cаморегуляции и борьбе с алкоголизмом, повышению личной эффективности и финансовой успешности, стресс-менеджменту, поведению в экстремальных ситуациях и психологической самозащите от агрессии и манипулирования. Провел несколько сотен психологических тренингов и несколько тысяч индивидуальных консультаций, в т.ч. в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Владивостоке, Одессе и т.д.

Более подробную информацию о книгах Сергея Ключникова, а также консультациях и психологических тренингах можно найти на сайте www.kluchnikov.ru