Минимальный возраст для занятия должности мирового судьи. Общественный антикоррупционный комитет

Согласно закону «О статусе судей в Российской Федерации» занять должность судьи может любой гражданин России, отвечающий одновременно нескольким критериям:

– возраст не менее 25 лет;
– наличие высшего юридического образования;
– стаж работы по юридической специальности более 5 лет;
– отсутствие судимости;
– отсутствие гражданства иного государства;
полная дееспособность;
– отсутствие нарко- или алкозависимости;
– отсутствие заболеваний, препятствующих получению статуса судьи.

Желающий стать судьей суда субъекта Российской Федерации должен быть не моложе 30 лет и проработать по специальности юриста не менее 7 лет. Претендент на должность судьи Верховного Суда должен быть не моложе 35 лет и потрудиться по юридической специальности более 10 лет.

Наиболее строгие требования предъявляются к тем, кто желает получить статус судьи Конституционного Суда: помимо всех вышеперечисленных качеств, соискатель обязан обладать безукоризненной репутацией, быть не моложе 40 лет, иметь стаж работы юристом не менее 15 лет.

Вроде бы указанные качества звучат обнадеживающе – возраст, стаж, репутация… Однако лично мне кажется, что цензы стоит скорректировать в сторону ужесточения. И в первую очередь, увеличив возраст, с которого можно занять кресло судьи. Представляется, что такая часть реформы суда позволит существенно поднять уровень судопроизводства в государстве. Это является на сегодняшний день одной из первостепенных задач, поскольку реальный уровень доверия к судебной власти со стороны населения, особенно в уголовном судопроизводстве, крайне невысок.

Минимально возможный возраст для занятия столь ответственного поста, как судья, было бы неплохо поднять. Неплохо требовать от кандидата в судьи и адвокатского опыта.

Однозначно, 25 лет – не юность, но отнюдь и не зрелость! Человек приобретает необходимый для любой правоприменительной деятельности, особенно судейской профессии, опыт точно не к этому возрасту. Житейская мудрость и бытовая прозорливость могут появиться и закрепиться в сознании прожившего четверть века, но ведь вуз заканчивают, как правило, в 22–23 года. Даже, если выпускник и трудился по юридической специальности с первого курса, достаточных практических навыков для того, чтобы вершить судьбы, у него в 25 лет нет. Именно поэтому минимальный возрастной порог для претендентов в судьи всех уровней необходимо повысить еще на 5 лет.

Критике можно подвергнуть и род стажа претендента, указывающий лишь на наличие опыта в сфере юриспруденции как такового. Между тем, проработав в современном российском следствии, надзоре или самом суде на технической должности секретаря либо помощника, любой молодой специалист, волей-неволей получает перекос профессиональной деформации в сторону обвинения. Это – объективный факт и спорить с ним сложно. К сожалению…

Однако, если ввести в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» одну небольшую ремарку, ситуация однозначно будет исправлена. Вполне обоснованно требовать от кандидата в судьи обязательного стажа не менее 2–3 лет в адвокатуре – той форме юридической деятельности, которая реально пожинает сегодня плоды упомянутого обвинительного уклона. Прочувствовав на собственном опыте весь негатив данного явления, будущий судья, скорее всего, будет более справедливым и беспристрастным.

Конечно, не только такие изменения способны полноценно реформировать судебную власть, лишив ее зависимости от власти исполнительной, но начинать нужно с подобных, малых и гарантировано эффективных мер, могущих дать результат в кратчайшие сроки.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. N 23-П положения пункта 8 статьи 16 настоящего Закона во взаимосвязи с положениями статей 144, 145 и 448 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118, 120 и 122, в той мере, в какой этими положениями допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 УК РФ, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 9-П пункт 5 статьи 11 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение в системе действующего правового регулирования не обеспечивает согласованность организационных условий осуществления полномочий судьи, назначенного во время рассмотрения им уголовного дела на должность судьи в другой суд, с обусловленным Конституцией РФ требованием Уголовно-процессуального кодекса РФ о рассмотрении уголовного дела неизменным составом суда и тем самым порождает неопределенность в вопросе о возможности продолжения рассмотрения таким судьей уголовного дела по существу

Как стать мировым судьей: возраст, юридическое образование, стаж работы

Итак, поговорим подробнее о том, как стать мировым судьей в Московской области. Претендент на должность должен предоставить всю необходимую документацию в Судебный департамент Москвы. Приблизительно через 2 месяца кандидату на должность направляется приглашение на экзамен.

Помимо этого, претендент на должность судьи мирового судебного участка не имеет права быть депутатом органов власти или органов МСУ, а также осуществлять коммерческую деятельность. Кандидату на получение статуса мирового судьи запрещено иметь вид на жительство зарубежного государства.

Представление Председателя Московского городского суда и проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей направляются Председателем Московской городской Думы в комиссию Московской городской Думы в соответствии с направлением ее деятельности для подготовки заключения о рекомендации кандидатов на назначение на должности мировых судей.

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Мировой судья

Существовали вполне оправданные запреты на избрание мировыми судьями: 1) состоящих под следствием и судом за преступления и проступки, подвергшихся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию, а также тех, кто был под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, и не оправданных судебными приговорами; 2) исключенных из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, а также из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; 3) объявленных несостоятельными должниками; 4) состоящих под опекой за расточительность; 5) священно- и церковнослужителей.

Несмотря на отнесение мировых судей в России к местным судам, их финансирование — оклады судей и аппарата — производилось из сумм государственного казначейства. Из земских сборов оплачивались только наем жилья и служебного помещения — по 800 рублей сверх оклада в год. Зарплата мировых судей была достаточно высока и равнялась зарплате, получаемой членом окружного суда. Отдельные земства имели реальную возможность финансировать мировые суды щедрее. Так, в литературе, посвященной итогам судебной реформы, отмечалось, что в конце 1870-х гг. в некоторых уездах Пермской губернии годовое жалование мировых судей достигало 3 тыс. рублей. Санкт-Петербургская городская дума в 1866 г. была вынуждена повысить оклад до 4500 рублей, когда по первому вызову туда явилось очень немного лиц, изъявивших желание баллотироваться на должность мирового судьи*(83). Сами оклады дифференцировались: добавочные судьи получали по 2 тыс. рублей в год, участковые — по 2800 рублей, председатели съездов — по 4200 рублей.

Принципы пенсионного обеспечения судей

  • в российских судах всех категорий в качестве судей или арбитров;
  • в аппаратах судов РФ на иных должностях, а также в аппаратах и учреждениях Минюста;
  • адвокатом, следователем, помощником, заместителем или непосредственно прокурором, а также на иной должности, где юр.образование является необходимым.
  • 4/5 от заработной платы — для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
  • для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста — пропорционально стажу судейства;
  • 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы — для отработавших больше двадцати лет.

Мировой судья минимальный возраст

  • пребывание на судейской должности на протяжении 20-ти лет;
  • достижение 50-летнего (для женщин) и 55-летнего (для мужчин) возраста при пребывании на должности судьи, но при этом не может быть стаж меньше, чем 20 лет;
  • работа судьей в течение менее 20-ти лет, если при этом общий юридический стаж превышает 25 лет, а пенсионный возраст составляет 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин.
  • на должностях арбитров, судей в российских структурах любой категории;
  • на должностях, где юридическое образование является основным (адвокат, прокурор, его заместитель или помощник);
  • в аппаратном составе судейских органов на других должностях, а также в структурах государственной юстиции.

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на вакантную должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

Анализ практики

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 6 предусматривает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист и магистр, установив разные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования: соответственно не менее чем четыре года, пять и шесть лет.

В настоящее время подготовкой юристов занимаются любые высшие учебные заведения: не только специализированные юридические, но и педагогические, экономические, технические, сельскохозяйственные и т.п. Имея государственную аккредитацию высшего учебного заведения в целом, открывая юридические факультеты, учебные заведения получают лицензию на ведение образовательной деятельности по специальности «Юриспруденция» и, не пройдя государственной аккредитации по указанной специальности, выдают своим выпускникам дипломы государственного образца, ссылаясь на то, что высшее учебное заведение в целом имеет государственную аккредитацию.

Судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет

Судьей может стать гражданин РФ, достигший определенного возраста. Данное ограничение действует для всех потенциальных судей. Дело в том, что в России существует целый ряд правил и ограничений, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Иначе у человека попросту не будет возможности стать судьей. Какие ограничения и правила распространяются на кандидатов? Что в том или ином случае должны делать судьи? Можно ли как-то получить данную должность в обход всех установленных правил отбора?

Судьей может быть гражданин, сдавший экзамен на знание текущего законодательства страны. При этом, как уже было сказано, учитываются возраст, стаж работы в юридической сфере, отсутствие судимости. Не должны рассматриваться кандидатуры, чьи близкие родственники (супруги, родители, братья, сестры, дети или бабушки-дедушки) находятся под подозрением в совершении уголовного преступления.

Статус судей в РФ

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

30 Июл 2018 281

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон «О статусе судей Российской Федерации» дополнил эти требования следующим: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность судей районных судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанные требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. В Конституции четко оговорено, что Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.

Некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляемой ими работы.

Повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть лицо, достигшее 40 лет.

Более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи:

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда..

При соответствии требованиям, указанным выше, судьей Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

Закон о статусе судей в РФ (ст.3) устанавливает общие требования, предъявляемые к судье:

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.

Судья при исполнении своих служебных обязанностей, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть народным депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия.

Перечисленные требования вытекают из ст.119 Конституции РФ, которая установила четыре основных требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей - это гражданство Российской Федерации, возрастной ценз не ниже 25 лет, наличие Высшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Прямо указанные в Конституции требования не могут быть проигнорированы. Только соблюдение обязательных четырех условий дает возможность дальнейшего рассмотрения кандидатур. Конституция дает возможность Федеральному закону в дополнение к первичным условиям ввести дополнительные требования к судьям.

Конституционное требование достижения 25 летнего возраста имеет отношение к мировым судьям и федеральным судьям, выдвигаемым на должность судьи районного (городского) суда. Далее требования к возрасту повышаются. Судьей вышестоящего суда может быть лицо, достигшее 30 летнего возраста. Судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может быть лицо, достигшее 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет и обладающий высокой квалификацией в области права.

Устанавливая 25-летний возрастной ценз как минимальный для претендующих на должность кандидатов в судьи, законодатель учел возможные случаи для выпускников вузов иметь к этому возрасту и диплом о высшем юридическом образовании и пятилетний стаж юридической работы к окончанию вуза с тем, чтобы сразу после вуза стать кандидатом в судьи. На практике кандидаты в судьи оказываются старше 25 лет.

Высшее юридическое образование - обязательное требование для всех судей. В сочетании с возрастом - это соединение дает возможность кандидатам в судьи выполнить третье условие: получить практический опыт. Пятилетний стаж - минимальный для поступления на должность судьи и он, в основном, востребуется при утверждении в должности мирового судьи или судьи районного суда.

Первое же конституционное требование к судьям России - ими могут быть граждане Российской Федерации.

Требования, указанные в статье 3 Закона о статусе судей, относятся к дополнительным, установленным Федеральным законом в связи с их конституционным допуском.

Они обязывают судью в своей деятельности наряду с соблюдением Конституции РФ и других законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдать общепринятые нормы нравственности и правила поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Обязанностям по осуществлению правосудия судья должен придавать приоритетное значение перед другими его занятиями.

Судья должен вести себя таким образом, чтобы не допускать и избегать ситуаций, которые могут умалить авторитет судебной власти. Он должен поступаться своими личными интересами и интересами других лиц, но не допустить причинения ущерба престижу профессии судьи.

Например, председатель Энского районного суда Гриценко сфальсифицировал справку о своей заработной плате с целью получения субсидий от местного органа. Полномочия его были прекращены по основаниям совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи (п.п.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей в РФ).

Другой пример, судья областного суда Самсонова, уволившись с должности, выехала на Украину, получила там украинское гражданство. Через год она вновь подала заявление в областной суд. Зная, Самсонову как хорошего профессионала и получив необходимые документы, ее представили вновь на должность судьи областного суда. После назначения на должность выяснилось, что она приступила к работе судьей в России, будучи гражданской Украины. Ее полномочия были прекращены в связи с утратой гражданства Российской Федерации (п.п.6 п.1 ст.9).

Судья всегда должен сохранять самообладание, личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что может причинить ущерб репутации, поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Примером отсутствия заботы о чести и достоинстве может служить появление судьи в общественном месте в нетрезвом состоянии, игра в казино, поддержание неформальных отношений с имеющими славу «преступного авторитета». Афиширование личных связей с руководящими работниками представительных и исполнительных структур может поставить под сомнение независимость судьи.

Все приведенные примеры показывают, чем судья может опозорить в глазах окружающих себя как носителя судебной власти.

Несовместимы обязанности судьи и народного депутата, так как здесь происходит совмещение в одном лице правомочий от двух разных ветвей государственной власти судебной и представительной. Если гражданин, являясь депутатом, избран судьей, то он должен сложить с себя обязанности депутата. Если судья избран депутатом, то он не может осуществлять полномочия, определенные статусом судьи. Как желающий остаться судьей он подаст заявление о сложении с себя обязанностей депутата в орган государственной власти, в которой состоит депутатом. В случае сохранения статуса депутата, судья подает заявление об отставке с должности судьи в соответствующую квалификационную коллегию судей, которая примет решение по п.1 ст.14 Закона о статусе судей о прекращении его судейских полномочий.

В практике был случай, когда председателя одного из районных судов города Москвы избирали депутатом Госдумы и, поскольку, Госдума первого созыва нуждалась в квалифицированных юристах, предпочтение было отдано статусу депутата.

Действующая Конституция РФ однозначно определила невозможность одному лицу быть сразу и депутатом и судьей, или работать в исполнительной структуре по совместительству и быть судьей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).

Закон запрещает судье принадлежать к политическим партиям и движениям. Такая позиция закона проистекает из того, что всякая политическая активность мешает судье быть объективным и беспристрастным, так как состоя в партиях или принадлежа к движениям он станет перед необходимостью руководствоваться не только Конституцией РФ и законами, но и уставом партии или установками движения, к которым он принадлежит. При этом имеются ввиду партии или движения, преследующие политические цели и действующие для достижения решения политических задач. Надо полагать, что в общественном движении «Гринпис», борющемся за сохранение природы и ее чистоты, судья может принять участие без урона своего авторитета, когда, скажем, выскажется за принятие мер к сохранению редкого вида птиц - розового фламинго или черного лебедя. Может судья состоять в обществе нумизматов или филателистов - это расширяет его кругозор и не ущемляет его полномочий.

Возможность совмещать работу судьи с предпринимательской деятельностью, с другими видами оплачиваемой работы закон также ограничил неслучайно, т.к. эти ограничения будут препятствовать возникновению сложных ситуаций, при которых денежные расчеты могут быть использованы, обыграны, как мздоимство.

Судья, находящийся в отставке, вправе заниматься научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, а также работать в сфере правосудия.

В сфере правосудия помимо судейских должностей имеются другие, где судьи, пребывающие в отставке, могут быть полезны: консультанты, помощники председателя суда, заведующие отделом кадров, заведующие кодификационными кабинетами и т.д. Судье, пребывающему в отставке и работающему одновременно, выплачивается оклад по месту работы и за ним сохраняется пожизненное содержание.

В настоящее врем перечень работ для отставного судьи расширен и он может работать в государственных органах, исключая милицию и прокуратуру, а также в общественных организациях некоммерческого типа.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предъявляемые к судье, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Все правила поведения судей, предусмотренные Конституцией РФ, Законом «О статусе судей в РФ», другими федеральными законами, в том числе процессуальными можно по признакам отнести к нормативным. К ненормативным следует отнести Кодекс чести судьи РФ, общепринятые нормы нравственности и правила поведения, а также правила конкретного суда или определенного судейского сообщества.

Кодекс чести судьи Российской Федерации в основе был принят II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года и доработан Советом судей РФ.

Кодекс чести судьи в России появился впервые, так как судебный корпус России осознавал, что общих требований, записанных в Законе о статусе судей в РФ недостаточно для оценки поведения судьи как поступка, позорящего честь и достоинство судьи, и толковать их зачастую трудно.

Кодекс чести судьи принят всеми органами судейского сообщества России и поэтому, несмотря на то, что ему до настоящего времени не придан нормативный характер он играет роль регулятора поведения судей и применяется квалификационными коллегиями судей, Верховным Судом РФ при оценке профессиональной и внеслужебной деятельности судей.

Иногда говорят, что Кодекс чести не закон и не может служить мерилом поведения судьи. Да, он не закон, если под законом понимать нормативный акт, принятый государственной властью, концентрированное выражение государственной воли. Кодекс чести судьи РФ - концентрированное выражение воли судейского сообщества России, принятый судейским сообществом свод правил. И этим он более ценен, чем нормативный акт.

Возможно, придание Кодексу формы закона способствовало бы повышению уровня требований к лицам, стремящимся стать судьями, предотвращению явлений чванства, коррупции и злоупотреблений в сфере правосудия. В современных условиях привлечение пристального внимания законодателей к статусу судьи может повлечь не приобретение, а потери для судебной власти, т.к. кадровых проблем в судейском корпусе еще много. Хотя есть надежда, что закон, устанавливающий правила поведения судей, будет рассмотрен законодателями с большим рвением и оперативнее, чем какой-либо иной закон, поскольку они понимают, что скорейшее завершение становления судебной власти способствует стабилизации общества.

Кодекс чести судьи и в сегодняшнем его виде четко обозначает высокую планку, которой должен соответствовать судья, является принципиальным ориентиром в выборе поведения судьи и при сознательном к нему отношении достойно восполняет пробелы, имеющиеся в Законе о статусе судей в РФ. Вместе с тем, Кодекс чести судьи нуждается в комментарии его основных положений, что поможет судьям успешнее формировать свое поведение в соответствии с Кодексом. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000. с.с. 80-81.

Внешний вид судьи имеет большое значение. На Руси давно живет пословица «по одежке - встречают, по уму - провожают». Она имеет прямое и непосредственное отношение к судье. За его внешним видом: как одет, во что одет, где мог взять костюм или платье - всегда следят не только в зале судебного заседания, но и соседи и жители микрорайона, где проживает судья. Особенно важно судье иметь пристойный вид на работе, в судебном заседании. В настоящее время судьям предписано заседать в судейских мантиях, но это не всегда соблюдается. К тому же из-за климатических условий или по состоянию здоровья (мантия весьма закрытое одеяние) судьи сознательно пребывает на службе без мантии, особенно в день, когда нет судебных заседаний. Судья, одетый по-домашнему в полувер, пестрый растянутый свитер, возлежащий в судейском кресле со скучающим видом человека, вынужденного слушать разную «болтовню», небритый или дама, одетая в платье с очень «откровенным» декольте, разглядывающая только что сделанный маникюр и украшения на руке, за судейским столом не вызывают уважения. Не будет способствовать взаимопониманию и успешному продвижению судебного заседания неаккуратно причесанная, неряшливо одетая, как бы «неубранная» судья. Если она себе дать ума не может, - подумают участники процесса или присутствующие в зале, - как же она разберется с нашим делом?

Закон безусловно требует: «При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантию …» Непривычно это, иногда по обстоятельствам сложно, но закон надо выполнять. Судейская мантия - символ правосудия. Она дисциплинирует всех присутствующих в зале, в том числе и самого судью, вызывает почтение. Поскольку олицетворяет судебную власть, усиливает официальность атмосферы в ходе судебного заседания, снимает вольные реплики, неуместные шутки.

Как бы себя не чувствовал судья, с каким бы настроением не пришел на работу, если он на работе, ведет заседание - его состояние не должно отразиться ни в интонации, ни в форме обращения к участникам процесса, ни на тщательности исследования тех или иных вопросов. Судья должен избрать ровный, спокойный тон, быть уравновешенным - это внешне смотрится как проявление беспристрастности, собранности, объективности, готовности работать профессионально.

Судейская дисциплина и ответственность носителя судебной власти предусмотрены законом.

Правила поведения и ответственность судей закреплены в законе о статусе судей и в Кодексе чести судьи. Правила поведения рассмотрены вместе с предъявляемыми требованиями к судьям, поскольку они имеют отношение к одному и тому же правовому положению - ответственности судей.

За совершение должностного или иного проступка судья несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. На судью не налагаются взыскания в виде строгого выговора, замечания. Наиболее распространенным видом юридической ответственности судьи, а именно дисциплинарной ответственности, является прекращение полномочий судьи.

По данным Высшей квалификационной коллегии судей РФ это дисциплинарное взыскание широко применяется в практике работы региональных квалификационных коллегий судей. Только за последние 3 года с 1996 года по 1998 год по этому основанию отрешены от должности 277 судей, в том числе в 1998 году - 107. Из числа судей, чьи полномочия прекращены в прошлом году, 37% - фальсифицировали судебные документы и (или) изготавливали их вне пределов совещательной комнаты, 30% - систематически и грубо нарушали сроки рассмотрения судебных дел, что повлекло волокиту и нарушения прав граждан, 19%- допустили прогулы, в том числе появление на работе в состоянии опьянения. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000. с.с. 86.

Статья 4 Кодекса чести предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности за нарушение требований данного кодекса и дает понятие проступка, позорящего честь и достоинство судьи. Проступком, позорящим честь и достоинство судьи признается такое действие или бездействие судьи, которое не являясь преступным, по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.

Прекращение полномочий - это такая же строгая мера как увольнение с работы по инициативе администрации по трудовому законодательству. Это основание предусмотрено п.п.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей в РФ.

Конкретные основания к прекращению полномочий судьи, перечисленные в статье 14 Закона о статусе судей, есть смысл привести полностью без комментариев ввиду ее абсолютной выразительности.

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

(в ред. Федерального закона от 21.06.95г. №91-ФЗ)

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

письменное заявление судьи об отставке;

ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако, она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

прекращение гражданства Российской Федерации;

занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

вступление в силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Завершая тему судьи - носителя судебной власти необходимо акцентировать внимание на присяге, приносимой судьей. Присягу приносят один раз лишь лица, впервые избранные на должности судей общих, военных и арбитражных судов. Судьи Конституционного Суда РФ также приносят присягу, клянясь честно и добросовестно исполнять обязанности Судьи Конституционного суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более.

Законодательство не связывает с принятием присяги судьи каких-либо юридических последствий. Присяга налагает на судью моральное обязательство честно и добросовестно исполнять долг носителя судебной власти, быть беспристрастным и справедливым.

Присяга судьи изложена в п.1 ст.8 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

По смыслу Закона о статусе судей присяга может быть принесена в любом собрании судей соответствующего суда, проводимом в торжественной обстановке.

Федеральный закон 3132-1 указывает, что судебная власть представляется судьями. В некоторых ситуациях отдельные функции и полномочия могут быть переданы представителям народа. Важнейшим аспектом является конституционное разделение судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. В данном законе соответствующее предписание имеется уже в первой статье.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Он определяет независимость данной должности и отсутствие подотчетности. Судебная власть подчиняется лишь Конституции страны и ее законодательству. Ее предписания и решения являются обязательными к исполнению.

ФЗ 3132-1 структурно не разделяется на главы. Состоит он из 27 статей и 7 приложений. Статьи закона регулируют следующие аспекты:

  • основные понятия и принципы судебной власти, определение статуса судьи и его единства;
  • требования к должности и к ее кандидатам;
  • медицинское освидетельствование и процедура отбора кандидатов;
  • порядок наделения полномочиями, аналогичная процедура регламентируется и по статусу председателя суда и его заместителя;
  • присяга и исполнение обязанностей;
  • регулирование предоставления сведений о доходах и имуществе;
  • гарантии независимости судьи и недопустимость вмешательства в его деятельность, неприкосновенность;
  • срок полномочий по статусу и несменяемость должностного лица, дисциплинарная ответственность;
  • приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • материальное обеспечение и меры социальной защиты, как для должностного лица, так и для членов его семьи;
  • аттестация и дополнительное профессиональное образование.

Вместе с ключевыми статьями, регулирующими аспектами являются и приложения к Закону о судебной системе и о статусе судей в РФ. Приложения регламентируют следующие вопросы:

  • порядок предоставления сведений о доходах кандидата и его имуществе, принадлежащем по праву собственности, а также информации об имущественных обязательствах;
  • аналогичные сведения о супруге кандидата и несовершеннолетних детях;
  • предоставление подобной информации судьями, их супругами и детьми;
  • порядок предоставления сведений о доходах и имуществе общероссийским средствам массовой информации;
  • регулирование размеров должностного оклада.

Приложения 1-4, регулирующие предоставление сведений о доходах и имуществе, утратили силу с 1 января 2015 года . Вместо них форма, по которой оформляется соответствующая информация, утверждается Президентом РФ.

Действующее приложение 5 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует лишь порядок предоставления сведений в средства массовой информации. Приложения 6 и 7 предписывают процентное соотношение должностных окладов между различными категориями.

Закон о статусе судей 3132-1 постоянно дорабатывается в соответствии с актуализацией правовой базы. Последние изменения в редакцию документа были внесены в декабре 2016. Так есть закон о мировых судьях, ознакомиться с которым можно

Права судей

Закон о правовом статусе судей наделяет их следующими полномочиями :

  • право на самостоятельность и независимость в принятии решений;
  • возможность требовать исполнения постановлений и судебных предписаний;
  • право на получение документов и их копий , необходимых для осуществления правосудия;
  • право на неприкосновенность , в том числе частичную после снятия с себя полномочий;
  • право на материальное обеспечение и социальную защиту членов семьи;
  • возможность получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации.

Скачать 3132-1 ФЗ

Скачать Федеральный закон 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» можно . Текст представлен в последней редакции, с актуальными изменениями на 2017 год. Документ будет одинаково полезен как для лиц, вступающих в судебную должность, так и для юристов, изучающих правовую основу судебной ветви власти.

Изменения в Законе о статусе судей

Последние поправки в Закон о статусе судей РФ были внесены 28 декабря 2016 . Согласно изменениям был скорректирован подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3 ФЗ 3132-1 , регулирующий требования к занимаемой должности. Согласно поправкам слова «финансовыми инструментами; » были заменены на развернутое определение с уточнением об иностранных источниках дохода и ссылкой на соответствующий закон.

В некоторые статьи поправки вносились в более ранний период. Статья 14 ФЗ 3132-1 «О статусе судей в РФ» регулирует прекращение полномочий. Последние изменения были внесены в 2013 году и коснулись следующих моментов:

  • введен подпункт 6.1 о нарушении должностным лицом, его супругом или несовершеннолетним ребенком запрета об открытии счета или хранении ценностей в иностранном банковском учреждении;
  • добавлен подпункт 13 о совершении дисциплинарного проступка, за которое налагается взыскание в виде досрочного лишения статуса и полномочий;
  • согласно нововведениям скорректирована редакция пункта 2 .

Статья 15 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует отставку судебного должностного лица. Последние поправки были внесены в июле 2013 и изменили редакцию пунктов 6, 7 и 8 об отмене отставки, соответствующем решении и прекращением на основании повторного избрания.

Ст 16 Закона о статусе судей регулирует их неприкосновенность. Изменения в статью последний раз вносились в марте 2014. По ним были исключены слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, », формулировка «федерального арбитражного » была заменена на «арбитражного ».