Международно правовая защита жертв международных конфликтов. Международно-правовая защита жертв войны. Вопросы для самоконтроля
Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве
За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней - это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли 1 . Смерть и разрушения всегда были и остаются спутниками войны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.
В XX в. мир пережил две мировые войны, которые были беспрецедентны по человеческим потерям и нанесенному ущербу. Развитие технологий, изобретение и совершенствование новых видов вооружения привели к тому, что на земле сегодня накоплен арсенал, которого хватило бы для полного уничтожения нескольких таких планет, как наша. На вооружение армий многих государств день за днем поступает новое оружие, изобретаемое в кабинетах ученых. Так, в ходе корейской войны начала 50-х гг. XX в. было применено 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме (1964-1975 гг.) - 25, в четырех арабо-израильских вооруженных конфликтах (60- 80-е гг. XX в.) - 30, а в войне в зоне Персидского залива (1991 г.) - уже около 100.
Наиболее смертоносное из всех изобретенных видов оружия - ядерное. Усилиями многих государств сегодня угроза глобальной ядерной войны существенно уменьшена.
Уже со второй половины XIX в. начался процесс закрепления норм международного права, направленных на защиту людей, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами. Эти нормы провозглашены международными документами, составившими в совокупности основу современного международного гуманитарного права.
После Второй мировой войны были приняты четыре основных документа международного гуманитарного права, существенно усилившие защиту жертв вооруженных конфликтов:
Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;
II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.;
;IV
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа
1949
г.
В 1977 г. положения этих конвенций были расширены двумя дополнительными протоколами:
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся
защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.;
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949
г., касающийся
защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня
1977 г.
Цель международного гуманитарного права состоит также в том, чтобы ограничить разрушительную силу вооруженных" конфликтов, воздерживая воюющие стороны от бессмысленной жестокости, и не допустить превращения вооруженного конфликта в неприкрытое варварство. Помимо положений, обеспечивающих защиту определенных категорий лиц, в этом праве также закреплены основные ограничения, которые должны соблюдать воюющие стороны (схема 39).
Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, возможна только при условии, что воюющие стороны могут отличить гражданское население от тех, кто непосредственно участвует в боевых действиях (комбатантов).
Согласно нормам международного гуманитарного права, конфликтующие стороны обязаны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами и принимать все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население. В то же время, если гражданскому населению создают условия защиты от насилия и нападений со стороны противника, то это предполагает, что оно не участвует в конфликте.
Во время Второй мировой войны нередки были случаи, когда гражданские лица становились жертвами репрессий. Такие факты зафиксированы, например, в ноте Молотова германскому правительству от 27 апреля 1942 г.: «...В деревнях Лотошинского района Московской области гитлеровцы замучили и повесили 153 человека, 13 семей заживо сожгли... Только за январь 1942 г. из Харькова поступили сведения о казни 370 заложников качестве репрессий за действия партизан».
Современное международное гуманитарное право запрещает акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.
Международным гуманитарным правом предусмотрены ограничения ведения военных действий.
Ограничения по объектам нападения представлены на схеме 40.
Международным гуманитарным правом установлены также ограничения по средствам и методам ведения военных действий.
Главный принцип ведения военных действий гласит: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
Прогресс в сфере создания новых средств ведения войны требует постоянного усовершенствования правовой базы их использования. Так, например, применение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию особой опасности этого вида оружия и его запрещению в 1925 г. 1
Принятые в конце XIX - начале XX в. документы, касающиеся ограничения средств и методов ведения военных действий, по мере возникновения новых типов вооружения были дополнены положениями конвенций, преимущественно направленных на запрещение бактериологического и химического оружия или средств воздействия на окружающую среду.
1 Женевский Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, токсических или им подобных газов и бактериологического оружия от 17 июня 1925 г.
Ограничение методов и средств ведения боевых действий предусматривает:
Запрещение нападений неизбирательного характера.
Цель этого ограничения - исключить использование тех методов и видов вооружений, которые не обладают достаточной точностью для проведения необходимого различия между военными объектами и гражданскими населением и объектами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.
Запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди
гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам, которые
были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному пре
имуществу, которое нападающие предполагают получить.
Это положение касается в том числе и наземных мин. Мины сегодня - самое смертоносное оружие; Они наносят удар вслепую и причиняют своим жертвам жестокие страдания и раны. В радиусе 30 м они убивают, в радиусе 100 м - калечат. Большинство жертв мин - мирные жители. Многие мины сконструированы" таким образом, что их практически невозможно обезвредить, у большинства отсутствует механизм самоликвидации. Их крайне трудно обнаружить. Часто их устанавливают в количествах, не соответствующих военной необходимости. Мины по-настоящему начинают свою смертоносную работу именно тогда, когда конфликты заканчиваются. Специалисты подсчитали, что в среднем на 20 детей в мире приходится одна мина.
Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают убивать и калечить людей и сейчас, через 55 лет после ее окончания
Схема 40 Ограничения по объектам нападения
Одно из главных препятствий в деле организации разминирования - его стоимость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 долл. США, может обойтись в 1000 долл.
Проявление при ведении военных действий заботы о защите природной среды.
Современная концепция охраны окружающей среды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба в целях сохранения здоровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Она запретила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насаждений.
Кстати, в России, согласно статье 358 Уголовного кодекса РФ массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, наказывают лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения.
Нельзя подвергать нападению, разрушать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (например, запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).
Запрещение военных действий, основанных на вероломстве.
Актами вероломства считают действия, направленные на то, чтобы с целью обмана вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту, согласно нормам международного гуманитарного права.
Поэтому преднамеренное злоупотребление общепризнанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защитной эмблемой культурных ценностей и другими общепринятыми защитными знаками) запрещено. Также запрещено во время нападения или защиты или для прикрытия военных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) стороны противника, а также национальных символов и эмблем государств, не являющихся сторонами в конфликте.
Международное гуманитарное право, основные документы которого ратифицированы почти всеми государствами мира, ограничивает право сторон использовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных действиях, следовать правилам, позволяющим регулировать отношения между сторонами в вооруженном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.
Вопросы
1. Назовите три основных типа ограничения военных действий в международном гуманитарном праве. 2. Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. 3. Чем вызвано введение ограничения по объектам нападения во время вооруженного конфликта? 4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий? 5. В чем за-
Лючается цель международного гуманитарного права? 6. Что понимают под общей защитой гражданского населения в международном гуманитарном праве? 7. Сформулируйте главный принцип ведения военных действий. 8. Что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства?
Международные отличительные знаки, используемые во время международного конфликта
Международное гуманитарное право призвано смягчить ужасы военных конфликтов, ограничить их разрушительную силу, а это значит в первую очередь - обеспечить необходимую защиту людям, которые перестали принимать участие в военных действиях, гражданскому населению и тем, кто оказывает помощь населению и пострадавшим в результате вооруженного конфликта.
Чтобы ограничить ущерб, наносимый воюющими сторонами во время боевых действий, необходимо отличать военные объекты от гражданских, а комбатантов от некомбатантов. В соответствии с нормами международного гуманитарного права для обозначения лиц и объектов, находящихся под его защитой, используют следующие международные отличительные знаки.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31
Международное право в период вооруженных конфликтов
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью.
Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.
В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.
Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.
Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.
В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.
В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.
Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.
В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.
Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.
Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.
Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.
Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.
Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».
Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.
Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.
Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.
Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.
Участники вооруженного конфликта: Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям: - находиться под командованием лица...
Вооруженные конфликты и международное право
Вооруженные конфликты и международное право
Для практики непосредственное значение имеет проблема пределов действия нормативных правовых актов. Она традиционно включает в себя вопросы действия во времени (с какого и по какое время нормативный акт имеет силу)...
Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов
Международно-правовое регулирование защиты личности в случае вооруженного конфликта
Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны...
Международное гуманитарное право
Международное право в период вооруженных конфликтов
Право вооруженных конфликтов (право войны) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов представляет собой совокупность норм и принципов...
Международное право и права человека
Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных соглашений. Основополагающие нормы...
Международный конфликт в Южной Осетии
Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе не привело к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных отношениях...
Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспекты
Права человека в конституционном праве зарубежных стран
После второй мировой войны по мере осознания мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека интенсивное развитие получила международно-правовая защита прав человека...
Правовые аспекты защиты жертв войны
жертва война защита вооруженный конфликт В период вооруженных конфликтов чаще всего испытывают страдания и тяжелые последствия войны ни в чем не повинное гражданское население, отдельные гражданские лица...
Преступления, относящиеся к контрабанде оружия
Применение норм международного гуманитарного права во внутренних вооружённых конфликтах: вопросы, теория
Проблемы международной ответственности в спектре мнений
В международных нормах указываются типы тех преступлений или правонарушений, которые по своей жестокости не могут остаться безнаказанными со стороны государств. Любая дальнейшая классификация нарушений является делом самих государств...
Особое место в правовом регулировании вооруженных конфликтов занимает проблема защиты жертв конфликтов: раненых, больных, военнопленных , а также населения оккупированных территорий . В последние десятилетия речь идет также и о защите мирных объектов и культурных ценностей.
Как уже было сказано, долгое время правила поведения в условиях международных вооруженных конфликтов определялись сложившимися традициями и обычаями. В их числе была и традиция гуманного отношения к жертвам вооруженной борьбы, в частности к военнопленным. В XIX в. в Европе к ним относились на основе норм христианской морали, независимо от того, какую религию исповедовали сами военнопленные. Правда, бывали и исключения: во время наполеоновского египетского похода французы убили 4 тыс. сдавшихся им в плен турецких солдат из крепости Яффа.
Все же традиции гуманного отношения к военнопленным сохранялись и в начале XX в. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. военнопленным обеих сторон были предоставлены вполне удовлетворительные бытовые условия, свобода их передвижения ограничивалась весьма слабо. А русские офицеры в Японии смогли ознакомиться с достопримечательностями и национальными особенностями этой страны. Российский император Николай II выделил крупные средства для содержания русских военнопленных в японском плену. Японские власти, в свою очередь, вопреки самурайским традициям, приняли решение относиться к военнопленным в соответствии с европейскими нормами, так как Япония впервые в своей истории воевала с одной из великих европейских держав.
Первая мировая война не только изменила привычные масштабы вооруженной борьбы, но и привела к резкому возрастанию числа военнопленных, счет которым шел уже не на тысячи, а на миллионы человек. При таком количестве пленных даже единичные нарушения прав некоторых из них могли бы в целом дать впечатляющую картину. На самом же деле нарушения были гораздо масштабнее. Военные и гражданские власти воюющих государств стали использовать военно-
275
пленных, например, на тяжелых работах в плохих природных и климатических условиях, что неизбежно приводило к увеличению заболеваний и смертности среди них.
Уроки Первой мировой войны заставили более тщательно подойти к вопросу о правовой защите военнопленных. В 1929 г. по предложению правительства Швейцарии многие государства мира подписали Конвенцию Международного Красного Креста о военнопленных, где регламентировались правила гуманного обращения с ними. Советский Союз, который строил свою международную политику на иных основах, данную Женевскую конвенцию не подписал. Несмотря на это, в начале Великой Отечественной войны советское правительство объявило, что Женевская концепция будет применяться ко всем военнослужащим воюющих с СССР государств, захваченным в плен Красной Армией. Одновременно было сделано заявление о том, что советские солдаты в плен не сдаются. Это заявление автоматически превращало всех советских военнопленных в изменников Родины и давало основание нацистам оправдывать свое варварское к ним отношение, вытекавшее из их идеологических установок о «высших» и «низших» расах. Если английские, американские, французские военнопленные, так же как и военнослужащие других западных стран, оказавшиеся в немецком плену, могли пользоваться правами, вытекавшими из Женевской конвенции, которые позволяли облегчать их положение и сохранять жизнь, то советские военнопленные умирали от голода и в результате бесчеловечных условий содержания. Массовое нарушение норм Женевской конвенции 1929 г., но уже по отношению к английским, американским и китайским военнопленным допускали власти милитаристской Японии.
Эти факты, получившие широкую известность уже после окончания Второй мировой войны, показали необходимость в обеспечении более эффективной защиты прав военнопленных. Именно этому вопросу и была посвящена Женевская конвенция, подписанная в 1949 г. В соответствии с ней государства обязаны создавать условия для сохранения жизни и здоровья комбатантов, находящихся в их плену (захваченных в ходе военных действий).
Военнопленные должны содержаться в специально отведенных для этого местах, по возможности вдалеке от зон боевых действий, с тем чтобы их жизни не угрожала непосредственная опасность. Военнопленные должны быть обеспечены жилыми помещениями, медицинским обслуживанием, им должна предоставляться возможность соблюдать правила гигиены. Питание военнопленных должно быть
276
организовано по нормам, предусмотренным для находящихся в той же местности военнослужащих армии, в плен к которой они попали. Военнопленные должны назвать свое имя и личный номер, добиваться же от них других сведений Женевская конвенция запрещает. Военнопленные сохраняют свои воинские звания и статус, поэтому офицеры должны содержаться отдельно от рядового и сержантского состава, в более привилегированных условиях. Военнопленные должны состоять под началом лица, назначенного властями захватившего их в плен государства, и подчиняться его распоряжениям. За нарушение установленных правил пребывания в плену военнопленные могут подвергаться административным взысканиям, однако только один раз за один и тот же проступок. Запрещены наказания, представляющие угрозу для жизни и здоровья военнопленных, все формы грубого и жестокого обращения. За совершение уголовного преступления военнопленные могут быть преданы суду на основе законов того места, где они находятся. Побег из плена уголовным преступлением не считается и за него положено лишь административное взыскание. Если военнопленный после побега присоединился к своим вооруженным формированиям и затем вновь попал в плен, то совершенный им побег наказанию не подлежит.
Военнопленные могут привлекаться к работам, но при соблюдении условий, обеспечивающих защиту их жизни и здоровья. Запрещено использовать труд военнопленных на фортификационных и иных работах в зоне военных действий, которые могут нанести урон боеспособности их собственной армии.
Военнопленные имеют право вести переписку с родными и близкими, получать индивидуальные и коллективные посылки. Места содержания военнопленных должны быть открыты для посещения представителями Международного Красного Креста и других гуманитарных организаций. Военнопленным должно быть гарантировано отправление религиозного культа, соблюдение всех связанных с ним традиций.
После окончания военных действий все военнопленные должны быть освобождены и отправлены на родину.
Наряду с Конвенцией по военнопленным в 1949 г. была подписана I Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». В соответствии с этой конвенцией личный состав регулярных вооруженных сил, а также комбатанты из числа других вооруженных формирований в случае их болезни или ранения должны при любых обстоятельствах пользоваться защитой и покровительством со стороны воюющих сторон. Любая из сторон обязана
§ 2. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 277
обеспечивать гуманное обращение с оказавшимися под ее контролем больными и ранеными без какой-либо дискриминации и уход за ними. I Женевская конвенция запрещает любое посягательство на их жизнь и достоинство. Не допускается добивание раненых на поле боя, запрещается подвергать раненых и больных пыткам, биологическим опытам, преднамеренно оставлять без лечения и ухода. Также не допускается каких-либо преимуществ в оказании медицинской помощи, кроме как по медицинским показаниям. При оставлении на поле боя раненых и больных сторона, которая это делает, должна оставить вместе с ними и часть необходимого для ухода за ними медицинского персонала. Все санитарные объекты и медицинский персонал на поле боя должны иметь отличительные знаки и не могут подвергаться нападению.
Любая из воюющих сторон обязана сразу же после окончания боя разыскать и подобрать всех раненых и больных и оградить их от ограбления и жестокого обращения, а также обеспечить им срочную медицинскую помощь. Раненые и больные одной из воюющих сторон, оказавшиеся во власти другой воюющей стороны, считаются военнопленными, к которым применяются соответствующие нормы международного права.
В случае если продолжение боевых действий ставит под угрозу жизнь большого числа больных и раненых, воюющие стороны обязаны заключить между собой соглашение о перемирии или прекращении огня для эвакуации раненых и больных с поля боя, а также для обмена ими.
Военные власти должны разрешать мирному населению самостоятельно подбирать раненых и больных в районах боевых действий и предоставлять им уход и помощь. Если необходимо, могут быть созданы специальные санитарные зоны, имеющие особый правовой статус, который позволит оградить больных и раненых от последствий военных действий.
Особые меры для защиты больных и раненых, а также терпящих кораблекрушение предусмотрены II Женевской конвенцией 1949 г., специально посвященной вопросам защиты жертв военных действий на море. В целом эти меры по духу соответствуют мерам по защите больных и раненых на сухопутной территории во время войны, но учитывают и особенности войны на море.
Многочисленные преступления, совершенные нацистами против мирного населения оккупированных стран и территорий в годы Второй мировой войны, выявили необходимость усиления правовой за-
278 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов
С точки зрения международного права, оккупация - особое правовое состояние, при котором территория одного государства оказывается под временным военным контролем другого государства. При этом суверенитет того государства, в состав которого входила данная территория до оккупации, сохраняется. Это означает, что в своей деятельности оккупационные власти должны учитывать законодательство соответствующего государства и обязаны принимать меры к защите и сохранению порядка на контролируемой ими территории, способствовать восстановлению и функционированию основных систем жизнеобеспечения. Если необходимо, оккупирующее государство должно обеспечить население оккупированной территории продовольствием, одеждой и медикаментами.
Население, в свою очередь, должно подчиняться распоряжениям оккупационных властей, а власти обязаны уважать жизнь, честь, собственность и религиозные убеждения находящихся на оккупированной территории гражданских лиц. В отношении таких лиц запрещается: совершать любые акты насилия, запугивания и оскорбления; применять меры физического и морального принуждения; применять пытки, проводить медицинские опыты; захватывать из числа гражданского населения заложников и депортировать это население с оккупированных территорий; применять телесные и коллективные наказания. Население оккупированных территорий нельзя насильственно приводить к присяге оккупирующему данную территорию государству, так же как нельзя привлекать его к работам, которые наносят прямой ущерб обороноспособности и военным усилиям их собственного государства.
Разрешается привлекать лиц старше восемнадцати лет из числа населения оккупированных территорий к принудительным работам в пределах этой территории. Это могут быть работы по обеспечению нужд оккупационной армии или самого населения. Оккупационные власти должны сохранять целостность коллективного и частного имущества на подконтрольной территории.
Вооруженные конфликты XX в. сопровождались расширением масштабов военных действий, применением все более разрушительных средств и способов ведения вооруженной борьбы. Все это стало приводить ко все большему повреждению и разрушению объектов мирного характера, в том числе представляющих историческую и культурную ценность. Правовые меры, принимавшиеся для защиты таких
Контрольные вопросы и задания 279
объектов на основе нормативных актов 1-й половины XX в., оказались недостаточными, поэтому возникла необходимость в разработке новых международно-правовых документов. 14 мая 1954 г. была подписана «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В соответствии с этой конвенцией к культурным ценностям относятся: памятники архитектуры, искусства и истории, рукописи, книги, научные коллекции, архивные материалы, а также здания, предназначенные для их демонстрации и хранения (библиотеки, музеи, архивы).
Обязанностью всех участников конвенции уже в мирное время стала защита культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от последствий возможных вооруженных конфликтов. Все государства, подписавшие и ратифицировавшие конвенцию 1954 г., не должны допускать кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также случаев вандализма в их отношении.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику развития правовых средств регулирования вооруженной борьбы.
2. Каковы правовые последствия объявления состояния войны между государствами?
3. Что такое «театр войны»?
4. Дайте характеристику понятий «комбатант» и «некомбатант».
5. Чем добровольцы (волонтеры) отличаются от наемников?
6. Что означает статус нейтралитета?
7. Каков правовой статус участников военных действий?
8. Какие средства и приемы ведения вооруженной борьбы запрещены международным правом?
9. Дайте характеристику международно-правовой защиты военнопленных, больных и раненых в условиях вооруженных конфликтов.
10. В чем состоит международно-правовая защита мирного населения и гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов?
11. Охарактеризуйте проблему защиты культурных ценностей во время вооруженного конфликта. Приведите примеры из истории.
§ 1 Международное гуманитарное право
Гудит вдали земная твердь.
И гибнут славные сыны Отчизны.
Когда же люди одолеют смерть?
Когда избавятся от скорбной тризны?
Вдали упал неведомый боец,
Быть может в Африке, а может в Чили.
И боль пронзила тысячи сердец,
И слезы наши души омрачили.
Когда некоторые стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к силе оружия. И тогда люди становятся участниками или свидетелями событий, так называемых вооружённых конфликтов.
За последние 3500 лет было всего 250 лет всеобщего мира. Остальное время на планете велись войны, в которых погибло около 5 миллиардов человек. В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100 миллионов человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица.
В управлении вооруженного конфликта заинтересованы обе конфликтующие стороны. У каждой стороны могут быть раненые и пленные. В этом случае выгодней быть уверенным, что им будет оказана помощь обязательная по закону. Так и появилась отдельная отрасль права, которая регулирует отношения сторон во время вооруженного конфликта, то есть международное гуманитарное право.
Так что же такое международное гуманитарное право? Это отрасль права, представляющая собой совокупность международных правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, регулирующее отношения между субъектами, в роли которых выступают главным образом государства.
Международно-правовая норма принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.
Сущность международного гуманитарного права заключается:
1. в защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте; к ним относятся: раненные, больные, военнопленные;
2. в предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно: гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу;
3. в предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях: жилым домам, школам, местам отправления культа;
4. в запрещении применения средств и методов ведения военных действий, которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.
§ 2 Функции и принципы международного гуманитарного права
Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженном конфликте, выполняет организационно-управленческую, правовую и защитную функции.
Принципы права вооруженных конфликтов с учетом их содержания можно разделить на две группы: основные и специальные.
К основным относятся:
Принцип гуманизма;
Принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.
Специальную группу составляют принципы ограничения воюющих в выборе средств ведения войны; защиты жертв войны и гражданских объектов; добропорядочности, законности и ответственности.
§ 3 Источники Международного гуманитарного права
В области права вооружённых конфликтов были разработаны и приняты конкретные международные договоры, обычно называемые источниками Международного гуманитарного права.
Это такие договоры, как:
Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 1868 г.);
Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: Об открытии военных действий; О законах и обычаях сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.
Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств (Женева 1925 г.);
Правила действия подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Лондон, 1936 г.);
Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года: Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Об обращении с военнопленными; О защите гражданского населения во время войны.
Два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г., принятые в 1977г., касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (в пределах одного государства) и многие другие.
В России также приняты правовые документы, касающиеся Международного гуманитарного права. Так, например, нормативная база Министерства обороны Российской Федерации, включает в себя ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих боевое применение соединений, воинских частей и подразделений видов и родов войск в ходе вооруженных конфликтов.
За нарушения норм Международного гуманитарного права наступает ответственность, как на международном, так и на национальном уровне.
Государство несёт международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.
Кроме того, международное гуманитарное право содержит санкции за нарушение установленных правил, в том числе уголовное наказание
Серьёзными нарушениями являются:
Преднамеренное убийство;
Пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
Преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью;
Взятие заложников.
Уголовный кодекс РФ включает главу 34 «Преступление против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права. Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.
§ 4 Особенности и значение Международного гуманитарного права
В чем же состоят особенности и значение Международного гуманитарного права?
Во-первых, Международное гуманитарное право защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.
Во-вторых, устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещают некоторые действия воюющих сторон, или ограничивают ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.
В-третьих, международное гуманитарное право регулирует отношения между государством и гражданами государства противника.
В-четвертых, международное гуманитарное право не может исключить войну вообще, но может ограничить бедствия, которые вызываются войной.
Международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда, но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также осуждать тех, кто их нарушает.
Сегодня человечество вступило в третье тысячелетие. Каким оно будет? Как люди будут решать острые вопросы, удастся ли нам противостоять насилию? Все это в первую очередь зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу по-человечески даже в условиях самого жестокого противостояния.
Список использованной литературы:
- Конституция Российской Федерации. - М. 1993.
- Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 22. Ст. 2031. в ред от 18.07. 2006 г.
- Альхименко В. В. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства // Конституционное право: Учебник /Под ред. В. В. Лазарева. М., 2006.
- Арзамаскин Н.Н. Общее и особенное в понятиях «государство» и «переходное государство» //Адвокатская практика. 2006. № 3.
- Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
- Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.,1908.
- Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права //История государства и права. 2006. № 1.
- Зиновьев А. В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 1998. С. 26;
- Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 73.
- Ленин В. И. О конституционных иллюзиях // Полн. собр. соч. Т. 34.
- Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
- Протасов В.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001.
- Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С, Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. -- М.: Юрайт-Издат, 2005. Гл. 7-8.
- Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. С. 4-16.
- Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. № 3.
- Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3.
- Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12.
- Тихомиров Ю.А. Государственно-правовая интеграция // Право и политика. 2001. № 6.
- Чеснов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. № 3.
Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:
- а) граждане какого-либо государства. не связанного положениями указанной конвенции:
- б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
- в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
- г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.
Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года. Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст. 4 А/. 1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст. 43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым. В соответствии с и. 3 ст. 50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, ..за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п. 3 ст.5 1). Поскольку одной из основных правовых норм. предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия..нападения", содержащееся в п. 1 ст. 49 названного документа. Согласно этому определению «нападения» означают „акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст. 49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны. Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше, в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе. Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как..раненые и больные", ..потерпевшие кораблекрушение", „лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также..медицинский персонал", ..духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации. 8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III ..Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности. Защита основных нрав гражданскою населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права. Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст. 55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории. Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст. 55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст. 70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст. 69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери. IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч. 1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст. 27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается: - совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст. 27): - насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст. 27): - применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31): - принятие каких-либо мер, могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст. 32): - наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст. 33): коллективные наказания (ст. 33): репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33): - взятие заложников (ст. 34) . Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта. В соответствии со ст. 38 }