Международная конвенция защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право и защита жертв вооружённых конфликтов. Запрещённые способы и средства ведения боевых действий. Жестокое лицо войны


Современное международное право предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров и конфликтных ситуаций между ними и признает агрессивную войну преступлением против мира. Однако, юридическое запрещение войны еще не означает, что уже больше нет источников, порождающих войны. Это вызывает необходимость правового регулирования большого круга общественных отношений, возникающих в ходе вооруженных конфликтов. При этом целью такого регулирования является их максимальная гуманизация.

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непо­средственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и боль­ные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, граждан­ское население, в том числе оккупированных территорий.

В настоящее время основными международными актами в области защиты жертв войны являются четыре Женевские конвенции 1949 г., проекты которых были подготовлены при участии Международного Комитета Красного Креста, а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава воо­руженных сил на море;

Конвенция об обращении с военнопленными;

Конвенция о защите гражданского населения во вре­мя войны.

По смыслу Женевской конвенции 1949 г. “Об обращении с военнопленными” под “военнопленным” понимается лицо, попавшее во власть неприятеля из состава вооруженных сил другой воюющей державы.

Военнопленными являются:

· личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

· партизаны;

· личный состав ополчения и добровольческих отрядов;

· личный состав организованных движений сопротивления;

· некомбатанты;

· члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации;

· стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В разделе 2 Конвенции “Постановления общего характера о защите военнопленных” устанавливается, что “военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен”; с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту. Эти положения Конвенции распространяются на всех военнопленных независимо от их расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д.

Конвенция устанавливает, что военнопленный при допросе должен назвать свою фамилию, имя и звание, год рождения и личный номер. К военнопленным нельзя применять меры принуждения для получения какой-либо информации от них. Все вещи личного пользования, кроме оружия, остаются у военнопленных.

Ценные вещи могут отбираться только по соображениям безопасности. Деньги заносятся на кредит лицевого счета военнопленного.

Пленный – не преступник, а обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства. Поэтому лишение его свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер. Военнопленные должны размещаться в лагерях в условиях, не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуются армия противника, расположенная в этой местности. Питание военнопленных должно быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию.

Военнопленным обеспечивается медицинская помощь и сохраняется за ними свобода вероисповедания.

Военнопленные должны отдавать честь всем офицерам, а военнопленные офицеры – только старшим по званию.

Применение оружия против военнопленных рассматривается как чрезвычайная мера и она не может применяться без предупреждения.

Конвенция подробно регламентирует вопросы, связанные с работой военнопленных. Солдаты могут использоваться на подходящих работах с учетом возраста, звания и физических возможностей. Офицеры ни в коем случае не могут принуждаться к работам. Статья 50 перечисляет те работы, на которых могут использоваться военнопленные: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Нельзя использовать военнопленных на работах, носящих военный характер или опасных для жизни работающих.

Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей; они имеют право получать письма, посылки с продуктами питания, одеждой и т.д. Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого они находятся, посылать жалобы представителям державы покровительницы. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

За совершение преступления военнопленного судит военный суд; воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.

Полный список военнопленных воюющие сообщают:

Своему справочному бюро;

Державе-покровительнице;

Международному Комитету Красного Креста в Женеве.

Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращению военных действий.

Режим раненных и больных. Термин “раненные и больные” включает раненных и больных военнослужащих и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе. Этот термин в данном случае охватывает раненных, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, беременных женщин, кормящих матерей, новорожденных и др.

Конвенции устанавливают, что все раненные и больные, независимо от расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, пользуются одинаковым покровительством.

В отношении раненных и больных запрещены следующие действия:

· посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийств, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

· взятие заложников;

· посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

· осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.

Данные положения относятся к раненным и больным, санитарному и духовному персоналам, принадлежащим к вооруженным силам сторон, находящихся в конфликте, и принятым или интернированным на их территории, а так же к личному составу ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющего государства, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав рабочих команд или служб, обслуживающих вооруженные силы, а также на население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, если оно носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны.

После каждого боя воюющие обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших, к ограждению их от ограбления или дурного обращения. Предание земле или сожжение трупов производится только после тщательного медицинского осмотра. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти в любое время.

Подвижные санитарные формирования и постоянные санитарные учреждения пользуются покровительством и охраной воюющих и не являются объектом нападения. Подвижные санитарные формирования, если они попадут во власть противной стороны, сохраняют свою материальную часть и сопровождающий их личный состав. Однако противник может пользоваться ими для ухода за ранеными и больными своей армии.

Летательные аппараты, применяющиеся исключительно для эвакуации раненых и больных и для перевозки санитарного личного состава и имущества, пользуются покровительством. Такие самолеты должны иметь ясно видимый отличительный знак.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена. Против санитарных формирований и их личного состава запрещаются репрессии.

Положение мирного населения во время войны. Положение мирного населения во время войны определяется Гаагскими конвенциями 1907 г., Женевской конвенцией 1949 г. “О защите гражданского населения во время войны” и др. международно-правовыми актами. В этих общепризнанных документах устанавливается, что “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы. Запрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

Прямая защита гражданского населения отражена во многих резолюциях ГА ООН. Так, резолюция 2675 (ХХУ) от 9 декабря 1970 г. закрепила с учетом НТР в военном деле "основные принципы защиты мирного населения в период вооруженных конфликтов".

Анализ имеющихся международных актов дает основание сформулировать следующие правовые принципы зашиты гражданского населения:

1. Основные права человека, как они признаны в международном праве, продолжают существовать и в период вооруженных конфликтов.

2. При ведении военных действий должно проводиться различие между лицами, активно участвующими в них (комбатантами), и гражданским населением.

3. Воюющие стороны при ведении боевых действий обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы оградить гражданское население от разрушительных действий войны и принимать все необходимые меры предосторожности для того, чтобы избежать физических страданий, гибели гражданского населения или нанесения ему ущерба.

4. Запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие единственной целью запугать иди терроризировать население.

5. Защищаются жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением, они не должны быть объектом прямых военных операций.

6. Защищаются места и районы, отведенные единственно для защиты гражданского населения. Сюда должны быть отнесены госпитальные зоны и подобные им места.

7. Воюющие стороны не превращают гражданское население или отдельное гражданское лицо в объект репрессалий принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.

Защита культурных ценностей во время войны. Учитывая, что в ходе вооруженных конфликтов прошедших лет культурным ценностям был нанесен большой ущерб, и что вследствие развития военной техники они подвергаются угрозе еще большего разрушения, имея в виду, что наносимый ущерб культурным ценностям каждого народа является ущербом для культурного наследия всего человечества, а также принимая во внимание необходимость сохранения культурного наследия для народов мира, на международной конференции, созванной ЮНЕСКО в Гааге, была разработана и 14 мая 1954 г. подписана конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Согласно ст.1 Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от происхождения и владельца:

· памятники архитектуры, искусства и истории, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, а также научные коллекции или военные коллекции книг и материалов;

· здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, то есть музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения культурных ценностей;

· центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в п. “a” и “b”, так называемые “ центры сосредоточения культурных ценностей”.

Защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей.

Согласно ст.4 Конвенции, уважение культурных ценностей состоит в обязанности:

· запрещать использование культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;

· запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;

· запрещать реквизицию и воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Наиболее важные культурные ценности на основании ст.8 Конвенции берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей. Этот реестр ведется Генеральным директором ЮНЕСКО. Копии хранятся у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в вооруженном конфликте. С момента включения в Международный реестр эти ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них. Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженного конфликта, должны быть обозначены специальным знаком. Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на 4 части синего и белого цвета. Этот знак употребляется однократно или троекратно в виде треугольника (один знак внизу) для идентификации культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите источники международного гуманитарного права.

3. Перечислите средства ведения войны.

4. На каких работах не могут использоваться военнопленные?

5. Перечислите правовые принципы защиты гражданского населения.

Литература:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 20-40.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 8-19.

3. Устав Совета Европы // Собрание законодательства РФ. 1997. - № 12. -Ст. 1390.

4. Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / Международное публичное право. Сборник документов: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2006. - С. 446-458.

5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства РФ. -2001. № 2. - Ст. 163.

6. Протокол № 14 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод //http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/194.htm

7. Алешин В. В. Международное право вооруженных конфликтов. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 200 с.

8. Батырь В.А. Международное гуманитарное право.- М.: Юсгинформ, 2006. 336 с.

9. Калугин В. Ю. Курс международного гуманитарного прав. Минск: Тесей, 2006. - 496 с.

10. Калугин В.Ю., Павлова JI.B., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право Минск: Тесей, 1999. - 306 с.

11. Котляров И. И. Вклад России в становление и развитие международного гуманитарного права // Российский ежегодник международного права. 2007.-СПб.: Россия-Нева, 2008. - С. 62-68.

12. Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2006. - 304 с.

13. Ледях И. А. Важная веха в истории развития международного гуманитарного права// Юрист-международник. 2007. - № 1. - С. 2 - 10.

14. Лукашук И.И., Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. М., 2007.

15. Лысык В. М. Влияние Международного Комитета Красного Креста на развитие международного гуманитарного права (на украинском языке) // Украинский журнал международного права. Киев. - 2006. - № 2. - С. 74-81.

16. Международное гуманитарное право / под ред. Капустина А. Я. М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009. - 587 с.

17. Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К. Бекяшева, М.: М., 2008.

18. Никонов К. Правовые аспекты защиты детей в вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права. 2007. - №4. - С. 216-225.

19. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском про­странстве: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2009. 352 с.

20. Остроухов Н. В. Некоторые вопросы кодификации и прогрессивного развития гуманитарного права, применяемого во время вооруженного конфликта немеждународного характера // Московский журнал международного права. 2009. - № 1. - С. 166-176.

21. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.

Предисловие........................................................................................... 4

Тема № 1. Понятие, сущность, источники и принципы международного права. 6

Тема 2. История возникновения и развития международного права. 32

Тема № 3. Субъекты современного международного права............ 58

Тема № 4. Право международных договоров................................... 82

Тема № 5. Право международных организаций и конференций.... 99

Тема № 6. Ответственность в международном праве..................... 124

Тема № 7. Дипломатическое и консульское право........................ 138

Тема № 8. Территория и другие пространства в международном праве. 162

Тема № 9. Право международной безопасности............................. 188

Тема № 10. Международно-правовые средства разрешения международных споров....................................................................................................................... 219

Тема № 11. Международное воздушное право............................... 240

Тема № 12. Международное морское право.................................... 265

Тема №14. Международное право прав человека........................... 312

Тема № 15. Право международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью............................................................................................. 331

Тема №16. Международное экологическое право........................... 350

Тема № 17. Международное экономическое право........................ 380

Тема № 18. Международное гуманитарное право......................... 407

Грипп Эльвина Харисовна

Патрикеев Виктор Евгеньевич

кандидат юридических наук, доцент;

Козлов Александр Павлович

кандидат юридических наук, доцент;

Иванов Павел Васильевич

кандидат юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ;

Яхина Юлия Харисовна

кандидат юридических наук, доцент;

Коряковцев Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, доцент;

Сарсенов Карим Маратович

кандидат юридических наук, доцент;

Захаренко Ирина Сергеевна

кандидат юридических наук;

Жильская Людмила Валентиновна

доктор юридических наук, доцент;

Андрейцо Сергей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент;

Скрипкина Юлия Григорьевна

кандидат юридических наук.

На уроке мы рассмотрим понятие международного гуманитарного права и основные международные документы, его образующие. Вы узнаете, кто является жертвами вооруженных конфликтов, какие права они имеют в ходе военных действий и какие гарантии должны предоставлять им воюющие государства. Также вы познакомитесь с основополагающими принципами международного права, закрепленными в Уставе ООН, и с понятием международных преступлений.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Права и защита жертв вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право - это совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.
Необходимость гуманитарного права была осознана международным сообществом, когда мировая история первой половины XX века продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.

Международное гуманитарное право состоит из двух разделов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы». Исторически первичным является «право Гааги» , или «право войны», закрепленное в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. Эти международные соглашения устанавливают законы и обычаи войны, права и обязанности нейтральных стран, а также порядок мирного разрешения международных споров. Также они закрепляют права и обязанности воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивают методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних и неоправданных человеческих жертв и разрушений.
Данные конвенции являются действующими международно-правовыми нормами, признанными большинством стран мира. Они были первой попыткой сформулировать принципы и нормы международного права, касающиеся войны на суше и на море. Несоблюдение Гаагских конвенций квалифицируется международным правом как военное преступление, подлежащее наказанию.

Новый этап в развитии международного гуманитарного права наступил после принятия Устава ООН в 1945 г. Среди принципов международного права , закрепленных в Уставе ООН, которые создали фундамент современного международного права, можно выделить следующие:
1. Принцип равноправия и самоопределения народов;
2. Принцип уважения прав человека;
3. Принцип мирного разрешения международных споров;
4. Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления;
5. Принцип международной уголовной ответственности индивидов и т.д.

Фактически Устав ООН поставил войну как средство разрешения международных конфликтов вне закона и первым из международных правовых документов обратил внимание на права отдельной личности, сделав принцип уважения прав человека общепризнанным.
На этот же период приходится становление «права Женевы» , которое является развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях, и берет свое начало с Женевской конвенции 1864 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право вводился новый принцип нейтральности медицинского персонала, по которому помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали.

Впоследствии право Женевы было дополнено Женевскими конвенциями 1949 г. о защите жертв войны, о защите гражданского населения во время войны, об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об обращении с военнопленными. Эти документы закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т. д. запрещаются.
Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Положения данных конвенций обязательны и для нейтральных стран.
Женевские конвенции также устанавливают механизм привлечения к ответственности военных преступников, нарушающих положения данных документов. Такие лица предаются суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суду любой страны - участницы этих конвенций, если она имеет доказательства их виновности. Военными преступлениями считаются преднамеренное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии неприятеля, взятие заложников, серьёзное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью, и т. д. Лица, виновные в таких нарушениях, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Военные преступления наряду с действиями, направленными на развязывание или ведение агрессивной войны, и преступлениями против человечества относятся к международным преступлениям - самому тяжкому из всех возможных видов преступлений. Примерами таких преступлений являются геноцид, расовая дискриминация, апартеид и др. Субъектами международных преступлений могут выступать как государство, так и индивиды. Ответственность за международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения, и к ним неприменим срок давности.

Таким образом, право Гааги и право Женевы закрепили следующие важнейшие положения:
1. систему мирных средств для разрешения споров между государствами;
2. военные действия должны направляться только против сражающихся армий;
3. мирное население, а также взятые в плен лица, не должны являться объектом военных действий;
4. обязанность заботиться о военнопленных, больных и раненых;
5. запрет на применение отравляющего оружия и методов ведения военных действий, способных причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

В современном виде международное гуманитарное право представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера. Оно предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в военных действиях: раненые, потерпевшие кораблекрушение, больные и пленные (комбатанты). Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий.
С принятием новых документов в области прав человека международное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, гарантирующими индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период вооруженных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые вооруженными действиями, и защищая человека от произвола и насилия.
Для защиты прав человека важное значение имеет также распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера, которые ограничены территорией одного государства и происходят между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группировками.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Приведите примеры международных вооруженных конфликтов, имеющих место в настоящее время.

2. Приведите примеры международных преступлений и преступников, которые вам известны из курса истории.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

К жертвам вооруженных конфликтов относятся: военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское населœение, в т.ч. на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 ᴦ. и Дополнительных протоколов 1977 ᴦ. Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всœех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в т.ч. коллективное наказание. Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением. С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Οʜᴎ считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. По этой причине воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер). Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные могут посœеляться в специальных для них лагерях. Οʜᴎ должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью. Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным должна быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всœех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. При этом частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой. Женевские конвенции 1949 ᴦ. и Дополнительные протоколы к ним 1977 ᴦ. обязывают воюющие стороны обеспечить медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным. Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населœению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты. Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не бывают объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии всœе данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1. Жертвы войны должны при всœех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.

2. Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

3. Мирное гражданское населœение неприкосновенно.

Искоренение войн и вооруженных конфликтов из жизни общества продолжает оставаться острейшей проблемой, стоящей перед человечеством. Оценивая в целом процесс послевоенного развития права вооруженных конфликтов, можно выделить ряд присущих ему характерных черт.

В первую очередь, указанный процесс протекал в условиях научно-технической революции, обусловившей качественные изменения в военном делœе.

Во-вторых, в международном праве появился принцип запрещения применения силы или угрозы ее применения, исключающий право государств на войну.

В-третьих, в данный период в международных отношениях сформировался и стал утверждаться принцип, согласно которому основные права и свободы человека должны соблюдаться как в мирное, так и в военное время. Новизной права вооруженных конфликтов является норма о преступности наемничества. Вооруженная поддержка колониальных и расистских режимов - международное преступление. Исходя из этого, право вооруженных конфликтов устанавливает, что наемники являются уголовными преступниками.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах, сводятся к следующему:

1. Лица, вышедшие из строя, и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всœех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя.

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта͵ во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста и красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение их жизни, достоинства, личных прав и убеждений. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый вправе на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим или моральным пыткам, телœесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные крайне важно стью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населœением и комбатантами и по возможности щадить гражданское населœение и имущество. Ни гражданское населœение в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов" 2017, 2018.

Муниципальное образование Динской район станица Динская

Урок по обществознанию

в 9 классе на тему:

« Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов ».

Лукина Наталья Николаевна

АОУ СОШ № 4

станицы Динской

Тема урока: Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

«Священно не общество, не государство, не нация, а Человек…»

Н. Бердяев.

Дата: ___________________________________

Цели урока: - способствовать пониманию учащимися необходимости регулирования действий и участия в вооружённом конфликте нормами международного гуманитарного права;

Познакомить учащихся с механизмами защиты прав человека в военное время;

Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;

Способствовать формированию активной гражданской позиции;

Содействовать формированию у учащихся отрицательного отношения к войне, насилию, произволу;

Воспитывать правовую культуру;

Формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение;

Формировать навыки работы в группе, умение высказывать своё мнение, умение анализировать источники, сопоставлять факты, работать с таблицами, понятиями.

Оборудование: Раздаточный материал

Презентация по МГП

Компьютер

Интерактивная доска

Основные термины и понятия: Человек

Защита прав человека

Конвенция

Ратификация

Международное гуманитарное право

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания по теме: Социальные права.

Опрос рассчитан на 5- 7 минут и проводится устно по вопросам:

а). Что означает понятие «социальное государство»?

б). Кто и почему, согласно нашим законам, имеет право на социальное обеспечение?

    Изучение нового материала по плану:

а). Жертвы вооружённых конфликтов;

б). Международное гуманитарное право;

в). Особенности и значение международного гуманитарного права.

    Жестокое лицо войны.

Война – это всегда трагедия. Сколько безмерных страданий и горя связано с ней! Война лишает человека крова, тепла, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за своих близких. Разрушительная сила войны беспредельна. Война калечит и убивает людей. Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 миллиарда человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. человек. Погибло в боях около 10 млн. человек, было ранено свыше 21 млн. человек. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов.

За 6 лет второй мировой войны погибло свыше 62 млн. чел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофических цифр – 28 млн. человек. В войну вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. человек. Война нанесла колоссальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизни свыше 26 млн. человек.

Потрясённое последствиями второй мировой войны международное сообщество в Уставе ООН объявило противоправным использование государствами силы для разрешения споров.

Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит «Все члены Организации Объединённых наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения …»

(Однако государство вправе прибегнуть к силе в случае вооружённого нападения на него - право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятых в целях поддержки или восстановления международного мира и безопасности.)

Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия, но не смотря на то, что международное сообщество прилагает серьёзные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось. Ежегодно в мире их происходит более 30. Они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней. И это не только солдаты и офицеры, но и мирные жители – дети, женщины, старики…

По данным военных историков за последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Но можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (это гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, больные, военнопленные).

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Отрицательный опыт

Положительный опыт

1. История также даёт немало примеров мучительной смерти раненых, пыток и расстрелов военнопленных, грабежей мирного населения, страданий женщин, детей, стариков от голода и холода…

Приведите пример:

Но история знает и другие примеры.

1. Археологи, изучавшие памятники древнего Египта, нашли запись, датируемую II тысячелетием до нашей эры «Накорми врага своего»

2. В 1785 году Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат.

И таких примеров, как отрицательных, так и положительных в истории немало.

Рассмотрим ситуацию, стр. 193 учебника.

1. Кто такой Анри Дюнан?

2. Каков главный результат деятельности Анри Дюнана?

Благодаря деятельности Анри Дюнана позднее были сформулированы нормы, защищающие:

Раненых и больных в действующих армиях;

Военнопленных;

Лиц из состава вооружённых сил на море, потерпевших кораблекрушение;

Гражданское население в зоне вооружённого конфликта и на оккупированной территории.

В 1860 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного креста.

В 1864 году принята женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

В России подобная организация, оказывающая помощь раненым во время военных конфликтов, была основана великой княгиней Еленой Павловной в Санкт- Петербурге во время Крымской войны в 1854 году. Во время обороны Севастополя сёстры милосердия под руководством выдающегося хирурга Н.И. Пирогова оказывали помощь раненым и больным. Из 202 медсестёр 17 погибли.

Назовите имя прославившейся в годы Крымской войны сестры милосердия?

Анри Дюнан позднее напишет, что пример этой общины сестёр милосердия повлиял на его деятельность.

В 1867 году Россия ратифицировала Женевскую конвенцию.

Объясните значение термина ратификация?

В 1899 и 1907 годах была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Назовите известные вам из истории три закона сухопутной войны?

В 1949 году приняты Женевские конвенции о защите жертв войны.

Почему?

Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

Так что же такое международное гуманитарное право?

II . Международное гуманитарное право.

МГП – это правовые нормы, закреплённые в международных документах о защите жертв войны.

Кто такие жертвы войны?

Давайте познакомимся с документом, стр. 194-195 учебника. Читаем. Определяем – права военнопленных.

Права военнопленных:

1. На уважение их жизни и достоинства;

2. На гуманное обращение с ними.

Помимо военнопленных и раненых МГП защищает и мирное население.

Презентация.

Субъектом МГП, участником международных правоотношений главным образом является государство.

III . Особенности и значение МГП.

Особенности:

1. Цель МГП – защита жизни и достоинства человека в условиях войны;

2. МГП регулирует отношения между государством и гражданами государства противника;

3. МГП не может исключить войну из жизни человечества, не может ограничить бедствия, вызываемые войной;

4. МГП включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными военной необходимостью.

Значение:

1. МГП содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил;

2. МГП содержит понятие военные преступления – действия, которые включают в себя применение запрещённых международными соглашениями средств и методов войны.

Работа с учебником – стр. 198

Вывод:

По подсчётам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания Второй мировой войны было только 26 дней абсолютного мира По другим расчётам с менее строгими критериями, в среднем за год, начиная с 1945 года, насчитывается только три дня без войны.

В последнее время, военные конфликты стали более частыми и продолжительными. Но самое страшное, основными жертвами войны в большинстве своём, становится гражданское население, т.е. страдают самые незащищённые слои населения. Войны в жестокой слепоте своей соединяют несоединимое – детей и смерть, поэтому так актуальна, сегодня международно-правовая защита жертв в условиях вооружённых конфликтов.

Проводится рефлексия

Подведение итогов

Выставление оценок

§ 1 Международное гуманитарное право

Гудит вдали земная твердь.

И гибнут славные сыны Отчизны.

Когда же люди одолеют смерть?

Когда избавятся от скорбной тризны?

Вдали упал неведомый боец,

Быть может в Африке, а может в Чили.

И боль пронзила тысячи сердец,

И слезы наши души омрачили.

Когда некоторые стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к силе оружия. И тогда люди становятся участниками или свидетелями событий, так называемых вооружённых конфликтов.

За последние 3500 лет было всего 250 лет всеобщего мира. Остальное время на планете велись войны, в которых погибло около 5 миллиардов человек. В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100 миллионов человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица.

В управлении вооруженного конфликта заинтересованы обе конфликтующие стороны. У каждой стороны могут быть раненые и пленные. В этом случае выгодней быть уверенным, что им будет оказана помощь обязательная по закону. Так и появилась отдельная отрасль права, которая регулирует отношения сторон во время вооруженного конфликта, то есть международное гуманитарное право.

Так что же такое международное гуманитарное право? Это отрасль права, представляющая собой совокупность международных правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, регулирующее отношения между субъектами, в роли которых выступают главным образом государства.

Международно-правовая норма принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Сущность международного гуманитарного права заключается:

1. в защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте; к ним относятся: раненные, больные, военнопленные;

2. в предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно: гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу;

3. в предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях: жилым домам, школам, местам отправления культа;

4. в запрещении применения средств и методов ведения военных действий, которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

§ 2 Функции и принципы международного гуманитарного права

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженном конфликте, выполняет организационно-управленческую, правовую и защитную функции.

Принципы права вооруженных конфликтов с учетом их содержания можно разделить на две группы: основные и специальные.

К основным относятся:

Принцип гуманизма;

Принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.

Специальную группу составляют принципы ограничения воюющих в выборе средств ведения войны; защиты жертв войны и гражданских объектов; добропорядочности, законности и ответственности.

§ 3 Источники Международного гуманитарного права

В области права вооружённых конфликтов были разработаны и приняты конкретные международные договоры, обычно называемые источниками Международного гуманитарного права.

Это такие договоры, как:

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 1868 г.);

Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: Об открытии военных действий; О законах и обычаях сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.

Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств (Женева 1925 г.);

Правила действия подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Лондон, 1936 г.);

Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года: Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Об обращении с военнопленными; О защите гражданского населения во время войны.

Два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г., принятые в 1977г., касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (в пределах одного государства) и многие другие.

В России также приняты правовые документы, касающиеся Международного гуманитарного права. Так, например, нормативная база Министерства обороны Российской Федерации, включает в себя ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих боевое применение соединений, воинских частей и подразделений видов и родов войск в ходе вооруженных конфликтов.

За нарушения норм Международного гуманитарного права наступает ответственность, как на международном, так и на национальном уровне.

Государство несёт международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Кроме того, международное гуманитарное право содержит санкции за нарушение установленных правил, в том числе уголовное наказание

Серьёзными нарушениями являются:

Преднамеренное убийство;

Пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

Преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью;

Взятие заложников.

Уголовный кодекс РФ включает главу 34 «Преступление против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права. Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.

§ 4 Особенности и значение Международного гуманитарного права

В чем же состоят особенности и значение Международного гуманитарного права?

Во-первых, Международное гуманитарное право защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.

Во-вторых, устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещают некоторые действия воюющих сторон, или ограничивают ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.

В-третьих, международное гуманитарное право регулирует отношения между государством и гражданами государства противника.

В-четвертых, международное гуманитарное право не может исключить войну вообще, но может ограничить бедствия, которые вызываются войной.

Международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда, но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также осуждать тех, кто их нарушает.

Сегодня человечество вступило в третье тысячелетие. Каким оно будет? Как люди будут решать острые вопросы, удастся ли нам противостоять насилию? Все это в первую очередь зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу по-человечески даже в условиях самого жестокого противостояния.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. - М. 1993.
  2. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 22. Ст. 2031. в ред от 18.07. 2006 г.
  3. Альхименко В. В. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства // Конституционное право: Учебник /Под ред. В. В. Лазарева. М., 2006.
  4. Арзамаскин Н.Н. Общее и особенное в понятиях «государство» и «переходное государство» //Адвокатская практика. 2006. № 3.
  5. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  6. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.,1908.
  7. Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права //История государства и права. 2006. № 1.
  8. Зиновьев А. В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 1998. С. 26;
  9. Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 73.
  10. Ленин В. И. О конституционных иллюзиях // Полн. собр. соч. Т. 34.
  11. Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
  12. Протасов В.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001.
  13. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С, Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. -- М.: Юрайт-Издат, 2005. Гл. 7-8.
  14. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. С. 4-16.
  15. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. № 3.
  16. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3.
  17. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12.
  18. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовая интеграция // Право и политика. 2001. № 6.
  19. Чеснов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. № 3.