Л. Н. ТереховаТеория государства и права. Шпаргалка. Что характеризует понятие форма правления? Из каких компонентов образуется система права

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Тест по теории государства и права (ТГП)

Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Представлен вариант теста без ответов и с ответами. Также имеется возможность скачать тест в виде файла.

Тест составлен на основе материалов лекций по теории государства и права (ТГП) .

1. Что является предметом теории государства и права?

  • a) предметом теории государства и права является изучение всех общественных явлений, в том числе государства и права, культуры, религии, морали;
  • б) предметом теории государства и права является изучение всех государственно-правовых явлений и многообразных форм их проявлений в обществе;
  • в) предметом теории государства и права является исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства;
  • г) предметом теории государства и права является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, назначения и функционирования в обществе, а также особенности политического и правового сознания и юридического регулирования;
  • д) предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные государственно-правовые процессы и явления.

2. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?

3. Какие из перечисленных явлений непосредственно относятся к государственно-правовым?

  • а) обычаи, мораль, религия;
  • б) политическое сознание и политическая культура;
  • в) традиции, нравственность, культура;
  • г) законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;
  • д) экономика, производительные силы, способ производства, финансы, налоги;

4. Какие функции выполняет теория государства и права?

  • а) теоретико-познавательную (онтологическую, гносеологическую);
  • б) методологическую;
  • в) прогностическую;
  • г) политическую (идеологическую);
  • д) вcе перечисленные.

5. Каким образом соотносятся предмет и метод теории права и государства?

  • а) предмет определяет методы его исследования;
  • б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
  • в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
  • г) ориентируясь на соответствующие методы, учёные определяют предмет теории государства и права.

6. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации различных государственных и правовых систем?

  • а) статистический;
  • б) метод сравнительного правоведения;
  • в) метод формальной логики;
  • г) метод правового эксперимента.

7. Какой из научных методов, предусматривает изучение государственно-правовых явлений на основе условного разделения на отдельные части?

  • а) анализ;
  • б) синтез;
  • в) статистический метод;
  • г) сравнительный метод;
  • д) диалектический метод.

8. Как называлась первичная форма организации людей, когда женщина занимала главенствующее место в обществе?

  • а) матриархат;
  • б) патриархат;
  • в) дикость;
  • г) варварство;
  • д) цивилизация.

9. Как называется устойчивая общность, организация людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании и совместной хозяйственной деятельности людей?

  • а) род;
  • б) государство;
  • в) общество;
  • г) корпорация;
  • д) союз племен.

10. Каковы особенности общественной власти в первобытнообщинном строе?

  • а) существует специальный аппарат, состоящий из вооруженных людей, занимающихся управлением и властью;
  • б) власть основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях. Отсутствует отделенный от общества (рода) аппарат принуждения;
  • в) власть практически отсутствует, все происходит спонтанно и зависит от случайных обстоятельств;
  • г) вся жизнь первобытного общества характеризуется хаотичностью, отсутствием организованного порядка;
  • д) власть в обществе основывается на естественных законах природы.

11. Чьи интересы выражает общественная власть первобытного строя?

  • а) интересы вождя;
  • б) интересы определенной части, социальной группы, класса;
  • в) интересы всего общества, рода;
  • г) не выражает ничьих интересов;
  • д) интересы отдельных личностей.

12. Какие социальные нормы в первобытном обществе регулировали поведение людей?

  • а) юридические нормы;
  • б) политические нормы;
  • в) родовые обычаи (мононормы);
  • г) технические нормы;
  • д) религиозные нормы.

13. Каковы социальные причины происхождения государства и права?

  • а) общественное разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло и торговлю;
  • б)рост производительности труда и появление прибавочной стоимости;
  • в) разложение рода и возникновение семьи, появление излишков продуктов, антагонизмов, раскол общества на классы;
  • г) появление частной собственности;
  • д) появление городов, изменение климатических условий.

14. Что является основным признаком восточного (азиатского) типа государства?

  • б) эти государства основаны на частной собственности на землю;
  • в) в этих государствах источником власти является собственность;
  • г) отсутствует мощный чиновничий аппарат;
  • д) эти государства возникли и существуют как города-республики.

15. Что является основным признаком западного (европейского) типа государства?

  • а) эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю;
  • б) обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
  • в) государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх;
  • г) эти государства имеют застойный характер;
  • д) в этих государствах источником власти является собственность, развита частная собственность, общество делится на антагонистические классы.

16. Каковы главные причины возникновения государства, согласно теории внешнего насилия?

  • а) возникновение денег, городов и ремесел;
  • б) возникновение классов и непримиримой борьбы между ними;
  • в) завоевание одних племен другими и установление господства одних племен над другими;
  • г) изменение климатических условий и развитие средств производства;
  • д) заключение добровольного соглашения между людьми для создания государства.

17. Какова главная идея патриархальной теории возникновения государства?

  • а) государство возникает из семьи, путем разрастания семьи;
  • б) государство возникает путем насильственного захвата одних племен другими;
  • в) государство возникает тогда, когда появляются неравенство, частная собственность, классы и борьба между ними;
  • г) государство существовало всегда, появилось вместе с человеком;
  • д) государство возникает по причине особенностей человеческой психологии подчиняться, быть зависимым от сильного.

18. В чем заключается главная идея договорной теории происхождения государства?

  • а) государство есть продукт непримиримых противоречий, возникающих в обществе с появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов;
  • б) государство есть продукт добровольного соглашения людей, объединившихся для совместного проживания;
  • в) государство возникает по воле бога, высшего разума;
  • г) государство возникает вследствие глобальных климатических изменений на планете;
  • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человека.

19. Каковы основные положения теологической теории происхождения государства?

  • а) государство появилось вследствие объективного развития общества, общественного разделения труда, образования прибавочного продукта, частной собственности, классов;
  • б) государство появилось в результате смены матриархата патриархатом, появления религии;
  • в) государство есть результат божественной воли, проявления высшего разума;
  • г) государство возникает как результат добровольного соглашения людей;
  • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человеческого общества.

20. Кто является представителем классовой теории происхождения государства и права?

  • а) Макиавелли, Гамильтон;
  • б) Маркс, Энгельс, Ленин;
  • в) Михайловский, Бакунин;
  • г) Аристотель, Фильмер;
  • д) Фома Аквинский, Маритэн.

21. Каковы основные признаки государства?

22. Как называется признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

  • а) правосубъектность;
  • б) государственный суверенитет;
  • в) правоспособность;
  • г) дееспособность;
  • д) правотворчество.

23. Какое определение публично-политической власти верно?

  • а) система государственных органов, которые управляют обществом;
  • б) система ноpмативно-пpавовых актов;
  • в) система общественных организаций, которые участвуют в политической жизни общества;
  • г) система норм права, обычаев, морали;
  • д) система политических учреждений, партий, общественных движений.

24. Для чего необходимы налоги, сборы, различные обложения как признак государства?

  • а) обеспечения интересов вождя;
  • б) обеспечения господства бога и религии в обществе;
  • в) содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.);
  • г) обеспечения интересов всего населения;
  • д) все перечисленные.

25. Что раскрывает понятие функции государства?

  • а) структуру государства и его признаки;
  • б) способы организации государственной власти;
  • в) динамическую сторону деятельности государства, его основные направления деятельности;
  • г) методы и приемы осуществления государственной власти;
  • д) все перечисленные понятия вместе.

26. Каковы формы осуществления функций государства?

  • а) правотворческая;
  • б) правоисполнительная;
  • в) правоохранительная;
  • г) организационно-регламентирующая;
  • д) все перечисленные, а также организационно-хозяйственная.

27. Каковы правовые формы реализации функций государства?

  • а) правотворческая;
  • б) правоприменительная;
  • в) правоохранительная;
  • г) контрольно-надзорная;
  • д) правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная.

28. Какие методы применяют государства при реализации функций государства?

  • а) убеждение;
  • б) принуждение, наказание;
  • в) поощрение;
  • г) рекомендации;
  • д) совокупность всех перечисленных методов.

29. Какая из пеpечисленных функций является внутpенней функцией госудаpства?

  • а) социальная функция;
  • б) функция обоpоны стpаны;
  • в) функция обеспечения миpа и поддеpжки миpового поpядка;
  • г) функция интегpации в миpовую экономику;
  • д) функция сотpудничества с дpугими стpанами в pешении глобальных пpоблем.

30. Какая из пеpечисленных функций является внешней функцией госудаpства?

  • а) функция обоpоны стpаны;
  • б) функция охpаны пpав и свобод гpаждан;
  • в) функция налогообложения;
  • г) экологическая функция;
  • д) социальная функция.

31. На какие виды делятся функции государства в зависимости от их продолжительности?

  • а) основные и неосновные;
  • б) внутренние и внешние;
  • в) законодательную, исполнительную и судебную;
  • г) постоянные и временные;
  • д) социальные и экономические.

32. В чем заключается правоохранительная функция совpеменных госудаpств?

  • а) госудаpство охpаняет гpаницы стpаны, пpедставляет официально стpану за pубежом;
  • б) госудаpство опpеделяет экономическую политику стpаны;
  • в) государство развивает все фоpмы собственности;
  • г) госудаpство пpоявляет заботу о малоимущих, инвалидах, пенсионеpах, студентах; финансиpует обpазование, медицину, науку и т.д.;
  • д) госудаpство боpется с пpавонаpушениями в обществе и защищает права граждан.

33. В чем заключается экономическую функцию современного цивилизованного государства?

  • а) управление внешними связями и внешней политикой;
  • б) управление образованием, культурой, наукой;
  • в) обеспечение поступательного хозяйственного развития, создание оптимальных экономических структур, единого экономического пространства;
  • г) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • д) охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки.

34. Каковы характерные черты или признаки механизма государства?

  • а) это система государственных органов;
  • б) это сложная структура, в которой каждый орган занимает определенное место;
  • в) механизм государства располагает материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности государственные органы. Это бюджет, имущество, сооружения, предприятия, учреждения и т.д.;
  • г) механизм государства есть средство воплощения в жизнь функций государства;
  • д) все вместе взятые признаки.

35. К какому понятию относится следующее опpеделение: Учpеждение, звено госудаpственного аппаpата, участвующее в осуществлении функции госудаpства и наделенное для этого госудаpственно-властной компетенцией?

  • а) механизм госудаpства;
  • б) госудаpственный оpган;
  • в) политическая оpганизация;
  • г) pелигиозное объединение;
  • д) госудаpственное пpедпpиятие.

36. Hа какие виды делятся государственные органы по принципу разделения властей?

  • б) на постоянные и временные;
  • в) на высшие и местные;

37. Hа какие виды делятся государственные органы по количественному составу?

  • а) на законодательные, исполнительные и судебные;
  • б) на постоянные и временные;
  • в) на высшие и местные;
  • г) на федеральные органы и органы субъектов федерации;
  • д) на коллегиальные и единоначальные.

38. Что включается в понятие формы государства?

  • а) совокупность способов организации высшей государственной власти;
  • б) совокупность способов государственного устройства;
  • в) совокупность методов осуществления государственной власти;
  • г) способы взаимоотношения народа и государственной власти;
  • д) все перечисленные понятия.

39. Что характеризует понятие форма правления?

  • а) как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • б) как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • в) как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • г) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина;
  • д) все перечисленное.

40. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?

  • а) демократия;
  • б) монархия;
  • в) тирания;
  • г) республика;
  • д) аристократия.

41. Что является признаком дуалистической монархии?

  • а) единственным носителем власти является монарх;
  • б) власть находится в руках монарха и парламента в равной мере;
  • в) верховная власть принадлежит исключительно парламенту;
  • г) монарх возглавляет религиозное управление страной;
  • д) народ фактически отстранен от управления страной.

42. Каковы признаки абсолютной монархии?

  • а) существование единоличного носителя верховной власти – монарха;
  • б) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно, существует наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • в) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
  • г) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства;
  • д) все перечисленные.

43. Каковы признаки ограниченной монархии?

  • а) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент;
  • б) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
  • в) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • г) законодательные акты принимаются парламентом подписываются Президентом;
  • д) правительство, согласно конституции, несет ответственность перед парламентом.

44. Какой из перечисленных признаков характеризует республиканскую форму правления?

45. Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа членов партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом?

  • а) конституционная монархия;
  • б) парламентская республика;
  • в) президентская республика;
  • г) монархия ограниченная;
  • д) абсолютная монархия.

46. Для какой формы правления характерны следующие признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института ответственности правительства перед парламентом; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом?

  • а) для президентской республики;
  • б) для парламентской республики;
  • в) для абсолютной монархии;
  • г) для ограниченной монархии;
  • д) для всех перечисленных форм.

47. Подберите надлежащие понятия к данному определению: "Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью”.

  • а) унитарное государство;
  • б) конфедерация;
  • в) федерация;
  • г) монархия;
  • д) республика.

48. Что такое федерация?

  • а) межгосударственное объединение, созданное для достижения определенных целей;
  • б) единое неделимое государство, члены которого не обладают государственным суверенитетом;
  • в) сложное государственное образование, члены которого в определенной мере обладают государственным суверенитетом;
  • г) временный союз государств, объединенный для решения военных целей;
  • д) международная организация, объединяющая несколько государств.

49. Чем отличается федеративная форма государственного устройства от конфедеративного?

  • а) федерация – это сложное государство, а конфедерация - это международная организация;
  • б) члены федерации обладают ограниченным суверенитетом, а члены конфедерации полным суверенитетом;
  • в) федерация не имеет союзную Конституцию, а конфедерация имеет союзную Конституцию;
  • г) их отличие малозначительно;
  • д) федерация включает в себя несколько независимых государств, конфедерация состоит из одного независимого государства.

50. Какое понятие соответствует данному определению: "Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности"?

51. Какие из перечисленных признаков характерны для авторитарного политико-правового режима?

  • а) ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан, запрещение деятельности оппозиционных партий;
  • б) ограничение роли выборных органов власти и усиление роли исполнительно-распорядительных органов;
  • в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства;
  • г) сведение роли парламента до положения сугубо формального института;

52. Какой из указанных признаков характеризует тоталитарный политический режим?

  • а) ограниченность власти правовыми законами;
  • б) выборность органов власти народом;
  • в) полное огосударствление всех сфер жизни общества;
  • г) обязательность решений верховных органов власти для нижестоящих органов государства;
  • д) демократизм, гласность в деятельности органов государства.

53. Какую форму правления Аристотель назвал наилучшей из наихудших форм правления государства?

  • а) аристократию;
  • б) демократию;
  • в) тиранию;
  • г) олигархию;
  • д) деспотию.

54. Какие критерии и факторы принимаются во внимание при использовании цивилизационного подхода в типологии государства?

  • а) уровень развития производительных сил общества;
  • в) классовые противоречия и классовая борьба;
  • г) национальные особенности и традиции;
  • д) комплекс социально-экономических условий, включающих этнические, религиозные основы, степень гармонизации человека и природы, состояние свободы личности во всех его проявлениях.

55. Каков основной критерий формационного подхода в типологии государств?

  • а) уровень культуры, развитие морали, религии, нравственности;
  • б) климатические и географические условия;
  • в) национальные особенности и традиции;
  • г) степень свободы личности в обществе;
  • д) смена общественно-экономических формаций.

56. Какие типы государства существуют согласно формационному подходу к типологии?

  • а) рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические;
  • б) древние, современные;
  • в) демократические и антидемократические;
  • г) восточные и западные;
  • д) кочевые и оседлые.

57. Какому понятию соответствует определение: "Особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами"?

  • а) религиозное государство;
  • б) правовое государство;
  • в) светское государство;
  • г) унитарное государство;
  • д) президентская республика.

58. Что является пpизнаком пpавового госудаpства?

  • а) веpховенство закона и pеальность пpав и свобод индивида;
  • б) pеспубликанская фоpма пpавления;
  • в) наличие института пpезиденства;
  • г) наличие гpаницы госудаpства;
  • д) наличие pазличных наций и наpодностей.

59. Что означает принцип разделения властей в государстве?

  • а) все ветви власти в государстве подчиняются друг другу;
  • б) все ветви власти независимы друг от друга, и занимаются исключительно своими функциями и не подчиняются друг другу, подчиняются только закону;
  • в) все ветви власти подчиняются только конституционному совету;
  • г) все ветви власти подчиняются президенту;
  • д) все ветви власти подчиняются народу.

60. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобязательная нормативность и формальная определенность?

  • а) для права (правовых норм);
  • б) для моральных норм;
  • в) для корпоративных норм;
  • г) для обычаев;
  • д) для политических норм.

61. Что является признаком права?

  • а) общеобязательность, обеспеченность государством;
  • б) религиозность;
  • в) связь с обычаями;
  • г) обеспеченность общественным мнением;
  • д) связь с моралью.

62. Какой признак права указывает на то, что нормы права взаимосвязаны и согласованы?

  • а) формальная определенность;
  • б) гарантированность государством;
  • в) регулятивность;
  • г) волевой характер права;
  • д) системность.

63. Какое из назначений права является главным?

  • а) оценочное;
  • б) познавательное;
  • в) воспитательное;
  • г) регулятивное, охранительное;
  • д) интегративное.

64. Что такое правовые презумпции?

  • а) основные идеи права;
  • б) закрепленные в праве предположения о наличии или отсутствии юридических фактов;
  • в) основные признаки права;
  • г) основные функции права;
  • д) формы права.

65. Каковы первые источники, из которых возникло право?

  • а) табу;
  • б) обычаи;
  • в) мораль;
  • г) религия;
  • д) табу, обычаи, мораль, религия.

66. Что является общим термином для обозначения понятий "судебный прецедент" и "ноpмативно-пpавовой акт"?

  • а) источник (форма) права;
  • б) акты применения права;
  • в) акты толкования права;
  • г) функция права;
  • д) пробелы в праве.

67. Что такое нормативно-правовой акт?

  • а) конкретное предписание, выраженное в виде индивидуального акта применения;
  • б) правило поведения общего характера, регулирующее общественное отношение и общеобязательное для всех;
  • в) правило поведения, регулирующее моральные, нравственные отношения;
  • г) изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, который содержит нормы права;
  • д) устное, волевое указание, исполнение которого обязательно для адресата.

68. В зависимости от какого критерия осуществляется деление ноpмативно-пpавовых актов на законы и подзаконные акты?

  • а) в зависимости от целевого назначения;
  • б) в зависимости от времени издания;
  • в) в зависимости от субъекта, издавшего ноpмативно-пpавовой акт;
  • г) в зависимости от отраслей права;
  • д) в зависимости от пространства, на которое они рассчитаны.

69. Что такое подзаконный нормативно-правовой акт?

  • а) любой официальный акт;
  • б) любой письменный документ, составленный и заверенный нотариусом;
  • в) это сборник законов;
  • г) это правила, регулирующие религиозные отношения;
  • д) нормативный акт, принимаемый органом управления, издаваемый в строгом соответствии с законом, на основе и во исполнение законов.

70. Как называется форма права, при которой решение государственного органа (главным образом судебного) по конкретному делу становится общеобязательным при решении аналогичных дел?

  • а) законодательство;
  • б) судебный прецедент;
  • в) правовой обычай;
  • г) мононорма;
  • д) нормативный договор.

71. Закон понимается в широком и узком смысле. В каком смысле понимается данное определение: "Закон – это всякий нормативно-правовой акт, который общеобязателен к исполнению всеми лицами государства"?

  • а) в узком смысле;
  • б) в широком смысле;
  • в) как естественный закон;
  • г) как позитивный закон;
  • д) как моральные установления.

72. Как называется правовой акт правотворческого органа, содержащий правила поведения, направленный на урегулирование общественных отношений?

  • а) судебный прецедент;
  • б) нормативный правовой акт;
  • в) санкционированный обычай;
  • г) международный договор;
  • д) правовая доктрина.

73. Что такое правовой обычай?

  • а) правило поведения, которое в силу многократного повторения стало привычкой и защищается принудительной силой государства;
  • б) вид и мера необходимого поведения (юридическая обязанность индивида);
  • в) вид и мера возможного поведения (субъективное право);
  • г) правило поведения, соответствующее представлению о справедливости;
  • д) привычное правило поведения.

74. Какие характерные особенности имеют правовые нормы, отличающие их от других социальных норм?

  • а) общеобязательность, нормативность;
  • б) формальная определенность;
  • в) гарантированность государством, регулятивность;
  • г) неперсонофицированность адресата;
  • д) все перечисленные признаки.

75. Как называются нормы права, которые непосредственно указывают на другой акт как на условие своего действия?

  • а) гражданско-правовые;
  • б) отсылочные;
  • в) императивные;
  • г) семейно-правовые;
  • д) диспозитивные.

76. Как называется элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности?

  • а) презумпция;
  • б) юридическая функция;
  • в) диспозиция;
  • г) гипотеза;
  • д) санкция.

77. Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?

  • а) диспозиция;
  • б) санкция;
  • в) гипотеза;
  • г) презумпция;
  • д) аксиома.

78. Как называется элемент пpавовой ноpмы, опpеделяющий условия и обстоятельства действия, pеализации пpавовой ноpмы?

  • а) гипотеза;
  • б) диспозиция;
  • в) санкция;
  • г) пpезумпция;
  • д) функция.

79. Какое деление имеют ноpмы пpава по методу пpавового pегулиpования?

  • а) импеpативные, диспозитивные, поощpительные, pекомендательные;
  • б) законодательные ноpмы и подзаконные ноpмы;
  • в) ноpмы общего действия и ноpмы огpаниченного действия;
  • г) ноpмы матеpиальные и ноpмы пpоцессуальные;
  • д) упpавомачивающие, обязывающие, запpещающие.

80. Что является основным критерием деления системы права на отрасли?

  • а) усмотрение законодателя (правотворческого органа);
  • б) предмет и метод правового регулирования;
  • в) характер источников права;
  • г) правовое сознание;
  • д) правовая практика.

81. Из каких компонентов образуется система права?

  • а) из юридических норм, институтов права и отраслей права;
  • б) из статей нормативных актов, кодексов, иных источников;
  • в) из отраслей права;
  • г) из государственных органов;
  • д) из моральных и религиозных норм.

82. Что такое публичное пpаво?

  • а) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
  • б) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
  • в) устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
  • г) совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;

83. Что такое частное право?

  • а) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
  • б) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
  • в) это устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
  • г) это совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;
  • д) совокупность моральных требований.

84. Что такое институт права?

  • а) первичная клеточка права, т.е. правовая норма;
  • б) отpасль пpава;
  • в) пpаво в целом;
  • г) гpуппа пpавовых ноpм, pегулиpующих опpеделенную pазновидность общественных отношений;
  • д) функция права.

85. Какие из перечисленных принципов являются принципами правотворчества?

  • а) демократизм;
  • б) законность;
  • в) научность;
  • г) профессионализм;
  • д) демократизм, законность, научность, профессионализм а также своевременность.

86. Что означает демократизм, как один из принципов правотворчества?

  • а) обязательность выявления и выражения в нормах права, воли и интересов народа;
  • б) соблюдение процедуры и компетентности принятия актов;
  • в) обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;
  • г) компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов;
  • д) правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений.

87. Какое понятие соответствует следующему опpеделению: "Пpоцесс сведения к единству ноpмативно-пpавовых актов путем внешней или внутpенней обpаботки их содеpжания"?

  • а) система пpава;
  • б) пpавовая система;
  • в) систематизация законодательства;
  • г) консолидация;
  • д) пpезумпция.

88. Как называется разновидность систематизации законодательства, при которой консолидация нормативных материалов производится по хронологическому, предметному и иным критериям?

  • а) легитимация;
  • б) криминализация;
  • в) инкорпорация;
  • г) кодификация;
  • д) преюдиция.

89. Как называется процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем переработки их содержания?

  • а) инкорпорация;
  • б) консолидация;
  • в) легализация;
  • г) кодификация;
  • д) национализация.

90. Какое понятие соответствует следующему определению: "Возникающие в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности"?

  • а) нравственные отношения;
  • б) правовые отношения;
  • в) религиозные отношения;
  • г) моральные отношения;
  • д) политические отношения.

91. Что такое правосубъектность?

  • а) пpавоспособность и дееспособность участников пpавоотношений вместе взятые;
  • б) пpавоспособность участников пpавоотношений;
  • в) дееспособность участников пpавоотношений;
  • г) деликтоспособность участников пpавовых отношений;
  • д) способность осуществлять своими действиями субъективные пpава и исполнять юpидические обязанности.

92. Что такое деликтоспособность?

  • а) способность лично своими действиями совершать действия и нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение;
  • б) способность лица создавать семью;
  • в) способность государственных органов совершать различные действия;
  • г) способность иметь права и обязанности;
  • д) способность лица заключать имущественные договора.

93. Что является объектом правоотношения?

  • а) реальное (материальное или духовное) благо, на использование или охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность;
  • б) лицо, к которому вследствие совершения правонарушения применяются меры государственного принуждения;
  • в) жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
  • г) все явления материального мира;
  • д) все, что окружает человека, в том числе и сам человек.

94. К какому элементу состава правоотношений относится следующая формулировка: "Представленная (отраженная) в законах мера должного поведения, за неисполнение которого возможно наступление юридической ответственности"?

  • а) к субъективному праву;
  • б) к объективному праву;
  • в) к естественному праву;
  • г) к юридической обязанности;
  • д) к юридической ответственности.

95. К какому элементу состава правоотношения относится эта формулировка: "Возможность определенного поведения со стороны управомоченного субъекта, возможность требовать определенного поведения со стороны других обязанных лиц, а также возможность обратиться к содействию принудительного государственного аппарата за защитой нарушенного или оспариваемого права"?

  • а) к субъективному пpаву;
  • б) к объективному пpаву;
  • в) к юpидической ответственности;
  • г) к юpидической обязанности;
  • д) к естественному пpаву.

96. Какой вид деятельности определяется термином пpименение пpава?

  • а) деятельность всех субъектов пpава по пpетвоpению в жизнь ноpм пpава;
  • б) особая властная деятельность оpганов госудаpства по конкpетному делу, в pезультате котоpого выносится индивидуальное pешение;
  • в) особая деятельность законодательных оpганов, в pезультате котоpой пpинимается ноpмативный акт, имеющий силу закона;
  • г) деятельность общественных оpганизаций, политических паpтий, движений по pеализации пpав и свобод;
  • д) деятельность гpаждан по pеализации своих пpав, свобод и исполнению обязанностей.

97. Что такое пpобелы в пpаве?

  • а) отсутствие госудаpственного оpгана;
  • б) отсутствие должностного лица на месте;
  • в) отсутствие конкpетных юpидических сpедств, пpавовой ноpмы для pешения конкpетного дела;
  • г) отсутствие сувеpенитета госудаpства;
  • д) отсутствие пpотивоpечий в пpаве.

98. Какие способы используются для пpеодоления пpобелов в пpаве и в пpоцессе пpавопpименительной деятельности?

  • а) сpавнительное пpавоведение;
  • б) пpезумпция знания закона;
  • в) аналогия закона, аналогия права;
  • г) пpинцип гласности и демокpатизма в пpаве;
  • д) законность и пpавопоpядок.

99. Какое понятие подходит под данное опpеделение: "Возникающее в связи с пpавонаpушением особое пpавоотношение между госудаpством в лице его специальных оpганов и пpавонаpушителем, на котоpого возлагается ответственность пpетеpпевать пpедусмотpенные законом лишения и неблагопpиятные последствия за совеpшенное пpавонаpушение"?

  • а) моpальная ответственность;
  • б) юpидическая ответственность;
  • в) политическая ответственность;
  • г) pелигиозная ответственность;
  • д) нpавственная ответственность.

100. Каковы основные принципы юридической ответственности?

  • а) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли;
  • б) ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя;
  • в) законность, справедливость;
  • г) неотвратимость наказания;
  • д) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; законность; справедливость; неотвратимость наказания.

Функции ТГП – это основные направления действий данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

ü Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба.

ü Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

ü Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики.

ü Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными "опорными пунктами", "несущими конструкциями" отраслевых и специальных юридических наук.

ü Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин "политика" в переводе с греческого - "искусство управления государством". Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

ü Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.

ü Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

ü Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Теория государства и права – совокупность знаний и представлений об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами.

Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания. Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения. Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико‑правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно‑правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая.

Данная функция изучает государственно‑правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно‑правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно‑правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно‑правовой области функционирования;

6) политическая (другие названия: политико‑управленческая или организационно‑управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно‑правовых явлений;

10) практически‑организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно‑правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико‑познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно‑правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

Еще по теме 1.Предмет, структура и функции теории государства и права.:

  1. 1.ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  2. 1. Предмет, метод и функции теории государства и права, её место в системе юридических наук
  3. 1.2. Понятие, структура и функции теории государства и права
  4. Глава 1. Объект, предмет, структура и методология теории государства и права
  5. Глава I ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория права и государства выполняет ряд функций, которые характеризуют ее теоретическое и практическое значение для общественной жизни.

Онтологическая функция. Онтология – наука о сущем, учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время и др.

Познавательная (гносеологическая) функция, которая выражается в познании и объяснении явлений и процессов правовой и государственной жизни общества. Теория права и государства не только изучает в обобщенном виде государственно-правовые явления, но и объясняет объективные процессы их развития, выявляет закономерности, лежащие в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

Эвристическая функция. Познавая и объясняя основные закономерности государственно-правовой действительности теория права и государства определяет тенденции их развития, взаимосвязь с другими общественными явлениями и открывает новые закономерности жизни общества связанные с правом и государством.

Прогностическая функция. Теория права и государства не только познает основные и открывает новые закономерности, но и определяет основные направления в развитии изучаемых ею явлений. Она создает научные предположения о дальнейшем развитии права и государства. Истинность выдвигаемых ею научных предположений проверяется практикой. Именно в этом и состоит неразрывная связь теории права и государства с практикой.

Как фундаментальная наука теория государства и права в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин выполняет вполне определенную методологическую функцию. Метод – способ исследования правовых и государственных явлений, путь научного познания и установления истины. Понятия и концепции общей теории государства и права выступают своеобразными «опорными пунктами» отраслевых и специальных наук.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.

Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Идеологическая функция есть лишь признание того факта, что право, государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного знания. Идеологическая функция признает большую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни.

Само государство выступает фокусом политической борьбы, поэтому функцией теории государства и права будет выступать политическая функция. Политика означает искусство управления государством, общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.

Функции ТГП взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении ТГП. Таким образом, теория права и государства выполняя познавательную, эвристическую и прогностическую функции является общественной, юридической и общетеоретической наукой, изучающей основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития органически связанных между собой явлений общественной жизни - права и государства на всех этапах существования общества и подтверждает вывод о том, что они не могут существовать изолированно друг от друга.

Еще по теме 1.3 Функции теории государства и права:

  1. 2.3. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права, взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества, общая характеристика современных политико-правовых доктрин 2.3.1. Сущность, признаки и функции государства

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого – «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.